В феврале 1942 г. было разрешено в пропагандистских целях возобновить издательскую деятельность Русской Церкви. Предисловие к книге «Правда о религии в России» написал Патриарший Местоблюститель. Подготовлена она была в чрезвычайно короткие сроки и уже летом вышла из печати. Интересно, что ее напечатали в типографии практически переставшего существовать «Союза воинствующих безбожников» , и часть тиража по оплошности имела гриф антирелигиозного издательства. Книга эта была издана тиражом 50 тыс. экземпляров, одновременно на нескольких языках и распространялась, согласно свидетельству Совета по делам Русской Православной Церкви, в США, Великобритании, Швеции, на Ближнем Востоке и за линией фронта 536 . В 1943 г. была подготовлена и напечатана еще одна пропагандистская книга «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война» , посвященная патриотической деятельности Московской Патриархии. Однако, когда митрополит Ленинградский Алексий обратился к властям с ходатайством о разрешении издать подобную книгу, посвященную Ленинградской епархии, ему ответили отказом 537 . Явной уступкой Церкви было последовавшее в апреле 1942 г. разрешение в Москве, Ленинграде и ряде других городов совершать Пасхальный крестный ход вокруг храмов с зажженными свечами, на эту ночь отменили комендантский час. Произошло фактическое снятие некоторых ограничений на внебогослужебную деятельность, проведение массовых религиозных церемоний. Характерно, что в блокадном Ленинграде в самую страшную голодную зиму 1941–1942 гг. все православные храмы снабжались минимально необходимым количеством вина и муки для причащения богомольцев 538 . С помощью властей в марте 1942 г. в Ульяновске был проведен Собор епископов, осудивший создание автокефальной Украинской Православной Церкви. В этом же году вновь появилась возможность совершать архиерейские хиротонии. В мае–октябре были хиротонисаны во епископов предварительно постриженные в монахи вдовые протоиереи: Сергий Городцов (в монашестве Варфоломей), Владимир Градусов (в монашестве Димитрий) и Николай Чуков (Григорий). К концу пребывания Патриаршего Местоблюстителя в Ульяновске число архиереев Патриархии достигло семнадцати.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Варфоломей (Городцев (Городцов) Сергей Дмитриевич; 1866–1956), митрополит Новосибирский и Барнаульский. Родился в семье священника. В 1886 г. окончил Рязанскую духовную семинарию, в 1890 г. – Санкт-Петербургскую духовную академию, кандидат богословия, магистр богословия. С 1890 г. помощник инспектора Могилевской духовной семинарии. Сотрудничал в «Могилевских епархиальных ведомостях». В 1892 г. рукоположен во иерея и назначен служить в Александро-Невский храм г. Тифлиса. В 1903 г. возведен в сан протоиерея. Являлся председателем миссионерского братства, председателем епархиального училищного совета, благочинным русских церквей, законоучителем школы слепых, почетным членом Тифлисского патриотического общества. Публиковался в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата». Был противником автокефалии Грузинской Церкви, в январе 1907 г. был тяжело ранен шестью пулями в результате покушения, совершенного противником русского влияния в Грузии. В последние годы жизни в Грузии был настоятелем церкви святого благоверного князя Михаила Тверского в Тифлисе. После провозглашения автокефалии Грузинской церкви (в 1917 г.) был вынужден покинуть Тифлис, с 1918 г. служил в Баку. В 1922–1931 гг. в заключении. С 1935 г. приходской священник в Клинском районе Московской области. В 1942 г. пострижен в монашество, хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, с возведением в сан архиепископа за многолетнию пастырскую деятельность. С 1942 г. архиепископ Новосибирский и Барнаульский, управляющий Иркутской епархией и временно управляющий Омской епархией. Похоронен в приделе преподобного Серафима Саровского Вознесенского кафедрального собора Новосибирска. – Примечание. 