В Выксунском Иверском женском монастыре отметили день памяти святого основателя обители 2 марта 2021 г. 16:47 2 марта 2021 года, в день памяти преподобного Варнавы Гефсиманского, основателя Выксунского Иверского женского монастыря, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил в этой обители Божественную литургию. Богослужение состоялось в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. Главе Нижегородской митрополии сослужили епископ Выксунский и Павловский Варнава , епископ Городецкий и Ветлужский Августин , епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , викарии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия и епископ Дальнеконстантиновский Филарет , а также секретарь Архиерейского совета митрополии протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Выксунского епархиального управления протоиерей Димитрий Ивин, первый проректор Нижегородской духовной семинарии иерей Виктор Плаксин и другие клирики епархий митрополии. На богослужении молились временно исполняющая обязанности настоятельницы Выксунского Иверского монастыря монахиня Александра (Ситникова) с сестрами обители, настоятельница Абабковского Николаевского Георгиевского монастыря игумения Никона (Желякова), настоятельница Дальне-Давыдовского монастыря игумения Руфина (Тарасенко) и старшая сестра возрождающегося Свято-Троицкого Островоезерского монастыря монахиня Серафима (Беляева). На Литургии присутствовали председатель Совета депутатов городского округа Выкса Дмитрий Махров, первый заместитель главы администрации городского округа Выкса Игорь Пономарев, директор Выксунского бизнес-инкубатора Дмитрий Смирнов, генеральный директор агрофирмы «Металлург» Антон Анисимов, а также преподаватели и студенты Выксунского духовного училища, воспитанники военно-патриотической организации «Православные витязи», паломники и прихожане. Богослужебные песнопения исполнял хор Выксунского духовного училища под управлением Дениса Свистунова. После Литургии монахиня Александра поблагодарила архипастырей за соборное богослужение. Сестры Иверской обители преподнесли им заздравные просфоры. Кроме того, митрополиту Георгию была подарена большая фотография этого монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/5780672.ht...

Епископ «дядя Коля» против сталинского «рая» В 1950-е годы в СССР жил человек, который не обманывался бутафорией и изнутри описывал ложь системы. Окружающие звали его дядей Колей, на самом деле это был православный епископ, обитавший не под своим именем в одной из слободок Киева, столицы советской Украины. 4 ноября, 2009 В 1950-е годы в СССР жил человек, который не обманывался бутафорией и изнутри описывал ложь системы. Окружающие звали его дядей Колей, на самом деле это был православный епископ, обитавший не под своим именем в одной из слободок Киева, столицы советской Украины. Осенью этого года в нижегородском издательстве «Христианская библиотека» выходят в свет под заголовком «”Дядя Коля” против…» записные книжки епископа Варнавы (Беляева). Писатель Павел Проценко, составитель и комментатор книги, рассказывает о творческом замысле подпольного автора на страницах «Новой газеты». Цивилизованный мир встречал 20-е столетие как эпоху «золотого века». И в самом деле, кажется, никогда — ни до, ни после — человечество столь неистово и напряженно не стремилось к радости и благополучию. Правда, на заре столетия один из русских мыслителей (нашего Серебряного века) уже различал крушение этого, еще не явленного, ожидаемого земного рая. Когда наступит «светлое будущее», считал он, то из веселящейся безмятежной толпы, водящей хороводы на берегах теплых морей, выйдет человек с искаженным лицом — вдруг ощутивший свое одиночество. Тогда «земной рай» разрушится, словно карточный домик. Тогда вновь начнется история. Но еще прежде свершения этого предвидения, в первой трети столетия Европа была разделена между двумя строившимися великими Градами. Над обоими развевались знамена прогресса и человеческого величия; и там, и тут висели лозунги, прославлявшие народ и его Партию. Один Град обещал счастье в бесклассовом социалистическом обществе. Другой предлагал спасение в стихии расового превосходства, освобождающей нацию от комплексов и сомнений. И там, и здесь массы были мобилизованы для осуществления грандиозных идеологических задач. Когда же германский национал-социализм был сокрушен, во второй половине 1940-х на земле остался лишь один Хрустальный Град, это — Страна Советов, обещавшая утешение всем обездоленным. Красная империя Сталина…

