А если человек искренне покаялся, могут быть в семье дети? О.Александр: Милость Божия ничем не ограничена, так что чудеса были, есть и будут. И если человек кается и стремится преодолеть свои грехи, то милость Божия, несомненно, будет с ним на всех его путях. Но не нужно забывать, что Господь, прежде всего, промышляет о спасении души человека. Если для спасения его души, более глубокого покаяния, необходимо, чтобы детей не было, значит, их не будет. А если Господь ведает, что человеку это для спасения души полезно, значит, будут детки. Как Господь даст. Если пара, допустим, хочет зарегистрировать свои отношения, но возникают какие-то серьезные проблемы паспортно — документального характера, когда регистрацию надо отложить на 3 – 4 года. И в таком случае часто задается вопрос: возможно ли сначала повенчаться, а потом зарегистрироваться? О.Александр: Это вопрос к их духовнику. Если он видит, что люди действительно любят друг друга и все эти трудности не надуманные, то в таком исключительном случае можно повенчать. Но, как правило, Церковь на это не идет, потому что очень много случаев обмана в последнее время происходит: можно с одной расписаться, а с другой – повенчаться, и никто не несет никакой ответственности. Каким должно быть поведение молодых людей, решивших до брака примерно год хранить целомудренные отношения? О.Александр: Прежде всего, молодым людям не следует ставить себя в ситуации, которые провоцируют то, что легко спровоцировать. Нельзя, допустим, оставаться наедине под одной крышей. Можно сходить в театр, в музей. Если это люди верующие, тогда еще и лучше, пусть в храм ходят вместе, их отношениями будет руководить духовник, тут все гораздо проще. Всегда самому себе жизнь устроить сложнее, чем для того, кто уже в Церкви. Вот литературный пример – повесть Пушкина «Капитанская дочка». Ведь Петр Андреич и Маша Миронова практически друг другу и слова-то не сказали, почти не общались, самую малость какую-то. В ту эпоху девушку из дома одну не выпускали, все было на глазах, тогда за строгостью нравов следили очень пристально и очень сурово, и никаких вольностей быть просто не могло. Но зато у них такие чистые, ясные, незамутненные, благородные души, ведь Гринев за нее много раз жизнью рисковал. Он и Швабрина на дуэль вызвал всего лишь за то, что тот сказал: «Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь». Кто сейчас из современных молодых людей на такие слова вообще бы внимание обратил? А Гринев вызвал его на поединок.

http://pravmir.ru/grazhdanskij-brak-ili-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  5.0 из  5) Подчас классическая литература блестяще подсказывает нам решение очень важных и глубоких духовных проблем. В качестве примера приведем повесть A. С. Пушкина «Капитанская дочка» . Это одно из лучших произведений мировой словесности — совершенное по форме и глубоко православное по духу. К сожалению, по школьной программе его изучают слишком рано, когда подростки еще не готовы к правильному восприятию этой повести. Кроме того, еще с советских времен у нас сохраняется «классовый» подход к литературным героям, что, естественно, резко искажает смысл произведения. Если посмотреть на «Капитанскую дочку» глазами православного человека, то нельзя не поразиться, насколько глубоко охвачены в ней вопросы устроения благородной христианской души! Пушкин не случайно взял эпиграфом русскую пословицу «Береги честь смолоду». Что такое благородство, что такое честь и что такое целомудрие в отношениях молодых людей — все это можно очень хорошо изучить по замечательной повести нашего классика. Конечно, Пушкина пересказывать невозможно, его надо читать, тем не менее давайте кое-что  вспомним. B основе повести лежат воспоминания пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, записанные им во времена царствования императора Александра I и посвященные восстанию Пугачева, в котором по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие и семнадцатилетний офицер Петр Гринев. Случайный человек, повстречавшийся на дороге, выводит заблудившегося в метели Гринева и его верного слугу Савельича к жилью. В благодарность за спасение Гринев отдает «вожатому», одетому слишком легко, свой заячий тулуп. Тот (а это был не кто мной, как мятежный донской казак Пугачев) с поклоном благодарит: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». И действительно, помня об этом благородном поступке, Пугачев в будущем сохранит жизни и самого Гринева, и его возлюбленной, Марии Ивановны Мироновой, дочери коменданта Белогорской крепости, где служил молодой офицер.

http://azbyka.ru/fiction/kapitanskaya-do...

