Местное почитание В., по-видимому, началось сразу после его кончины, имя преподобного внесено в «Описание о российских святых» (списки XVIII в.). Ист.: ЛЗАК. Т. 2. Отд. 2. С. 83-84; ВМЧ. СПб., 1868. Стб. 551-552 (Сент. 9); ПСРЛ. Т. 21. 2-я пол. Ч. 2. СПб., 1913. С. 505. Лит.: Строев. Списки иерархов. 4. С. 149; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 86-88; Леонид (Кавелин). Святая Русь. 534. С. 136; Описание о российских святых. 186. С. 72; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553. Прил. 3; АСЭИ. М., 1958. Т. 3. С. 596 (Коммент.); Ивина Л. И. Крупная вотчина Сев.-Вост. Руси конца XIV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 40-41, 50-51. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕДЕОН († кон. мая 1377 или 1392), прп. (пам. 5 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/154393.html

С В. С. связано создание 2 икон Пресв. Богородицы. Согласно сказанию, преподобный перед кончиной описал свт. Алексию явление Пресв. Девы, бывшее при основании монастыря: «Когда я упал, то увидел, что монастырь держат святые ангелы, в дверях церковных стоит святой Захария, входит Пресвятая Богородица со своими родителями; Захария принял Богородицу и посадил Ее на третью ступень». Сразу после кончины В. С. свт. Алексий повелел написать образ «Введение Богородицы во Святая Святых», воспроизводивший это видение. Празднование иконе было установлено на Введение во храм Пресв. Богородицы (21 нояб.); богато украшенный драгоценными камнями образ находился близ гробницы преподобного. Прославление др. иконы Божией Матери - «Неупиваемая Чаша» - произошло в 1878 г. В. С. явился во сне некоему отставному солдату, страдавшему от недуга пьянства, повелел идти в серпуховской Владычный мон-рь, найти там икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и отслужить перед ней молебен. Исполнив повеление, солдат исцелился. Арх.: [«О зачатии Владычнего монастыря, еже есть в Серпухове»] - ГИМ. Син. 85. Л. 73-76 (10-е гг. XVIII в.); РГБ. Ф. 256. 364. Л. 287-289 (1699-1700 гг.); Ф. 344. 33. Л. 137 об.-142 (10-е гг. XIX в.); [Дело об исцелении больных у гроба прп. Варлаама в Серпуховском Владычном мон-ре в 1849-1871 гг. (Копии)] - СГИХМ. Науч. арх. Ф. 1. Д. 58. КП 67; ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 327. Д. 6-9; Оп. 328. Д. 47; Оп. 349. Д. 2. Лит.: Рождественский В. А. Ист. описание Серпуховского Владычнего общежительного девичьего мон-ря. М., 1866. С. 114-118; Клосс Б. М. Избр. тр. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 38-41. Рубрики: Ключевые слова: ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/154251.html

Из четырёх серпуховских князей наиболее прославился Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый. Во время Куликовской битвы 1380 г. он вместе с воеводой Димитрием Боброком руководил засадным полком, состоявшим из серпуховичей. Полк стоял в дубраве на краю поля битвы, не видимый врагом; продолжал стоять даже тогда, когда русские не выдержали боя и побежали, а монголы бросились за ними. Князь Владимир Андреевич порывался выступить в этот момент, но хладнокровный Боброк удержал его. Лишь когда монгольское войско обернулось к дубраве тылом, да ещё и ветер подул в сторону врага, засадный полк неожиданно напал на монголов. Повернули назад и оступавшие русские. Теперь паника охватила монголов, они бежали во главе с Мамаем; русские преследовали их тридцать вёрст. Погибшие воины серпуховского ополчения были похоронены в братской могиле в Высоцком монастыре. Серпуховское княжество чеканило свою монету. В 1483 г. город вошёл в состав Московского княжества. В 1607 г. под Серпуховом царь Василий Шуйский разбил войско второго Лжедимитрия. В связи с этим царь подарил Владычнему Введенскому монастырю образ святого царевича Димитрия, который впоследствии прославился чудесами. Святые [ править править код ] Преподобный Герман Аляскинский Герман Аляскинский (вероятное мирское имя Герасим Иванович Зырянов; 1756 или 1757, Серпухов, Россия —13 декабря или 15 ноября 1836, Еловый остров, Аляска) — православный святой, почитаемый в лике преподобных, руководитель русской духовной миссии на острове Кадьяк, крестивший множество алеутов и других жителей Русской Америки. Один из первых православных проповедников в Новом Свете. Святой покровитель Америки. День памяти кончина 13 (26) декабря, открытие мощей и прославление 27 июля (9 августа). Рака с мощами находится в храме Воскресения Христова в городе Кадьяк. Монастыри [ править править код ] Введенский Владычний женский монастырь [ править править код ] Серпухов, Введенский Владычний монастырь в Серпухове Серпуховский Владычный Введенский женский монастырь - старейший монастырь города, основан в 1360 свт. Алексием Московским как мужской. Первым игуменом был келейник митр. Алексия, прп. Варлаам. Полностью перестроен в кон. XVI в. на средства царя Бориса Годунова, в XVIII в. пришел в упадок. В 1806 преобразован в женский, в XIX в. один из крупнейших женских монастырей Подмосковья.