http://pravmir.ru/episkop-dyadya-kolya-p...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине Екатерина Соловьева 16.08.2017 18.04.2023 ( 33  голоса:  4.2 из  5) Каждому человеку даны зубы, чтобы измельчать еду. Жеванием мы создаём пищевой комок, делаем его более проходимым по пищеварительному тракту, а ещё запускаем пищеварение. Да-да, “вариться” пища начинает не где-то там в недрах желудка, а уже у нас во рту.  Но современный человек живёт в суете. Для ускорения поглощения пищи запивает твёрдую еду напитками и… очень мало жуёт. А ещё часто имеет проблемы с пищеварительной системой, зубами и лишним весом. Но и это не всё. Он может безуспешно бороться с чревоугодием — перееданием, пищевыми зависимостями, привязанностью к сладкому, жирному — и испытывает при этом упадок сил от недостатка энергии. Это просто поразительно! Большинство людей переедает, и такое же большинство людей чувствует себя обессиленными. Одной из важных причин всех этих печальных состояний является неумение правильно жевать пищу.  “Есть ещё другие виды чревоугодия… поспешное ядение – человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк…” Архимандрит Рафаил (Карелин) Что происходит, когда человек мало жуёт пищу Жевать мало — это сколько? Чтобы у человека пищеварение в принципе БЫЛО, необходимо пережевывать каждый кусок не менее 32 раз. Соответственно, меньше этого — мало. Из книги епископа Варнавы (Беляева) Основы искусства святости. Toм II Многие расстройства пищеварения зависят от неправильного способа еды: недостаточное разжевывание пищи, малое смачивание ее слюной, слишком поспешное глотание – все это, к сожалению, случается на каждом шагу. «Хорошо разжевано – наполовину сварено», – говорит известная пословица. Недостаточное разжевывание не только возлагает на желудок двойную работу, но еще необычайно затрудняет растворение пищи желудочным соком. Грубые куски сильно раздражают стенки желудка. Многие люди, потерявшие зубы и лишенные возможности жевать остатками зубов, стали хорошо жевать лишь после того, как вставили себе искусственные зубы, и этим путем избавились от желудочных страданий, на которые они раньше жаловались.