От отца Петр Андреевич унаследовал и безсознательно перенял мужество, твердость, сознание долга, чувство чести и уменье повелевать. Но на нем сказалось и влияние его доброй и нежной матери. В нем нет ни дряблости, ни сантиментальности; но его характер гораздо мягче отцовского. Пушкин не описывает семей­ной жизни Петра Андреевича, - но кто и сам не догадается, что она резко отличалась от семейной жизни Андрея Петровича, что Гринев-сын уже не так смотрел на жену, как Гри­нев-отец на Авдотью Васильевну, и Марья Ивановна, не­смотря на всю свою кротость, пользовалась, как жена и мать, несравненно бльшим значением, чем старуха Гринева? В молодости Андрея Петровича был невозможен такой роман, какой пережил его сын. Те тонкие и сложные чувства, которые столь часто волновали душу Петра Андреевича, были непонятны его отцу. Молодой Гринев соединял в себе хорошие качества своих родителей, и эти качества развились в нем под влиянием хотя и незатейливого, но благоприятного для него домашнего быта, в котором не последнюю роль играло влияние добродушного, безкорыстно преданного дядьки Савельича. Юноша, выросший, подобно Гриневу, под яблонями, между скирдами и при­родой, в гигиенически и нравственно здоровой атмосфере, не мог не впитать в себя с самого детства много хорошего. Ему не мог повредить даже легкомысленный Бопре. Да ведь и Бопре, собственно говоря, несмотря на все свои недостатки, был добрый малый. Житейская школа, пройденная Петром Андреевичем в начале его службы, как нельзя лучше способствовала развитию тех добрых задатков, которые ему дала семья, выпустившая его в свет неиспорченным, крепким и сильным юношей. Петр Андреевич говорит о своих ученических годах шутливым тоном, как и подобает человеку, сделавшемуся образованным, благодаря самому себе, и прекрасно понимаю­щему пробелы своего воспитания. Петр Андреевич отзывается о нем без горечи, с добродушным юмором, ибо в прежние времена не он один, а все дворяне, за весьма немногими счастливыми исключениями, учились если и не на медные деньги, то весьма немного.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/20/...

Кстати, самая важная и заметная часть тогдашнего мужского туалета, надеваемая на плечи, именовалась КАФТАНОМ, а вовсе не камзолом, как это можно прочитать у многих современных литераторов. КАМЗОЛ надевался под кафтан, то была, как правило, безрукавка наподобие современного жилета, но длиннее; в камзоле без кафтана или фрака в свет не выезжали. Вспомните: в «Капитанской дочке» Пушкина Гринев и Швабрин перед дуэлью « сняли мундиры, остались в одних камзолах ». В камзолах драться на шпагах было гораздо легче. Когда с Петром I из Западной Европы пришло верхнее одеяние, то, недолго думая, назвали его не французским «роб» или немецким «рокк», а привычным русским словом «кафтан», хотя кроенный в талию европейский кафтан, расшитый и нарядный, из бархата или плотного шелка, сильно отличался от русского кафтана — просторного, долгополого одеяния, которое до самого XX века можно было видеть на крестьянах, купцах, ямщиках… Как вид одежды кафтан, по назначению одинаковый, четко разделялся по виду, покрою и ткани на западноевропейский и русский. Вообще же русский костюм развивался по двум линиям: костюм народный, дошедший из глубины веков, который видоизменялся очень медленно, и костюм имущих классов общества — здесь царствовала, по словам Пушкина, « лихая мода — наш тиран, недуг новейших россиян ». Городская мода не только меняла фасоны, но и вводила в обиход новые предметы туалета, с непривычными на первых порах названиями. Чаще всего они приходили в Россию с Запада, реже — с Востока. Западноевропейский костюм влиял на народный, постепенно вытеснял национальную одежду, а к нашим дням почти совершенно вытеснил ее, даже в деревнях. Мужские костюмы 1800е годы, словно считаясь с календарным началом века, быстро изменили городскую моду: парики, немецкие кафтаны и штаны с пряжками продолжали носить только старцы вроде князя Николая Болконского в «Войне и мире» или князя Тугоуховского в «Горе от ума». Правда, «екатерининские костюмы» долго еще оставались парадной форменной одеждой придворных, но смотрелись они уже как условный, театральный реквизит.

