Вера с ранних лет, по влечению сердца, регулярно бегала в соседний приходской храм Похвалы Пресв. Богородицы, любила ходить на службы в Крестовоздвиженский монастырь. В 15 лет она поступила на физико-математический факультет Нижегородского университета. Но в это время ее отца, как «бывшего человека», выгнали на первый коммунистический субботник. Во время работы с ним случился несчастный случай, в результате которого он лишился ноги и долго пролежал в больнице. Чтобы помочь семье, девушка оставляет учебу и поступает на службу. Ей самой пришлось отрабатывать тогда часы в т.н. «коммуне». День начинался так. Она шла на работу с лопатой, потом с ней же шествовала в коммуну, где занималась огородом, а потом все с той же лопатой шла через весь город в Печерский монастырь, лопату засовывала под крыльцо и отстаивала всю службу. В этом монастыре была резиденция викарного епископа Варнавы (Беляева). Он тогда окормлял молодежный кружок, в котором оказалась и Вера. Молодой епископ учил ее всегда думать о том, что «на нее смотрит Христос и все небо». «Длинные службы, проповеди владыки… Было военное положение, ходить по улицам разрешалось до полуночи. Бежишь из церкви, бьет 12, дрожишь, как бы не забрали. Транспорта не было, ходили пешком через весь город. Это было самое счастливое время в нашей жизни и единственное утешение в тяжелое, голодное и холодное время», - вспоминала Вера Васильевна спустя 65 лет. Ее всегда притягивала монашеская жизнь. По благословению духовного отца она часто посещала Дивеево и известную юродивую блаженную Марию Ивановну. Однажды, когда Вера гостила в Дивеево вместе с группой духовных детей владыки и послушница раздавала за трапезой блины, М.И. как бы невзначай обронила: «Ты вон той маленькой монашке дай». И Вере стало ясно, что ее заветная мечта сбудется. Но в другой раз, когда Вера думала уже остаться в Дивеево насовсем, М.И. вдруг закричала: «Не надо ее!» Потом прибавила: «Ты же будешь на старости лет отца покоить». Тогда эти пророческие слова остались для Веры непонятными.

http://pravoslavie.ru/64541.html

Есть эта схема и в творениях преп. Иоанна Кассиана Римлянина, который в «Собеседованиях египетских подвижников» пишет следующее: «Это согласное мнение всех, — что восемь главных пороков, которые нападают на монаха» [xix] . (Написанный на латинском языке, этот текст выглядит следующим образом: «Octo esse principialia vitia quae impugnant monachum, cunctorum absoluta sententia est» [xx] ). Также и в другом месте, в труде «О постановлениях киновитян», он подробно изображает, как сам пишет, «борьбу против восьми главных пороков: чревонеистовства, которое означает страсть обжорства, блуда, сребролюбия, под которым понимается корыстолюбие, или, если точнее выразиться, любовь к деньгам, гнева, печали, уныния, которое есть тоска, или скорбь сердца, тщеславия, гордости» [xxi] . (По-латински, то есть на языке оригинала, этот текст выглядит так: «Nunc arripere colluctationem adversus octo principialia vitia..., id est, primum gastrimargiae, quae interpretator gulae concupiscentia; secundum fornicotionis; tertium philargyriae, quod intelligitur avaritia, vel ut proprius exprimatur; amor pecuciae; quartum irae; quintum tristitiae; sextum acediae, quod est anxietas, nive taedium cordis; septimum cenodoxiae, quod sonat vana seu inanis gloria; octavum superbiae» [xxii] ). Затем эту схему главных греховных помыслов повторяют преп. Ефрем Сирин, который пишет: «Знай, чадо, что есть восемь помыслов, которыми производится все худое: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, безвременная печаль, уныние, тщеславие, гордость» [xxiii] . И блаж. Исихий Иерусалимский, кратко говорящий в своем слове, обращенном к Феодулу, что есть «восемь главных помыслов греховных, коими объемлется вся область таких помыслов, и от коих все они имеют свое рождение... Когда какой из этих восьми помыслов, поднявшись к сердцу, войдет в него, то вводит с собою целый рой нечистых помыслов» [xxiv] . (На греческом языке последний текст выглядит следующим образом: «O κτ γενικτατοι τς κακας λογισμο, ν ος περιχεται πς λογισμς, κα ξ ν πντες τν γνεσιν χουσιν... πλτερος γρ τν κτ διαλογισμς ναβς ν καρδα εσλθη σμν λογισμν ασχρν φλαγγα εσαγαγεν» [xxv] ).

