9 . Так как «всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу», «принесли Его в Иерусалим», чтобы представить пред лице Бога, а также для того, «чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» ( Лк.2:24 ). Мы видим, что за Спасителя принесены в жертву две горлицы или два голубиных птенца. Я считаю, что птицы, принесенные в жертву за рождение Господа, благословенны, как и Валаамская ослица, которая изумляет и восхищает меня, ибо удостоилась не только увидеть ангела Божьего, но и открыть уста и заговорить человеческим голосом. Намного больше я превозношу и восхваляю этих птиц, ибо они были принесены пред алтарем за Господа нашего и Спасителя, «чтобы принести в жертву… две горлицы или двух птенцов голубиных» ( Лк.2:24 ). 10 . Возможно, что я привношу нечто новое и, как мне видится, едва ли достойное этого предмета. Но так как рождение Спасителя произошло по-новому, не от мужчины и женщины, а единственно от Девы, то «две горлицы или два птенца голубиных» были не из тех, которых мы видим телесными очами, но сродни Святому Духу, «Который сходил, как голубь, и ниспускался» ( Мф.3:16 ) на Спасителя, когда Он крестился в Иордане. Две горлицы были того же рода, не те, что летают по воздуху, а те, в виде которых является нечто Божественное и более возвышенное, чем доступно человеческому созерцанию. Тот, Кто был рожден и пострадал за весь мир, не был очищен в глазах Господа подобной жертвой, как и все люди. Скорее, так как Он все устроил по-новому, то и жертвоприношения у Него были новые, согласующиеся с волей Всемогущего Бога во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 15. Евангелие от Луки 2:25–29. О старце Симеоне, когда пришел он в храм в Духе Святом, до того места, где сказано: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром». 1 . Необходимо найти объяснение, подобающее Божьему замыслу, почему Симеон, как сказано в Евангелии, «муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева», получил предсказание от Духа Святого, «что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господа» ( Лк. 2:25–26 ). Что он приобрел, увидев Христа? Неужели ему было обещано только то, что он увидит Христа и не получит от этого никакой пользы? Или в этом сокрыт некий достойный Бога дар, который блаженный Симеон заслужил и получил? «Женщина… подойдя сзади, коснулась края одежды Его» и тотчас исцелилась ( Мф.9:20 ). Если она получила такое благо, лишь коснувшись края Его одежды, что же тогда говорить о Симеоне, который «взял Его на руки» и с торжеством и ликованием держал на руках, ибо видел, что этот младенец пришел, чтобы освободить узников и избавить его самого от уз плоти? Симеон знал, что никто не может вызволить человека из темницы тела с надеждой на будущую жизнь, кроме Того, Кого он держит на руках своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

О сем так говорит святой Исаак Сирианин , сей великий наставник монахов, в 55 слове, составляющем послание его к преподобному Симеону Чудотворцу: «Уразумеем поругание бесов, жаждущих погибели святых, и да не пожелаем невовремя, мысли о высоком жительстве, да не посмеяны будем от лукавого супостата нашего». Сочинения сего святого мужа исполнены подобных предохранительных советов. Общежитие Валаамского монастыря. Послушания. Старцы и ученики. Самочиние. Прелесть. Церковный устав. Средства к исправлению недостатков. Образцом общежития признается Святою Церковию первое общество верных в Иерусалиме, о коем говорит евангелист Лука в Деяниях (4; 32): У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. – С сожалением видел я совсем противный сему дух в Валаамском монастыре, где согласие утрачено, где иноки боятся, подозревают, поносят друг друга. От ссор и личностей возгорелись доносы, как в этом сознались сами доносчики. Что может быть для инока несвойственнее тяжбы, говорит святой Симеон Новый Богослов , между тем как Господь повелел отдать и самую срачицу для избежания