Тогда же воссияла святыми останками многочисленных праведников Матерь Русского иночества – Киево-Печерская Лавра, также ставшая одним из ведущих духовных центров того времени. Великую радость испытали верующие москвичи, когда в 1947 году в связи с 800-летием Москвы по распоряжению И.В. Сталина из Кремля в Патриарший Богоявленский собор были перевезены мощи Святителя Московского Алексия. Другим событием того времени стало посещение Патриархом Алексием I-м ряда городов нашей страны. Радостно встречали Первосвятителя в 1946 году верующие Ленинграда, а в 1948 году ряд городов Украины – Харькова, Полтавы, Киева и Чернигова. В 1949 году Святейший Алексий отдыхал, совершая поездку по Волге на теплоходе. Духовенство и верующие приволжских городов во множестве приходили на пристань, приветствуя Предстоятеля Церкви Российской. В свою очередь, Патриарх Алексий посещал соборные храмы в этих городах, обращался к верующим и имел беседы с архиереями и духовенством. Особенно трогательно прошли эти встречи в Ульяновске, Саратове и Астрахани. Из других городов нашей страны, которые посетил Патриарх Алексий следует указать Кишинёв и Одессу, в последней он каждое лето отдыхал в своей резиденции в Успенском монастыре. Из руководящих деятелей Московской Патриархии 1945–1950-х годов, кроме упомянутых выше Патриарха Алексия, митрополитов Николая и Григория, следует назвать управляющего делами, а с 1955 г. и председателя Учебного Комитета, протопресвитера Николая Феодоровича Колчинского († 12.1.1961), имевшего в эти годы весьма большое влияние на течение церковной жизни в нашей стране. Из иерархов в это время известностью и авторитетом пользовались митрополиты Нестор (Анисимов , † 4.Х1.1962), ещё до революции занимавший Камчатскую кафедру (последним местом его служения была Кировоградская и Николаевская епархия), и Варфоломей (Городцов, † 1.VI.1956), 13 лет находившийся на Новосибирской кафедре. Широко известно было имя архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого, † 11.VI.1961).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Формула поминовения всех погибших во 2 мировой войне. Была утверждена в мае 1947 г. 359 – Акафист преподобному Моисею, составленный игуменом Василием (Прониным), духовником Домбровского женского монастыря в Закарпатской области. Утвержден в марте 1951 г. 360 – Чин погребения инославных. В феврале 1949 г. Синод поручил митр. Григорию (Чукову) отредактировать составленный патриархом Сергием чин погребения инославных христиан. 361 После того, как эта работа была завершена, Синод постановил «Чин отпевания и панихиды по инославным, составленный патриархом Сергием, благословить к употреблению в тех случаях, когда к священнику обращаются с просьбой отпеть или совершить панихиду по инославным христианам». 362 – Формула поминовения властей предержащих, предложенная Календарно-богослужебной комиссией. Утверждена в феврале 1958 г. 363 – Тропарь св. Игорю Черниговскому, составленный митр. Никодимом (Ротовым). Утвержден в декабре 1964 г. 364 Не утверждены: – Акафист святителю Иоанну Златоусту , составленный священником Георгием Саловьяновым. Акафист рассматривался в сентябре 1947 г. и не был утвержден, «так как имеется давно уже составленный и одобренный Святейшим Синодом Акафист Св. Иоанну Златоусту ». 365 – Акафист Божией Матери пред иконой Ея Тамбовской, представленный еп. Тамбовским Иоасафом (Журмановым). Рассматривался в октябре 1947 г. 366 – Акафист на Рождество Христово, составленный могилевским прот. К. Раиной. 367 – Акафист священномученику Власию. При рассмотрении в июне 1949 г. был признан «не совсем пригодным для общецерковного пользования». 368 – Акафист святителю Иосифу, митрополиту Астраханскому, составленный И.Е. Кочергиным. В июле 1958 г. был признан неприемлемым к богослужебному употреблению. 369 Результаты обсуждения неизвестны: – Акафист всем святым в земле Российстеи просиявшим, представленный архиеп. Мануилом (Лемешевским) . В июне 1948 г. был передан на отзыв архиеп. Новосибирскому Варфоломею (Городцову). 370 – Акафист священномученику Власию, составленный священником Леонидом Ненарокомовым. 371 В июне 1949 г. был передан на рассмотрение еп. Исидору (Богоявленскому). 372

