Олонецкая икона Об этом образе никаких сведений не имеется. 21 ноября Икона «Введение во храм Пресвятыя Богородицы» в г. Серпухове Московской губернии Этот образ находится в Серпуховском Владычнем женском монастыре. О происхождении его сохранилось следующее известие. Живший в XIV столетии прп. Варлаам, ученик св. митрополита Алексия, однажды удостоен был видения образа, на котором было изображено .введение во храм Пресвятой Девы. Святитель Алексей отдал тогда же распоряжение написать икону в таком виде, как она явилась прп. Варлааму. Образ был написан и поставлен в основанном св. Варлаамом Серпуховском Владычнем монастыре, в каменном храме Введения Богоматери. Написан он в 1377 году и с этих пор, вот уже более 500 лет, чествуется как чудотворный. И доныне благодать Божия не престает подавать от иконы различные исцеления всем притекающим с верой под молитвенный покров Божией Матери. Размеры Серпуховской иконы: 1 аршин и 3 вершка в вышину и 14 1/2 вершков в ширину. Иконопись ее прекрасно сохранилась и относится к XIV веку. Уцелел также и древний оклад ее. В 1860 году благочестивые почитатели Серпуховского образа повесили на него бриллиантовое ожерелье, а над ликом Богоматери вделали наперсный бриллиантовый крест с изумрудами и короной наверху. В середине же креста на изумруде вырезано Распятие Господа Иисуса Христа «с предстоящими». 24 ноября Явление Богоматери св. великомученице Екатерине Св. Екатерина, жившая в Александрии во время правления нечестивого гонителя христиан императора Максимина, происходила из царского рода и отличалась необыкновенной красотой, умом, образованностью и богатством. Многие знатные юноши предлагали ей выйти замуж. То же советовали ей родственники ее и мать, бывшая тайной последовательницей Иисуса Христа. Но св. Екатерина возлюбила с малых лет девство больше супружества и всякий раз отказывала желающим вступить с ней в брак. Родственникам своим она объявила следующее: — Если хотите, чтобы я вышла замуж, то оттыщите мне такого жениха, который был бы равен мне по знатности рода, по красоте, богатству и образованности.

http://sedmitza.ru/lib/text/440311/

освящен. В 1858 г. повелено соорудить величественный храм во имя св. кн. Владимира, на месте бывшего греческого храма, в котором было совершено крещение князя, а также инвалидный дом, для чего открыта по Империи подписка. В том же 1858 г. установлен в память войны крестный ход из адмиралтейского Николаевского собора в Севастополе в сей храм 15 июля. В 1861 г. киновия возведена на степень 1-воклассного м-ря. В основание и освящение обители Государем Императором пожалована часть мощей св. кн. Владимира. Ф. В. Ливанов, “Херсонес (древний Корсунь) в Крыму с открытым в нем ныне 1-класс. м-рем Св. Владимира. Истор. опис., составл. для путешественников”, Москва, 1874 г. (с указан. на истор. источн.); Кёне, “Дополн. к исследов. об ист. и древн. Херсонеса Таврич. в Зап. Спб. Археол.-Нумизм. Общ.”, 1850 г., II, 263; “Херсон. губ. в.”, 1853 г., 20 (основан. скитов в окрестн. Севаст.); 1858 г., 29 (подписка на сооруж. храма); 1859 г., 44 (пожертвов. Имп. дома); “Таврич. губ. в.”, 1853 г., 25 (основ. скитов); 1859 г., 46 (часть мощей св. кн. Владимира); 1861 г., 39 (Посещ. м-ря Госуд. Александром II и закладка храма св. Владимира); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1850 г., 11 (основание м-ря); 1861 г., 17 (возвед. в 1 класс); “Сенат. вед.”, 1861 г., 40; “Прибавл. к Церковн. вед.”, 1888 г., 13, 363 (храм св. Равноап. кн. Владимира в Херсонесе); “Известия Археол. Общ.”, 1872 г., VII, 224 (сообщение архим. Евгения). 115. Владычин – Введенский , женский, 3-го кл., Московской г., Серпуховского у., в 1 вер. к зап. от Серпухова, за р. Нарою, на гористом месте. Первоначально был мужским и основан в 1360–1362 гг. св. владыкою Алексеем митрополитом по чудесному велению Владычицы Богородицы. В 1724 г. м-рь приписан к Москов. Заиконоспасскому, но в 1727 г. получил самостоятельное управление. В 1764 г. по штатам положен в 3-мъ классе и в 1806 г. обращен в женский, так как м-рь пришел в упадок и подлежал упразднению, женского же м-ря в городе не было. В церковной паперти собора Введения Богородицы погребен первый игумен монастыря Варлаам, бывший келейником