Грациан 367–383 гг. Валентиниан (II) Младший 375–392 гг. Магн Максим 383–388 гг. Флавий Виктор 384–388 гг. Евгений 392–394 гг. Феодосий (I) 379–395 гг. Западная Римская империя Восточная Римская империя Гонорий 395–423 гг. Аркадий 395–408 гг. Константин (III) 407–411 гг. Феодосий (II) 408–450 гг. Был провозглашен императором в Британнии, правил в Галлии, оспаривал власть у Гонория Приск Аттал 409–410; 414–415 гг. Провозглашен императором по приказу Алариха в 409–410 гг. на севере Италии; в 414 г. провозглашен императором вторично в Галлии, оспаривал власть у Гонория. Констанций (III) 421 г. Иоанн 423–425 гг. Валентиниан (III) 425–455 гг. Петроний Максим 455 г. Маркиан 450–457 гг. Авит 455–456 гг. Майориан 457–461 гг. Лев (I) 457–474гг. Либий Север (III) 461–465 гг. Антемий 467–472 гг. Олибрий 472 г. Глицерий 473–474 гг. Непот 474–475 гг. Лев Младший 474 г. Ромул Августул 475–476 гг. Зенон 474–491 гг. Василиск 475–476 гг. Марк 475–476 гг. Марциан 479 г. Леонтий 484–488 гг. Анастасий 491–518 гг. Юстин (I) 518–527 гг. Юстиниан 527–565 гг. Юстин (II) 565–578 гг. Тиверий (II) 578–582 гг.   Западная Римская империя Восточная Римская империя Маврикий 582–602 гг. Фока 602–610 гг. Ираклий 610–641 гг. Константин (III) 641 гг. Ираклеон 641 г. Констант (II) 641–668 гг. Константин (IV) Погонат 668–685 гг. Юстиниан (II) 685–695 гг. Леонтий 695–698 гг. Тиверий (II) 1448 [Апсимар] 698–705 гг. Юстиниан (II), во второй раз 705–711 гг. Филиппик Вардан 711–713 гг. Анастасий (II) [Артемий] 713–715 гг. Феодосий (III) 715–717 гг.   Папы римские с I в. н. э. до Григория Великого (Включая антипап, то есть тех, кто считался впоследствии незаконными претендентами на папский престол) Петр, апостол Лит 67–76 Клет (Анаклет) 76–88 Климент I 88–97 Эварист 97–105 Александр 105–115 Сикст I 115–125 Телесфор 125–136 Гигин 136–140 Пий I 140–155 Аникет 155–166 Сотер 166–175 Элевтерий 175–189 Виктор I 189–199 Зефирин 199–217 Калликст I 217–222 Ипполит 217–235, антипапа Урбан I 222–230 Понтиан 230–235 Антер 235–236

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Петра императора Валентиниана, чтобы он побудил Феодосия созвать новый собор внутри Италии. Феодосий отклонил не только просьбу папы, но Валентиниана, своей матери и своей сестры. Ни один вселенский собор не мог иметь место без созыва его императором. Нам неизвестно, чтобы в течение долгой истории вселенских соборов, какой-нибудь самый влиятельный церковный предстоятель рискнул созвать сам лично вселенский собор. Соборы созывались церковными предстоятелями часто и по разным поводам, но ни один такой собор не претендовал быть вселенским. Из этого положения об исключительном праве императора созывать соборы, вытекает обратное положение: созыв императором собора есть одно из формальных условий того, чтобы собор мог быть признан вселенским и авторитетным. Принявши решение о созыве вселенского собора, император издавал свой сакрум. Этот сакрум посылался сначала главам митрополичьих округов, a впоследствии патриархам. В нем император определял число членов собора: или предоставляя каждому митрополиту привести любое число подчиненных ему епископов, или ограничивая это число. Но этого мало, император мог в личном порядке пригласить того или иного епископа на собор, он же мог отвести заранее тех лиц, которых присутствие он считал почему-либо неудобным. Император Феодосий в личном порядке пригласил на III вселенский собор блаж. Августина, и тот же император запретил Феодориту Киррскому присутствовать на Разбойничьем Соборе. Таким образом, количественный состав собора до известной степени находился в зависимости от императора. Посылая приглашения на собор всем митрополитам или