6 . Рукописи. Рукопись труда была в одном экземпляре. Сейчас он хранится у писателя П. Г. Проценко. 7 . Издания. Данная работа издавалась несколько раз. Полностью в четырех томах – в 1995–1998 гг. и в сокращении в одном томе – в 2002, 2003, 2009 гг. 8 . Источники труда. Об источниках трудов еп. Варнавы было написано выше. При этом они были систематизированы и сгруппированы по смыслу. Все эти группы произведений используются епископом и в «Основах искусства святости». Глава 4. Общие сведения о грехе и греховных страстях § 1. Действие страстей в человеке после грехопадения и путь к избавлению от них Как известно из Библии , первыми из людей согрешили Адам и Ева. И из-за этого, пишет еп. Варнава, природа их и произошедшего от них рода человеческого оказалась испорченной. Проявилось это, в частности, в том, что у людей помрачились душевные силы и способности, в них расплодились греховные страсти и пожелания, и в связи с этим их стали постигать различные скорби 229 . О том, что представляли и представляют из себя греховные страсти еп. Варнава цитирует прп. Иоанна Лествичника : «Страстию называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе, и чрез навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» 230 . Итак, находясь в таком положении, прародители, пишет владыка, стали искать «только одного – потерянного рая, счастья, богатства, любви, свободы, блаженства, света, богов, Бога – все равно, как бы ни назвать то состояние, которое, думается им (правильно или неправильно – кому как), возвращает человеку потерянную при грехопадении целостность природы и благоволение Божие, дает ему мир и покой духа» 231 . В данном случае слова «все равно, как бы ни назвать» не совсем уместны без пояснений. Если с точки зрения православного учения, то они звучат неправильно. Впрочем, еп. Варнава, конечно, не считал, что это одно и то же 232 . С другой стороны, человек, ищущии истину и не знающий точно, какова она, вполне может прилагать данные наименования к описываемому владыкой состоянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

[xxxiv] См.: Феофан Затворник, свт . Начертание христианского нравоучения. М., 1895. С. 498, 510-511, 515-516. [xxxv] Варнава (Беляев), еп. Тернистым путем к небу. Жизнеописание старца Гавриила Седмиезерной пустыни. М., 1996. С. 320-321. [xxxviii] Варнава (Беляев), еп. Тернистым путем к небу. Жизнеописание старца Гавриила Седмиезерной пустыни. М., 1996. С. 321-322. [xliii] Варнава (Беляев), еп. Тернистым путем к небу. Жизнеописание старца Гавриила Седмиезерной пустыни. М., 1996. С. 100. [xliv] См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. СПб., 1871, с. 294; Варнава (Беляев), еп. Тернистым путем к небу. Жизнеописание старца Гавриила Седмиезерной пустыни. М., 1996. С. 101-102. [xlv] См.: Варнава (Беляев), еп. Тернистым путем к небу. Жизнеописание старца Гавриила Седмиезерной пустыни. М., 1996. С. 323. [xlvi] По свидетельству настоятеля Свято-Благовещенского Бортнического мужского монастыря г. Киева архим. Варлаама (Гергеля), что так ему говорил старец схиархим. Макарий (Болотов). - Эти сведения взяты из личной беседы с архим. Варлаамом (Гергелем) 02.02.2011. О жизни еп. Варнавы см.: Жизнеописание владыки дано по: Биография епископа Варнавы (Беляева). В Небесный Иерусалим. История одного побега/сост. Проценко П. Г. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1999. С. 8-543; Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 1. Тверь: «Булат», 1992. С. 47-85. [xlviii] Варнава (Беляев), еп. Советы старцев//Пути Промысла Божия. М.: Изд-во Московского Подворья СТСЛ, 2009. С. 102. [xlix] Феофан Затворник, свт . Собрание писем. Вып. V и VI. М.: Изд-е Свято-Успенского Псково-Печерского м-ря и изд-ва «Паломник», 1994. Вып. VI. Письмо 1040. С. 203. [l] См.: С. В. Лизунов. Феофановский архив на Афоне. Статья в Московской Патриархии. 16.03.2012. [li] См.: Иоанн Лествичник, преп.Лествица. М., 1647. Николаев Н. И. Об источниках московского издания Лествицы 1647 г.//Труды Отдела древнерусской литературы. 1993. Т. 48. С. 277-283.

http://bogoslov.ru/article/2778131?yscli...

