Приведём несколько примеров его аллегорической экзегезы. «Рай, – говорит он, – есть любовь Божия», а также Древо жизни для прп. Исаака – «любовь Божия»: «От древа сего был отстранён Адам, и с тех пор не встречала его уже радость, но работал и трудился он на земле терний» (Isaacus Ninivita, 1909, 314. Cap. 43; Исаак Сирин , 1911, 397). Терние, по прп. Исааку, – это страсти: «Действительно же страсти суть терния и произрастают в нас от сеяния в тело» (ср. Гал.6:8 ). «Но с той ночи, в которую Господь излиял пот (в Гефсиманском саду), переменил Он пот, изведший терния и волчцы, на пот, проливаемый в молитве и вместе в делании правды…» (Isaacus Ninivita, 1909, 203. Cap. 28; Исаак Сирин , 1911, 78). Экзегетическим ключом прп. Исаак считал молитву: «К словесам таинств, заключённым в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: дай мне Господи, приять ощущение заключающейся в них силы» (Isaacus Ninivita, 1909, 329. Cap. 45; Исаак Сирин , 1911, 408). Герменевтический метод у прп. Исаака разбит на три этапа: 1) «Чтение твоё да будет в невозмущаемой ничем тишине». 2) «Будь свободен от многопопечительности о теле и от житейского мятежа, чтобы вкусить тебе в душе своей сладчайший вкус сладостным уразумением». 3) «Молитву почитай ключом к истинному разумению сказанного в Божественных Писаниях» (Isaacus Ninivita, 1909, 329. Cap. 45; Исаак Сирин , 1911, 408). Вообще, какую бы гевменевтическую процедуру прп. Исаак ни производил с библейским текстом, он всюду преследует одну цель – актуализация его и вовлечение в свой духовный опыт. Такой метод толкования в антиохийской традиции был впервые намечен прп. Ефремом Сириным , который «создал символическую интерпретацию как жанр, используя полисемантические свойства знака… Так, Адам, Самсон и Давид символизируют каждого из нас, оставаясь самими собою» [Саврей, 2012а, 154]. Прп. Исаак без сомнений проводит параллели между событиями ветхозаветных праведников и своим личным опытом: «Кто из собственного стяжания посевает учение в слух внемлющих ему, тот с дерзновением отверзает уста свои, говоря своим духовным чадам, как и престарелый Иаков сказал целомудренному Иосифу: Аз же даю ти единую часть свыше братии твоея, юже взях у аммореев мечем и луком моим ( Быт.48:22 )» Isaacus Ninivita, 1909, 9. Cap. 1; Исаак Сирин , 1911, 8). Прп. Исаак также уподобляет душу всему стану Израильскому, который днём был покрываем облаком, а ночью ему светил столп огненный ( Исх.40:38 ). «Если душа просияла памятованием о Боге и неусыпным бдением днём и ночью, то Господь устрояет там к ограждению её облако, осеняющее её днём и светом огненным озаряющее ночь» (Isaacus Ninivita, 1909, 83. Cap. 6; Исаак Сирин , 1911, 308).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

2) Ученых степеней Советом Академии удостоены были следующие лица: А. Степени магистра богословия: а) Директор Велико-Сорочинской учительской семинарии имени H. В. Гоголя, кандидат богословия, Александр Волнин за сочинение под заглавием: «Мессия по изображению пророка Исаии. Опыт библейско-богословского и критико-экзегетического исследования пророчеств Исаии о Лице Мессии». Киев, 1908 г. б) И. д. доцента Академии по 1-ой кафедре Священного Писания Ветхого Завета, кандидат богословия, священник Димитрий Рождественский за сочинение под заглавием: «Книга пророка Захарии. – Исагогическое исследование. – Выпуск первый. – Введение. – Писатель и его время. – Анализ содержания книги». – Сергиев Посад, 1910 г. в) Законоучитель 2-ой Московской мужской гимназии (ныне доцент Академии), кандидат богословия, священник Владимир Страхов за сочинение под заглавием: «Второе послание Св. Апостола Павла к Фессалоникийцам. Исагогико-экзегетическое исследование». – Сергиев Посад, 1911 г. и —25— г) Московской Благовещенской, на Бережках, церкви священник Георгий Добронравов за сочинение под заглавием: «Гонение Ирода Агриппы I-ro на христиан. Исторический комментарий к XII главе кн. Деяний Апостольских». – Сергиев Посад, 1911 г. Все поименованные лица удостоены были степени магистра богословия по напечатании своих диссертаций и удовлетворительной защите их на коллоквиумах в присутствии Совета Академии и приглашенных Советом сторонних лиц и утверждены в означенной степени указами Святейшего Синода: а) А. К. Волнин – от 18 мая 1911 года за 6561, б) священник Д. В. Рождественский – от 25 июля того же года за 9849, в) священник B. Н. Страхов – от 18 августа того же года за 11044 и г) священник Г. И. Добронравов – от 13 июля 1911 года за 9455. Б. Степени кандидата богословия удостоены Советом Академии, с утверждения Его Высокопреосвященства, 50 студентов, окончивших в отчетном году полный академический курс; из них 31 – с предоставлением им права при искании степени магистра богословия не держать новых устных испытаний; остальные 19 – с правом на получение степени магистра по выдержании новых устных испытаний по тем предметам, по коим они не оказали успехов, соответствующих сей степени, и представлении нового сочинения. – Кроме того, утверждены в степени кандидата богословия, по представлении удовлетворительных кандидатских сочинений, 3234 15 действительных студентов Акаде-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Калайдович. Памятники российской словесности XII в. (1821). С. 102–131 (два послания); все три послания в: Творения св. отца нашего Кирилла, епископа Туровского (1880). С. 90–127; о самом Кирилле см.: Введение, в: Творения; Голубинский. 