1937 год ознаменовался массовыми арестами духовенства и мирян, закрытием и уничтожением храмов. В Новосибирске был арестован и расстрелян преемник умершего в том же году митрополита Никифора архиепископ Новосибирский Сергий (Васильков), многие священнослужители и верующие миряне. Практически все городские храмы были закрыты. Был закрыт и Вознесенский собор. Точная дата закрытия храма не установлена. Известно лишь, что периодически храм использовался как зернохранилище. В 1943 г. на Новосибирскую кафедру был назначен архиепископ Можайский Варфоломей (Городцов), который по прибытии в город стал хлопотать о возвращении Вознесенского храма верующим. Просьбу владыки удовлетворили, и в 1944 году, на Страстной Седмице состоялось освящение вновь открытого храма. Об этом радостном событии владыка Варфоломей вспоминал в своем дневнике так: " В марте же месяце Господь помог нам получить для Новосибирска вторую церковь: Вознесенскую (Туруханскую); о ней хлопоты верующие давно начали, уже более двух лет; но в этом году мой секретарь о. Никандр съездил в Москву, где нужно изложил нужды Новосибирска, имеющего при почти миллионном населении одну только маленькую Успенскую церковь. В конце 6 недели Великого поста получено было решение Совета по делам Православной Русской Церкви об отдаче верующим этого храма. Храм этот сравнительно большой, ремонта настоятельного не требовавший, - иконостас, престолы, подсвечники и пр. - все оказалось в порядке; поэтому я, после того как церковь вымыли, вычистили, в Великую Среду вечером совершил малое освящение храма, и с Великого Четверга начались в нем службы - к великой радости всего народа. Церковь за всеми службами была переполнена народом, а в Пасхальную ночь стоял в церкви такой гул от множества народа, что и служить было трудно; а когда мы вышли с крестным ходом из церкви, то увидели, что и вся обширная ограда была переполнена народом, ночь была теплая, тихая, свечи у всех горели, - картина умилительная. Все радовались и Светлому Христову Воскресению и новооткрытому храму " . Именно чаяниями митрополита Варфоломея в Вознесенском кафедральном соборе был построен третий придел - во имя преподобного Серафима Саровского, освященный 28 декабря 1947 г., где в 1956 г. Владыка обрел вечный покой.

