Слово на Рождество Христово 1912 года и обзор событий 1911 года на страницах православной газеты «Олонецкая неделя» Источник Скачать epub pdf В ушедшем 2011 году Россия поминала П.А. Столыпина, торжественно отмечала столетие прославления святителя Иоасафа Белгородского и 300-летие со дня рождения М.В. Ломоносова. Публикация Л.К. Александровой-Чуковой приглашает читателей совершить небольшое путешествие в 1911 год: страницы православной газеты «Олонецкая неделя» рассказывают о важных событиях и проблемах, стоявших тогда перед Церковью , государством и обществом. Статья также знакомит с историей создания газеты и с ее редактором, известным церковным деятелем митрополитом Григорием (Чуковым). Текст приводится в авторской редакции. Дела давно минувших дней… А.С.Пушкин В прошлом ключ нашего будущего – только в нем. Архимандрит Константин Зайцев 3 апреля 1911 г. в г. Петрозаводске вышел первый номер печатного органа Олонецкого совета Православного Карельского братства, еженедельной газеты «Олонецкая неделя». Задачей газеты было православное освещение вопросов политической, церковно-общественной и народной жизни. Инициатива создания газеты исходила от Олонецкого губернатора Николая Дмитриевича Грязева. В январе 1911 г. епархиальный наблюдатель церковных школ Олонецкой епархии, председатель Олонецкого совета Православного Карельского братства прот. Н.К. Чуков записал в дневнике: «На Рождестве Н.Д. Грязев (вновь назначенный Олонецкой губернатор – Л.А.) просил меня поехать с ним в Повенецкий уезд, так как ему хотелось бы на местах ознакомиться с деятельностью Карельского Братства и вообще с положением дела в Карелии. 2 января 1911 г. мы выехали в Повенец, видели местных деятелей, устроили совещание Отделения Братства и затем объехали пограничные приходы Повенецкого уезда, знакомясь со школами, учительским персоналом, священниками… Н[иколай] Д[митриевич] высказал желание, чтобы я обдумал вопрос об издании особого ежемесячного или двухнедельного издания специально для народа, непременно с направлением православно-национальным, где бы давалось и освещение церковных вопросов, и политическое обозрение в национальном освещении, и сельскохозяйственный отдел, наиболее популярный, и окраинные вопросы, и – вопросы и ответы (по сельскому хозяйству), м.б., хроника местной жизни, сообщения из уездов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

«Прав. Собес.» 1916, май-июнь, стр.269. О сочинении заведующего канцелярией Училищного Совета при Св. Синоде Павла Николаевича Лупова: «Христианство у востяков в первой половине XIX века». «Прав. Собес.» 1916, июль-авг., стр.388–410. О сочинении студента Трофименко Михаила: «Буддизм Махаяны» и критический разбор его с христианской точки зрения». «Прав. Собес.» 1914, июль-авг., стр.430–434. О сочинении студента Сердюкова Николая: «Шаманизм сибирских инородцев и влияние на него христианства» «Прав. Собес.» 1916, июль-авг., стр.299. Отзывы о нем: Отзыв профессора В. А.Никольского о сочинении иеромонаха Гурия на тему: «Буддизм и христианство в их учении о спасении». «Прав. Собес.» 1911, март, стр.70–77. Отзыв профессора И.В.Попова о сочинении и.д.доцента Казанской духовной академии иеромонаха Гурия под заглавием: «Буддизм и христианство в их учении о спасении». «Прав. Собес.» 1911, март, стр.61–69. Литература: «Церк.Вед.» 1910, 48, стр.443. «Прав.Собес.» 1907, январь, cmp.II (отчет). -«- 1907, октябрь, стр.58. -»- 1908, январь, стр.16 (отчет). -«- 1909, февраль, стр.97 (отчет) и 101. -»- 1909, апрель, стр.514–518. -«- 1909, июнь, стр.773–789. -»- 1909, декабрь, стр.17. -«- 1911, март, стр.322–345. -»- 1911, апрель, стр.20 (отчет). -«- 1911, июль-авг., стр.238, 239, 3–97. -»- 1911, декабрь, стр.18 (отчет). -«- 1912, октябрь, стр.225. -»- 1912, декабрь, стр.47 (отчет). -«- 1913, апрель, стр.150, 166, 167, 168, 177. -»- 1914, июль-авг., стр.77 (отчет). -«- 1915, июль-авг., стр.1. -»- 1915, сентябрь, стр.106. - " - 1916, январь, стр.17 (отчет). ЖМП 1931, 5, стр.5. «Сибирск.Церк.» 1922, 2, стр.5. «Изв.Каз.Еп.» 1913, 23–24, стр.724. ФПС I, 89, стр.4. ФПС II, 2. ФПС IV, стр.3. ФПС V, 65. ФАМ I, 81, стр.7. «Именной список ректор. и инспектор. Дух. Акад. и семин. на 1917 год», стр.27. Заметки и дополн. Е.М. 65 Von 1918 bis 1919 im Gefängnis. 1921 erneut verhaftet. Von 1926 bis 1927 Häftling auf den Solovki-Inseln. 1937 wurde er erschossen. Literatur: M. Pol " skij, Novye mueniki II, 129, 319. Regel " son 346, 390, 527.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