у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Павел [Борисовский], архиепископ Вятский. Иувеналий [Масловский], архиепископ Курский. Филипп [Гумилевский], архиепископ Звенигородский. Константин [Дьяков], архиепископ Харьковский. Управляющий делами Патриаршего Священного Синода епископ Сергий [Гришин] Серпуховский. [Печать Московской Патриархии] Архив составителя Ответное письмо ярославской группы архиереев Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь! В разъяснение нашей декларации от 6-го февраля [н. ст.] с. г. и в дополнение к письмам митрополита Агафангела на имя Вашего Высокопреосвященства находим нужным сказать следующее: 1 . Мы до сих пор не прерывали и не прерываем нашего молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием. 2 . Никакого раскола мы не желаем учинять и не учиняем. 3 . Никаких новшеств в церковной жизни нашей епархии не вводили и не вводим. 4 . Принципиально власть Вашу, как Заместителя, не отрицаем. 5 . Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем. 6 . Всех обращающихся к нам иноепархиальных епископов, клириков и мирян с просьбой возглавить их и принять в молитвенное и каноническое общение мы не отторгали и не отторгаем от единства церковного, а, внося мир, направляли их непременно к Вашему Высокопреосвященству и Синоду, предварительно, насколько возможно, успокоив их смущённую религиозную совесть. Да послужат эти наши разъяснения, при помощи Божией, ко благу и миру церковному. Испрашивая Ваших святительских молитв, с совершенным почтением и истинною о Христе любовию остаёмся Вашего Высокопреосвященства покорные слуги Агафангел [Преображенский], митрополит Ярославский. Архиепископ Варлаам [Ряшенцев], управляющий Любимским викариатством. 10 мая 1928 г. г. Ярославль. Смиренный Евгений [Кобранов], епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

При нем же внутри монастыря построен новый трехэтажный каменный корпус в связи с хлебопекарнею и келарскою: ныне в третьем этаже этого корпуса помещается иконописная школа. При нем же, по указу Св. Синода от 29 апреля 1867 г., монастырь стал отчислять из своих средств ежегодно по 2000 р. на содержание духовно-учебных заведений Архангельской епархии. С 1871–1894 г. настоятелями в Соловецком монастыре были: Феодосий, Мелетий и Варлаам. При настоятеле Феодосии (1871–1878), – из настоятелей московского Покровского монастыря, построен каменный храм на Муксаломском острове во имя преподобного Сергия Радонежского, на средства, пожертвованные купцом М. И. Шапошниковым. Троицко-Зосимо-Савватиевский собор внутри расписан живописью по стенам и по сводам; на две лицевые стороны рак пр. Зосимы и Савватия возложены драгоценные серебряные украшения. Архимандрит Феодосий сердечно отозвался на воззвание Общества Красного Креста об оказании пособия на его более прочную организацию; в 1877–1878 г. монастырем было пожертвовано на этот предмет 16000 р. По требованию современных обстоятельств государственного финансового управления архимандрит Феодосий нашел возможным отказаться от получения 2000 р., которые до того времени ежегодно отпускались из казны на содержание штатного числа монашествующей братии; и при нем же монастырь стал вносить ежегодно по указу Московской Синодальной Конторы от 25-го мая 1874 г. – 1020 руб. на увеличение содержания причтам Даниловского и Лексинского приходов Олонецкой епархии. Положение монастыря среди бурного моря не могло не обращать внимания на частые гибели судов, особенно на подводных камнях, лежащих вблизи группы Соловецких островов с севера, и потому в 1874 г. архимандритом Феодосием, по предложению Общества спасания на водах, была устроена на северо-западной оконечности Анзерского острова спасательная станция. В 1878 г. архимандрит Феодосий, по просьбе его, был переведен в настоятели ростовского Авраамиева монастыря. 