Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЕВСКИЙ Григорий Петрович (31.07.1866, с. Глинка Гжатского у. Смоленской губ.- 14.02.1948, Москва), археограф, библиограф, историк Церкви. Из семьи священника. Окончил Вяземское ДУ, в 1886 г.- Смоленскую ДС. Как лучший студент курса был направлен в СПбДА на казенный счет. Однокурсниками Г. по академии были иером. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) и С. Д. Городцов (впосл. Новосибирский митр. Варфоломей ), с к-рыми и в дальнейшем его связывала тесная дружба. Окончил СПбДА в 1890 г. со степенью канд. богословия (канд. соч. «Христианство в понимании русских людей в домонгольский период по памятникам книжной и народной литературы»). Под влиянием педагога С. А. Рачинского решил посвятить себя научной, лит. и просветительской деятельности. Г. П. Георгиевский. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Г. П. Георгиевский. Фотография. 30-е гг. ХХ в. С сент. 1890 г. Г. служил дежурным чиновником при читальном зале б-ки Московского публичного и Румянцевского музеев (МПРМ), работал вместе с философом Н. Ф. Фёдоровым , в 1892 г. стал помощником хранителя Отд-ния рукописей и слав. старопечатных книг МПРМ. В 1894-1896 гг. Г. одновременно преподавал в Москве в приходской школе ц. Вознесения Господня за Серпуховскими воротами и в монастырской школе Высокопетровского во имя свт. Петра, митр. Московского, муж. мон-ря . В 1898-1903 гг. помимо Отд-ния рукописей и слав. старопечатных книг работал в Отд-нии доисторических, христ. и рус. древностей. В 1903 г. Г. был назначен хранителем Отд-ния рукописей и слав. старопечатных книг, а также членом ученого совета музея. Благодаря его активной деятельности в отд-ние поступило немало ценных собраний старопечатных и рукописных памятников, в т. ч. рукописей писателей Нового времени. В 1916 г. Г. обнаружил в Уфимской губ. и привез в МПРМ уникальную коллекцию нотных богослужебных рукописных книг прот. Д. Разумовского . В 1915 г. благодаря усилиям Г. рукописное наследие Л. Н. Толстого было сосредоточено в специальном хранилище Отд-ния («Толстовская комната»).

http://pravenc.ru/text/162163.html

В Новосибирске пройдет научно-практическая конференция «Сохранение исторической памяти о новомучениках, исповедниках и жертвах репрессий» Новосибирск, 20 марта 2019 г.      27 марта 2019 года в Новосибирской государственной областной научной библиотеке состоится Научно-практическая конференция «Сохранение исторической памяти о новомучениках, исповедниках и жертвах репрессий» Организаторы мероприятия: Новосибирская митрополия Русской Православной Церкви; Управление культуры Новосибирской области; Институт Истории СО РАН; Новосибирская государственная областная научная библиотека; Исторический парк «Россия – моя история» в Новосибирске; Новосибирское региональное отделение Русского географического общества; Объединение музеев памяти Новомучеников и исповедников Церкви Русской; Новосибирская Православная Духовная семинария. Программа конференции 11:00-12:00 – Регистрация. 12:00 – Торжественное открытие конференции. Новосибирская государственная областная научная библиотека, г. Новосибирск, ул. Советская, 6. Приветственное слово митрополита Новосибирского и Бердского Никодима. Приветственное слово от министерства культуры Новосибирской области. Доклады: «Книга памяти жертв политических репрессий Новосибирской области: современное состояние» – Папков Сергей Андреевич, доктор исторических наук, старший научный сотрудник ИИ СО РАН, Новосибирск; «Бутовский полигон – Русская Голгофа» – Гарькавый Игорь Владимирович директор Научно-просветительского центра «Бутово», Москва; «Храмы как зернохранилище: к вопросу об изгнании верующих их церковных зданий во второй половине 1930-х годов» – Савин Андрей Иванович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИИ СО РАН, Новосибирск; «Сибирский святитель митрополит Варфоломей (Городцов) жизненный путь» – диакон Николай Андреев, священнослужитель, фотохудожник, член Союза художников России, член Союза фотохудожников России, Санкт-Петербург; «История Русской Православной Церкви в экспозициях исторических парков " Россия - моя история " » – Пронин Алексей Олегович, кандидат исторических наук, директор мультимедийного исторического парка «Россия – моя история», Новосибирск; «Семьи православных священнослужителей в контексте репрессивно-дискриминационной политики советского государства» – Москаленская Дарья Николаевна, кандидат исторических наук, учитель истории и обществознания Православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского, Новосибирск; «Свидетель беззакония: судьба ржевитянина Г.А. Сафронова» – Кирьянова Ольга Геннадьевна, старший специалист Патриаршего совета по культуре, Москва; «Память о репрессиях в отношении духовенства и верующих в Новосибирской епархии» – иеромонах Симон (Истюков) старший преподаватель кафедры Церковного богословия Новосибирской православной духовной семинарии, Новосибирск. 20 марта 2019 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/120025.html