http://sobory.ru/article/?object=04429

…30 января 1890 года, в День памяти Трех Святителей, в академической церкви совершался обряд пострижения двух студентов четвертого курса академии – Ивана Николаевича Страгородского и Якова Федоровича Иванова. Медленно шествовали юноши, босые, в длинных белых рубахах под черными мантиями, в сопровождении монахов. При пении стихиры «Объятия Отча тверзти ми потщися», с частыми остановками и коленопреклонениями, процессия прошествовала в академический храм. На солее их встретил ректор академии епископ Антоний (Вадковский) вопросом: – Что пришли есте братия? И доносятся едва слышные ответы: – Желая жития постнического. Затем последовали обычные при пострижении вопросы о монашеских обетах и смиренные ответы постригаемых: «Ей Богу содействующу», закончившиеся троекратным предложением епископа Антония подать ему ножницы для пострижения. И… кульминация – пострижение. Нет более Ивана Страгородского. Есть инок Сергий, взявший себе это имя в честь одного из чудотворцев Валаамской обители. А его товарищ взял имя другого валаамского чудотворца – Германа. Напутственное слово сказал епископ Выборгский Антоний (Вадковский) , указав новопостриженникам на смирение как на венец нравственного совершенства. Здесь же присутствовали епископ Смоленский и Дорогобужский Гурий (Охотин) и управляющий Синодальной канцелярией В. К. Саблер. В единственном сборнике статей и материалов, посвященном Сергию Страгородскому и выпущенном Московской патриархией в 1947 году, опубликованы некоторые воспоминания об этом периоде однокурсников Сергия. Один из них, в будущем архиепископ Новосибирский Варфоломей (Городцов), писал: «Скоро молодой инок Сергий был рукоположен во иеродиакона и стал служить в академической церкви: служба молодого иеродиакона своим глубоким воодушевлением производила на всех присутствующих в церкви большое впечатление. И я вот сейчас помню, как молодой иеродиакон после принятия Святых Таин, полный умиления, держа в руках святой потир, возглашал: „Со страхом Божиим и верою приступите“. Помню его прекрасное, всегда осмысленное чтение Святого Евангелия, а особенно помню то особое впечатление, которое производило на меня чтение им Святого Евангелия в Великий вторник».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Вследствие официального характера Журнала значительная часть авторских статей в нем принадлежит Священноначалию — Предстоятелям Русской Православной Церкви Святейшим Патриархам Сергию (Страгородскому), Алексию I (Симанскому), Пимену (Извекову) и Алексию II (Ридигеру); постоянным членам Священного Синода митрополитам Николаю (Ярушевичу), Никодиму (Ротову), Ювеналию (Пояркову), Филарету (Вахромееву); из других авторов, много потрудившихся в Журнале, наибольшее число статей опубликовали митрополиты Питирим (Нечаев) (84), Антоний (Блум) (37), Вениамин (Федченко) (27), Варфоломей (Городцов) (15); архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) (26), архим. Макарий (Веретенников) (75), протоиереи Николай Иванов (115), Павел Соколовский (91), Александр Ветелев (79), Геннадий Нефедов (72), Александр Кравченко (66), Алексий Остапов (45), Петр Гнедич (29), Николай Радковский и Николай Харьюзов (по 27), Андрей Сергеенко (23), Всеволод Шпиллер (21), Сергий Савинский (18); профессора К.Е. Скурат (70), Н.Д. Успенский, (68), Л.А. Успенский (54), К.М. Комаров (52), Л.Н. Парийский и И.Н. Шабатин (Никита Волнянский) (по 45), А.И. Иванов (39), А.И. Георгиевский (33), Н.П. Доктусов (27), а также А.В. Ведерников (153), В.А. Никитин (122), П.В. Уржумцев (66), А.Л. Казем-Бек (63), Е.А. Карманов (56), И.Н. Хибарин (55), М.В. Жилкина (57), Е.С. Полищук (52), А.Н. Игнатьев (50), Г.Ф. Троицкий (45). На страницах Журнала регулярно публикуются Патриаршие послания, приветствия, заявления, указы, определения Священного Синода, сообщения о важнейших событиях церковной жизни, юбилейных и памятных событиях, материалы официальной хроники. Традиционно помещаются сообщения о богослужениях Предстоятеля Русской Православной Церкви, наречениях и хиротониях новых епископов, их биографии. Начиная с 1990 г. детально освещаются пастырские визиты и поездки Патриарха Алексия II (418 статей), а также встречи Его Святейшества с различными церковными, государственными и общественными деятелями. Широко представлена епархиальная и приходская жизнь: рассказывается об архиерейских служениях, рукоположениях священников и диаконов, о награждениях священнослужителей, реставрации и строительстве храмов, об освящении новых престолов. Журнал освещает паломнические поездки делегаций Русской Православной Церкви в Святую Землю, на Святой Афон и в другие страны. Публикуются статьи о святынях нашей Церкви, материалы о жизни монастырей, духовных школ и зарубежных учреждений Русской Православной Церкви. Много статей посвящено выдающимся деятелям нашей Церкви: пастырям, богословам, композиторам, иконописцам, духовным писателям.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5306942...

