Воины Христовы Отец Павел священник в пятом поколении, но его дед и отец приняли сан в зрелом возрасте, и оба сделали это в самое трудное для Церкви время. Дед, Михаил Григорьевич, до революции был сельским учителем, потом земским страховым агентом. При Керенском его избрали мировым судьей, после большевистского переворота он работал народным судьей. В 1920 году переехал с семьей в Сибирь, спасая жену и детей от голодной смерти. Там устроился пожарным страховым инструктором, но в 1921 году принял сан. Вот как объяснил отец Михаил этот шаг в показаниях, записанных следователем в 1931 году, когда его арестовали первый раз: " В октябре месяце я перешел в священники в село Малоскаредное, потому что считаю несовместимым служить в советском аппарате и быть религиозного убеждения " . Какое же мужество надо было иметь, чтобы в 1931 году сказать это следователю на допросе! И далее показания отца Михаила, обвиняемого в агитации против советской власти, потрясают: " В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. Среди населения никакой антисоветской агитации я не вел и своим верующим никогда не говорил, чтобы они не отпускали ребят в школы. Наоборот, я просил прихожан учить своих ребят в школах, но предупреждал, чтобы они следили за религиозным воспитанием ребенка. То есть чтобы дома учили молиться. С обновленцами я вел активную работу, не допускал их ко причастию, не принимал в восприемники (кумовья), не допускал в свидетели при бракосочетании " . Виновным отец Михаил себя не признал, но, как ни странно, получил всего пять лет лагерей. Расстреляли его после второго ареста, в 1937. Отец отца Павла, Григорий Михайлович, выучился на рентгенотехника, в годы войны работал в госпитале, а в 1946 году принял сан. Рукополагал его в диаконы 80-летний митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов), до этого прошедший лагеря и ссылки. 14-летний Павел прислуживал митрополиту-исповеднику в алтаре. И именно тогда он твердо решил поступать в семинарию, понимая, на что идет.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

«Научные богословские сборники» Ходатайство Патриарха Алексия I о предоставлении Московской Патриархии права и возможности периодически издавать сборник трудов двух ее духовных академий было признано основательным. Но прошло еще четыре года, прежде чем разрешение на издание было получено и началась непосредственная подготовка к выпуску первого сборника. Сохранился протокол учредительного заседания редколлегии «Научных богословских сборников» (так тогда условно называлось издание), которое состоялось 23 января 1957 года в Издательстве Московской Патриархии. На нем присутствовали профессора протоиерей Александр Ветелев (4) (МДА), Н.Д. Успенский (5) и А.А. Осипов (ЛДА), доценты протоиерей Андрей Сергеенко (6) (ЛДА) и В.Д. Сарычев (7) (МДА), протоиерей Всеволод Шпиллер (8) (Москва) и ответственный секретарь Издательства Московской Патриархии А.В. Ведерников. Председательствующим был епископ Смоленский и Дорогобужский Михаил (9) . Владыка сообщил собравшимся, что согласно резолюции Святейшего Патриарха Алексия I они являются редколлегией нового учреждаемого издания, которое будет выходить два раза в год томами по 20 печатных листов в каждом и тиражом в 3000 экземпляров и призвано отражать богословскую мысль Русской Православной Церкви. Сборник должен будет содействовать развитию научной работы в наших академиях и показывать, в том числе и перед внешним миром за пределами нашей Церкви, пути русской богословской творческой мысли. Председателем редколлегии был назначен епископ Михаил, общее руководство изданием должен был осуществлять митрополит Коломенский и Крутицкий Николай. Собравшиеся избрали ответственного секретаря редколлегии (профессор — протоиерей А.Осипов), обсудили программу и направленность издания, максимальный объем статей (до трех авторских листов), определили возможный круг авторов (кроме членов редколлегии), куда вошли как отечественные богословы М.А. Старока-домский (10) (Москва), доценты протоиерей В.Боровой, иеромонах Леонид (Поляков) (11) , священник Петр Гнедич (12) , профессорский стипендиат, кандидат богословия иеромонах Павел Черемухин (13) , М.А. Добрынин (14) (Ленинград), архиепископы Никандр (15) (Архангельск), Гурий (16) (Днепропетровск), Лука (17) (Симферополь); Г.И. Шиманский (18) (Киев), Д.Г. Яхонтов (19) (Саратов), так и заграничные деятели Московской Патриархии (Л.А. Успенский (20) , В.Н. Лосский (21) , А.С. Мерзлюкин (22) — Париж, архимандрит Василий (Кривошеин) (23) — Лондон). Говорилось и о том, что в новом издании следует также публиковать ненапечатанные труды почивших русских богословов: профессора Н.И. Глубоковского (24) , митрополита Новосибирского Варфоломея (Городцова) (25) , епископа Гурия (Степанова) (26) . Наконец было решено, что материалы первого номера сборника, позднее получившего название «Богословские труды», должны быть подготовлены к лету 1957 года.

http://e-vestnik.ru/analytics/bogoslovsk...