http://azbyka.ru/zdorovie/nauka-perezhev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Девятые Николаевские чтения 02.06.2011 539 Время на чтение 10 минут 22 мая 2011 года, в день Николы Вешнего, в Москве прошли девятые Николаевские чтения «Николаевская Русь». Они - посвящались дню рождения незабвенного Батюшки Николая (Гурьянова), смиренного епископа-исповедника в схиме Нектария (24.5.1909-24.08.2002), который, по словам епископа Варнавы (Беляева), решился, «ни на что не глядя, босиком бежать, да по острым гвоздям, навстречу Крестам, и с Апостолом ежечасно кричать: Гоню, гоню, не догоню ли, туда, ввысь, к почести вышнего звания Божия о Христе Иисусе» (Флп. 3, 14)». Вечер вели народная артистка России Галина Шумилкина, которая выступила с песнопениями в сопровождении ансамбля «Орнамент» под управлением Александра Фефилова, и председатель Фонда Святителя Иоанна Шанхайского Чудотворца Игорь Камшилин. С благословенным словом выступил отец Виктор Шишкин. Перед собравшимися выступила верная келейница Старца схимонахиня Николая, которая рассказала о том, как возле Батюшки собиралась вся Русь, болеющая и скорбящая о Церкви видимой, земной. Батюшка Николай был носителем великой Тайны Евангелия, сказала матушка Николая. Самим Господом это было ему дано за его святое Смирение. Сердце отца не имело тьмы, и он ясно зрел духовный мир и постигал смысл происходящего. Способность видеть Истину и соделала его духоносным. Он был духовным отцом, истинным Старцем, смиренно взывающим к Отцу Небесному: «Господи! Умножь в них веру!» Постоянное соприкосновение отца Николая с Горним миром утончило и так обострило его восприятие, что Времени для него не существовало. Оно у него было иное... В Страстную Пятницу, утром, сказала: «Сегодня вынос Плащаницы» - а Батюшка ответил: «А мы Там уже Пасху пропели». - Душа моя почувствовала Тот несказанный благодатный радостный мир, исходящий от духа святого Старца. Не зная, что и как сказать, лишь спросила: «Батюшка! А мы доживем до Пасхи?» - Лик его был милостивый, сострадательный и безмерно любвеобильный - он тихо сказал: «У нас в России всегда Пасха... Крестная Пасха... Со слезами - и радости, и горя... Но ведь и горя-то большого нет! Ведь мы с Господом! Русь всегда с Богом живет! Радуйтеся и веселитеся!»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 5 (18) августа Мученица Евдокия Шейкова Мученица Евдокия Александровна Шейкова родилась 11 февраля 1856 года в селе Пуза Ардатовского уезда Нижегородской губернии (ныне село Суворово Дивеевского района) в крестьянской семье. После смерти родителей воспитывалась в семье дяди – церковного старосты. В детстве посещала с паломниками Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую пустынь, Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы и Серафимо-Понетаевский женские монастыри. В 20 лет после тяжелой болезни осталась парализованной. Вместе с послушницами-келейницами создала подобие иноческой общины. Вела строгую молитвенную жизнь, несла подвиг юродства. Очень любила церковные песнопения. Стала известна подвижничеством, даром целительной силы и провидения. Предвидела свою мученическую кончину. 16 августа 1919 года в село Пуза прибыл карательный отряд. После доноса об укрывательстве дезертира и агитации против Красной Армии ворвавшиеся в келью Евдокии солдаты издевались над ней, избивали ее, выкидывали и топтали ногами иконы. На площадь согнали народ, и командир отряда устроил судилище, потребовав проголосовать за казнь. Утром 18 августа к Евдокии разрешили прийти священнику Василию Радугину, который приобщил ее Святых Таин вместе с келейницами Дарией Улыбиной, Дарией Тимагиной и Марией, решившими разделить участь наставницы. Когда Евдокию Шейкову везли на телеге к месту расстрела на сельское кладбище, келейницы прикрывали ее от ударов своими телами. Все казненные были погребены в общей могиле. Свидетельства о мученической кончине подвижниц были собраны по благословению епископа Печерского Варнавы (Беляева) его келейницей Валентиной Долгановой. Могила мученицы почиталась местными жителями все годы советской власти. Евдокия Шейкова прославлена вместе со своими келейницами Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года. В 2001 году мощи Нижегородских мучениц были открыты и ныне почивают в церкви Успения Богородицы села Суворова. Игумен Дамаскин (Орловский) Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/624/evdokiya/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДУХОВНЫЙ СОБЕСЕДНИК» правосл. альманах Самарской и Сызранской епархии РПЦ. Выходит в Самаре с янв. 1995 г. по благословению Самарского еп. Сергия (Полеткина) , к-рый является председателем редакционного совета. В 1995-1998 гг. издавался как журнал тиражом от 2 до 5 тыс. экз. (главный редактор - свящ. Игорь Макаров), с сер. 1999 г. издается как альманах тиражом 2,5 тыс. экз. (главный редактор - свящ. Михаил Мальцев). Периодичность издания - 4 раза в год. Редакция располагается в здании Самарской ДС. «Д. с.» публикует богословские и церковно-исторические труды, мемуары, святоотеческое наследие, художественные произведения, ноты, материалы из архивов Куйбышевского митр. Мануила (Лемешевского) и С.-Петербургского митр. Иоанна (Снычёва) , освещает насущные проблемы жизни Церкви. Постоянные рубрики: «Исповедание веры», «Жизнь во Христе», «Тайны Божии», «Русское добротолюбие», «Меч духовный», «Церковная старина», «По святым местам», «Росток» (для детей), «Изограф», «Лечебник» и др. В приложении к изданию печатаются редкие молитвы, акафисты, каноны. Среди авторов «Д. с.» - архим. Рафаил (Карелин), прот. Михаил Труханов, прот. Александр Шаргунов, проф. МГУ В. А. Воропаев, проф. Московской консерватории В. В. Медушевский. Были опубликованы статьи Кировоградского митр. Нестора (Анисимова) , Саратовского митр. Вениамина (Федченкова) , Жичского еп. св. Николая (Велимировича) , Куйбышевского архиеп. сщмч. Александра (Трапицына) , Печерского еп. Варнавы (Беляева) , иером. Серафима (Роуза) , произведения писателей и поэтов А. А. Солодовникова, Н. Д. Ануфриевой, Н. С. и С. С. Самуиловых и др. Альманах награжден дипломом лауреата Всероссийского фестиваля правосл. культуры «Святая Русь» (Волгоград), отмечен на международных выставках в Нью-Йорке, Белграде, Софии, С.-Петербурге. Номера «Д. с.» доступны на сайте www.sobesednik.orthodoxy.ru. Свящ. Михаил Мальцев Рубрики: Ключевые слова: «ВЛАДИМИРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный к изданию Святейшим Синодом в 1864 г. по ходатайству еп. Владимирского свт. Феофана Затворника

