Лит.: Новый викарий Нижегородской епархии Лаврентий, еп. Балахнинский//Нижегородский церк.-обществ. вестник. 1917. 4. Стб. 66; Спасский Н., прот. Братство возрождения церк.-обществ. жизни//Там же. 12. Стб. 199; Днепровский Д., свящ. Спасо-Преображенское братство и Комитет объединения духовенства//Там же. 15. Стб. 160-161; Алмазов П., свящ. Первая встреча: Впечатления с чрезвычайного епархиального съезда//Там же. 16. Стб. 178-179; Зеленцов В. Контрреволюционная деятельность церковников бывш. Нижегородской губ. в 1917-1918 гг.: По арх. мат-лам г. Горького//Антирелигиозник. М., 1937. 8. С. 17-25; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 147; Дамаскин. 1992. Кн. 1. С. 52, 123, 161-167; Тальберг Н. Д. Святая Русь. СПб., 1992. С. 96; Польский. 1993Р. Ч. 1. С. 179; Ч. 2. С. 277-278; Акты свт. Тихона. С. 978; Цыпин. История РЦ. С. 59; Надеждин В. Забвению не подлежит//Нижегородские ЕВ. 2003. 11(32). С. 12; Святители земли Нижегородской/Авт.-сост.: игум. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева. Н. Новг., 2003. С. 405-415, 532; Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды сщмч. Кирилла Казанского в контексте ист. событий и церк. разделений XX в. М., 2004. С. 158, 177-181, 289; Проценко П. Г. В Небесный Иерусалим: История одного побега: Биография еп. Варнавы (Беляева). Н. Новг., 2010. С. 174-177, 187-188, 190-191, 230, 452, 540; он же. Опыт сопротивления советскому тоталитаризму «человека церкви»//Вестн. РХД. 2010. 196(1). С. 132-147; Тихон (Затёкин), архим. Сщмч. Лаврентий (Князев), еп. Балахнинский: Жизнеописание. Н. Новг., 2012. М. М. Э. Рубрики: Ключевые слова: ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) МАКАРИЙ (Гневушев Михаил Васильевич; 1858 - 1918), еп. Вяземский, викарий Смоленской епархии, сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе Липецких святых, в Соборе Московских святых, в Соборе Нижегородских святых, в Соборе Смоленских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/Лаврентий ...

Меня поразило одно воспоминание. Не так давно я прочитал биографию, написанную во многом по дневниковым записям владыки Варнавы (Беляева). Это был своеобразный, интересный персонаж истории гонений XX века, в том числе на Церковь. Не обращаясь к его опыту молитвы, жизни и его церковности, хотелось бы разобрать на примере его биографии момент о гаданиях. Он был из семьи рабочего, но его мама была дочерью диакона из сельского прихода Подмосковья, где уже превалировала городская культура, культура фабричных рабочих, а с другой стороны, еще сохранялся народный фольклор и народные поверья, но уже трансформированные. И вот, несмотря на то что она была дочерью диакона, среда, как говорится, заедала и влияла даже на нее:  она, будучи молодой девушкой, пыталась гадать на святках. Владыка делает вывод: для верующего человека, а тем более укорененного в церковной традиции, я бы даже сказал, вмонтированного в жизнь Церкви (она была дочерью диакона, причащалась), но позволяющего себе обратиться к гаданию, это заканчивается страшными вещами. Считалось, что можно услышать какие-то вещи о своем будущем замужестве, если в полночь прийти в храм и в притворе под колокольней послушать в замочную скважину. Если ты услышишь «Со святыми упокой…», то в ближайший год свадьбы не будет, а если услышишь «Исайя, ликуй!» (известное песнопение, которое поется во время венчания), значит, свадьба будет. И вот она попыталась слушать, ничего такого не услышала, но услышала шаги, которые направлялись от амвона в ее сторону, то есть в сторону притвора. Шаги как бы старческие, неторопливые, шаркающие, как сказано в тексте, как будто на ногах идущего больничные ступы (такие лапти без задника). Она, разумеется, похолодела, обмерла, но этот задор, интерес не позволял ей сразу же убежать. В старинных храмах – и мы это еще можем видеть сейчас – основная часть храма отделялась от притвора, было несколько дверей, двери стеклянные. Она слышит, как чья-то рука открывает первые двери; с громом распахиваются, ударяются о стену кованые металлические церковные двери. Шаги направляются в ее сторону… Она, конечно, пребывает в страхе, но в ней борются и страх, и какой-то странный, даже извращенный интерес: что же будет дальше? Шаркающие шаги приближаются к другим дверям, с силой распахиваются другие двери, так что в них дребезжат стекла. Потом уже к тем дверям, за которыми стоит она, – и когтистые пальцы начинают долго ковыряться в замке и засове. И только здесь она стремглав выбегает из колокольни и бежит прямо по заснеженным могилам, запинаясь и падая. И чувствует, что за ней мчится страшная погоня, но она не оборачивается. Она залетает в дом, где жила ее семья во главе с отцом диаконом, ее встречает семья. И диакон, увидев ее испуганной и бледной как простыня, все понимает и говорит ей только одно: «Хорошо, что ты не обернулась. Если бы ты обернулась, мы нашли бы тебя мертвой».

