34-е и 35-е – правилом III Всел. 8; 74-е – соборными протоколами, составленными в Константинополе относительно Агапия и Вагадия Константинопольским Поместным собором, о котором в «Пидалионе» смотри после Сардикийского. Все 85 апостольских правил подтверждаются правилами VI Всел. 2 и VII Всел. 1. А 6-я и 137-я новеллы Юстиниана, утверждая их, говорят: «Мы верим, что это будет, если только в точности будут соблюдаться священные правила, которые передали справедливо воспеваемые и достопоклоняемые самовидцы и служители Божественного Слова – апостолы, а святые отцы сохранили и истолковали». Упоминают о них и Феодосий с Валентинианом в сакре, выступая против Иринея, еп. Тирского (см.: Досифей. Двенадцатикнижие. С. 610). Подтверждают их также истолкователи правил, а именно: Зонара, Вальсамон, Алексей Аристин, магистр и логофет Симеон, иеромонах Матфей Властарь , Иосиф Египетский, Фотий. Подтверждает их также Иоанн Дамаскин , говоря: «85 правил святых апостолов через Климента (Изложение православной веры. Кн. 4, гл. 17)» 315 . О правилах святых апостолов говорит также Иоанн Антиохийский в тит. 50, а Иоанн Схоластик Константинопольский в предисловии к сборнику правил учит так: «Святые ученики Господа и апостолы через Климента изложили 85 правил». Остается сказать о том, что 25 правил Антиохийского собора не только по смыслу согласны с апостольскими, но в разрозненном виде содержат в себе целые речения из них. Доказательством подлинности апостольских правил служит и их согласие и близость по смыслу с другими правилами, как соборными, так и отдельных отцов, что показано в этой книге при каждом апостольском правиле. Трудно, а вернее невозможно, поверить, что самопроизвольно и случайно согласовались с ними столь многие соборы Вселенские и Поместные и столь многочисленные правила отдельных отцов. И наоборот, безусловно, легче всего поверить в то, что весьма многие правила, предваряемые этими апостольскими как столь великими первообразами и надежнейшими основаниями, путем подражания согласовались с ними и были воздвигнуты на их основе. Правило 1

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Hist. eccl. VI 5), но др. источниками факт встречи не подтверждается. 11 янв. 364 г. И. издал эдикт об отмене запрета христианам вести преподавание классических дисциплин, введенного Юлианом (Codex Theodosianus. XIII 3. 6//Theodosiani libri XVI, cum Constitutionibus Sirmondianis/Ed. Th. Mommsen. B., 1905). Неясной остается принадлежность эдикта, к-рый, согласно «Кодексу Феодосия», был издан 4 февр. 364 г. в Медиолане и предписывал возвращение гос-ву всех земельных владений, пожалованных языческим храмам предыдущими императорами (Ibid. X 1. 8). Т. к. И. не мог находиться в Медиолане в это время, предполагается, что эдикт был издан имп. Валентинианом I в 365 г. Др. законодательные эдикты, достоверно принадлежащие И., не сохранились. По утверждению церковных историков V в., И. издал законы о возвращении Церкви всех прав и привилегий, дарованных ей имп. Константином Великим, но отнятых Юлианом ( Sozom. Hist. eccl. VI 3; Theodoret. Hist. eccl. IV 2, 4), однако тексты этих актов неизвестны. В это же время прекращение гос. поддержки арианства позволило никейской партии в Церкви начать более активную борьбу за признание. В Антиохии состоялся Собор под председательством архиеп. Мелетия, к-рый признал Никейский Символ веры ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 25; Sozom. Hist. eccl. VI 4). В это же время собравшиеся на совещание в М. Азии (вероятно, в Анкире) неск. епископов, в т. ч. еп. Василий Анкирский, вернулись к омиусианству ( Sozom. Hist. eccl. VI 4). Критическим оценкам И. со стороны рим. историков-язычников противостоят положительные отзывы авторов-христиан. Уже в первые десятилетия после правления И. в христ. среде сформировался идеализированный образ И. как восстановителя церковных привилегий, прежде дарованных имп. Константином. При этом особо подчеркивались личное благочестие И., его стремление заботиться о Церкви. Развитие этих представлений прослеживается по трудам церковных историков кон. IV - 1-й пол. V в.: Руфина Аквилейского, Филосторгия, Сократа Схоластика, Созомена и блж.