патриархам, император регулировал число приводимых ими епископов. Церковь никогда не возражала против этого права императора и самое большее, чего она добивалась, это равномерности представителей от митрополичьих округов. На вселенском соборе должны были присутствовать все областные митрополиты или патриархи или лично или в лице своих представителей. Присутствие их, как вообще всех приглашенных, было обязательно, a уклонение влекло за собой известные последствия, но отсутствие того или иного представителя церкви не препятствовало собору открыть свои заседания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Основные биографические данные свт. Льва приводятся в таком достаточно известном памятнике раннесредневековой истории как Liber Pontificales, которая представляет собой свод основных биографических сведений о Римских епископах с апостола Петра и до Феликса III (526–530). Свт. Лев был уроженцем Тосканы (natione Tuscus), его отец принадлежал к патрицианскому роду знатных римлян. В некоторых манускриптах свт. Лев именуется natione Romanus, что указывает на его знатное происхождение. 5 Его отца звали Квинтиан (Quintianus) 6 . Год рождения свт. Льва неизвестен. Долгое время свт. Лев был архидиаконом и секретарем у Римских пап свт. Целестина и свт. Сикста III 7 Ему приходилось исполнять многочисленные поручения Римских пап по церковным делам, а также ряд дипломатических поручений императора Валентиниана III. Например ему было поручено примирить враждовавших друг с другом двух выдающихся политических фигур позднеримской истории как полководец и главнокомандующий римскими войсками в провинциях Аэций и главный магистрат Альбин. Вмешательство свт. Льва в произошедший раздор, который пред активным натиском гуннов на империю был лишь только на руку врагам Рима, был завершен успешным миром. 8 В церковных делах того времени свт. Лев известен примирением Галльской церкви, а также тем, что по его настоятельному совету родоначальник западного монашества прп. Венедикт Нурсийский пишет богословский трактат, имеющий для Православной Церкви огромное значение, «О воплощении Господа против Нестория» (De Incarnatione Domini contra Nestorium). 9 29 сентября 440г. архидиакон Лев был рукоположен во епископа, а после блаженной кончины папы Сикста 10 ноября 461г. свт. Лев единогласно был избран его преемником. 10 В истории Римской Церкви, периоде ее существования как Православной поместной церкви до 1054г., свт. Лев считается, как и свт. Григорий I Великий (VIb.) самой выдающейся личностью. Та же Liber Pontificales сообщает нам о самом главном деянии его жизни – вести напряженную борьбу с ересями Нестория и Евтихия 11 , а также с распространенной на Западе манихейской ересью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

408.05.01 Смерть Аркадия Флавия (377). Семилетний Феодосий II становится новым императором Византии под опекунством персидского царя Исдигерда. 408–414 Управление государством префектом Анфилием. Управление Византией перешло в руки к старшей сестре Феодосия  Пульхерии . Женитьба Феодосия II на Евдокии, дочери философа Леонтия. Открытие в Константинополе первого в Европе университета. 428.05.30 Императоры  Феодосий II  и Валентиниан III издали эдикт, направленный против последователей  манихейства . Несторий стал патриархом Константинополя. 431.06–10 III Вселенский собор в Эфесе осудил ереси, в том числе и учение Константинопольского патриарха Нестория. Несторий снят с поста патриарха.  434–453 Правление у гуннов Аттилы. Мирный договор между Византией и гуннами. Евдокия отстранила Пульхерию от управления государством. Опала Евдокии из-за связи ее с Павлианом. Казнь Павлиана. Возвращение Пульхерии к управлению страной. Гуннский правитель Аттила выдвинул Феодосию ультиматум, который не был принят. 