http://bogoslov.ru/article/2806032

Кроме председательства в синоде Е. также возглавлял его «иностранный» отдел, преподавал теорию проповеди и греч. язык в обновленческой Московской богословской академии (открыта в дек. 1923), возобновил издание ж. «Христианин» (с июня 1924). 24 авг. 1924 г. Е. был предоставлен длительный отпуск для «поправления здоровья», он отбыл для лечения в Гагру. По др. сведениям, был отстранен от руководства Тучковым за излишнюю самостоятельность. И. о. председателя обновленческого синода стал бывш. архиеп. Вениамин (Муратовский) , Е. считался «отсутствующим председателем». 19 апр. 1925 г. было официально объявлено об уходе Е. на покой, но он продолжал числиться постоянным членом обновленческого синода до 1934 г. Проживал в пос. Хоста под Сочи, служил в маленькой церкви без диакона и псаломщика. После закрытия церкви занимался подпольной юридической практикой, торговал с лотка. Умер вне общения с правосл. Церковью. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Соч.: Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов: Его жизнь и благовестнические труды: Опыт библ.-ист. исслед. Серг. П., 1898, 1911-19122; Соловки: Страничка из дневника паломника. М., 1899; Новооткрытый рукописный Стоглав. Серг. П., 1899; Два дня в Кронштадте. Серг. П., 1900, 19022; О христианском браке. Серг. П., 1901; Иноки на службе ближним//БВ. 1902. Т. 3. 11. С. 305-358; 12. С. 576-635; Пастырь-учитель. Серг. П., 1903; На заре новой церк. жизни. Серг. П., 1905; Царь и Патриарх: К характеристике взаимных отношений//БВ. 1906. 4. С. 739-767 (отд. отт.: Серг. П., 1906); Святые минуты. Серг. П., 1909; На ниве Божией. Серг. П., 1909-1910. 2 т.; Из истории слова. Серг. П., 1909; Свобода печати. Серг. П., 1912; По церковно-обществ. вопросам: [Собр. тр.]: В 3 т. Серг. П., 1913-1915; Религ. жизнь в Америке. Серг. П., 1915. Лит.: Евдоким (Мещерский)//ПБЭ. Т. 5. С. 192-193; Польский. Т. 1. С. 149; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 112-117; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 125-127, 130, 280, 326, 337-341, 348-352, 397, 405-431, 463-464, 468-470; Акты свт. Тихона. С. 218, 219, 315, 316, 908; Цыпин. История РЦ. С. 74, 104-106, 112-114; Голубцов С., протодиак. МДА в революционную эпоху. М., 1999. С. 16, 20, 21, 23-28, 41-44, 83-86, 162-168, 182, 188, 205-209; Проценко П. Г. Биография еп. Варнавы (Беляева). В Небесный Иерусалим: История одного побега. Н. Новг., 1999. С. 189-194, 216-218, 229-230, 253-254, 511-512; Свящ. Собор Правосл. Российской Церкви, 1917-1918 гг.: Обзор деяний. М., 2002. 2-я сессия. С. 188, 438, 454; 3-я сессия. С. 369-370; Кострома: Ист. энцикл. Кострома, 2002. С. 37; «Обновленческий раскол». С. 80-83, 88, 205-206, 329, 332, 344, 353-358, 393-395, 484, 746-747; Мень А., прот. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 1. С. 409-410; Митрофан (Шкурин), игум. РПЦ и советская внешняя политика в 1922-1929 гг.: (По мат-лам Антирелигиозной комиссии)//ВЦИ. 2006. 1. С. 162-175.

http://pravenc.ru/text/Евдокиму ...