http://azbyka.ru/fiction/chto-neponyatno...

Пн О.В. Щипков: Книга без моральних проблем в 5 червня 2023 р. 10:45 31 мая 2023 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного  Храма Христа Спасителя  в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  возглавил  XII торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. За последние годы Патриаршая литературная премия стала одним из самых ярких явлений в отечественной литературе, объединяющим литературоведов, писателей, деятелей культуры. На вопросы «Парламентской газеты» о значении этой премии, развитии русской словесности сегодня, преемстве духовной традиции отечественной культуры ответил член Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, ректор  Российского православного университета святого Иоанна Богослова   А.В. Щипков . — Александр Владимирович, насколько важное значение, на ваш взгляд, имеет нравственное измерение в русской литературе? — Нравственное измерение имело и имеет определяющее значение. Книга без нравственных проблем в России по большому счету неинтересна. Нравственно индифферентную литературу могут покупать и читать, но отношение к ней — как к макулатуре. О таких авторах народ с ехидцей говорит: «ты все пишешь», «контора пишет…» — Какое влияние на развитие русской литературы оказало Православие? — Определяющее. На Западе модернизм заменил нравственные нормы «святостью пустого я», и словесность подстроилась под это. В России не произошло полного разрыва, поэтому светская литература так и не сделалась до конца светской, она осталась скрыто, имплицитно религиозной и стала на свой лад выполнять многие задачи духовных жанров. Отсюда и упорные нравственные искания многих русских писателей. — Почему, на ваш взгляд, для современной русской литературы важны те нравственные ориентиры, которые Русская Православная Церковь предлагает через Патриаршую литературную премию? — Потому что они всегда были важны, на протяжении всей нашей истории. Вспомните «Капитанскую дочку» Пушкина. Там два монарха, один легитимный (Екатерина), а другой — самозванец (Пугачев). Казалось бы, они антиподы, да?  Но вот Швабрин совершил подлый поступок, а Гринев был верен своим принципам. И оба царя, и «господский» и народный, рассмотрели вопрос и пришли к одному мнению: Гринева оправдали, а Швабрина осудили. А почему? Потому что оба царя — православные. Вот и ответ на вопрос. Сегодня мы проходим период тяжелейших испытаний, и для нас как никогда важна нравственная оценка всего, что происходит. Не с позиций «эффективности», «актуальности» и хотелок разного рода заинтересантов, а именно с позиции нравственности, справедливости и общей судьбы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6033820...