http://azbyka.ru/video/gadaniya-primety-...

Нравственное богословие представлено циклом статей Скурата («Заповеди блаженства - лествица духовного совершенствования», 30; «Обличение пороков в русской церковной литературе XI-XVII веков», 32; «Христианское учение о молитве и ее значение в деле духовно-нравственного совершенствования», 33), работой прот. Александра Ветелева «Царство Божие» 14). К области аскетического богословия относится отрывок из большого труда еп. Варнавы (Беляева) «Опыт православной аскетики» 32). Работы по апологетике в «Б. т.» практически отсутствуют, поскольку в годы гос. атеизма невозможно было публиковать статьи в защиту веры, исключением является написанная в 1887 г. магист. дис. еп. Михаила (Грибановского) «Истина бытия Божия (опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью)» 30). Ряд статей по истории духовного образования и становлению рус. богословской мысли опубликован в номерах «Б. т.», посвященных 175-летию ЛДА и 300-летию МДА, а также в др. сборниках, напр. статья архим. Иоанна (Экономцева) «Московская Духовная Академия в период пребывания в Троице-Сергиевой Лавре» 31). К наиболее значительным публикациям в области гомилетики относятся избранные лекции митр. Антония (Вадковского) «Святоотеческие творения как пособие проповедникам. История проповедничества» (сб. ЛДА), работа А. Гребенетского «Слова и поучения в Великих Четиих-Минеях митрополита Макария» 31), ст. Скурата «Внутреннее устроение христианина в искусстве церковного слова Древней Руси» 31). Иногда публиковались и материалы духовно-назидательного характера, напр. беседы прот. Николая (впосл. митр. Григорий (Чуков) (сб. ЛДА) и проповеди свящ. П. Флоренского 23). В публикациях по церковному праву выделяется ряд работ выдающегося рус. канониста С. В. Троицкого : «Кто включил папистическую схолию в православную Кормчую» и «Св. Мефодий как славянский законодатель» 2), «Святой Мефодий или Болгарский князь Борис составил Закон судный людем?» 4), «Афон и международное право» 33). Статья о самом Троицком архиеп. Иринея (Середнего) помещена в 12. Среди др. работ по церковному праву - статьи Скурата «Единство Святой Церкви и Поместные Православные Церкви» 24), в к-рой рассматриваются церковно-канонические вопросы автокефалии, прот. В. Цыпина «Проблемы канонического устроения Церкви» 33), В. И. Талызина о каноническом статусе церковного Предания 4).

