Подвиг новомучеників і сповідників Російських як основа єдності Церкви і народної єдності 31 травня 2012 р. 11:45 Доклад заместителя заведующего Отделом новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священника Александра Мазырина, сделанный им на IV Валаамских образовательных чтениях «Единство Церкви и народа: уроки прошлого и проблемы настоящего» (18-19 мая 2012 г.), посвященных Году Российской истории. 2012 год знаменателен многими юбилеями в отечественной истории. 400-летие изгнания поляков и изменников из Москвы и преодоления Смуты XVII века, 200-летие отражения нашествия «галлов и двунадесять язык». Эти события — в ряду самых славных страниц в истории Государства Российского, когда единство православного народа обеспечивало ему великие победы. В то же время, на этот же год приходятся и менее круглые даты событий, вызывающих скорбь. 775 лет назад на Руси началось тяжелое монголо-татарское иго, когда разобщившийся в своих уделах русский народ не смог дать должного отпора восточным завоевателям. И, пожалуй, самые мрачные события произошли в России 75 лет назад, ставшие в 1937 году апофеозом нового ига, когда предержащая власть обрушила на свой народ жесточайший террор, подобного которому не было в отечественной истории. Одних только расстрелянных по приговорам, согласно статистике НКВД, в период «Большого террора» 1937-1938 годов было около 700 тысяч человек Можно, конечно, спросить, зачем вспоминать об этом в Год Российской истории — год торжества по поводу наших великих побед? Ответ простой, хотя, быть может, для кого-то и неожиданный: в кровавом 1937-м у нас в России тоже свершилась великая Победа. Объяснение этому можно увидеть в словах одного из расстрелянных в том году — митрополита Петроградского Иосифа (Петровых): «Смерть мучеников за Церковь есть победа над насилием, а не поражение» Еще раньше в истории Церкви эту мысль выразил христианский апологет Тертуллиан. «Мы побеждаем, когда нас убивают, — обращался он к римских языческим правителям в III веке.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2257928...

Православный сектор Рунета сейчас представляет собой единое целое и по многим параметрам не отстает в развитии от всей остальной сети, отметил докладчик. Действуют четыре сервера бесплатного хостинга для православных проектов, два из которых открылись в минувшем году, три каталога, два рейтинга, две баннерообменные сети православных ресурсов, две поисковые системы, каталоги RSS-kahaлob и удобные скрипты экспорта контента. Главным событием 2005 года в докладе было названо объединение двух самых посещаемых православных интернет-проектов – «Православный календарь» и Православие.Ru ( www.pravoslavie.ru ) (этому был посвящен отдельный доклад на секции). В 2005 году впервые православные сайты успешно выступили на ежегодном смотре интернет проектов «Премия Рунета»: сайт «Православие и мир» ( www.pravmir.ru ) вошел в «народную десятку», а проект Валаамского монастыря Валаам.Ru ( www.valaam.ru )был награжден медалью «Благодатное небо» в рамках специальной номинации «Народное признание». Православный Интернет в прошедшем году обогатился такими новыми интересными проектами, как Патриархия.Ru ( www.patriarchia.ru )(официальный сайт пресс-службы Русской Православной Церкви), открытая интернет-энциклопедия «Древо» ( drevo.pravbeseda.ru ) и электронная версия масштабного проекта «Православной энциклопедии». Событием года было названо и открытие интернет-форума православных веб-разработчиков, объединившего на своих страницах редакторов, программистов, дизайнеров и вебмастеров православных сайтов Рунета. На форуме обсуждаются технические вопросы, даются советы начинающим, предлагаются и находят свое воплощение новые идеи, связанные с развитием православного Интернета. Говоря о технических вопросах, докладчик остановился на новостной технологии RSS, под знаком развития которой прошел в православном Интернете весь ушедший 2005 год. К сожалению организаторов, в работе секции не смогла принять участие Наталья Лосева, директор интернет-представительства информационного агентства РИА-Новости ( www.rian.ru ), однако ее сообщение было зачитано на секции другим докладчиком. Наталья Лосева поделилась своими соображениями о том, как выглядит православные интернет-СМИ со стороны, с точки зрения руководителя крупного светского новостного портала. Разделив все православно-ориентированные СМИ на четыре категории (СМИ официальные, СМИ для воцерковленных, СМИ для новоначальных и сомневающихся и светские православно-ориентированные СМИ), автор доклада обозначила главные проблемы, с которыми сталкивается читатель православных информационных сайтов и пути преодоления этих недостатков. К числу типичных проблем Н.Лосева отнесла грубые ошибки в юзабилити и логике сайта, неправильную режиссуру главной страницы проектов и отсутствие нормальных работоспособных механизмов продвижения ресурса. «Любите свою аудиторию и постарайтесь угадать их глаза» – этим советом к создателям православных сайтов заканчивается доклад Натальи Лосевой.

