«Мы – дети катакомбной церкви тех лет когда открылись храмы Троице-Сергиевой Лавры и туда хлынула масса людей, мы смешались с этими толпами и не посмели отделить себя от них и усомниться. Мы не рассуждали, не мудрствовали, а приняли изменение вокруг нас как должное и покорились с радостью, посчитав это волей Божией. Да и о чем можно было спорить, стоя рядом с мощами преподобного Сергия? Он нас позвал, и мы пошли» 716 . Другая часть оппозиционеров окончательно ушла в подполье и стала осознавать свое нелегальное положение как норму 717 . В это же время появляется ряд сочинений, написанных в жанрах проповеди , пророчества, видения и обличающих легальную Церковь . Одна из таких проповедей 27 июня 1944 г. была обнаружена в почтовом ящике архиеп. Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Городцова). В ней, в частности, говорилось следующее (с сохранением орфографии оригинала): «Вы присвоили чужое звание себе. Вы самозванцы, называетесь пастырями церкви, нет вы не пастыри – вы еретики и хуже еретиков, сатанисты двадцатого века. Почему, да потому, что вы прославляете сатаниста Сталина, главного предтечу антихриста, который принес хулу на бога и на святого духа, на св троицу и вы его прославляете Вы не истинные пастыри, вы волки в овечьих шкурах. Вы работаете не богу, а безбожию. Бог отнял у вас разум, вы забыли, что Госп Ис Х сказал – нельзя работать богу и мамоне. Господь поразил вашего главного самозванца патр Сергия к вразумлению вас всех, а вы не вразумляетесь, а наипаче прилепляетесь к гнусным сатанистам, если вы не остановитесь, не пойдете истинным путем, то ожидайте – всех скоро Господь поразит» 718 . Послание это, как предположил уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви, было непосредственным откликом на проповедь архиеп. Варфоломея, произнесенную в третью годовщину начала Великой Отечественной войны, и на провозглашенное в храме многолетие И. В. Сталину. Богослужение 22 июня, безусловно, было поводом для выпада в адрес архиеп. Варфоломея, но причиной его была общая активизация легальной Церкви (как раз в феврале 1944 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В авг. 1919 г., перед вступлением в Тобольск частей Красной армии, управляющий Тобольской епархией Берёзовский еп. Иринарх (Синеоков-Андриевский) перенес гроб с мощами И. в подвальное помещение тобольского Покровского собора. 15 сент. 1920 г. мощи были извлечены из подвала и помещены в Покровском соборе. 10 окт. 1922 г. по распоряжению Тюменского губисполкома на паперти собора в присутствии множества людей комиссией из представителей исполкома и духовенства было произведено вскрытие мощей И. Останки выставили на всеобщее обозрение, был устроен антирелиг. митинг. Нек-рое время после вскрытия мощи по-прежнему пребывали в Покровском соборе, затем поступили в антирелиг. отдел местного краеведческого музея в здании бывш. архиерейского дома. В июне 1946 г. мощи И. осмотрел посетивший Тобольск Новосибирский и Барнаульский архиеп. Варфоломей (Городцов) . В июле он обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой о содействии в передаче мощей И. церкви. Заручившись поддержкой патриарха, архиеп. Варфоломей отправил 2 марта 1947 г. соответствующее ходатайство в Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 611. Л. 4). 14 июня 1947 г. мощи И. были переданы в Покровский кафедральный собор. По этому случаю Новосибирское ЕУ переиздало службу святителю. В 1984 г. в связи с подготовкой к празднованию Тысячелетия Крещения Руси по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собору Сибирских святых. Первое празднование Собору совершили в Тобольске 23(10) июня 1984 г., в день памяти И. Посвященные И. храмы, открытые преимущественно в 90-х гг. XX - нач. XXI в., действуют в Омске, в г. Черепанове Новосибирской обл., в пос. Дорогино Черепановского р-на, в Екатеринбурге, в Новокузнецке, в г. Берёзовском Кемеровской обл. В. В. Бусыгин, прот. Борис Пивоваров Сочинения Основные сочинения были созданы И. в период пребывания на Черниговской кафедре. почти все опубликованные труды святителя напечатаны в Чернигове, в типографии Болдинского Ильинского мон-ря (кроме соч. «Псалом пятидесятый, от Писания взятый», напечатанного в Киеве). Поэтические произведения И. имеют нравственно-дидактический характер. Первой публикацией духовного писателя стало небольшое стихотворное соч. «От креста Церковь зачинает дело», помещенное в качестве предисловия к кн. «Полуустав, имеющий в себе дневную и нощную службу, по преданию Святой Церкви» (Чернигов, 1703). Оно посвящено прославлению Креста Господня.