http://pravenc.ru/text/578216.html

Авторитетные исторические памятники, описывающие времена свт. Льва Великого сообщают о его огромном авторитете, пасторской энергии, ревностном служении своей пастве и всей Церкви. Известны два случая из истории Рима, которые не являются лишь легендой, а повествованием о реальных событиях. Они наглядно свидетельствуют о подлинном служении свт. Льва как истинного пастыря Церкви, защитнике народа Божия от ее врагов. В 452г. в пределы северной Италии вторгся известный предводитель гуннов Атилла, который разрушил ряд городов и реально угрожал Равенне, тогда резиденции императоров западной части империи, и самому Риму. По просьбе императора Валентиниана III свт. Лев отправляется в лагерь Атиллы в сопровождении двух патрициев: консула Авиенуса и префекта Тригетиуса. Свт. Лев поехал во всем епископском облачении. В местечке Минцио близ Мантуи состоялась встреча свт. Льва и Атиллы. 12 Свт. Лев, назвав Атиллу «бичом Божиим», велел оставить Италию и вернуться обратно. Анонимный автор жизнеописания свт. Льва даже сохранил слова, с которыми Римский первосвященник обратился к Атилле: «О Атилла, тебе покорились целые области, которые были дарованы римлянам благодаря победам над народами, чтобы они были им завоеваны. Теперь мы молимся о том, кто завоевал других, покорить самого себя. Люди ощутили твой бич. Теперь же они хотели бы ощутить твое милосердие». 13 Некоторые источники сообщают о видении Атиллой двух ангелов с горящими мечами и грозившими его поразить в случае отказа повиноваться слову Римского первосвященника. 14 А в 455г. ему пришлось упросить предводителя вандалов Гейнзериха не уничтожать и не сжигать Рим. Однако город подвергся четырехдневному разграблению пожару. Уцелели всего лишь три церкви. После погрома свт. Лев занялся восстановлением разрушенного города и храмов. Среди них был и новый храм апостола Петра на Ватиканском холме и св. муч. Севастьяна на Аппиевой дороге. Это еще больше подняло авторитет свт. Льва у римлян. 15 Нас преимущественно будет интересовать участие свт. Льва в борьбе с новоявленной ересью Евтихия, одного из архимандритов и игуменов монастыря Константинопольской церкви. Почему мы останавливаемся именно на этой деятельности свт. Льва, а не на другой? Чтобы это понять необходимо, прежде всего, себе ясно представлять, что для Святых Отцов любая ересь – это не просто какое-то личное высказывание о Боге, некая система философии, а хула на Бога. Святые Отцы были своего рода индикаторами Православия, и потому с небывалой ревностью реагировали на всякое нововведение в вере, которое, как правило, оказывалось несогласным с учением Церкви. Учение Евтихия, как это обнаружил свт. Флавиан, архиепископ Константинопольский, было совершенно несогласно с учением Церкви, поскольку этот малообразованный архимандрит, якобы являясь строгим последователем свт. Кирилла Алексндрийского, учил:

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Андроник – сын кесаря Иоанна 245 Андроник Кондостефан – византийский полководец 272 Андроник Лапард – византийский полководец 271 Анемас – Аль-Ну’Ман, сын и соправитель критского эмира Абд-эль-Азиза 208, 210, 229, 232 Анна – дочь венгерского короля Белы IV 309 Анна – супруга русского великого князя Владимира Святославича 235, 236 Анна-Мария – супруга болгарского царя Ивана II Асеня 312 Анфим – константинопольский врач, заговорщик 49 Апсимар – византийский император Тиверий III Апсимар (698–705) 118, 119 Апсих – аварский военачальник 106 Аральт – Харальд Суровый Правитель (1015–1066), норвежский конунг в 1046– 1066 гг. 246 Аратий – византийский полководец 78 Арбогаст – франк, убийца Валентиниана II 61 Арвейлер Э. 129 Аргивол – см. Трибигильд Аргус – мифический многоглазый великан 35 Ардагаст – предводитель одного из племенных союзов дакийских славян 101, 102, 112, 113 Арефа Кесарийский – византийский церковный деятель, архиепископ, писатель (ок. 850 – ок. 944) 134 Арий– александрийский пресвитер, ересиарх (ок. 260–336) 21, 22, 36, 109 Аристотель – древнегреческий философ (384–322 до н. э.) 27, 36 Аркадий – византийский император (395–408) 21, 34, 42, 59, 109 Армат – приближенный императора Василиска 48 Арматий – приближенный императора Василиска 48 Арриан, Флавий –автор «Перипла Понта Евксинского» (между 95 и 175 гг.) 208 Артаван – армянский царь 65 Артаксеркс I – персидский царь (465–424 гг. до н. э.) 265 Артемида – древнегреческая богиня 85 Артемий – святой великомученик 21 Асан – болгарский царь Иван I Асень (1187–1196) 283, 285, 286, 302, 304, 305 Асбад – командующий конницей в крепости Цурул 75 Аскольд – легендарный киевский князь (864–882) 159 Аспарух – болгарский хан (ок. 644–702) 117, 118, 154 Атанарих – вождь тервингов 27 Атаульф – король визиготов (410–415) 59–63 Аттал – римский император (в 409 и 414–415 гг.), узурпатор при Гонории 59, 60, 62 Аттила – правитель гуннов (ок. 435–453) 24, 41, 42, 43, 44, 68 Афанасий Александрийский – святитель, борец с арианством 27

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Александрии гости также сделали остановку в расположенном в этом городе коптском патриаршем кафедральном соборе святого апостола и евангелиста Марка, где поклонились его честной главе. Архиепископа Феогноста приветствовали клирики Александрийской епархии Коптской Церкви, собравшиеся в этот день по случаю празднования перенесения святых мощей апостола Марка. В окрестностях Александрии паломники из России поклонились мощам великомученика Мины Котуанского, пострадавшего за Христа в III веке и прославленного впоследствии многими чудесами. Святыня пребывает в посвященном этому угоднику Божию коптском монастыре, основанном в IV веке на месте, которое было чудесным образом указано самим великомучеником. Сегодня это один из крупнейших монашеских центров на арабском Востоке и место паломничества христиан региона. Гости ознакомились с хозяйственной деятельностью монастыря, которая включает в себя, в частности, производство оливкового масла, сыра и обработку мрамора. Утром 8 ноября архиепископ Феогност и члены делегации в священном сане совершили Божественную литургию в храме во имя великомученика Мины, воздвигнутом на фундаменте IV века на руинах старинного города, носившего имя этого святого (Абу Мина). Этот город процветал вплоть до VII столетия, когда был разрушен варварами. В тот же день делегация Русской Православной Церкви прибыла в расположенную между Александрией и Каиром Нитрийскую пустыню (Вади-ан-Натрун) — родину христианского монашества, место подвигов первых христианских иноков, события из жизни которых описаны в египетском патерике. В отдаленной части этой пустыни находились келии отшельников, а за ними — местность с первыми христианскими общежительными монастырями, называемая «Скит». Со временем это название стало нарицательным. Первой обителью, которую посетила делегация из России в Нитрийской пустыне, стал монастырь Римлян (аль-Барамус), основанный около 335 года преподобным Макарием Великим и получивший свое название в память о подвизавшихся здесь под началом этого великого подвижника сыновьях римского императора Валентиниана — Максиме и Домиции. Этот монастырь, в котором сегодня обитает более ста иноков, является старейшим в песках Нитрийской пустыни. В обители паломники поклонились частицам мощей некогда подвизавшихся в ней отцов-пустынников — преподобных Пафнутия Великого, Моисея Мурина и других. Архиепископ Феогност и члены делегации осмотрели монастырскую территорию, самым заметным строением которой является характерная для коптских монашеских поселений средневековая цитадель, служившая инокам для обороны от многочисленных в прошлом нападений кочевников. Также состоялось общение паломников с братией монастыря, которая живо интересовалась возрождением церковной жизни в России, в особенности современным состоянием русских монастырей. 

http://patriarchia.ru/db/text/4675972.ht...

