Книги под названием “Православие” имеются в арсенале русской богословской мысли: укажем хотя бы на труды епископа Варнавы (Беляева), протоиерея Сергия Булгакова и Павла Евдокимова. Эти книги вносят несомненный и важный вклад в понимание православного Предания, однако в каждой из них отразились личные пристрастия авторов, особенности среды их формирования и эпохи, в которую они жили. В настоящее время ни одна из этих книг, на наш взгляд, не может служить адекватным систематическим введением в Православие. Существует также немало книг о Православии, написанных западными богословами. Классическим введением в историю, богословие, богослужение и духовность Православной Церкви стала книга епископа (ныне митрополита) Диоклийского Каллиста (Уэра) «Православная Церковь». Эта книга, выдержавшая несколько переизданий и переведенная с английского оригинала на целый ряд других европейских языков, рассчитана на читателя, мало знакомого с Православием, в частности на представителей инославных христианских конфессий. Автору настоящих строк принадлежит книга «Таинство веры», представляющая собой попытку осмысления православного богословия на основе творений святых отцов и литургического Предания Церкви. Эта книга неоднократно переиздавалась в России и за рубежом, однако и она имеет вводный характер и рассчитана скорее на начинающих, чем на «преуспевших». Особенностью настоящего труда и его отличием от названных вводных книг является стремление к достаточно подробному и объемному представлению материала. Адресатом книги является читатель, уже ознакомившийся с «азами» Православия и желающий углубить свои знания, а главное — привести их в систему. Книгу характеризует неспешный ритм повествования, требующий терпеливого и вдумчивого чтения. Первый раздел настоящего, первого тома книги представляет собой краткое изложение исторического пути Православной Церкви, насчитывающего почти двадцать столетий. В течение первых десяти веков по Рождестве Христовом у христиан Востока и Запада была общая история, однако после «великого раскола» XI века Восточная и Западная Церкви пошли разными путями.

http://pravoslavie.ru/7436.html

Основная часть работы, излагающая аскетические воззрения преосвященного Феодора, состоит из шести глав, для написания которых были использованы почти все известные богословские работы Владыки, конспект его лекций, слова и проповеди . В процессе исследовательской работы над жизнеописанием и духовным наследием архиепископа Феодора (Поздеевского) были найдены некоторые, ранее не публиковавшиеся архивные материалы, – это письма преосвященного Феодора к митрополиту Арсению (Стадницкому) и Розанову В. В, которые и приводятся в дополнительной главе с небольшими комментариями. В приложении к настоящей работе впервые публикуется полный библиографический список трудов Владыки Феодора. Актуальность написания данной работы, основывается на следующих весьма важных причинах. Согласно начавшейся реформе богословского образования в Русской Православной Церкви, которое Архиерейский Собор 1994 года провозгласил “приоритетной общецерковной задачей, от решения которой во многом зависит пастырский облик нашей Церкви” 7 , предмет аскетики (как самостоятельной дисциплины или в составе нравственного богословия) введен в программу преподавания некоторых Духовных школ. В связи с этим уже сейчас в качестве учебных пособий используются труды святителей Феофана Затворника , епископа Варнавы (Беляева) , С. М. Зарина, А. И. Сидорова 8 . Безусловно, эти работы заслуживают пристального внимания. Но, как представляется, за основу курса аскетики в Духовных учебных заведениях с наибольшей пользой может быть взята академическая программа и курс лекций архиепископа Феодора (Поздеевского) , прочитанных в Московской Духовной Академии в 1910 – 1916 годах. Поэтому изучение его духовного наследия не только обогатит православное аскетическое богословие, но и послужит весьма значительным материалом при подготовке современной программы преподавания христианской аскетики как учебной дисциплины. Можно с достаточной долей уверенности утверждать, что аскетика как учебная дисциплина играет существенную роль в формировании миросозерцания и духовного облика будущего пастыря и должна занять соответствующее ее значимости место в общей системе богословского образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Рассмотрение данной темы начну с замечания о том, что название одной из гуманитарных наук психиатрии происходит от греческих слов : ψυχη — душа и ιατρεια — лечение, так что хотя бы формально признается, что область изучаемого отчасти совпадает с тем, о чем учит Церковь. И вообще, области изучения гуманитарных наук во многом совпадают с областью церковного учения, в особенности церковного учения о человеке. Но перейдем к конкретным фактам. Для доказательства истинности православного учения могут быть использованы следующие данные гуманитарных наук. Во-первых, епископ Варнава отмечает, что если психологи, философы и другие ученые повнимательнее присмотрятся к устроению человека, то увидят, как он необычайно разумно и прекрасно устроен, что говорит о том, что человек был сотворен разумным существом — Богом . По этому поводу он приводит следующие слова проф. Московского Университета Михаила Петровича Погодина (+1875 г.): «Каким образом слепые силы могут дойти до того, чтоб сочинить голод и жажду в человеке, и подготовить средства их утоления, и устроить желудок с беспрестанными требованиями (которых удовлетворение, прибавим кстати, и должно составить внешнее содержание, рамку всей истории человеческого рода), разделить род человеческий на два пола, мужской и женский, сообщить им такую-то наружность, снабдив один пол красотою, другой — силою, со взаимными нуждами и вожделениями, которыми обеспечивалось бы продолжение, то есть существование человеческого рода!» Здесь проф. М.П. Погодин приводит по большей части сведения из естественных наук, но есть тут над чем подумать и философам, и психологам. Конечно, данный пункт не может человека привести к ответу на вопрос, существует ли Бог или нет, но зато заставляет поразмыслить над вопросом, заявленным в теме доклада. Следующим доказательством существования Бога является наличие совести у человека, изучение проявлений которой должно быть близко психологии. Тот же проф. Погодин пишет о ней: «А совесть! Это еще что такое? Какой закон или какая сила ухитрилась поселить в человеке такое странное, антиматериальное чувство?» Проявления совести известны всем, ее голос незаглушим в человеке, хотя некоторые его, к сожалению, почти не замечают.