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Языковое сознание утрачивает ощущение границы между церковнославянским и русским языком. В качестве водораздела между ними может восприниматься графический облик текста. Книги церковной печати начинают называть славянскими, а гражданской печати – русскими. Так в опубликованной в 1946 г. в Журнале Московской патриархии рецензии сказано: «Вышла в свет на русском языке и поступила в продажу «Служба всем святым в земле Российстей просиявшим " » (Парийский 1946). Очевидно, что речь идет о тексте, написанном на церковнославянском языке и изданном гражданской печатью. 349 8.3. Утверждение новых богослужебных текстов на заседаниях Синода Вопросы церковной книжности эпизодически обсуждались на заседаниях Синода. Так, в период с сентября 1943 по январь 1965 г. обсуждались следующие тексты: Допущены к богослужебному употреблению: – Акафист св. Иоанну, митрополиту Тобольскому, составленный архиеп. Уфимским Иоанном (Братолюбивым). Впервые текст рассматривался в июле 1946г. 350 , затем – в декабре 1951 г. Архиеп. Новосибирскому Варфоломею (Городцову) было поручено пересмотреть акафист. 351 Окончательна редакция была принята в апреле 1952 г. 352 – Акафист Пресвятой Богородице пред образом Ея «Нерушимая стена», составленный З. Стальской. 353 – Акафист преподобному Макарию Жабынскому и Белевскому чудотворцу, составленный иеромонахом Гермогеном (Иноземцевым). В июле 1953 г. текст был допущен к местному употреблению в Тульской епархии. 354 – Акафист Кириллу и Лаврентию, епископам Туровским, и преподобному Мартину Туровскому, составленный могилевским прот. К. Раиной. В июле 1953 г. был допущен к местному употреблению в Могилевской епархии и Белоруссии. 355 – Акафист Честному и Славному Рождеству Пресвятыя Богородицы пред чудотворною иконою Ея «Пустынно-Глинскою». Был допущен к местному употреблению в Глинской пустыни. 356 – Служба праведной Тавифе. В декабре 1957 г. в месяцеслов была включена память праведной Тавифы, при этом архим. Никодиму (Ротову) было поручено составить проект службы в ее честь. 357 В январе 1963 г. исправленный проф. Н.Д. Успенским текст службы был утвержден на заседании Синода. 358