судилища! Вопиет апостол Павел к тяжущимся коринфянам: И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения ( 1Кор. 6; 7 ) Напрасно трубят игумен Варлаам и монах Иосия, что они готовы на крест: это слова неопытности. «Не веруй, – говорит небоявленный Василий, – в великих подвигах просиять тем, кои в малых скорбях малодушествуют». Гораздо ближе раздраженное состояние духа, в коем находятся доносители, смиренно назвать искушением, сознание в этом несколько раз вырывалось у отца игумена Варлаама в его беседе со мною. В общежитии первенствующей Иерусалимской Церкви, повествует евангелист ( Деян. 4; 35 ), каждому давалось, в чем кто имел нужду. Не так думают о сем ревнители валаамские. Они, устраняя рассуждение, сию царицу добродетелей по единогласному признанию всех святых отцов, требуют буквальной безразборчивой общины, забыв, что в общежитии апостолов давалось каждому, в чем кто имел нужду. Сколько люди различествуют между собою крепостию телесного сложения, привычками, насажденными воспитанием, умственными способностями, столько должны различествовать и своими нуждами. О сем подробно рассуждает Василий Великий в писаниях своих и запрещает ратовать естество.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

73. Святитель Феофан Затворник. Начертания христианского нравоучения. С. 331. 74. Письма духовного отца к духовным детям. С-Пб. 1861. Ч. 2. 75. По письмам святителя Феофана Затворника. 76. Святитель Тихон Задонский. 77. По Поучения аавы Дорофея 78. См. Св. Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения. Поучение 4, п. 43 79. Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 3.Гл. 4. 80. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на первое Послание к коринфянам 81. По писем оптинского старца Амвросия. Душеполезное чтение " . 1896. С. 623. 82. Душеполезное чтение. 1896. Ноябрь. С. 507. 83. Из поучений о восьми помыслах св. Нила. 84. Из писем оптинского старца Амвросия. Душеполезное чтение " . 1896. С. 623. 85 . Из Беседы 23 86 . Прибавление к творениям Святых отцов Ч. 3 87. Преподобный Нил Скитский патерик 88. Святой праведный Иоанн Кронштадский. 89. Творения святителя Василия Великого в русском переводе. Ч. 1. С. 390. 90. Св. Феофан Затворник 91. По " Старческому наставлению " игумена Валаамского Назария. Вторая заповедь закона Божия Не сотвори севе кумира и никакого изображения того, что на неве вверху, и того, что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх. 20, 4). Не заражен ли ты, сын мой, страстью любостяжания или сребролюбия? Помни, что любостяжание есть как бы идолослужение, по выражению св. апостола Павла (см. Кол. 3, 5). Он же называет сребролюбие корнем всякого беззакония (см. 1 Тим. 6, 5). Знай, что " любящий земное более небесного лишится и небесного, и земного " 92 . Сребролюбцы - несчастнейшие люди и в этой, и в будущей жизни: здесь они - в беспрестанных заботах, трудах и беспокойстве, а там должны терпеть вечное мучение. Эта страсть врачуется следующими средствами: 1) тем, чтобы " всем сердцем и всей душой иметь упование на Бога 93 и 2) " если хочешь победить сребролюбие возлюби нестяжение и скупость 94 " . Слово Божие научает проводить воздержанную жизнь. Смотрите же за собою, - говорит Господь, - чтобы сердца ваши не отягчались объядением, и пьянством, и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лк. 21, 34). " Пресыщением отягченное чрево, как гиря, висит под крылами духа и тянет к земле, так что при всех усилиях он более бьется о землю, нежели взлетает к небу " , - говорит мудрый святитель Филарет, митрополит Московский. Будем вести себя благочинно, не предаваясь пированию и пьянству (Рим. 13, 13), - учит св. апостол Павел. Он же наставляет: Не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Административный взгляд на монастыри, как на экономические учреждения, сказывается даже в подборах начальников этих монастырей – людей, обладающих хозяйственными и вообще экономическими