http://pravoslavie.ru/16148.html

Новости Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 2 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Старчество на Афоне в начале XX века (по запискам валаамского иеромонаха Маркиана) Л.И. Алехина     Доклад, прочитанный на IV научных чтениях «Иверия. Афон. Россия. Духовные и культурные связи» (14–15 ноября. Музей древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева при поддержке Министерства культуры РФ). В собрании Ново-Валаамского монастыря в Финляндии хранится неопубликованный путевой дневник валаамского иеромонаха Маркиана (Попова) о путешествии в Святую Землю в 1911 году. На обратном пути он посетил Афон, где провел целый месяц, с 25 апреля по 25 мая.  Он побывал во многих святогорских обителях, беседовал с духовниками, со вниманием и благодарностью принимая их мудрые советы. Более трети рукописи посвящено его пребыванию там. Покидая Святую Гору, паломник писал: «Не забыть мне Афона; много я здесь полезного увидел и услышал и выношу самое лучшее впечатление». Постриженик Валаамского монастыря, где традиции старчества восходили к преподобному Назарию (Кондратьеву), иеромонах Маркиан везде искал встречи с опытными старцами.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=247...

Выступление председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на IV Феофановских чтениях 8 ноября 2010 г. 11:00 С 30 сентября по 2 октября 2010 года в Москве, а также в Свято-Успенском Вышенском монастыре проходили IV Феофановские чтения , посвященные осмыслению духовного и богословского наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского. В рамках чтений председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент выступил с докладом, посвященным основным моментам аскетического учения святителя Феофана Затворника. Всечестные пастыри! Досточтимые иноки и инокини! Уважаемые представители церковной и светской академической науки! Дорогие братья и сестры! Я хотел бы сейчас поделиться некоторыми мыслями в связи с начавшейся работой по подготовке двухсотлетнего юбилея святителя Феофана. На Руси подвижничество появилось сразу после Крещения Руси. Первыми подвижниками были преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Они принесли на нашу землю подвиг, полный отшельничества, уход от мира — для спасения самого мира. Мы знаем, что их подвиг потом неоднократно повторялся другими преподобными отцами нашей земли. Так, преподобный Сергий Радонежский поселился на лесистой горке Маковец и там основал всем известную обитель — Троице-Сергиеву лавру . На Руси подвизались преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Сергий и Герман Валаамские или более близкий нам Серафим Саровский, который уходил в затвор и тысячу дней стоял на камне в коленопреклоненном молении перед Богом. Во второй половине XIX века продолжил это дело отшельничества для того, чтобы помогать миру, святитель Феофан (Говоров), Вышенский Затворник. Не буду останавливаться на его биографии — хотел бы сказать несколько слов о его трудах, которые в основном родились в период его затворничества. Труды святителя Феофана имеют, можно сказать, миссионерский, катехизический и апологетический характер. Сам святитель говорит о своем труде как о руководстве, которое должно взять человека вне Бога, обратить к Нему, а потом привести перед лице Его. «Берет человека на распутье греха, приводит огненным путем очищения и возводит до возможной у него степени совершенства», — пишет святитель Феофан в своей книге «Путь ко спасению». Адресат трудов святителя — человек, незнакомый с Преданием Православной Восточной Церкви, или же знакомый очень мало. Труды его обращены в первую очередь и непосредственно к светскому образованному человеку, мирянину его времени. Об этом говорит и его подробное осмысление, описание темы воспитания ребенка от рождения до молодости. И прибавление к книге «Путь ко спасению», приложение — «Святого отца нашего Иоанна Златоустаго уроки воспитания».

http://patriarchia.ru/db/text/1314878.ht...