1. 1 (2-е изд.). С. 797; Пономарев. 1. С. 98 и след.; Патерик (1911). С. 28. Голубинский. 1. 1 (2-е изд.). С. 743; Шахматов. Разыскания. С. 437–438; Приселков. Очерки. С. 215 и след.; Патерик (1911). С. 27, 53, 57; Макарий. 3. С. 101. О праве ктиторском см.: Троицкий И. Ктиторское право в Византии и в Сербии при Немане, в: Глас Српске Академие Наук (1935). 168 (по-сербохорватски). Патерик (1911). С. 24–26; Goetz. S. 128–134; Лавр. лет. под 1051, 1074, 1086, 1096, 1108 и др. гг.; Патерик (1911). С. 39, 41 и др.; Ипат. лет. под 1154, 1158, 1187, 1113 и др. гг.; Goetz. S. 165. Ср. также отрывки из духовной грамоты св. Варлаама Хутынского (1112), которые содержатся в известном сочинении С. Герберштейна «Rerum Moscoviticarum Commentarii». Antverpiae, 1557. P. 29–30. Смирнов. Древнерусский духовник (1914). Гл. 1. См. примеч. 45. Никольский Н. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в. (1892). Можно упомянуть еще одного русского проповедника — Серапиона, епископа Владимирского († 1275), который некоторое время был игуменом Печерского монастыря; его поучения (всего 5) глубокомысленны и очень хороши в литературном отношении. Никольский. Материалы (1906). С. 75–76; Приселков. Очерки; Пономарев. 1. С. 48–58; Голубинский. 1. 1 (2-е изд.). С. 844; «Слово о Законе и Благодати» в: Пономарев. 1. С. 59–79. Шахматов. Корсунская легенда о крещении Владимира (1906); он же. Разыскания; Пархоменко. Начало христианства на Руси (1911); Приселков. Нестор-летописец (1924). С. 52, 74–77; ср.: Baumgarten N. de. Saint Vladimir et la conversion de la Russie (1932), в: Orientalia Christiana. 79. Приселков. Митрополит Иларион, в схиме Никон, как борец за независимую Русскую Церковь, в: Сборник в честь С. Ф. Платонова (1911). С. 188–201; он же. Очерки; он же. Нестор-летописец (1924); ср.: Шахматов. Разыскания.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Ибо в отношении к неописуемому Божеству мы не можем говорить ни о местном расстоянии, как в отношении к нам, потому что ипостаси находятся одна в другой, не сливаясь, впрочем, но соединяясь, по слову Господа, сказавшего: " Аз во Отце, и Отец во Мне " (Ин. 14:11), — ни о различии хотения, или мысли, или действия, или силы, или чего другого, что производит в нас действительное и совершенное разделение " . св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры. Кн. 2. Гл. 22, 23 св. Василий Великий. К Григорию брату//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т.3. С. 51-52 св. Василий Великий. К Амфилохию, о Святом Духе//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 611 св. Василий Великий. О вере//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 2. С. 297-298 св. Василий Великий. Слово о подвижничестве//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 2. С. 319 св. Василий Великий. О посте//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 2. С. 77 св. Василий Великий. Подвижнические уставы//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 2. С. 509-511 Часть 3 Всякому непредубежденному читателю ясно, что в настоящем месте речь идет о нравственном, или точнее, о благодатно-нравственном единении членов подвижнического общежития с самими собой и с Богом через посредство единой воли, каковой в настоящем случае является воля настоятеля, воплощающего в себе волю Божию. " Всякое благочиние и согласие между многими, — говорит св. Василий в слове " О суде Божием " , — до тех пор держатся с успехом, пока сохраняется общая всех благопокорность одному какому-нибудь начальнику; а всякое разногласие и раздор, также многоначалие бывают следствием безначалия " [ 1 ]. Понимать же восстановление первобытного единства человеческого естества, о котором здесь говорится, в смысле метафизическом, о котором говорит митр. Антоний, помимо всего прочего не позволяет нам уже то обстоятельство, что здесь говорится о восстановлении первобытного единства человеческого естества не только с самим собой, но и с Богом. Но не только св. Василий Великий, но и ни один из отцов Церкви никогда не допускали и не могли допустить мысли о каком-либо первоначальном единстве человеческого естества с естеством Божиим в смысле единства метафизического — по существу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1481...

