Афанасий Сяндемский, основатель Сяндемской Успенской пустыни, которая находится в Олонецком уезде Олонецкой губернии, скончавшийся около 1550-го года. Над могилою Афанасия в церкви пустыни стоит рака с ого образом и кроме того есть в церкви другой его образ. См. книжку: Сяндемская-Успенская пустынь, историческо-статистические заметки. Москва, 1860. Афанасий Череповецкий. См. Феодосий и Афанасий. Боголеп отрок, Черноярский чудотворец, скончавшийся в 1632-м году (Преосв. Димитрия Месяцеслов, 29-го Июля, 1-го изд. вып. IV, стр. 3761 и погребенный в соборной церкви города Черпоярска Астраханской губернии. Варлаам, ученик св. митр. Алексия, основатель Владычнего Серпуховского (Московской губернии) монастыря, скончавшийся 5-го Мая 1377-го года (Преосв. ДимитрияМесяцеслов 5 Мая, 1-го изд. вып. III, стр. 228). Варлаам Керетский, подвизавшийся в царствование Ивана Васильевича Грозного (1533–1584), покоящийся в селе Керети, которое находится в Кемском уезде Архангельской губернии, на западном берегу Белого моря. Варлаам, архиепископ Тобольский, см ниже сл. Разумовский граф.Варлаам Улейминский, основавший в 1460-м году Николаевский Улейминский монастырь, который находится в 10-ти верстах от юрода Углича Ярославской губернии, скончавшийся неизвестно в каком году. О житии Варлаама см. у Ключевского, стр. 318 fin.; о монастыре в Ист. Иер., VI. 466. Варсонофий и Савва Тверские, игумены упраздненного Сретенского Саввина монастыря, который находился в Тверском уезде Тверской губернии, скончавшиеся – первый около 1416-го года, второй – около 1467-го года (Филарета Русские святые 2 Марта). Василиск Сибирский, см. ниже сл. Разумовский граф. Василисса Нижегородская. См. Феодора. Василий Мангазейский, скончавшийся в 1602-м году, останки которого находятся теперь в Троицком Туруханском монастыре Енисейской губернии, – см. ниже в приложениях. Василий Мирожский, игумен Псковского Мирожского монастыря, убитый Ливонцами при нашествии на город Псков 4-го Марта 1299-го года. (Собр. лет. IV, 182 fin., История княжества Псковского, III, 75).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

(В Богородском уезде, в 40 верстах от Москвы) На месте, где теперь находится эта обитель, первоначально был дремучий лес. В XVII столетии, во время нашествия поляков, иноки, избегая врагов, скрывались в лесах. Один из них некто схииеромонах Варлаам уединился с некоторыми подвижниками в этом лесу. Тут же водворились для безмолвия и две престарелые монахини, имевшие с собой образ святителя Николая Чудотворца. Варлаам сначала построил здесь часовню; а потом, с помощью окрестных жителей – небольшую каменную церковь во имя Николая Чудотворца. В 1777 году, митрополит Платон основал здесь обитель. В Берлюковской обители четыре церкви: Соборная, во имя Христа Спасителя, здесь находится чудотворная икона Спасителя, предаваемого и лобзаемого Иудой Искариотским; Во имя Святой Живоначальной Троицы, с приделами: Николая Чудотворца и мученицы Мины; Святого Василия Великого ; Вне монастыря, во имя Казанской иконы Богоматери. Голутвин Богоявленский монастырь (В четырёх верстах от уездного города Коломны) Он основан был в 1385 году великим князем Дмитрием Иоанновичем Донским, по благословению преподобного Сергия Радонежского, который поставил здесь игуменом ученика своего Григория. В этом монастыре три церкви: Соборная – в честь Богоявления Господня; Преподобного Сергия Радонежского, с приделом Николая Чудотворца. В этой церкви, при храмовом образе, хранится деревянный посох, оставленный здесь, по преданию, преподобным Сергием Радонежским; Церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы. К Голутвину монастырю приписан Бобренев Рождественский монастырь, находящийся