Состоялись VIII Валаамские образовательные чтения, посвященные 800-летию благоверного князя Александра Невского 1 июня 2021 г. 14:29 28-30 мая 2021 года Православный культурно-просветительский центр «Свет Валаама» провел VIII Валаамские образовательные чтения « " Не в силе Бог, а в правде " : Россия на исторических перепутьях», посвященные 800-летию благоверного великого князя Александра Невского. Чтения проходили в конференц-зале при храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»  Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря . Валаамские образовательные чтения проводятся раз в два года и нацелены на развитие церковно-государственного сотрудничества в сфере образования, воспитания и просвещения. На мероприятии традиционно присутствуют представители власти Республики Карелия, ученые, исследователи, священнослужители, деятели культуры и образования. Конференция открылась приветственным словом начальника аппарата Законодательного собрания Республики Карелия А.А. Манина, который зачитал обращение к участникам форума главы региона А.О. Парфенчикова. Глава республики отметил, что за минувшее время Валаамские чтения внесли значимый вклад в укрепление плодотворного сотрудничества Валаамской обители с государством и научным сообществом по актуальным вопросам. Благодаря огромной работе и всецелой поддержке центра «Свет Валаама» конференция стала большим событием в общественной и духовной жизни Карелии и всего Северо-Запада России. А.А. Манин напомнил, что Петрозаводск начинался когда-то «с простой Петропавловской церкви, один из приделов которой был освящен в честь благоверного великого князя Александра Невского; позже заводское общество решило, что новая заводская церковь будет также освящена в честь благоверного князя. В настоящее время главный кафедральный собор Петрозаводска также носит имя благоверного великого князя и освящен Святейшим Патриархом Aлekcueм II b 2002 году, в праздник Собора Карельских святых, 3 июня». Поскольку наместник Валаамской обители  епископ Троицкий Панкратий  и насельник монастыря, директор центра «Свет Валаама» архимандрит Мефодий (Петров) не смогли лично присутствовать на чтениях, они подготовили видеообращения к участникам конференции.

http://patriarchia.ru/db/text/5816226.ht...

В Валаамском монастыре прошли очередные образовательные чтения, посвященные Году российской истории 26 мая 2012 г. 11:17 18-19 мая 2012 года в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре по благословению наместника обители епископа Троицкого Панкратия прошли IV Валаамские образовательные чтения, посвященные Году российской истории, на тему «Единство Церкви и народа: уроки прошлого и проблемы настоящего». Конференция, организованная Православным культурно-просветительским центром «Свет Валаама», раз в два года собирает представителей духовенства, церковной и светской науки, общественных объединений и государственных структур. В этом году на конференцию приехало около 40 участников: священнослужители, преподаватели Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , вузов Москвы и Петрозаводска, а также карельских школ. Среди гостей был заместитель гендиректора Центра финансового и правового обеспечения Управления делами Президента РФ Б. Матвеенко, замминистра образования Карелии Т. Васильева, председатель Госкомитета Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями А. Манин и сотрудники администрации Сортавальского муниципального района Карелии. Основная часть докладов была посвящена истории Русской Православной Церкви в ХХ веке. Многие сообщения напрямую касались прошлого Карелии и Валаамского монастыря. Декан исторического факультета Петрозаводского госуниверситета С. Веригин проанализировал религиозную ситуацию в республике в годы Великой Отечественной войны. Почетный настоятель Хельсинского кафедрального собора протоиерей Вейкко Пурмонен рассказал о первом Сердобольском епископе Киприане (Шнитникове) и Карельском братстве. Клирик Финляндского Ново-Валаамского монастыря священник Сергий Коллиандр рассказал о своем общении со старцами Старого Валаама в 1940-1970-е годы. Научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Т. Шевченко познакомила собравшихся с идейным наследием валаамского игумена Харитона (Дунаева). Кроме того, на чтениях были затронуты актуальные вопросы духовно-нравственного состояния современного общества. Начальник канцелярии Валаамского монастыря, магистр богословия игумен Иосиф (Крюков) представил доклад «Евангельская семья и современное общество». Сайт Валаамского монастыря /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Старший научный сотрудник ПСТГУ кандидат филологических наук О.В. Косик раскрыла особенности взгляда эмигрантской журналистики на пути России в 1920-1930-е гг. Профессор ПСТГУ доктор церковной истории священник Александр Мазырин показал «правду Православия и ложь обновленчества», раскрывшиеся в ликвидации раскола в Русской Церкви в годы Великой Отечественной войны. Неоднократно участвовавший в чтениях профессор СПбДА, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга доктор исторических наук М.В. Шкаровский представил доклад «Церковное сопротивление в период антирелигиозных гонений 1958-1964 гг.», в котором отметил служение митрополита Николая (Ярушевича), мужественно и достойно сопротивлявшегося антирелигиозной политике советского государства. В качестве гостей конференции с М.В. Шкаровским на Валаам прибыли директор Центрального государственного архива Санкт-Петербурга О.Н. Шемчук и заведующая отделом информационно-поисковых систем архива Т.А. Кудрявцева. Профессор ПСТГУ доктор исторических наук А.А. Кострюков, один из ведущих отечественных специалистов по истории Русской Зарубежной Церкви, рассказал об отношениях Русской Зарубежной Церкви и Константинопольского Патриархата при митрополите Филарете (Вознесенском) в 1964-1985 гг. Ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН (Москва) доктор исторических наук В.И. Косик напомнил о различных путях возвращения зарубежного русского духовенства в Московский Патриархат. На чтениях также выступили доктор филологических наук, в прошлом профессор Петрозаводского государственного университета, ныне независимый исследователь из Хельсинки В.Н. Сузи и главный редактор журналов «Духовно-нравственное воспитание» и «Русская словесность» А.П. Фурсов. В.Н. Сузи вспомнил Ф.М. Достоевского, 200-летие которого празднуется в этом году, и остановился на духовных аспектах творчества великого писателя. А.П. Фурсов представил доклад «Духовное предостережение (высшие доминанты бытия и исторические судьбы России в Житии Александра Невского, повести Олега Куваева " Печальные странствия Льва Бебенина " , романе и фильме " Территория " )».