http://pravenc.ru/text/180689.html

После того, как келейница еп. Варнавы ин. Серафима (Ловзанская) решилась опубликовать в середине 80-х годов сочинения еп. Варнавы, для чего попросила помощи у некоторых известных ей людей, о владыке стали писать различные работы и статьи. Итак, какие же тексты написаны о нем? Во-первых, это жизнеописание епископа, составленное и опубликованное в 1992 году игум. Дамаскиным (Орловским), являющимся ныне клириком храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе в г. Москве, а также членом Синодальной комиссии по канонизации святых и членом Союза писателей России 12 . Далее в 1995 году в Московской Духовной Академии иер. Сергием (Явицом), ныне клириком Ростовской епархии, была защищена кандидатская диссертация на тему: «Преосвященный Варнава епископ Васильсурский и его душепопечительская деятельность». В этом сочинении приведено жизнеописание владыки, сказано о его пастырской работе и немного об аскетическом учении. Достоинство данной диссертации заключается в более подробном описании жизни еп. Варнавы, чем это было сделано ранее, и систематическом изложении того, что касается его пастырства 13 . Также в Московской Духовной Академии в 1997 году мон. Анастасием (Казмирчуком), ныне являющимся насельником Троице-Сергиевой Лавры, была защищена кандидатская диссертация на тему: «Аскетические воззрения епископа Варнавы (Беляева) », в которой он поместил небольшое жизнеописание владыки, также не прибавлявшее ничего принципиально нового к тому, что было напечатано прежде, рассказал немного о его нравственно­богословском учении (цели христианской жизни и средствах ее достижения, нравственном совершенствовании христианина и христианском отношении к болезням и страданиям), а также отчасти и, как правило, в общих словах описал его аскетические взгляды (о природе и развитии греха и последствиях этого, плотских и душевных страстях, подвиге деятельной жизни и созерцательной жизни, а также монашеском служении в деле спасения мира) 14 . Еще одно жизнеописание еп. Варнавы было составлено и издано в 1999 году П. Г. Проценко. Оно гораздо подробнее, чем напечатанные ранее, и основано на многих источниках, в том числе и не публиковавшихся ранее. Заметим также, что Проценко участвовал в издании многих работ владыки (некоторых совместно с игум. Дамаскиным (Орловским), иер. Сергием (Явицом) и другими) 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

И поэтому руководство ФСИН обратилось к Русской Православной Церкви, чтобы она выделила священников для окормления заключенных в тюрьме. Результат, как свидетельствуют они сами, налицо. После относительно непродолжительного срока такого окормления в местах лишения свободы значительно снижается количество преступлений, отношения между заключенными и персоналом этих мест становятся гораздо более спокойными, доброжелательными и вообще более соответствующими отношениям в нормальном человеческом обществе. Об этом же написано и у владыки Варнавы (Беляева), что с помощью только светских наук невозможно избавить человека от его страстей, особенно если его страсти сильно укоренились [xii] . С другой стороны, он пишет, что Церковь располагает такими средствами, с помощью которых можно избавить человека от страстей [xiii] . В-пятых, используя данные истории можно заметить некое соответствие событий человеческой истории и того, что было написано в книгах Библии задолго до этих событий. Так как таких событий было немало, то упомяну лишь о некоторых. А точнее о Рождестве Иисуса Христа, о котором еще задолго в подробностях было предсказано пророками [xiv] . И о том, что, как отмечает владыка Варнава (Беляев), общий ход современной истории соответствует написанному в Библии. Например, он пишет о том, что то, что происходит в мире, все больше и больше соответствует написанному в Священном Писании о последних временах (умножение беззаконий, охлаждение любви и т.д.): «Хотя и нельзя еще говорить об антихристе, но и нельзя отрицать, что времена, признаки и пророчества раз от разу становятся резче и яснее» [xv] . Вообще перечислять различные доказательства существования Бога, которые дают нам гуманитарные науки, можно еще долго, но, к сожалению, мы ограничены временными рамками. Поэтому позволю себе подвести итоги этого доклада. Итак, следующие данные гуманитарных наук могут быть использованы для доказательства (нестрогого, конечно) существования Бога: 1) данные, говорящие о том, что наш мир создан разумным существом; 2) существование совести; 3) данные, помогающие понять смысл Священного Писания; 4) исторические данные, свидетельствующие о том, что сбывались и сбываются пророчества Библии; 5) даже проблемы, с которыми сталкиваются гуманитарные науки и которые имеют решение в христианстве, говорят о глубине и истинности православного учения и, следовательно, существовании Бога.