1339 См. в сочинениях Вассиана по печатному их изданию, которое указывается в следующем ниже примечании, стр. 188 начало, 197, 193, 207 fin.. 1340 Эти трактаты суть: 1) «Слово ответно против клевущих истину евангельскую и о иноческом житии и о устроении церковнем»; 2) «Собрание Васьяна, ученика Нила Сорского , на Иосифа Волоцкого от правил святых Никанских от многих глав»; 3) «Собрание некоего старца на въспоминание своего обещания о отвержении мира». Последний трактат не имеет самостоятельного происхождения, написан Вассианом по поводу его Кормчей, о которой сейчас ниже, и помещён в этой Кормчей. Два первые трактата, имеющие самостоятельное происхождение, Вассиан соединил в одно место, с тем, чтобы сделать, так сказать, полное издание своих сочинений; он предпослал этому полному изданию предисловие и присоединил к нему послесловие или заключительное резюме. Своеобразное полное издание сочинений Вассиана напечатано в православном Собеседнике 1863 года, – часть ΙII стр. 102 и 180. Рассуждение о неприличии монастырям владеть вотчинами, напечатанное в Чтениях Общества Истории и Древностей 1859 года книга 3, которого собственное название: «Беседа преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев», вовсе не может быть усвояемо Вассиану, ибо он был не такой человек, чтобы прибегать к подлогу и чтобы ссылаться на какие-то беседы Иосифа прекрасного. 1341 В «Собрании некоего старца», которое, как мы сказали выше, написано Вассианом по поводу Кормчей и помещено им в своём издании этой последней, он утверждает, что в 3 и 4 правилах четвёртого вселенского собора, 11 и 17 правилах седьмого вселенского собора и во 2 правиле Кирилла Александрийского не велено монахам вступать в мирские дела ни в сёла, ни во что подобное. См. у Павлова в Историческом очерке секуляризации церковных земель в России, стр. 17 fin.. 1342 Она принесена была Иваном Васильевичем из Новгорода в Москву при покорении первого, см. Ундольского Описание славянских рукописей патриаршей библиотеки в Чтениях Общества Истории и Древностей 1867 года, книга 2, стр. 56 col. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Календарь Материалы 1 февраля 2005 г. [Интернет-журнал/Культура] Русская душа, выраженная в народных песнях, открывается перед нами при прослушивании данного сборника - такая же широкая и прекрасная, как природа России. Любовь к своему родному краю, к Богом сотворенному миру, к людям, к свободе, презрение зла и смерти - вот основные темы песен, представленных вниманию слушателя. Все композиции доступны для свободного скачивания в формате mp3. [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Жан-Клод Ларше Вышедшая в издательстве Сретенского монастыря книга известного православного богослова Жана-Клода Ларше, одного из лучших знатоков наследия преподобного Максима Исповедника, посвящена ключевым пунктам разногласий между христианскими Востоком и Западом. Это вопрос о Филиокве, вопрос о первородном грехе и проблема примата Римского папы. [Пресса] Иван Мазуренко Уповая на помощь Божию, будем надеяться, что православная миссия в сети будет в новом году еще более активной и действенной. Хотелось бы, чтобы, подводя итоги развития православного интернета на следующих Рождественских чтениях, мы говорили не только о росте числа баннерных сетей и интернет-сайтов, но и о появлении новых миссионерских проектов, обращенных прежде всего к невоцерковленной, но интересующейся Православием молодежи. [Поместные Православные Церкви/Американская/Официальные документы/Послания и заявления Предстоятеля] В 1794 г. группа монахов из Валаамского монастыря завершили годичное путешествие, пройдя почти половину кругосветного пути. Они прибыли на остров Кодьяк на Аляске, исполненные Евангельской ревности и желания реализовать миссию, возложенную на них. Цель их миссии была ясна – принести Православную веру людям, жаждущим принять Благую Весть Евангелия. [Аналитическое обозрение] В зимнем номере бюллетеня «Предтеча» (The Forerunner) за 2004-2005 год, опубликованном в Англии православным братством святого Иоанна Крестителя, епископ Диоклийский Каллист (Уэр) делится своими размышлениями о будущем православного свидетельства на Западе в ретроспективе положения Православной Церкви в Великобритании. Новости 1 февраля 2005 г.