«Научные богословские сборники» Ходатайство Патриарха Алексия I о предоставлении Московской Патриархии права и возможности периодически издавать сборник трудов двух ее духовных академий было признано основательным. Но прошло еще четыре года, прежде чем разрешение на издание было получено и началась непосредственная подготовка к выпуску первого сборника. Сохранился протокол учредительного заседания редколлегии «Научных богословских сборников» (так тогда условно называлось издание), которое состоялось 23 января 1957 года в Издательстве Московской Патриархии. На нем присутствовали профессора протоиерей Александр Ветелев 4 (МДА), Н.Д. Успенский 5 и А.А. Осипов (ЛДА), доценты протоиерей Андрей Сергеенко 6 (ЛДА) и В.Д. Сарычев 7 (МДА), протоиерей Всеволод Шпиллер 8 (Москва) и ответственный секретарь Издательства Московской Патриархии А.В. Ведерников. Председательствующим был епископ Смоленский и Дорогобужский Михаил 9 . Владыка сообщил собравшимся, что согласно резолюции Святейшего Патриарха Алексия I они являются редколлегией нового учреждаемого издания, которое будет выходить два раза в год томами по 20 печатных листов в каждом и тиражом в 3000 экземпляров и призвано отражать богословскую мысль Русской Православной Церкви. Сборник должен будет содействовать развитию научной работы в наших академиях и показывать, в том числе и перед внешним миром за пределами нашей Церкви, пути русской богословской творческой мысли. Председателем редколлегии был назначен епископ Михаил, общее руководство изданием должен был осуществлять митрополит Коломенский и Крутицкий Николай. Собравшиеся избрали ответственного секретаря редколлегии (профессор — протоиерей А. Осипов), обсудили программу и направленность издания, максимальный объем статей (до трех авторских листов), определили возможный круг авторов (кроме членов редколлегии), куда вошли как отечественные богословы М.А. Старокадомский 10 (Москва), доценты протоиерей В. Боровой, иеромонах Леонид (Поляков) 11 , священник Петр Гнедич 12 , профессорский стипендиат, кандидат богословия иеромонах Павел Черемухин 13 , М.А. Добрынин 14 (Ленинград), архиепископы Никандр 15 (Архангельск), Гурий 16 (Днепропетровск), Лука 17 (Симферополь); Г.И. Шиманский 18 (Киев), Д.Г. Яхонтов 19 (Саратов), так и заграничные деятели Московской Патриархии (Л.А. Успенский 20 , В.Н. Лосский 21 , А.С. Мерзлюкин 22 — Париж, архимандрит Василий (Кривошеин) 23 — Лондон). Говорилось и о том, что в новом издании следует также публиковать ненапечатанные труды почивших русских богословов: профессора Н.И. Глубоковского 24 , митрополита Новосибирского Варфоломея (Городцова) 25 , епископа Гурия (Степанова) 26 . Наконец было решено, что материалы первого номера сборника, позднее получившего название «Богословские труды», должны быть подготовлены к лету 1957 года.

http://patriarchia.ru/db/text/1476471.ht...