442–447 Нашествие гуннов на Византию. Разрушение городов в Иллирии и Фракии, захват гуннами большой части Византии. Мир Византии с гуннами. Большая дань гуннам. Феодосий II созывает в Эфесе имперский собор (так называемый «Разбойничий» собор ), который принял  монофизитство . 450.07.28 Смерть Феодосия II Флавия. Императором становится Маркиан, незнатного происхождения.  Отказ Маркиана платить дань гуннам. 451.10.08 Халкидонский Вселенский собор, осудивший ересь монофизитов и принявший догмат о двух природах Господа Иисуса Христа.  Смерть бывшего патриарха Нестория в изгнании в Верхнем Египте. Аттила вторгается в Галлию. “Битва народов”. Смерть Аттилы. Распад Гуннской империи. 457.01.25 Смерть Маркиана Флавия (ок. 390) Возведение на престол Льва I Маркелла. Первый император, которого венчал на царство глава церкви. 460.10.20 В Иерусалиме умерла опальная императрица Евдокия. 461.11.10 Лев I приблизил исаврийского полководца Тарасикодиссу Русумвладеста, которому дал имя Зенон. Неудачный заговор против этого Аспара и Ардавурия. Казнь Аспара и всех его сыновей.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

В Римской империи Л. входил в состав пров. Асия до кон. III в. После административной реформы имп. Диоклетиана он стал частью пров. Геллеспонт с митрополией в Кизике. Христ. община в Л. появилась в III в. Во 2-й четв. IV в. кафедру Л. занимал свт. Парфений родом из Милетополя, посвященный в сан Асхолием Кизическим (BiblSS. Vol. 10. Col. 341-342). В сер. IV в. епископом Л. был Маркиан, активно участвовавший в арианских спорах. Весной-летом 364 г. в Л. состоялся Собор, на к-ром впервые после смерти имп. Констанция II (337-361), поддерживавшего арианство, состоялась богословская дискуссия между епископами, на которых не оказывала давления имп. власть ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 4, 6; Sozom. Hist. eccl. VI 7; Theoph. Chron. P. 55). Имп. Валентиниан I в ответ на просьбу епископов разрешить им проведение Собора отказался участвовать в заседаниях и предоставил им право самостоятельно проводить Собор. Большинство участников Собора составляли сторонники умеренного арианства, омиусиане, преобладавшие в то время в Восточной Церкви. Одним из его лидеров был еп. Елевсий Кизический. Сократ Схоластик отождествляет партию организаторов Собора с македонианами. Однако на Соборе присутствовала и значительная группа епископов - сторонников правосл. Никейского вероисповедания, изгнанных со своих кафедр при Констанции II, но получивших право вернуться после провозглашения эдикта о веротерпимости имп. Юлиана Отступника в 362 г. После 2-месячных споров Собор провозгласил недействительными арианские формулы Константинопольского Собора 360 г. В то же время было подтверждено значение вероопределения, принятого Антиохийским Собором 341 г. В нем об отношениях Лиц Св. Троицы говорилось, что Сын «подобен по существу» Отцу (μοιος κατ οσαν). В связи с этим обнаружилось, что партия ариан-евдоксиан, к-рая господствовала в Восточной Церкви с 50-х гг. IV в., оказалась в меньшинстве, а решениями Собора в Л. Восточная Церковь сделала значительный шаг в сторону отказа от арианских богословских доктрин и постепенного возвращения к никейскому православию. Тем не менее решения Собора в Л. не приобрели обязательной силы. К моменту завершения Собора власть над востоком империи принял имп. Валент , сторонник арианства (партии евдоксиан), к-рый расценил проведение Собора в Л. как самоуправство, а епископов - участников соборной делегации, прибывшей к нему во главе с еп. Елевсием Кизическим, отправил в ссылку.

