Краснохолмская 1923(?)–03(16).04.1955: Сергий Кудрявцев Красноярская (обн.) 1922–1924: Назарий Андреев 10 .1922–1923: Александр (Зосима) Сидоровский 18(31).08.1923–20.09(03.10).1923: Александр Авдентов 02(15).07.1923–: Георгий Жук 1924–1925: Александр Авдеитов, паки 10(23).06.1925–1926: Александр Авдентов, в третий раз 1926–1928: 07(20).01.1928–: Иоанн Житов 1926–08(21).01.1931: Алексий Копытов 08(21).01.1931–1934: Пётр Добринский 10 .1934–: Александр Авдентов, в четвёртый раз 1935–09(22).01.1938: Александр Турский Красноярская и Енисейская 16 .01 (08.02).1913–25.07(07.08).1917: Никон Бессонов 1917–1917: Гавриил Воеводин, в. у. 1917–1917: Зосима Сидоровский, в. у. 1917–09(22).02.1918: Назарий Андреев, в. у. 09(22).02.1918–1922: Назарий Андреев 1919–1919: Зосима Сидоровский, в. y., паки 1922–1927: 05(18).10.1927–03(16).02.1928: Никон Дегтяренко 09 .1928–17(30).05.1931: Мелхиседек Паевский 1929–1930: Амфилохий Скворцов 29 .07(11.08).1931–11(24).06.1933: Павел Павловский 16(29).06.1933–20 04(03.05).1934: Антоний Миловидов 10(23).04.1934–1935: Феофан Еланский 27 .08(09.09).1935–19.03(01.04).1936: Серафим Зборовский 19 .03(01.04).1936–22.10(04.11).1937: Сергий Куминский, в. у. 1937–1942: 1942–1943: Лука Войно-Ясснецкин 1944–1947: Варфоломей Городцов, в. у. Кременецкая 21 .04(04.05).1913–1918: Дионисий Валединский 1918–1920: 20 .01(02.02).1920–1920: Амвросий Казанский 1920–14(27).02.1923: Дионисий Валединский, паки 11(24).08.1924–1926: Симон Ивановский 1926–1928: 21 .05(03.06).1928–1940: Алексий Громадский 1940–: Антоний Марценко – 1943: 1943–1945: Иов Кресович Кременчугская (обн.) 05 .1925–03.1926: Иоанн Славгородский 09 .1927–1934: Михаил Митрофанов 1928–1929: Даниил Громовенко Крестецкая 1920–1922: Серафим Велицкий Крестецкая (обн.) 01(14).09.1922–07(20).02.1923: Макарий Опоцкий Криворожская 25 .06(08.07).1928–05(18).09.1930: Порфирий Гулевич Криворожская (обн.) 06 .1925–08.1925: Михаил Митрофанов 1925–1930: 03 .1930–05.1932: Димитрий Михальчук Кронштадтская 08(21).09.1916–17(30).06.1917: Мелхиседек Паевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Лит.: Иннокентий Святый, первый еп. Иркутский//Иркутские ЕВ. 1863. Приб. 24. С. 359-364; 25. С. 383-390; 26. С. 399-406; Переписка посланника [С. Л.] Владиславича[-Рагузинского] об отправлении архим. Антония Платковского в Пекин//Там же. 27. С. 420-427; 28. С. 435-443; Громов П. В., прот. Начало христианства в Иркутске и св. Иннокентий, первый епископ Иркутский. Иркутск, 1868; он же. Чудеса и прославление свт. Иннокентия, первого еп. Иркутского. Иркутск, 1902; он же. Сказание о св. Иннокентии, первом Иркутском епископе. М., 1906; Модест (Стрельбицкий), еп. О проповедничестве св. Иннокентия, первого Иркутского епископа и чудотворца. Иркутск, 1873; он же. Жизнь св. Иннокентия, первого Иркутского еп. и Чудотворца. Пермь, 1878; Савваитов П. И. Неудавшееся посольство рус. правосл. епископа [Иннокентия Кульчицкого] в Китай. [СПб.], 1873; Житие св. Иннокентия, первого еп. Иркутского и чудотворца/Сост.: И. Кузьмичёв. М., 1894; Св. Иннокентий, первый еп. Иркутский. М., 1894, 18964; Жизнь св. Иннокентия, первого еп. Иркутского. Томск, 1895; Соколов С. И. Св. Иннокентий, первый епископ Иркутский: (Ист.-библиогр. очерк). Томск, 1902; Голубинский. Канонизация святых. 19032. С. 173-176; Дроздов И. Н., свящ. Свт. Иннокентий, первый еп. Иркутский. Иркутск, 1903; Барсукова З. Н. Св. Иннокентий, первый Иркутский епископ: К 100-летию празднования открытого чествования его св. мощей. СПб., 1905; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913. СПб., 1913. С. 170, 174-179, 183, 189-190; Варфоломей [Городцов], архиеп. Сибирские святители-чудотворцы//ЖМП. 1948. 