Наш великий соотечественник и современник описываемых событий полководец Александр Васильевич Суворов говорил:  «Мне честь моей дочери дороже жизни и собственной чести». Вот какое отношение было тогда к чести, к девичьей чести в особенности. Капитанская дочка явила нравственную высоту и красоту своей души. Ее родителям удалось вложить в сердце дочери правила доброй жизни: целомудрие, чистоту мыслей, честность, мужество. Когда позднее оклеветанный Швабриным Гринев был осужден и приговорен к ссылке в Сибирь, эта скромная провинциальная девушка, в своей жизни ничего, кроме Белогорской крепости, не видевшая, отважилась поехать в Петербург к самой императрице, чтобы спасти от позора и несправедливого наказания Петра Андреевича. Пушкин гениально описывает, как это могло быть. В летнем саду Маша встречается с дамой средних лет, в которой все «невольно привлекало сердце и внушало доверенность». Девушка искренне поведала незнакомке, представившейся ей фрейлиной императрицы, цель своего приезда. «Вы просите за Гринева? — изумленно спросила дама, прочтя в поданной ей бумаге имя жениха девушки. — Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй. — Ах, неправда! — вскрикнула Марья Ивановна. — Как неправда?» Маша «с жаром рассказала» свою историю. Видя искренность и удивительную чистоту девушки, императрица (а это была она) поверила ей на слово. «Бедная сиротинушка» смогла повлиять на всемогущую государыню и изменить судьбу своего возлюбленного, к которому она испытывала глубокую и целомудренную любовь. Вот что такое чистота и вот какой необыкновенной силой она обладает! Из книги протоиерея Александра Ильяшенко «Исповедь, или Как подготовить детей к Таинству Покаяния». Издательство Московской Патриархии, 2017 Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2843  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература

http://azbyka.ru/fiction/kapitanskaya-do...

111. Рогачев, М. Ссыльные архиереи в Коми Автономной Области//Вера-Эском: христиан. газета. 2004. 457. С. 19–20. 112. Санкт-Петербургский мартиролог/[отв. ред. В. Сорокин; сост. В. М. Шкаровский [и др.]. СПб., 2002. с.: ил.– Из содерж.: Иларион (Троицкий) , архиеп. Верейский; Василий (Зеленцев), еп. Прилуцкий; Аркадий (Остальский) , еп. Лубненский, Полтавский; Виктор (Островидов), еп. Вятский, Шадринский, Глазовский; Владимир (Лозина- Лозинский), протоиерей; Александр (Сахаров), протоиерей; Мануил (Лемешевский) , митроп. Куйбышевский и Сызранский; Димитрий (Любимов), архиеп. Гдовский; Василий (Дохтуров), еп. Пинежский, Каргопольский, Вытегорский; Амвросий (Либин), еп. Лужский; Николай (Муравьев-Уральский), еп. Рыбинский; Нектарий (Трехвинский), еп. Яранский; Николай (Александров), воспитанник И. Кронштадтского; Феодосий (Алмазов), архимандрит; Анатолий (Алявдин); И. М. Андреевский, историк РПЦ; В. М. Верюжский, протоиерей, профессор Ленинградской Духовной академии; Н. А. Вишняков, диакон; П. Н. Ивановск ий , протоиерей; П. А. Флоренский, философ, богослов; Иосиф (Софронов), архимандрит и др. 113. Святые Новомученики и Исповедники, в земле Казахстанской просиявшие: альбом/Астанайская и Алмаатинская епархия, Правосл. Св.