способностями; с подобной же точки зрения и настоятели ценят своих подчиненных. Если оказывается честь инокам с дарованиями духовными, то все-таки по тем же имущественным видам: на них смотрят, как на источник доходной статьи. Конечно, среди монастырей есть и исключения (монастыри: Валаамский, Соловецкий, пустыни: Оптина, Глинская), но и туда имущественное начало проникает все сильнее и сильнее, а по мере развития этого грустного явления наблюдается и другое – охлаждение к ним христианского народа. Итак, говоря вообще, сближение духовенства с обществом, предполагавшегося вышеназванной реформой, в настоящее время вовсе не достигнуто в желательном смысле: вместо сближения явилась утрата духовного облика и приобретение бюрократического, но последний никогда не был по сердцу русским людям, сложившим поговорку: нет никого лучше русского человека и нет никого хуже русского чиновника. Кто хочет построить свои отношения с людьми на чиновнических началах, тот никогда не приобретет их сердец. Чтобы иметь право сказать с Апостолом; «не ищу вашего, но вас» ( 2Kop. XII, 14 ), должно иметь право сказать и другие слова его: мы восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши ( 1Coл. II, 8 ). А чтобы передать души, чтобы живыми непрестанно предаваться на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей ( 2Kop. IV, 11 ) и действовала в пастве, – нужно, конечно, предаваться постоянному внутреннему деланию, как главной цели жизни. Итак, главный предмет внимания и деятельности пастыря есть жизнь внутренняя – возгревание даров св. Духа. Это положение имеет свои основания и в св. Писании. Кроме известных уже нам, можно указать ещё на слова св. ап. Павла к Тимофею: «не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Отец Варсонофий погребен в маленьком склепе, принадлежащем нашей церкви " Приложение 1. Архиепископ Полтавский ФЕОФАН (Быстров). Бесноватый отрок и многострадальная Россия. Слово в Неделю 4 по Пятидесятнице " Когда же наступил вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: " Он взял на себя наши немощи и понес болезни " (Мф.8:16-17) Такие слова присоединяет евангелист Матфей к своему повествованию в ныне читаемом Евангелии об исцелении слуги капернаумского сотника. При чтении сих слов может кто-нибудь спросить: а существуют ли бесноватые в настоящее время и если существуют, то возможно ли их исцеление? На этот вопрос недоумевающим мы ответим не отвлеченными рассуждениями, а изложением того, что действительно произошло в наши не столь отдаленные времена и чему современниками и свидетелями мы сами были. В 1909 г. по всему Петербургу разнесся слух о том, что шестнадцатилетний юноша, Павел Ильинов, одержимый каким-то необъяснимым для науки недугом, привезен был к литургии в Иоанновский монастырь на Карповке И здесь произошло с ним следующее. Во время Херувимской песни он вырвался из рук пятнадцати сильных мужчин, державших его, и затем по воздуху пронесся над народом к западным вратам храма и у входа в храм упал без чувств. Бесчувственного, его взяли и принесли к гробнице отца Иоанна Кронштадского. Здесь больной на краткое время очнулся, а затем крепко заснул. Во время сна явился ему отец Иоанн, дал ему наставления, исповедал его и велел ехать в Валаамский монастырь. Что именно происходило во сне, больной, проснувшись не хотел говорить. И если бы не отрывочные фразы, сказанные в слух во время сна: " Отец Иоанн. Прости, помолись, исполню " , то возможно, что все это скрылось бы, но когда он услышал от окружающих эти слова и понял, что они знают о происшедшем, то все открыл. Вот что произошло с ним. Он увидел отца Иоанна сидящим в кресле у своей гробницы. При этом отец Иоанн сказал: " Ты видишь меня в таком виде, в каком меня никто не видел. Служи по мне панихиды, как то установлено Церковью. Но великому Богу угодно меня прославить. Придет время, и мне служить будут молебны " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/409/...