http://pravenc.ru/text/468961.html

Восстановление церковной жизни в регионе связано с именем свт. Луки (Войно-Ясенецкого). Ведущий российский специалист по гнойной хирургии был вызван из ссылки в пос. Б. Мурта для работы в эвакогоспитале 1515 в должности «начальника отделения» (ГА Красноярского края. Ф. Р-1384. Оп. 2. Д. 78. Л. 18; Д. 79. Л. 132) и фактически исполнял должность главного хирурга-консультанта. 27 дек. 1942 г. владыка был назначен на вдовствовавшую с нояб. 1937 г. Красноярскую кафедру (осенью 1942 возведен в сан архиепископа). После изменения отношения гос-ва к Церкви на территории края прежде всего была воздвигнута Никольская кладбищенская часовня в Красноярске. 27 февр. 1943 г., во Вселенскую родительскую субботу, в ней было совершено 1-е богослужение. 8 сент. 1943 г. свт. Лука участвовал в Архиерейском Соборе, избравшем патриархом митр. Сергия (Страгородского). После перевода в нач. янв. 1944 г. архиеп. Луки на Тамбовскую кафедру во временное управление Красноярской епархии вступил архиеп. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов ; впосл. митрополит). Патриаршим указом от 4 авг. 1947 г. бывш. обновленческий митрополит еп. Ульяновский и Мелекесский Софроний назначен викарным епископом Красноярским; архиеп. Варфоломей при этом извещал Н. Попова: «…Красноярская Епархия оставлена непосредственно в моем руководстве» (Там же. Ф. Р-2384. Оп. 1. Д. 73. Л. 161). После скоропостижной кончины еп. Софрония (24 дек. 1947) викарным епископом Красноярским назначен с 23 янв. 1948 г. еп. Иоанникий (Сперанский) , в годы войны живший в Красноярске, а с 22 мая 1947 г. служивший настоятелем Никольской кладбищенской ц. (его кандидатуру предлагал на кафедру перед отъездом из Красноярска еще архиеп. Лука). С апр. 1949 до 20 июля 1990 г. приходы Красноярской епархии (в качестве благочиния) управлялись непосредственно архиереями Новосибирско-Барнаульской епархии. Второй из открытых в Красноярске стала Покровская ц. (3 окт. 1944, договор о ее передаче общине подписан 8 мая 1945). В 1943-1947 гг. в регионе были открыты 21 церковь и 1 часовня. На практике открывались только те церкви, в к-рые назначался настоятель, что не всегда могло быть осуществлено из-за отсутствия кадров и бедности отдаленных сельских приходов. На 1949 г. на территории совр. К. и А. е. существовало 20 общин и 19 храмов.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

Кто-то, кто был в ссылке вместе с епископом Германом, сделал к ним небольшие пояснения, и в таком виде они и были опубликованы, вместе с письмами епископа Германа послушнице Татьяне, «Вестником РСХД» (Нью-Йорк – Париж, 1973, 107,108 – 110). Где находятся подлинники и сохранились ли они, неизвестно. Эти письма приоткрывают для нас внутренний мир матушки, большую требовательность к себе, ее заботы в те годы. Среди фотографий, оставшихся после игумении, – портрет митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Городцова). После Соловецкого лагеря и ссылки, до епископской хиротонии, в 1935 – 1942 годах он был приходским священником в Клинском районе, в селе Воловникове. Ничего не известно о том, как был связан владыка митрополит с акатовскими монахинями. Но, конечно, эта фотография, не ранее 1949 года, когда владыка был возведен в сан митрополита, оказалась у матушки не случайно. Каким человеком был этот старейший, заслуженный архиерей? Из пространной характеристики 1949 года, написанной уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви при Новосибирском облисполкоме: «Архиепископ Варфоломей – фанатично религиозный человек, с глубоко консервативными взглядами, большой приверженец русской старины... стремящийся всеми силами и средствами расширить влияние Церкви, упрочить ее положение, уберечь духовенство и верующих от всякого прогрессивного влияния извне. В этих вопросах он неутомим, несмотря на свой возраст... Большинство верующих характеризуют архиепископа Варфоломея как человека подвижнической жизни, скромного, с безупречным поведением, доступного, прекрасно знающего церковное богослужение во всех деталях, ревностного служителя Православной Церкви» 37 . В заключение этого доброго свидетельства от внешних ( 1Тим. 3:7 ) отмечено, что «архиепископ Варфоломей по характеру человек прямой, свои мысли и желания высказывает прямо, не дипломатничает». Но еще ярче, чем отзыв советского чиновника, рисует его облик рассказ католикоса-патриарха Грузии Ефрема (Сидамонидзе), записанный архимандритом Рафаилом (Карелиным) .