383 Дискуссия по вопросу о восстановлении патриаршества. См.: Деяния... Т. 2. С. 338–359. – Примечание. 385 Елизавета Феодоровна (1864–1918), преподобномученица, Великая княгиня. Старшая сестра Императрицы Александры Феодоровны. В 1884 г. вступила в брак с Великим князем Сергеем Александровичем, убитым террористом в 1905 г. С 1909 г. настоятельница Марфо-Мариинской обители в Москве. Была арестована в Москве в 1918 г. 18 июля 1918 г. вместе с другими алапаевскими мучениками была сброшена живой в шахту Нижняя Селикамская под г. Алапаевском Пермской губернии. После вступления в г. Алапаевск Белой армии тела Великой княгини и других мучеников были извлечены из шахты. В 1920 г. их останки были перевезены в Пекин. Затем по желанию английской принцессы Виктории гробы с нетленными мощами преподобномучениц Елизаветы и инокини Варвары были отправлены в Иерусалим. Причислена клику святых в 1992 г. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Варфоломей (Городцов Сергей Дмитриевич; 1866–1956), митрополит. В 1892 г. рукоположен во иерея. До 1933 г. в ссылках. 29 мая 1942 г. пострижен митрополитом Сергием (Страгородским) в монашество. 31 мая 1942 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. На следующий день возведен в сан архиепископа. 26 июля 1943 г. назначен на Новосибирскую и Барнаульскую кафедру. В 1947 г. в. у. Владивостокской, затем Красноярской епархиями. С 1949 г. митрополит, с конца 1950 г. по 1951 г. управлял также Семипалатинской епархией. Василий (Родзянко Владимир Михайлович; 1915–1999), епископ. Окончил богословский факультет Белградского университета. В 1937–1940 гг. в Великобритании. По возвращении в Югославию рукоположен во иерея. Настоятель русского и сербского приходов и секретарь русского миссионерского совета в Бачской епархии, законоучитель в сербских средних школах в г. Субботице. В 1949 г. арестован югославскими властями. После освобождения выехал в Париж, оттуда в Лондон. Служил в сербском приходе. В 1979 г., овдовев, пострижен в монашество. 12 января 1980 г. хиротонисан во епископа. Входил в клир Американской автокефальной Православной Церкви. Василий (Шуан Игнатий Яо; 1888–1962), епископ. Окончил духовную семинарию при Духовной миссии в Пекине. В 1915 г. рукоположен в диакона, в 1948 г. во иерея, вскоре пострижен в монашество, возведен в сан игумена. С июля 1950 г. архимандрит. В декабре 1950 г. назначен заведующим Катехизаторской школой Миссии и членом Управления Восточно-Азиатского Экзархата. 30 мая 1957 г. хиротонисан во епископа Пекинского. Ведерников Анатолий Васильевич (1901–1992), сотрудник Издательского отдела Московского Патриархата (с 1948 г.). В 1953–1962 гг. ответственный секретарь ЖМП. Венедикт (Краснов Иван Иванович), иеромонах. Находился в Дубравлаге вместе с епископом Афанасием (Сахаровым) и митрополитом Нестором. Венедикт (Пляскин Василий Васильевич; 1900–1976), епископ. Служил в армии А. В. Колчака. В 1930 г. пострижен в монашество. В 1937–1941 гг. в заключении. В 1941–1943 гг. на фронте. В январе 1946 г. хиротонисан во епископа Хабаровского и Владивостокского. Уволен на покой. В 1948 г. назначен епископом Петрозаводским и Олонецким. С 1949 г. на покое. С 1955 г. в. у. Омской епархией. С 22 ноября 1956 г. на покое. С 3 апреля 1961 г. по 13 июня 1962 г. в у. Омско-Тюменской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Верующие Омской епархии неоднократно обращались к властям с ходатайствами об открытии храмов. С янв. по сент. 1943 г. подано 36 таких ходатайств, однако только 6 из них было удовлетворено. Отказы в открытии храмов мотивировались гл. обр. незначительным числом верующих и отсутствием помещений. 