Его Бог – живой и любящий, личный, близкий людям Творец-Промыслитель. Под Его личным руководством и беседой воспитывался первый человек. По падении человека и лишении его жизни богообщения любвеобильный Бог приходит к падшему человечеству в смиренном образе человека. Он живет с людьми и снова возводит человека в возможность прежнего богообщения и богоуподобления. Через Спасителя люди привились к Божеству. Через Духа Святого жизнь богообщения стала созидаться и утверждаться на земле в Церкви Божией. Тайна жизни христианской – есть тайна живого общения Бога и человека, начинающегося на земле и продолжающегося в вечность. Жизнь Церкви Христовой, земной и небесной, есть прежде всего жизнь действенного богообщения, жизнь Духа Святого в сердцах верующих. «Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор.3:16 ). «Я Лоза, а вы ветви; пребудьте во Мне и Я в вас», говорит Христос. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино», – молился Спаситель. И христиане, прививаясь к Божественной Лозе, Духом Святым, живущим в них, соединялись в один дух, в одного человека, в одно настроение. «Они, – говорит Григорий Богослов , – чтители Единого, стали едино, чтители Троицы, так сказать, срослись между собой, стали единодушны и равночестны» (Т. 1, стр. 179). В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на апостолов и на глазах у всех произвел в них удивительную перемену. Апостолы получили особые, доселе не имеющиеся у них силы и свойства, что-то божественное стало обитать в их существе, жить с ними и руководить ими. Для верующих это было исполнением Спасителева обещания о ниспослании Духа Святого и свидетельством того, что внутренняя действенная жизнь богообщения началась на земле. С тех пор Дух Святой, как Личное Божественное Начало, исходящее от Отца, неизменно пребывает в Церкви Христовой и сообщается верующим христианам. Апостол Петр после своей проповеди о Христе в день сошествия Святого Духа на вопрос окружавших его людей: «что нам делать, мужи братья?» – ответил: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощении грехов, и получите дар Святого Духа».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

бб) В 1444 г. родился великий подвижник, преподобный Александр Свирский (30 авг.). Он также с детства думал о монашеской жизни, Когда он был юношей, в дом его отца однажды пришли валаамские иноки. Они рассказали Александру о своей обители и тихой жизни в ней, и эти рассказы решили судьбу Александра: отпросившись у отца в соседнее село, он тайно ушел на Валаам. Когда через три года отец разыскал сына, то св. подвижник решительно отказывался видеться с ним; только тогда, когда отец в отчаянии грозил наложить на себя руки, Александр вышел к нему. Но ни мольбы, ни слезы родителя не заставили его вернуться в мир; напротив, он сам убедил своего отца и мать принять монашество. (См. брош. «Тесныя врата», Н. Сперанского, стр. 20). 6. Повинуйся Богу а) Библейские тексты о послушании Богу. Послушание Богу – заповедано: Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь Бог ваш ( Лeb. XVIII. 4 ). – Господу Богу вашему последуйте, и Его бойтесь; заповеди Его соблюдайте, и гласа Его слушайте, и Ему служите и к Нему прилепляйтеся ( Bmop. XIII. 4 ). Послушание Богу состоит: а) в послушании Его голосу или закону: Ты заповедал поведения Твоя хранить твердо (Пс. 4). – Слушайтесь гласа Моего, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо ( Uep. VII. 23 ). – Идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел как ( Mф. XXVIII. 20 ). – Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Иоан. 1, 5). б) в послушании евангелию: благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Но не все послушались благовествования ( Puмл. VI, 17; X. 16 ). в) в подчинении установленным властям: будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа. (Ибо) такова есть воля Божия ( 1Nemp. II. 13. 15 ). Для послушания Богу: а) необходима благодать Божия: Бог мира да усовершит вас во всяком добром деле к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа ( Ebp. XIII. 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! Не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. Евангелие от Иоанна, гл. 13, ст. 1–17 Преподобный Ефрем Сирин . Уроки жизни: восемь злых помыслов 18 Если хочешь победить тщеславие, не люби похвал, ни почестей, ни хороших одежд, ни первоседания, ни предпочтения, а, напротив того, люби, чтобы порицали и безчестили тебя, возводя на тебя ложь, — и укоряй сам себя, что ты грешнее всякого грешника. Если хочешь победить гордость, что ни делаешь — не говори, что делается сие собственными твоими трудами или собственными твоими силами; но постишься ли, проводишь ли время в бдении, спишь ли на голой земле, поешь ли псалмы, или прислуживаешь, или кладешь много земных поклонов — говори, что при Божией помощи и при Божием покровительстве делается сие, а не моею силой и не моим старанием. Схиигумен Иоанн (Алексеев) , старец Валаамского монастыря. Письмо с Нового Валаама 19 Некий мудрый старец увещевал гордящегося брата, но тот ответил ему: «Прости меня, отче, я не горд». Мудрый старец возразил ему: «Чем же ты яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь: «Я не горд».