27 Апреля 1879 г. настоятелем Соловецкого монастыря определен архимандрит Мелетий, из настоятелей серпуховского Высотского монастыря, постриженик Троицко-Сергиевой Лавры; в Лавре он проходил должности учителя и смотрителя в лаврском народном училище, благочинного, ризничего и казначея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Припали эти Преподобные к ногам Святителей и до тех пор их умоляли, пока они не возвратились снова в Кремль. Результаты сего видения были чудесны. Враг был прогнан, а сама старица, видевшая сей сон, прозрела. В память этого чудесного события, – примирения с Богом подпавших гневу Его людей, – над воротами на образе Спаса были изображены преподобные Сергий и Варлаам, а на другом образе надворотном, обращенном к Кремлю, – святители Петр и Алексий, которые держат образ Божией Матери Печерской. Образ Спасителя с Преподобными, известный под именем «Великого Совета Ангел», весьма чтится москвичами. Пред ним в фонаре всегда горит много свечей, приносимых богомольцами. В прежние времена молебствия совершались пред этим образом на открытом воздухе, но впоследствии построена была часовня справа и там помещена копия с надворотного образа Спасителя, который также весьма чтится и к нему, собственно, теперь и прибегают богомольцы с молитвой. Остановим свое внимание на том обстоятельстве, что за нечестие Москва едва не лишилась великой святыни – Владимирской иконы Божией Матери. Да, нечестие может делать людей недостойными святыни, и Господь может ее, так сказать, от нас отбирать. Так было еще в Ветхом Завете. Долго хранились в храме Иерусалима святыни: ковчег Завета со скрижалями, процветшим жезлом Аарона и манной, но по мере уклонения евреев от веры, по мере их развращения, стала отходить от них и святыня. Сначала она попала в плен к язычникам и некоторое время оставалась у них, и это было как бы грозным предупреждением для евреев, а потом она была и совсем отнята от них и скрыта неизвестно куда. И среди нас наблюдается то же явление. Великое множество святынь было собрано в Византии, но развращение греков послужило причиной падения Константинополя, с которым немало погибло и святынь: исчезла знаменитая Влахерна, погиб Живоносный Источник, утрачено великое множество других христианских святынь. От нас не так давно был отнят чудотворный образ Божией Матери Казанской в г. Казани и совсем недавно было нам грозное предостережение в Троице-Сергиевой Лавре при мощах великого заступника земли Русской преп. Сергия, который дал нам понять, что и он может нас оставить.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Речь идет не о рассмотрении бумаг (документов), а прежде всего о рассмотрении личных свидетельств, перед Крестом и Евангелием, получивших благодатную помощь. В связи с этим необходимо подчеркнуть важное различение: церковное условие канонизации говорит не о молитвенной помощи (много может усиленная молитва праведного, пишет св. апостол Иаков), а о явном чуде Божием: если первое известно многим благочестивым христианам, то чудо Божие, которым Господь хочет прославить Своего святого – дело совсем другое, особое. Т.о., должна быть зафиксирована не просто благодатная помощь в исцелении, а засвидетельствована невозможность исцеления с помощью врачей или каких-либо земных средств. В.О. Ключевский писал, что в «древней Руси известно было правило, которое требовало для церковного признания открывшихся мощей, “да сотворят три чудеса: глух да прослышит, нем проглаголет, слеп да прозрит; и аще сотворят чудеса; то от Бога и от св. апостол; аще не сотворят тех чудес, то не примите их”». Николай Казаков 20 января 2016г. 23:21 Вопрос протоиерею Олегу Митрову. На предстоящем Соборе готовится канонизация местночтимых святых, опрашивались все епархии на предмет их почитания. Мне один знакомый в епархии присылал этот список. В случае общецерковного прославления местночтимого святого нужно ли будет на Соборе представлять случаи чудес или достаточно только наличие почитания в разных епархиях? Привожу этот список: Александр Пересвет, Амфилохий Почаевский, Андрей Ослябя, Аристоклий (Амвросиев), Варлаам Серпуховской, Васса Псково-Печерская, архиепископ Геннадий Новгородский, Герасим Болдинский, митрополит Геронтий Московский, Досифея (Тяпкина), Елисей Лавришевский, архиепископ Иннокентий (Борисов), митрополит Иоасаф Московский (Скрипицын), Иона Псково-Печерский, Корнилий Крыпецкий, Корнилий Переяславский, Кукша Одесский, Лаврентий Черниговский, Леонид Устьнедумский, Марк Псково-Печерский, Мартин Туровский, епископ Мина Полоцкий, Ростислав Мстиславич, Симеон (Желнин), Симеон Полоцкий, Симон Сойгинский, София Слуцкая, Феофил Киевский, митрополит Филарет Киевский, Ярослав Мудрый.