http://azbyka.ru/palomnik/Серпухов

Этому видению, как и почитанию самого первого строителя монастыря преподобного Варлаама Серпуховского отведена особая часть экспозиции. Когда уже в наше время Введенский Владычний монастырь только восстанавливался, один из строителей нашел перед Алексеевским храмом медальон с изображением преподобного Варлаама, датируемый XIX веком. К тому же времени относится и представленная рядом икона. А вот более древнее свидетельство о почитании преподобного Варлаама в народе, отнесенное московскими специалистами к началу XVII века, находится сейчас в Серпуховском художественном музее – это фелонь, о которой упоминается в монастырских повествованиях. Отсутствующий экспонат С самого своего основания в 1360 году Введенский Владычний монастырь был мужским. К концу XVIII века, потеряв после секуляризации церковных и монастырских земель средства к существованию, обитель пришла в упадок и запустение. Тогда по ходатайству митрополита Московского Платона (Левшина) указом императора Александра I в 1806 году она была преобразована в женский общежительный монастырь. Назначена сюда настоятельницей была игумения Дионисия. Приехав в обитель, первое, что она сделала, – стала обходить помещения, чтобы ознакомиться с тем, что здесь есть, и, зайдя в ризницу, как пишется в архивных документах, увидела там эту самую священническую фелонь, на которой преподобный Варлаам был вышит с нимбом и тут же представлено его видение: ангельский лик, обитель, Введение во храм Пресвятой Богородицы, рядом святитель Алексий и другие святые покровители монастыря. Вплоть до закрытия обители советской властью в 1924 году эта фелонь находилась здесь. Пока сестрам разрешили ее только сфотографировать для монастырской экспозиции.      Реконструкция особенностей монастырского быта прежних времен Экспонаты музея кропотливо собирались еще со времен проведения раскопок на территории монастыря в начале 2000-х годов. Помимо закладного камня можно увидеть здесь и кирпичи основной кладки храмов и крепостной стены конца XVI – начала XVII веков. Это достаточно внушительных объемов глыбы, которые монахи тогда носили вручную. Есть тут и образцы кирпича уже собственного производства – в XIX веке у монастыря появился свой кирпичный завод. Еще при Петре I введено было обязательное клеймение кирпичей, по которому можно было бы определить производителя. По печати «Владычний монастырь» были отобраны и эти образцы. Тут же можно увидеть чугунный, добротный, а оттого хорошо сохранившийся мастерок еще XVI века. Образцы гвоздей от самого основания монастыря в XIV веке и до его разорения, так что можно проследить, как этот атрибут менялся от века к веку.