В Африканской Церкви господство арианина Гейзериха было тяжелым испытанием для православных. Преследования в той или иной степени не прекращались весь период: клир и видные миряне подвергались пыткам и претерпевали мученическую смерть; правосл. исповедание запрещалось, церковное имущество было захвачено арианами или разграблено. С захватом Карфагена преследования православных еще более усилились. Лишь в 454-457 гг. православным было позволено иметь епископа (Деограция). В конце правления по договору, заключенному с имп. Зиноном, Гейзерих вернул из ссылки священников и разрешил исповедовать правосл. веру. Существуют разные мнения по поводу роли Гейзериха в гонениях. Возможно, его религ. политика являлась скорее выражением антиимп. сепаратизма, нежели результатом религ. убеждений. Неясно, была ли эта политика результатом развития внешнеполитической ситуации или же «внутрицерковным делом», связанным не с позицией королевского двора, а с действиями набиравшего силу арианского духовенства. При Гунерихе (Хунерих, Хунирик, 477 - осень 484). Старший сын Гейзериха; после взятия Рима женился на Евдокии, дочери Валентиниана III. После периода религ. терпимости по отношению к православным, когда действовало соглашение с Зиноном (в 481 в Карфагене был даже поставлен митрополит), в 482 г. Гунерих по неясным причинам начал самое свирепое гонение против православных не только в истории Вандальского королевства, но и среди всех преследований со стороны завоевателей-ариан. Эдиктом от 20 мая 483 г. король назначил диспут епископов 2 партий, т. н. Карфагенский Собор, открывшийся 1 февр. 484 г. Правосл. сторону представляли митр. Карфагенский Евгений и ок. 460 африкан. епископов, их противников возглавлял арианский патр. Кирилл. Однако диалога не получилось, и вскоре королевским эдиктом было предписано применять к «омоусианам» (православным) те же законы, что и к еретикам. Им было повсеместно запрещено совершение религ. обрядов, были закрыты принадлежавшие им храмы и конфисковано церковное имущество, собственность правосл. духовенства перешла к арианам. Правосл. священники были отправлены в ссылку, запрещались рукоположения, священнодействие и какие бы то ни было богословские споры. Все правосл. миряне, особенно занимавшие высокие посты, лишались своего юридического статуса, за исключением перешедших в арианство до 1 июня 484 г. Имеются многочисленные свидетельства преследований африкан. мучеников-христиан в гонения Гунериха. Среди королей-ариан В. он отличался особой жестокостью и фанатизмом. При Гунтамунде

http://pravenc.ru/text/154045.html

В школьные годы он познакомился со Священным Писанием и учением Церкви. Намек на катехизацию в отрочестве появляется в 165 проповеди, где епископ Петр говорит, что «благочестивейший» Корнелий лично питал его набожностью и благочестием. Однако крещение Петра епископ Корнелий в соответствии с принятым в то время в Православной Церкви обычаем отложил до наступления духовной зрелости. По окончании огласительного училища епископа Корнелия Хрисолог, как лучший ученик, продолжил обучение в одной из риторских школ, которые в эпоху поздней античности имели статус высших учебных заведений. Петр прилежно изучал философию и риторику, познакомился с сочинениями Иосифа Флавия, Тацита, Плутарха; с классическими авторами: Овидием, Флакком. По окончании столичной риторской школы перед ним открывалось широкое поле деятельности в суде, где он мог бы быть обвинителем или адвокатом. Однако Петр пошел по стопам святого Кассиана из Имолы и выбрал педагогическую деятельность: занял место учителя в пресвитериуме епископа Корнелия и очень скоро приобрел славу мудрейшего и чистейшего наставника. Ученики дали ему почетное прозвище «Добрый учитель». Довольно долгое время Хрисолог, любимый и учениками, и горожанами, подвизался в роли «грамматика» (преподавателя гуманитарных дисциплин: филолога, лингвиста, ритора). Он пережил вестготскую войну, разграбление Рима в 410 году, воцарение императора Валентиниана III в 425 году. Перед крещением Петр, согласно 46 правилу Лаодикийского собора, ходил по четвергам к епископу Имолы для огласительных бесед. В 165 проповеди архипастырь Равенны признается, что Корнелий посредством благовестия Евангелия лично просветил его Светом Христовой истины. Корнелий ввел проповедника в клир (постриг во чтеца), рукоположил во диакона. Как уроженец Имолы, диакон Петр, согласно указу императора Гонория «О епископах, церквях и клириках», должен был стать клириком Форума Корнелия, ибо епархиальным епископам следовало назначать клириков в церковь «не из другого имения или села, но из того, где будет находиться церковь». Посвящение он принял в безбрачном состоянии, так как Западная Церковь к тому времени уже практиковала обязательный целибат. 