2. C. 31-39; Соколов Н., прот., Пивоваров Б., прот. Краткий очерк истории Иркутской епархии: В связи с 250-летием//Там же. 1977. 12. С. 58-60; Соколов Н., прот. В день памяти свт. Иннокентия, первого еп. Иркутского: Проповедь//Там же. 1978. 2. С. 33-35; Наумова О. Е. Иркутская епархия: XVIII - 1-я пол. XIX вв. Иркутск, 1996. С. 32-43; Ефимов А. Б. Нек-рые новые мат-лы из истории Пекинской духовной миссии//Науч.-богосл. труды по проблемам правосл. миссии. Белгород, 1999. С. 45-46; Нестор (Анисимов), митр. Православие в Сибири: (Ист. очерк)//«Свет Христов просвещает всех!»: Сб. тр. выдающихся миссионеров РПЦ/Сост.: прот. Б. И. Пивоваров. Новосиб., 2000. С. 460-526; Биографический словарь миссионеров РПЦ/Авт.-сост.: свящ. С. Широков. М., 2004. С. 141-143; Санников А. П. Воздействие гос-ва на приходскую организацию в XVIII в.: (По мат-лам Иркутской епархии)//Церковь и государство: История и современность. Иркутск, 2005. С. 93-113; Первосвятитель Иркутский, еп. Иннокентий I (Кульчицкий)/Сост.: В. В. Сидоренко. Иркутск, 2006; Бочкарев В., прот. Во граде свт. Иннокентия//Сибирь православная. 2006. 1(5). С. 22-40.

http://pravenc.ru/text/389621.html

Отдел по культуре много лет плодотворно сотрудничает с гос. учреждениями культуры, творческими коллективами и подразделениями культуры Новосибирской обл. Среди них - Новосибирская гос. филармония, областной Центр фольклора и этнографии, Новосибирский центр белорусской культуры, Новосибирский областной украинский культурный центр, Новосибирский гос. художественный музей, Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж), Новосибирский областной колледж культуры и искусств, Государственная публичная научно-техническая б-ка СО РАН, Централизованная библиотечная система Октябрьского р-на. В ходе совместной деятельности проводятся концерты, организуются выставки, осуществляются сценические постановки. Архиереи Викарный епископ: Новониколаевский еп. Софроний (Арефьев; 20 февр.- лето 1922). Архиереи самостоятельной епархии: митр. Никифор (Асташевский; 25 сент. 1924 - май 1935; с 1924 епископ, с 1927 архиепископ, с 18 апр. 1932 митрополит), архиеп. Сергий (Васильков; 8 мая 1935 - 29 июля 1937), митр. Варфоломей (Городцов; 26 июля 1943 - 1 июня 1956; первоначально в сане архиепископа, с 24 апр. 1949 в сане митрополита), митр. Нестор (Анисимов; 18 июля 1956 - 8 сент. 1958), еп. Донат (Щёголев; 8 сент. 1958 - 5 мая 1961), еп. Леонтий (Бондарь; 5 мая 1961 - 14 мая 1963), архиеп. Кассиан (Ярославский; 14 мая 1963 - 20 мая 1964), архиеп. Павел (Голышев; 23 июня 1964 - 2 февр. 1972), митр. Гедеон (Докукин; 2 февр. 1972 - 25 янв. 1990; первоначально в сане епископа, с 9 сент. 1977 в сане архиепископа, с 9 сент. 1987 в сане митрополита), Иркутский еп. Вадим (Лазебный; 26 янв.- 19 авг. 1990, в. у.), митр. Тихон (Емельянов; 19 авг. 1990 - 16 июля 1995 в сане епископа, вторично - с 28 дек. 2000 - 28 дек. 2018 (в сане архиепископа, с 8 янв. 2012 в сане митрополита)), еп. Сергий (Соколов; 10 дек. 1995 - 20 окт. 2000); митр. Никодим (Чибисов; 28 дек. 2018). Действующие монастыри Александро-Невский Покровский (женский, в пос. Колывань, учрежден 19 июля 1992), во имя арх. Михаила (мужской, в с. Козиха, учрежден 19 июля 1997), новосибирский во имя святого Иоанна Предтечи (мужской, в Новосибирске, учрежден 6 окт. 1999 во имя мч. Евгения, решением Синода от 27 марта 2007 переименован во имя св. Иоанна Предтечи), новосибирский во имя Новомучеников и исповедников Российских (мужской, в Новосибирске, учрежден 6 окт. 1999).