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

1910. С. 106). Первая школа О. в. была открыта в 1863 г. в Даллагкау. В 1864-1871 гг. количество школ, находящихся в ведении О. в., колебалось от 30 до 40, в них училось свыше 1 тыс. детей. В 1870 г. на строительство школ подобного типа было потрачено более 33 тыс. р. (НА Грузии. Ф. 493. Д. 93. Л. 4). Особое внимание О. в. уделяло образованию женщин: были основаны 3 жен. школы (1-я - в 1863 во Владикавказе), в к-рых помимо духовных дисциплин девушки изучали домоведение, занимались рукоделием и др. В 1906/07 уч. г. действовали 85 принадлежавших О. в. школ: 18 - во Владикавказской епархии на Сев. Кавказе; 50 - в Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии (в т. ч. 9 - в Душети, 9 - в Тианети, 5 - в Закатальском окр., 4 - в Эриванской губ., 2 - в Елизаветпольской губ., одна - в Карсской обл., 2 - в Бакинской губ. и др.); 7 в Имеретинской епархии (все в Сванети); одна - в Гурийско-Мингрельской епархии ; 8 - в Сухумской епархии (Списки учителей и законоучителей по школам за 1906-1907 г.//Отчет... за 1906-1907 гг. 1909. С. 136-193). Церковь во имя свт. Николая в с. Астара (ис-торическая груз. пров. Саингило, ныне на территории Азербайджана), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. Церковь во имя свт. Николая в с. Астара (ис-торическая груз. пров. Саингило, ныне на территории Азербайджана), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. Были созданы отд-ния О. в. во Владикавказе, в Гурии, Мегрелии, Абхазии, Туш-Пшав-Хевсурети, Аджарии. С целью улучшения работы О. в. 19 окт. 1895 г. в Тифлисе при содействии сщмч. Ермогена (Долганёва) было основано Епархиальное миссионерское духовно-просветительское братство, к-рое занималось культурно-просветительской работой; в 1905 г. создано Епархиально-миссионерское братство при 1-й тифлисской миссионерской ц. во имя арх. Михаила, председателем стал прот. С. Городцов (впосл. митр. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов)). В 1906-1907 гг. О. в. принадлежало 119 приходов: 60 - в Карталино-Кахетинской епархии (в т. ч. 7 - в Тушинском благочинии, 11 - в Пшаво-Хевсурском, 4 - в Ингилойском, 15 - в Джавском, 7 - в Ортевском, 6 - в Кобийском, 5 - в Ахалцихском, 5 - в Эриванском благочинническом окр.); 40 - в Сухумской епархии; 19 - в Имеретинской епархии (Ведомость о приходах и причтах Об-ва за 1906-1907 гг.//Там же.

http://pravenc.ru/text/2578095.html

1943 г. связан с началом нового этапа в истории Успенской церкви. На Новосибирскую кафедру получил назначение архиепископ Можайский Варфоломей (Городцов), и маленький кладбищенский храм на короткий период приобрел статус кафедрального. В 1940-1950-е гг. кладбище постепенно стало приходить в упадок. Среди захоронений разместились птичий и вещевой рынки, здесь проложили рельсы и пустили трамвай. В 1958 г. исполкомом Горсовета предполагалось перенести Успенскую церковь с Березовой рощи к въезду на Заельцовское кладбище. Это мотивировалось тем, что в 1958 г. предполагалось реконструировать ул. Гоголя: продолжить её до проспекта Дзержинского, увеличив ширину до 60 м и застроив новыми жилыми домами. В 1962 г. местными властями было принято решение о ликвидации Успенской церкви. Несмотря на протесты верующих, храм закрыли и за одну ночь сломали. Вскоре было разрушено и кладбище: кресты, надгробия были собраны в одну кучу и отправлены на переработку. Вся утварь, иконы, имущество ликвидированной церкви были переданы в Вознесенский собор. По архивным документам было установлено, что в Вознесенском соборе в настоящее время хранится икона Божией Матери «Черниговская» из Успенской церкви. Перед закрытием храма и кладбища останки митрополита Никифора успели перевезти на Заельцовское кладбище. В июне 1968 г. была проведена реконструкция территории бывшего кладбища, а в 1970-е гг. здесь открылся парк отдыха «Березовая роща». В 1995 г. по ходатайству епископа Новосибирского и Томского Тихона (Емельянова) городские власти передали недостроенное здание кафе, находившееся на территории «Березовой рощи», в ведение Новосибирской епархии. Так началось возрождение Успенской церкви. Архитектором С.А. Шандаровым был разработан проект переоборудования здания под храм. 27 июня 1999 г. Преосвященнейший Сергий (Соколов), епископ Новосибирский и Бердский, совершил чин освящения храма. В 1912 г. в «Березовой роще» рядом с кладбищем было выделено место для загородной двухэтажной дачи известного детского приюта «Ясли». Приют наладил здесь большое хозяйство, которое, как отмечали современники, содержалось в образцовом порядке. Были построены ферма, оранжерея, отведены обширные участки земли для огорода, пашни и сенокоса. Сейчас на этом месте концертный зал «Евразия» (бывший ДК «Строитель», архитектор Г.В. Гаврилов). В 1912 г. при этой заимке был выстроен и молитвенный дом с престолом во имя Успения Божией Матери. После революции и сноса приюта участок стали занимать новые могилы.

