Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛИНАРИЙ (старший), пресв. в Лаодикии Сирийской (IV в.). Отец Аполлинария (младшего), еп. Лаодикии Сирийской. А. известен как филолог и преподаватель грамматики. Происходил из Александрии, до переселения в Лаодикию преподавал грамматику в Берите. Риторская школа в Берите была известна тем, что давала диалектическую и юридическую подготовку, привлекая многочисленных учеников. Имп. Юлиан Отступник , прославившийся изощренными методами борьбы с христианством, «полагая, что только образование сообщает убедительность их словам» ( Sozom. Hist. eccl. V 18), в 362 г. издал эдикт, запрещающий давать классическое образование христианам. Запрещалось также преподавание классических предметов христианами-преподавателями, в частности произведений греч. авторов. По-видимому, этот эдикт был задуман в качестве скрытой меры отторжения от Церкви образованных граждан и аристократии. Эдикт имп. Юлиана побудил А. и его сына к восполнению урона, нанесенного христ. школе в классической лит-ре. По сообщению Сократа , А. осуществил парафраз Пятикнижия греч. гекзаметром, а также пересказ исторических книг ВЗ в виде классической эпической поэмы - «вообще употреблял он все роды стихосложения, чтобы никакие формы греческого языка не оставались неизвестными христианам» (Hist. eccl. III 16). На библейские темы Аполлинариями были написаны трагедии в подражание Еврипиду, комедии в стиле Менандра, а также оды, подражавшие Пиндару. Созомен ничего не говорит о лит. трудах А., полагая, что они были осуществлены Аполлинарием (младшим). Вскоре после отмены эдикта Юлиана имп. Валентинианом I надобность в таких пересказах отпала. Поскольку лит. опыт Аполлинариев не пережил их времени, можно предположить, что выдающимися художественными качествами он не обладал. Блж. Иероним сообщает, что оба Аполлинария писали против язычников (De vir. illustr. 104), впрочем, Созомен относит это только к Аполлинарию (младшему) ( Sozom. Hist. eccl. V 18). Лит.: Спасский А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского. Серг. П., 1895. С. 5-10; Prestige G. L. Fathers and Heretics. L., 1977. Свящ. Владимир Шмалий Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75630.html

к. в нем перепутаны события, время и персонажи: супруга с именем Евдоксия была у имп. Валентиниана III (425-455), к-рый правил уже после смерти папы Дамаса I (304/5-384), а дочь Галла - у имп. Валентиниана I (321-375), однако Плацидией называлась не она сама, а ее дочь, носившая то же имя. Т. о., вероятно, в Сказании об исцелении Галлы Плацидии речь идет о дочери имп. Валентиниана I, сестре буд. имп. Валентиниана II , современнице папы Дамаса, ставшей впоследствии женой имп. Феодосия I Великого. В таком случае описанные события следует датировать приблизительно 379 г. (ActaSS. Nov. T. 1. P. 93). Однако, по мнению А. Дюфурка, папа Дамас, упоминаемый в Сказании,- это папа Римский Сикст III (432-440), друг имп. Валентиниана III, а Галла - матрона Галла, дочь патриция Симмаха, и, т. о., исцеление от мощей произошло не в IV, а в V в. (PLRE. Vol. 2. P. 491). В Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.) память К. обозначена 21 апр. и 1 нояб. Первая дата, возможно, связана с широким распространением почитания мученика в Риме и с освящением в этот день оратория в его честь на Палатине (MartHieron. Comment. P. 201). Однако, поскольку под этим же числом праздновался «день рождения Рима» (dies natalis Urbis Romae), память К. была впоследствии перенесена на 1 нояб. во избежание совпадения светского и церковного торжеств ( Duchesne. 1900. P. 22-23; Lanzoni. Diocesi. P. 148). Под 1 нояб. в Иеронимовом Мартирологе содержится испорченная запись: «В Террацине память святых...», далее следует ряд имен, в т. ч. Юлиан и Феликс. Согласно реконструкции А. Кантена и И. Делеэ, первоначально в этом месте читалось: «В Террацине память святых Кесария, Юлиана, Феликса» (MartHieron. Comment. P. 582). Также память К. под 1 нояб. содержится в Григория Сакраментарии (VII-VIII вв.). Кроме того, Делеэ отмечает, что память К. 1 нояб. указана и в Неаполитанском мраморном календаре (IX в.), отражающем кампанскую традицию - следов., празднование дня памяти К. 1 нояб. было известно не только в Риме, но и в области Кампания (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1684269.html