http://pravenc.ru/text/2577865.html

Отец Пимен любил совершать торжественные службы, с чтением акафистов, с торжественными молебнами. Прибыл он в обитель для настоятельства в конце 1949 года и пробыл здесь четыре года – до декабря 1953 года. К Пасхе 1950 года он был возведен в сан архимандрита. Братия обители относилась к своему настоятелю с искренним уважением и любовью. «За годы управления древней обителью архимандрит Пимен благоустроил ее как в духовном, так и в бытовом отношении, заслужив у братии и многочисленных богомольцев любовь и уважение», – писал бывавший в это время в обители будущий патриарх Алексий II. Нынешний наместник обители архимандрит Тихон (Секретарев) свидетельствует о предсказании, сделанном тогда старцем Симеоном (Желниным): «Старец Симеон предсказал архимандриту Пимену о его архиерейской хиротонии и патриаршем служении». Возглавив в январе 1954 года Троице-Сергиеву лавру в качестве наместника, отец Пимен много трудился и по устроению Московской духовной академии. Вместе с ректором протоиереем Константином Ружицким он добился возвращения академии Покровского храма и совершил в нем первую службу. Наместник принимал участие во всех академических торжествах, присутствовал на защите магистерских диссертаций, иногда просто приходил пообщаться со студентами. Архимандрит Пимен совершал монашеские постриги выпускников духовных школ. В годы его наместничества лавра активно восстанавливалась, были открыты два придела Трапезного храма, отреставрирована Смоленская церковь. Архимандрит Пимен 12 апреля 1954 года «во внимание к многолетнему усердному служению Церкви Божией» был удостоен Святейшим Патриархом Алексием I права ношения двух крестов с украшениями. Святейший Патриарх Пимен называл четыре года, проведенные в лавре, «особенно ответственным периодом» в своей жизни: «За этот прекрасный и содержательный отрезок жизни много получено духовного утешения и неведомой для мира радости, радости, понятной только инокам». Патриарх Алексий I хотел видеть архимандрита Пимена архиереем. К этому времени обозначилась острая нехватка деятельных и глубоко церковных архиереев. Поставленные в середине 1940-х годов епископы «старой школы», такие как Григорий (Чуков), Варфоломей (Городцов), Иоанн (Разумов), старели и становились менее активными, а епископы, поставленные из числа бывших обновленцев, не пользовались доверием патриарха и к этому времени находились на второстепенных кафедрах или за штатом. Епископы-репатрианты не могли продвигаться из-за предубежденности против них Совета по делам РПЦ. Патриарху в 1957 году исполнилось уже 80 лет, ему нужны были деятельные помощники.

