В чем же состояла сущность вероучения и нравоучения «Живой церкви», которая недолго прожила и сменила свою вывеску на «Обновленчество», но с тою же программой? Цель этой организации церковной была одна – приспособить христианство к современному строю государства, упростить церковный быт в самой церкви и, в частности, в жизни христианина. Поскольку законы церковные позволяли священству один раз жениться, епископ должен быть неженатым вовсе, а мирянину разрешается вступать в брак не более трех раз после вдовства, то «Живая церковь», а затем «обновленческая», снизили эти требования, а именно: мирянину дозволялось жениться и разводиться без конца. Священнику и диакону – также без ограничения, а епископ может быть, если того захочет, женатым. Второй пункт гласил: церковный календарь соединить в одно с гражданским, иначе говоря, – подвинуть церковный календарь на тринадцать дней. А при такой подвижке праздник Пасхи оказывался совпадающим с еврейской пасхой, и не на воскресенье приходился, а на будничные дни. Между тем, как постановлением Первого Вселенского Собора Пасха должна быть только в воскресенье, не ранее 22-го марта и не позже 25-го апреля и ни в коем случае не может быть на будничный день. В отношении внешнего поведения сами живоцерковники-обновленцы определили: священник ли, епископ ли – только в храме за богослужением, а вне храма – такой же мирянин, как и все; и все, что мирянину позволяется, то и ему. Задача обновленцев была – упростить христианство, снять повышенные требования с него, а это и есть разрушение церкви православной, что и требовалось духом времени безбожия по программе большевизма. Обновленцы во главе с Введенским, Красницким, Белковым и Красотиным пошли на это и нашли себе в конце концов погибель. А православие дало, выявило стойких исповедников апостольской церкви, имена которых записаны в книге Агнца-Искупителя и будут ведомы и Церкви земной. Таковы нам лично известны, ибо узы Христовы связывали нас в отдаленных краях Крайнего Севера, митрополиты: Евгений, Кирилл, Петр – заместитель Патриарха Тихона; архиепископы: Иларион, которого митрополит Евгений (Зернов) именовал «Золотой ум и золотое сердце», Серафим (Мещеряков), Арсений Ростовский, Митрофан (Гринев), Захарий (Лобов), оба с Дона; Ювеналий (епископ Курский) и его викарий Никон, и многие, многие другие, которых имена перечислили особо, а также иереи, протодиаконы и миряне.

http://pravmir.ru/tyuremnaya-pasxa/

Если человек никогда не читал Евангелие, то, какое хорошее светское образование он бы ни получил, он не сможет хорошо понять нашу классику. Наши классики читали и знали евангельское слово. Знание его было для них естественно. Как, например, мог бы написать Антон Павлович Чехов рассказы «Святой ночью», «Студент», если бы не читал, не знал Евангелие? А «Студент» его самый любимый рассказ. И что поймут в этих рассказах читатели, если Евангелие для них осталось неизвестным? Ничего не поймут. Вспомним пушкинскую «Капитанскую дочку». «Береги честь смолоду» — это ведь далеко не только про честь дворянскую, честь человеческую. Герои этой повести — Петр Гринев, Маша Миронова, родители Марии — ведут себя в соответствии с христианской нравственностью. В самые тяжелые дни и часы Петру помогает молитва: «Меня привезли в крепость, уцелевшую посереди сгоревшего города. Гусары сдали меня караульному офицеру. Он велел кликнуть кузнеца. Надели мне на ноги цепь и заковали ее наглухо. Потом отвели меня в тюрьму и оставили одного в тесной и темной конурке, с одними голыми стенами и с окошечком, загороженным железною решеткою. Таковое начало не предвещало мне ничего доброго. Однако ж я не терял ни бодрости, ни надежды. Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет». Без чтения Евангелия невозможно понять романы Федора Михайловича Достоевского, книги Ивана Сергеевича Шмелева, лирику Бориса Леонидовича Пастернака. Я перечислил несколько имен, но, повторю: вся русская классика может быть воспринята хотя бы в относительной полноте только с опорой на знание евангельского слова. — Издательский Совет представляет уникальный проект «Евангелие Достоевского», выполненный фондом «Возрождение Тобольска». Расскажите, пожалуйста, несколько слов об этом шедевре современного книжного искусства. — Этот проект — свидетельство того, что современные технологии и традиционное книгоиздание ни в коей мере не являются соперниками. Именно возможности, которые появились благодаря новым технологиям, и позволили воспроизвести с такой точностью экземпляр Евангелия, принадлежавший Федору Михайловичу Достоевскому. Книгу эту писатель получил в подарок от жен декабристов по пути на каторгу. Не расставался с ней не только в остроге, но и потом, до конца жизни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6009425...