Во время Великой Отечественной войны верующие Новосибирска горячо откликнулись на призыв местоблюстителя Патриаршего престола митр. Сергия «пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам». 5 июня 1943 г. приходский совет Успенского храма подписался на заем на сумму 50 тыс. р. для нужд фронта. 26 июля 1943 г. управляющим Новосибирской и Барнаульской епархией был назначен архиеп. Варфоломей (Городцов; с 24 апр. 1949 митрополит). Прибыв 24 авг. 1943 г. в Новосибирск, архиеп. Варфоломей начал восстанавливать в Сибири церковную жизнь и при этом не переставал заботиться о нуждах военного времени - сборе средств на укрепление армии, на содержание госпиталей и детских домов. Накануне Пасхи 1944 г. усилиями архиеп. Варфоломея в городе была открыта Вознесенская ц. За годы войны «от двух церквей Новосибирска внесено на нужды военного времени 2 546 582 р.». В 1944 г. приходские советы Успенской и Вознесенской церквей Новосибирска собрали 826,5 тыс. р., из них на подарки бойцам Красной Армии - 120 тыс. р., в Фонд помощи инвалидам и раненым - 230 тыс. р., в Фонд помощи детям и семьям военнослужащих - 230 тыс. р., во всецерковный Фонд помощи детям и семьям фронтовиков - 146,5 тыс. р., в «копилку школьника» - 50 тыс. р., на постройку танковой колонны во имя Димитрия Донского - 50 тыс. р. По поводу сделанных епархией взносов архиеп. Варфоломей дважды - в мае и дек. 1944 г.- посылал телеграммы И. В. Сталину. От него были получены ответные послания, в к-рых содержался призыв к верующим людям «усилить помощь фронту, семьям и детям фронтовиков» (Информационный доклад уполномоченного по делам РПЦ при СНК СССР по Новосибирской обл. П. Н. Созоненка о состоянии и деятельности РПЦ в Новосибирске и области за время с 1 окт. 1944 г. по 1 янв. 1945 г.//Там же. Л. 34). По призыву архиерея верующие приняли участие в сборе пожертвований на создание воздушной эскадрильи «За Родину!». По окончании войны власти еще допускали благотворительную деятельность религ. орг-ций, и 7 февр. 1946 г. община Вознесенской ц. в Новосибирске перечислила 100 тыс. р. в Фонд помощи инвалидам Отечественной войны и в Фонд помощи детям военнослужащих и погибших на фронте (Там же. Ф. Р-1020. Оп. 6. Д. 22). С 1947 г. любая церковно-благотворительная деятельность была запрещена.