http://pravoslavie.ru/36227.html

Отметим, что в числе соавторов данной службы должны быть названы Б. А. Тураев, митрополит Сергий (впоследствии Святейший Патриарх), иеромонах Иоанн (Широков, впоследствии епископ Волоколамский); священник Сергий Дурылин, а в числе консультантов — многие выдающиеся церковные деятели. Всё это выдвигает Службу в честь всех святых, в земле Российской просиявших, в редакции святителя Афанасия в ряд выдающихся гимнографических творений. Установление соборных празднований поставило перед литургистами и канонистами целый ряд задач, требующих решения. Должны ли святые, включённые в Собор, иметь отдельную память, отмеченную в месяцеслове календаря, или на это требуется особое, отдельное решение — и чьё? Допустимо и целесообразно ли, чтобы в одной епархии святому, включённому в местный Собор, служили молебны, а в других епархиях служили панихиды? Поскольку выявление имён для соборных празднований связано с поисковой работой в архивах и библиотеках, то таким путём должно ли идти пополнение имён? Если обратиться к истории, то общая тенденция была такова, что всякий святой, включавшийся в соборное празднование, отмечался впоследствии и отдельным днём памяти. Однако процесс этот то шёл стихийно, то встречал бюрократическое противодействие обмирщённых чиновников, и потому, когда началось установление соборных празднований, многие вопросы были отодвинуты. Но это не значит, что их не придётся решать в будущем. Ко второй группе служб, написанных в период 1945–1988 годов, относятся службы новопрославленным святым. Святитель Иоанн, митрополит Тобольский (†10 июня 1715) был прославлен ещё в 1916 г. Служба ему была издана в Новосибирске в 1947 году архиепископом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым). Вероятно, он и был составителем службы. Стиль службы повествовательный, с заметным влиянием русского языка. Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский (†3 февраля 1912) был прославлен Русской Церковью 10 апреля 1970 года. Службу ему составил в 1978 г. митрополит Ленинградский Никодим (Ротов; †1978) 10 . Служба опирается на традиции святительских служб.

http://pravmir.ru/gimnograficheskaya-dey...

Петухов Е.В. Возникновение и первоначальная организация Дерптского университета в начале XIX в.//Журнал Министерства народного просвеще­ния. 1901. С. 295–319; С. 1–28. Он же. Вопрос об университете в Лифляндии в XVIII в.//Журнал Мини­стерства народного просвещения. 1901. С. 1–11. Он же. Дерптский университет в первый период его существования (1803–1820)//Журнал Министерства народного просвещения. 1901. С. 303–363. Пивоваров Б., прот., Косик О.В. Варфоломей (Городцов, Городцев) – митрополит Новосибирский и Барнаульский//ПЭ. М., 2003. Т. 6. С. 713–715. Письма З.Н. Гиппиус к П.П. Перцову/Публ. М.М. Павловой//Русская литература. 1992. С. 134–157. Письмо епископа Графтона Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Антонию, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, первенствующему членуСвятейшего Правительствующего Всероссийского Синода и Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры священноархимандриту и пр...//ЦВ. 1903. 23 окт. С. 1346–1349; 30 окт. С. 1381–1385. Платон. Соч.: В 4 т./Под. общ. ред. А.Ф. Лосева , В.Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. М. С. Соловьева и др. – СПб.: О. Абышко, 2006. – Т. 1–4. Платон (Левшин) , митр. Краткая церковная российская история: В 2 т. – М.: Синод, тип., 1805. – Т. 1–2. Плотникова Н.Ю. Архангельский Александр Андреевич – русский хоро­вой дирижер, композитор, педагог//ПЭ. М., 2001. Т. 3. С. 485–486. Повесть временных лет/Подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д.С. Лихачева; Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Наука, 1996. – 668 с. – (Литературные памятники). Поздняев Д.М., свящ. Православие в Китае (1900–1997 гг.). – М.: Изд-во Свято-Владимир. братства, 1998. – 276, с. ил. Он же. Церковь на крови мучеников//Китайский благовестник. 2000. С. 22–26. Полный китайско-русский словарь, составленный по словарям Чжайльса, архимандрита Палладия [Кафарова, П.И.], П.С. Попова и др./Под ред. еп. Иннокентия [Фигуровского]: В 2 т. – Пекин: Пекинск. духовная миссия, 1909. Т. 1–2. Положение об Александровской миссионерской духовной семинарии в селении Ардоне (Терской области)//Андрей (Мороз), игум. История Владикавказской епархии. Элиста, 2006. С. 234–236.