http://bogoslov.ru/article/4814630

Ряд епархий, возглавляемых своими архипастырями, стали отходить от митроп. Сергия и его Синода. Первыми отложились петроградцы – епископ Димитрий Гдовский и епископ Сергий Марвский со своей паствой, написав 16 декабря специальное мотивированное послание митроп. Сергию. 22 декабря отложилась Глазовская епархия, возглавляемая епископом Виктором. 30 декабря отложились серпуховского духовенство и миряне во главе с еп. Алексием (Готовцевым). 9 января 1928 года отложился управляющий Воронежской епархией епископ Козловский Алексий со своей паствой. 12 января отошел со своей паствой епископ Никольский Иерофей. Послания с мотивами своего отхода написали: митроп. Агафангел, архиеп. Угличский Серафим, митроп. Петроградский Иосиф, архиеп. бывш. Пермский Варлаам (Ряшенцев) , епископ Ростовский Евгений (Кобранов). В разное время прервали общение с митрополитом Сергием: митроп. Казанский Кирилл, архиеп. Пахомий, епископы: Дамаскин, Василий, Иларион (викарий Смоленский), Максим (Серпуховской), Аверкий, Нектарий (Трезвинский) и другие, написав митрополиту Сергию мотивированные послания. 14/27 сентября 1927 года митроп. Сергию было написано “Открытое письмо” соловецких узников по поводу его Декларации, в котором, в частности, говорилось: 1) Мы одобряем самый факт обращения Вашего к Правительству с заявлением о лояльности Церкви в отношении к Советской власти, что касается гражданского законодательства и управления... 2) Мы вполне искренно принимаем чисто политическую часть послания... 3) Но мы не можем принять и одобрить Послание в его целом, по следующим соображениям: а) в абзаце “5” мысль о подчинении Церкви гражданским установлениям выражена в такой категорической и безоговорочной форме, которая легко может быть понята в смысле полного сплетения Церкви и Государства. Церковь не может взять на себя пред Государством (какова бы ни была в последнем форма правления) обязательства считать все радости и успехи Государства – своими радостями и успехами, а все неудачи – своими неудачами, ибо всякое Правительство может принимать иногда решения безрассудные, несправедливые и жестокие, которым Церковь вынуждена бывает подчиниться , но не может им радоваться или одобрять. В задачу настоящего Правительства входит искоренение религии, но успехи его в этом направлении Церковь не может признать своими успехами;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сортавала, 1993, стр. 251. 144  Известные в Самиздате и опубликованные «Письма к друзьям» (20 писем) имеют искажения и лакуны. Всего этих писем было около 20 (см. 2МН. П. 1). 145  Сообщение о. Петра Первушина (2НА. П. 3, стр. 659–651). Поставление хотя и было тайным, но сведения о нём просочились даже в эмиграцию. См.: Н. Зернов. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991. стр. 121–122: «Новосёлов стал епископом и погиб в период репрессий». 149  Движение «непоминающих», то есть не поминающих митр. Сергия во время богослужения, было неоднородно. Крайней оппозицией «сергианцам» были «даниловцы» и «андреевцы». 