http://pravoslavie.ru/141030.html

История явления иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Клеймо иконы «Прп. Варлаам Серпуховской, с житием». 2016 г. Иконописцы С. и В. Ходоровские (Владычный мон-рь в Серпухове) История явления иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Клеймо иконы «Прп. Варлаам Серпуховской, с житием». 2016 г. Иконописцы С. и В. Ходоровские (Владычный мон-рь в Серпухове) По словам сщмч. Иакова Бриллиантова, о чуде от иконы вскоре стало известно не только в Серпухове, но и далеко за его пределами. Были зафиксированы первые чудеса исцелений от страсти пьянства после моления перед «Н. Ч.» (Там же). Вскоре после прославления чтимая монастырская святыня была перенесена из Георгиевского храма во Введенский собор мон-ря. Там она находилась «вблизи гробницы Преп. Строителя Варлаама (с XIX в. в притворе собора.- Авт.), в особо устроенном иконостасе», который соорудил получивший по молитвам перед «Н. Ч.» избавление от запоя московский купец С. Ф. Фёдоров (Там же; по мнению настоятельницы Владычного мон-ря игум. Алексии (Петровой), состав икон в «иконостасе» отражен в 11-м икосе одной из редакций акафиста «Н. Ч.», где упом. образы прп. Домники, сщмч. Харалампия, мц. Параскевы и сщмч. Антипы, см.: Акафист. 1997. С. 15-16; 19982. С. 18-19). Его попечением была также создана «взамен фольговой» серебряная позолоченная риза на икону, а у себя дома купец имел «точную копию с чудотворной иконы Матери Божией» (Там же). После закрытия в 1927 г. Введенского собора икону перенесли в кафедральный собор во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Белого). В краткий период пребывания на Серпуховской кафедре (1928-1930) еп. Мануил (Лемешевский) содействовал восстановлению угасающего почитания иконы, по его благословению было создано 8 списков чудотворной «Н. Ч.». После закрытия в 1929 г. Никольского собора в числе уничтоженных богоборцами икон (по преданию местных жителей, их сожгли на берегу р. Нары) был, видимо, и чудотворный образ Божией Матери; не сохранились и его списки ( Алексий (Горлычев). 2002. С. 47). Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». 1992 г. Иконописец А. М. Соколов (Высоцкий мон-рь в Серпухове)

http://pravenc.ru/text/2565164.html

— Известно ли вам, как много паломников приезжало во Владычний монастырь до революции? — Нам неизвестно о количестве паломников, которые приезжали к иконе «Неупиваемая Чаша», мы не видели этих документальных сведений. У нас есть свидетельства о посещении монастыря для поклонения преподобному Варлааму. Кстати, с уверенностью можно сказать, что преподобный Варлаам был знаком и с Преподобным Сергием Радонежским. Митрополит Алексий часто встречался с Преподобным Сергием и наверняка брал с собой келейника — монаха Варлаама. Преподобный Сергий приходил и в Серпухов к серпуховскому князю, чтобы выбрать место для Высоцкого монастыря. Можно предположить, что он посетил монастырь, основанный его духовным другом святителем Алексием, в котором настоятелем был преподобный Варлаам. В середине XIX столетия имя преподобного Варлаама стало известно по всей России. Случилось это благодаря игумении Митрофании (в миру — баронесса Прасковья Григорьевна Розен), руководившей Владычним монастырем с 1861 по 1874 год. По донесению игумении в Синод, только в мае 1869 года в монастырской гостинице остановилось 4248 богомольцев, пришедших на поклонение именно преподобному. — Игумению Митрофанию обвинили и судили за подделку векселей. Так ли все просто было в той истории? — Мы пытались разобраться, но в этой истории важны документальные свидетельства 150-летней давности. Нам не удалось найти ни подтверждающих, ни опровергающих эти события документов. Консультации с юристами привели к предположению, что игумению подвели под суд наследники купца Солодовникова. Сейчас трудно уже сказать, как это было на самом деле. Личного интереса игумении следствие не нашло: похищенное предназначалось монастырю. Мы верим в невиновность игумении Митрофании. На то есть косвенные признаки. Во-первых, она не нанимала себе дорогих адвокатов. Ее дело вел сын институтской подруги, и этот выбор она объяснила так: «Пусть хотя бы кому-то это дело принесет пользу». Молодой адвокат, участвуя в этом деле, мог приобрести известность. Во-вторых, по благословению святителя московского Иннокентия (Вениаминова) во всех храмах служились молебны «о невинно осужденной игумении Митрофании». Конечно, это не прямое доказательство невиновности, но все же косвенно свидетельствует в ее пользу.

http://patriarchia.ru/db/text/3649170.ht...