Нельзя не согласиться со ставшей крылатой фразой И. В. Сталина 1935 г.: «Надо понять, что при нынешних условиях “кадры решают все”» .Е го «кадры» НКВД–ГПУ к началу войны успешно «порешали» вопросы уничтожения как епископата, так и рядового духовенства. В ходе Великой Отечественной войны Сталин изменил свое отношение к Церкви и позволил провести Собор,который состоял всего из 19 правящих архиереев. Поэтому вопрос «кадрового голода» едва не уничтоженной Российской Церкви, согласно Священному Писанию, звучал как «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:36–38). Поскольку изменение отношения власти к Церкви началось еще в первый год войны, в 1942 г. местоблюститель получил возможность призвать к епископскому служению «надежных старцев» – вдовых протоиереев Сергия Городцова, в монашестве Варфоломея (1866–1956 гг.), заслуженного вятского протоиерея Вениамина Тихоницкого (1869–1957 гг.), в монашестве Вениамина, Николая Чукова (1870–1955 гг.), в монашестве Григория, Владимира Градусова (1881–1956 гг.), в монашестве Димитрия. Сразу после Собора патриарх в очередной раз поставил перед властями вопрос обосвобождении 24 репрессированных архиереев и двух священников и 11 января 1944 г. поинтесовался о результате своего запроса .Немногих уцелевших освободили. О многих в Патриархии так ничего и не узнали. Архиепископ Григорий писал: «17 октября г.] Патриарх надумал, если возможно, вызвать еп[ископа] для должности управделами. Я дал ему нужные сведения о нем; он обратился в Совет с ходатайством о возвращении из ссылки нескольких архиереев (кого –неизвестно; может быть, если жив, освободят и еп[ископа] Из записей владыки Григория также следует, что в Патриархии не знали, что уже нет в живых ни бывшего члена Временного Синода при заместителе Местоблюстителя архиепископа Иувеналия (см. публикацию, 12 апреля 1944 г.), ни многих других архиереев. Поскольку до открытия духовно-учебных заведений, а тем более до их первых выпусков оставалось еще далеко, Святейший Патриарх продолжил начатое в 1941 –1942 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Патриаршим постановлением от 11 окт. 1919 г. вместо титулярной Коломенской архиепископии были образованы отдельные кафедры уездных викарных полусамостоятельных епископов в Коломне (для Коломенского и Бронницкого уездов) и в Можайске (для Можайского, Верейского и Рузского уездов) под общим руководством патриарха и архиепископа Крутицкого (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 25. Л. 33-34). В окт.-дек. 1919 г. приходы М. в. окормлял еп. бывш. Дмитровский Трифон (Туркестанов ; впосл. митрополит), проживавший на покое в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре . Постановлением патриарха от 26 дек. 1919 г. Дмитровский еп. Димитрий (Добросердов) был переименован во епископа Можайского (Там же. Оп. 1. Д. 12. Л. 146). Он был переведен в Ставрополь не позднее 5 дек. 1920 г., когда во епископа Можайского был хиротонисан архим. Иннокентий (Бобцов). Кафедра викария находилась в можайском Николаевском соборе. В 1922 г. еп. Иннокентий уклонился в обновленческий раскол (см. Обновленчество ), в февр. 1923 г. раскольничьим Высшим церковным управлением был утвержден епископом Можайским, викарием обновленческой Московской епархии. 14 нояб. того же года свт. Тихоном «по возрасту и болезни» уволен на покой (распоряжению не подчинился). В тот же день на его место был назначен архим. Борис (Рукин ; хиротонисан во епископа 17 нояб. 1923). 22 дек. 1925 г. он отпал в григорианский раскол , став одним из организаторов и наиболее активных членов Временного высшего церковного совета . В февр. 1926 г. еп. Борис заявил о вступлении в управление приходами Москвы и Московской епархией, ссылаясь на определение Поместного Собора от 8 дек. 1917 г. Затем Можайскими викариями были еп. Алексий (Палицын ; хиротонисан 28 марта (по др. сведениям, 8 или 10 апр.) 1926, вскоре арестован, после чего викариатством не управлял; впосл. архиепископ), еп. Иоасаф (Шишковский-Дрылевский; 5 дек. 1933 - 5 апр. 1934), архиеп. сщмч. Димитрий (Добросердов; 5 апр. 1934 - 29 сент. 1937 (повторно)). В Москве, а во время Великой Отечественной войны, в окт. 1941 - авг. 1943 г., в эвакуации в Ульяновске непосредственно при патриаршем местоблюстителе Московском и Коломенском митр. Сергии (Страгородском ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) служили Можайские еп. Сергий (Гришин; не ранее апр.-нояб. или дек. 1941; впосл. архиепископ), архиеп. Варфоломей (Городцов ; 31 мая - 17 окт. 1942; до 1 июля 1942 в сане епископа, впосл. митрополит) и еп. Димитрий (Градусов ; 24 янв.- 6 сент. 1943, впосл. архиепископ).