http://pravenc.ru/text/149565.html

Он был убежден, что школьный процесс должен способствовать формированию в воспитаннике духовной школы православного мировоззрения. Поэтому не случайно в своих лекциях и беседах с воспитанниками семинарии и академии он часто цитировал слова апостола Павла: «Преуспевай в правде, благочестии, вере любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван» (1 Тим.6,11-12). Он полагал, что всей школьной системе образования необходимо вернуться к изучению вечных евангельских истин и воспитывать подрастающее поколение в верности православному преданию. В своей деятельности по реформированию духовных школ он настаивал на создании таких духовных школ, в основу обучения которых был бы заложен фундамент святоотеческого наследия. «Наши духовно-учебные заведения, – писал он в «Записке о реформе духовно-учебных заведений», – имеют своей задачей осуществление цели по преимуществу воспитательной и притом строго определенной: воспитание в духе религиозно-нравственном, духовная школа должна готовить для Церкви пастырей» . Кем бы владыка не был – ректором семинарии и академии, наместником монастыря и ректором богословских курсов – везде он старался так построить педагогическую систему, при которой духовная школа должна была бы заниматься подготовкой пастырей Церкви. Пастырей, «горящих духом, молитвенников, богатых духовными дарами, готовых взять на свою совесть и в свою душу руководство и души многих чад Церкви, готовых идти… на подвиг смирения и уничижения, на подвиг скудости материальной и лишений» .«Самая жизнь этих учебных заведений должна была непременно обеспечить выработку в своих питомцах того настроения, которое необходимо для пастыря-работника на благо христианской Церкви» . Пастыря, наполненного не только знаниями, но и идеалами святой жизни. Только при таком воспитании, считал он, можно подготовить пастырей-учителей, которые бы могли оказать путь духовного возрождения и для всего русского народа, к благу Отечества. Епископ Федор оказал огромное влияние на мировоззрение и последующую жизнь епископа Варнавы (Беляева), епископа Григория (Лебедева), архиепископа Варфоломея (Ремова), архиепископа Иллариона (Троицкого), протоиерея Сергия Булгакова, а также на профессора академии священника Павла Флоренского, которого, несмотря на увлечение последнего символизмом, называл «почти единственно верующим человеком во всей академии» .

http://bogoslov.ru/article/4468270

Теперь часто приходится слышать, что Церковь является объединяющей, скрепляющей составляющей единства государства. Но прежде, чем скреплять кого-то, она сама должна обрести единство и крепость в себе самой, а этого как раз и не наблюдается. Никакими дисциплинарными мерами и канцелярскими методами единство не организовать и не утвердить. Оно организуется и утверждается личностями, инициативой, постоянством места, в духовной свободе и в свободе действий. Личности не рождаются вдруг, для созидания личности необходимо не только время, но и соответствующие условия. Речь не о личном спасении, которое возможно и при архиерейском произволе, речь о нормальной приходской жизни, о людях, которые куда больше любой личности страдают от этого самого архиерейского произвола. И хотя отец Сергия Булгаков уверяет, что «если в Церкви возникает явление духа и силы в лице какого-нибудь духоносного мужа, к этому пророческому служению устремляется всё церковное общество, и пастыри, и пасомые, без различия своего иерархического положения (речь о Серафиме Саровском, Иоанне Кронштадтском, Амвросии Оптинском и им подобным), - на самом деле гораздо чаще приходится видеть обратное: епископы всячески препятствуют появлению и деятельности таких духовных личностей, и даже изгоняют их из монастырей (например, Варсонофий (Плеханков), Гавриил (Зырянов), святитель Игнатий Брянчанинов, упоминаемые в книге епископа Варнавы (Беляева) «Тернистым путём к небу» мирянин Рахов, описанный нами случай в статье «Кризис доверия» (Литературная Россия» 18-19, 2012 г.) и таких примеров тьма. И это просто какой-то гордиев узел, тщательно скрываемый от сторонних глаз церковными властями, которые через своих высокопоставленных функционеров пытаются нас уверить, что всё это происки каких-то врагов церкви. «В Церкви, - продолжает отец Сергий, - есть пастырство и паства, следовательно, есть две части: учащая и учимая. Авторитет церковного учительства не может быть умаляем безнаказанно. Однако его наличие совсем не означает, что пастырству принадлежит вся сила учительства, а миряне вовсе лишены её, имея только одну обязанность - пассивного приятия учения.

http://ruskline.ru/analitika/2012/06/09/...