Буасье Гастон (Boissier, 1823–1908), французский антиковед – 95, 99, 125, 132 Буркхардт Якоб (Burckhard, 1818–1897), швейцарский искусствовед, антиковед и византинист – 06 Бьюри Джон Бател (Bury, 1861–1927), английский филолог и историк-византинист – 50, 62, 64, 65, 68, 72, 75, 204, 273, 318, 359, 383, 475, 485 Валент Флавий (328–378), римский император в 364–378 гг., соправитель имп. Валентиниана I, позднее имп. Грациана – 134, 143, 187, 375 Валентиниан I (Флавий Валерий, 321–375), западноримский император в 364–375 гг. – 120, 134 Валентиниан II (Флавий Валерий, 371–392), западноримский император в 375–392 гг. – 120, 138, 139 Валентиниан III (Флавий Плацид, 419–455), западноримский император в 425–455 гг. – 64, 206, 360 Валид I, арабский халиф в 705–715 гг. (шестой халиф из династии Омейядов) – 319 Варда Кесарь , дядя имп. Михаила III – 366, 394, 395, 396, 397 Варда Склир , глава восстания в Малой Азии, направленного против имп. Василия II – 411, 458, 480 Варда Фока , глава восстания в Малой Азии, направленного против имп. Василия II – 411, 426, 458, 480 Вардан (Филиппик), византийский император в 711–713 гг. – 267, 310 Василий I Македонянин (836–886), византийский император в 867–886 гг., выходец из фракийских крестьян, основатель Македонской династии – 366, 388, 400, 402, 403, 404, 416, 417, 429, 430, 433, 434, 436, 437, 445–449, 453, 475, 489. Василий II Болгаробойца , византийский император в 976–1025 гг. – 399, 401, 408, 411, 412, 414, 416, 422, 426, 431, 433, 441, 442, 456, 458, 459, 462, 478, 480,485,490 Василий (IX в.), патриарх Иерусалимский – 384 Василий Великий (ок. 330–378379), архиепископ Кесарии Каппадокийской (с 370 г.), святой, учитель Церкви, один из крупнейших представителей греческой классической патристики – 177, 178, 185 Василий Дигенис Акрит , византийский эпический герой – 484–487 Васильев Александр Александрович (1867–1953) – 68, 88, 454 Васильевский Василий Григорьевич (1838–1899), русский византинист – 43, 79, 80, 87, 89, 324, 328, 329, 428, 457