http://pravenc.ru/text/2563934.html

Проповеди, поучения и речи, опубликованные в «М. е. в.», были произнесены правящими архиереями, ректорами семинарии: архим. Сергием (Соколовым), архим. Тихоном (Морошкиным), архим. св. Митрофаном (Краснопольским) , прот. Николаем Зефировым, местными священниками Иоанном Туторским и Павлом Квятковским, а также преподавателем С. Д. Городцовым (впосл. митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей), значительная их часть посвящена событиям епархиальной жизни. Среди оригинальных богословских и церковно-публицистических статей можно отметить «Православное учение о почитании святых икон и другие соприкосновенные с ним истины православной веры» еп. Сергия (Спасского) (1886. 27-36), его же агиографические труды (1890. 22. С. 223-232; 23/24. С. 253-263), «Пастырь-проповедник по св. Иоанну Златоусту» Городцова (1891. 30/31. С. 343-372). Среди церковно-исторических статей интересен «Очерк истории Киевской митрополии в период времени отдельного ее существования от митрополии Московской» Пятницкого (1890. 33. С. 499-506; 34/35. С. 529-544; 36. С. 567-575; 1891. 1/2. С. 6-18; 3. С. 45-51; 4/5. С. 59-64; 6. С. 69-74; 7. С. 83-90; 8. С. 97-102). Непреходящее значение для изучения церковной и общей истории Могилёвской епархии и Белоруссии имеют многочисленные статьи и публикации документов краеведческого характера, как общие, напр., «Из истории Православия и братской школы в Могилёве» архим. Сергия (Соколова) (1885. 1. С. 8-12; 3. С. 47-58; 4. С. 73-84; 5. С. 110-118; 6. С. 133-138), «Борьба за Православие в Могилёвском крае в период сиротства могилёвской паствы (1596-1632)» А. А. Скворцова (1885. 11. С. 251-260; 15/16. С. 345-353; 17. С. 379-388), «История Могилёвского Богоявленского братства» иеродиак. Василия (Жудро) (1889. 29. С. 451-456; 30/31. С. 468-476; 34/35. С. 533-549; 1890. 1/2. С. 1-15; 3/4. С. 33-41; 5. С. 55-59; 10/11. С. 69-77; 12/15. С. 85-101; 16. С. 119-131; 17/18. С. 135-146; 19. С. 174-179), так и множество частных, среди которых надо отметить серию исторических статей И. М. Петропавловского: «Феодосий Василевич, еп. Могилёвский» (1887. 32-35), «Исторические сведения о состоянии Православия в Могилёвской епархии после смерти еп. Могилёвского Феодосия Василевича (с 1678 по 1699 г.)» (1888. 1/3. С. 1-11; 11. С. 83-93), «Серапион Полховский, еп. Могилёвский» (1888. 16/17. С. 167-176), «Сильвестр II, кн. Святополк-Четвертинский, еп. Могилёвский, и состояние при нем Православной Церкви в Могилёвской епархии» (1889. 1/6. С. 4-10; 7. С. 23-30; 8. С. 45-50; 9. С. 65-72; 10. С. 85-96; 11/12. С. 115-126; 13. С. 145-151; 14/15. С. 165-170; 1890. 23/24. С. 263-270; 25. С. 292-298; 29/30. С. 391-396; 31/32. С. 459-464).

http://pravenc.ru/text/2563896.html

Сталин попросил митрополитов высказаться об имевшихся у Русской Церкви и у них лично назревших, но нерешенных вопросах. Митр. Сергий сказал, что самый главный вопрос - о центральном руководстве РПЦ, что он почти 18 лет является Патриаршим Местоблюстителем и думает, что едва ли где-то еще возможна такая ситуация, при к-рой с 1935 г. в Церкви нет Синода. Митр. Сергий просил разрешения собрать Архиерейский Собор, к-рый изберет Патриарха и образует при главе Церкви Свящ. Синод как совещательный орган в составе 5-6 архиереев. Согласившись с предложением митр. Сергия, Сталин спросил о возможном сроке созыва Собора. Митр. Сергий ответил, что Собор можно созвать через месяц. Этот срок, очевидно, не соответствовал видам Сталина, и он спросил: «А нельзя ли проявить большевистские темпы?» - поинтересовавшись мнением Карпова на этот счет. Карпов ответил, что если помочь митр. Сергию транспортом, предоставить самолеты, то Собор можно созвать через 3-4 дня. Договорились, что А. С. соберется в Москве 8 сент. Допустив возможность избрания Патриарха, правительство признало несбыточность большевистских планов полного разгрома Церкви и устранения ее из жизни народа. По существу, были заключены условия своего рода «конкордата», к-рый в основных чертах гос. власть соблюдала вплоть до начала хрущёвских гонений (см. Хрущёв Н. С.). А. С. состоялся через 4 дня после встречи в Кремле в новом здании Патриархии в Чистом пер. в Москве. В его деяниях участвовало 19 архиереев - все, кто в это время находился на кафедрах на не оккупированных нем. войсками территориях: митрополиты Сергий (Страгородский), Ленинградский Алексий (Симанский), Киевский Николай (Ярушевич), архиепископы Красноярский свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , Сарапульский Иоанн (Братолюбов) , Казанский Андрей (Комаров) , Куйбышевский Алексий (Палицын) , Уфимский Стефан (Проценко) , Горьковский Сергий (Гришин) , Ярославский Иоанн (Соколов) , Рязанский Алексий (Сергеев) , Калининский Василий (Ратмиров) , Новосибирский Варфоломей (Городцов) , Саратовский Григорий (Чуков) , епископы Молотовский Александр (Толстопятов) , Курский Питирим (Свиридов) , Кировский Вениамин (Тихоницкий) , Ульяновский Димитрий (Градусов) и Ростовский Елевферий (Воронцов) .