М. Достоевский и К. Леонтьев пред «старцами» Оптиной пуст.//ДЧ. 1898. Ч. 1. 1. С. 157-162; Можно ли, и как можно правосл. христианам молиться за христиан неправославных?: (Ответ на письмо, полученное из-за границы от рус. православной, состоящей в замужестве за протестантом, и по поводу отлучения гр. Толстого)//Там же. 1901. Ч. 3. 11. С. 320-333; Прошу тебя отеческим гласом: (Письма прп. Иосифа Оптинского и восп. о нем)/Сост.: З. Афанасьева. М., 1998; Душеполезные поучения прп. оптинских старцев: В 2 т./Оптина пуст. [Козельск], 2000. Т. 1. С. 671-675; Собрание писем Оптинского старца Иосифа/Сост.: В. В. Каширина. [Козельск], 2005; Преподобные оптинские старцы: Жития и наставления/Оптина пуст. [Козельск], 20082. С. 333-343. Лит.: С. У. В. Т. Путешествие учеников Мещовского ДУ в Оптину пуст.//ДЧ. 1901. Ч. 3. 10. С. 367-396; Ераст (Вытропский), иером. Оптинский старец иеросхим. о. Иосиф († 9 мая 1911 г.): [Некр.]//Там же. 1911. Ч. 2. 6. С. 109-113; Поселянин Е. Оптинский старец Иосиф//Сельский вестн. 1911. 126; Надгробное слово на погребение приснопамятного старца Оптиной пуст. иеросхим. Иосифа: Произнесено в Божеств. Литургии в Введенском соборе Оптиной пустыни 12 мая 1911 г. [Козельск], 1911; Из жизни оптинского старца иеросхим. Иосифа: (Убогая лепта духовного сына памяти незабвенного отца). М., 1911; Очерк жизни старца Оптиной пуст., иеросхим. Иосифа. [Шамордино], 1911. Джорд., 1962; Фудель И., прот. Памяти старца о. Иосифа//Моск. вед. 1911. 120. С. 2; Житие оптинского старца Иосифа/Оптина пуст. [Козельск], 1993; Дневник послушника Николая Беляева (прп. оптинского старца Никона). М., 2004; Оптинский патерик/Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 129-139; Каширина В. В. Обращения в духовных письмах прп. оптинского старца Иосифа (Литовкина)//Рус. речь. 2007. 3. С. 86-87; Преподобные оптинские старцы. [Козельск], 20082. С. 313-333; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: мон.

http://pravenc.ru/text/578408.html

14/27 августа 1911. Воскресенье. Служил и очень устал от жары. Потом в библиотеке занимался.   15/28 августа 1911. Понедельник. Успение Пресвятой Богородицы. Служил с собором иереев. Молящихся было очень мало. Лоб в болячках от жары, митру почти не надевал, больно было. Позвал Акилу Кадзима и велел ему показывать свои переводы для поверки, сколько сделал, Савве Хорие, как другие переводчики делают. Дрянной характер у этого Кадзима, кастривый, заносчивый; но обещался подчиняться Хорие с этого времени. За бездеятельность для Церкви следовало бы совсем отставить от службы, да жаль, может и пригодиться – не без способностей.   16/29 августа 1911. Вторник. О. Николай Есида попрощался, завтра едет в Сендай. Помоги ему Бог оживить Церковь , совсем опустившуюся от бездеятельности о. Петра Сасагава, который точно мертвец, которого забыли похоронить, – ничем не проявляет жизни. Ученики и ученицы вернулись с дач, где проводили каникулы. Другие возвращаются из своих домов.   17/30 августа 1911. Среда. Надписал и послал альбомы Оосакского Храма и 50-летия: о. Феодору Быстрову, о. Иоанну Демкину, живописцу Андрею Петровичу Розанову и Марии Петровне Сибаяма.   18/31 августа 1911. Четверг. У Архиепископа Евсевия спросил об о. Николае Кузьмине, обещанном для Южного Сахалина, но о котором после того ни слуха, ни духа. Приедет ли? Преосвященному Сергию очень надо знать это, чтоб так или иначе располагать свои путешествия по Церквам; ему придется отвезти о. Николая на Сахалин и водворить его там, если он приедет. Уведомил Преосвященного Сергия, что послал ему 3 ящика книг.   19 августа/1 сентября 1911. Пятница. Мы с Павлом Накаи начали обычное наше занятие переводом. Ныне исправляем Пентикостарий. Учащиеся собираются. Врач сегодня осматривал вновь поступающих в Семинарию: нашел всех здоровыми. Поступает 26 мальчиков. Всех учеников в Семинарии ровно 100. Ректор Иван Акимович Сенума перешел на квартиру, откуда будет заведывать Семинариею. Помощник его Кирилл Мори вместо него водворился в Семинарии со своей семьею.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