7 марта 1943 г. Омский горисполком зарегистрировал общину верующих и 2 авг. передал ей Крестовоздвиженскую ц. 26 июля 1943 г. архиеп. Варфоломей (Городцов; впосл. митрополит) назначен на Новосибирскую и Барнаульскую кафедру. Ему было поручено временное управление всеми вдовствовавшими сибир. епархиями, в т. ч. Омской. Первое его посещение Омска длилось с 4 по 17 февр. 1944 г.; очевидцы вспоминали, что «по городу было духовное торжественное шествие, весь город вышел на торжество с пением «Слава в вышних Богу, на земли мир…»». В воскресные дни и в праздник Сретения Господня Крестовоздвиженская ц. не могла вместить всех верующих. Народ, стоя на улице, молился вместе с архипастырем о даровании победы в Великой Отечественной войне. Весной 1944 г. власти разрешили колокольный звон. Омский горсовет 3 марта 1944 г. удовлетворил просьбу верующих о передаче им Никольской ц., однако 21 марта горсовет отменил свое решение и передал церковное здание под заводской клуб. Верующие избрали приходский совет. Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Омской обл. Е. И. Тихомиров (1943-1946) представил в облисполком документы о передаче Никольской ц. Облисполком направил их в Москву для окончательного решения, и в авг. 1944 г. в Омск пришло распоряжение о передаче храма верующим. В нач. 1944 г. верующие неоднократно обращались с ходатайствами об открытии омской Параскевинской ц. 28 апр. 1944 г. горсовет признал ее открытие «нецелесообразным», 4 мая решение утвердил облисполком. Во время Великой Отечественной войны вслед. отказов местных властей в открытии храмов возникали нелегальные общины. Так, верующие Исилькульского р-на в 1944 г. подали заявление об открытии церкви, но получили отказ. После этого их уполномоченная организовала молитвенный дом.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

Владыка Нестор, перед тем как уехать в Балтовский Онуфриевский монастырь, спросил Патриарха: – Ваше Святейшество, благословите отца Мисаила (моё монашеское имя) быть моим духовником. Святейший благословил. Это благословение и позволило мне быть вместе с митрополитом Нестором до последних дней его жизни» 264 . В центре России       В летний Сергиев день, после службы в Троице-Сергиевой Лавре митрополит Нестор принял первое своё назначение – на кафедру Новосибирскую и Барнаульскую, сменив за несколько дней до этого скончавшегося глубокого (за 90 лет) старца митрополита Варфоломея (Городцова, 1.6.1956). Получив у «доверенных людей» хранившиеся у них все годы заточения первый архиерейский саккос, митру, вышитую мамой, золотой наперсный крест на Георгиевской ленте, ордена и архив, митрополит Нестор отбыл на новое место служения. Готовился и «Совет по делам». Из Москвы новосибирскому уполномоченному Ф.Т. Воротилову полетело конфиденциальное письмо: «Во взаимоотношениях с митрополитом Нестором Вам необходимо учесть то обстоятельство, что он всего несколько месяцев находится в СССР и не знает советских условий, поэтому с его стороны возможны действия, которые не будут соответствовать нашему законодательству, относящемуся к Церкви, и сложившейся практике взаимоотношений Церкви к советским органам. В такого рода вопросах Вам следует оказывать ему необходимую помощь, разъясняя существо законов и практику взаимоотношений Уполномоченного с митрополитом Варфоломеем» 265 . Новониколаевск (или по-нынешнему Новосибирск) считается географическим центром России. Здесь и была первая после долголетней эмиграции и мучительных лагерных лет кафедра Апостола Камчатки. «В те годы, – рассказывает его келейник, – во всей Новосибирской епархии, охватывающей почти всю Восточную Сибирь, оставалось лишь 50 действующих приходов. Владыка, несмотря на слабость своего здоровья, часто выезжал на самые дальние, затерянные в сибирской тайге приходы. Сибирь очень напоминала ему Камчатку, где он ещё молодым иеромонахом совершал миссионерские подвиги. А когда Владыка вспоминал про Камчатку, у него всегда наворачивались на глаза слёзы» 266 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Восстановленная в сент. 1943 г. Молотовская епархия объединила 19 храмов. 