http://pravenc.ru/text/2577865.html

Постригал его архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын); по пострижении, он сказал речь о Павле Препростом, которого преп. Антоний сначала не хотел постригать из-за старости, и который, по свидетельству Антония, затем в подвигах был даже выше его. Обряд прошел, по отзыву очевидцев, «очень умилительно», многие плакали, певчие-монахини от волнения даже прервали пение «Объятия Отча…». После всенощной было наречение, после которого растроганный иеромонах Григорий сказал благодарственное слово: «…Никогда я не мечтал об этом высоком сане и думал, что моя активная церковная деятельность уже окончилась... И вдруг я слышу призыв твой, Блаженнейший Первостоятель нашей Русской церкви, «препоясать чресла свои и идти на делание на ниве Господней».В великое смущение пришел мой дух от этого зова, и не сразу я откликнулся на него, боясь и величия сана, и соединенной с ним огромной нравственной ответственности, и сознавая слабость моих дряхлеющих сил в этот, уже одиннадцатый час моей жизни. Но вот печальные события в судьбе моих детей тяжелым ударом отозвались в моем сердце, и я почувствовал в этом голос Божий, подтверждающий призыв меня к новому служению Господу…» 14 октября, в день Покрова Божией Матери, происходила хиротония во еп. Саратовского, а 15 октября владыка Григорий был возведен в сан архиепископа «во внимание к свыше 45 - летнему служению в священном сане и в должности епархиального наблюдателя церковно - приходских школ, ректора Духовной семинарии и, наконец, ректора Богословского института в Ленинграде, магистра богословия». На момент хиротонии епископа Григория в пределах СССР находилось 15 епископов. С начала войны до сентября 1943 года, число правящих архиереев увеличилось с двух до двадцати. Среди тех, кто был хиротонисан в эти годы - три старца на восьмом десятке лет. Так же, как протоиерей Николай Чуков, в «одиннадцатый час» своей жизни, в 1942 году получили благодать архиерейства и вышли на служение вдовый протоиерей Сергий Городцов, в монашестве Варфоломей (1866-1956), и заслуженный вятский протоиерей Вениамин Тихоницкий (1869-1957), в монашестве Вениамин. Все они неоднократно подвергались репрессиям, а митр. Новосибирский Варфоломей, с которым владыка Григорий находился до конца своей жизни в теплом молитвенном общении и переписке, провел в заключении с 1917 по 1934 г.. Все они знали, на что идут, знали, что такое НКВД, знали, что с именно с этим ведомством им придется иметь дело – однако же пошли.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

373 Составлен в 1930 г., предположительно кем-то из прихожан Власьевской церкви г. Новгорода Великого. Акафист был просмотрен еп. Череповецким Макарием (Опоцким; † 1941), давшим 3 сентября 1930 г. свой отзыв о возможности его употребления за богослужением, и отредактирован еп. Великолукским и Торопецким (позже Череповецким) Тихоном (Рождественским; † 1937), 18 сентября 1930 г. также давшим свой отзыв о возможности употребления этого акафиста за богослужением. На основании их отзывов архиеп. Хутынский Алексий (Симанский; † 1970), будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси, временно управлявший Новгородской епархией, одобрил акафист к употреблению во Власьевской церкви. Текст до настоящего времени находится в рукописи. 376 Составлен архиеп. Ульяновским и Мелекесским Иоанном (Братолюбовым; † 1968). Авторская работа над текстом была завершена 25 августа 1929 г., редактуру в конце 1951 – начале 1952 г. осуществил митр. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов; † 1956). 384 Составлен предположительно возобновителем Нило-Сорской пустыни иеросхим. Нилом (Прихудаловым; † 1870). 385 Составлен в Оптиной пустыни в 1988 г.; встречается атрибуция архиеп. Владимирскому и Суздальскому Евлогию (Смирнову), бывшему тогда наместником обители. 387 Составлен митр. Харьковским и Богодуховским Никодимом (Руснаком; † 2011) в 1980 г., перед первым одобрением радикально отредактирован. Редактор, предположительно, – архиеп. бывш. Брянский и Севский Мелхиседек (Лебедев). Вторая редактура текста была проведена Синодальной богослужебной комиссией. 390 Составлен митр. Харьковским и Богодуховским Никодимом (Руснаком; † 2011) до канонизации святого, по некоторым сведениям – в 1978 г. 396 В основе одобренного акафиста – гимн, составленный мирянином Александром Ивановичем Яковлевым, преподавателем ПСТГУ, однако в Синодальной богослужебной комиссии он был подвергнут радикальной редактуре. 400 Составлен прот. Артемием Владимировым (Москва), отредактирован рабочей группой Издательского Совета РПЦ по кодификации акафистов и упорядочиванию норм акафистного творчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

