Книга получается объемная (первый том — 840 страниц, второй будет вероятно страниц на 950), и она не рассчитана на быстрое и легкое чтение. Именно поэтому я не знаю, кто будет ее адресатом. Она носит энциклопедический характер, но при этом изложение все-таки окрашено в личные тона, поскольку каждую тему я пропускаю через себя. Должен признаться, что тем было так много и материал настолько разнообразный, что лично мне не все было в одинаковой степени интересно. Какие-то разделы я писал с бóльшим увлечением, какие-то с меньшим. Это, вероятно, отразится на восприятии книги читателем. — Чем эта книга отличается от произведений других авторов с тем же названием? — Книг с таким же названием мне известно три: это «Православие» протоиерея Сергия Булгакова, «Православие» Павла Евдокимова и «Православие» епископа Варнавы (Беляева). Каждая из этих трех книг по-своему интересна, но все они в значительной степени устарели. Книги Булгакова и Евдокимова, к тому же, носят вводный и обзорный характер: темы, затронутые в них, не вскопаны глубоко, а многие важнейшие темы вообще не затронуты. Кроме того, изложение материала в обеих книгах несет явный отпечаток собственных богословских воззрений этих авторов, не всегда в полной мере соответствующих святоотеческой традиции. Что же касается книги епископа Варнавы (Беляева), то она, как и другие писания этого автора, настолько своеобразна, что к ней невозможно обращаться как к надежному источнику сведений о Православной Церкви. Я писал свою книгу не для того, чтобы исправить чьи-то чужие ошибки и не для того, чтобы сделать свои. Прежде всего, мне самому было интересно привести в систему все, что я знаю о Православной Церкви, и еще больше узнать о ней. С 15-летнего возраста Церковь составляет главное содержание моей жизни, и, конечно, то, о чем я пишу, для меня не отвлеченный предмет. Например, Божественная литургия для меня не просто предмет научного исследования: я более 20 лет стою у престола, и за эти годы накопился какой-то опыт, накопились переживания и идеи, связанные со служением Литургии, со смыслом тех или иных ее молитв. В значительной степени тема православного богослужения для меня автобиографическая.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208491...

Представлял епископа «взбалмошным», а потому склочным, вследствие чего тот«всегда вступал в ссоры с преподавателями и профессорами» (так естественно воспринимать обывателю всякое идейное несогласие, открыто выражаемое). Не расстался владыка Варнава с причудами и после хиротонии: «...держал себя странно, не так, как многие архиереи». При этом Руднев сообщает любопытную подробность, характеризующую поведение владыки в самом начале двадцатых годов: «...дело дошло до того, что иногда переодевался эскимосом и ходил по знакомым; в таком же виде приехал однажды в Зосимову пустынь». (Является ли это показание фантастическим отражением в сознании доносчика каких-то слухов, вызванных необычным поступком владыки, или же свидетельством о реальном символическом жесте, который Варнава, стремившийся к миссионерской деятельности, обращал к кругу его знавших, и только им понятном?) Однако сам «служитель культа» не считал епископа больным, совсем напротив: «По имеющимся сведениям, – докладывал он, – Варнава не был сумасшедшим, а представлялся таковым с целью большего удобства для маскировки своей контрреволюционной работы». Подрывную деятельность он косвенно подтверждает указанием на то, что бывший викарий Нижегородской епархии, находясь в Печерском монастыре, «стремился создать общину из интеллигентной молодежи, которую наставлял в строго консервативном духе». Далее сообщает и факты, которые должны были иллюстрировать деятельность по созданию антисоветской организации. Константин Алексеевич Нелидов, «один из наиболее преданных учеников» епископа, «принимал в судьбе Варнавы (Беляева) весьма горячее участие... Возил его с собой в ссылку 493 в Кзыл-Орду и наконец привез в Пушкино, где поместил особо, приставив к нему для услуг монашек. Получилось полнейшее впечатление нелегального монастыря. Пребывание там Варнавы считалось секретным и держалось в глубокой тайне». В духе того времени необходимо было указать и на «поповские махинации»: Нелидов «поддерживал существование Варнавы путем спекуляции на его мнимом чудотворении и пускал к нему просителей с разбором».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