Разумеется земной, плотской логики (включая и «научную»). Но не против истинной. Это особое, и то не постоянное, мышление святых, не сравнимое с нашим дискурсивным и даже интуитивным познанием; оно превыше всякого земного понятия» [viii] . Чтобы понять, что это за мышление, владыка приводит фразу Климента Александрийского: « Нам кажется, что в картинах живопись охватывает все поле зрения, видимое в представляемых сценах. Но, на самом деле, она дает ложное изображение вида, действуя согласно правилам искусства и употребляя средства, вытекающие из условий линий видения. При помощи этих способов сохраняется отношение высших и низших точек вида и точек, лежащих посредине; и этим же достигается, что некоторые предметы кажутся стоящими на переднем плане, и другие на заднем, и третьи в стороне, — и все это на ровной и гладкой поверхности. Точно так же и философы изображают истину по образу живописи» [ix] . И приводит к ней следующий комментарий Петра Успенского: « Климент Александрийский указывает здесь на очень важную сторону истины, именно на ее невыразимость в словах и на условность всех философских систем и формулировок. Диалектически истина изображается только в перспективе, то есть неизбежно в искаженном виде» [x] . Конечно, понять это несколько тяжеловато. Подробнее об этом можно почитать творения святых отцов. Также к проблемам, которые стоят перед наукой, можно отнести и лечение больных, за излечение которых психиатрия зачастую даже не берется, а если и берется, то, как правило, не добивается результата. Лечение таких больных возможно с использованием благодатных средств (вплоть до отчитывания — обряда изгнания бесов), которые дает нам Православная Церковь [xi] . В связи с этим приведу пример из современной жизни. Так, недавно к нам в Московскую духовную академию приезжал заместитель главы ФСИН генерал-лейтенант Алексей Михайлович Величко. На встрече со студентами он отмечал, что психологи, которые работают в тюрьмах, могут снять депрессию, озлобленность, но принципиально изменить и переделать человека они, к сожалению, зачастую не способны.

http://bogoslov.ru/article/2605746

3 . Дневниковые записи (в них есть немного материала, касающегося аскетических взглядов епископа): – «Из виденного и слышанного». Даты этих записей указаны после каждой из них и охватывают период с 21.04.1921 по 14.08.1922. В данных заметках описаны интересные с пастырской точки зрения «выдающиеся случаи и видимые действия Промысла Божия» 9 , имевшие место в жизни еп. Варнавы. – Записные книжки 1–16. Годы их написания 1950–1955 указаны на обложках каждой из них, а также в содержащихся в них текстах. В этих тетрадках еп. Варнава записывал интересные факты и истории того времени, свои рассуждения по различным вопросам, наброски к рассказам и некоторые другие вещи. Заметим, что данная классификация трудов еп. Варнавы по содержанию несколько условна, так как в некоторых произведениях владыки затрагивается достаточно широкий круг тем. Например, в произведении «Преподобная Синклитикия Александрийская или малая аскетика» изложено и аскетическое учение, и жизнеописание святой. Также надо отметить, что свои сочинения владыка писал ввиду пастырской ответственности за души других людей и во исполнение благословения блаженной Марии Ивановны из Дивеево и старца схиархим. Гавриила (Зырянова) , причем делать это ему приходилось в очень непростых условиях. При этом к окончательной печати сами тексты он не готовил, а некоторые из них даже не окончил. И потому они содержат различные, связанные с указанными обстоятельствами, недочеты 10 . Это нужно учитывать и снисходительно относиться к данным погрешностям. То, что труды его могут содержать ошибки, понимал и еп. Варнава и поэтому писал: «Можно не обращать внимания на мои личные замечания и иные, не святоотеческие, которые вставлены мною лишь для связи речи и в целях некоего толкования. Я и сам не придаю цены своему мнению и другим его навязывать считаю дерзостью. Я ведь мог и ошибиться где-либо. Но желание мое – чтобы читали и изучали Святых Отцов!» 11 Это высказывание в следующем плане важно также и для построения его богословской системы. Дело в том, что в некоторых произведениях (в Курсовом сочинении, защищенном им в Московской Духовной Академии, в «Малой аскетике») он излагает учение того или иного святого, перемежая его своими утверждениями. И не совсем понятно, какое у него отношение к излагаемым воззрениям преподобного (преподобной), и как последние отделить от его собственных рассуждений. На основании вышеприведенной цитаты из труда епископа можно считать, что он согласен с тем, чему учат эти святые, и потому в данной диссертации можно излагать и те и другие взгляды из вышеупомянутых произведений как собственное учение еп. Варнавы. Впрочем, как будет видно из этой работы, то, что взято из указанных выше сочинений владыки, лишь незначительно дополняет почерпнутое из его трудов, в которых он прямо излагает свои воззрения. Степень научной разработанности темы