http://bogoslov.ru/article/2605746

Св. Максим Исповедник изначальное назначение человека при его создании Творцом видел в том, что он – образ и подобие Бога, «сделался богом через Господа, потому что именно для этого человек получил существование – Бог и Господин по природе». Св. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» разворачивает утверждение прп. Максима: Богами же, и царями и господами называю их (святых) потому, что они царствовали над страстями и преодолели их, и в неизменном виде сохранили Божественный образ и подобие, по которому были созданы… Они соединились с Богом, приняв Его в себя, и сделались по причастию и благодати теми же, что Он является по природе». Эти высказывания Святых отцов поясняют парадоксальное на первый взгляд апостольское речение: «К святости призваны мы все, братия». К святости, значит к освящение, к очищению, к соединению с Богом. Кого называют святым сами святые В капитальном труде епископа Варнавы (Беляева) «Основы искусства святости» есть глава с тем названием, которое мы вынесли в заглавие этой статьи. И название это очень характерно для православного миропонимания. Святые Отцы учат, что святость может понять и почувствовать только тот, кто сам стремится к святости. Епископ Варнава определение святости святыми берет из Симеона нового Богослова , оно очень краткое и емкое: «Похвалу и ублажение святых составляют два сия – православная вера и добродетельное житие, и третье – дары Всесвятого Духа». Вера стоит на первом месте, потому что например в годы красного террора миллионы людей были умучены, но за Христа – тысячи. И Церковь прославляет только тех, кто пострадал именно за веру, а не бессознательно в результате «социальной чистки». Кроме того, если взять тот же пример, в лагерях, в тюрьмах люди вели себя по-разному, об этом свидетельствуют многочисленные воспоминания. Новомученики (те, кто уже прославлен и еще будет прославлен) не только не озлоблялись в этих нечеловечески страшных условиях, но еще и помогали другим, укрепляли в людях веру, мужество, утешали, защищали. Это все относится ко второй части определения прп. Симеона: условие признания святости человека – это его «добродетельное житие».

http://azbyka.ru/k-dnyu-pamyati-vsex-svy...