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

2-я книга (события 450-474 гг.) открывается описанием Вселенского IV (Халкидонского) Собора 451 г. (II 2-4), к-рый установил догматы христологии . Его решения явились камнем преткновения для дальнейшего развития единой Церкви. Важность этого Собора подчеркивается тем, что Е. С. в конце книги приводит эпитому актов Собора (II 18). Основное внимание автора обращено на историю борьбы за сохранение халкидонского вероисповедания в Вост. Церквах: описаны антихалкидонское движение в Палестине и Сирии (II 5), противостояние в Александрии сторонников ересиарха Тимофея II Элура , патриарха Александрийского, и правосл. патриархов Протерия Александрийского и Тимофея II Салофакиола Александрийского (II 5, 8-11). Имп. Маркиан изображен автором как благословенный правитель, чей приход к власти предвещали знамения и чье благочестие неизменно защищало империю от бедствий (II 1, 6). Личность имп. Льва I вызывает сочувствие историка, Е. С. уделяет большое внимание усилиям императора по поддержанию церковного единства, содержанию его «Окружного послания» (468), к-рым подтверждались определения Халкидонского Собора (II 9-10; приведен текст документа). Отдельная тема книги - падение Зап. Римской империи: убийство Флавия Аэция, имп. Валентиниана III и разграбление Рима вандалами в 455 г., история последних рим. императоров 60-70-х гг. V в. (II 7, 16). 3-я книга (события 474-518 гг.) повествует о времени правления императоров Зинона и Анастасия I, о борьбе между сторонниками и противниками Халкидонского Собора за влияние в Церквах Востока, в основном в Александрийской и Антиохийской. В связи с деятельностью ересиархов Тимофея Элура, Петра Монга, Севира изложена история принятия «Энотикона» имп. Зинона, приведен текст этого документа. Освещается история возникновения Акакианской схизмы (III 17-21). Е. С. описал события войны между императорами Зиноном и Василиском в 474-476 гг. (III 3-8), восстания Теодориха Скифа, Маркиана, Илла против Зинона (III 25-27). Правление имп. Анастасия освещается автором кратко, но есть упоминание об отмене налога с городского населения (хрисаргира) (III 39). Е. С. доброжелательно относится к этому императору, в то же время сочувствует низложенным имп. Анастасием патриархам Македонию II К-польскому и Флавиану II Антиохийскому, правда признавая, что в целом император стремился к сохранению мира в Церкви и был противником нововведений (III 30, 32). Е. С. касается событий Исаврийской войны (III 35), византийско-персид. войны 502-506 гг. (III 37), мятежа Виталиана (III 43), восстания в К-поле в 512 г. (III 44). В этой части повествования Е. С. впервые подробно обращается к событиям светской истории. В следующих книгах светская история начнет преобладать над церковной. Отдельное отступление посвящено полемике Е. С. с языческим историком нач. VI в. Зосимом (III 40-41).

http://pravenc.ru/text/180871.html

Внутрицерковная ситуация (III. 4–10) Антихристианская политика Юлиана, конфликт с антиохийцами, поход в Персию и гибель царя, провозглашение Иовиана, характеристика Юлиана, прекращение гонений (III. 11–24) Внутрицерковная ситуация (III. 25) Смерть Иовиана, восшествие на престол Валентиниана и Валента, гонения на ортодоксов, мятеж Прокопия (III.26–IV.3) Македониане против акакиан (IV. 4) Победа Валента над Прокопием, проарианская политика Валента (IV. 5–6) Ересь Евномия (IV. 7) Предсказание варварского нашествия, Валент преследует новациан, рождение Грациана, природные бедствия (IV. 8–11) Борьба религиозных партий (IV. 12–15) Валент расправляется с представителями ортодоксов, голод во Фригии, гонения, дело Феодора (IV. 16–19) Смерть Афанасия, ариане утверждаются в Александрии, гонение на монахов в Египте, лидеры православия, история новациан, смуты в Риме и Медиолане (IV. 20–30) Смерть Валентиниана I, закон о двоеженстве, смягчение гонений, крещение готов и сарацин, нашествие готов на Империю (IV. 31–36) Ортодоксальный переворот в Александрии (IV. 37) Гибель Валента, оборона Константинополя, прекращение гонений, воцарение Феодосия I (IV. 38–V. 2) Борьба церковных партий (V. 3–8) Феодосий переносит в Константинополь мощи епископа Павла и заботится о единомыслии, подчинение готов, Аркадий провозглашается августом (V. 9–10) Собор в Константинополе (V.10) Мятеж Максима и поход Феодосия (V. 11–12) Арианский мятеж в Константинополе (V. 13) Победа Феодосия над Максимом (V. 14) Прекращение антиохийской смуты (V. 15 Языческий мятеж в Александрии, Феодосий наводит порядок в Риме (V. 16–18) Упразднение пресвитеров-духовников, еретические расколы, церковные обычаи (V. 19–24) Победа Феодосия над Евгением, смерть Феодосия, воцарение Гонория и Аркадия (V.25–VI.1) Избрание Иоанна Златоуста , его политика (VI. 2–4) Отношения с власть предержащими, мятеж Гайны (VI. 5–6) Александрийская смута, предыстория смещения Иоанна (VI. 7–14) Конфликт с двором, изгнание Иоанна, мятеж в Константинополе, возвращение Иоанна, бой с александрийцами, второе изгнание (VI. 15–18