http://pravoslavie.ru/archive/050201

28 апреля в Патриаршей резиденции в московском Даниловом монастыре состоялась встреча Предстоятелей Русской и Американской Православных Церквей. В ходе встречи обсуждались темы двусторонних контактов и межправославных отношений, а также вопрос об удовлетворении духовных нужд многочисленных русскоязычных православных верующих в Америке. Святейший Патриарх Кирилл вручил Блаженнейшему Митрополиту Ионе и членам делегации награды Русской Православной Церкви. Американская делегация посетила Троице-Сергиеву лавру, московские Новоспасский, Сретенский, Даниловский, Донской и Покровский монастыри, а также  церковь святителя Николая в Толмачах, Московскую Духовную академию и Сретенскую Духовную семинарию. С 29 апреля по 1 мая Блаженнейший Митрополит Иона с сопровождавшей его делегацией находился в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре, где его принимал наместник монастыря епископ Троицкий Панкратий с братией. Американская делегация посетила многие скиты, поклонилась святыням прославленной обители и приняла участие в богослужениях по случаю празднования дня памяти преподобного Александра Свирского. Делегация Православной Церкви в Америке посетила также святыни Санкт-Петербурга (Иоанновский монастырь, Смоленское кладбище, кафедральный Казанский собор, Александро-Невскую лавру, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери) и Санкт-Петербургские Духовные школы. 2 мая Блаженнейший Митрополит Иона возглавил служение Божественной литургии в церкви святой великомученицы Екатерины на Всполье, приуроченное к 15-летию открытия при этом храме московского Подворья Православной Церкви в Америке. В этот же день Блаженнейший Митрополит Иона принял участие в Иннокентиевских чтениях в Свято-Тихоновском православном гуманитарном университете и возглавил всенощное бдение в храме святителя Николая в Кузнецах. В храме во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Предстоятель Православной Церкви в Америке встретился с архиепископом Волоколамским Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/657505.htm...

28 апреля в Патриаршей резиденции в московском Даниловом монастыре состоялась встреча Предстоятелей Русской и Американской Православных Церквей. В ходе встречи обсуждались темы двусторонних контактов и межправославных отношений, а также вопрос об удовлетворении духовных нужд многочисленных русскоязычных православных верующих в Америке. Святейший Патриарх Кирилл вручил Блаженнейшему Митрополиту Ионе и членам делегации награды Русской Православной Церкви. Американская делегация посетила Троице-Сергиеву лавру, московские Новоспасский, Сретенский, Даниловский, Донской и Покровский монастыри, а также церковь святителя Николая в Толмачах, Московскую Духовную академию и Сретенскую Духовную семинарию. С 29 апреля по 1 мая Блаженнейший Митрополит Иона с сопровождавшей его делегацией находился в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре, где его принимал наместник монастыря епископ Троицкий Панкратий с братией. Американская делегация посетила многие скиты, поклонилась святыням прославленной обители и приняла участие в богослужениях по случаю празднования дня памяти преподобного Александра Свирского. Делегация Православной Церкви в Америке посетила также святыни Санкт-Петербурга (Иоанновский монастырь, Смоленское кладбище, кафедральный Казанский собор, Александро-Невскую лавру, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери) и Санкт-Петербургские Духовные школы. 2 мая Блаженнейший Митрополит Иона возглавил служение Божественной литургии в церкви святой великомученицы Екатерины на Всполье, приуроченное к 15-летию открытия при этом храме московского Подворья Православной Церкви в Америке. В этот же день Блаженнейший Митрополит Иона принял участие в Иннокентиевских чтениях в Свято-Тихоновском православном гуманитарном университете и возглавил всенощное бдение в храме святителя Николая в Кузнецах. В храме во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Предстоятель Православной Церкви в Америке встретился с архиепископом Волоколамским Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

http://mospat.ru/archive/86299-zhurnaly-...