Актуальность данного исследования обусловлена также тем, что в своих сочинениях еп. Варнава пытается найти решение ряда вопросов аскетической науки. Например: как можно вписать некоторые современные греховные увлечения (курение, наркотики и др.) в восьмеричную схему страстей, как относиться к вредным для здоровья продуктам, являются ли тщеславие и гордость одной греховной страстью или нет и т. д. Всем этим, а также другим рассуждениям владыки необходимо дать оценку и попытаться найти решение указанных проблем. Итак, учитывая все, сказанное выше, можно утверждать, что выбранная тема кандидатской работы является весьма актуальной. Обзор источников Письменное наследие еп. Варнавы (Беляева) состоит из различных по объему произведений – от маленьких заметок до трудов в несколько тысяч страниц 5 . Перечислить их все в этой диссертации не представляется возможным и необходимым. Особый интерес для данной работы представляют его сочинения, в которых он пишет о человеческих греховных страстях. Последние тематически можно классифицировать следующим образом: 1 . Богословские и аскетические (эти темы близко переплетаются в его трудах). – «Советы старцев» известные еще под названием «Духовные ответы и мнения старцев». Текст «Советов», согласно надписаниям этих писем, был составлен в период с 30.08.1910 по 08.1912. Это ответы старцев на вопросы будущего еп. Варнавы. – «Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики». В самом тексте указаний на время его написания нет, но, по мнению издателей «Основ», они были написаны в 1922–1928 гг., отдельные части – в 1912–1918 гг. и ряд вставок был сделан в 1951 г 6 . В данном произведении систематически изложено аскетическое учение владыки и отчасти богословское. – «День святой жизни». Это сочинение ввиду ссылок на предыдущий труд епископа нужно датировать не ранее, чем 1922 г. Отец же Дамаскин (Орловский) считает, что написано оно значительно позже – уже после переселения еп. Варнавы в Киев в 1948 г. В нем епископ пишет о том, как надо жить православному христианину. При этом большое внимание он уделяет вопросу правильного вероисповедания, для чего дает пространное богословское объяснение Символа веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