     Надя немного успокоилась. Через полчаса она уже звонила Кате: " Алло, это Надежда!.. "      А маме пришлось основательно подготовиться к вечерней беседе. Первым делом она достала с полки брошюру о Божественном Промысле святителя Иоанна Тобольского, где излагается учение Православной Церкви о несчастьях и бедствиях в человеческой жизни. Полистала ее... На некоторых страницах задержала свое внимание... Потом открыла " Основы искусства святости " епископа Варнавы (Беляева) - книгу, которой часто в затруднительных случаях жизни пользовалась как своего рода справочником. По предметному указателю она нашла слово " скорби " и прочитала указанные страницы... Перед самой беседой, прежде чем выйти на кухню, где уже ждала Надя, мама широко перекрестилась: " Господи, помоги мне, вразуми меня! Не дай отроковице Надежде усомниться в Твоей благости " .      Надя, покачиваясь на стуле, смотрела в темное окно. Она уже готова была ложиться спать: халат надет поверх ночной сорочки, волосы на висках и у шеи влажные (только что принимала душ). От девочки веяло чистотой и свежестью, и в то же время заметно было, что она внутренне напряжена.      - Теперь, - начала мама, - когда ты успокоилась, попробуй объяснить мне твое состояние. Что с тобой было сегодня днем? Из-за чего ты была так расстроена?      Надя передернула плечами:      - Из-за жалости. Просто - жалко. Разве этого недостаточно, чтобы расстроиться?      - А мне кажется, не " просто " жалко. Жалость - это эмоция, мгновенная реакция души на впечатление извне. Это первое сердечное движение, которое затем рождает мысль, слово, дело. Я не знаю, какие мысли были у тебя в связи с увиденным, но услышала слова, которые меня удивили. Ты сказала: " Я ничего не понимаю " , - и в твоем голосе была такая растерянность, такая беспомощность!.. Что означали эти слова?      - Я действительно растерялась. Я всегда знала, что существует зло и страдание, но никогда всерьез не задумывалась над этим. Я знала и о войнах, и об убийствах, видела нищих, калек.

http://zavet.ru/deti/girl08.htm

Анна Александровна Соколова-Исакова (в тайном постриге монахиня Анна), мать художника Льва Бруни, который рисовал в Оптиной, запечатлевая ее последние дни, с весны 1923 года до начала следующего вела в Оптиной дневник 597 . Из него видно, как сложен был этот год, последний уже не перед закрытием монастыря, а перед варварским его разрушением. Она пишет, что 23 марта прибыли «из московской комиссии в Оптину пустынь» представители Отдела музеев А.Н. Гриневский и Л.И. Гиринский, а 29 марта представитель Губмузея А.М. Покровский. Они заседали вместе с Исполкомом и 30-го уехали. Монахиня Анна пишет: «1 апреля. Арест Никона (Беляева) . Арест в 7 часов Л.В. Защук» 598 . 3 апреля: освобожден владыка Михей с келейниками. Около 2 часов дня арестован сотрудник музея Таубе. «5 апреля: освобождение из-под ареста М.М. Таубе и всех, кроме отца Нектария и Л.В. Защук... Около 6 часов предъявлено обвинение отцу Н. Тихонову 599 в сокрытии ценностей. Отъезд из Оптиной под конвоем в г. Козельск о. Нектария (в больницу) и Л.В. Защук (в арестный дом). “Ликвидационная комиссия” прервала работу до 11 апреля. Отъезд членов комиссии. Отъезд в Москву Н. Павлович 600 . 16 апреля. Освобождение Л.В. Защук из-под ареста. Снятие последнего караула. 17 апреля. Снятие караула с о. Нектария. 18 мая. Постановление о передаче имущества Товарищества в Полошковский пункт. 26 мая. С сегодняшнего дня обедня в 5 часов. Служба в Казанском, о. Никон и о. Аифал. После обедни молебен с водосвятием у о. Варнавы... Военком Абрамов смотрел себе помещение в скиту. Пока поселяется в Племхозе. Л.В. Защук в казначействе получила разные кредиты. На входе в скит вывешено объявление о запрещении входить посторонним без разрешения зав. музеем. 27 мая. Обедня – о. Никон и о. Серафим [иеродиакон] 601 . Проверка ризницы в Предтеченской церкви в скиту – о. Никон, стенинский Антонов и Таубе. В 5–7 часов “товарищи” Панков и Кузовков – раздача вещей из хибарки старца Нектария». Записи эти беглы, торопливы, но открывают много мелких фактов, в целом рисуя выразительную картину тех трагических дней. Называются фамилии разных людей – не все они ныне известны. Но продолжим цитирование.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1936 г., по окончании срока заключения, епископ и его келейница В. Ловзанская поселились в Томске. Владыка уже не юродствовал, много времени уделял составлению «Записных книжек». В 1948 г. В. и его келейница переехали в Киев. После освобождения из лагеря В. не совершал богослужений, кроме великого водоосвящения на Богоявление, занимался в основном Иисусовой молитвой и чтением св. отцов. По воскресным дням он ходил молиться к киевским святыням, присутствовал на богослужениях, не открывая своего сана и не участвуя в таинствах. В Киеве В. создал жизнеописание старца схиархим. Гавриила (Зырянова) , начал составлять жизнеописания прп. Серафима Саровского, нек-рых подвижников XIX в. (Иоанна Босого) и древности (прп. Синклитикии и свт. Григория Акрагантийского). После смерти И. В. Сталина епископу стало казаться, что близки перемены в стране и он сможет уехать на Запад и там издать свои сочинения. К кон. 1961 г. В. все сильнее начал чувствовать приступы слабости и болезни, он сообщил духовным чадам, что больше по внешним вопросам ответов давать не будет, а по духовным отказать не может. За 40 дней ему был открыт день кончины, 17 апр. 1963 г. он позвал к себе духовных дочерей на прощальную беседу. В. погребен на Байковом кладбище в Киеве, чин погребения совершил свящ. Алексий Глаголев. Арх.: ЦА ФСБ РФ. Д. Р-2718; ИЦ МВД по Новосибирской обл. Ф. 34. Д. 15142. Соч.: Из виденного и слышанного//Выбор. М., 1990. 8; Житие свт. Григория Акрагантийского. Симферополь, 1992; По Волге... к Царству Небесному//Дар ученичества. М., 1993. С. 25-137; Однажды ночью//Там же. С. 235-385; Православие/Св.-Троицкий Ново-Голутвин мон-рь. [Коломна], 1995; Основы искусства святости: Опыт изложения правосл. аскетики. Н. Новг., 1995-1998. 4 т.; Опыт правосл. аскетики/Предисл. К. Е. Скурата, свящ. С. Явица//БТ. 1996. Сб. 32. С. 24-119; Тернистым путем к небу: О... жизни старца... схиархим. о. Гавриила. М., 1996; Прп. Синклитикия Александрийская, или Малая аскетика. Н. Новг., 1997. Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 47-85; Проценко П. Г. Биография еп. Варнавы (Беляева): В небесный Иерусалим: История одного побега. Н. Новг., 1999; Кырлежев А. Вторая правда//РМ. П., 2000. 4342, 23 нояб.