150  Когда к 1923 г. обновленцы контролировали Петроград почти полностью, только «андреевцы» смогли поставить туда своего епископа, а 19 ноября 1923 г. насельник Данилова монастыря архим. Григорий (Лебедев) был поставлен во еп. Шлиссельбургского, и 30 декабря 1925 г. постриженный в Даниловом монастыре Димитрий (Любимов) стал еп. Гдовским. Возглавлял «иосифлян» митр. Иосиф (Петровых) , Среди «иосифлян» были архиереи: еп. Гдовский Димитрий (Любимов), еп. Шлиссельбургский Григорий (Лебедев), еп. Копорский Сергий (Дружинин), еп. Никольский Иерофей (Афоник), еп. Каргопольский Василий (Дохтуров), еп. Воронежский Алексий (Буй), еп. Ижевский Стефан (Бех), еп. Серпуховский Максим (Жижленко), еп. Бугурусланский Стефан (Расторгуев), еп. Пермский Варлаам (Ряшенцев) , еп. Ростовский Евгений (Кобранов), еп. Ингерманландский Роман (Руперт), еп. Донской Иннокентий (Донской), еп. Вытегорский Модест (Васильков) и ещё 26 архиереев. 154  Депутация была у митр. Сергия около ноября-декабря 1927 г. Тогда, не без участия Новосёлова, в Патриархии разразился скандал. См. «Отчёт депутации» (2НА. П. 3, стр. 662–673). 162  Полное название учебного заведения звучало так: «Богословские курсы 3-х ступеней». Они имели богатое преемство: «Новосёловский кружок», Даниловская академия, нелегальная СПб Д.А., которую патронировал схиеп. Макарий (Васильев, † 1944 г.) и где преподавали о. Феодор Андреев, С.А. Аскольдов и др. К 1960 г. форма Курсов изменилась. До 1960-х гг. ими руководил игумен Сергий (Гумилевский), а после его смерти в 1965 г. А.С. барон фон дер Шульц († 1982) стал старостой общины. По существу, долгое время курсы были пастырские («повышение квалификации»). С 1961 трёхступенчатая форма содержала в себе возможность подросткам с 12 лет (1 ступень) знакомиться с основами вероучения. Преподаватели приезжали из разных мест.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Антоний определён 25 февр. 1624; упом. до 1639. Иона упом. в 1648–50. Филофей упом. в 1668–71. Авраамий упом. с 1680; в 1685 перев. в Спасо-Андрониев мнтрь архимандритом. Лаврентий упом. в 1686 и 87. Савватий , в 1691–99, 1706. Павел , в 1708. Кирилл определён в июне 1709; до 1711. Иезекииль , в 1712–19. Митрофан упом. в сент. 1719. Димитрий в окт. 1721 перев. в Московский Новинский мнтрь. Иаков упом. с 1727; † в 1733. Филарет , в 1734–39. Иосиф , в 1743–45. Иерофей , в 1745–48. Пахомий , бывший строитель Полбиной пустыни, определён 30 мая 1754. Гедеон , с 1760; упом. 26 авг. 1761. Никон , в 1762–64. Паисий , архим., бывший Орловского Столбенского монастыря, упом. в мар. 1765. Строит. Мисаил , наместн. Чудовский, 1768. – Варнава , вместе наместн. Чудовский, 1775–77. (См. Чудов). Строители Ираклий Евреинов произведён в 1777 из Чудовских ризничих; 13 янв. 1788 перев. в Московский Знаменский мнтрь игуменом. Иоасаф 29 янв. 1789 перев. в Оптину пустынь. Павел в 1798 перев. в экономы Троицкой Сергиевой Лавры. Арсений , 1819. Игум.? Игум. Кирилл 182.1 перев. в … Паисий Соколов с ? г.; в 1854 перев. в Можайский Лужецкий. Варлаам , бывший строитель Махрищский, определён в июле 1854; † … Иосиф , игум., в 1865–68. 