В марте 1921 года еп. Варнава вернулся в Нижний Новгород. Люди видели его праведную жизнь, и обращались к нему за духовным окормлением. В это время одной из духовых чад епископа стала будущая его келейница Вера Ловзанская. Заметим, что владыка Варнава и сам старался поучаться в Духовной мудрости. Поэтому во время своего пребывания в Нижнем он неоднократно обращался к духовно опытным людям. Например, дивеевской старице Марии Ивановне. Она хорошо относилась к нему, называла его своим сыночком и другими ласковыми именами. Блаженная отвечала на многие его и посылаемых им людей духовные вопросы и прикровенно говорила о будущих событиях их жизни. Так Вере Ловзанской она предсказывала монашество, но в монастырь не благословляла, говоря: «Ты же будешь на старости лет отца покоить» – этим отцом и был еп. Варнава. А самому епископу не раз передавала, чтобы он писал 36 . Тем временем ситуация в стране становилась все хуже и хуже. В начале 1922 года зародилось обновленческое движение, активным участником которого стал и архиеп. Евдоким. Евдоким требовал солидарности с ним от подчиненного ему еп. Варнавы. К сожалению, последний не сориентировался в столь тяжелых обстоятельствах, в которых находилась тогда Русская Православная Церковь , и подписал резолюцию о признании обновленческого Высшего Церковного Управления (ВЦУ). Это было его падением. Вскоре владыка осознал свою ошибку, отрекся от ВЦУ и в Зосимовой пустыни принес покаяние старцам. Позже об этом он писал: «Я не буду ни в чем оправдываться, ибо по-монашески это для меня выгоднее. Об одном только заявлю – я православный. А в остальном все принимаю на себя, кроме созидания активной деятельности от лица Ecclesiae vitalis 37 » 38 . Но, находясь в таком тяжелом положении (ввиду гонений со стороны властей, признания им ВЦУ, сложных отношений с Евдокимом и другого), а также учитывая благословение старца Гавриила (Зырянова) и дивеевской старицы Марии Ивановны писать книги, еп. Варнава видел для себя единственный выход – принять особого подвига юродства. Но прежде, чем сделать это, он поехал советоваться с зосимовскими старцами иеросхим. Алексеем и иером. Митрофаном, которые благословили его на этот путь. Когда-то об этом подвиге ему прикровенно предсказывала также и блаженная Мария Ивановна. 1 ноября 1922 года владыка притворился психически помешанным. Его забрали в психиатрическую больницу и признали страдающим хроническим душевным расстройством, но через пару дней отпустили на попечение одного из почитателей 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Впрочем, к текстам на иностранных языках обращается редко 63 . Кроме святоотеческих творений владыка в своих работах использует также сведения из сочинений подвижников благочестия и церковных писателей. Но все-таки в его трудах количество цитат из творений Святых Отцов и их жизнеописаний гораздо больше, чем из произведений каких-либо иных авторов, у которых он заимствует положительные сведения для своего рассказа 64 . И поэтому, учитывая все сказанное выше, можно сделать вывод, что на формирование его взглядов и не только в области аскетики наибольшее влияние оказали именно Отцы и их произведения. Отношение еп. Варнавы к Святым Отцам и известным церковным писателям Древней Церкви до VI в. и Восточной Православной Церкви после VI в. и их творениям Наиболее часто еп. Варнава использует в своих сочинениях творения одиннадцати. И поэтому ниже им будет уделено особое внимание. 1 . Из выделенных одиннадцати один из наиболее редко 65 упоминаемых еп. Варнавой – это прп. Антоний Великий . Относительно часто в сравнении с иными редко цитируемыми Отцами епископ говорит о нем по причине особого его положения в истории монашества, необычайности жизненного пути и важности для духовной жизни данных им наставлений 66 . 2 . Достаточно часто 67 владыка обращается к творениям свт. Василия Великого 68 , из которых берет, как рассуждения из области богословия и экзегетики Священного Писания , так и относящиеся к духовной жизни (аскетическому деланию). Такая частота цитирования сочинений святителя, видимо, обусловлена разнообразием тем, затрагиваемых им, и тем, что тот рассматривает и отвечает на вопросы, которые у других Святых Отцов раскрыты не столь подробно или же, вообще, обойдены ими стороной. Также владыка Варнава не раз обращается к каноническим правилам св. Василия. 3 . Примерно также часто 69 еп. Варнава цитирует и творения свт. Иоанна Златоуста 70 . Из сочинений последнего епископ часто приводит толкования Священного Писания , но еще чаще берет из них глубокомысленные и проникновенные рассуждения святителя о духовной жизни, которые ценит за «огненные слова», так уязвлявшие «совесть молодых людей своего времени» и призывавшие к добродетельной жизни 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. 28 Листра – город в Ликаонии, древней стране в Малой Азии, к югу от центральной пустыни, на территории современной Турции. Город трижды посещался апостолом Павлом. 29 Литературный персонаж из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», входящей в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Солоха – мать Вакулы, ведьма. К ней с откровенными заигрываниями приходили и сельский голова, и дьяк, и Чуб – отец Оксаны, и сам черт. 32 Инвектива (от лат. invectivus – бранный, ругательный) (книжн.) – гневное выступление против чего-нибудь или кого-нибудь, оскорбительное выражение, брань, выпад. А также форма литературного произведения, одна из форм памфлета, осмеивающего или обличающего реальное явление, лицо или группу. 33 Архимандрит Киприан (в миру Константин Эдуардович Керн; 1899, Тула –1960, Париж) – православный священнослужитель (в юрисдикции Русской православной церкви за границей, затем Константинопольского патриархата), богослов, церковный историк. 34 Проценко Павел Григорьевич, составитель и комментатор трудов епископа Варнавы (Беляева ; 1887–1963), в частности «Основ искусства святости» в пяти томах (1995–2001). Автор книги-биографии еп. Варнавы «В Небесный Иерусалим: История одного побега», повести «Цветочница Марфа» (о судьбе русской крестьянки, погибшей в сталинском концлагере) и других. Составитель сборника «Мироносицы в эпоху ГУЛАГа» (2005). 38 Чернобыль, или чернобыльник – трава, разновидность полыни. Название города Чернобыль, где произошла страшная катастрофа на АЭС, происходит от названия травы чернобыльник. 42 Сатира как литературный жанр возникла в древней римской литературе. Это поэтическое произведение, в котором более или менее резко осуждаются и негодующее изображаются свойства и качества отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений. 43 Памфлет (от англ. pamphlet) – разновидность литературного или публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

М., 1997. С. 126–127.) Она называет его иеромонахом, тогда как м. Серафима (Ловзанская) помнит, что он был в сане игумена. О. Митрофан был арестован 5 июня 1930 г. по делу А. Ф. Лосева («контрреволюционная монархическая организация «Истинно-православная Церковь " »). 28 марта 1931 г. приговорен к ссылке в Сев. Край на 3 года. 16 мая 1932 г. досрочно освобожден. (Там же.) 455 В 1958 г. по поводу книги А. Ф. Лосева «Античная мифология в ее историческом развитии» (М., 1957) владыка отметил: «Узнать нельзя автора. Насколько до лагеря он был умница, писал интересно, действительно учено, настолько теперь пишет по марксистской шпаргалке». 457 Ответы блаж. Марии Ивановны (от 18.05 и 24.05.1925). Интересно, что блаженная в этих словах предсказала Отечественную войну за 16 лет до ее начала. 469 В очерке «На пути в Небесный Иерусалим...» я допустил неточность, указав, что в Среднюю Азию с епископом приехало семь человек. См.: Проценко П. Г. На пути в Небесный Иерусалим...// Варнава (Беляев) , еп. Преподобная Синклитикия Александрийская. Ее жизнь и поучения, или Малая аскетика./Сост., биограф, очерк, комментарии П. Г. Проценко. Нижний Новгород, 1997. С. 109. 474 В очерке «На пути в Небесный Иерусалим...» время отъезда еп. Варнавы из Средней Азии мною указано неточно. См.: Варнава (Беляев) , еп. Преподобная Синклитикия Александрийская. Ее жизнь и поучения, или Малая аскетика. С. 111. 478 Упоминается об этом также в публикации А. Беглова: Письма и автобиография архиепископа Варфоломея (Ремова) . От публикатора//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. 2/3 (9/10). М., 1996. С. 362 482 Книга правил святых апостол, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отец. М., 1911. Правило 15 Двукратного собора. Читать далее Источник: В Небесный Иерусалим : история одного побега : (биография епископа Варнавы (Беляева)/П.Г. Проценко. - изд.]. - Нижний Новгород : Изд. " Христианская библиотека " , 2010. - 559, 169, с. : ил. ISBN 5-88213-091-3. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Научные способности владыки можно оценить по отзывам о его диссертации научного руководителя и рецензента. Так, руководивший его научной работой свящ. Павел Флоренский , описывая положительные стороны, а затем недочеты работы будущего владыки, в конце отзыва писал: «Мелких недочетов можно указать в разбираемом сочинении и еще не мало. Но все они перевешиваются хотя бы одной только высокой оценкой старчества у о. Варнавы, не говоря о других указанных в начале отзыва положительных сторонах, и не мешают признать Автора достойным степени кандидата богословия» 32 . А рецензент ректор Московской Духовной Академии епископ Феодор (Поздеевский) так отозывался о диссертанте: «Автор видимо обладает всеми данными для серьезной научной работы. По крайней мере, первая часть его сочинения... свидетельствует о несомненной способности автора к научному анализу, к способности ориентироваться в материале источников и пособий и к самостоятельной оценке данных этого материала. И вот очень жалко, что при наличии этих благоприятных данных для серьезной научной работы у автора не хватило выдержки или, быть может, умения удержать определенный план и строгую последовательность изложения... Язык у него везде довольно ясный и литературная сторона работы чужда особенных недочетов. Степени кандидата богословия автор заслуживает» 33 . После окончания Академии в августе 1915 иером. Варнаву назначили преподавателем Нижегородской семинарии. Он с ревностью взялся за это послушание. При этом одну из главных своих задач он видел в установлении личного контакта с молодыми людьми. Обаяние и живая вера привлекали к нему. Действовать он старался с мягкостью, покрывая некоторые проступки студентов, при этом старался привить понимание насущности церковного учения для современников 34 . Но уже началась Первая Мировая война, и жизнь в стране становилась все тяжелей и тяжелей. В феврале 1917 года в России произошел переворот, в результате которого к власти пришло Временное правительство. А в октябре того же года власть захватили большевики, которые стали гнать Церковь и Ее служителей. Они убили управлявшего тогда Нижегородской епархией еп. Лаврентия, и на его место в 1918 году был поставлен перешедший впоследствии в оновленчество архиеп. Евдоким (Мещерский). А в 1920 году отца Варнаву рукоположили во епископа Васильсурского, викария Нижегородской епархии. И вскоре с правящим архиереем у него произошло столкновение из-за неправедной личной жизни последнего. После разбирательства их дела Синод на несколько месяцев отправил еп. Варнаву в «отпуск» в Зосимову пустынь. Таким образом последний получил возможность еще раз пообщаться со старцами этой пустыни и решить с ними некоторые свои духовные вопросы 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

По числу цитат из творений в работах владыки его можно сравнить со свт. Иоанном Златоустом , но не с прп. Иоанном Лествичником . Из сочинений прп. Исаака 104 владыка приводит немало сведений важных для понимания различных вопросов аскетики. 10 . «Дивный созерцатель тайн Божиих» 105 , как его называет еп. Варнава, прп. Симеон Новый Богослов также один из наиболее цитируемых 106 им Святых Отцов. По количеству цитат, которые епископ дает из его творений 107 , он сравним со свт. Иоанном Златоустом и прп. Исааком Сириным . Достаточно нечасто в своих сочинениях еп. Варнава использует также наставления и примеры из жизни упомянутых в данной работе Климента Александрийского 108 , прп. аввы Исаии 109 , прп. Синклитикии Александрийской 110 , свт. Афанасия Великого 111 , прп. Ефрема Сирина 112 , свт. Григория Богослова 113 , свт. Григория Нисского 114 , прп. Сисоя Великого 115 , блаж. Августина Аврелия 116 , прп. Агафона Египетского 117 , прп. Пимена Великого 118 , п рп. Марка Подвижника 119 , прп. Максима Исповедника 120 , прп. Феодора Эдесского 121 , прп. Филофея Синайского 122 , прп. Григория Синаита 123 и других святых и подвижников 124 , ссылок на произведения которых в этой работе нет ввиду того, что более или менее значимых для рассказа о греховных страстях цитат из их поучений владыка не приводил. Не цитирует еп. Варнава св. Ипполита Римского , свт. Григория Неокесарийского , свт. Кирилла Александрийского ,свт.Прокла Константинопольского, прп. авву Фалласия, прп. Анастасия Синаита и других малоизвестных (по крайней мере, в России) Отцов 125 . Отношение еп. Варнавы к русским Святым Отцам и подвижникам благочестия и их творениям Из русских Святых Отцов можно отметить пятерых, творения которых еп. Варнава использует наиболее часто. 