http://pravenc.ru/text/76500.html

Также отец Димитрий Какубава рассказывал: «Я слышал, что к епископу Ефрему пришли монахи из Драндского монастыря и сказали: “Мы не понимаем, что творится вокруг, что канонично, что нет; люди верующие держатся разных ориентаций; мы же хотим только одного – сидеть в монастыре и молиться”. Епископ ответил: “Я тоже хочу этого. Идите, отцы, в монастырь, молитесь и меня поминайте в своих молитвах. Потерпите, и в будущем все прояснится”. Монахи, услышав такой ответ, земно поклонились и сказали: “Благослови, владыко”.–“Пусть Бог благословит вас, и вы благословите меня, отцы”,– ответил епископ и поклонился им. Они вернулись в монастырь с миром в душе. После этого владыка Ефрем сказал: “Сейчас нам нужна не полемика, а духовное доверие и любовь”. Впоследствии я спросил об этом случае Патриарха (тогда митрополита) Ефрема. Он ответил: “У драндских монахов были окладистые широкие бороды до пояса. Таких бород я раньше не видел нигде”. На этом разговор окончился». Владыка Ефрем начал свой монашеский путь после окончания университета, в Шио-Мгвимском монастыре 47 . Вскоре, однако, монастырь был закрыт. Большинство монахов оказалось в тюрьмах и ссылках. Тяжелым и во многом трагичным был и жизненный путь Патриарха. Он подвергался гонениям, его лишали возможности служения. Действующих храмов становилось все меньше, и одно время, будучи уже епископом, он занимал место священника в тбилисском храме святой великомученицы Варвары. В ту пору в храме не было даже пономаря, и сам епископ разжигал кадило, а после службы убирал алтарь. В 30-е годы его арестовали, и он пережил все ужасы застенков и лагерей. В это тяжелое время игумения Ольгинского монастыря Ангелина с помощью некоторых людей посылала ему передачи, но затем и это было запрещено. Его выпустили из заключения в последний год войны в тяжелом состоянии, почти умирающим от голода. По дороге в одежде арестанта он пришел к Новосибирскому епископу Варфоломею (Городцову) в кафедральный собор и попросил у него благословения. Владыка вместо благословения взял его за руку, пристально посмотрел на него и сказал: «Я не благословляю архиереев». Епископ Ефрем спросил: «Откуда вы знаете, кто я?». Тот ответил: «Я вижу в вас архиерея. Куда вы едете из заключения?».– «К себе на родину, в Грузию». Тогда владыка Варфоломей сказал: «Может быть, вы не знаете меня, но слышали обо мне. Я служил в Грузии много лет. Мое имя тогда было протоиерей Сергей Городцов».– «Конечно, я вас знаю. На вас террористы сделали покушение, и вы были тяжело ранены»,– отвечал епископ Ефрем. Тот сказал: «Я до сих пор вспоминаю Грузию и люблю ее» 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