В следующем году тот же автор пишет статью «Святые первоверховные апостолы Петр и Павел», приуроченную к дню памяти святых апостолов. В целом статья носит описательный характер, детально рассказывая о жизни и проповеди первоверховных апостолов. Стоит отметить, что автор делает акцент на общем и особенном в их апостольском служении: Петр «увлекает слушателей своей убежденностью и силой веры», 13 он «апостол иудеев», 14 а Павел проповедовал в «обширном эллинистическом мире, с его смесью иудейства и язычества». 15 В трех номерах 1950 года опубликована статья митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Городцова) «О пастырском служении по св. апостолу Павлу», 16 посвященная толкованию трех отрывков из посланий ап. Павла. В – Кол. 3:1–4 , в – 2Кор. 2:15–17 и в – Рим. 15:15–16 . Части статьи построены по одному принципу: «толкование слов ап. Павла» – «рассмотрение пастырского служения на их основе», т. к. они «преимущественно относятся к пастырскому званию». 17 В рамках настоящей публикации нас более интересует начало статей, где расположено толкование. Так, в автор приходит к выводу, что в Кол. 3:1–4 содержится не просто учение о том, что для вечной жизни нужна добрая жизнь по заповедям, но апостол «глубоко и полно указывает целый путь духовно-нравственного усовершенствования человека до возможно полного уподобления Сыну Божию», 18 а также то, что «добрая жизнь, т. е. смерть для всего земного, является не только непременно обязанностью христианина, ... но является источником вечной жизни». 19 Взятое изречение в автор предлагает понимать, как мысль о том, что «ветхозаветные праведники были Христовым благоуханием, таким же благоуханием в Новом Завете должны быть все верующие во Христа»; 20 далее подробно разбирается содержание стихов по отношению к проповедующим Евангелие. В окончании статьи в митрополит Варфоломей толкует слова апостола только в пастырском аспекте. Стоит отметить, что статья выделяется на общем фоне своим значительным объемом, а также использованием множества трудов святых отцов как Древней Церкви, так и Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В феврале 1942 г. было разрешено в пропагандистских целях возобновить издательскую деятельность Русской Церкви. Предисловие к книге «Правда о религии в России» лично написал Патриарший Местоблюститель. Книга эта была издана тиражом 50 тыс. экземпляров, одновременно на нескольких языках и распространялась в США, Великобритании, Швеции, на Ближнем Востоке и за линией фронта . В 1943 г. была напечатана еще одна пропагандистская книга «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», в подготовке которой также принял участие владыка Сергий. В марте 1942 г. в Ульяновске был проведен Собор епископов, осудивший создание автокефальной Украинской Православной Церкви. В начале этого года вновь появилась возможность совершать архиерейские хиротонии. Митрополит Сергий уже вскоре подобрал несколько кандидатур священнослужителей, которых он хорошо знал и которым доверял. Уже 3 января он отправил письмо протоиерею Николаю Чукову с предложением «использовать Ваши силы более продуктивно для Церкви Божией. Я разумею архиерейство и, конечно, с принятием монашества» . В мае-октябре были хиротонисаны во епископов предварительно постриженные в монахи вдовые протоиереи: Сергий Городцов (в монашестве Варфоломей), Владимир Градусов (в монашестве Димитрий) и Николай Чуков (Григорий). 14 октября, в день хиротонии епископа Григория, митрополит Сергий вечером, за ужином, говорил о желательности возобновления издания «Журнала Московской Патриархии» и указал на владыку Григория как на редактора . К концу пребывания Патриаршего Местоблюстителя в Ульяновске число архиереев Московского Патриархата достигло 17. Большой подъем вызвало обращение митрополита Сергия 30 декабря 1942 г. с призывом к верующим начать сбор средств на танковую колонну имени Димитрия Донского. «Пусть наша церковная колонна понесет на себе благословение Православной нашей Церкви и ее неумолкаемую молитву об успехе русского оружия. Нам же всем даст утешительное сознание, что и мы не останемся в стороне, что и мы по нашей силе и способности участвуем в святом деле спасения Родины» .