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Поддерживал связь с насельницами обители и после ее разгона в 1927 году. В 1936–1939 годах находился в заключении. В 1943 году рукоположен в священника в Таганроге. Во время войны служил в Киеве во Владимирском соборе. Ушел с немецкими войсками, проживал в Германии, а затем в США. Служил настоятелем храма в Балтиморе, затем во Флориде. Составитель так называемой 2й части «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Макарий (Даев Сергей Константинович, 21.06.1888–13.01.1960), архиепископ Можайский. В 1912 году рукоположен в сан иерея. В 1937 году начал работать в канцелярии митрополита Сергия (Страгородского) . Долгие годы служил настоятелем Ризоположенской церкви в Москве. В 1944 году – помощник митрополита Николая (Крутицкого). В начале мая 1944 года пострижен в монашество, а 14 мая Святейшим Патриархом Сергием посвящен в сан епископа Можайского. 20 июня 1946года был назначен председателем хозяйственного управления при Священном Синоде, на которое легли все тяготы по налаживанию разоренной церковной жизни. Владыка Макарий отвечал за хозяйство Патриархии, Лавры, Духовной академии, семинарии, ремонтно-строительные работы, мастерские (свечную и церковной утвари) и за снабжение. Его работа по укреплению хозяйства Русской Православной Церкви была признана успешной, и 25 февраля 1951 года Святейший Патриарх Алексий посвятил его в сан архиепископа. В 1958 году принимал участие в хиротонии во епископа архимандрита Иоанна (Вендланда) . Погребен на Ваганьковском кладбище Москвы. Максим (Кроха Борис Иванович, 25.12.1928–27.02.2002), архиепископ. Родился в семье крестьянина. Отец в годы коллективизации был сослан на строительство Беломорканала как кулак. В 1949 году митрополитом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым) пострижен в монашество. В 1950 году рукоположен во иеродиакона, в 1954 году – во иеромонаха. В 1955 году окончил академию со степенью кандидата богословия. Служил в Ленинградской, Ярославской и Минской епархиях. В 1972 году хиротонисан во епископа Аргентинского и Южноамериканского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Понемногу советское руководство стало осознавать, что Церковь может быть использована и для консолидации народа, и для пропаганды советского строя. Уже в 1942г. Московская Патриархия была привлечена к изданию книги «Правда о религии в России», где отрицались гонения со стороны коммунистов, зато в качестве гонителей веры выставлялись германские оккупанты. Выпущенная большим тиражом книга была снабжена фотографиями разрушенных храмов, находившихся на оккупированных территориях. Митрополит Сергий издал и ряд антигитлеровских посланий. «Не победить фашистам, возымевшим дерзость вместо Креста Христова признать своим знаменем языческую свастику», – говорилось в пасхальном послании митрополита в 1942 г. В том же 1942 г. начались и некоторые послабления, и декларативные жесты в отношении Церкви. В ноябре 1942 г. митрополит Николай (Ярушевич) был назначен членом комиссии по расследованию гитлеровских злодеяний. Было разрешено поставить на кафедры нескольких архиереев. Некоторые из них вернулись из ссылок и заключения, – например, епископы Иоанн (Братолюбов), Стефан (Проценко), Александр (Толстопятов), Алексий (Палицын). Митрополит Сергий постригал в монашество и рукополагал во епископы вдовых священников. Среди них были епископы Григорий (Чуков), Варфоломей (Городцов), Димитрий (Градусов), Елевферий (Воронцов) и др. Были единичные случаи открытия храмов местными властями. В начале марта 1943 г. в Красноярске первый секретарь обкома ВКП(б) разрешил открытие церкви на окраине города. Храм стал кафедральным собором, а ссыльный святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был назначен Московской Патриархией архиепископом Красноярским. Поданным М.В.Шкаровского, кое-где храмы открывались народом стихийно, без согласования с властями. Государство предпочло временно не озлоблять людей закрытием церквей – в годы тяжелейшей войны народные волнения на религиозной почве были не нужны. Еще одной причиной, по которой власть не препятствовала точечному возвращению храмов, были практические соображения: верующий народ был готов жертвовать средства на военные нужды, и в качестве центров для сбора средств храмы вполне подходили.