в одной версте от Коломны. Он основан был, по преданию. В 1380 году, в благодарность Господу Богу, после победы над Мамаем. Здесь две каменные церкви: Соборная двухэтажная, в ней престолы: вверху – в честь Рождества Богородицы, а внизу – Алексия человека Божия, и другая церковь в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим 145 . Серпуховский Владычный монастырь (В одной версте от уездного города Серпухова) Основание Владычного монастыря положено было в 1360 году, святым Алексием митрополитом Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Весь уклад жизни русских людей близок был к монастырскому, и хотя в самом Кремле немало было дворов боярских, но тут было множество и монастырей и около 40 церквей, да на Красной площади около 15. Все Кремлевские башни имели также церковный вид; на всех их были или церкви, или часовни, или чудотворные иконы, при этом везде пред надворотными иконами горели лампады. Кремль запирался зимой в 8 часов вечера и отпирался после заутрени. В сам Кремль не позволялось въезжать обычным москвичам, а они должны были вставать из экипажей у ворот и пешком входить в Кремль. Любопытно, как вели себя ночные кремлевские сторожа по древним описаниям. Близ Успенского собора часовой страж первый начинал протяжно и громко на распев возглашать: «Пресвятая Богородице, спаси нас», за ним второй возглашал: «Святые московские чудотворцы, молите Бога о нас», потом третий: «Святый Николае Чудотворец, моли Бога о нас», четвертый: «Вси святые, молите Бога о нас», пятый: «Славен град Москва», шестой: «Славен город Киев», седьмой: «Славен город Суздаль», и так поименовывались многие другие русские города. Затем первый страж снова восклицал: «Пресвятая Богородице, спаси нас» и т. д. После этих перекличек те же стражи начинали в полголоса петь духовные песнопения, а потом опять начиналась перекличка. Главную святыню Спасских ворот составляет икона на воротах, именуемая «Великого Совета Ангел». Происхождение этой иконы относится к 1521 году, ко времени нашествия на Москву татарского хана Махмет Гирея. В это время одна благочестивая слепая старица, инокиня Вознесенского монастыря видела такой сон. Будто из Успенского собора направляется большой крестный ход, во главе идут святители Петр и Алексий и износят вдвоем Владимирскую икону Божией Матери; крестный ход прошел уже Спасские ворота, но тут у Лобного места повстречали его два преподобных Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, которые спросили Святителей о причине их исхождения из Кремля совместно с великой святыней. И когда был ответ, что они исходят по воле Божией за нечестие града, преподобные Сергий и Варлаам припали к ногам святителей и умоляли их не покидать град: «Вы убо, о святии святителие, – говорили Преподобные, – некогда в жизни сей души свои полагали за паству вашу, ныне же в великой скорби хотите оставить, но да не будет сего – прострите убо ваши молитвы к Пресвятой Богородице, да Ее предстательством отвратит Господь Свой праведный гнев на милость и да обратятся люди к покаянию и исправлению».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Житие преподобного Иакова написано настоятелем того же монастыря смиренным архимандритом Иосифом в конце XVI столетия. В «Иконописном подлиннике» сказано: «Преподобный отец наш Иаков, иже на Железном Борку, костромский чудотворец; подобием сед, брада аки Власиева, в схиме: из под схимы кудерцы знать». Варлаам и Гедеон Серпуховские, преподобные Прп. Варлаам, келейник свт. Алексия, Московского митрополита, основатель владычного в Серпухове мужского (а впоследствии обращенного в женский) монастыря. Жизнь его мало известна, скончался в 1377 году. Могила его находится близ самого входа в монастырский соборный храм, где была некогда паперть, а ныне трапезная церковь. От гробницы бывали чудесные исцеления, которых запись началась со времени настоятельства игумении Митрофании (Розен), много хлопотавшей об открытии и прославлении мощей этого угодника Божия. В описании Серпуховского монастыря вспоминается еще местночтимый Гедеон, брат по духу и сподвижник Варлаама, по словам которого он (то есть Гедеон) еще в сей жизни был готов для жизни вечной. Адриан Монзенский, преподобный Преподобный Адриан Монзенский жил в XVI — в начале XVII вв., был уроженцем города Костромы. В миру носил имя Амос. По исполнении совершеннолетия должен был по желанию родителей вступить в брак, но благочестивая душа Амоса искала не мирской жизни. Вскоре он тяжело заболел. Во время болезни во сне ему представился одинокий храм между двух рек и слышался голос: «Здесь твое место». После сего видения, лишь только выздоровел Амос, тайно ушел из дома своих родителей и поселился в Толгском монастыре близ Ярославля. Родители нашли его здесь и возвратили домой. Но вскоре он снова ушел от них и принял пострижение с именем Адриан в Геннадиевом монастыре Костромской епархии. Прожив здесь несколько лет, подвижник отправился на север искать виденный им во сне храм между двух рек. Он подвизался в Спасо-Каменном, затем в Павло-Обнорском монастыре. В Павловом монастыре полюбил его старец Пафнутий, и Адриан рассказал ему давнее видение свое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Парфений Чертков произведён 17 дек. 1811, а 14 окт. 1813 перев. в Московский Знаменский мнтрь. Монастырь обращён в приходскую церковь . 26 Перервинский, Первынский в актах XVII века (Николаевский на Перерве), под Москвой, существует с XVII века. Ныне 52 класса. [V, 480; VI, 1038.] Игумены Александр , 1632. Аркадий , бывший Курского Знаменского, определён 15 нояб. 1634. Упом, в 1635. Герасим , 1643 и 44; 31 окт. 1652 перев. в Мещовский Георгиевский. Мисаил , строитель, определён 25 мая 1660. Иона , 1668. Павел , 28 мая, 24 авг. (sic) 1675. Марк † 1683. Симон , с 1683; † 1705. Корнилий упом. в дек. 1705, 1706–1721, янв. Макарий , строитель, в мар. 1721. Варлаам , 1722–35, перев. в Угрешский. Виктор определён 6 июля 1735–46. Лаврентий , 1746–48; отрешён. Иларион Завалевич , 1748–1753, перев. в Угрешский. Варлаам Гловацкий определён 23 авг. 1753–57, 27 февр. перев. в Угрешский. Кирилл , 1757–59. Иларион Завалевич (паки) архим. [упом. архим. 1761–64] перев. из Ростовского Борисоглебского; † 1764. Сильвестр , строитель, 1765 и 66; † … Афанасий , 1766–75; †...? Порфирий Гжатский произведён 16 авг. 1775; † 8 сент. 1776. Ириней Клементьевский определён 12 окт. 1776, а в сент. 1782 перев. в Московский Крестовоздвиженский. Годеон Замыцкий , с сент. 1782–1783, 9 дек. перев. в Крестовоздвиженский. Досифей Ильин 1784 перев. из Брянского Петровского, а 5 авг. 1787 перев. в наместн. Троицкой Сергиевой Лавры. Иероним Ершов , 1787–1788, 24 мар. перев. в Угрешский. Агапит Скворцов , с 24 мар. 1788, а 20 дек. 1789 уволен. (После игум. Голутвинский). Иоанн , строитель, определён в начале 1790, из казначеев Высокопетровского монастыря, а в дек. 1805 уволен на покой; † 15 нояб. 1806. Лаврентий Бакшевский произведён 6 янв. 1806, а 25 янв. 1808 перев. в Угрешский. Павел 1811 перев. в Угрешский. Аарон , 1818, из казначеев Богоявленского; 1826 перев. на Угрешу. Амвросий определён 3 окт. 1826, а 19 июля 1828 перев. в Серпуховский Высоцкий. Мефодий , 1828. Пармен Соколов , 1832–1848, 1 окт. перев. в Даниилов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При школе – книжная лавка. Мы приводим здесь предание об основании Владычного монастыря, заимствуя его из