В 1946 году верующие обратились к властям с просьбой об открытии храма. Были собраны подписи, разрешение получено. Освящение храма совершил митрополит Варфоломей (Городцов). Первая служба состоялась 19 декабря 1946 года в день памяти Святителя и Чудотворца Николая. В 1993 году настоятелем Казанского собора назначен митрофорный протоиерей Евгений Фролов. Он же является и благочинным церквей Ачинского округа. Адрес: Россия, Красноярский край, г. Ачинск, ул. К. Маркса, 21 Телефон: (391-51) 5-13-44 Подробнее... Собор Архангела Михаила (Железногорск) [ править править код ] Город ядерного и космического производств долгое время оставался закрытым и для церкви. Временем возрождения православных традиций стал 1990 год, когда группа верующих выступила с инициативой создания в Железногорске православной общины и строительства храма. 27 декабря 1990 года по благословению Епископа Красноярского и Енисейского Антония в город прибыл настоятель нового прихода — иерей Анатолий Кизюн. Первое богослужение состоялось в городском музее в Рождественский сочельник, 6 января 1991 года. В этом же месяце градостроительный совет определил место для возведения храма — участок в лесопарковой зоне на берегу озера. До постройки церкви приход разместился в небольшом помещении бывшего караула ведомственной охраны ГХК. 26 июля 1992 года состоялось освящение и закладка первого камня на месте будущего храма. А 21 ноября 1999 года, в престольный праздник Архистратига Михаила, Епископ Красноярский и Енисейский Антоний совершил в новой церкви первую Божественную литургию. Трудами и молитвами многих горожан Железногорск, наконец, обрел свой храм. Адрес : Россия, Красноярский край, г. Железногорск, ул. 60 лет ВЛКСМ, 31 Телефон: (391-97) 4-02-33 Подробнее... Дивногорский храм иконы Божией Матери " Знамение " Абалакской [ править править код ] Храм иконы Божией Матери " Знамение " Абалакской - православный храм в Дивногорске, освящен в память прежде существовавшего Знаменского скита. При храме действует Воскресная школа и Паломнический центр.

http://azbyka.ru/palomnik/Красноярский_к...

Владыка стал 54-м епископом, назначенным и рукоположенным митрополитом Сергием за время его управления Русской Церковью (с 1926 г.). Из разговоров с другими епископами выяснилось, что в тот момент в пределах СССР на неоккупированных территориях находилось 15 епископов. 16 октября 1942 г. архиепископ Григорий записал в дневнике порядок архиереев: 1. Сергий Митрополит Московский и Коломенский (Страгородский), 2. Алексий Митрополит Ленинградский (Симанский), 3. Николай Митрополит Киевский и Галицкий (Ярушевич), 4. Андрей Архиепископ Казанский (Комаров), 5. Лука Архиепископ б. Ташкентский (Войно-Ясенецкий), 6. Алексий Архиепископ Куйбышевский (Палицын), 7. Сергий Архиепископ Горьковский и Арзамасский (Гришин), 8. Иоанн Архиепископ Ярославский и Ростовский (Соколов), 9. Алексий Архиепископ Рязанский (Сергеев), 10. Варфоломей Архиепископ Можайский (Городцов), 11. Стефан Архиепископ Уфимский (Проценко), 12. Василий Архиепископ Калининский (Ратмиров), 13. Григорий Архиепископ Саратовский (Чуков), 14. Георгий Епископ Вологодский (Анисимов), 15. Питирим Епископ Калужский (Свиридов). А всего с 22 июня 1941 г. по 8 сентября 1943 г. число правящих архиереев в РСФСР увеличилось с 2 до 20, 7 из них были хиротонисаны, в том числе – три старца на восьмом десятке лет. Это вдовые протоиереи Сергий Городцов, в монашестве Варфоломей (1866–1956), заслуженный вятский протоиерей Вениамин Тихоницкий (1869–1957), в монашестве Вениамин, и Николай Чуков, в монашестве Григорий. Все они ранее неоднократно подвергались репрессиям, а архиепископ Новосибирский Варфоломей, с которым Владыка Григорий находился до конца своей жизни в теплом молитвенном общении и переписке, провел в заключении целых 17 лет (с 1917 по 1934 г.). Все они знали, на что идут, знали, что и далее иметь дело с властью придется главным образом в лице НКВД, и они на это пошли… Пострижен в монашество с именем Григорий в честь Григория Просветителя прот. Николай был по желанию митрополита Сергия, и это, конечно, не случайно. Кандидат богословия СПбДА, один из лучших в России епархиальных наблюдателей церковно-приходских школ Российской империи, ректор Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске, Богословского института (1920–1923 гг.) в Петрограде и Высших богословских курсов (1925–28 гг.) в Ленинграде, магистр богословия (с 1927 г.), он был единственный, кто имел опыт создания высшей богословской школы в совершенно новых для церкви условиях, без поддержки государства, как это было до революции, а также и без материальной помощи церковного центра.