http://bogoslov.ru/article/6171286

К нач. 2008 г. вышло 792 номера ЖМП (с учетом 11 номеров «Официальной хроники»), было опубликовано ок. 30 тыс. статей, которые распределялись по основным рубрикам («Церковная жизнь» - 15 416 (в т. ч. в подрубриках «Из жизни епархий» - 7185, «Вечная память» - 3061, наречения и хиротонии - 438, духовное образование - 424), офиц. часть - 4893 (в т. ч. определения Свящ. Синода - 312), миротворческая деятельность - 2441, проповеди - 2021, экуменическая деятельность - 1625, «Из жизни Православия» - 1406, богословский отдел - 1015, библиография - 682). С изданием сотрудничали выдающиеся богословы, литургисты, искусствоведы, историки Церкви. Вслед. офиц. характера ЖМП значительная часть авторских статей принадлежала священноначалию - Патриархам Сергию, Алексию I, Пимену и Алексию II; митрополитам Антонию (Блуму) , Варфоломею (Городцову) , Вениамину (Федченкову) , Никодиму (Ротову), Николаю (Ярушевичу), Питириму (Нечаеву), Филарету (Вахромееву) , Ювеналию (Пояркову) ; свт. Луке (Войно-Ясенецкому) , архиеп. Симферопольскому. Также большое количество статей опубликовали архим. Макарий (Веретенников) ; протоиереи А. Ветелев , П. Гнедич , А. Кравченко , Г. Нефёдов , А. Остапов , Н. Радковский, С. Савинский , А. Сергеенко , Н. Харьюзов , В. Шпиллер; профессора А. И. Георгиевский, Н. П. Доктусов , А. И. Иванов , К. М. Комаров, Л. Н. Парийский, К. Е. Скурат , Л. А. Успенский , Н. Д. Успенский , И. Н. Шабатин (Н. Волнянский), а также А. В. Ведерников, М. В. Жилкина, А. Н. Игнатьев, А. Л. Казем-Бек , Е. А. Карманов, В. А. Никитин, Е. С. Полищук, Г. Ф. Троицкий, П. В. Уржумцев, И. Н. Хибарин . На страницах ЖМП регулярно публикуются патриаршие послания, приветствия, указы, определения Свящ. Синода, сообщения о важнейших событиях церковной жизни, материалы офиц. хроники. Традиционно помещаются сообщения о богослужениях Предстоятеля РПЦ, наречениях и хиротониях епископов, их биографии. Начиная с 1990 г. детально освещались пастырские визиты Патриарха Алексия II (418 статей), а также его встречи с церковными, гос. и общественными деятелями.