На основании приведенных выше источников можно заключить, что, хотя в некоторых из указанных работ авторы отчасти касались темы этой кандидатской, все же полностью в них она раскрыта не была. Цель и задачи Цель данной работы заключается в изложении учения еп. Варнавы (Беляева) о греховных страстях и его научно-богословской и критической оценке. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач: Изучить и проанализировать имеющиеся труды еп. Варнавы и литературу о нем; на основании этого, а также его жизнеописаний и сведений из истории установить, кто или чьи сочинения оказали влияние и какое на формирование взглядов епископа; изложить учение владыки по интересующему нас вопросу и сравнить его с тем, чему учили в данной области Святые Отцы, подвижники благочестия и известные церковные писатели; исследовать все особенности этого учения; наконец, на основании данного анализа необходимо сделать заключение о том, православны ли его воззрения в этом разделе аскетики, что нового он внес в разработку данной тематики, и в чем его заблуждения. Методология Для решения поставленных задач в данной работе необходимо применение следующих методов: Философских, из которых нужно отметить аксиологический, используемый для выявления значимого при написании данной научной работы. Из общенаучных используются методы анализа (в т.ч. системного), синтеза, обобщения, наблюдения, сравнения, индукции, дедукции и конкретизации, классификации. А также при необходимости установления святоотеческого учения по некоторым вопросам – историко-критический. При этом особое внимание уделяется времени близкому к тому, в которое жил еп. Варнава. Относящихся к области богословских наук. Из последних – применяется метод сопоставления воззрений еп. Варнавы с тем, чему учат в указанной области Священное Писание и Предание, запечатленное, в частности, в произведениях Святых Отцов, подвижников благочестия, церковных ученых и писателей, с целью выявления сотериологических смыслов написанного епископом 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Вот некоторые важнейшие внутренние особенности того мира, что запечатлен в этих подпольных записках людей различного общественного положения, часто даже не знавших друг о друге. Прежде всего, это антикоммунизм авторов. Во-вторых, четкая моральная шкала ценностей, культурных и духовных критериев, которыми измеряется происходящее. В-третьих, сознательная христианская ориентация пишущего. И, наконец, непременное самоотождествление со станом гонимых, насильственно удаляемых с арены, истории и общественной жизни. Значительная часть этих новых летописцев считала, что выражает сокровенные чаяния души народа, соблазненного, а затем жестоко подавляемого правящей группой узурпаторов. Кризис культуры, который ощущался русским обществом в начале XX столетия, завершился ее обрывом, воспринимаемым почти всеми отечественными хроникерами как конец христианской цивилизации в России. Все они пытались оставить в надвинувшемся хаосе и мраке тропу памяти, ведущую к истокам духовного бытия и самосознания. Но редко кем из них двигала надежда, что воссоединение времен осуществится. «Записные книжки» епископа Варнавы (Беляева ; он же «дядя Коля») отчасти отвечают перечисленным параметрам тайной дневниковой прозы периода строительства социализма, ставшего временем национальной катастрофы. Но имеют и важные отличительные черты, резко выделяющие их даже на фоне неординарных творцов этого литературно-исторического феномена русской культуры. Вначале отметим общие для этой литературы линии. Все сохранившиеся описания так или иначе показывают разложение основ русской цивилизации при ее соприкосновении с советской жизнью; одичание и постепенное исчезновение человеческого в человеке, его бесправие, подавленность бюрократическим самодурством. И это на фоне распадающегося быта, экономического обнищания и политического бесправия. Все пытаются нарисовать картину строительства новой жизни, привлекая факты из как можно большего числа сфер деятельности: общественной, производственной, творческой. (Анализ современного фольклора, в частности анекдотов, газет, публицистики и художественной литературы.)

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Совсем иное впечатление оставляют записные книжки еп. Варнавы (Беляева), собранные в многостраничное издание «Дядя Коля против» (Н. Новгород, «Христианская библиотека», 2010). Еп. Варнава, одна из самых интересных и загадочных личностей в истории православной литературы ХХ века, ушел со своей кафедры в годы торжества обновленчества, не смирившись с ним и найдя выход в мнимом юродстве . С тех пор он вел двойную жизнь – работал на светских должностях, параллельно с этим трудясь над духовными книгами, время от времени совершая тайные богослужения и окормляя кое-кого из духовных чад. Его известные «Основы искусства святости» — весьма  значительный, хотя и не бесспорный, компендиум по христианской аскетике. Ныне благодарю многолетним трудам его постоянного публикатора Павла Проценко и нижегородского издательства, широко известны стали и другие его книги, так или иначе посвященные православной аскезе. Настоящий же сборник – явление поистине уникальное. На протяжении многих лет еп. Варнава вел записные книжки, внимательно и заинтересованно фиксируя великое множество окружающих его фактов и событий и оценивая их в контексте окружающей коммунистической идеологи. Вырезки и выписки из газет, реальные события в строительном управлении, где работал тогда еп. Варнава, переданные кем-то рассказы и слухи, собственные наблюдения и размышления – весь этот огромный (в оригинале – 16 объемных тетрадей, нынешняя публикация – далеко не полная, из соображений объема) и, надо признаться, разнородный материал в результате дает поистине эпическую картину советской жизни одного десятилетия (при публикации использованы дневники 1950-1960 гг.). Но эпос этот своеобразный – пишется он человеком, занимающим вроде самое нижнее место в иерархической лестнице советской страны, и вроде бы не обладающим никакими сведениями о положении в государстве в целом (мы помним, что в сталинские годы невозможно было разыскать и воспользоваться никакой полноценной статистикой). И вот этот человек, вдумчиво анализируя всё окружающее его бытие, планомерно и последовательно, по косточкам и до основания разрушает идеологему советской утопии, картонного счастья, искусственного сталинского рая.