Кажется, в 2002 году мы получили благодарственное письмо от российского Министерства культуры за «бережное отношение к памятнику и за проведение научной реставрации». Не просто реставрации, когда замазал трещины и переделал всё, как тебе надо, а именно «за проведение научной реставрации». — Известно ли вам, как много паломников приезжало во Владычний монастырь до революции? — Нам неизвестно о количестве паломников, которые приезжали к иконе «Неупиваемая Чаша», мы не видели этих документальных сведений. У нас есть свидетельства о посещении монастыря для поклонения преподобному Варлааму. Кстати, с уверенностью можно сказать, что преподобный Варлаам был знаком и с Преподобным Сергием Радонежским. Митрополит Алексий часто встречался с Преподобным Сергием и наверняка брал с собой келейника — монаха Варлаама. Преподобный Сергий приходил и в Серпухов к серпуховскому князю, чтобы выбрать место для Высоцкого монастыря. Можно предположить, что он посетил монастырь, основанный его духовным другом святителем Алексием, в котором настоятелем был преподобный Варлаам. В середине XIX столетия имя преподобного Варлаама стало известно по всей России. Случилось это благодаря игумении Митрофании (в миру — баронесса Прасковья Григорьевна Розен), руководившей Владычним монастырем с 1861 по 1874 год. По донесению игумении в Синод, только в мае 1869 года в монастырской гостинице остановилось 4248 богомольцев, пришедших на поклонение именно преподобному. — Игумению Митрофанию обвинили и судили за подделку векселей. Так ли всё просто было в той истории? — Мы пытались разобраться, но в этой истории важны документальные свидетельства 150-летней давности. Нам не удалось найти ни подтверждающих, ни опровергающих эти события документов. Консультации с юристами привели к предположению, что игумению подвели под суд наследники купца Солодовникова. Сейчас трудно уже сказать, как это было на самом деле. Личного интереса игумении следствие не нашло: похищенное предназначалось монастырю. Мы верим в невиновность игумении Митрофании. На то есть косвенные признаки. Во-первых, она не нанимала себе дорогих адвокатов. Ее дело вел сын институтской подруги, и этот выбор она объяснила так: «Пусть хотя бы кому-то это дело принесет пользу». Молодой адвокат, участвуя в этом деле, мог приобрести известность. Во-вторых, по благословению святителя московского Иннокентия (Вениаминова) во всех храмах служились молебны «о невинно осужденной игумении Митрофании». Конечно, это не прямое доказательство невиновности, но всё же косвенно свидетельствует в ее пользу.

http://e-vestnik.ru/interviews/igumeniya...

Варлаама». Клеймо иконы «Прп. Варлаам Серпуховской, с житием». Ок. 1998 г. Иконописец А. Шаров (Владычный мон-рь в Серпухове) Восстановление иконы «Н. Ч.» в наст. время стало возможным благодаря ее изображению, опубликованному перед статьей сщмч. Иакова Бриллиантова в «Воскресном листке». Пресв. Богородица представлена в типе «Оранта», возносящей молитву пред престолом, на к-ром находится Чаша со стоящим в ней Младенцем Христом, также с поднятыми руками, но в жесте благословения. Богомладенец облачен в светлый хитон. Поверх мафория на голове Божией Матери венец. Вверху надпись: «          ». Насколько можно судить по отпечатку, стиль иконы следует основным принципам академической живописи. Наиболее близко воспроизводит вид иконы на отпечатке копия работы Полякова во Владычном мон-ре; копия работы Соколова в Высоцком мон-ре имеет незначительные расхождения с иконографией оригинала (Богомладенец погружен в Чашу не по бедра, а по пояс), а также в соответствии с пожеланиями монастыря-заказчика эта икона была выполнена в традициях визант. иконописи. Иконография «Н. Ч.» имеет общие черты с кратким вариантом извода Никейской иконы Божией Матери , к-рая известна также по названию «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза». Эти слова являются началом тропаря Никейской иконе («Бысть Чрево Твое Святая Трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель»), к-рый по сути и был проиллюстрирован на данной иконе (не ранее XVIII в.). Ко времени обретения «Н. Ч.» существовал как полный, так и краткий вариант иконографии «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза». Краткий - без изображения храма и развернутого свитка в руке Богомладенца - появился позже и встречается реже, но в нем глубже и острее звучит евхаристическая тема, подтвержденная и в названии обретенной во Владычном мон-ре иконы. Близкое содержание икон «Н. Ч.» и «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза» (Никейской), иконография к-рых очевидно имеет генетическую связь, впервые было отмечено только в 80-х гг.