Выпускница аспирантуры кафедры истории России до начала XIX в., сотрудница РГАДА А.А. Богомазова выступила с докладом " Пересекая водное пространство… Изображения морских судов на миниатюрах из Жития прпп. Зосимы и Савватия " . В центре внимания докладчицы были конструктивные особенности морских судов, использовавшихся в хозяйстве Соловецкого монастыря. Автор показала, что данные книжных миниатюр хотя и менее информативны для изучении типологии русских судов XVI–XVII вв., нежели данные соловецких икон того же времени, но и они могут привлекаться исследователями древнего русского мореплавания в северных морях России. Помимо перечисленных на чтениях прозвучали следующие доклады: " Природный камень ладожских островов в архитектуре Валаамского Спасо-Преображенскогомонастыря " (И.В. Борисов, Сортавала), " Олонецкая крепость: итоги археологических исследований (С.И. Кочкуркина, Петрозаводск), " Образ моря в житиях северных святых " (В.Н. Матонин, Архангельск), " Какое место угодно к монастырскому строению? " и " Об изображении островных монастырей Русского Севера на иконах XVI - начала XVIII вв. " (М.И. Мильчик, Санкт-Петербург), " Соловецкая обитель глазами заключенных СЛОНа " (В.В. Умнягин, иер., Москва). Доклады вызывали активную и интересную дискуссию как участников, так и гостей чтений. Среди последних были краеведы, учителя, представители духовенства и журналисты Северной Ладоги. Важной составляющей программы научного семинара было знакомство с парком " Русская Фиваида " , в котором в новейшее время были возведены храмы и часовни, воспроизводящие формы некоторых утраченных памятников деревянного зодчества Русского Севера (см. подробнее: Лаушкин А.В. Путешествие в Золотой век Руси: Парк " Русская Фиваида " в Рауталахти. М., 2019). Многие из этих памятников были запечатлены финским историком архитектуры Ларсом Петтерсоном в 1942-1944 гг. Выставка, посвященная этой уникальной коллекции фотографий, была создана сотрудниками Соловецкого Морского музея в 2018 г. и в ноябре 2019 – январе 2020 г. экспонировалась на историческом факультете МГУ.

http://bogoslov.ru/event/6024937

Преставился ко Господу духовник Волгоградской епархии игумен Владимир (Перевертайло) 19 февраля 2024 г. 13:52 16 февраля 2024 года, на 61-м году жизни, после продолжительной болезни преставился ко Господу духовник Волгоградской епархии , настоятель храма преподобного Силуана Афонского г. Волгограда. 18 февраля в Свято-Духовом мужском монастыре города Волгограда молитвенно простились с новопреставленным священником. После поздней Божественной литургии был совершен чин отпевания, который возглавил наместник архимандрит Гавриил (Головко). За богослужением молились священнослужители Волгоградской епархии, братия обители, прихожане, родные и духовные чада почившего. Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением Карины Солодовниковой. С прощальным словом к молящимся обратился благочинный монастыря игумен Христофор (Казанцев). По окончании отпевания духовенство и все собравшиеся простились с новопреставленным священнослужителем. Игумен Владимир (Перевертайло) был похоронен у стен храма преподобных Сергия и Германа Валаамских на Красноармейском кладбище. Виктор Перевертайло (будущий игумен Владимир) родился 3 апреля 1963 года. Вырос в многодетной учительской семье в селе Лемешкино Руднянского района Волгоградской области. В 1987 году окончил Волгоградский государственный университет по специальности история. В 1987-1991 гг. работал в школе. Святое крещение принял в 1991 году. В том же году поступил в Волгоградское духовное училище, которое окончил в 1992 году. 25 октября 1993 года принял монашеский постриг, был рукоположен в сан иеродиакона 5 декабря 1993 года, в сан иеромонаха — 6 декабря 1993 года. В 1994-2002 гг. нес послушание духовника братии Свято-Духова мужского монастыря г. Волгограда, директора епархиального духовного училища. Вел широкую духовно-просветительскую и педагогическую работу: преподавал катехизис в училище, заведовал оглашением и крещением в Свято-Троицком храме Свято-Духова монастыря, еженедельно проводил катехизаторские беседы с народом на вечерних чтениях при обители, руководил воскресной школой.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010