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Об издательстве разговор особый. Православных издательств сейчас много, и многие из них работают хорошо и интересно. Но мало где можно найти книги, изданные на таком высоком полиграфическом уровне, как в Нижнем Новгороде. Прекрасные, художественно оформленные твердые переплеты (часто — с суперобложками), продуманное иллюстративное оформление, поддерживающее и развивающее на современном уровне традиции русской православной книги, высокое качество бумаги, набора и самой печати, — все это выводит книги, издаваемые Братством, на уровень, которого лишь в редких случаях достигает кто-либо из современных издателей России вообще. Уже изданы четыре тома “Акафистника”, пользующиеся громадным спросом. Изданы два тома трудов видного иерарха Русской Православной Церкви, архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина); первый том включает его знаменитое исследование о преподобном Симеоне Новом Богослове, второй — избранные богословские работы 2 . Сейчас готовится третий том работ владыки Василия. Нам представляется важным отметить и высокую внутреннюю культуру издательской деятельности Братства, выражающуюся, в частности, в юридически безупречном оформлении его изданий, предусматривающем скрупулезное соблюдение авторского права как наследников автора, так и всех, кто работает над изданием. К сожалению, в нашем издательском мире такое встречается далеко не на каждом шагу. Вышли в свет три тома из планируемого четырехтомника трудов епископа Варнавы (Беляева) “Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики”. Как сам владыка Варнава, так и этот его труд широко известны церковным людям со времен “самиздата” и хождения устных преданий о людях гонимой Церкви. К сожалению, такая известность всегда, как правило, сопряжена со значительным количеством неточностей и искажений, попытка освободиться от которых предпринята в данном издании. Оно сопровождается обширным жизнеописанием епископа Варнавы. Отдельно нужно отметить переиздание известного в 10-х годах справочника православного миссионера, составленного диаконом Иоанном Смолиным. Этот справочник содержит перечень тех мест Священного Писания, на которых основывается критика Православия сектантами, и толкования этих мест с православных позиций, выявляющих несостоятельность такой критики. Вообще мы склонны с известной осторожностью относиться к идее простого репродуцирования старой литературы, но в данном случае хочется сказать и о высокой степени актуальности подобного издания, и о великолепном его оформлении — на уровне лучших справочных изданий мирового класса.

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-bratstvo-...