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/

е. отрицавшего единосущие Христа с нами по человечеству ( Draguet. 1931; Camelot. 1951). На поместном Константинопольском Соборе 448 г. под председательством свт. Флавиана К-польского последовало осуждение Евтихия, однако «Разбойничий» Собор 449 г. (II Эфесский) под председательством Диоскора Александрийского оправдал Евтихия и осудил свт. Флавиана. Это привело к созыву IV Вселенского (Халкидонского) Собора (451), осудившего Евтихия и Диоскора, при активном участии свт. Льва I Великого , чье послание свт. Флавиану («Томос») стало одним из нормативных вероучительных документов, одобренных Собором. Формула «в двух природах» Халкидонского ороса на Западе стала пробным камнем ортодоксии. Однако на Востоке ее отвергало не только евтихианское меньшинство. Многие усматривали в ней реставрацию несторианства и отказ от учения свт. Кирилла Александрийского. Несмотря на усилия императоров восстановить церковное единство, постепенно произошло окончательное разделение между противниками и сторонниками Халкидонского Собора вплоть до образования национальных монофизитских Церквей вне империи. Последствия Халкидонского Собора 7 февр. 452 г. от лица императоров Маркиана и Валентиниана III был опубликован эдикт, к-рым предписывалось соблюдать решения Халкидонского Собора и воздержаться от дальнейших споров (Edictum Marciani (CPG, N 9029)//ACO. T. 2. Vol. 1(3). P. 120-121). Его публикация вызвала противодействие и беспорядки в Палестине, Египте и Антиохии. Свт. Иувеналий Иерусалимский, считавшийся сторонником Диоскора и противником «Томоса» свт. Льва Великого, но на Халкидонском Соборе принимавший участие в составлении его определения, утратил поддержку влиятельных в его Патриархате монахов, обвинявших его в «предательстве веры». Вскоре после возвращения с Собора он был вынужден покинуть Иерусалим и бежать в К-поль, а на Патриарший престол был возведен мон. Феодосий, после чего последовали хиротонии антихалкидонски настроенных епископов, в т. ч. Петра Ивера во епископа г. Маюмы близ Газы, ставшего в дальнейшем одним из центров монофизитской пропаганды.