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прежде всего, это – значительное количество публикаций, посвящённых памятным датам, празднуемым в изучаемые годы, связанных с апостолами Петром и Павлом. При этом большинство статей содержат множество исторических сведений и подробностей, относящихся к библейским личностям. Также большинство рассмотренных статей написаны в ярком, художественном стиле, что, как правило, существенно дополняет и даже «украшает» приводимые евангельские фрагменты. Вероятно, такая литературная форма изложения материала выбиралась авторами и редакцией журнала не случайно, поскольку позволяла предоставить информацию читателям в наиболее доступной форме в сложный период истории Русской Церкви. При анализе нескольких работ выявилось, что через исследования библейских текстов проходит сквозная тема – «борьба за мир во всем мире». Эта в целом внешняя и не имеющая прямого отношения к библеистике тема появилась в научных трудах тех лет и получала в них богословское обоснование явно под влиянием партийно-государственной идеологии СССР. Таким образом, по итогам изучения публикаций по библеистике в СССР в период (1922) 1943–1951 гг. можно сделать вывод, что большинство публикаций носят описательный характер, содержат авторские комментарии с элементами толкования. При этом некоторые авторы, при сохранении общей публицистической направленности статей стремятся, в то же время, придать им научный характер. Источники и литература 1 . Алексеев А. А. Библейские исследования в России в XIX и XX вв. Материалы конференции «Русская церковная наука до 1917 г. и её наследие в наши дни» (13–14 сентября 2013 г.)//Вестник ПСТГУ III: Филология. М., 2014. 1(36). С. 9–28. 2 . Варфоломей (Городцов), митр. О пастырском служении по св. апостолу Павлу//Журнал Московской Патриархии. М., 1950. 1. С. 43–50; 4. С. 54–59; 5. С. 54–60. 3 . Лука (Войно-Ясенецкий) , архиеп. «К миру призвал нас Господь» ( 1Кор. 7:15 )//Журнал Московской Патриархии. М., 1948. 1. С. 61–64. 4 . Лука (Войно-Ясенецкий) , архиеп. Искушение Господа Иисуса Христа диаво- лом в пустыне//Журнал Московской Патриархии. М., 1953. 2. С. 37–41.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Революционные выступления сопровождались грабежами храмов и мон-рей, в связи с чем 5 мая 1905 г. Святейший Синод издал указ о принятии жестких мер в отношении группировок, замешанных в грабежах церковного имущества, а также об организации специальной охраны при храмах (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 22466. Л. 8). В годы революции в Тифлисе было создано неск. рус. патриотических орг-ций. В 1905 г. наместник на Кавказе Воронцов-Дашков поручил ген. армии Кавказского военного округа А. Грязнову создать Об-во патриотов, призванное объединить русских верующих. 22 окт. 1905 г. об-во провело в Тифлисе манифестацию с крестами и иконами, призывая рус. часть населения Кавказа к объединению в борьбе против революции, закончившуюся столкновениями с груз. населением города ( Ломидзе. 1959. С. 48). В 1905 г. при первой тифлисской миссионерской ц. во имя арх. Михаила (р-н Авлабар) было создано Епархиально-миссионерское братство, активное участие в деятельности к-рого приняли экзарх и высшее рус. духовенство: они регулярно созывали «патриотические вечера», где читали лекции-проповеди, посвященные революционному движению и сектантству. Так, в 1905 г. братство организовало 4 вечера (Обзор. 1910. С. 60). Позднее на базе братства возникла новая организация - Союз союзников России, ее основателем был В. М. Пуришкевич. В мае 1905 г. прот. сщмч. Иоанн Восторгов и настоятель второй тифлисской миссионерской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери прот. Сергий Городцов (впосл. митр. Новосибирский Варфоломей ) создали Партию сторонников порядка. Партия объединила 800 чел., выступивших против революции, считавших ее основной причиной поражения России в русско-япон. войне. Партия, полагаясь на посредничество наместника гр. Воронцова-Дашкова, ходатайствовала перед императором о принятии жестких мер в отношении участников революционного движения в Грузии (Обзор. 1910. С. 70-71). В 1907 г. на основе созданного в С.-Петербурге Религиозно-философского об-ва в Тифлисе было основано аналогичное об-во, непосредственно подчинявшееся экзарху. В его состав входили почетные члены (известные своей деятельностью или трудами), действительные и члены-соревнователи. Руководство об-вом осуществлял председатель, его товарищ, секретарь и не менее 3 членов совета об-ва. Общие собрания проводились не реже 1 раза в год, экономическую основу составляли членские взносы - 3 и более рубля в год, пожертвования, сборы с лекций, доходы от изданий. Члены об-ва читали лекции и проводили семинары - в основном в тюрьмах, больницах, ночлежках, приютах и домах престарелых; ведущее место отводилось секции народного чтения, где регулярно обсуждались религ. произведения, толковался НЗ, читались популярные рефераты по религиозно-философской тематике. Специальные секции об-ва действовали во всех епархиях Г. Э. Об-во, просуществовавшее до 1912 г., открывало небольшие б-ки, издавало религ. лит-ру и т. д. (ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Ед. хр. 22651. Л. 1, 37). Вопрос о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви

http://pravenc.ru/text/168201.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010