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11 . Следует указать, что египетский [месяц] Тот у римлян является сентябрем, всегда имея свое начало, то есть новомесячье, 29 августа. Каинан Мелелеил Мафусала Арфаксад Каинан 270 (?) Авраам Моисей в пустыне Иисус старейшины Хусарсафем Гофониил Семегар Иевусеи Девора Ориф и Зиф Гедеон Авимелех Амманиты Иевфае Ессевон Филистимляне Сампсом анархия имир 4310 4350 Илий иерей Самуил иерей Соломон Ровоам Иосафат Охосия Гофолия Амасия Иоафам Езекия Манассия Иоахас Иоаким Иехония Седекия Навуходоносор Уаламадарах Валтасар Дарий и Астиаг Кир Перс Камбис Дариймидянин Ксеркс Артаксеркс Артаксеркс Александрмакедонский Птолемей Египетский Птолемей Филадельф Птолемей Эвергет Птолемей Филопатор Птолемей Эпифан Птолемей Филометор Птолемей Эвергет Птолемей Фискон Птолемей Сидерит Птолемей Александр Птолемей Сотер Дионис Новый Клеопатра Гай Юлий (Цезарь) Римский Цезарь Август Тиберий Клавдий Веспасиан Домициан Адриан Элий Антонин (Пий) Марк (Аврелий) Антонин Антоний Каракаллу Антоний другой Александрмамеин Максимин Гордиан Филипп Галл и Волузиан Валериан и Галин (Галлиен) Клавдий Авриллий (Аврелиан) Кар и Карин Диоклетиан Константин (I) Констанций Иовиан Валентиниан Валент Феодосий (I) Аркадий Феодосий (II)млaдшuй Мартиан (Маркиан) Лев (I) Анастасий (I) Юстин (I) Юстиниан (I) Юстин (II)млaдшuй Тиверий Маврикий Ираклий Константин (III) Константин (Констант) Константин (IV) Юстиниан (II) Лев (Леонтий) Тиверий, он же Апсимар Юстиниан (II) опять Филиппик, он же Вардан Артемий, он же Анастасий Феодосий (III) Атрамитинец Лев (III), он же Конон Артавасд Константин (V), сын Льва Лев (IV), сын Константина Константин (VI), сын Льва, сматерью Ириной 10 л. 2мес. Константин (VI) один 6 л. 9мес. Ирина, мать его, опять 2 г. 6мес. Никифор 8 л. 9мес. Ставракий, сын его Михаил (I) и Феофилакт Лев (V) Армянин Михаил (II) Феофил, сын его михаил (III) один михаил (III) и Василий Василий Фракиец Лев (VI) и Александр, сыновья его Александр и Константин (VII) Константин (VII) один О шести тысячелетиях, когда и при ком окончилось каждое из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

P. 38-39). Скорее всего к галльским дополнениям принадлежит запись под 18 янв.: «Кафедра Петра в Риме» (Cathedra Petri in Roma), в нек-рых рукописях: «Освящение кафедры св. апостола Петра, на которой апостол Петр впервые воссел в Риме» (Dedicatio cathedrae sancti Petri apostoli qua primo Romae Petrus apostolus sedit - MartHieron. P. 10; MartHieron. Comment. P. 45-46). В латеркуле (аннотированном календаре) Полемия Сильвия, составленном в 448 или 449 г. в Юго-Вост. Галлии, под 22 февр. указано «погребение святых Петра и Павла» (depositio sancti Petri et Pauli - CIL. T. 1. Vol. 1. Pars 1. P. 259). В установлениях стациональной литургии г. Туроны (ныне Тур, Франция) еп. Перпетуя (ок. 460-488/9) указан праздник «Natale sancti Petri episcopatus» ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 31. 6). Данные о праздновании К. ап. П. в Риме содержатся в источниках V-VI вв. В письмах имп. Валентиниана III , его матери Галлы Плацидии и супруги Лицинии Евдоксии, адресованных имп. Феодосию II , говорится о прибытии имп. семейства в Рим (450) накануне «досточтимой ночи апостольского дня», когда в базилике св. Петра на Ватиканском холме совершалась вигилия. В день праздника император посетил базилику, где встретился с папой Львом I Великим и др. епископами, «собравшимися из разных провинций» ( Leo Magn. Ep. 55-57//PL. 54. Col. 857-863). Поскольку известно, что в мае 450 г. Валентиниан III уже находился в Риме, в письмах речь идет не о празднике св. апостолов Петра и Павла 29 июня, а о праздновании К. ап. П. 22 февр. ( Lietzmann. 1927. S. 98; Pietri. 1976. P. 382). Сохранилось несколько гомилий на день К. ап. П., предположительно составленных в Риме в V-VI вв., одна, по-видимому, была произнесена в присутствии императора, скорее всего Валентиниана III или Прокопия Антемия (467-472) (изд.: Morin. 1896; PL. 39. Col. 2100-2103; PL. 54. Col. 505-508). В гомилиях раскрывалось значение праздника как воспоминания о начале апостольского и епископского служения ап. Петра (diem quo apostolatum uel episcopatum ore Christi indeptus est, quo ei cathedra commissa est).