107 Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Церкви. С. 48. О том же есть указание и у митрополита Макария: Макарий (Булгак о в), митр. Православно-догматическое богословие. СПб., 1883. Т. 2. С. 198. 109 Феофан, еп. Начертание христианского нравоучения. С. 434. О том же см.: Феофан, еп. Толкование на Первое послание апостола Павла к коринфянам. М., 1893. С. 207–214. 131 Фома Аквинский. Summatheologiae. ParsII(2). Q. 2. Art.4, 5; Q.4. Art. 2. Ad 3; Art. 1. Ad 2. Выписки даны по английскому переводу Summa theologiae (1952). 132 Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России//Полн. собр. соч. М., 1911. Т. 1. С. 194–195. 133 Киреевский И. В. О необходимости и возможности новых начал для философии//Полн. собр. соч. М., 1911. Т. 1. С. 237–238. 136 Киреевский И. В. О необходимости и возможности новых начал для философии//Полн. собр. соч. М., 1911. Т. 1. С. 239. 137 Фома Аквинский. Summa theologiae. Pars II (1). Q. 113. Art. 4. Ad 1; Pars II (2). Q. 19. Art. 5. Ad 1; Q. 18. Art. 2; Q. 4. Art. 4. Ad 2; Q. 6. Art. 2. Ad 1. 154 Он же. О необходимости и возможности новых начал для философии//Полн. собр. соч. М., 1911. Т. 1.С. 249. 155 Киреевский И. В. О необходимости и возможности новых начал для философии//Полн. собр. соч. М., 1911. Т. 1.С. 251–252. 157 Письмо к А.И. Кошелеву. Цит. по: Ел аги н Н. Материалы для биографии И.В. Киреевского//Киреевский И.В. Полн. собр. соч. М., 1911. Т. 1. С. 74. 159 Сидонский Ф., свящ. Речь при отпевании Ивана Васильевича Киреевского//Русская беседа. 1856. 2. С. 3. 166 Хомяков А. С. Письмо к редактору «L’Union Chrйmienne» о значении слов «кафолический» и «соборный»//Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 2. С. 312, 313. 171 Цит. по: Неводчиков H., свящ. Знакомство и переписка A.C. Стурдзы с Филаретом, митрополитом Московским. Одесса, 1868. С. 38. 189 Из письма к М.П. Погодину от 31 декабря 1885 г. Цит. по: Князев Г. М. Братья Киреевские. С. 24. 190 Цит. по:Гиллельсон М. Неизвестные публицистические выступления П.А. Вяземскогои И.В. Киреевского//Русская литература. 131.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

Изд.: Братство святителя Петра митрополита В 1877 – сент. 1883 взамен выходили «Материалы для истории раскола», в 1906 году – приложение к журналу «Московские церковные ведомости» Благовест. Общедоступное духовно-нравственное издание. Харьков, 1883–1887; СПб.., 1888 – 9 1889; Нежин, 10 1889–1890; 2 раза в месяц С 1884 года подзаголовок – Общедоступное двухнедельное издание, с 1885 года подзаголовок – Общедоступное издание. Благовест. Общественная, литературная и церковно-народная газета. Лубны (Полтавская губерния), 1909–1913. Неопределенно, с 1911 – 1–2 раза в месяц Изд.: Любенский отдел Союза русского народа Бог помочь. Чтение для народа. Бесплатное ежемесячное приложение к «Сельскому вестнику», издающемуся при «Правительственном вестнике». СПб., 1897–1911. Ежемесячно, с 17 1905 года без слов «…издающемуся при Правительственном вестнике»; с 1908 года – «Беседа». Ежемесячное бесплатное приложение к «Сельскому вестнику». «Бодрствуйте! Се гряду скоро!» СПб., 1911–1915. Ежемесячно Богословский библиографический листок. Приложение к журналу «Руководство для сельских пастырей». Киев, 1883–1916. Ежемесячно. Изд.: Киевская Духовная семинария Братская беседа. Еженедельная народная газета, издаваемая при Холмском православном Свято-Богородицком братстве на русском и местном малорусском языке. Холм (Люблинская губерния), 1907–1911. Еженедельно; с 1908 года – 2 раза в месяц. Далее: Холмская Русь, 1912–1917. Век. Еженедельник религиозно-общественной жизни. СПб., 1906–1907. Неопределенно Вера. Еженедельный духовно-нравственный иллюстрированный журнал. СПб.., 1909. Вера и жизнь. Религиозно-нравственный журнал. СПб., 1908–1912. Ежемесячно. С 1911 года в подзаголовок добавлены слова «иллюстрированный журнал». В 1910–1911 годах на обложке: … выходящий с разрешения духовной власти Вера и знание. Ежемесячный религиозно-философский журнал. Тифлис, 1914. Ежемесячно Вера и разум. Журнал богословско-философский. Харьков, 1884–1917. 2 раза в месяц, с 1916 года – ежемесячно. Изд.: Харьковская духовная семинария