7 сент. 1943 г. епископом Молотовским был назначен пребывавший на покое Александр (Толстопятов) , с 26 дек. 1944 г. он имел титул «епископ Молотовский и Соликамский». Кафедральным стал единственный действующий в Перми с февр. 1942 г. Всехсвятский Новокладбищенский храм. К приезду в Молотов еп. Александра храм был освящен 19 авг. 1942 г. архиеп. Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым) , оказавшимся проездом в Молотове. Первым уполномоченным Совета по делам РПЦ по Молотовской обл. 14 дек. 1943 г. стал Л. И. Смирнов. В дек. 1943 г. еп. Александр подал уполномоченному ходатайство об открытии в г. Молотове Преображенского кафедрального собора, занятого музеем, и Троицкой (Слудской) ц. Местные власти дали согласие на открытие только Слудской ц., здание которой с 1932 г. использовалось под склад тяжелых орудий. 28 февр. 1944 г. Совет по делам РПЦ разрешил передачу Троицкой ц., которая получила статус кафедрального собора. 25 мая 1944 г. еп. Александр освятил главный престол Троицкого собора. В июле 1944 г. 2-этажный дом в ограде собора был оборудован под епархиальное управление и резиденцию архиерея. К янв. 1944 г. в Прикамье насчитывалась 691 закрытая церковь. Из них использовалось под школы и клубы - 365, для хозяйственных нужд - 271, неиспользованных зданий - 48. В 1944 г. были открыты 22 храма. С янв. по май 1945 г. открылось 6 церквей. Всего в годы Великой Отечественной войны в Молотовской обл. был открыт 41 правосл. храм. Ко Дню Победы в составе Молотовской и Соликамской епархии насчитывалось 48 храмов, из них 2 - в Молотове. Действующие храмы находились в 15 районах области, в 41 районе открытых церквей не было. В руках обновленцев оставались Митрофаниевский храм в г. Добрянка и часовня в с. Покча, обновленческий клир состоял из 2 священников, 2 диаконов и псаломщика. Репрессивные действия органов НКВД в отношении духовенства продолжались и в военный период: с июня 1941 до сер. 1943 г. было арестовано 6 священнослужителей. В янв. 1945 г. богослужения совершались в 43 из 49 действующих церквей, в 6 храмах священники отсутствовали или не были назначены.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Даже в день преставления, 10 июня 1715 года, святитель Иоанн после Божественной литургии, как это было в обычае у него и раньше, устроил в своем доме трапезу для духовенства и бедняков и сам прислуживал за столом. Затем, простившись со всеми, Святитель удалился в свои покои и во время благовеста к вечерне скончался в молитве, стоя на коленях. Святитель был погребен в приделе святителя Иоанна Златоуста Тобольского Успенского-Софийского собора. Святитель Иоанн издавна чтится в Сибири. Ввиду многочисленных чудес и давнего местного почитания святителя Иоанна в 1916 году Русская Церковь установила празднование памяти Святителя в день его преставления к Богу – 10 июня. Память о святителе Иоанне бережно хранят сибиряки и все верующие русские люди. Он и поныне почивает в Тобольском соборе Покрова Божией Матери. Служба ему была переиздана по благословению Святейшего Патриарха Алексия митрополитом Варфоломеем (Городцовым) в 1947 году в городе Новосибирске. Собор Сибирских святых НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 8: Приидите, православных собори,/воспоим святыя, в земли Сибирстей просиявшия,/учением к Богоразумию нас наставльшия,/источники чудес предивныя,/Церкве светильники пресветлыя/ и всея России удобрение./Тии бо избавляют нас от всяких злых искушений и бед/и молятся о душах наших. Сибирския земли иерархов песньми воспоим:/от