http://pravoslavie.ru/139655.html

Старший научный сотрудник ПСТГУ кандидат филологических наук О.В. Косик раскрыла особенности взгляда эмигрантской журналистики на пути России в 1920-1930-е гг. Профессор ПСТГУ доктор церковной истории священник Александр Мазырин показал «правду Православия и ложь обновленчества», раскрывшиеся в ликвидации раскола в Русской Церкви в годы Великой Отечественной войны. Неоднократно участвовавший в чтениях профессор СПбДА, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга доктор исторических наук М.В. Шкаровский представил доклад «Церковное сопротивление в период антирелигиозных гонений 1958-1964 гг.», в котором отметил служение митрополита Николая (Ярушевича), мужественно и достойно сопротивлявшегося антирелигиозной политике советского государства. В качестве гостей конференции с М.В. Шкаровским на Валаам прибыли директор Центрального государственного архива Санкт-Петербурга О.Н. Шемчук и заведующая отделом информационно-поисковых систем архива Т.А. Кудрявцева. Профессор ПСТГУ доктор исторических наук А.А. Кострюков, один из ведущих отечественных специалистов по истории Русской Зарубежной Церкви, рассказал об отношениях Русской Зарубежной Церкви и Константинопольского Патриархата при митрополите Филарете (Вознесенском) в 1964-1985 гг. Ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН (Москва) доктор исторических наук В.И. Косик напомнил о различных путях возвращения зарубежного русского духовенства в Московский Патриархат. На чтениях также выступили доктор филологических наук, в прошлом профессор Петрозаводского государственного университета, ныне независимый исследователь из Хельсинки В.Н. Сузи и главный редактор журналов «Духовно-нравственное воспитание» и «Русская словесность» А.П. Фурсов. В.Н. Сузи вспомнил Ф.М. Достоевского, 200-летие которого празднуется в этом году, и остановился на духовных аспектах творчества великого писателя. А.П. Фурсов представил доклад «Духовное предостережение (высшие доминанты бытия и исторические судьбы России в Житии Александра Невского, повести Олега Куваева " Печальные странствия Льва Бебенина " , романе и фильме " Территория " )».