напечатанной Серпуховским Владычным монастырем брошюры, под заглавием: «об Основании Влад. Серп, монастыря в 1860 г.» (1687). Это предание любопытно, как одно из наиболее характерных в своем роде: «Преосвященный митрополит Алексей имел у себя келейника по имени Варлаама, который, приняв пострижение, жил несколько времени в пустыне. Св. Алексей чрезвычайно любил его, потому что он боялся Бога и покорялся ему в жизни. Прошло уже довольно времени после того, как Св. Алексей принял святительский сан. Только однажды, в то время, когда исполнял он обычное правило, диакон Герасим читал кондаки п икосы, вдруг – едва Св. Алексей проговорил «всепетую» песнь, – необыкновенный свет озарил его келью; все ужаснулись, услышав от иконы Пресв. Богородицы голос: «Алексие! ты долженъ построить монастырь во имя мое, а вместе и себе в память.» Святитель размышлял об этом событии, не зная, что делать. По окончании же келейного правила, он ушел во внутреннюю комнату, и начал там молиться и преклонять колена перед иконою Владычицы Богородицы, прося изъяснить ему это событие. И вот в то время опять слышан был голос: «Алексие, Алексие! построй монастырь во имя мое»! Он же сказал: «Владычице! Где же будет во имя Твое монастырь? Я не знаю, где его построить!» И опять слышан был голос: «В пределах города Серпухова: там возлюбила я место во спасение многим душам человеческим». Святитель, повинуясь воле Божией и Владычицы Богородицы, приготовляет нужное для постройки монастыря, посылает упомянутого преподобного Варлаама осмотреть место для монастыря, и приказывает донести ему, когда тот отыщет такое место для того, чтобы осмотреть его собственными глазами. Варлаам же, найдя такое место, остался переночевать там. И вот во сне он слышит необыкновенный звон и гремение сосудов железных и медных. Это заставляет его подумать, что здесь именно угодно Богу иметь монастырь. Варлаам с радостью возвратился донести об этом Св.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

1) митрополит Иосиф [Петровых] Петербургский – в ссылке в Устюжском уезде Новгородской губернии, 2) архиепископ Серафим [Самойлович] Угличский – в Соловках, 3) архиепископ Варлаам [Ряшенцев] бывший Пермский – в Ярославской тюрьме, 4) епископ Димитрий [Любимов] Гдовский – в Ленинградской тюрьме, 5) епископ Алексий [Буй] Уразовский – в Соловках, 6) епископ Виктор [Островидов] Воткинский – в Соловках, 7) епископ Максим [Жижиленко] Серпуховской – в Соловках, 8) епископ Афанасий [Молчановский] Сквирский – в Соловках, 9) епископ Нектарий [Трезвинский] Яранский – в ссылке, в Казани, 10) епископ Иларион [Бельский] Поченский [Почепский? – Сост.] 160 – в Соловках, 11) епископ Павел Ялтинский – в ссылке, в Харькове, 12) епископ Василий Каргопольский – в ссылке, неизвестно где, 13) епископ Сергий [Никольский] бывший Бузулукский – в ссылке, неизвестно где, 14) епископ Иосиф бывший Вирский – в ссылке, неизвестно где, 15) епископ Дамаскин [Цедрик] Глуховский – в тюрьме, в Москве. Арест епископов происходит следующим образом: агент ГПУ являлся к епископу и ставил ему следующий вопрос: «Как вы относитесь к Декларации митрополита Сергия?» Если епископ отвечал, что он её не признает, то агент заключал: «Значит, вы контрреволюционер». И епископ арестовывался. Но митрополит Сергий не замечал или не хотел замечать ужасных последствий своей необдуманной Декларации. Вслед за запрещением поминовения; ссыльных, за введением поминовения власти последовало увольнение всех ; ссыльных украинских епископов наперсником митрополита Сергия на Украине митрополитом Михаилом [Ермаковым] (17/30 марта 1929 г.; его очень хвалит «Церковный Вестник” митрополита Евлогия [Георгиевского]. – См.: “Церковный вестник” 161 . 1930. 