http://bogoslov.ru/article/2041545

М. К жизнеописанию свт. Иоанна Тобольского//БВ. 1916. 9. С. 140-166; Святитель божий Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири: (1651-1715 гг.): Сб. мат-лов. Чернигов, 1916; Тутолмин Г. С., прот. Житие свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского и всея Сибири. Тобольск, 1916; Юрьевский А., прот. К жизнеописанию свт. Иоанна Тобольского//ТКДА. 1916. 5/6. С. 62-63; Варфоломей (Городцов), архиеп. Сибирские святители//ЖМП. 1948. 3. С. 30-33; Каменева Т. Н. Черниговская типография, ее деятельность и издания: (XVII-XVIII вв.)//Тр. ГБИЛ. М., 1959. Т. 3. С. 234-236, 244-245, 282-295; Просвирнин А., прот. Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири: (К 250-летию со дня кончины)//ЖМП. 1965. 6. С. 73-77; он же. Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири, чудотворец//Там же. 1976. 5. С. 57-58; Гребенюк В. П. Панегирическая лит-ра петровского времени. М., 1979. С. 54-71; Серафим (Шлыков), иеродиак. Свт. Иоанн Тобольский и его богословское наследие: Канд. дис. Загорск, 1985. Ркп. [библиогр.]; Житие свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского и всея Сибири. Тобольск, 1995; Служба свт. Иоанну, митр. Сибирскому и всея Сибири чудотворцу/Сост.: архиеп. Варфоломей (Городцов)//Из духовного наследия митр. Новосибирского и Барнаульского Варфоломея: Дневник, статьи, послания: К 40-летию со дня кончины. Новосиб., 1996. С. 159-175; Николаев С. И. Максимович Иоанн//Словарь рус. писателей XVIII в. Спб., 1999. Вып. 2. С. 266-267; Фомин С. В. Последний царский святой: Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский, Сибирский чудотворец: Житие. Чудеса. Прославление. Служба. Акафист. СПб., 2003; Денисов М., свящ. Свт. Иоанн, митр. Тобольский и всея Сибири, чудотворец, и история его прославления//Сибирь православная. 2007. 1. С. 2-8; Журавльова С. С. Випробування Фортуни: Nocmami античних мoжhobлaдцib в ihmepnpemaцiï Ioaha (Максимовича)//Akmyaльhi проблеми слов " янськоï фiлoлoriï: Miжbyз. зб. наук. ст. К.; Hiжuh, 2007. Вип. 12: Лihrbicmuka i лimepamypoзhabcmbo. С. 77-82; она же. Bipш Oлekciя, чoлobika Божого» Ioaha (Максимовича)//Волинь фiлoлoriчha.

http://pravenc.ru/text/468961.html

Потеря троих взрослых детей в блокадном Ленинграде побудила его согласиться на предложение митрополита и, получив 14 сентября 1942 г. новую телеграмму-молнию («По делам службы прошу немедленно прибыть в Патриархию – Ульяновск. Митрополит Сергий»), он направил митрополиту письмо о том, что отдает себя «в его полное распоряжение» . Однако он задержался с отъездом в Ульяновск, так как ожидал приезда архиепископа Андрея для организации открытия в Саратове «старого» собора (см. публикацию, 18 сентября 1942 г.). 7 октября 1942 г. протоиерей Николай писал: «Итак, совершился большой перелом в моей жизни – еду на пароходе “Микоян” из Саратова в Ульяновск по вызову митрополита Сергия Страгородского для посвящения во епископа. Никогда не думал об архиерействе для себя, и вот Господь приводит к этому!» 15 октября 1942 г. в Ульяновске после возведения в сан архиепископа Владыка писал: «Вчера за ужином в разговоре Владыка-митрополит между прочим сказал, что за время его управления Русской Церковью (с 1926 года) я являюсь 54-м епископом, им назначенным и рукоположенным» . Результатом многолетней политики истребления советскими властями духовенства и епископата явилось то, что в пределах СССР тогда находились только три митрополита в числе 15 архиереев, порядок которых 16 октября 1942 г. архиепископ записал в дневнике: Сергий (Страгородский), митрополит Московский и Коломенский; Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский; Николай (Ярушевич), митрополит Киевский и Галицкий; Андрей (Комаров), архиепископ Казанский; Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ бывший Ташкентский; Алексий (Палицын), архиепископ Куйбышевский; Сергий (Гришин), архиепископ Горьковский и Арзамасский; Иоанн (Соколов), архиепископ Ярославский и Ростовский; Алексий (Сергеев), архиепископ Рязанский; Варфоломей (Городцов), архиепископ Можайский; Стефан (Проценко), архиепископ Уфимский; Василий (Ратмиров), архиепископ Калининский; Григорий (Чуков), архиепископ Саратовский; Георгий (Анисимов), епископ Вологодский; Питирим (Свиридов), епископ Калужский . С 22 июня 1941 г. по 8 сентября 1943 г. число правящих архиереев увеличилось с 2 до 20, из них 7 были хиротонисаны , в том числе три старца старше 70 лет. Митрополит Сергий собирал «старую гвардию», и так же, как протоиерей Николай Чуков, в «одиннадцатый час» своей жизни, в 1942 г. получили благодать архиерейства и вышли на епископское служение вдовый протоиерей Сергий Городцов, в монашестве Варфоломей (1866–1956 гг.), и заслуженный вятский протоиерей Вениамин Тихоницкий, в монашестве Вениамин (1869–1957 гг.) .