http://pravenc.ru/text/154275.html

Владислав Даркевич " Цивилизация Древней Руси XI–XVII веков " , издательство " Белый город " 2 место " Алчущие правды " (Материалы церковной полемики 1927 года) (составители: священник Александр Мазырин, О.Косик), издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 3 место Виктор Овчинников " Земля Белгородская: легенды, тайны, чудеса, загадки, были, небыли, сказы " , издательство Белгородской и Старооскольской епархии Анатолий Шарков, Владимир Грозов, Юрий Бествицкий " Под крестом судьбы " , издательство Белорусской Православной Церкви Лучшая духовно-просветительская книга 1 место Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл " Проповеди 2009–2010 " , издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 2 место Архимандрит Иоанникий (Коцонис) " Афонский отечник " , издательство Саратовской епархии 3 место " Простые ответы на вечные вопросы " под редакцией архиепископа Егорьевского Марка (Головкова), издательство " Даръ " Вера Аношкина-Касаткина " Православные основы русской литературы XIX века " , издательство Российской государственной библиотеки " Пашков дом " Зрители Лучшая историческая книга 1 место Диплом вручен не был 2 место Владимир Кузнецов " Христианство на Северном Кавказе до XV века " , издательство " Снег " 3 место Павел Проценко " В небесный Иерусалим: История одного побега (Биография епископа Варнавы/Беляева/), издательство " Христианская библиотека " " Дело великого строительства церковного " (главный редактор протоиерей Владимир Воробьев), издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета София Ахмадиева на церемонии награждения Лучшее учебное издание 1 место Варфоломей Вахромеев. Учебник церковного пения в 2 томах, издательство Белорусской Православной Церкви 2 место " Миссиология " под редакцией Высокопреосвященнейшего Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского, издательство Белгородской и Старооскольской епархии 3 место София Ахмадиева " От альфы до омеги. Греческий вокруг нас " , Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского, г. Новосибирск