По вечерам в семейном углу (пусть даже это был закуток в общежитии), под мягким светом, струящимся из-под уютного абажура, читали книги о подвиге, о славе, а потом, уложив детей, супруги выходили пройтись по проспекту Коммунизма, в близлежащий сад имени партийного съезда, к Дому культуры, замыкавшему перспективу бульваров и широких проспектов. Уже зажглись фонари, а сердечный разговор между супругами не затухает. Это принципиальный разговор двух товарищей о методах воспитания будущего поколения, о столкновении на производстве с бюрократами, зажимающими критику, о том, как помочь отстающим и оступившимся. И вот в этой прекрасной картине завершающим штрихом может быть только обвал, словно пеплом вулкана накрывший города и села. Лозунг победил слово, за весельем скрылась ложь, за бравым видом – отчаянье. Казалось, этот великий фальшивый мир обманет своим мнимым счастьем вселенную, соблазнит серый мирок капиталистического окружения, поглотит Европу. Но нет, расширившись и налившись силой, он вдруг обнажил свою сущность. Он сам себя стал поедать. Об этом превращении победителей в побежденных – записки «дяди Коли». «Светлый путь», которым шествовал в истории советский народ, не был его дорогой. Летописцы земного рая Русский XX век оставил за собой не только горькую радость от омытых великой кровью побед, не только космические достижения на фоне внутренней разрухи, не только травму от самоистребительного шествия впереди прогресса, но и прерывистую нить духовного самосознания и памяти. Неподцензурные, чудом уцелевшие в беспощадном времени мемуары и дневники самобытных и свободолюбивых личностей, в своем жизненном пути преодолевших соблазны насилия, свидетельства, выплывшие в эмиграции или в новой России, в наступившей нынешней, пусть и куцей, свободе, – драгоценный опыт для нашего будущего. Более того, и в мировом XX столетии, пораженном раковой опухолью тоталитаризмов различных оттенков, оказалось мало мужественных голосов, дошедших до нас из-за колючей проволоки концлагерей и «железных занавесов» и говорящих о ценности последних вещей, спасающих мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Рассмотрим теперь подробнее учение святых отцов о греховных страстях (помыслах) и происхождение указанных схем грехов. Если посмотреть их творения, то можно увидеть, что на Востоке восьмеричная схема встречается достаточно часто и даже со временем стала преобладающей. История ее возникновения такова. Кто ее автор, нам доподлинно не известно. Но впервые она встречается в трудах Евагрия Понтийского, который в «Слове о духовном делании» пишет: «Есть восемь основных помыслов, которыми объемлются все [другие] помыслы. Первый помысел — чревоугодия, а за ним [следует] помысел блуда; третий — сребролюбия; четвертый — печали; пятый — гнева; шестой — уныния; седьмой — тщеславия, а восьмой — гордыни» [xiii] . (Вот соответствующий текст на греческом: «κτ εσι πντες ο γενικτατοι λογισμο, νος περιχεται πς λογισμς. Πρτος τς γαστριμαργας, κα μετα ατν τς πορνεας; τρτος τς φιλαργυρας; τταρτος τς λπης; πμπτος τς ργς; κτος τς κηδας; βδομος τς κενοδοξας; γδοος τς περηφανας» [xiv] ). По-видимому, Евагрий не был автором этой схемы, но позаимствовал ее из какого-то более древнего источника [xv] . Далее ее воспроизводит, переставляя местами страсти печали и гнева, преп. Нил Синайский, который в «Слове о восьми лукавых духах» подробно говорит о каждом из них [xvi] . На языке оригинала этот текст называется «Περ τν κτ πνευμτων τς πονηρας». Для обозначения главных греховных помыслов преподобный использует в нем вышеприведенные греческие наименования: γαστριμαργα, πορνεα, φιλαργυρα, ργ, λπη, κηδα, κενοδοξα, περηφανα. Но если другие отцы прилагают к ним термин λογισμς [xvii] , то преп. Нил, говоря о них, употребляет и другие слова. Так, в названии он пишет, что в его сочинении речь будет идти о восьми лукавых духах (по-гречески: τς πονηρας πνευμτων), под которыми он подразумевает чревоугодие, блуд, сребролюбие и т. д. Далее в тексте в отношении последних, кроме уже упомянутого λογισμς, он использует также слово πθος [xviii] . В заглавиях же вообще не употребляет ни того, ни другого слова, а просто пишет: περ γαστριμαργας, περ πορνεας, περ φιλαργυρας и т. д.