http://sobory.ru/article/?object=39561

Архиерейским Собором Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) определен во епископа 23 марта, наречен 26 марта, 27 марта 1927 г. в кафедральном соборе Тифлисский Сиони (см. Тбилисский Сиони ) Католикосом-Патриархом Христофором III (Цицкишвили) хиротонисан во епископа Сухумо-Абхазского с местопребыванием в Сухуми и назначен викарием Католикоса-Патриарха (освобожден 4 окт. 1928 по собственному желанию). Управлял Алавердской (19 сент. 1927 - 26 марта 1928), Бодбийской (26 марта - 2 окт. 1928), Урбнисской (24 окт. 1930 - 8 дек. 1937) и Цилканской епархиями. В связи с болезнью Католикоса-Патриарха также вел дела Тифлисской епархии. Был настоятелем тифлисской ц. во имя вмц. Варвары (29 янв. 1929 - 8 дек. 1937), председателем церковного епархиального суда, ревизором свечного завода и складов. 8 дек. 1937 г. вместе с митр. Кутаисско-Гаенатским Варлаамом (Махарадзе) по обвинению в антисоветской деятельности осужден Особой тройкой НКВД и сослан на 10 лет в ИТЛ на Урале (работал на лесопилке). 27 апр. (или 6 мая) 1944 г. по личному ходатайству Католикоса-Патриарха Каллистрата (Цинцадзе) , тяжелобольной Е. был досрочно освобожден. Возвращаясь в Грузию, Е. в Новосибирске подошел под благословение к архиеп. Новосибирскому и Барнаульскому Варфоломею (Городцову) . Узнав, что Е.- груз. епископ, архиеп. Варфоломей, долгое время служивший в Грузии, отвез его домой и неск. недель лечил больного. 24 окт. 1944 г. Католикос-Патриарх Каллистрат назначил Е. на Кутаисско-Гаенатскую кафедру (до 27 сент. 1952). Е. был одним из составителей «Положения об управлении Грузинской Православной Церковью», принятого 28 марта 1945 г. на Соборе ГПЦ; его подпись стоит после подписей Католикоса-Патриарха Каллистрата и митр. Урбнисского Мелхиседека (Пхаладзе; впосл. Католикос-Патриарх). Е. оказывал материальную помощь семьям военнослужащих, находившихся на фронте; внес 75 тыс. р. в фонд Комитета Красного Креста, за что получил благодарность правительства и награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945).

http://pravenc.ru/text/182141.html

В начале 1928 года в Новосибирский окрисполком был предоставлен список приходов и духовенства Новосибирской Епархии, находящейся в юрисдикции Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия. В состав Епархии вошли приходы, находившиеся на территории Новосибирского, Каменского и Барабинского округов Сибирского края. Общее число приходов – 205. Приходы были объединены в 17 благочиннических округов. В них совершали богослужения 197 священников, 5 диаконов и 5 псаломщиков. В конце 20-х - начале 30-х годов началось массовое закрытие и разрушение храмов, сопровождавшееся репрессивными мерами по отношению к духовенству и активным мирянам. 4 мая 1937 года был арестован и 29 июля 1937 года расстрелян архиепископ Новосибирский Сергий (Васильков) – преемник митрополита Никифора на Новосибирской кафедре. В это же время были арестованы, расстреляны или приговорены к длительным срокам заключения несколько сот священнослужителей и мирян Новосибирской Епархии. 23 мая 2002 года в Новосибирске во время Всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в лике священномучеников были прославлены два клирика Новосибирской Епархии: протоиерей Николай Ермолов и священник Иннокентий Кикин. В конце 30-х годов XX века Епархия управлялась непосредственно Патриаршим Местоблюстителем. К началу Великой Отечественной войны богослужения совершались в единственном храме – Успенской кладбищенской церкви г. Новосибирска. В 1943 году на Новосибирскую кафедру назначен архиепископ Варфоломей (Городцов), положивший много трудов для восстановления церковной жизни и открытия храмов не только в Новосибирской Епархии, но во всей Сибири. Под его руководством православные верующие Епархии принимали активное участие в сборе средств в различные оборонные фонды и в других патриотических акциях. В течение 13 лет святительства на Новосибирской кафедре Владыке Варфоломею поручалось управление практическими всеми Епархиями Сибири, Дальнего Востока и Казахстана.