http://patriarchia.ru/db/text/5816226.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Спасо-Преображенский Валаамский и Коневецкий Рождества Пресвятой Богородицы мужские монастыри в Финляндии под управлением Преосвященного Григория (Чукова), митрополита Ленинградского и Новгородского (1946-1954 гг.) Александрова-Чукова Лидия Константиновна 13.10.2015 1314 Время на чтение 94 минут К 70-летию возвращения братии Валаамского и Коневецкого монастырей в лоно Русской Православной Церкви и 60-летию преставления митрополита Ленинг радского и Новгородского Григория портал Богослов. Ru публикует доклад биографа владыки Л.К. Александровой-Чуковой, представленный на V Валаамских образовательных чтениях 16-18 мая 2014 г. и вошедший в сборник материалов конференции. Послевоенное десятилетие, когда братия Ново-Валаамского и Ново-Коневецкого (Коневского) монастырей вернулась в лоно Матери-Церкви Российской, и по прошествии более полувека, нуждается в исследовании. Открытая в 1892 г. Финляндская архиепископия до 1921 г. была одной из епархий Русской Православной Церкви. С 1905 по 1917 год ее возглавлял будущий патриарх, архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский). С объявлением в 1905 г. гражданских свобод, начался массированный панфинско-лютеранский натиск финляндских сепаратистов на православных карел Русской Карелии - жителей Архангельской и Олонецкой губерний. В 1907 г. по инициативе архиепископа Сергия была создана монархическая церковно-общественная организация Православное Карельское братство, задачей которого была защита интересов карельско-русского православного населения Великого Княжества Финляндского. К 1911 г. Карельское братство практически остановило панфинско-лютеранский натиск на Русскую Карелию. За четыре года никто из православных не перешел в лютеранство, а обратные случаи были . В результате государственного переворота и распада Российской Империи, к концу 1917 г. Финляндская православная архиепископия с кафедрой в Выборге, так же, как и острова Валаам и Коневец, оказалась на территории независимой Финляндии. Братия монастырей и все православные приходы архиепископии в одночасье стали церковью нацменьшинства, так как основная религия Финляндии - лютеранство. Службы в монастырях вскоре стали проводиться на финском языке, и часть насельников приняла финское гражданство.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Поскольку наместник Валаамской обители епископ Троицкий Панкратий и насельник монастыря, директор центра «Свет Валаама» архимандрит Мефодий (Петров) не смогли лично присутствовать на чтениях, они подготовили видеообращения к участникам конференции. «Поистине, святого великого князя Александра Невского можно назвать одним из духовных отцов нашего Отечества, к молитвам которого мы прибегаем не только в трудное для Родины время, но и в повседневной нашей жизни, прося помощи и вразумления каждому нести свой жизненный крест и противостоять невзгодам. Молитва святого князя Александра собрала вас сегодня на Валаамской земле. Отрадно видеть вместе столько образованных и заслуженных деятелей в гостях у нашей святой обители. Надеемся, пребывание здесь будет душеспасительным и полезным для всех вас», — сказал, в частности, владыка Панкратий. «Святой Александр Невский сохранил для нашей Родины Северо-Западные земли. Он сберёг Русь от нескольких карательных нашествий монголов, сохранил для России православную веру и национальную культуру. Александр Невский был поистине святым князем, настоящим патриотом, мудрым полководцем, дальновидным политиком, искусным дипломатом и храбрым, самоотверженным воином», — отметил отец Мефодий. А.А. Манин от лица председателя Законодательного собрания Республики Карелия Э.В. Шандаловича за большой вклад в духовно-нравственное воспитание и реализацию социально значимых проектов на территории Республики Карелия вручил награду Православному культурно-просветительскому центру «Свет Валаама» — его директору архимандриту Мефодию (Петрову). Валаамский монастырь на конференции представлял помощник игумена иеродиакон Герман (Мурог). В ходе чтений состоялось выступление ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Силуана, рассказавшего о связи великого князя Александра с Петербургом, Александро-Невской лаврой. Владыка Силуан отметил очень юный возраст князя, мудрого правителя и блестящего полководца, добродетели и сила личности которого должны служить примером для молодого поколения. Архиерей также рассказал также о праздничных мероприятиях по случаю 800-летия со дня рождения благоверного князя.