Пимен Не сетуй, брат, что рано грешный свет Покинул ты, что мало искушений Послал тебе всевышний. Верь ты мне: Нас издали пленяет слава, роскошь И женская лукавая любовь. Я долго жил и многим насладился; Но с той поры лишь ведаю блаженство, Как в монастырь Господь меня привел. Подумай, сын, ты о царях великих. Кто выше их? Единый Бог . Кто смеет Противу их? Никто. А что же? Часто Златый венец тяжел им становился: Они его меняли на клобук. Царь Иоанн искал успокоенья В подобии монашеских трудов. Его дворец, любимцев гордых полный, Монастыря вид новый принимал... В этом произведении слова Пимена звучат несколько по-книжному, в то время как слова Григория, который мечтает вырваться из монастырского мира, наполнены жизнью. Пушкин все понимал, но сердце его еще лежало далеко от Отцовского дома. И вот, через 6–7 лет после написания «Бориса Годунова», Пугачев в «Капитанской дочке» тоже вспоминает Отрепьева и говорит: «А разве нет удачи удалому? Разве не царствовал Отрепьев на Руси?» Это как бы его идеал из прошлого. Гринев отвечает ему: «А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили!» Теперь поэт уже сделал свой выбор. В последний год жизни Пушкин хотел написать целый цикл духовных стихов. Я прочитаю одно из дошедших до нас стихотворений. Это стихотворение вдохновлено великопостной молитвой Ефрема Сирина . Сама молитва звучит так: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Пушкин пишет поэтическое переложение этой молитвы: Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Все чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Так, например, Los Angeles Times пишет, что «Русская Православная Церковь положила конец 80-летнему расколу, начавшемуся, когда эмигранты (букв. в тексте – изгнанные за рубеж – прим. ред.) отказались принять подчинение церкви Советскому государству. На службе в храме Христа Спасителя, который был разрушен советским диктатором Иосифом Сталиным и восстановлен в 1990 году, предстоятели Церкви зарубежной и Церкви в отечестве подписали Акт о каноническом общении». В данном отрывке «подчинение Церкви Советском государству» представляется историческим фактом, приводящимся в качестве объяснения других событий, в то время как даже высшую степень возможной лояльности к власти, отсутствовавшую в гонимой Церкви-мученице, назвать подчинением никак нельзя. В лингвистике такой прием называется заменой ассерции на пресуппозицию: то есть в качестве аргумента для доказательства используется суждение, нуждающееся в объяснении и доказательстве. Во многих англоязычных СМИ были опубликованы статьи, преисполненные политическим пафосом и попыткой интерпретировать событие церковной и духовной жизни как государственную акцию. Варианты целей, преследуемых в этом событии, отличаются в разных публикациях, однако метафорический и дисфемистический ряд сохраняется устойчивым. Одна из самых ироничных и негативных публикаций была представлена в издании Форбс (Русский Православный Акт исцеляет раскол): «Два пожилых бородатых священнослужителя в блестящих головных уборах наклоняются, чтобы поцеловать друг друга в щеку. Молящиеся крестятся и проливают слезы, несколько фотографий на мобильные телефоны, струящийся ладан…». Такое восприятие происходящего вполне закономерно для человека внешнего, об этом уже говорилось в некоторых публикациях в преддверии великого события: «Доподлинное представление о Церкви могут иметь те, кто имеет к ней непосредственное отношение, о Церкви можно верно судить только изнутри, только будучи ее членом. Человеку «внешнему», с другим, как принято говорить сегодня, менталитетом создать истинное представление о Церкви трудно. Внешний человек не может верно судить о церковной жизни. Он не постигает ту истину, что глава Церкви – это Христос, а не патриархи или епископы, которые являются предстоятелями перед Богом, стоящими во главе земной части Церкви», отмечал профессор Свято-Тихоновского Богословского Университета Н.Гринев.

http://pravmir.ru/vosstanovlenie-edinstv...