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

«Владыка Ефрем начал свой монашеский путь после окончания университета, в Шио-Мгвимском монастыре. Вскоре, однако, монастырь был закрыт... В 30-е годы его арестовали, и он пережил все ужасы застенков и лагерей. В это тяжелое время игумения Ольгинского монастыря Ангелина с помощью некоторых людей посылала ему передачи, но затем и это было запрещено. Его выпустили из заключения в последний год войны в тяжелом состоянии, почти умирающим от голода. По дороге в одежде арестанта он пришел к Новосибирскому епископу (архиепископ с 1943 года. – АВ.) Варфоломею (Городцову) в кафедральный собор и попросил у него благословения. Владыка вместо благословения взял его за руку, пристально посмотрел на него и сказал: “Я не благословляю архиереев». Епископ Ефрем спросил: “Откуда вы знаете, кто я?» Тот ответил: “Я вижу в вас архиерея. Куда вы едете из заключения?» – “К себе на родину, в Грузию». Тогда владыка Варфоломей сказал: “Может быть, вы не знаете меня, но слышали обо мне. Я служил в Грузии много лет. Мое имя тогда было протоиерей Сергей Городцов». – “Конечно, я вас знаю. На вас террористы сделали покушение, и вы были тяжело ранены», – отвечал епископ Ефрем. Тот сказал: “Я вспоминаю Грузию и люблю ее». Патриарх Ефрем рассказывал, как епископ Варфоломей повез его в свой дом. Тогда автомобилей у епископов еще не было, и они сели в открытую коляску, запряженную лошадью. Люди удивлялись, видя в коляске рядом с архиереем человека в оборванной одежде... В течение нескольких недель владыка Варфоломей ухаживал за епископом Ефремом. Он пригласил врачей, и те сказали, что владыке Ефрему еще долго нельзя будет есть твердую пищу, потому что от голода стенки его желудка стали настолько тонкими, что может быть прободение со смертельным исходом. Его прежде всего искупали, сожгли его одежду, дали новую и затем понемногу стали кормить какой-то жидкой кашей... Епископ Варфоломей сказал владыке Ефрему, что не отпустит его из своего дома в дорогу, пока не получит разрешения от врачей. При этом он предложил ему служить вместе с ним по праздникам в кафедральном соборе» 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