http://pravenc.ru/text/2565164.html

— Матушка, во многих монастырях и храмах, где есть чтимые иконы, запрещена фотосъемка, в том числе и в вашем монастыре. С чем это связано? — Чаще всего такой запрет введен в целях безопасности. Ведь под ударом не только главная святыня обители, но и остальные иконы. Обычно опасаются сбора сведений для грабителей. Возможно, в некоторых местах не хотят, чтобы тиражировалось изображение иконы. Но это уже маловероятно, потому что любительская съемка не дает хорошего качества. — Если вдруг зевака не увидел ­объявления о запрете и стал фотографировать в вашем храме, у сестер хватит терпения сделать вежливое замечание? — У наших сестер нет благословения делать кому бы то ни было замечания. Это, конечно, не касается хулиганского поведения. Простое незнание основ поведения в храме не должно повлечь за собой замечаний или осуждающих тирад. Но люди разные, всякие бывают искушения. Чем старше человек, тем больше у него желания поучать. ­Недавно у нас был случай: пожилая монахиня, которой уже 74 года, сделала замечание женщине за громкий стук каблуков. Прихожанка обиделась, но мы с ней поговорили, успокоили, конечно. А монахиня удивилась ­потом: «Да я просто тихонько сказала». — Матушка, приезжают ли паломники к другим святыням монастыря, кроме образа «Неупиваемой Чаши»? — Люди приезжают и к иконе «Введение Богородицы во Святая Святых». Есть те, кто целенаправленно едут к преподобному Варлааму Серпуховскому, который был келейником и ­сотаинником митрополита Алексия, святителя Московского. Преподобный Варлаам основал обитель в 1361 году и стал первым ее игуменом. Его мощи находятся под спудом у Введенского собора. Встречаем и туристов, которых интересует архитектурный ансамбль монастыря — он уже вполне восстановлен и является памятником архи­тектуры годуновского времени. Нередко бывают у нас группы архитекторов, художников. Сотрудники областного министерства культуры привозят сюда своих друзей архитекторов из других областей, из других министерств, чтобы показать ­ансамбль монастыря.

http://e-vestnik.ru/interviews/igumeniya...

— Матушка, во многих монастырях и храмах, где есть чтимые иконы, запрещена фотосъемка, в том числе и в вашем монастыре. С чем это связано? — Чаще всего такой запрет введен в целях безопасности. Ведь под ударом не только главная святыня обители, но и остальные иконы. Обычно опасаются сбора сведений для грабителей. Возможно, в некоторых местах не хотят, чтобы тиражировалось изображение иконы. Но это уже маловероятно, потому что любительская съемка не дает хорошего качества. — Если вдруг зевака не увидел объявления о запрете и стал фотографировать в вашем храме, у сестер хватит терпения сделать вежливое замечание? — У наших сестер нет благословения делать кому бы то ни было замечания. Это, конечно, не касается хулиганского поведения. Простое незнание основ поведения в храме не должно повлечь за собой замечаний или осуждающих тирад. Но люди разные, всякие бывают искушения. Чем старше человек, тем больше у него желания поучать. Недавно у нас был случай: пожилая монахиня, которой уже 74 года, сделала замечание женщине за громкий стук каблуков. Прихожанка обиделась, но мы с ней поговорили, успокоили, конечно. А монахиня удивилась потом: «Да я просто тихонько сказала». — Матушка, приезжают ли паломники к другим святыням монастыря, кроме образа «Неупиваемой Чаши»? — Люди приезжают и к иконе «Введение Богородицы во Святая Святых». Есть те, кто целенаправленно едут к преподобному Варлааму Серпуховскому, который был келейником и сотаинником митрополита Алексия, святителя Московского. Преподобный Варлаам основал обитель в 1361 году и стал первым ее игуменом. Его мощи находятся под спудом у Введенского собора. Встречаем и туристов, которых интересует архитектурный ансамбль монастыря — он уже вполне восстановлен и является памятником архитектуры годуновского времени. Нередко бывают у нас группы архитекторов, художников. Сотрудники областного министерства культуры привозят сюда своих друзей архитекторов из других областей, из других министерств, чтобы показать ансамбль монастыря. Кажется, в 2002 году мы получили благодарственное письмо от российского Министерства культуры за «бережное отношение к памятнику и за проведение научной реставрации». Не просто реставрации, когда замазал трещины и переделал все, как тебе надо, а именно «за проведение научной реставрации».

http://patriarchia.ru/db/text/3649170.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010