нихже Димитрия, Иоанна, Филофея, Павла – Тобольских,/Иннокентия, Софрония и Мелетия – Иркутских,/апостола Сибири Иннокентия Московскаго,/ и все пастырское сословие приводим в молитву,/ихже ради спаси, Христе, души наша. Добрии раби, блазии и вернии,/ и добрии делателие винограда Христова,/вы тяготу дневную понесли есте/ и данный вам талант возрастили есте,/темже и дверь Небесная вам отверзеся,/внидите в радость Владыки Христа,/молящеся о нас, святии наши учителие. Слава, глас 6: Человецы Божии и вернии раби,/служителие Господни, мужие желания,/сосуди избраннии,/столпи и утверждение Церкве,/Царствия наследницы,/не премолчите, еже о нас вопити ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

еп. Никодим (Казанцев; 18 сент. 1861 - 6 апр. 1870), еп. Павел (Попов; 10 июня 1870 - 31 марта 1873), еп. Антоний (Николаевский; 31 марта 1873 - 14 мая 1881), еп. Исаакий (Положенский; 30 мая 1881 - 8 марта 1886), еп. Тихон (Троицкий-Донебин; 8 марта 1886 - 28 марта 1892), еп. Александр (Богданов; 23 марта 1892 - 30 апр. 1894), еп. Акакий (Заклинский; 30 апр. 1894 - 28 окт. 1898), еп. Евфимий (Счастнев; 28 окт. 1898 - 9 янв. 1913), еп. Никон (Бессонов; 26 янв. 1913 - 25 июля (фактически апр.) 1917), еп. Гавриил (Воеводин; май - 1 авг. 1917, временно управлял епархией), еп. Зосима (Сидоровский; авг.- 26 сент. (фактически 2 нояб.) 1917, временно управлял епархией), еп. Назарий (Андреев; 26 сент. (фактически 2 нояб.) 1917 - 9(22) февр. 1918 (фактически 10 дек. 1917), временно управлял епархией; 9 февр. 1918 (фактически 10 дек. 1917) - не позднее 13 сент. 1922), еп. Зосима (Сидоровский; 1919, временно управлял епархией), еп. сщмч. Амфилохий (Скворцов; 8 марта 1925 - 13 июля 1926), еп. Никон (Дегтяренко; 5 окт. 1927 - 3 февр. 1928), еп. Димитрий (Вологодский; 3 февр.- 9 сент. 1928, временно управлял епархией), архиеп. Мелхиседек (Паевский; 9 сент. 1928 - 30 мая 1931), архиепископ Павел (Павловский; 11 авг. 1931 - 11 июня 1933 (до 4 апр. 1933 - епископ)), еп. Антоний (Миловидов; 16 июня 1933 - 3 мая 1934), еп. Феофан (Еланский; 23 апр. (хиротония 6 мая) 1934 - 11 мая 1935), еп. Серафим (Зборовский; 9 сент. 1935 - 1 апр. 1936), еп. Сергий (Куминский; 1 апр. 1936 - 4 нояб. (?) 1937, временно управлял епархией), архиеп. священноисп. Лука (Войно-Ясенецкий; 27 дек. 1942 - 7 февр. 1944), архиеп. Варфоломей (Городцов; янв. 1944 - 4 авг. 1947, временно управлял епархией), еп. Софроний (Иванцов; 4 авг. 1947 - 24 дек. 1947, викарий), еп. Иоанникий (Сперанский; 23 янв. 1948 - апр. 1949, викарий), архиеп. Антоний (Черемисов; 20 июля 1990 - 5 окт. 2011; до 19 февр. 1999 епископ), митр. Пантелеимон (Кутовой; с 5 окт. 2011). Монастыри Действующие: Успенский мон-рь (мужской, в Красноярске, основан в 1879, в 1921 закрыт, возрожден в 2000); Благовещенский мон-рь (женский, в Красноярске, основан в 1995).

http://pravenc.ru/text/2458967.html

Иосиф Петровых , в. у. 11 .1925–1927: Никандр Феноменов 1926–1929: Онуфрий Гагалюк , в. у. 1927–14(27).03.1928: Иосиф Петровых 1928–07.1936: Анатолий Грисюк 03 .1937–1939: Митрофан Русинов 1941–1941: Виссарион Пую, окк. 1942–1943: Антим Ника, окк. 02(15).08.1944–1946: Сергий Ларин, в. у. 1946–17(30).10.1947: Сергий Ларин Одесская (обн.) 1922–1923: Алексий Баженов 20 .10(02.11).1922–31.03(13.04).1923: Евдоким Мещерский 1924–1928: Иувеналий Мошковский 10 .1928–1935: Константин Спасский 1935–23.09(06.10).1937: Кирилл Квашенко 1937–1942: Иувеналий Мошковский, паки Ойротская (обн.) 26 .01(08.02).1924–15(28).10.1924: Макарий Торопов 1924–11(24).01.1925: Геронтий Шевлягин, в. у. 23 .03(05.04).1925–10(23).06.1925: Иннокентий Кулаков Олонецкая см. Петрозаводская и Олонецкая Олонецкая и Каргопольская см. Ладожская Олонецкая (обн.) 03 .1923–1926: Александр Надеждин Омская 04(17).06.1915–26.02(10.03).1920: Сильвестр Ольшевский 