http://pravoslavie.ru/139655.html

Подвиг новомучеников и исповедников Российских как основа единства Церкви и народного единства 31 мая 2012 г. 11:45 Доклад заместителя заведующего Отделом новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священника Александра Мазырина, сделанный им на IV Валаамских образовательных чтениях «Единство Церкви и народа: уроки прошлого и проблемы настоящего», посвященных Году Российской истории (18-19 мая 2012 г.). 2012 год знаменателен многими юбилеями в отечественной истории. 400-летие изгнания поляков и изменников из Москвы и преодоления Смуты XVII века, 200-летие отражения нашествия «галлов и двунадесять язык». Эти события — в ряду самых славных страниц в истории Государства Российского, когда единство православного народа обеспечивало ему великие победы. В то же время, на этот же год приходятся и менее круглые даты событий, вызывающих скорбь. 775 лет назад на Руси началось тяжелое монголо-татарское иго, когда разобщившийся в своих уделах русский народ не смог дать должного отпора восточным завоевателям. И, пожалуй, самые мрачные события произошли в России 75 лет назад, ставшие в 1937 году апофеозом нового ига, когда предержащая власть обрушила на свой народ жесточайший террор, подобного которому не было в отечественной истории. Одних только расстрелянных по приговорам, согласно статистике НКВД, в период «Большого террора» 1937-1938 годов было около 700 тысяч человек Можно, конечно, спросить, зачем вспоминать об этом в Год Российской истории — год торжества по поводу наших великих побед? Ответ простой, хотя, быть может, для кого-то и неожиданный: в кровавом 1937-м у нас в России тоже свершилась великая Победа. Объяснение этому можно увидеть в словах одного из расстрелянных в том году — митрополита Петроградского Иосифа (Петровых): «Смерть мучеников за Церковь есть победа над насилием, а не поражение» Еще раньше в истории Церкви эту мысль выразил христианский апологет Тертуллиан. «Мы побеждаем, когда нас убивают, — обращался он к римских языческим правителям в III веке.

http://patriarchia.ru/db/text/2257926.ht...

К 70-летию Учебного Комитета Священного Синода Русской Православной Церкви портал Богослов.Ru публикует статью, рассказывающую об основании этого церковного учреждения в 1946 г. и первых годах его деятельности (1946–1955 гг.). Материал основан на дневниковых записях первого председателя Учебного Комитета митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) и документах этого периода. К 70-летию возвращения братии Валаамского и Коневецкого монастырей в лоно Русской Православной Церкви и 60-летию преставления митрополита Ленинградского и Новгородского Григория портал Богослов. Ru публикует доклад биографа владыки Л.К. Александровой–Чуковой, представленный на V Валаамских образовательных чтениях 16-18 мая 2014 г. и вошедший в сборник материалов конференции. В день памяти святого равноапостольного князя Владимира и в год 1000-летия со дня его преставления публикуется статья, в которой на основании материалов архива митрополита Григория и ГАРФ раскрывается история учреждения ордена в честь крестителя Руси. Вопрос об учреждении первой общецерковной награды Русской Православной Церкви был поднят митрополитом Григорием в 1947 г. в ходе подготовки к совещанию глав и представителей Православных Церквей 1948 г. Впервые публикуются дневниковые записи митрополита, датированные июлем 1948 г., и материалы его переписки с Восточными Патриархами. Портал Богослов.Ru продолжает публикацию материалов историко-богословского наследия митрополита Григория (Чукова), в 1924–1935 гг. бывшего настоятелем Николо-Богоявленского Морского собора в Ленинграде. Публикуемые дневник и документы протоиерея Николая (Чукова) рассказывают о событиях церковной жизни 1924-1925 гг., его пастырско-педагогической деятельности и трудах по восстановлению высшего богословского образования, преодолению  обновленческого раскола и легализации Патриаршей Церкви. Портал " Богослов.Ru " продолжает публикацию историко-богословского наследия митрополита Григория (Чукова), в 1919–1935 гг. бывшего клириком Петроградской (Ленинградской) епархии. Его документы и дневник рассказывают о положении православного духовенства в 1923–1924 гг. и о деятельности протоиерея Николая, направленной на преодоление обновленческого раскола и легализацию Патриаршей Церкви.