В 1945 г. вместе с секретарем Митрополичьего совета прот. Иосифом Дзвончиком А. был направлен на Поместный Собор РПЦ в качестве представителя Митрополичьего округа . Однако из-за продолжавшихся военных действий они прибыли в Москву уже по окончании работы Собора. Однако А. и прот. Иосиф были приняты Патриархом Алексием I (Симанским), беседовали с ним, встречались также и с духовенством московских приходов. Вскоре после приезда в США А. решил возвратиться в лоно Матери-Церкви. Осенью 1945 г. Патриарх Алексий I направил к митр. Феофилу для переговоров о восстановлении канонических отношений Митрополичьего округа в Сев. Америке с Матерью-Церковью архиеп. Ярославского и Ростовского Алексия (Сергеева). Через архиеп. Алексия в янв. 1946 г. А. послал обращение к Патриарху Алексию I с прошением о принятии его в лоно РПЦ и о назначении на одну из епархий. Это обращение было поддержано митр. Алеутским и Североамериканским, Патриаршим экзархом Вениамином (Федченковым), к-рый дал прекрасную характеристику А.: «Молитвенный, смиренный, дружественный, но и верный, твердый». 28 февр. митр. Феофил исключил А. из списков архиереев Североамериканской митрополии. По приглашению Патриаршего экзарха митр. Вениамина А. переехал в Нью-Йорк, поселившись при Свято-Николаевском соборе, в к-ром начал совершать богослужения. 9 мая приступил к исполнению обязанностей секретаря Митрополичьего совета и 16 мая - секретаря Совещания епископов. После возвращения в Россию в окт. 1946 г. А. был возведен в сан архиепископа Патриархом Алексием I и назначен на Омскую и Тарскую кафедру, вскоре переименованную в Омскую и Тюменскую. Однако архипастырское служение А. на родине оказалось недолгим, вскоре он скончался. Отпевание при большом стечении верующих было совершено 15 сент. 1948 г. архиеп. Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым). Арх.: ОВЦС МП. Лит.: Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке. Н.-Й., 1944-1945. Т. 1-2; Ведерников А. Грех против Матери-Церкви: [О каноническом положении РПЦ в США в 1917-1950 гг.]//ЖМП. 1950. 7. С. 75; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 149.

http://pravenc.ru/text/64676.html

В декабре 1949 года избран почетным членом Московской Духовной Академии. С 31 окт.1950 г. до 1951 г. управлял Семипалатинской епархией. 26 дек.1952 г. награжден правом ношения двух панагий. Скончался I июня 1956 года в Новосибирске. Среди верующих г. Новосибирска он считался прозорливым старцем. Духовный писатель. Труды: «Каков должен быть характер современно-церковной проповеди ». «Прав. Обозр.» 1891, сентябрь. Четыре проповеди. «Могилев.Еп.Вед.» 1891, 10–11, 12–13, 18–19. - " - 1892, 18. «Мысли о посте» « «Могилев. Еп.Вед.» 1892, 8–9. «Несколько слов о дневнике о. Иоанна Кронштадтского ”, «Могилев. Еп.Вед.» 1892, 25. Несколько проповедей за 1893–1900 гг. «Дух. Вестн.Груз.Экзарх.» «Мысли о самоубийстве». «Радость христианина», kh.III, 1895. «Мысли пастыря о некоторых изречениях св.еп. Павла, относящихся к пастырскому служению». Тифлис, 1903, Выпуск II и III. «Пастырь проповедник по св. Иоанну Златоусту ». Тифлис, 1903. «Как надо понимать возглас священника на утрени: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Тифлис, 1930. Акафисты: Св.Ал. Варфоломею. Баку, 1917 год. Св. Первомуч. и архидиакону Стефану (в рукописи). Св. Филиппу, митр. Московскому (в рукописи). «Книга Иова” (Опыт библейско-психологического обозрения содержания книги). Магистерская диссертация (перепечатана на машинке стр.1–562) «Воплотившееся Слово Отчее – Единый Возсоздатель падшего человеческого естества (Новый Адам)”. (отпечатано на машинке, стр.1–75) Речь при наречении его во епископа Можайского (в рукописи). «О богословствовании Свят. Патр.Сергия” (в рукописи). «Слово в полугодичный день поминовения Свят. Патр.Сергия”. ”ЖМП” 1944, 12, стр.25–30. Статья в день памяти со дня кончины Патр. Сергия. ”ЖМП” 1944, 12, стр.27–28. Пастырское послание. ”ЖМП” 1946, 5, стр.56–61. «Памяти Патриарха Сергия”. В книге «Патриарх Сергий и его духовное наследство”. МП. 1947, стр.206. Служба Свят. Иоанну Тобольскому . Новосибирск, 1947 «Размышления о созидании в себе внутреннего человека». (в рукописи). «Объяснение чуда исцеления Гадаринских бесноватых».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010