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

  9.         Уфимские епархиальные ведомости, 1 апреля — 1911 г . С. 332-333.   10.      Уфимские епархиальные ведомости, 15 мая — 10, 1911 г . С. 377.   11.      Уфимские епархиальные Ведомости. 1914. 15.   1 августа.   12.      Тюнин И.П. К посещению Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной села Николо-Березовки Бирского уезда в 1908 и 1914 гг. 13.      Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1911 год. Уфа., 1911.          Сначала как подворье Уфимского Успенского Монастыря с 1878, как самостоятельный Монастырь с 18 февраля 1901 г .               Журнал «Уфа», 11 (60) ноябрь 2006, 12 (61)  декабрь 2006 г .      Уфимские епархиальные ведомости, 15 июля – 1 августа, 14-15, 1910 г . Посещение Николо-Березовки Ея Императорским Высочеством Благоверной Государыней и Великой Княгиней Елизаветой Федоровной (с 8 по 11 июля 1910 г .). С. 601.      Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 2.      Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 4.      Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 4 – 5.      Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1911 год. Уфа., 1911. С. 3.      Под молитвенным покровом святителя Николая, Ея Императорское Высочество и Великая Княгиня Елизавета Федоровна у черемис-язычников 8, 9, 10 и 11 июля 1910 г . в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910. С. 17.      Тюнин И.П. К посещению Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Федоровной села Николо-Березовки Бирского уезда в 1908 и 1914 гг. С. 14.

http://pravmir.ru/ya-zhelayu-molitsya-s-...

«По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представленные Вашим Преосвященством, от 31 мая сего года за 206, журналы Совета Московской духовной академии, от 6 октября 1910 года 20, и 24 мая 1911 года 9, о замещении имеющей освободиться с начала 1911–12 учебного года кафедры догматического богословия в названной академии. Приказали: Согласно избранию Совета Московской духовной академии, Святейший Синод, на основании §§ 12 и 67, примеч., Уст. дух. акад., определяет: утвердить преподавателя Калужской духовной семинарии, кандидата богословия, Александра Туберовского , с 16 августа 1911 года, в должности преподавателя названной академии по кафедре догматического богословия, в звании и. д. доцента; о чем уведомить Ваше Преосвященство и Преосвященного Калужского указами». в) Отношение Правления Калужской духовной семинарии от 24 августа за 647: «Вследствие отношения Совета Московской Духовной Академии от 18 августа сего 1911-го года за 523, Правление Калужской Духовной Семинарии честь имеет препроводить при сем документы бывшего преподавателя Калужской Духовной Семинарии Александра Туберовского , ныне преподавателя Московской Духовной Академии, в звании и. д. доцента, а именно: диплом за 773, метрическое свидетельство о рождении за 9938, два свидетельства о явке к исполнению воинской повинности за 3539 и 3687 и послужной список за 645. О получении сих документов Правление Семинарии просит уведомить». Определили: 1) Об утверждении профессорского стипендиата Академии Владимира Троицкого и преподавателя Калуж- —445— ской духовной семинарии Александра Туберовского, с 16 августа 1911 года, исправляющими должность доцента Академии: первого – по кафедре Священного Писания Нового Завета, а второго – по кафедре догматического богословия – внести в формулярные о службе их списки и сообщить Правлению Академии – для зависящих распоряжений. – 2) Документы и. д. доцента А.М. Туберовского хранить при делах Совета Академии. II. а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1911 г. Июля 17. В Совет Московской Дух. Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 13 июля за 9455:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—119— в Московской Духовной Академии: «На означенную кафедру от г.