Немногим более чем через полгода после канонизации царевича Димитрия, 3 февраля 1607 года, царь Василий Шуйский призвал патриарха Ермогена с митрополитом Пафнутием и архиепископом Арсением и отправил их к «прежебывшему» Патриарху Иову – просить, чтобы тот разрешил «всех православных крестьян в их преступлении крестного целования и во многих клятвах». Патриарх Иов в сопровождении преподобного Дионисия Радонежского прибыл в Москву. 16 февраля 1607 года в Москве состоялся представительный Церковный Собор, на котором «прежебывший Иов Патриарх да Святейший Ермоген, Патриарх Московский и всея Русии, советовав с митрополиты и со архиепископы и епископы» о преступлении всеми православными христианами крестного целования на верность царю Борису Годунову, а затем царю Федору II Борисовичу, царице Марье и царевне Ксении, «презельне согласующе, изложиша прощальную грамоту». Суть ее такова: Димитрий-царевич «прият заклание неповинно от рук изменников своих» (при этом ни слова не говорится о царе Борисе); династия Годуновых была законно провозглашена, но незаконно свергнута. При этом царь Василий, бывший глава следствия по «угличскому делу», также не сказал ни единого слова против своего предшественника. Таким образом, отмечает исследователь Н. Гринев, Годуновы еще в 1607 году были, так сказать, «реабилитированы», народ покаялся в своих грехах, ставших причиной Смутного времени, и тем самым очистил от домыслов и клеветы царскую семью. Однако и спустя 400 лет понимание того, что убийство царевича Димитрия как будто бы по приказу Бориса Годунова было делом рук тех, кому нужно было похитить для самозванца имя Рюриковича, чрезвычайно редко встречается в историографии и публицистике. Между тем царевна Ксения прекрасно это понимала: «О горе мне, бедной покинутой сироте! Самозванец, который называл себя Димитрием, а на самом деле был только обманщиком, погубил любезного моего батюшку, мою любезную матушку и любезного единственного братца и весь наш род, теперь его самого тоже погубили, и как при жизни, так и в смерти своей он принес много горя нашей земле».

http://pravoslavie.ru/5717.html

В данном случае, как и во всех суждениях Марьи Ивановны, этой простой и необразованной девушки, чуждой самомнения и часто не нахо­дящей слов для выражения своей мысли, сказывается чуткое сердце и светлый, возвышенный ум. Марья Ивановна прекрасно себе усвоила значение Евангельских слов: будьте кротки, как голуби, и мудры как змеи. Она всецело была проникнута величавою народною мудростью, сложившеюся под влиянием Церкви и ее учения, и никогда не изменяла своим идеалам, а это было для нее далеко не легко, ибо у Марьи Ивановны была горячая кровь (не даром же Гриневу бросилось с первого же взгляда, что у нее «уши так и горели») и нежное привязчивое сердце, умевшее сильно любить и сильно страдать. Марья Ивановна кончила не так, как тургеневская Лиза: она не пошла в монастырь, а сделалась счастливою женой и матерью, и уже, конечно, не такою матерью, какою была простоватая мать Гринева, а одною из тех матерей, о которых дети вспоминают не только с лю­бовью, но и с благоговением и гордостью. Едва ли может быть какое-нибудь сомнение, что Гринев всю свою жизнь благословлял тот час, когда отец отправил его к Рейнсдорпу, а Рейнсдорп - в Белогорскую крепость, ибо там, в глуши отдаленной окраины государства, он встретил Марью Ивановну и сблизился с нею. Если бы жизнь Марьи Ивановны сложилась так, как жизнь Лизы, или же если б она жила не в Оренбургской губернии, где не было в XVIII веке ни одной обители, а близ какого-нибудь скита, она тоже, вероятно, сделалась бы инокиней. Заканчиваем характеристику Марьи Ивановны тем, с чего начали: ее поэтический образ принадлежит к числу глубочайших созданий пушкинского гения, и как мастерски поэт очертил его! Когда вы прочтете «Капитанскую дочку», вам так и кажется, что вы когда-то видели эту русую и румяную девушку, ее умные и добрые глаза, ее мягкие и изящные движения, что вы слышали ее милый и тихий голос, что вы были свидетелем и ее нежных забот о раненом Гриневе, и ее трогательного прощания с отцом на валу Белогорской крепости. Считаем нелишним отметить анахронизм, вкравшийся в «Капи­танскую дочку».

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/29/...