1920–1923: Димитрий Беликов 1924–1924: Виссарион Зорнин 10 .1924–12.1924: Анатолий Каменский 12 .1924–03.1925: Иоанникий Соколовский 03 .1925–20.10(02.11).1928: Виктор Богоявленский 1925–04.1928: Виктор Островидов, в. у. 23 .01(05.02).1929–23.10(05.11).1930: Аркадий Ершов 11 .1930–14(27).09.1931: Герман Коккель, в. у. 11(24).08.1931–08.1935: Алексий Орлов 09(22).09.1935–11.1936: Антоний Миловидов 23 .02(08.03).1937–08.1937: Филипп Ставицкий 08 .1937–1937: Фотий Пурлевский 1937–1943: 1943–1946: Варфоломей Городцов, в. у. 1946–29.08(11.09).1948: Алексий Пантелеев Омская (григ.) – 1928 (?): Иоанникий Соколовский Иосиф Рыпак Иувеналий Зиберт Омская (обн.) 21 .11(04.12).1922–17(30).03.1927: Пётр Сысуев 1927–15(28).12.1927: Александр Филиппов 1927–1928: Александр Введенский 2 1928–1929: Алексий Копытов 1929(?)–25.03(07.04).1931: Матфей Бережнов 09(22).04.1931–1936: Анатолий Синицын Орджоникидзенская см. Владикавказская Орджоникидзенская (обн.) см. Владикавказская (обн.) Оренбургская 30 .07(12.08).1914–1919: Мефодий Герасимов 01(14).03.1920–1923: Аристарх Николаевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Как видно из приведенных цитат, в своих антипатиях к церковному возрождению такие группы оппозиции руководствовались настроениями антисоветского эсхатологизма. Антисоветский эсхатологизм занимал существенное место в мировоззрении этой части оппозиционеров, что и обусловило их категорическое неприятие церковного возрождения. В качестве обоснования этой своей позиции они стали проповедовать отступление Патриаршей Церкви от Христа и отождествлять ее с “сонмищем антихриста”. Такое отождествление одной из церковных групп с “церковью антихриста” не было новостью в истории советского времени, но раньше, в 1920–1930-х гг., с “церковью лукавнующих”, служители которой, именуя себя слугами Христа, на деле служат антихристу, отождествляли обновленцев как пошедших на союз с “антихристовой властью”. Теперь же радикальные оппозиционеры стали именовать “цер­ковью лукавнующих” и Русскую Православную Церковь Московского Патриархата 25 . Такие настроения совпадали с идеями наиболее радикальных оппонентов митрополита Сергия (Страгородского), утверждавших, что “сергианская” иерархия лишилась благодати. Но если в конце 1920-х и в 1930-х гг. носители таких идей составляли лишь часть церковной оппозиции, то со второй половины 1940 х гг. эти идеи распространяются в большинстве церковных групп, оставшихся вне Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Как раз в это время в некоторых частях страны среди них получают хождение произведения различных жанров (пророчества, проповеди, послания), обосновывающие такой взгляд. Так, в центрально-черноземных областях в это время получает хождение написанное в жанре пророчества “Соб­рание из списков о преподобном Серафиме Саровском”, в котором также “предсказывалось”, что над легальными церквами “возьмут власть” еретики, а истинные рабы Божии должны будут скрываться в уединенных местах 26 . Нам уже приходилось цитировать своеобразное послание-проповедь, подброшенное в Новосибирске в июне 1944 г. в почтовый ящик архиепископа Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Городцова) 27 . В этом письме соединены воедино идеи антисоветского эсхатологизма (Сталин как предтеча антихриста, скорое Второе пришествие и всеобщее воздаяние) с представлениями о лжецеркви, которая отождествляется с легальной Русской Православной Церковью Московского Патриархата. А причиной для появления этого текста стала общая активизация легальной церковной жизни (как раз в феврале 1944 г. в Новосибирске был открыт второй храм) и патриотическая позиция Русской Церкви, шедшая вразрез с идеями антисоветского эсхатологизма.

http://pravmir.ru/tserkovnaya-oppozitsiy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010