СПб., 1911. Т. 1. С. 604—605 86 св. Григорий Нисский. Большое огласительное слово/Творения. М., 1862. Ч. 4. Гл. 26. С. 70 87 св. Григорий Нисский. Большое огласительное слово/Творения. М., 1862. Ч. 4. Гл. 32. С. 85 88 св. Григорий Нисский. Большое огласительное слово/Творения. М., 1862. Ч. 4. Гл. 35. С. 89—90 89 св. Григорий Нисский. Большое огласительное слово/Творения. М., 1862. Ч. 4. Гл. 35. С. 90—91 90 св. Григорий Нисский. Большое огласительное слово/Творения. М., 1862. Ч. 4. Гл. 35. С. 92 91 св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия/Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 528 92 св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия 93 св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия/Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 556—557 94 св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия/Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 571 95 св. Василий Великий. К Амфилохию, о Святом Духе/Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 607 96 митр. Антоний (Храповицкий). Опыт Христианского Катихизиса. Австралийско-Новозеландская Епархия Русской Православной Церкви Заграницей, 1989. С. 53 97 митр. Антоний (Храповицкий). Опыт Христианского Катихизиса. Австралийско-Новозеландская Епархия Русской Православной Церкви Заграницей, 1989. С. 54 98 св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия/Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 571 99 митр. Антоний (Храповицкий). Опыт Христианского Катихизиса. Австралийско-Новозеландская Епархия РПЦЗ, 1989. С. 56—57 100 св. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти/Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 3. С. 195 101 св. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти/Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 4. С. 196—197 102 св. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти/Творения: В 4-х т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2915...

—443— На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1911 г. Сент. 17. По ст. IV. Смирнова Николая разрешается принять в число студентов Академии курса с дозволением ему жить у Ректора Вифанской Семинарии. Прочее смотрено и утверждается». 1 сентября 1911 года. 19 Присутствовали, под председательством И. д. Ректора Академии – профессора А.П. Шостьина , и. д. инспектора – профессор А.И. Введенский , сверхштатный заслуженный ординарный профессор М.Д. Муретов , ординарные профессор – С. С. Глаголев , А.А. Спасский и М.М. Тареев , экстраординарные профессоры – И.В. Попов , С.И. Смирнов , священник Е.А. Воронцов, Д.И. Введенский и А.П. Орлов. Отсутствовали: сверхштатные заслуженные ординарные профессоры А.Д. Беляев и Н.А. Заозерский ; экстраординарные профессоры – С.И. Соболевский, Π.П. Соколов и М. М. Богословский . Слушали: I. а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1911 г. Июня 21. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 9 июня за 7648: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представленные Вашим Преосвященством, от 16 мая сего года за 186, журналы Совета Московской духовной академии, от 6 октября 1910 года 19 и 3 мая 1911 г. 7, о замещении кафедры Священного Писания Нового Завета в Московской духовной академии, имеющей освободиться с начала 1911–12 учебного года. Приказали: Согласно избранию Совета Московской духовной академии, Святейший Синод, на основании §§ 12 и 67, примеч., Уст. дух. акад., определяет: утвердить профессорского стипендиата Московской духовной академии, кандидата богословия, Владимира Троицкого в должности преподавателя названной академии по кафедре Священного Писания Нового Завета в звании и. д. доцента —444— с 16 августа сего года; о чем уведомить Ваше Преосвященство указом». б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1911 г. Июня 30. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 27 июня за 8669:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