17(30)10.1947 06(19)10.1949 06(19)10.1949 14(27)03.1951 Николай II Чуфаровский 14(27)03.1951 15(28)11.1955 15(28)11.1955 24.09(07.10)1958 09.1958 26.11(09.12)1958 26.11(09.12)1958 03(16)03.1961 03(16)03.1961 03(16)08.1961 03(16)08.1961 30.12.1961(12.01.1962) 30.12.1961(12.01.1962) 01(14)12.1966 02(15)12.1966 24.09(07.10)1967 24.09(07.10)1967 03(16)12.1969 03(16)12.1969 18.11(01.12)1970 Николай III Кутепов 18.11(01.12)1970 18(31)05.1973 18(31)05.1973 20.03(02.04)1982 23.03(05.04)1982 03(16)07.1982 03(16)07.1982 15(28)05.1992 14(27)05.1992 10(23)02.1993 10(23)02.1993 13(26)12.1995 13(26)12.1995 Ростовская-на-Дону, григ. Основана в 1927 г. Упразднена в 1935 г. Викарная кафедра: Новочеркасская. 1927 Смарагд Яблоков 04(17)04.1932 18(31)07.1935 Ростовская-на-Дону, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1937 г. Викарные кафедры: Таганрогская, Новочеркасская, Сальская, Шахтинская, Донская, Азово-Черноморская. 1922 23.12.1922(05.01.1923) Феофилакт Клементьев Митрофан Гринев 03(16)01.1925(?) Назарий Андреев 27.09(10.10)1925 20.01(02.02)1927 Роттердамская Основана в 1966 г. (г. Роттердам, Голландия) 3844 Брюссельское викариатство. Упразднена 05(18)08.1972 (в связи с образованием епархии Гаагской и Нидерландской – ЖМП. 1972. 10. С. 6). 07(20)03.1966 05(18)08.1972 Рубцовская Основана ок. 1924 г. (?) (местопребывание – в г. Рубцовск, Алтайский край) Бийское (?) викариатство. Упразднена в 1927 г. (?) 1924 1927 (?) Сщмч. Никита Прибытков Руисская Упоминается с V в. (Картли, Грузия). Митрополия. Упразднена в 1811 г. (присоединена к Мцхетской епархии). Именование: Руисская и Мровельская. 1811 Руставская Основана в V в. (Картли, Грузия). Архиепископия, затем митрополия. Присоединена в 1811 г. В составе Грузинского Экзархата (см.). Упразднена в 1818 г. (присоединена к Алавердской епархии). 30.06.1811 28.12.1818 Стефан, кн. Джорджадзе Рыбинская Основана в 1909 г. Именование – по г. Рыбинск (Ярославская губерния). Ярославское викариатство. Упразднена в 1937 г. 27.02.1909 18.03.1910 Евсевий Гроздов

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жена старого Гринева оставлена Пушкиным, в тени. Она является в романе не как вполне обрисованный ха­рактер, а как мастерски набросанный силуэт. Это доб­рая, недалекая и несколько забитая женщина, привыкшая безропотно повиноваться мужу и всецело преданная семье и домашнему хозяйству, всем знакомый тип старинного быта, сквозь простодушно-комичные черты которого ясно проглядывает нежная природа любящей и домовитой ма­тери, умевшей внушить сыну и Савельичу глубокое уважение и теплую привязанность. Приведя в своих записках гроз­ное письмо от отца, Петр Андреевич говорит: «жестокие выражения, на которые батюшка не поскупился, глубоко оскор­били меня. Пренебрежение, с каким он упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непристойным, как и несправедливым. Мысль о переведении моем из Белогорской крепости меня ужасала; но всего более огорчило меня известие о болезни матери». Если известие о болезни Авдотьи Васильевны взволновало Петра Андреевича больше, чем мысль о разлуке с любимою девушкой, значит, он искренно и нежно любил свою мать. Савельич пишет по поводу болезни старухи Гри­невой Андрею Петровичу вот чт: «я ж про рану Петра Андреича ничего к вам не писал, чтоб не испужать по­напрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна, и так с испугу слегла, и за ее здоровье Богу буду молить». Задушевность, с которою Савельич упоминает об Авдотье Васильевне, доказывает, что он не без основания называл ее матерью крестьян: вероятно, им не раз приходилось убеждаться на опыте в ее добром сердце и прибегать к ее помощи и защите в трудные минуты жизни. Потеряв восемь душ детей, Авдотья Васильевна сосредоточила всю материн­скую любовь на своем единственном, в живых оставшемся ныне, а впоследствии и на его невесте, Марье Ивановне. Нечего и говорить, что Авдотья Васильевна была нежнейшею из нежнейших бабушек, когда она дождалась внуков и внучек. Переходим к Гриневу - сыну. Белинский называет характер Петра Андреевича ничтожным и безцветным. Может ли быть что-нибудь несправедливее этого приговора? Гринев не безцветный и нич­тожный, а поистине выдающийся человек своего времени.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/20/...