-Тихон, гуманит. ун-т; рук. работы митр. Мефодий. М., 2008. 566 с.: ил. 114. Симбирская Голгофа (1917–1938)/сост. свящ. Владимир Дмитриев. Уьяновск, 1996. 164 с.: ил. Из содерж.: [Митрофан (Гринев), епископ].– С. 57–59. 115. Синенко, С. Уфимская епархия: худож.-докум. повествование. Уфа: ГУП «Гос. респ. изд-во «Башкортостан», 2009. 304 с.: ил. 116. Соловецкие новомученики/сост. игумен Дамаскин (Орловский). М.; Соловки [пос. Соловецкий, Архангельская область]: Изд. Спасо-Преображ. Соловец. ставропиг. мужского монастыря, 2009. 443, с., л. цв. ил.: портр. 117. Соловецкие новомученики: избранные жизнеописания: [сб.]/сост.: игум. Дамаскин (Орловский); [предисл.: архим. Мефодий]. М.; Соловки [пос. Соловецкий, Архангельская область]: Изд. Спасо-Преображ. Соловец. ставропиг. мужского монастыря [и др.], 2009. 302, л. ил.: цв.ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До 1832 года территория Симбирской губернии входила в Казанскую епархию. Позже из нее была выделена Симбирская епархия. Первым Симбирским епископом (1832–1842) был Анатолий (Максимович). В предреволюционное время наибольшее влияние на жизнь епархии оказал епископ Феоктист (Попов), создавший миссионерский комитет, Николаевское противораскольническое братство, Братство Трех Святителей при семинарии; он же начал издавать «Епархиальные ведомости». Перед революцией, в первую очередь благодаря деятельности И. Яковлева, Симбирск становится духовным и культурным центром чувашского народа. В Симбирске готовят священников чувашей, получает свое развитие издательская и педагогическая деятельность на чувашском языке. Сразу после революции епархиальная жизнь была дезорганизована репрессиями и конфликтами между обновленцами и тихоновцами, позднее — конфликтами между обновленцами, сергианами и катакомбщиками. Два ульяновских архиерея были расстреляны: Митрофан (Гринев) в 1937 г. и Владимир (Горьковский) в 1938 г. В 1937–1941 годах ульяновская кафедра пустовала. В 1941–1943 гг. в Ульяновск были эвакуированы митрополит Сергий (Страгородский) и обновленческий «первоиерарх» Александр (Введенский). В 1941 г. была возрождена архиерейская кафедра, вновь упраздненная в 1959 г., когда епархия вошла в юрисдикцию Куйбышевской епархии. Во времена Хрущева и Брежнева проводилась целенаправленная политика полного уничтожения религии на «родине В. И. Ленина». Большинство зданий храмов было разрушено, в многолюдной области сохранилось всего 9 действующих православных приходов. Полностью была искоренена организованная религиозная жизнь влиятельных до революции в Симбирском крае старообрядцев. Архиерейская кафедра была восстановлена в начале горбачевской перестройки, в 1989 году, ее возглавил тогда епископ Прокл (Хазов). Епископ Прокл родился в 1943 году в Ленинграде. Окончил техникум, затем ленинградские духовные семинарию и академию. Служил на приходах в Ленинградской области. В 1987 г. хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Ленинградской епархии при митрополите Алексии, нынешнем Патриархе.