http://pravenc.ru/text/2564126.html

Из-за всего этого в политическом вакууме, образовавшемся на Западе, они стали восприниматься и как наследники св. Петра, и как наместники императора, обладающие как духовной, так и светской властью. Они сами стали видеть себя главой Тела. Но Тело они понимали не в широком павловском (св. Павел) смысле, а как конкретную административную структуру, находящуюся в опасности от ариан-варваров или еретиков-императоров. Эта точка зрения далеко не была универсальной: она не принималась очень многими на Западе и практически всеми на Востоке. Но в конце концов на Западе она победила. 2. Из всех стран, занятых варварами, кроме Италии, в Галлии была самая древняя христианская традиция, восходившая, по меньшей мере, ко II в. - вспомним св. Иринея Лионского. После Туринского собора (400 г.) Галльская Церковь официально восприняла организацию, сформулированную на Никейском Соборе. Во время правления императора Валентиниана III (423-455 гг.) талантливый римский полководец Аэтий смог поддерживать римское правление в большей части страны. Ему же удалось сплотить все население провинции (римляне, галлы и германцы) против опасности гуннов Аттилы. Аттила не смог взять Париж - чудо это приписывалось св. Геновьефе Парижской, - а затем был разбит Аэтием на Каталаунских полях возле Труа (451 г.). Но это была своего рода лебединая песнь римлян. Вскоре после смерти Аэтия (454 г.) римская власть в Галлии пала. К концу V в. визиготы заняли юг и учредили свою столицу в Тулузе, а бургунды заняли долину Роны (и те и другие были арианами). Северо-Восток был оккупирован язычниками-франками. В Галлии ариане были чрезвычайно терпимы к Кафолической Церкви. Структура епархий осталась неприкосновенной. Митрополичья кафедра была в Арле. Уже тогда это не слишком нравилось римской кафедре. Борьба за церковную независимость Арльской митрополии, которую возглавил свт. Иларий Арльский (430-449 гг.), проходила с переменным успехом. Известный аскет и подвижник, св. Иларий ранее был аббатом Леринского монастыря. Он де-факто стал главой всей Галльской Церкви. Он председательствовал на епископских соборах в Риезе (429 г.), в Оранже (441 г.) и в Вэсоне (442 г.). В 444 г. св. Иларий вступил в открытый конфликт с папой Римским Львом из-за дела безансонского епископа Целидония (см. ниже). Лишь в 514 г. Рим взял верх и начал ставить в Арле своих викариев.

http://sedmitza.ru/lib/text/434757/

Из царей, управлявших им в то время, явился было один добрый, мудрый и храбрый Вараздат (384), который хотел сколько-нибудь уврачевать раны отчизны, но его царствование продолжалось только два года. Первосвятители Церкви делали со своей стороны все что могли, нередко жертвуя жизнию для своей паствы. Более всех из них достоин признательной памяти патриарх Нерсес I, которого соотечественники по всей справедливости назвали Великим. Неоднократно он один спасал от гибели свое отечество и Церковь. Он-то прекратил междоусобие, возбужденное по смерти Тиридата незаконными соискателями престола, упросивши греческого императора Константина возвести на сей престол законного его наследника, сына Тиридатова Хозроя; он примирил потом своим личным ходатайством в Византии недостойного царя своего Аршака III с императором греческим Валентинианом, когда войска последнего вступили уже в Армению для ее опустошения; примирил того же царя и с его полководцами, которые уже совершенно было против него вооружились. Во дни страшного персидского гонения, свирепствовавшего в Армении, удалившись в столицу греческую, Нерсес Великий умолил здесь императора Феодосия послать армянам вспомогательное войско и даровать им законного царя в лице Папа (381), воспитывавшегося тогда в Константинополе. Когда же государь сей соделался бичом для своих подданных, Нерсес не устрашился восстать против него с пастырскими увещаниями и обличениями в защиту утесненного народа, пока не вкусил из рук неблагодарного повелителя своего чашу смерти. В последующее затем время, когда Армения окончательно потеряла свою независимость и подпала под чуждое иго персов (428–632), бедствия ее достигли крайнего предела. Персы с самого начала воздвигли на христиан открытое гонение, продолжавшееся непрерывно в три преемственные царствования Йездигерда, Барарана и его сына . Целые тысячи исповедников вкусили тогда в Армении смерть за веру Христову, и в главе их доблестный архипастырь Иосиф . Многочисленные храмы и обители были разрушены или заключены, а в числе прочих подверглась разорению и резиденция Эчмиадзинских патриархов, которые с тех пор (с 454 г.) перенесли ее на несколько веков (до 925 г.) в новую тогдашнюю столицу Армении Товин, или Тевин, находившуюся также в нынешних пределах наших, неподалеку от Арарата, где доселе видны ее развалины.

http://sedmitza.ru/lib/text/435774/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010