http://pravenc.ru/text/1683935.html

Когда в результате Миланского эдикта императора Константина 313 года христианство , после трех веков гонений, стало дозволенной религией и христиане вышли из катакомб, новое учение с невероятной быстротой стало распространяться по территории Римской империи, постепенно вытесняя все другие культы и становясь господствующей религией. В 325 году Никейский собор сформулировал общеобязательные основы христианского учения; церковь стала называться апостольской, католической (вселенской) и православной (единственно правильной). Пора было, в особенности в связи с появлением разного рода толкований догматов, заняться упорядочением церкви как организации. Сложилась четкая градация церковных должностей во главе с архиепископами и епископами, ведавшими целыми церковными провинциями. Епископы Рима, Александрии, Константинополя, Иерусалима и Антиохии приняли титулы патриархов; двое из них – римский и александрийский – сверх того стали называться «папами»; позднее этот титул удержался лишь за римским первосвященником. Институт папства как главный центр управления западной христианской церковью складывался и развивался по мере разложения и распада Римской империи, причем укреплению его содействовали сами императоры. Подлинным основателем папства считается Лев I Великий (440–461), вынудивший императора Валентиниана III издать эдикт, провозгласивший «первенство апостольского престола» и право его судить епископов, что сразу же поставило римского первосвященника над прочими церковными функционерами. Падение Западной Римской империи (476) заставило пап искать помощи и поддержки у восточноримских императоров, но Константинополь был далеко и помощь его оказалась эфемерной. И вот папа Григорий I, также прозванный «Великим» (590–604), делает следующий важный шаг, чреватый большими успехами в будущем: он меняет ориентиры и с Востока переносит свой взор на Запад, первым разглядев растущее и набиравшее силу Франкское государство. Результат не заставил себя ждать. Когда один из преемников Григория, Стефан III, обратился за помощью против теснивших его лангобардов к Пипину, ставшему с его благословения первым королем франков из династии Каролингов, Пипин не замедлил эту помощь оказать: дважды разбив лангобардов, он передал захваченные у них земли Стефану, чем было положено начало светскому государству пап (756).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Однако после смерти Аэция (454) и Валентиниана III (455) римское владычество рухнуло. К концу V столетия вестготы, столицей которых была Тулуза, захватили всю страну к югу от Луары. Бургунды прочно обосновались в долине Роны. И вестготы, и бургунды были арианами. Северо-восточная часть страны была все еще территорией язычников-франков. И арианские, и языческие правители Галлии уважали римские традиции и терпимо относились к кафолической Церкви. В 450г. в ней было 116 или 117 епископских кафедр 270 , объединенных в семнадцать провинций согласно канонам Никейского собора. Никейская система в северной и западной частях Галлии носила весьма приблизительный характер, но на юго-востоке, где римские традиции были самыми сильными, соблюдалась более строго. Вокруг епископа города Арля (примерно с 400 г. резиденции могущественного императорского префекта Галлии) 271 , кажется, начал набирать силу процесс создания «патриархата», и в связи с этим возникли серьезные экклезиологические проблемы. В отсутствие императорских указов или соборных решений (которым следовало обычно течение церковной жизни на Востоке) в 417г. папа Зосима даровал Патроклу, епископу Арльскому, сверхмитрополичьи права, равные тем, которыми обладал восточный патриарх: право хиротонии