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Хиротонию епископа Евстратия, совершенную во Владимирском соборе Киева, возглавлял патриарх Алексий I. При вручении жезла новопоставленному епископу Святейший Патриарх произнес речь, в которой выразил озабоченность нравственным и религиозным состоянием части духовенства, проникновением в среду пастырей чуждых Церкви элементов: «Не излишним почитаю напомнить тебе еще одну заповедь апостола: руки скоро не возлагай ни на когоже, ниже приобщайся чужим грехам ( 1Тим. 5:22 ). Исполнение этой заповеди особенно потребно ныне, когда оскуде, по слову пророка, преподобный ( Пс. 11:2 ), когда ищущие служения Церкви Божией часто не проникнуты разумением святости этого служения и не заботятся о святости, ища лишь внешних благ. Охраняя святость служения церковного и вспоминая ревность Господа Христа о доме Божием, дерзай очищать вверенную тебе паству от тех, кто под личиною овечьей скрывает лицо волчье, и от тех, кто с корыстными целями приметается к алтарю Христову». На 1 января 1947 г. епископат Русской Церкви насчитывал 70 архиереев, а через три года, в декабре 1949 г., – уже 74 епископа. Помимо патриарха это были 5 митрополитов: Крутицкий Николай, Киевский Иоанн, Ленинградский Григорий, Рижский Вениамин (Федченков) , Новосибирский Варфоломей (Городцов); 21 архиепископ, в том числе один викарный, 40 епархиальных и 7 викарных епископов. В это число (74) не входят находившиеся в юрисдикции Московской Патриархии архиереи, которые совершали свое служение за пределами СССР – в Чехословакии, Франции, Германии, США и других странах. Во второй половине 50-х гг. продолжали совершаться посвящения новых епископов, причем происходила быстрая смена поколений в российском епископате: уходили из жизни немногие архиереи, рукоположенные в дореволюционное время и в 20–30-е гг., уходили и те, кто был хиротонисан в маститой старости в военное лихолетье и первые послевоенные годы, чаще всего из вдовых протоиереев. В иной мир отошли митрополиты Григорий (Чуков; † 1955), Варфоломей (Городцов; † 1956), архиепископы Андрей (Комаров; † 1955), Димитрий (Градусов; † 1956).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

11 Митр. Рижский и Латвийский Леонид (Поляков; 1913–1990), доктор церковной истории (1964). 12 Прот. Петр Викторович Гнедич (1906–1963), проф. МДА (патрология и византология), магистр богословия (1962). 13 Павел (Черемухин), иеромонах (впоследствии снял сан), кандидат богословия (1956). 14 Михаил Алексеевич Добрынин (1922–1963), доц. ЛДА (древнееврейский язык и Священное Писание Ветхого Завета), кандидат богословия (1958). 15 Архиеп. Архангельский и Холмогорский (впоследствии Ростовский и Новочеркасский) Никандр (Викторов; 1891–1961), доц. Богословского института (Харбин), кандидат богословия (1915). 16 Архиеп. (впоследствии митрополит Симферопольский и Крымский) Гурий (Егоров; 1891–1965), кандидат богословия (1917). 17 Свт. Лука (Войно-Ясенецкий; 1877–1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, исповедник (память 29 мая), богослов, врач, художник. 18 Г.И. Шиманский (1915–1970), преп. КДС, кандидат богословия (1951). 19 Д.Г. Яхонтов, автор в ЖМП 1960-х годов. 20 Леонид Александрович Успенский (1902–1987), богослов и иконописец. 21 Владимир Николаевич Лосский (1903–1960), выдающийся русский богослов. 22 Алексей Сергеевич Мерзлюкин (1898–1970), иконописец, историк, богослов; посвятил жизнь изучению и описанию богородичных икон. 23 Впоследствии архиеп. Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин; 1900–1985), богослов, исследователь творчества прп. Симеона Нового Богослова. 24 Николай Никанорович Глубоковский (1863–1937), проф. СПбДА (Св. Писание Нового Завета), доктор богословия (1897), редактор «Богословской энциклопедии» (с 1905). 25 Митр. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов; 1866–1956), магистр богословия. 26 Архиеп. Суздальский Гурий (Степанов; 1880–1938), проф. КазДА, востоковед. 27 Еп. (впоследствии митр. Ленинградский и Новгородский) Никодим (Ротов; 1929–1978), доктор богословия (1975). 28 Прот. Константин Иванович Ружицкий (1888–1964), ректор МДА (1951–1964), доктор богословия (1964). 29 Архим. Питирим (Нечаев; 1926–2003), впоследствии митр. Волоколамский и Юрьевский, главный редактор ЖМП (1963–1994).

http://e-vestnik.ru/analytics/bogoslovsk...