/Павел Проценко/ «Ведите записные книжки! – Среди множества литературных жанров есть один, о котором как-то не принято говорить в выступлениях на наших пленумах собраниях, – это “записные книжки” писателей, – сказала В. Инбер. – Недавно я перечитала четыре таких томика, вышедших на протяжении последних 3–4 лет. Это “Записные книжки” И. Ильфа, П. Павленко, “Глаза земли” М. Пришвина, где есть такого характера записи, и, наконец, книга Эффенди Капиева. “Записные книжки” принято рассматривать как заготовки будущих произведений, и отчасти это так, но только отчасти. В них есть и записи, которым не дано было превратиться ни в маленькие новеллы, как у Пришвина, ни войти в литературные произведения. Они остаются просто записями, и эти записи драгоценны. Н. Тихонов в своем докладе говорил, что наша литература тенденциозна и она не скрывает этого. Эти записные книжки тоже тенденциозны. Они с такой отчетливостью показывают и характер того, кто их писал, и характер времени, в которое жил этот писатель, что зачастую бывают красноречивее больших литературных полотен... Наибольшее впечатление на меня произвела книга Эффенди Капиева. ...Когда он передвигался – и пешком, и на коне, – он все время писал. “Даже одна строка, честно написанная сегодня, будет со временем ценнее и прекраснее многих книг“. Это – эпиграф к блокноту. В другом месте читаем: “Запоминай, Капиев! Броди, смотри и запоминай, ибо все, что творится сегодня, – неповторимо: никогда, никогда больше не будет на земле ничего подобного”. Эти слова относятся к каждому из нас: ведь все мы живем в небывалую эпоху. И хочется сказать: товарищи писатели, ведите записные книжки, не давайте пропасть тому, что вы увидели, узнали в наши замечательные дни». Литературная газета. 1958. 20 Павел Проценко. Советские 1950-е глазами епископа Варнавы/Беляева/ Очерк Страна великих свершений Солнце славы стояло в зените и, казалось, не желало захить над советской землей. Благо в начале 1950-х она стала столь обширна, что над просторами коммунистической империи никогда не меркли его лучи. Послевоенная страна залечивала раны; лица людей, охваченных трудовым энтузиазмом, светились надеждой, глаза излучали радость, губы пели о великих победах, ноги дружно отбивали шаг, руки держали древки знамен, на которых отливали золотом чеканные призывы вождей.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Он подчеркивал, что этот великий счастливый, безгрешный сталинский рай шатается, трещит по швам, что он внутри сгнил на корню. Живыми он видел лишь тех людей, кто сохранил человеческие черты, а это всегда проявлялось в умалении, в страдании. Смысл записок – в отречении от рая, построенного на обмане. Дорога любая подлинность, лишь бы не фальшь. И еще важная линия: тревога за судьбу свободы, свободных обществ, т.к. только в них сохраняется возможность христианской проповеди . Епископ Варнава, по его собственным словам, создавал хронику неприкрашенной советской реальности. Партийные боссы-моралисты – на самом деле развратники, и он это показывал на многих случаях, взятых то из газет, то из уличных разговоров, то из доверительных рассказов тайных свидетелей и даже из официальных документов. Вожди – слепцы. Ученые – карьеристы и невежды. А вся пирамида «счастливого строя» придавила простого человека. Так, целая серия записей называется «В СМУ», где идет рассказ о нравах в строительном управлении. Рабочие задавлены, но в их душах теплится какая-то искра. В серии записей «Бедная Надя» – жуткая правда о быте в рабочем общежитии, где царят Содом и Гоморра, но вина за это лежит не только на павших от своей греховности женщинах, но и на невыносимой тяжести системы принудительного счастья. «Записные книжки» во многом построены на цитатах из советских газет, книг, классиков марксизма-сталинизма их анализе. Недаром Варнава любил фотографировать своих духовных чад с развернутой советской газетой в руках. Газета для него – это Актуальность, которая подлежит раскрытию для дальнейшего ее преодоления и просвещения. Из письма составителя – художнику книги На IV пленуме правления Союза писателей СССР На пленуме советских писателей (1958, февраль) говорили о важности для художников слова вести записные книжки. Следующую цитату епископ Варнава вырезал из литературного официоза, увидев в ней созвучность принципу, осуществлявшемуся им в его «Записных книжках». Это принцип ЗЛОБОДНЕВНОСТИ и ТЕНДЕНЦИИ, но только проводимой не в целях коммунистической пропаганды, а от имени преследуемых христиан, во имя утверждения их – попираемой миром – веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Также можно использовать данные гуманитарных наук (философии, психологии, логики, этики, истории, филологии и прочих) для уяснения смысла Библии и доказательства содержащихся в Ней истин. Например, данные истории очень хорошо подтверждают верность евангельской истории [iv] . Можно привести и такое доказательство истинности христианства. Бывает так, что в некоторых гуманитарных науках (в частности, психологии) ставится только проблема, но не дается ее решение, тогда как в христианстве ее решение известно. Из этого можно заключить о глубине познания истины в последнем, которая дает возможность ответить на вопросы науки или разрешить ее проблемы. Например, владыка Варнава пишет об одном из новейших в его время заключений психологической науки, сформулированном проф. Иваном Алексеевичем Сикорским: «“ Несмотря на свою важность и обширность, этот вид мышления стал известен в психологии лишь в самое недавнее время — менее десяти лет назад. Природа новых фактов еще далеко не выяснена и не поддается краткой формулировке... Все психологи ( Marbe, Messer, Buhler, Watt, Erdmann), занимавшиеся вопросом, единогласно утверждают, что высшее мышление совершается без посредства " слов " и " образов " — это мышление бессловное и почти бесплотное (безматериальное); оно также не сопровождается процессом ассоциаций» [v] . Таким образом, столь поздно открытая новая сторона в рассудочной деятельности человека с первых же дней своего существования начинает уже колебать устои государственности в материалистически поставленной за последнее время науке. Ученым вместо материи приходится признавать существование «бесплотного» духа, «не поддающегося», как говорил — на этот раз совершенно верно — ученый профессор, «психометрическим расчетам и, вероятно, стоящего вне границ их” [vi] » [vii] . Конечно, исследования И.А. Сикорского несколько устарели в настоящее время, но интересно другое, а именно то, что это утверждение профессора подтверждается и объясняется опытом Православной Церкви, приобретенным Ею задолго до этого, о котором владыка Варнава пишет, что здесь «д ело идет о мышлении не только без слов, но и против всякой логики.