http://bogoslov.ru/person/571152

Там же. - С. 125-127. Цыпин Л., свящ. Так чем же являются Дни Творения? Центральная проблема экзегетики Шестоднева. - Киев: Пролог, 2005. - С. 139 -142. Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека (Главы 28-29). - СПб.: AXIOMA, 1995. - С. 92-93. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.: Лодья, 1998. - 465 с. - Репр.: СПб., 1894. - С. 79. Лопухин А. П. Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. T.I. Пятокнижие Моисеево. - СПб., 1904. - С. 17. См. также: Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: Курс лекций. Ч III. - М.,ПСТБИ, 1997. - С. 58-59, 118-120. См. у преп. Иоанна Дамаскина (кн. III, гл. 9): «...нет естества, лишенного ипостаси, - или сущности, не имеющей лица, потому что и сущность, и естество созерцаются в ипостасях и лицах» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.: Лодья, 1998. - 465 с. - Репр.: СПб., 1894. - С. 213-214). Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.: Лодья, 1998. - 465 с. - Репр.: СПб., 1894. - С. 194-195. Филарет (Дроздов), святитель. Толкование на книгу Бытия. - М.: Pycckiй Хронографъ, 2004. - С. 86-87. См., например: Григорий Палама, святитель. Беседа, произнесенная на Святой Праздник Светов (Богоявление); в ней же находится посильное разъяснение тайны Христова Крещения/Беседы. Т. III. - М. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. - С. 199-209. - Репр., С. 209; Николай Кавасила, преподобный. О жизни во Христе (Слово 6; 132-133). - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006. - С. 126. Обзор святоотеческих мнений по данной теме см. в работе: Ким Н., свящ. О христианской антропологии/Рай и человек: наследие преподобного Никиты Стифата. - СПб.: Алетейя, 2003. - С. 280-290. Кирьянов Д., свящ. Дополнительность и проблемы современного диалога науки и богословия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/255941.html . Подробнее см., например: Мумриков О., свящ. Библейский Шестоднев в учебном процессе современной школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bogoslov.ru/text/292368.html.

http://bogoslov.ru/article/389980

Подвиг як основа Церкви 31 травня 2012 р. 11:45 Доклад заместителя заведующего Отделом новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священника Александра Мазырина, сделанный им на IV Валаамских образовательных чтениях «Единство Церкви и народа: уроки прошлого и проблемы настоящего» (18-19 мая 2012 г.), посвященных Году Российской истории. 2012 год знаменателен многими юбилеями в отечественной истории. 400-летие изгнания поляков и изменников из Москвы и преодоления Смуты XVII века, 200-летие отражения нашествия «галлов и двунадесять язык». Эти события — в ряду самых славных страниц в истории Государства Российского, когда единство православного народа обеспечивало ему великие победы. В то же время, на этот же год приходятся и менее круглые даты событий, вызывающих скорбь. 775 лет назад на Руси началось тяжелое монголо-татарское иго, когда разобщившийся в своих уделах русский народ не смог дать должного отпора восточным завоевателям. И, пожалуй, самые мрачные события произошли в России 75 лет назад, ставшие в 1937 году апофеозом нового ига, когда предержащая власть обрушила на свой народ жесточайший террор, подобного которому не было в отечественной истории. Одних только расстрелянных по приговорам, согласно статистике НКВД, в период «Большого террора» 1937-1938 годов было около 700 тысяч человек Можно, конечно, спросить, зачем вспоминать об этом в Год Российской истории — год торжества по поводу наших великих побед? Ответ простой, хотя, быть может, для кого-то и неожиданный: в кровавом 1937-м у нас в России тоже свершилась великая Победа. Объяснение этому можно увидеть в словах одного из расстрелянных в том году — митрополита Петроградского Иосифа (Петровых): «Смерть мучеников за Церковь есть победа над насилием, а не поражение» Еще раньше в истории Церкви эту мысль выразил христианский апологет Тертуллиан. «Мы побеждаем, когда нас убивают, — обращался он к римских языческим правителям в III веке. — Чем более вы истребляете нас, тем более мы умножаемся; кровь христиан есть семя» («Апология», гл.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2257928...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010