Благий Бог терпит нас с любовью и никого не выставляет на позор, хотя и знает, как сердцеведец, наше греховное состояние. Также и святые никогда не оскорбляли грешного человека перед другими людьми, но с любовью и духовной деликатностью тайным образом способствовали исправлению зла. Мы же, несмотря на то, что являемся грешниками, делаем обратное (как лицемеры). Только человеку, находящемуся под властью демона, простительно выставлять людей на позор (конечно тех людей, на которых демон имеет право) перед посторонними, напоминая им об их прошлом, чтобы поколебать немощные души. Нечистый дух не выносит на свет добродетели людей, но лишь их немощи. Однако люди, свободные от страстей и не имеющие в себе зла, исправляют зло добром. Если они вдруг увидят небольшую нечистоту, которая не очищается, то покрывают ее плитой, чтобы она не вызвала чувства брезгливости у кого-нибудь другого, кто ее заметит. Те же, которые выгребают мусор наружу, похожи на кур, которые копаются в … Не является искренним и прямым ни тот, кто говорит кому-то правду в лицо, ни тот, кто ее публикует, но тот, кто имеет любовь и истинную жизнь и говорит с рассуждением, когда нужно и что нужно». преподобный Паисий Святогорец , Письма «Доподлинное представление о Церкви могут иметь те, кто имеет к ней непосредственное отношение, о Церкви можно верно судить только изнутри, только будучи ее членом. Человеку «внешнему», с другим, как принято говорить сегодня, менталитетом создать истинное представление о Церкви трудно. Внешний человек не может верно судить о церковной жизни. Он не постигает ту истину, что глава Церкви – это Христос, а не патриархи или епископы, которые являются предстоятелями перед Богом, стоящими во главе  земной части Церкви». профессор ПСТГУ Н. Гринев «Не надобно, проступки священных лиц делать общеизвестными, чтобы народ, получив отсюда повод к пререканиям против них, не стал грешить без страха». равноапостольный Константин Великий (Феодорит. церк. ист. 1, II) «Была в моей жизни такая история. Как-то раз довелось вечером беседовать с другом, и зашёл разговор о некоторых архиереях, и я весьма нелестно отзывался о них. Я считал это нормальным, поскольку говорил о том, что знал доподлинно и, как мне казалось, был в своих пересудах об архиерейских грехах движим заботой о благе Церкви.

http://azbyka.ru/kritika-cerkvi

«Может ли современный человек спастись и в то же время творить, может ли он творить и в то же время спасаться?» Давайте посмотрим, когда же были истоки первого творчества. Первое творчество было у Творца, когда Он творил мир, это и было истоком всего творчества. И после грехопадения человек все же утешался творчеством, но творчеством не вне Бога, а в Боге. Только в союзе Бога и человека возможно настоящее творчество, если же этого союза не существует, то происходит оскудение творческого таланта. Сатана творить не может, в его власти только коверкать и искажать то, что создано в союзе Бога и человека. Современный христианин живет в двух перебивающихся ритмах – в Церкви и в мире, в путях спасения и путях творчества. Человек, отвергший смирение и послушание Богу, то есть, извращающий Его замысел и Его дарования, в той или иной мере уподобляется темным существам. Бывает, что несомненно талантливый человек, уклонившийся в темные сферы безбожия и богоборчества, вдруг обнаруживает явное оскудение своего таланта, и тогда о нем говорят «исписавшийся писатель», «неудавшийся музыкант», «несостоявшийся художник» или попросту – неудачник. Ибо неудачник – это не бездарность или посредственность или попросту «человек, которому не везет»: это человек, идущий поперек замысла Божьего о нем, сопротивляющийся воле Господней. Творчество — это не то, что отделяет человека от Творца, а то, что помогает больному человечеству принять мысль о бытии  Творца. Порок – живописен, добродетель – тускла? В. Розанов пишет (после он покаялся в своих антицерковных сочинениях и умер как христианин, причастившись): «Порок живописен, а добродетель так тускла…», «смотрите, злодеяния льются, как свободная песнь, а добродетельная жизнь тянется, как панихида…» Так ли уж тускла и пресна добродетель великих праотцев – Авраама, Исаака, Иакова? Или праведного Иова? Царя Давида? Или, наконец, Самого Господа и Его Матери? Или Апостолов? Христианских мучеников, исповедников, страстотерпцев? Да разве не живописны и не художественны добродетельные Петруша Гринев, князь Мышкин, Алеша Карамазов, лесковский протопоп Туберозов?..

http://pravmir.ru/gibbon-ili-apollon/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010