http://pravenc.ru/text/182369.html

Особое внимание В., как и на др. местах своего служения, уделял духовно-просветительской работе. Трудами святителя в Кутаисе была устроена ДС; в Экзархате открылось более 300 церковноприходских школ, где учились дети не только из правосл. семей, но и из старообрядческих, арм., евр. и др. Архиерей часто посещал школы и наблюдал за уровнем преподавания. В. организовал во мн. тифлисских храмах внебогослужебные религиозно-нравственные чтения, регулярно посещал храмы города и слушал проповедников. В 1897 г. архиерей учредил епархиальное духовно-просветительское миссионерское братство, объединившее образованное духовенство Тифлиса и мн. мирян. Члены братства устраивали беседы с сектантами и старообрядцами, распространяли правосл. книги, проводили крестные ходы. Благодаря В. оживилась деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе , к-рое способствовало устройству при мн. храмах б-к из книг духовно-нравственного содержания на рус. и груз. языках. В. прилагал много усилий, чтобы поднять религиозно-нравственный уровень народа. По благословению архиепископа в Колючей балке, одном из беднейших районов Тифлиса, был основан молитвенный дом во имя свт. Феодосия Черниговского. В помещении церковноприходской школы по воскресным и праздничным дням проводились занятия для детей этого района, не имеющих возможности посещать учебные заведения; кроме общеобразовательных предметов здесь обучали рукоделию. При тифлисском кафедральном соборе открылись читальня и бесплатная чайная. В районе с неправосл. населением стараниями владыки был построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери с залом для религиозно-нравственных бесед и б-кой; во иерея к храму был рукоположен Сергий Городцов (впосл. митр. Новосибирский Варфоломей ). Во время эпидемии холеры в Закавказье в 1893 г. В., получив из комитета народного здоровья известие о первых случаях заболеваний в Тифлисе, призвал население города к общей молитве. 15 авг., в праздник Успения Божией Матери, состоялся крестный ход по районам города, охваченным эпидемией.

http://pravenc.ru/text/Владимира ...

После допросов был переведен в дом предварительного заключения в Ленинграде. 28 февр. постановлением Особой тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Ленинградской обл. приговорен к 5 годам ИТЛ. Отбывал заключение в Дмитровском ИТЛ на строительстве канала Москва-Волга, с 6 мая 1935 г.- в Ухтинско-Печорском ИТЛ. 18 февр. 1939 г., по окончании срока заключения, И. получил разрешение поселиться в Ленинградской обл. и выбрал г. Валдай. Из-за болезни он пробыл в больнице лагеря до 9 июля. 23 июля 1939 г. прибыл в Валдай, где жил частным образом, изредка, с его слов, навещая Ст. Руссу. В 1941 г., с началом Великой Отечественной войны, после взятия немцами г. Ст. Русса и возникновения угрозы для Валдая, был эвакуирован в Красноярский край, где поселился в с. Камарчага Манского р-на. В Красноярске писал письма на фронт для поднятия духа воинов. 21 апр. 1947 г. временно управляющий Красноярской епархией Новосибирский и Барнаульский архиеп. Варфоломей (Городцов ; впосл. митрополит) назначил И. настоятелем кладбищенской Николаевской ц. в г. Красноярске. Осенью 1947 г. И. был вызван к Патриарху Алексию I по делу назначения на кафедру, был удостоен «благоволения и всепрощения». Выехал в Красноярск ожидать назначения. С 23 янв. 1948 г. епископ Красноярский, викарий Новосибирской епархии. Ок. 1955 г. был арестован после выступления в храме девочки-пионерки с приветственным словом к Новосибирскому митр. Варфоломею (Городцову). По рассмотрении дела И. был освобожден, но власти потребовали его удаления из Красноярска. В 1956 г. Патриархом Алексием I определен на жительство в Новонямецкий в честь Вознесения Господня (Кицканский) мужской монастырь . По нек-рым данным, с 1961 г. в мон-ре также находился на покое Сан-Францисский еп. Феодор (Текучёв) . После закрытия монастыря в мае 1962 г. И. вместе с еп. Феодором временно переехал в мон-рь Кэприана в Молдавии. И. обратился к Кишинёвскому и Молдавскому архиеп. Нектарию (Григорьеву ; впосл. митрополит) с просьбой ходатайствовать перед Патриархом о направлении на постоянное проживание в Новосибирск. По благословению Патриарха в июле того же года переехал из Молдавии в Новосибирск.

http://pravenc.ru/text/577992.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010