48 Екатерининская пустынь, что в Ермолинской роще, заштатная. [IV, 80.] Строители Варлаам , 1690. Иоасаф , в сент. 1713. Гавриил определён 19 нояб. 1713. Савватий , в окт. 1715. Пётр определён в сент. 1742. Сергий , 1743–45. Нифонт определён в мар. 1753. Мельхиседек 6 июня 1802 перев. в Серпуховский Высоцкий. Дорофей определён 1802–23; † … Назарий , строитель, потом игум., в 1823–1829, перев. в Бобренев Голутвин. Мисаил определён 1842; † 15 окт. 1854. Арсений , 1873. 49 Махрищский, от Троицкой Сергиевой Лавры в 35 верстах; основан в исх. XIV века св. Стефаном. При царе Михаиле приписан к Троицкой Лавре и от неё зависит. [V, 55.] Игумены Св. Стефан Махрищский † 14 июля 1406. В лике святых с 1558. Илия , ученик его, с 1406; † вскоре. Николай , преемник. Феогност , прежде 1434.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Дорофей , в 1805 и 6. – Иона 20 окт. 1806 перев. из Владычня Серпуховского; с 1825 игум.; с 1831 архим.; † 25 янв. 1833. – Амвросий произведён 23 мар. 1833; игум. с 4 окт. 1836; архим. с 21 нояб. 1840; † 11 мая 1853. Архим. Ионафан 24 мая 1853 перев. из Сретенского; в 1859 уволен, за болезнью. – Паисий Соколов 17 авг. 1859 перев. из Лужецкого; † 11 апр. 1866. Игум. Венедикт в 1866 перев. с Перервы; † 31 июля 1867. Архим. Феодосий , синодальный ризничий, поступил 2 нояб. 1867; в сент. 1871 перев. в Соловки. – Вениамин в мае 1872 перев. из Московского Сретенского. 24 Сретенский (Сретения иконы Богоматери Владимирской), в Москве, в Белом городе, основан, будто бы, вскоре после 1395 г., известен с исх. XVI столетия. Ныне заштатный. [VI, 287.] Игумены Иона , 1580. Маркелл , 1598. Ефрем , 1613, 14, 19, 27. Моисей , 1634–44. Варлаам , 1645–48. Дионисий , 9 мая 1653, в окт. 1657; 1674–82. Пахомий , 1688–91. Корнилий , в янв. 1692. Моисей Великосельский , с 1693; † 26 февр. 1719 Исаакий , 1721–26. Феодор Левонов 23 февр. 1731 перев. из Колоцкого, а 2 янв. 1732 – в Угрешский мнтрь. Евсовий Леонов определён 20 янв. 1732; упом. до 1736. Иаков , 1737 и 38. Пётр Котляревский , 1740–42. Софроний Зиминский , 1742–44. Лаврентий Иванов , с 1744; † 22 нояб. 1757. Максим , 1758. Архим. Иоасаф в нояб. 1759 перев. в Вяземский Предтечев мнтрь. – Маркелл , 1762–64. Игум. Гедеон 1770 перев. из Угрешского. Строит. Антоний Протопопов , 1765–1769; игум. 1770, а 11 мая 1771 перев. в Угрешский. Архим. Никон , из Киева взят, 1772–78, перев. в Севскую семинарию прокуратором. Игум. Арсений упом. 5 янв. 1783. Строит. Филарет в янв. (sic) 1806. – Максим Погудкин определён 19 сент. 1805, но вскоре отказался. После на Песноши. – Феофилакт и наместн. Чуковский, 1810–13; потом в Угрешском. – Израиль , 1819–22, перев. в Угрешский. Игум. Сергий 31 авг. 1836 перев. на Песношь. Строит. Мельхиседек 12 авг. 1836 произведён из казначеев Троицкой Сергиевой Лавры; 23 нояб. 1842 перев. в Высоцкий. Архим. Ионафан 24 мая 1853 перев. в Покровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010