http://religare.ru/2_90194.html

Владыка Евфимий особо отметил то влияние, которое оказывал преподобный Гавриил на преподавателей и студентов Казанской духовной академии в непростое время рубежа XIX-XX веков, когда в духовных учебных заведениях духовная жизнь охладевала. Влияние преподобного Гавриила во многом способствовало тому, что в тяжелые годы гонений среди преподавателей и студентов Казанской духовной академии многие стали новомучениками и исповедниками Церкви Русской. С докладами и сообщениями на конференции выступили: иеромонах Гавриил (Горин), канд. филос. наук, доцент Международной славянской академии, действительный член Императорского православного палестинского общества, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Каменской епархии; иеромонах Кирилл (Забавнов), благочинный Елабужского округа Казанской епархии, старший преподаватель кафедры богословия Казанской духовной семинарии; игумения Татиана (Пашкова), настоятельница Спасо-Елеазаровского женского монастыря Псковской епархии; инокиня Иулиания (Захарова), насельница Аносина монастыря, заведующая канцелярией Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; Н.А. Асяева, заведующая библиотекой Казанской духовной семинарии; З.И. Градова-Врублевская, историк, ответственный редактор журнала Сан-Францисской епархии «Весна духовная» (до 2018 г.); Е.Ю. Иконникова, бакалавр теологии, психолог православных семейных клубов трезвости; Л.Е. Пищикова, соорганизатор конференции, психиатр, д. мед. наук, руководитель отделения ФГБУ «НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, президент БФ «Геронтологическая защита им. прп. Гавриила Седмиезерного (Зырянова)»; П.Г. Проценко, издатель, исследователь наследия епископа Варнавы (Беляева); А.А. Хохлов, канд. ист. наук, доцент кафедры истории Татарстана, антропологии и этнографии Казанского (Приволжского) федерального университета. Участникам конференции был показан фильм «Августейшие паломницы Елеазаровой пустыни» (о пребывании великих княгинь преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и Марии Павловны в Елеазаровой пустыни Псковской губернии), снятый сестрами Спасо-Елеазаровского монастыря. Фильм создан на основе готовящейся к публикации книги, которая входит в трилогию, посвященную преподобному Гавриилу (Зырянову) и его ученикам.

http://radonezh.ru/2024/03/29/v-vysoko-p...

Данная работа представляет собой скромную попытку отобразить жизненный подвиг архиепископа Феодора, кратко описать его духовное наследие и аскетические воззрения, посредством систематического изложения цитат из произведений Владыки осветить личный и святоотеческий опыт в его богословских трудах, выявить значение аскетических работ преосвященного в общей системе православной богословской мысли. К сожалению, до сих пор не предпринималось специальных работ освещающих не только духовное наследие архиепископа Феодора, но даже попыток исследовать его жизненный путь. По этой причине автор настоящего исследования несколько расширил введение, где достаточно подробно, насколько позволяют границы работы, описал жизненный путь Владыки и его духовное наследие. Это в какой-то мере позволит восстановить пробел в изучении значительной и яркой личности – архиепископа Феодора (Поздеевского) . При составлении нижеследующего жизнеописания были использованы материалы: Церковно-исторического музея Свято-Данилова монастыря, Государственного Архива Российской Федерации, Отдела Рукописей Российской Государственной Библиотеки, а также немногочисленные историко-исследовательские работы, в основном затрагивающие какие-либо отдельные периоды из жизни владыки Феодора, среди которых необходимо особо выделить статьи иеромонаха Дамаскина (Орловского) в “Даниловском благовестнике”, воспоминания священника Сергия Сидорова и С. Н. Постникова, статьи монахини Иоанны в “Православной Руси” (последние, к сожалению, страдают крайним субъективизмом, характерным для последователей РПЦ за границей). В основной части данной работы предпринимается попытка богословского осмысления аскетического наследия архиепископа. Оценка некоторым богословским воззрениям Владыки Феодора уже частично давалась известными православными богословами, такими как епископ Варнава (Беляев) в “Основах искусства святости” 1 , архимандрит Киприан (Керн) в “Антропологии святителя Григория Паламы ” 2 , профессор Скурат К. Е. в работе, посвященной преподобному Иоанну Кассиану Римлянину 3 , профессор Сидоров А. И. в предисловии к современному переизданию фундаментального труда Зарина С. М. “Аскетизм по православно-христианскому учению” 4 , протоиерей Михаил Дронов в ряде публикаций 5 и Проценко П. в предисловии к изданию духовного наследия епископа Варнавы (Беляева) 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Если говорить о классификации страстей, то епископ Варнава, цитируя святоотеческие творения, пишет следующее: «Прежде всех страстей, — говорит он, — самолюбие» , от которого «рождаются три другие начальнейшие страсти» — сребролюбие, славолюбие и сластолюбие . А они, «в свою очередь, рождают пять или шесть главных других, что составит семь-восемь страстей, которые опустошают весь род человеческий: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Некоторые последние две страсти соединяют в одну» . То есть владыка пишет, что кроме указанной выше восьмеричной схемы существует еще и другая — семеричная. Эти возможности описания главных или начальных страстей (помыслов) предлагают святые отцы, хотя есть и другие. Прежде чем приступать к их подробному рассмотрению, расскажем для начала о том, что особенного предлагал епископ Варнава в учении по данному вопросу. Цитируя в своем сочинении «Основы искусства святости» преп. Иоанна Лествичника, он писал, что тщеславие и гордость — это лишь проявления одной страсти: «Некоторые имеют обыкновение писать о тщеславии в особенной главе и отделять его от гордости; поэтому и говорят они, что начальных и главных греховных помыслов восемь [iv] . Но Григорий Богослов [v] и другие насчитывают их семь. С ними и я более согласен» [vi] . То есть он, несмотря на большую распространенность восьмеричной схемы, предлагал иной вариант исчисления главных греховных пороков. Это и есть его особенность. Впрочем, в более позднем своем произведении епископ пишет об этом несколько иначе: «Мы подошли к самой последней страсти, тщеславию и гордости... Это самые злые и тонкие страсти» [vii] . Здесь чувствуется как влияние преп. Иоанна Лествичника, так и иных отцов. Впрочем, фраза не совсем определенна, чтобы на основании ее делать окончательные выводы о том, что считал владыка. Теперь рассмотрим подробнее вопрос о возможности и обоснованности использования восьмеричной, семеричной и иных схем главных греховных страстей. Исследования и обобщение святоотеческого опыта на эту тему можно найти в творениях свт. Игнатия (Брянчанинова) [viii] , книге С.М. Зарина «Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исследование» [ix] , в статьях Л.В. Литвиновой «Гордость» и проф. М.С. Иванова «Грех» в Православной энциклопедии [x] , и в других научных трудах и работах [xi] .