592 Mons. de Matthies, «Wir Katholiken und die – Anderen».; см. Evangel. Kirchl. Anzeiger, 1911, 2. 597 Другой анонимный автор в заметке «К проекту принца Макса Саксонского относительно православной церкви», наоборот не советует Риму принимать в своё общение православных. Заметка эта, на которую мы указываем здесь лишь ради характеристики презрительного отношения к православию некоторых слоев немецкого общества, помещена в новоиспеченном журнале Das Neue Jahrhundert, именующем себя «еженедельником религиозной культуры», но имеющем очевидно, очень смутное понятие о культуре вообще. В доказательство того, что православные недостойны единения с католиками, автор приводить следующие «веские» доводы: 1) православные вовсе не признают проповеди, 2) религия их сводится к обряду, 3) в России преследовали графа Толстого и 4) православные абиссинцы истязали своих пленных врагов после битвы при Адуе. В заключение автор говорит, что если Ватикану необходимо кем-либо заместить потерянные для католичества народы, то уж лучше пропагандировать католичество среди китайцев и стремиться к унии с ними. См. Das Neue Jahrhundert, Wochenschrift für religiöse Kultur, 1911, 3, «Zum Vorschlag des Prinzen Max von Sachsen betreffend die griechisch-katholische Kirche». 599 Die Wartburg, впрочем, сообщает, что ответь Макса – подложный; но если это верно, то приходится только подивиться оригинальным приемам в борьбе протестантства с католичеством в Германии. 601 Она опубликована в L’Osservatore Romano, 3 от 3 января 1911 года: русские перевод см. в Церковных Ведомостях. 1911, здесь же и содержание помещенного аббатом Пелегрини во втором Roma e l’Oriente опровержения статьи принца Макса. 605 Ср., напр. замечания Афанасия по поводу Μραβος, Σπργγοι, Κουτμιτζιβτζα и Κοτκιον, Δρεμβτζα и Βελτζα, по поводу упоминания о путешествии свв. братьев в Рим по примеру ап. Павла или по поводу слов составителя жития о своей близости к Клименту и проч. 606 Есть еще несколько особенностей в изданиях Афанасия, не оговоренных им, но мы не решаемся с уверенностью приписать их оригиналу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Объявленный Советом Академии конкурс на соискание кафедры истории Славянских церквей и Румынской в виду того, что к таковому соисканию явилось лишь одно лицо, был признан не состоявшимся и Советом, по определению от 26 января 1911 года, испрошено было разрешение Его Высокопреосвященства заместить кафедру посредством рекомендации. – В собрании 7 июня 1911 года, Совет Ака- —22— демии, по рекомендации и. д. доцента H. Л. Туницкого, постановил пригласить на кафедру истории Славянских церквей и Румынской окончившего в отчетном году курс кандидата богословия священника Иоанна Смирнова , предложив ему, в случае согласия, прочесть в начале 1911–1912 учебного года установленные § 82 академического устава пробные лекции, но постановление это так и не было приведено в исполнение в виду того, что, согласно Высочайше утвержденным в 26-й день Июля 1911 года изменениям в действующем уставе духовных академий, названная кафедра была закрыта в качестве самостоятельной и присоединена к вышеупомянутой кафедре истории Греко-восточной церкви. В качестве кандидатов для замещения вакантной кафедры церковного права Совету Академии предложены были два лица: 1) бывшим преподавателем этого предмета, сверхштатным заслуженным ординарным профессором Н. А. Заозерским – экстраординарный профессор Академии по кафедре истории и обличения русского раскола старообрядчества, магистр богословия, Илья Михайлович Громогласов, и лично заявивший Совету о своём желании быть перемещенным с занимаемой им кафедры на кафедру церковного права, а 2) Преосвященным Ректором Академии Епископом Феодором – приват-доцент Ярославского Демидовского Юридического Лицея по кафедре церковного права, кандидат юридических наук и кандидат богословия, Николай Дмитриевич Кузнецов . – По обсуждении вопроса в собраниях 6 и 13 октября 1910 года, Советом Академии постановлено было (большинством голосов): «В виду арифметического равенства голосов, полученных обоими кандидатами на кафедру при двух баллотировках, предоставить решение вопроса о замещении кафедры церковного права в Академии высшей власти», причем Преосвященный Ректор Академии и 5 членов Совета, особым заяв-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В собрании сем законоучитель 2-ой Московской мужской гимназии, кандидат богословия, священник Владимир Страхов прочитал, согласно определению Совета Академии от 6-го октября текущего 1910 года, две пробные лекции по Священному Писанию Нового Завета: одну на тему по собственному выбору: «Обращение Савла, как основа религиозной настроенности и благовестия ап. Павла», другую – по назначению Совета Академии: «Эсхатологическое учение второй главы второго послания св. апостола Павла к Фессалоникийцам». Обе лекции, прочитанные священником Страховым, Совет Академии единогласно признал удовлетворительными, а лектора – достойным избрания на должность преподавателя Академии по 2-ой кафедре Священного Писания Нового Завета, имеющей открыться с начала будущего 1911–1912 учебного года. Справка: 1) По § 110 лит. в п. 2 устава духовных академий «избрание кандидатов на должности доцентов и профессоров» значится в числе дел Совета Академии, представляемых чрез местного Епархиального Архиерея на утверждение Св. Синода. – 2) По § 119 того же устава: «По делам об избрании кандидатов в преподаватели в журнал Совета вносится подробное изложение высказанных мнений, с приложением письменных отзывов чле- —547— нов Совета о кандидатах, и журнал этот в целом виде представляется на рассмотрение высшего начальства». 3) Как видно из отношения г. директора Московской 2-ой мужской гимназии, от 11 января 1911 года за 36, – препятствий с его стороны к перемещению законоучителя гимназии священника Владимира Страхова, с 16-го августа будущего 1911 года, на должность преподавателя Академии – не имеется. Определили: 1) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении законоучителя 2-ой Московской мужской гимназии, кандидата богословия, священника Владимира Страхова, с 16-го августа будущего 1911 года, исправляющим должность доцента Академии по 2-ой кафедре Священного Писания Нового Завета, под условием оставления им с помянутого числа штатной должности законоучителя гимназии (на что священником Страховым, в письменном заявлении на имя Преосвященного Ректора Академии, и выражено согласие). – 2) Журнал собрания Совета Академии 6-го октября 1910 года, 18, – о замещении вакантных кафедр Священного Писания Нового Завета – приложить к журналу настоящего собрания, – для представления Святейшему Синоду. 17 декабря 1910 года 27