г. профессоров Академии не последовало рекомендаций и никто не был указан ими в качестве достойного кандидата для замещения оной. – Согласно §§ 70–71 устава духовных академий (в новой их редакции, утвержденной Высочайшим повелением от 26 августа 1911 года), мною представлен был, от 18 января сего 1912 года за 21, на Архипастырское усмотрение Его Высокопреосвященства, в качестве кандидата на кафедру церковно-славянского и русского языков с палеографией, подавший мне прошение (на основании § 70 устава) кандидат Московской Духовной Академии выпуска 1911 года священник Иоанн Смирнов . – На означенном представлении последовала таковая резолюция Его Высокопреосвященства за 267; «1912 г. Янв. 21. Священника Смирнова разрешается допустить к пробным лекциям». – 3) Определением Совета Академии от 7 июня 1911 года священник Иоанн Смирнов , оканчивавший тогда академический курс, уже приглашен был на вакантную в Академии кафедру истории Славянских церквей и Румынской, с предложением ему прочесть в начале 1911–1912 учебного года установленные § 82 академического устава (1910 года) пробные лекции, но, в виду последовавших в июле и августе 1911 года изменений в уставе и закрытия в Московской Духовной Академии кафедры «истории Славянских церквей и Румынской» в качестве самостоятельной (присоединена к кафедре «истории Греко-восточной церкви»), – дело это дальнейшего движения не получило. – 4) По § 109 лит. В.П. 2 действующего устава духовных академий «избрание кандидатов на должности доцентов и профессоров (§§ 70 и 71)» значится в числе дел Совета Академии, представляемых чрез местного Епархиального Архиерея на утверждение Святейшего Синода. Определили: Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении кандидата богословия священника Иоанна Смирнова исправляющим должность доцента Академии по кафедре церковно-славянского и русского языков с палеографией, со дня избрания священника Смирнова на эту должность академическим Советом, т. е. с 14 марта 1912 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

II. Резолюцию Его Высокопреосвященства, последовавшую на журнале собрания Совета Академии 16 марта 1911 г. 5 «1911 г. Апр. 14. По ст. XVII. Действительный студент священник Козлов утверждается в степени кандидата богословия. Прочее читано и утверждается». Справка: В стт. XVIII и XX означенного журнала на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства представлены были: а) ходатайство Совета Академии о разрешении зачислить Максимилиана Труфанова обратно в списки студентов IV курса Академии, но, – в виду его более чем двухмесячного отсутствия из Академии, – лишь с начала будущего 1911–1912 учебного года (ст. XVIII); б) определение Совета о назначении премий из процентов с капитала Митрополита Московского Макария ординарным профессорам Академии С.С. Глаголеву , Μ.Μ. Тарееву и экстраординарному профессору священнику Е.А. Воронцову (ст. XX). Определили: Резолюцию Его Высокопреосвященства сообщить лицам, коих она касается, Учебному Комитету при Святейшем Синоде (относительно священника Иоанна Козлова) и Правлению Академии – для зависящих с его стороны распоряжений. III. Ведомость Преосвященного Ректора Академии о пропущенных наставниками Академии лекциях в марте месяце текущего 1911 года, из которой видно, что: вольнонаемный покойный лектор немецкого языка В.П. Лучинин (18 апреля с. г. скончавшийся) опустил 20 часовых лекций, экстраординарный профессор И.Μ. Громогласов – 10 лекций (12 часов), и. д. доцента и лектор французского языка А.К. Мишин – 6 часовых лекций, и. д. до- —97— цента священник Д. В. Рождественский – 5 лекций (7 часов), сверхштатный заслуженный ординарный профессор Н.А. Заозерский – 4 лекции (5 часов), ординарный профессор А.А. Спасский и экстраординарный профессор А.П. Орлов – по 2 лекции (3 часа), экстраординарный профессор Д.И. Введенский и и. д. доцента В.П. Виноградов – по 1 часовой лекции – вследствие болезни. Определили: Ведомость внести в протокол настоящего собрания для напечатания в академическом журнале. IV. Предложение Преосвященного Ректора Академии:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010