http://azbyka.ru/palomnik/Новосибирск

в ней насчитывалось 25 церквей и 37 клириков (Там же. 1926. 7. С. 2). Указом обновленческого синода от 23 января 1925 г. «архиепископ Каинский и Каргатский» Геронтий Шевлягин переведен в Калугу (Там же. 1925. 1. С. 9). С его переводом Каинская обновленческая епархия прекратила существование. В противовес обновленцам местное духовенство патриаршей Церкви во главе с благочинным Каинского округа прот. Николаем Сырневым организовало окружное церковное управление, вызвав в свой адрес шквал критики в обновленческой печати (Церк. вестн. Иркутск, 1928. 5/6 (41/42). С. 6). В 1923-1925 гг. в Зап. Сибири были восстановлены все церковно-административные структуры патриаршей Церкви. Произошла активизация миссионерской антиобновленческой деятельности, число раскольнических приходов Сибирской митрополии уменьшилось приблизительно на 20% ( Коголь Т. Н. Взаимоотношения РПЦ и государства в первое десятилетие Советской власти. Томск, 2005. С. 108). Упадку обновленцев немало способствовали и оказавшиеся в Зап. Сибири ссыльные правосл. священники. В период с 1926 по 1930 г. в с. Ургуль Барабинского округа (ныне на территории Северного р-на Новосибирской обл.) находился в адм. ссылке прот. Сергий Городцов, впосл. митр. Новосибирский Варфоломей . Приезжая в Каинск, о. Сергий молился в Иоанно-Предтеченской ц. (ныне кафедральный собор К. и Б. е.), т. к. остальные храмы города принадлежали обновленцам. Это подтверждается и документальными данными; в списке храмов Новосибирской епархии, составленном ок. 1926-1927 гг., центром Каинского благочиния «тихоновской ориентации» значилась именно Иоанно-Предтеченская ц. Каинска (собор Нерукотворного образа Господня Каинска к тому времени отошел обновленцам). 4 апр. 1928 г. обновленческий съезд Каинского округа постановил открыть Каинское вик-ство в составе Сибирской обновленческой митрополии и избрал «епископом» прот. Максима Свитича, поставление которого было согласовано с обновленческим синодом (Церк. вестн. Иркутск, 1928. 5/6 (41/42). С. 6). В ведение Свитича перешел отнятый властями у патриаршей Церкви соборный храм Нерукотворного образа Господня в Каинске (разрушен в 1939).