http://pravenc.ru/text/2462599.html

В этом параграфе страница (27–28), посвященная учению еретиков иудействующих, составлена довольно близко к тексту кн. В.А.Снегирева. Учение о лице И.Христа в I-III в. христианства. Казань 1871, стр. 22–27, 63, 64. Отсюда же взято и 2 прим. на 27 стр. Следующие две страницы посвящены гностикам и составлены по той же книге, стр. 99, 80, 100, 101, 95, 96. 98, 91, 101, 104, 115, 132. Здесь у автора мозаика: с каждой страницы взято по фразе, по строчке, чаще с буквальной точностью. Кроме того, на стр. 29 гностик Валентин обратился в Валентиниана. Говоря о патрипассианах (стр. 31–32), о. Малиновский берет несколько фраз у того же Снегирева со стр. 192 и 194, и почти дословно повторяет то, что сам же писал в первом томе своей догматики. Заключение к речи о монархах на стр. 33 буквально списано с 197 стр. Снегирева, а затем автор тотчас переходит к книге Д. 0. Гусева-Ересь антитринитариев III в. Казань 1872, и пересказывает из нее стр. 250 и 251 на стр. 33 и 34, причем крайне неудачно поправляет одно слово: «учение монархиан, пишет о. Малиновский, требовало раскрьтия следующих сторон догмата о лице И. Христа» (стр. 33) и дальше у него же среди этих «сторон догмата» указывается» ипостасное различие трех лиц Божественной Троицы». Неужели и это сторона догмата о лице И. Христа? У Гусева (стр. 250) речь о догматах, а не о сторонах догмата, что, конечно, несравненно точнее. Говоря об Аполлинарии (стр. 36 – 39), о. Малиновский более страницы (на стр. 36 и 37) буквально списывает со статьи А. С. Лебедева. Лжеучение Аполлинария и его значение в истории христианской догматики, Христианское Чтени e, 1878, т.2, стр. 266, 267,269. Две фразы из статьи Лебедева (стр. 580 и 581) попали и на 38 стр. Малиновского. Но только списав из этой статьи примечание на стр. 39, автор сделал глухое указание на использованную статью. О несторианстве (на стр. 40–42) за исключением немногих строк все буквально списано у А.П.Лебедева . Вселенские соборы IV и V веков. Изд. 2. Сергиев посад 1896, стр. 158, 159, 158, 159, 161, 159, 160–161.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Гравюра. 1956 г. Время рукоположения И. И. устанавливается приблизительно на основании данных, приведенных в «Хронографии» прп. Феофана Исповедника . Упоминая о епископском рукоположении свт. Кирилла Александрийского в 412 г., он отмечает, что в этом же году «принял учительство (τας διδασκαλαις) Исихий, пресвитер Иерусалимский» ( Theoph. Chron. 818//PG. 108. Col. 225C - 228A). В точности этого сообщения позволяет усомниться тот факт, что др. замечание прп. Феофана, о годе смерти И. И., ошибочно. В «Хронографии» говорится, что год смерти И. И. совпал с некоторыми важными событиями, которые на самом деле произошли в разное время: восшествие на К-польскую кафедру Максимиана (431), брак имп. Валентиниана III с Евдоксией (437) и смерть св. Мелании Младшей (439) (Ibid. Col. 241C - 244A). Если все же свидетельство прп. Феофана о годе начала учительства И. И. верно, то к Вселенскому III Собору он вполне мог достичь высокого положения и известности среди приближенных архиепископа Иерусалимского в 429 г., накануне Собора, о чем в «Житии св. Евфимия Великого» сообщает Кирилл Скифопольский: «И сошел в Лавру архиепископ Ювеналий, имея с собою святого Пассариона, бывшего тогда хорепископом и архимандритом монахов, и просвещенного Исихия, пресвитера и учителя Церкви (Ησχιον τν πρεσβτερον κα τς κκλησας διδσκαλον) …Великий Евфимий радовался духом, в особенности видя с патриархом Пассариона, этого истинного Авраама, и богослова Исихия (τν θεολγον Ησχιον), которые оба были преславными светильниками (φωστρας), сиявшими по всей вселенной» ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. P. 27). Фрагмент написанной И. И. «Церковной истории», к-рая цитируется в актах Вселенского V Собора как пример критического отношения к христологии Феодора Мопсуестийского, говорит о вовлеченности И. И. в антинесторианскую полемику на стороне свт. Кирилла Александрийского (ACO. Т. 4. Vol. 1. P. 90). Свидетельство, содержащееся в «Уверениях» Иоанна Руфа, еп. Маюмского, позволяет предполагать, что И. И. был еще жив в преддверии Вселенского IV Собора .