епископов в пяти провинциях (см. выше). Как и в других случаях появления новых первоиерархов, усиление могущества Арля встретило противодействие местных епископов (Прокла Марсельского, Илария Нарбоннского, Симплиция Виеннского), стремившихся сохранить свою автономию, и вызвало недовольство Рима с его уже установившимся первенством 272 . В первой половине Vb. папы пытались ограничить установленную Зосимой власть Арля, пока в лице святого Илария Арльского (430–449) не столкнулись с достаточно решительным человеком, готовым бороться за свои права. Подвижник и бывший игумен Леринского монастыря, Иларий сделался подлинным главой Церкви всей Галлии. Он председательствовал на соборах епископов в Риезе (429), Оранже (441) и Вэзоне (442). В Безансоне, за пределами признанной юрисдикции Арля, он низложил местного епископа Келидония, прежде женатого на вдове и обвиняемого в том, что до своего епископства, будучи гражданским должностным лицом, подписывал смертные приговоры (444). Однако Келидоний обратился в Рим и был принят папой Львом. Иларий немедленно отправился в Рим, чтобы протестовать против римского вмешательства в дела Галлии. По приказанию Льва ему был сделан выговор и он был посажен в тюрьму. В итоге папа при содействии императора лишил арльского епископа привилегий первенства. Император Валентиниан III сам утвердил власть Рима над Галлией (445). Попытки примирения между папой и святым Иларием, по-видимому, не достигли полного успеха, и последний умер в 449г. вероятно все еще вне общения со Львом 273 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Т. 2. С. 231-238), в к-ром изложил правосл. учение о воплощении Сына Божия. В авг. 449 г. на II Эфесском Соборе, получившем за насильственные действия на нем со стороны Диоскора Александрийского и его сторонников печальное наименование разбойничьего Собора, в нарушение церковных правил был низложен свт. Флавиан К-польский, а также Домн, еп. Антиохийский. Епископы Евсевий Дорилейский, Феодорит Кирский и Ива Эдесский были осуждены заочно. Император подтвердил справедливость приговора, однако с этим не согласились не только осужденные, к-рые апеллировали в Рим к свт. Льву, но и мн. епископы - участники Собора, подвергшиеся насилию. 13 нояб. 449 г. Римский Собор объявил постановления этого Собора лишенными силы. Однако, несмотря на настойчивые просьбы свт. Льва о созыве нового Вселенского Собора в Италии, поддержанные зап. имп. Валентинианом III, пересмотр решений «разбойничьего» Собора стал возможным только после скоропостижной смерти Феодосия II (28 июля 450). Уже 22 нояб. 450 г. как знак перемены в церковной политике Восточно-Римской империи в К-поле в ц. св. Апостолов - месте упокоения К-польских патриархов - состоялось перезахоронение тела умершего свт. Флавиана. Имп. Маркиан и его супруга св. блгв. Пульхерия соглашались на новый Собор, но не на западе, а на востоке империи. Понимая, что в последнем случае тяжело оказывать влияние на ход Собора, папа св. Лев фактически отказался от идеи его проведения, предлагая ограничиться простым подписанием его Томоса к свт. Флавиану, к-рый был к тому времени уже принят мн. епископами Востока, в т. ч. и Анатолием К-польским, некогда бывшим апокрисиарием Диоскора Александрийского в столице империи и сменившим свт. Флавиана на его кафедре. В июне 451 г. свт. Лев еще просил об отсрочке созыва Собора из-за угрозы вторжения в Италию варваров-гуннов, но уже в мае 451 г. был обнародован закон о созыве Вселенского Собора. Ход Собора Указ императоров Маркиана и Валентиниана III (сакра от 23 мая 451; ACO. T. 2. Vol. 1 (1). P. 27-28; ДВС. Т.

http://sedmitza.ru/text/758848.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010