http://pravenc.ru/text/1319895.html

В период своего служения в городе Тобольске митрополит Иоанн вел тихую и скромную жизнь, подвизаясь в пламенной молитве к Богу, тайно обходил дома нуждавшихся, творя благостыню. Служение митрополита Иоанна на Тобольской кафедре продолжалось в течение четырех лет. В день своей кончины, 10 июня 1715 года, он отслужил последнюю Божественную литургию, устроил в своих покоях трапезу для духовенства и бедных жителей, причем сам прислуживал им за столом. Затем, простившись со всеми, святитель удалился в свои покои и во время благовеста к вечерне скончался в молитве перед иконой Божией Матери. Погребение его происходило не сразу, а через продолжительное время, но, несмотря на знойное лето, тело его оставалось нетленным. Ввиду многочисленных чудес и давнего местного почитания памяти святителя Иоанна, в 1916 году Церковь установила Всероссийское празднование в день его преставления к Богу – 10 июня. Честные мощи святителя были оставлены в гробнице для поклонения в Тобольском соборе Покрова Божией Матери, где почивают и доныне. Служба святителю Иоанну Тобольскому была написана митрополитом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым, – 1956) и издана по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского, † 1970) в 1947 году. Труды: Нравоучительное зерцало. – Чернигов, 1703 и 1707. Алфавит, рифмами сложенный. – Чернигов, 1705. Богородице Дево (стихи). – Чернигов, 1707. Толкование на 50-й псалом. – Чернигов, 1708. Толкование на «Отче наш» и «Осьм блаженств евангельских». – Чернигов, 1709. Царский путь Креста. – Чернигов, 1709. Богомыслие в пользу правоверным. – Чернигов, 1710; 1711. Илиотропион . – Чернигов, 1714; Киев, 1896. Синаксарь о победе под Полтавою. – 1710. Духовные мысли. – М., 1782. Феатрон, или позор нравоучительный. – 1708. Путник (рукопись). Литература: Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905, ч. 2. – С. 166–181. Сулоцкий А. И., протоиерей. Жизнь Иоанна Максимовича , митрополита Тобольского//Странник. – СПб., 1864, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ваш покорный слуга протоиерей Димитрий Хандорин. [подпись] P.S. Ваше Преосвященство, мы с Вами встречались в 1928 г. в августе в Кеби 890 на Поповом острове, где я в это время был вместе с епископом Аркадием Астальским и епископом Анисимом 891 Пылаевым. Д. 20. Л. 2–3. Подлинник. Автограф. 3. 5 июня 1958 г. г. Томск Здравствуйте, глубокоуважаемый Владыко! Поздравляю Вас с прошедшими Великими праздниками. Желаю Вам сил, здоровья и благополучия и успеха в Ваших делах. От Вас я получал поздравление, но по разным причинам не мог Вам своевременно отвечать. Мое здоровье становится очень плохим. Нашу Томскую епархию обслуживает митрополит Новосибирский Нестор. Его Вы, вероятно, знаете – возможно, что Вы встречались с ним когда-либо у патриарха. В праздник Троицы митрополит Нестор приезжал к нам в Томск и здесь совершал богослужение. Я был за всенощной накануне Троицы, где и встречался с митрополитом, который приглашал меня участвовать в богослужении, но я в это время сильно разболелся и не мог повидаться с Владыкой, хотя он, очевидно, имел желание повстречаться со мной. Испрашиваю Ваших святительских молитв и пребываю Вашим покорным слугою, протоиерей Димитрий Хандорин. [подпись] Д. 34. Л. 14–14об. Подлинник. Автограф. 883 Скорее всего, о. Дмитрий имеет в виду епископа Алексия (Палицына), который 28 марта 1926 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, однако епархией не управлял. 885 Григорий (Козлов Владимир Сергеевич; 1883 – 1937), епископ. В 1922 г. хиротонисан во епископа Ветлужского, викария Костромской епархии. В 1927 – 1932 гг. в лагерном заключении. С 1936 г. епископ Уфимский. Расстрелян. 886 Варфоломей (Городцов Сергей Дмитриевич; 1866 – 1956), митрополит. В 1892 г. Рукоположен во иерея. До 1933 г. в ссылках. В 1942 г. пострижен митрополитом Сергием (Страгородским) в монашество. 31 мая 1942 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. На следующий день возведен в сан архиепископа. С 1943 г. архиепископ Новосибирский и Барнаульский. В 1947 г. в. у. Владивостокской, затем Красноярской епархиями. С 1949 г. митрополит, с конца 1950 по 1951 г. управлял также Семипалатинской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010