14             августа 1711 года святитель Иоанн по возведении в сан ми­трополита прибыл на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Святитель неустанно заботился о просвещении своей епархии. Там он продолжил дело, начатое в Чернигове: усовершенствовал школу, открытую его пред­шественником, знаменитым миссионером святым митрополитом Фило- феем (Лещинским; 1727, память 10 июня Собор Сибирских святых), продолжил апостольскую проповедь среди язычников Сибири, обратив к Христу многие тысячи людей. В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). В Тобольске он вновь приступил к издательскому делу, использовав созданную им в Чернигове типографию. К тому времени относится издание митрополитом Иоанном «Илиотропиона» на славяно-русском языке (1714), чтобы его понимали и сибиряки. О жизни святителя в Сибири летописец говорит: «Был тих, скро­мен, благорассудлив, о бедных сострадателен, милостив». Часто он помогал людям. Тайно, а иногда в одежде простого инока, приносил в дома нуждающихся щедрую милостыню со словами: «Примите во имя Иисуса Христа». Его дом в Тобольске всегда был открыт для всех нуждавшихся в помощи и слове утешения. Даже в день преставления 10 июня 1715 года святитель Иоанн, после Божественной литургии, как это было в обычае у него и раньше, устроил в своем доме трапезу для духовенства и бедняков и сам прислуживал за столом. Затем, про­стившись со всеми, святитель удалился в свои покои и во время благо­веста к вечерне скончался в молитве, стоя на коленях. Святитель был погребен в приделе святителя Иоанна Златоуста Тобольского Успен­ского Софийского собора. Святитель Иоанн издавна чтится в Сибири. Ввиду многочислен­ных чудес и давнего местного почитания святителя Иоанна в 1916 году Русская Церковь установила празднование памяти святителя в день его преставления к Богу 10 июня. Память о святителе Иоанне бережно хранят сибиряки и все ве­рующие русские люди. Его святые мощи и поныне почивает в Тоболь­ском соборе Покрова Божией Матери. Служба ему была переиздана по благословению святейшего патриарха Алексия I митрополитом Варфоломеем (Городцовым) в 1947 году в городе Новосибирске. День двенадцатый. Благоверная великая княгиня Анна Кашинская

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

14 августа 1711 года святитель Иоанн по возведении в сан митрополита прибыл на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Здесь Святитель неустанно заботился о просвещении своей паствы. Там он продолжил дело, начатое в Чернигове: усовершенствовал школу, открытую его предшественником – знаменитым миссионером митрополитом Филофеем (Лешинским; †1727), продолжил апостольскую проповедь среди язычников Сибири, обратив ко Христу тысячи людей. В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). В Тобольске он вновь приступил к издательскому делу, используя опыт создания типографии в Чернигове. Скончался Святитель 10 июня 1715 года во время молитвы в своей келье. Погребен он был в приделе святителя Иоанна Златоуста в Тобольском Успенско-Софийском соборе. В последующее время у его гробницы совершались многочисленные чудеса, положившие начало почитанию святителя Иоанна. «Много записано соборным тобольским духовенством случаев благодатной помощи святителя Иоанна, и эти чудеса побудили произвести освидетельствование останков Святителя» 1322 . В 1916 году Русская Церковь причислила его к лику святых. Торжества канонизации возглавил миссионер Сибири митрополит Макарий (Невский ; †1926; пам. 16 февр.) 1323 . Служба святителю Иоанну была издана по благословению Святейшего Патриарха Алексия I в 1947 году митрополитом Варфоломеем (Городцовым) в Новосибирске 1324 . В службе он прославляется как «истинный любитель Слова Божия, мудрый наставник и подвижник, архипастырь нищелюбивый и благостный», «в земле Сибирской подвиг святительский скончавший и блаженною кончиною своею святость свою явивший» 1325 . Важным событием в жизни Русской Церкви явился Поместный Собор 1917–1918 годов, проходивший на стыке двух периодов истории Русской Церкви – Синодального и Патриаршего. На Соборе были прославлены еще два святителя: святитель Софроний, епископ Иркутский (†1771; пам. 30 марта), а также священномученик Иосиф, первый митрополит Астраханский (†1671; пам. 11 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