http://religare.ru/2_7173.html

А. П. Яковлева. Соловецкие лагеря в истории гонений на русскую православную церковь (1923–1927) Соловецкие лагеря занимают особое место в истории гонений на Русскую Православную Церковь . Здесь в заключении находились многие выдающиеся представители духовенства, ни в одном другом лагере страны в 1920-х годах не содержалось столько священнослужителей, как в Соловецком. На сегодня нам известны имена более 80 митрополитов, архиепископов и епископов, около 400 имен священников, имена десятков монахов и мирян, пострадавших за веру и прошедших через Соловки 42 . По архивным документам установлено, что летом 1926 г. в Соловецком лагере одновременно находился 91 представитель духовенства, среди них 18 епископов и архиепископов. За период 1923–1926 гг. через лагеря прошли не менее 126 священно- и церковнослужителей 43 . Утверждение о том, что в Соловках, как в малой капле огромного океана, отражается вся история страны, находит свое подтверждение применительно и к истории предвоенных гонений на Русскую Православную Церковь . Следственные дела исповедников веры, сосланных на Соловки, могут служить прекрасной иллюстрацией общих тенденций и основных этапов этих гонений, многих основных антицерковных кампаний и массовых дел против верующих. Соловецкие лагеря особого назначения были организованы 23 октября 1923 г. Этим числом датируется Постановление СНК СССР об организации Соловецкого лагеря принудительных работ, подписанное заместителем председателя СНК А. И. Рыковым 44 . Однако уже до официального открытия лагеря на Соловках находились заключенные. К 20 сентября их количество насчитывало 3049 человек 45 . С июня 1923 г. на острова начали перевозить заключенных из Холмогорского, Архангельского и Пертоминского лагерей 46 . В числе прибывших на Соловки из Архангельского лагеря оказалась и группа духовенства из Ростовской епархии: епископ Аксайский Митрофан (Гринев), иереи Павел Чехранов, Алексей Трифильев и протодиакон Дмитрий Новочадов. Арестованы они были в Ростове-на-Дону в конце 1922 –начале 1923 г. за борьбу с обновленчеством и постановлением Комиссии НКВД СССР по административным высылкам от 30 марта 1923 г. заключены в Архангельский концлагерь. До вынесения приговора все они находились в Бутырской тюрьме, куда одновременно с ними прибыли священники из Новочеркасска Иоанн Артемьев и Владимир Волагурин, впоследствии также отбывавшие срок наказания в Соловецких лагерях 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конечно, в ходе цивилизационной революции Петра Великого взаимоотношения между Церковью, государством и народом в России изменились. На первый план выдвинулась мощная государственность в лице императора и его наследников, по факту отодвинув Церковь – и религию вообще – на второй план социальной практики. Если бы этого не было сделано, Россия потерпела бы военно-политическое крушение уже в начале XVIII века. Что касается народа, то он в лице дворянства и купечества превратился, по существу, в служилый класс, не говоря уже о крепостной зависимости крестьян. Вместе е тем – и тут один из главных парадоксов русской истории – ни Церковь, ни народ (прежде всего старообрядцы) так до конца и не вошли в пространство секулярной реформы Петра. В отличие от созданной им западоцентричной интеллигенции, широкие народные массы оставались в основным православными вплоть до 1917 года. В церковном и народном (кроме старообрядцев) сознании одетый в камзол и лосины петербургский император продолжал оставаться миропомазанным православным Царем. Именно это спасло русскую православную цивилизацию от европейского перерождения власти и культуры в проекцию просветительского, то есть атеистически-нигилистического миропонимания буржуазной эпохи. Русский народ не забыл Святой Руси, – в этом всё дело [Казин А.Л. Последнее царство. Русская православная цивилизация. СПб., 1998]. В таком контексте прав Вл. Соловьев, противопоставивший русский народ как третью, богоносную силу двум другим мировым силам – «бесчеловечного Востока» и «безбожного Запада» [Соловьев В.С. Три силы//Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1989, с. 28]. Особо следует сказать об А.С. Пушкине. Георгий Федотов назвал его «певцом империи и свободы» [Федотов Г.П. Певец империи свободы//Собрание сочинений: в 12 т. Т. 7. М.: Мартис; SAM & SAM, 2014, с. 130]. Я полагаю, что вернее было бы назвать его певцом православного царства. В перерыве между работой над главами «Евгения Онегина» Пушкин пишет «Бориса Годунова» – эту драму власти без любви. В этом отношении пушкинский «Медный всадник» и «Капитанская дочка» – это как бы государственная и народная грани русской жизни, сливающиеся в ее религиозном преображении В историософском плане «Капитанская дочка» есть своего рода модель идеального русского мира, где все главные герои понимают друг друга – и дворянин Гринев, и его крепостной Савельич, и самозванец Пугачев, и императрица Екатерина, которая «в долгу перед дочерью капитана Миронова». Не сословно-партийное разделение и не титанизм императора держат Русь, а симфоническое (троичное) согласие народа, веры и власти. Такое согласие было продемонстрировано Россией в 1812 году, когда «дубина народной войны» (Л.Н.Толстой) во главе с царем заставила бежать из пылавшей Москвы полумиллионное войско Европы во главе с коронованным генералом французской революции.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/13/ca...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010