http://pravmir.ru/o-knigax-svidetelyax/

Библиография: 1.  Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. В 4 томах. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995-1998. 2.  Варнава (Беляев), еп. «Дядя Коля» против... Записные книжки. Н. Новг.: «Христианская библиотека», 2010. 3.  М. П. Погодин, проф.Простая речь о мудреных вещах. М., 1884. 4.  И. А. Сикорский, проф. Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении. Киев, 1912.    См.: Варнава (Беляев), еп . Основы искусства святости . Т. 1. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. Отд. I. Гл. 1. § 1. С. 49-50. [iv]   См.: Варнава (Беляев), еп . Основы искусства святости. Т. 1. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. Отд. I. Гл. 2. § 2. С. 126. [v]     Сикорский И. А., проф. Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении. Киев, 1912. Гл. Мышление психическими директивами (высшее мышление). С. 316. [vii]    Варнава (Беляев), еп . Основы искусства святости. Т. 1. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. Отд. III. Гл. 1. § 2. С. 260-261. [viii]   Варнава (Беляев), еп . Основы искусства святости. Т. 1. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. Т. 1. Отд. III. Гл. 1. § 2. С. 261. [ix]    Цит. по: Успенский П. Д . Tertium Organum. СПб., 1911; Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости . Т. 1. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. Отд. III. Гл. 1. § 2. С. 262. [x]     УспенскийП. Д . Tertium Organum. СПб., 1911; цит. по: Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости . Т. 1. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. Отд. III. Гл. 1. § 2. С. 263. [xi]    См.: Варнава (Беляев), еп . Основы искусства святости . Т. 3. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1997. Отд. III. Гл. 7. § 5. С. 348. [xii]    См.: Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Т. 2. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св.

http://bogoslov.ru/article/2605746

Кроме того в интернете опубликованы следующие статьи, в которых были отражены значимые результаты диссертационного исследования: 1 . «Отношение к Лествице преподобного Иоанна Лествичника на Руси» 27 . 2 . «К вопросу о количестве начальных греховных страстей: на основе сочинений епископа Варнавы (Беляева) » 28 . Структура диссертации Диссертация состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка. Кроме того, в отдельном томе собраны приложения к ней. Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, дается обзор источников и литературы, определяются предмет, объект, цели, задачи и основные методы исследования, говорится о научной новизне и практической значимости диссертации, приводятся сведения о ее апробации и рассматривается ее структура. В Основной части – шесть глав. В первой – («Жизнеописание епископа Варнавы (Беляева) ») приводится описание его жизни. Во второй – («Отношение еп. Варнавы к различным авторам, произведения которых он цитирует при изложении аскетического учения») рассказывается о круге чтения, а также о людях (в частности, Святых Отцах) и их сочинениях, которые сыграли роль в формировании взглядов владыки. В третьей – («Некоторые особенности изложения материала еп. Варнавой. Анализ главного источника данной работы – его книги «Основы искусства святости»») дается литературно-исторический анализ главного его труда и источника сведений для данной работы «Основ искусства святости», говорится о научно-богословском методе епископа и особенностях литературного стиля. После этого в диссертации рассматривается его учение о греховных человеческих страстях. В частности, в четвертой главе («Общие сведения о грехе и греховных страстях») рассказывается о том, в какое страстное состояние человек пришел после грехопадения, даются общие сведения о грехе, в пятой («Греховные страсти и их противоядия. Состояние, в которое приходят эти страсти у человека, преуспевшего в духовной жизни») – идет разбор учения еп. Варнавы о страстях, говорится о том, в какое состояние приходит освободившийся от них человек. И наконец, в шестой («Сравнение учения о греховных страстях, изложенного в книгах еп. Варнавы, с их описанием в сочинениях других церковных писателей») – сопоставляются изложения учений по данному вопросу епископа и иных церковных писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010