http://bogoslov.ru/article/2605746

«Записные книжки» епископа Варнавы, созданные уцелевшим узником коммунистического концлагеря в годы подполья, которые никак не располагали к раскрепощенному письму, свидетельствуют о преодолевающей силе надежды. Удивительно, что в СССР, в условиях несвободы, велись несломленными людьми – в разные периоды и в разных концах страны – дневниковые записи. О времени, о культуре, о современниках, о проблемах, взятых не из официальных передовиц. Сейчас уже можно говорить о литературе, созданной в неволе вопреки обстоятельствам и жестким законам истории, сложившейся в некую российскую культурную традицию. Хотя литература эта немногочисленна, она требует дифференциации, распадаясь на несколько неслиянных (но и нераздельных) русел. Одно из них – свидетельства борющихся, тех, на кого идет охота на просторах государства всеобщего счастья, другое – тайные впечатления от происходящего, составленные недобитыми двойниками вполне официально благополучных и идеологически послушных граждан. К последним, несомненно, относится многотомный «Дневник» (1914–1945) литературного сергианца 1 и добровольного каналоармейца советской культуры Михаила Пришвина. Часто неискренний, двусмысленный, полный изощренных самооправданий, самолюбований и мифологем, но также и честных наблюдений над действительностью. Записки отверженных, дошедшие до нас, – это, прежде всего, дневники 1918 года Ивана Бунина 2 , «Черная книга» 1919 года Зинаиды Гиппиус 3 . Сюда также относятся записки 1917–1923 годов академика, выдающегося историка Степана Веселовского 4 , московского обывателя Николая Окунева (1917–1924) 5 московского же учителя и историка Ивана Шитца (1928–1931) 6 . Между этими двумя основными руслами свободного дневникового свидетельства подневольной России XX столетия находятся мемуарные записки Сергея Дурылина «В своем углу» (1921–1932, 1939) 7 , всячески избегающие актуальных тем современности, бытовых зарисовок, политики и тем не менее подспудно сохранившие злободневные психологические описания времени, внутреннюю его проблематику и тему отверженности.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Но он не захотел отказывать в духовном просвещении и утешении приходящим. И хотя он совершенно не мог передвигаться и принимать участия в какой-либо деятельности, он был обвинен в том, что будто бы «выдавал себя за святого», что было причиной того, что к нему приходили «служители культа и вся контрреволюционная банда, устраивая совещания по вопросу подготовки к вооруженному восстанию и свержению советской власти». В том же была обвинена блаженная Матрона Анемнясевская, что будто бы, выдавая себя «за блаженную и прозорливую, организовала у себя на квартире в деревне Анемнясево массовый прием верующих — своих почитателей, которых обрабатывала в антисоветском духе». Блаженная схимонахиня Александра (Червякова), расстрелянная в 1937 году, отвечая на вопросы приходящих, использовала куклы. Обвинена она была опять же в том, что «в контрреволюционных целях выдавала себя за блаженную, проводила массовый прием верующих». Спорным остается юродство епископа Варнавы (Беляева, ум. в 1963 году). Хотя его на юродство благословил прп. Алексий Зосимовский, для епископа Варнавы принятие юродства было формой разрешения и его личной, хотя и имевшей церковный характер, проблемы. Он был викарием Нижегородской епархии, правящий архиерей которой, архиепископ Евдоким (Мещерский), перешел в обновленчество и принуждал к тому же своих викариев. Будучи поставленным в необходимость послушания правящему архиерею и в то же время не желая присоединяться к обновленцам и не решаясь ответить архиепископу Евдокиму отказом, владыка Варнава принял юродство и таким образом вышел за штат. Его случай был очень индивидуальным случаем выхода из конкретного создавшегося положения. Но не случись того, что глава обновленцев стал главой именно Нижегородской епархии, он, может быть, никогда и не стал бы юродствовать. Блаженный Максим (Румянцев Максим Иванович). Блаженный и Христа ради юродивый мученик Максим Иванович (Румянцев) родился в середине XIX века в крестьянской семье в деревне Вандышки Костромской губернии.

http://pravmir.ru/vo-vremena-gonenij-yur...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010