http://bogoslov.ru/article/2806032

Если же обратиться непосредственно к творениям святых отцов на эту тему, то можно увидеть, что они стараются дать некое систематическое описание грехов, выделяя из них главные или источные для других. Но при этом, надо заметить, последние в их системах называются по-разному. И поэтому прежде, чем приступать к обзору различных вариантов систематизации, рассмотрим употребляемую отцами терминологию. Начнем с православного Востока. Здесь широкое распространение получила предложенная греческими святыми отцами схема, в которой выделяются следующие восемь так называемых главных греховных помыслов(λογισμς): чревоугодие (γαστριμαργα), блуд (πορνεα), сребролюбие (φιλαργυρα), печаль (λπη), гнев (ργ), уныние (κηδα), тщеславие (κενοδοξα) и гордость (περηφανα). Также в применении к указанным восьми некоторые отцы говорили о восьми главных греховных страстях (πθος) (например, преп. Григорий Синаит). Впрочем, говоря отдельно о чревоугодии, блуде, сребролюбии и т. д., святые отцы, в зависимости от контекста, могли употреблять как термин λογισμς, так и — πθος. Об отличии этих наименований написано, например, в книге С.М. Зарина «Аскетизм по православно-христианскому учению»: «Λογισμς, — пишет он, — основной, источный момент страсти». В то время как πθος он определяет следующими словами: «Страсть есть возбуждающее чувство движение желательной способности, вследствие представления блага идеала. Страсть — болезнь души» [xii] . В русской традиции в данной схеме грехов одни святые отцы также используют термин греховные помыслы (преп. Нил Сорский), а другие предпочитают употреблять — греховные страсти (свт. Игнатий (Брянчанинов), свт. Феофан Затворник). Приводя данный список грехов на латинском языке, преп. Иоанн Кассиан употребляет в отношении их термин vitium, который используется в этом случае и другими авторами, писавшими на латинском, и переводится на русский — словом порок. Кроме вышеприведенного списка грехов на Западе (в Католической Церкви) используется и даже более распространен другой. В нем выделяются так называемые семь смертных грехов (лат. peccata mormaliauлu mortifera): superbia (гордыня или высокомерие); invidia(зabucmь); gula(чpeboyroдue или обжорство); luxuria(блyд или похоть); ira(rheb или злоба); avarimia(aлчhocmь или жадность); acedia(yhыhue или праздность). На русский язык термин peccatum, как уже было сказано, переводится словом грех. Впоследствии в XIV в. этот список по первым буквам указанных грехов стали кратко именовать SALIGIA. Как видно, указанные восточная и западная схемы похожи друг на друга и отчасти даже совпадают.

http://bogoslov.ru/article/2806032

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010