1 . А из этих пяти чаще всего 126 еп. Варнава использует сочинения свт. Димитрия Ростовского . В основном это его «Жития святых» 127 . На них он ссылается для иллюстрации сказанного и для примеров различных особенных случаев из жизни угодников Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Святой Василий Великий пишет, что хотя он изучал философию в юности, но в сравнении со Священным Писанием она кажется ему детской игрой. Святые Василий Великий и Григорий Богослов говорили об определенной пользе философии не для спасения и духовной жизни, а для занятий богословием, так как богословие пользуется терминологией, отчасти взятой из античной философии. В этом смысле святой Иоанн Дамаскин называет философию служанкой теологии. Ваше отношение к противоречиям в Толкованиях Апокалипсиса у различных отцов Церкви? Святые отцы в своих Толкованиях не противоречат, а дополняют друг друга, как не противоречат несколько фотографий человека, снятого с разных сторон. Действительно ли в православном учении о человеке «дух и сердце – это одно и то же»? Библейская и святоотеческая терминология многогранна и многомерна. Только в контексте можно определить значение таких слов, как: «дух» и «сердце». Дух и сердце имеют различные семантические значения. Они могут быть синонимами друг друга, но могут иметь в другом контексте различный смысл. Мне непонятно, зачем нужно руководствоваться учением многих святых отцов. Разве недостаток того, чему можно научиться, например, у святого Феофана Затворника ? А у святых отцов есть разные воззрения на одно и то же. Духовный опыт святых отцов проходил в одном русле аскетического Предания, но каждый из них отличался своей индивидуальностью, и поэтому они не повторяли, а дополняли друг друга. О духовной литературе и духовном образовании Знакома ли Вам книга епископа Васильсурского Варнавы (Беляева) «Основы искусства святости», если – да, то каково Ваше мнение? У меня книга есть, но наряду с положительными отзывами приходилось встречать и резко отрицательные. В книге епископа Варнавы собран большой материал, но сама книга, как мне кажется, пропитана духом гуманизма. Каково Ваше отношение к русскому философу и богослову Виктору Несмелову и к его труду «Наука о человеке»? Я считаю книгу Несмелова «Наука о человеке» одной из наиболее выдающихся апологий христианства с позиции психологии. В свое время эта книга произвела на меня сильное впечатление, но она больше действует на рассудок, чем на сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

117 См .-.Достопамятные сказания. С. 27–35; см.: Основы. Т. 2. 282, 394; Т. 3. С. 197; Т. 4. С. 16, 124, 136, 137, 155, 258. 118 См .».Достопамятные сказания. С. 186–225; см.: Основы. Т. 1. С. 256, 258, 264, 266, 267, 317, 335; Т. 2. 217, 218, 282; Т. 3. С. 194–195,237,339; Т. 4. С. 16,33,121,129,137. 121 Феодор Одесский, прп. Душеполезные главы//Добротолюбие. Т. 3. СТСЛ, 1993. С. 319–345; см.: Основы. Т. 3. С. 424; Т. 4. С. 87. 122 Филофей Синайский, прп. 40 глав отрезвении//Добротолюбие. Т. 3. СТСЛ, 1993. С. 401–420; см.: Основы. Т. 1. С. 280, 431; Т. 2. 291. 123 Григорий Синаит , прп. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же о помыслах, страстях и добродетелях, и еще о безмолвии и молитве//Добротолюбие. Т. 5. СТСЛ 1993. С. 180–216; см.: Основы. Т. 1. С. 435; Т. 2. 312; Т-З.С. 175. 124 Свщмч. Климента Римского (Климент Римский, свщмч. Первое послание к Коринфянам//Писания мужей апостольских. СПб., 1895. С. 73–112), Ерма ( Ерм . Пастрырь//Писания мужей апостольских. СПб., 1895. С. 160–250), свщмч. Игнатия Богоносца (Игнатий Богоносец, свщмч. Послание к Ефесянам//Писания мужей апостольских. СПб., 1895. С. 269­278; Его же. Послание к Поликарпу//Писания мужей апостольских. СПб., 1895. С. 308–314), Афинагора Афинянина (Афинагор Афинянин. Прошение о христианах//Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1895. С. 53–92), Минуция Феликса (Минуций Феликс. Октавий И Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1895. С. 226–271), мч. Иустина Философа (Иустин Философ, мч. Апология 1//Памятники древней христианской письменности. Т. 3. М., 1862. С. 22–113; Его же. Апология 2//Памятники древней христианской письменности. Т. 3. М., 1862. С. 114–130; Его же. Разговор с Трифоном иудеем//Памятники древней христианской письменности. Т. 3. М., 1862. С. 141–380), свщмч. Иринея Лионского ( Ириней Лионский , свщмч. Пять книг против ересей. СПб., 1900), Тертуллиана (Тертуллиан. Апология//Творения. 2-е изд. Ч. 1. СПб., 1849. С. 1–105; Его же. К жене//Творения. 2-е изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010