2. С. 12 и след.); затем началась подготовка к Всероссийскому Собору и, наконец, появилось пресловутое интервью о положении Церкви в России от 3(16) февраля 1930 г. по поводу исторического послания Пия 2 [Ратти] в защиту веры в России (см.: “Известия”. 1930. 16 февр. 46; “Возрождение” 162 . 1930. 15 февраля. 1719).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В кон. XV - нач. XVI в. в обители, вероятно, настоятельствовал архим. Кассиан, о чем свидетельствовала надпись на иконе в ризнице Иосифова Волоколамского мон-ря ( Голубцов. 1910. С. 189-190). Предположительно Кассиан впосл. стал архимандритом московского Симонова мон-ря (1508-1514), а затем пребывал на покое в Иосифовом Волоколамском мон-ре ( Макарий (Веретенников). 1996. С. 123-133; см. также: Меняйло В. А. Иконы «Рублева письма» в Иосифо-Волоколамском мон-ре//АиО. 1996. 4(11). С. 231-239; А. С. Усачёв не связывает архим. Кассиана с П. Б. м., см.: Усачёв. 2018. Т. 1. С. 106-107). Игум. Пафнутий II упоминается в Летописном сборнике XVI в. (Боровский летописец) в записях о постройках в П. Б. м. в 1522-1523 гг. ( Тихомиров. 1979. С. 162), а в Архангелогородском летописце имеется запись о его кончине в 1531 г. (ПСРЛ. Т. 37. С. 102). Сведения о настоятелях П. Б. м. в сер.- кон. XVI в. отрывочны: помимо игуменов, участвовавших в важных церковных событиях, в источниках упомянуты игум. Тихон в 1551 г. (Писцовые книги. 1877. С. 1506) и игум. Гурий в 1562 г. (Вкладная и кормовая книга. 2006. С. 61). Довольно продолжительное время П. Б. м. возглавлял игум. Иоасаф (не позднее 1592-1605). В февр. 1592 г. на его имя была прислана грамота царя Феодора Иоанновича с просьбой принять возвращавшегося из Москвы митр. Тырновского Дионисия с его свитой и отпустить их с должными почестями (ИРИ. Ч. 3. С. 434-436). В 1605-1610 гг. Иоасаф занимал должность архимандрита Троице-Сергиева мон-ря, а затем ушел на покой в П. Б. м., где погиб 5 июля 1610 г. при взятии обители войсками Лжедмитрия II . Вместе с архим. Иоасафом погиб и игумен П. Б. м. Никон. В кон. XVI в. в обители принял постриг иером. Варлаам (Яцкий, Яцкого), впосл. насельник Чудова мон-ря, отправившийся в 1602 г. в Киев вместе с Григорием (Отрепьевым) - буд. Лжедмитрием I . В 1599 г. в обители перед смертью принял постриг в схиму с именем Левкий окольничий А. П. Клешнин. В 10-х гг. XVII в. монастырь возглавлял игум. Иона (упом. в 1613-1618), переведенный из серпуховского Высоцкого монастыря, затем игум. Иосиф (не позднее 5 сент. 1619-1649). В 1649-1651 гг. во главе П. Б. м. стоял игум. Симеон, который в 1651-1664 гг. был архиепископом Тобольским и Сибирским, а в 1664 г. уволен на покой в московский Покровский мон-рь. В 1651-1652 гг. обитель возглавлял игум. Павел , хиротонисанный в 1652 г. во епископа Коломенского и Каширского. Настоятель обители в 1665-1667 гг. игум. Парфений в 1672-1680 гг. был митрополитом Астраханским и Терским.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

В одном из храмов этого монастыря находятся гробницы двух сестер святого Алексия, игуменьи Юлии и инокини Евпраксии. – О первой игуменье Алексиевской сказано в летописи: «Ульяна от града Ярославля, дщерь некоего родителя богата и славна, сама же зело богобоязлива, игуменья бывши 90 черницам и общему житью начальница». 108 Этот монастырь получил название Андроникова по имени первого своего игумена, о котором будет упомянуто в следующей главе. Обет св. Алексия послуживший поводом к основанию этой обители, описан выше в примечании 109 Владычень Серпуховской монастырь, в полуверсте от Серпухова, на берегу р. Нары, в 1806 году обращен в женский монастырь. На паперти соборной его церкви погребен блаженный игумен Варлаам, бывший келейник св. Алексия, скончавшийся 3 мая 1375 года и местно чтимый за благочестивую жизнь. 