14 августа 1711 года святитель Иоанн по возведении в сан митрополита прибыл на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Здесь Святитель неустанно заботился о просвещении своей паствы. Там он продолжил дело, начатое в Чернигове: усовершенствовал школу, открытую его предшественником — знаменитым миссионером митрополитом Филофеем (Лещинским; †1727), продолжил апостоль­скую проповедь среди язычников Сибири, обратив ко Христу тысячи людей. В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). В Тобольске он вновь приступил к издательскому делу, используя опыт создания типографии в Чернигове. СкончалсяСвятитель 10 июня 1715 года во время молитвы в своей келье. Погребен он был в приделе святителя Иоанна Златоуста в Тобольском Успенско-Софийском соборе. В последующее время у его гробницы совершались многочисленные чудеса, положившие начало почитанию святителя Иоанна. “Много записано соборным тобольским духовенством случаев благодатной помощи святителя Иоанна, и эти чудеса побудили произвести освидетельствование останков Святителя” 54 . В 1916 году Русская Церковь причислила его к лику святых. Торжества канонизации возглавил миссионер Сибири митрополит Макарий (Невский; †1926; пам. 16 февр.) 55 . Служба святителю Иоанну была издана по благословению Святейшего Патриарха Алексия I в 1947 году митрополитом Варфоломеем (Городцовым) в Новосибирске 56 . В службе он прославляется как “истинный любитель Слова Божия, мудрый наставник и подвижник, архипастырь нищелюбивый и благостный”, “в земле Сибирской подвиг святительский скончавший и блаженною кончиною своею святость свою явивший” 57 . Важным событием в жизни Русской Церкви явился Поместный Собор 1917–1918 годов, проходивший на стыке двух периодов истории Русской Церкви — Синодального и Патриаршего. На Соборе были прославлены еще два святителя: святитель Софроний, епископ Иркутский (†1771; пам. 30 марта), а также священномученик Иосиф, первый митрополит Астраханский (†1671; пам. 11 мая). Как отмечает проф.

http://pravmir.ru/russkie-svyatyie-prosl...

18 июля 1956 года митрополит Нестор получает назначение на Новосибирскую и Барнаульскую епархию. Эту кафедру, объединяющую почти всю Сибирь, до него занимал митрополит Варфоломей (Городцов). Заместитель Председателя Совета по делам Русской Православной церкви при Совете министров СССР пишет 3 августа 1956 года письмо уполномоченному Совета: «Во взаимоотношениях с митрополитом Нестором Вам необходимо учесть то обстоятельство, что он всего несколько месяцев [?!] находится в СССР и не знает советских условий, поэтому с его стороны возможны действия, которые не будут соответствовать нашему законодательству, относящемуся к церкви и сложившейся практике взаимоотношений церкви с советскими органами. В такого рода вопросах следует оказывать ему необходимую помощь, разъясняя существо законов и практику взаимоотношений Уполномоченного с митрополитом Варфоломеем». 250 Свыше шести месяцев ему, как бывшему заключенному, отказывали в прописке. Даже по установлениям того времени это было серьезным юридическим нарушением, так как Владыка был освобожден досрочно, «без последующих поражений прав». Митрополит Нестор был встречен в Новосибирске с большой радостью. Несмотря на перенесенные испытания и болезни, он ревностно взялся за налаживание богослужебной жизни, упорядочение дел в епархии. По словам А. К. Караулова, «Владыка возобновил регулярные архиерейские богослужения в Воскресенском кафедральном соборе и в кладбищенской Успенской церкви. Много ездил по епархии, бывая даже в таких местах, где никогда не проводилось архиерейское служение (например, в самом северном городе епархии Колпашево). Владыка умел придать службе особую атмосферу молитвенности и высокой торжественности. Это привлекало большие массы молящихся и, в том числе, молодежи. В службах участвовало до 20 иподиаконов, многие из которых впоследствии навсегда связали свою судьбу с церковью. Регентом был назначен Константин Павлючек (бывший регент харбинской Скорбященской церкви в Доме Милосердия), что значительно повысило профессиональный уровень хора. В соборе зазвучали произведения Чайковского, Рахманинова, Гречанинова, Архангельского, Бортнянского, Веделя и др. Стали проводиться (2–3 раза в год) духовные концерты». 251

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010