http://pravenc.ru/text/674956.html

Однако в первой половине V в. у пап почти не было случая или возможности употребить эту власть. На практике их власть не простиралась за границы их митрополии и Салоник. И то, скорее всего, епископы Иллирика (митрополичьего округа с центром в Салониках) соглашались признавать над собой некое достаточно неопределенное папское верховенство лишь для противовеса слишком близким императорам. 2. Но, как мы уже видели, и на Западе попытки Римских пап установить свою власть встречались с весьма серьезным сопротивлением. Любимая римская идея «петровского» происхождения папской власти начала серьезно восприниматься на Западе лишь после правления папы Льва Великого (440-461) - весьма незаурядной личности, постоянно предпринимавшего значительные усилия для укрепления папского престижа. Будущий папа родился в Тоскане в конце IV в. Он стал церковнослужителем очень рано - когда ему было лишь около 20 лет. Вскоре он был рукоположен в диаконы и стал референтом Римских епископов по богословским вопросам. Под его руководством Рим участвовал в христологических диспутах вокруг III Вселенского Собора. По этим вопросам он обменивался письмами со св. Кириллом Александрийским. Диакон Лев пользовался большим влиянием в имперских кругах. Например, император Валентиниан III, живший в Равенне, посылал его во многие дипломатические миссии. В сентябре 440 г. Лев был рукоположен в епископы римские. Папа Лев, как и большинство его современников, верил в промыслительный характер Римской империи. Когда в 452 г. он с двумя сенаторами вышел навстречу гунну Аттиле и убедил его уйти из Италии, когда он (увы, с меньшим успехом) убеждал Гейзериха и его вандалов не грабить Рим, он видел себя защитником Римской империи и самой идеи «римскости» (romanitas). По его мнению, не случайно, но промыслительно, что Петр, князь апостолов (первоапостол), принял мученическую кончину в Риме - столице великой всемирной империи. Не только Петр дает Риму его престиж, но духовное измерение, выраженное Петром, было явлено именно в Риме, так как он является имперской столицей. Но, конечно, мысль св. Льва на этом не останавливалась. Пастырь, внимательный наблюдатель и активный участник трагических событий своего времени, он видел, что современная ему Римская империя близка к развалу, что императоры покинули великую столицу. Провиденциальная миссия, данная Империи, - обеспечивать единством всех христиан - теперь может лишь отчасти быть исполненной восточным императором в Константинополе. Но истинный центр вечного единства должен был оставаться и воистину оставался «камнем», воплощенным в служении «наследника» св. Петра в Риме.