110 Преподобный Иосиф Волоколамский пишет: «в Чудовом монастыре блаж. митрополит Алексий посадил честных старцев, испросив одних у великаго аввы Сергия, а других взяв из иных обителей, и старцы те жили иночески, жизнью духовною; приходили к ним многие и пользу получали». 111 Духовное завещание святого Алексия обнаруживает великое его смирение и любовь к основанному им монастырю. Оно начинается словами: «Се аз смиренный, грешный раб Божий Алексий». Великий святитель Божий именует себя грешником, не упоминая и о сане митрополита. Чудовской обители он оставил 12 сел (в том числе Жилинское, Черкизово и Раменное). «А все те села – сказано в завещании –даю с серебром и с половники и с третьники и с животиною. А что моя в селех челядь, на них серебрецо. Не похотят служити, кто куды, тем воля, отдав серебрецо. А монастырь Михаила чуда приказываю тебе своему сыну, великому князя Дмитрию Ивановичу». 112 В Лавре сохранились: ветхая крашенинная фелонь преподобного Сергия с епитрахилью и поручами, деревянные потир и дискос, аналав от схимы, игуменский посох простого дерева, кожаные сандалии, бывшие 30 лет на ногах чудотворца во гробе, нож с ветхим влагалищем и ложка деревянная.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

ВЛАДЫЧИН, женский, 3 класса, в одной версте от уездного города Серпухова, на берегу реки Нары. Он был прежде мужским, и основан св. Алексием, Митрополитом всея Руси, в 1362 году, в честь Владычицы Пресвятой Богородицы (почему и Владычин называется) по чудесному Ее велению; обитель эта также именовалась и Введенскою, по главной церкви, здесь с самого начала построенной. Первым Настоятелем здесь был ученик св. Алексия Митрополита, Варлаам, который тут и погребен, вместе с своим преемником, иноком Гедеоном, которых память, по их благочестивой жизни, уважается и доныне. – В 1706 году обитель эта обращена в женскую. В настоящее время здесь находятся четыре каменные церкви: 1) Соб. Введения Пресвятой Богородицы, древнего построения, сооруженная вся из дикого камня. 2) Великомученика Георгия, с приделом московских Святителей Петра, Алексия и Ионы. 3) Феодора Агкирского, над св. вратами. 4) Димитрия царевича, под колокольнею; в этой церкви есть икона сего царевича, присланная сюда, в 1607 году, царем Василием Иоанновичем Шуйским. Ежегодно, пред Троицыным днем, в четверг, совершается отсюда, из обители, по древнему установлению, крестный ход на общую могилу, называемую Убогим Домом, где погребены граждане Серпуховские, погибшие во время морового поветрия, известного под именем черной смерти, где и отправляется по усопших торжественная панихида. АНОСИН-БОРИСОГЛЕБСКИЙ, женский, общежительный, в 5 верстах от уездного города Звенигорода, в селении Аносине. Основан в 1831 году княгинею Мещерскою. Здесь церковь Бориса и Глеба. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: КРУТИЦКИЙ APXIEPEЙCKUЙ ДОМ, в Москве, между Симоновым и Новоспаским монастырями, на гористом берегу Москвы реки, на урочище, издревле именуемом, по причине крутизны местоположения, Крутицами; при подошве этой возвышенности, во рвах, протекают ручьи: с северной стороны – Сара, а с южной – Подон. Обитель эта, древнейшая в Москве и примечательная по своему отношению к иерархии русской, основана св. Князем Даниилом Александровичем Московским в последней половине XIII века (около 1272 года), и служила с половины XV века местопребыванием владык древней Сарайской епархии, переименованной в Сарайскую и Подонскую, а потом в Крутицкую, и уничтоженной по именному указу императрицы Екатерины I, 15 мая, 1788 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010