http://bogoslov.ru/article/2806032

Одним из главных лозунгов, формировавших 1950-е (и последующие) годы, был такой: советский патриотизм — непобедимая сила. Варнава утверждает, что русский и советский патриотизм — разные вещи. Сам он был русским патриотом и поэтому знал, что это мировоззрение имеет христианские корни, требует верности христианским ценностям. Советский же патриотизм был для него синонимом иррационального богоборчества. В СССР ввели царские погоны, раздельное обучение в школах, мундиры в светских ведомствах, разрешили открыть некоторое количество храмов? Но это — обман для достижения геостратегических целей. Хотя правда нормального уклада человеческой жизни, которую большевики стали допускать в гомеопатических дозах, будет действовать вопреки всему… Епископ сочувствовал стилягам, дадаистам, авангардистам, модернистам, всем, кто выламывался из серого ряда несвободы. Он подчеркивал, что этот великий, сталинский «рай» шатается, трещит по швам, что он внутри сгнил на корню. Живыми он видел лишь тех, кто сохранил человеческие черты. Смысл «ЗК» — в отречении от рая, построенного на обмане. Дорога любая подлинность, лишь бы не фальшь. И еще важная линия: тревога за судьбу свободы, свободных обществ, так как только в них сохраняется возможность христианской проповеди. Епископ Варнава, по его собственным словам, создавал хронику неприкрашенной советской реальности, показывая на многих примерах, взятых то из газет, то из уличных разговоров, то из рассказов тайных свидетелей, то даже из официальных документов, как пирамида «счастливого строя» придавила простого человека. «Дядя Коля» верил, что невыносимый принудительный «рай» уйдет в прошлое и в России начнется трудная работа по возвращению исторического и личностного самосознания. На это, быть может, уйдет столетие… Но недаром он любил фотографировать своих духовных детей с развернутой советской газетой в руках. Газета для него — это Актуальность, которая подлежит раскрытию для дальнейшего ее преодоления. Из «Записной книжки» епископа Варнавы (Беляева):

http://pravmir.ru/episkop-dyadya-kolya-p...

– «Преподобная Синклитикия Александрийская или малая аскетика: преподобная Синклитикия Александрийская, ее жизнь и учение». Описание данного произведения см. ниже. 2 . Жития святых и их поучения. В них еп. Варнава приводит жизнеописания и наставления святых, с которыми, по всей видимости, и сам был согласен. Их он также дополняет и поясняет своими рассуждениями и мыслями Святых Отцов в области богословия и аскетики, так что сочинения из этой группы вполне можно использовать для установления аскетического учения владыки: – прп. Варсонофия – «Святой Варсануфий Великий. Его жизнь и учение». Это курсовое сочинение на соискание степени кандидата богословия, защищенное будущим епископом, а тогда иером. Варнавой в 1915 г. О его содержании говорит само название. – прп. Синклитикии Александрийской – «Преподобная Синклитикия Александрийская или малая аскетика: преподобная Синклитикия Александрийская, ее жизнь и учение». В самом тексте датировки не стоит, но в жизнеописании еп. Варнавы, составленном П. Г. Проценко, написание этого сочинения относится ко времени пребывания епископа в Кзыл-Орде (1928–1931) 7 . Кроме жития святой здесь помещены ее наставления с комментариями и рассуждениями еп. Варнавы в отношении некоторых из них. – мц. Феодулы – «Послушный мрамор». В самом произведении датировки не стоит, но ввиду ссылок на «Основы искусства святости» нужно считать, что оно написано не ранее 1922 г. Возможно, его написание также относится ко времени нахождения еп. Варнавы в Кзыл- Орде (1928–1931), где он написал житие прп. Серафима Саровского , или к периоду жизни в Киеве, где им написано житие прп. Гавриила (Зырянова) (после 1948). Этот рассказ о страданиях святой мученицы интересен тем, что в нем еп. Варнава постарался подробно описать внутренние состояния св. Феодулы и ее мучителей до и во время мучений. – прп. Гавриила (Зырянова) – «Тернистым путем к небу. О многоплачевной и зело поучительной, подвижнической во Христе жизни старца Седмиезерной и Спасо-Елеазаровой пустыни схиархимандрита Гавриила». Это достаточно подробное жизнеописание старца Гавриила с подробным рассмотрением некоторых поучительных для других искушений и событий из его жизни. В конце текста стоит число 19.07.1951. Подробнее о времени написания жития сказано после изданного текста: «Первая блокнотная запись о схиархимандрите Гаврииле помечена 1944 годом. В 1950 году владыка начинает писать биографию старца, которую заканчивает 19 июля 1951 года» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010