http://sedmitza.ru/lib/text/434760/

После своего возвращения в Оксерр Святой Жермен возобновил свою пастырскую деятельность, сопровождавшуюся милостью Божией. Граждане, обремененные дополнительным налогом, прибегли к нему в ту пору, как дети к своему отцу. Сочувствуя их беде, он предпринял поездку в Арль, где располагалась префектура Галлии, чтобы получать облегчение тягот. Шествуя по Галлии с небольшим эскортом и скромным экипажем, но с Христом в своем сердце, он творил на своем пути чудеса и видимые знаки Божественной милости. Даже когда он пытался проследовать незамеченным, жители всех селений и городов, привлеченные его известностью, прибегали к нему со своими больными, женщинами и дети, чтобы настойчиво просить у него благословения и упиваться его вдохновенными словами. Принятый в Арле как достойный преемник Апостолов, он был гостем своего Святого друга Илария, память 5 мая, который часто наносил ему ответные визиты для совместного обсуждения церковных дел Галлии. Префект Оксилиарис (Auxiliaris), покоренный Святым, явил особое почтение. В результате выздоровления его жены, в течение долгого времени мучимой жаром, он по доброй воле предоставил освобождение от налогов, за что он ходатайствовал для жителей Оксерра и осыпал его подарками. После новой миссии в Англии (440) для борьбы с пелагиевой ересью, Святой Жермен возвратился в Оксерр. Туда вскоре прибыла делегация из Арморика (Armorique), что в Бретани, настойчиво прося его помощи, так как патриций Этиус (Aetius), который правил от имени империи, потребовал от жесткого Гоара (Goar), короля Аланов, союзных варваров, чтобы те устроили в Орлеании (Orléanais) кровавую баню, чтобы утопить в ней их мятеж 61 . Отправляясь в путь с большой поспешностью, старый Епископ отправился навстречу Гоару. Жермен сначала направил ему прошение при посредничестве переводчика. Но как только Гоар хотел его оттолкнуть, Жермен ухватил узду его лошади, остановив тем самым как командира, так и его армию, поспешавшую за ним. Гоара вместо раздражения охватило восхищение, он выслушал просьбу Святого и приказал своим войскам уйти. Жермен, тем не менее, незамедлительно отправился в Равенну, столицу Западной Римской империи, чтобы получить от императора Валентиниана III (Valentinien III) и от патриция Этиуса подтверждение этой милости, предварительно оказанной Гоаром.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После смерти папы Сикста III св. Лев был избран на его место, ставши сорок седьмым «епископом Рима. Это произошло в конце сентября 440 г. С человеческой точки зрения, стоявшие пред св. Львом задачи были совершенно невыполнимы, препятствия, мешавшие ему со всех сторон, — непреодолимы и падавшая на него ответственность — совершенно невыносима. От объединившей весь тогдашний мир огромной империи, осталась лишь одна Италия, и надолго ли? А вокруг нее, среди смертоубийственной борьбы, борьбы, несшей повсюду плач и опустошение, поднимались новые варварские державы: британцы на своих островах, франки и бургунды — в Галлии, вестготы — в Испании, вандалы — в Африке. Всюду рождались новые лжеучения, обольщавшие свогею новизною, но и старые ереси восставали вновь, как бы надеясь, что и Церковь исчезнет вместе с государством. Сила всех этих лжеучений возрастала и оттого, что нападавшие на Империю варварские народы были или еретики, или язычники. Св. Лев неустанно отстаивает единство веры претив ересей; он блюдет единство Церкви, борясь против неповиновения и нарушения дисциплины; он даетъ руководящие указания по поводу самых разнообразных вопросов благочестия и церковной практики. Но не только Церковь привлекает заботы папы. Нередко он покидал Латеранский дворец, в котором он жил, чтобы заняться общественными делами — восстановлением разрушенных зданий, раздачей хлеба в голодное время. Нередко давал св. Лев свои мудрые советы императору Западной Империи Валентиниану III (423–455). Св. Лев былъ всем доступен. Проповеди он считал своею главною обязанностью и постоянно поучал свою римскую паству живым словом простых и вдохновенных поучений. Св. Лев и Атиилла. Гензерих. В половине V века обрушилась через Рейн на Галлию вышедшая из степей южной Европы масса кочевников–гуннов, которых вел их вождь Аттила, прозванный «бичом Божиим». Самый внешний вид этих варваров был ужасен. Римляне рассказывали, что гунны изрывают железом щеки своих новорожденных младенцев, чтобы потом на них ничего не росло.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010