http://bogoslov.ru/article/2605746

Фактически духовенство тяготилось государственным контролем над церковной деятельностью. Но не забудем, что и царь, и обер-прокурор являлись членами церкви и могли выражать несогласие с действиями архиереев. На деле нигде и никогда ясно не оговаривалась власть обер-прокуроров, они брали ровно столько, насколько это попускали сами архиереи. " Понятно, что в своде законов вы этого не (речь о практике назначения членов Синода, вызов для присутствия Синода властью обер-прокурора), что на бумаге это определяется как бы непосредственным усмотрением Государя Императора; но законодательство синодальное, начиная с Регламента Петра I, тем и отличается, что в сознательно не " . Все же факты деспотизма обер-прокуроров являются следствием попустительства архиереев. Разумеется, надо было совершенствовать церковное управление, имевшее множество недостатков, но не же революции. При Государе Императоре Николае II церковно-государственные отношения за весь послепетровский период истории максимально близко приблизились к идеалу симфонии. Царь даже был готов способствовать восстановлению патриаршества, но этого не произошло скоре всего потому, что всем стали очевидны папоцезаристкие устремления духовенства. Большая часть духовенства, а в особенности архиереи, весьма хорошо жила в материальном отношении в этот период. По воспоминаниям епископа Варнавы (Беляева), он, будучи иеромонахом (!), простым преподавателем Нижегородской семинарии, получал 170 рублей содержания. Для сравнения скажем, что начальница Нижегородского епархиального училища, на которой лежала ответственность за семьсот обучающихся, получала всего сорок Таким образом, забота о духовенстве (почему-то эта забота не распространялась на сельских пастырей) доходила до какого-то безумия. Епископом в то время мог стать человек из самых бедных населения, что легко увидеть из биографий наших владык. В то же время архиереи страстно желали участия в общественной жизни страны, почитая распространение нигилизма в русском обществе за следствие их отстранения от общественной жизни. Разве запрещали в Российской империи совершение богослужений, проповеди, обучение, издание духовных книг, церковной благотворительности? Вопрос этот просто глуп. Были, конечно, цензоры, но количество издаваемых богословских книг, книг духовно-нравственного содержания, сборников проповедей не исчислению.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Замечательно фото, в которое трудно поверить. Придется совершить экскурс в историю. Граффити, по мнению еп. Варнавы Беляева, является важнейшей характеристикой упадка культурного уровня людей. 06.07.2017 В настоящее время мы располагаем огромным количеством описаний Святой Горы. Из более чем 900 библиографических ссылок, касающихся Афона, которые собрал архимандрит Иннокентий (Просвирнин), примерно половина относятся к интересующему нас периоду и более 200 имеют отношение к Руссику . 06.07.2017 Семья Санковых хранила традицию, по которой один из детей посвящал свою жизнь служению Богу, становясь за всех родных сугубым молитвенником, и когда Иван сообщил отцу о своем желании уйти на Афон и стать монахом, тот с радостью его благословил. 04.07.2017 Не дай заботам нынешнего дня погубить заботу о стяжании вечности. Во всех утеснениях и заботах храни доверие Богу, потому что это и есть Спасение. 01.07.2017 Говорится, что старец Гавриил Грузин увидел свет, исходящий от иконы, и побежал к морю. Говорится, что он жил на холме перед монастырем. Но на самом деле прп. Гавриил жил совсем в другом месте, на высокой горе, расположенной в 5 км. от монастыря. 30.06.2017 Интересно, что жизнь монастыря, по словам, Мансурова, не одно десятилетие возмущают распри великороссов и малороссов. Предвидеть это разделение можно было уже во времена оо. Иеронима и Макария. 28.06.2017 Подобно внимательному и опытному пчеловоду живет чистое сердце: оно бережно хранит свою чистоту, соблюдая Евангельские заповеди, отсекает дурные помыслы, заботится о стяжании непрестаннои молитвы и обретении Любви, Которая слаще меда и сама есть мед духовныи 27.06.2017 В 1889 году незадолго до своей смерти старец-игумен Макарий (Сушкин) благословил отца Денасия ходить по всему Афону и записывать все, что он сочтет важным и особенным. С тех пор, почти до самой своей кончины, на протяжении более 30 лет отец Денасий со всем возможным старанием выполнял это благословение старца. Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&pid=68

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010