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

397 . Кузьмин Н., свящ. Паломничество из Ельца в Задонск 21 мая 1911 года//“Воронежские епархиальные ведомости”, 23, 1911. 398 . Литвинов В. К 50-летию открытия мощей св. Тихона Задонского //”Воронежский телеграф”, 150, 1910. 399 . Молитва Святителю и чудотворцу Тихону//“Тамбовские епархиальные ведомости”, 12, 1861. 400 . Несколько мыслей по поводу открытия 13 августа 1861 г. святых и нетленных мощей Тихона, епископа Воронежского//“Домашняя беседа”, вып. 33, 1861. 401 . Никольский П. Просьба к духовенству епархии//“Воронежские епархиальные ведомости”, 8, 1910. 402 . Никольский П. Вниманию духовенства Воронежской епархии//“Воронежские епархиальные ведомости”, 42, 1910. 403 . Никольский П. Нужды времени. Чем следует ознаменовать 50-летний юбилей со дня прославления св. Тихона?//“Воронежские епархиальные ведомости”, 5, 1911. 404 . Никольский П. К предстоящему юбилею//“Воронежский телеграф”, 8, 1911. 405 . Никольский П. Антоний II, архиепископ Воронежский (1826–1846) и обретение мощей святителя Тихона//“Воронежская старина”, вып. 10, 1911. 406 . Обстоятельства, предшествовавшие торжественному открытию святых мощей святителя Тихона, и письмо о кончине архиепископа Антония//“Домашняя беседа”, вып. 47, 1861. 407 . Олейников Т. Определение Св. Синода об открытии мощей св. Тихона//“Воронежская старина”, 10, 1911. 408 . О праздновании памяти св. Тихона//“Воронежские губернские ведомости”, 62, 1887. 409 . Остроумов П. Праздник святителя Тихона в Тамбове//“Тамбовские епархиальные ведомости”, 6. 410 . Остроумов П. Молитва святителю Тихону//“Тамбовские епархиальные ведомости”, 12, 1861. 411 . Открытие нетленных мощей Святителя и Чудотворца Тихона, епископа Воронежского//“Воскресное чтение”, 4, 1861. “Домашняя беседа”, вып. 28 и 36, 1861. “Друг юношества”, февраль, 1863. “Дух христианина”, 1861, 1862. “Душеполезное чтение”, ч. III, 1861. “Московские ведомости”, 188, 1861. “Странник”, ч. II, приложение, 1862. “Тамбовские епархиальные ведомости”, 12, 1861. “Христианское чтение”, ч. 3, 1865. “Церковная летопись духовной беседы”, 1861. 412. Открытие честных мощей иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, благодатные при том знамения и чудесные исцеления. СПб., 1861.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010