“Мы — дети катакомбной церкви тех лет когда открылись храмы Троице-Сергиевой Лавры и туда хлынула масса людей, мы смешались с этими толпами и не посмели отделить себя от них и усомниться. Мы не рассуждали, не мудрствовали, а приняли изменение вокруг нас как должное и покорились с радостью, посчитав это волей Божией. Да и о чем можно было спорить, стоя рядом с мощами преподобного Сергия? Он нас позвал, и мы пошли ” 60 . Другая часть оппозиционеров окончательно ушла в подполье и стала осознавать свое нелегальное положение как норму 61 . В это же время появляется ряд сочинений, написанных в жанрах проповеди, пророчества, видения и обличающих легальную Церковь. Одна из таких проповедей 27 июня 1944 г. была обнаружена в почтовом ящике архиепископа Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Городцова). В ней в частности говорилось следующее (с сохранением орфографии оригинала): “Вы присвоили чужое звание себе. Вы самозванцы, называетесь пастырями церкви, нет вы не пастыри — вы еретики и хуже еретиков, сатанисты двадцатого века. Почему, да потому, что вы прославляете сатаниста Сталина, главного предтечу антихриста, который принес хулу на бога и на святого духа, на св троицу и вы его прославляете Вы не истинные пастыри, вы волки в овечьих шкурах Вы работаете не богу, а безбожию. Бог отнял у вас разум, вы забыли, что Госп Ис Х сказал — нельзя работать богу и мамоне Господь поразил вашего главного самозванца патр Сергия к вразумлению вас всех, а вы не вразумляетесь, а наипаче прилепляетесь к гнусным сатанистам, если вы не остановитесь, не пойдете истинным путем, то ожидайте — всех скоро Господь поразит” 62 . Послание это, как предположил уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви, было непосредственным откликом на проповедь архиепископа Варфоломея, произнесенную в третью годовщину начала Великой Отечественной войны, и на провозглашенное в храме многолетие И. В. Сталину. Богослужение 22 июня безусловно было поводом для выпада в адрес архиепископа Варфоломея, но причиной его была общая активизация легальной Церкви (как раз в феврале 1944 г. в Новосибирске был открыт второй храм 63 ) и ее патриотическая позиция, шедшая вразрез с идеями антисоветского эсхатологизма. Расширение церковной деятельности заставило проявиться оппозиционные настроения, до этого не находившие для себя выхода. Но важно и другое.

http://pravmir.ru/evolyutsiya-tserkovnoy...

Действующих храмов становилось все меньше, и одно время, будучи уже епископом, он занимал место священника в тбилисском храме святой великомученицы Варвары. В ту пору в храме не было даже пономаря, и сам епископ разжигал кадило, а после службы убирал алтарь. В 30-е годы его арестовали, и он пережил все ужасы застенков и лагерей. В это тяжелое время игумения Ангелина с помощью некоторых людей посылала ему передачи, но затем и это было запрещено. Его выпустили из заключения в последний год войны в тяжелом состоянии, почти умирающим от голода. По дороге в одежде арестанта он пришел к Новосибирскому епископу Варфоломею (Городцову) в кафедральный собор и попросил у него благословения. Владыка вместо благословения взял его за руку, пристально посмотрел на него и сказал: " Я не благословляю архиереев " . Епископ Ефрем спросил: " Откуда вы знаете, кто я? " . Тот ответил: " Я вижу в вас архиерея. Куда вы едете из заключения? " .- " К себе на родину, в Грузию " . Тогда владыка Варфоломей сказал: " Может быть, вы не знаете меня, но слышали обо мне. Я служил в Грузии много лет. Мое имя тогда было протоиерей Сергей Городцов " .- " Конечно, я вас знаю. На вас террористы сделали покушение, и вы были тяжело ранены " ,- отвечал епископ Ефрем. Тот сказал: " Я до сих пор вспоминаю Грузию и люблю ее " . Патриарх Ефрем рассказывал, как епископ Варфоломей повез его в свой дом. Тогда автомобилей у епископов еще не было, и они сели в открытую коляску, запряженную лошадью. Люди удивлялись, видя в коляске рядом с архиереем человека в оборванной одежде… В течение нескольких недель владыка Варфоломей ухаживал за епископом Ефремом. Он пригласил врачей, и те сказали, что владыке Ефрему в течение долгого времени нельзя есть твердую пищу, потому что от голода стенки его желудка стали настолько тонкими, что может быть прободение со смертельным исходом. Его прежде всего искупали, сожгли его одежду, дали новую и затем понемногу начали кормить какой-то жидкой кашей. Патриарх Ефрем рассказывал, что на другой день он увидел на кухне у епископа свежий хлеб и ему так захотелось съесть его, что он, несмотря на запрещение, отломил кусок и быстро, чтобы не видели, проглотил его - и тут же почувствовал сильные боли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010