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-g...

И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив ( Откр. 2, 8 ). …Первый и Последний… Тот, Кто был до начала самого времени, возникшего вместе с сотворением мира, и останется неизменным после того, как время исчезнет и настанет вечность. Первый и Последний – это Имеющий бытие в Себе Самом, Тот, Кто существовал всегда, есть и будет, Кто сверхпространствен и сверхвремен. Некоторые из отцов открыли нам, что Бог сотворил вечность для нескончаемой жизни Ангелов и святых, а Сам Он выше вечности; Творец вечности – Превечен. …Который был мертв, и се, жив. В этих словах Бог открывается миру как Искупитель и Спаситель. Христос умер по человеческой природе и воскрес, как Бог, в Своем человеческом теле. Здесь слышатся гимн победы над смертью и обетование о том, что мертвые воскреснут по образу Христа. …знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское ( Откр. 2, 9 ). …знаю твои дела… Знаю – приемлю и благословляю; они угодны Богу и отмечены печатью благодати, как бы помазаны миром. В основу всех дел и слов христианина должно быть положено имя Божие. Из сердца исходят все мысли и желания, поэтому непрестанной молитвой надо очищать сердце, как источник духовной жизни. …и скорбь… Любовь увеличивает скорбь. Тот, кто соприкоснулся в сердце со Христом и ощутил Его любовь, будет скорбеть о мире, погибающем в грехах, о людях, не узнавших своего Спасителя, о своих врагах и клеветниках, как о своих друзьях, о страшной участи гонителей Церкви. Это святая скорбь любви, которая просветляет душу и расширяет сердце, так что там уже не тесно никому. Валаамский игумен Назарий писал, что скорбь, как удар долота, открывает сердце для молитвы. …и нищету (впрочем ты богат)… Здесь говорится не только о презрении к богатству и о желании ограничить, как говорят старцы, утеснить себя в телесном; здесь нищета как отречение от высокомерных притязаний своего рассудка познать истину и быть судьей в делах веры, отречение от искусства и философии, от пустых знаний и суетных дел, от того, чем гордится и тщеславится мир,– кратко сказать, от интеллектуального и душевного имущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

4) Посему, как скоро Писание говорит, что Сын принял, что Сын прославлен, говорит это о Нем по человечеству, а не по Божеству. И когда Сын говорит: пославший Меня Отец Мой более Меяя(Иоан. 14:28), Отца называет большим Себя, потому что сделался человеком; а как Отчее Слово, равен Он Отцу. Ибо говорит: Я и Отец — одно (Иоан. 10:30); и: Видевший Меня видел и Отца (Иоан.14:9). И не хищением приобретает, чтобы Ему быть равным с Отцом, но равен по естеству и единосущен Отцу, потому что рожден от Отчей сущности. И когда Апостол говорит, что во Христе обитает вся полнота Божества телесно (Колос. 2:9); должно понимать, что вся полнота Божества живет в плоти Его… 22) И если Господь в Евангелии от Иоанна говорит: сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Иоанна 17:3); то этот же Иоанн в другом месте называет Сына истинным Богом. Ибо говорит: знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Иоан.5:20). Посему Сын — истинный Бог и прежде нежели соделался человеком, и после того, как стал Ходатаем Бога и человеков, человеком Иисусом Христом… Это же написали мы отчасти, дабы мы не были, как сказал Апостол, более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф.4:14)». Текст приведен по изданию: Св.Афанасий Великий. Творения» в 4–х тт., М. 1994г., m.III, с. 251–276. Против Аполлинария. Книга первая О воплощении Господа нашего Иисуса Христа. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, Архиепископа Александрийскаго. Часть третья./Издание второе исправленное и дополненное. — М.: Издание Спасо–Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. — С. 315–340. (Репр. изд.: СТСЛ, 1903). Перевод под редакцией проф. П.С. Делицына 1) Таков у благочестиваго неослабный образ действования, возлюбленный, — все чествовать молчанием, и благодарными возглашениями песнословить благодетеля Бога, по изречению Писания, которое говорит: сядет наедине, и умолкнет (Плач.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010