Toggle main menu visibility Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно. Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой . Про черепашек, валаамских котят и многое другое В нашу студию иногда приносят зверушек,- домашних питомцев. Это, безусловно, добавляет новых красок в нашу жизнь, наше творчество. Тем более что к нам частенько заходит мой друг Саша,- Александр Владимирович,- доктор биологических наук и большой зверолюб. И уж он такое может рассказать о любой зверушке, что хозяин зверька только в изумлении глаза округляет… Вот и сегодня Маша принесла свою черепашку. Маше 10 лет. Все наши дети - солнца. И Маша,- одна из солнц нашей студии. Радостная, чистосердечная, невероятно дружелюбная, с бесподобным юмором. И рисунки ее излучают невероятную доброту и юмор. - Ух ты! - сразу сказал наш Павлик,- Красота какая! Павлик - наш музыкант, поэт, и тоже большой зверолюб. Иногда он нам играет на гитаре, а иногда и на саксофоне. Поет, конечно, свои песни, читает стихи, что-нибудь рассказывает о литературе или из своей жизни. Он несколько лет жил в скиту на Валааме и конечно же ему есть о чем поведать. - Хорошо,- говорит он, черепашке. Она всегда у себя дома... Впрочем, и мы тоже, если рассуждать духовно. Павлик удивительно цельно видит мир. И о чем бы он не говорил, все ему открывается в красоте и цельности, в удивительном оптимизме его картины мира. - Интересно,- продолжает он,- вот древние греки не с помощью ли черепашек открыли что можно «все мое носить с собой»? - Вполне возможно,- говорит Маша. Может быть какой- нибудь древний грек увидел черепашку и подумал: « Вот бы и мне быть всегда и везде дома как эта черепашечка». - Да-а, - продолжает с улыбкой Павлик,- а тем более уже многие говорили тогда, что внутри человека целая Вселенная, весь Космос. Как же,- он думал, этот древний грек, хорошо было бы везде с собой носить свою Вселенную! - Не тяжеловато бы было?- улыбается Саша, взяв на руки черепашку. - Ну, ничего,- тоже с улыбкой отвечает Павлик. Ради этого стоит попыхтеть. Зато всегда будешь дома.

http://azbyka.ru/detforum/ubs/pro-cherep...

Ананасы под соснами: что растет на Валааме Валаамские острова прекрасны. Чтобы они таковыми и оставались, в 1999 году здесь был создан природный парк «Валаамский архипелаг». 64 вида растений Валаама включены в Красную книгу РФ и региональные Красные книги. Кроме дикорастущих, на Валааме есть культурные растения, которые выращивают монахи. Необыкновенные террасные сады, тепличные культуры и, конечно, валаамские леса — все достойно внимания. 1 Север, запад, юг, восток — на одном острове Ботаникам Валаам интересен прежде всего тем, что здесь проходят границы ареалов многих видов растений — южных, северных, западных и восточных. Здесь растет более 470 видов высших растений — почти половина из всех, что есть в Карелии. Микроклимат Валаама отличается от климата на побережье Ладожского озера, он теплее и мягче, поэтому на островах сохранилось много травянистых растений, свойственных широколиственным лесам средней полосы России. Например, тут можно встретить фиалку ланцетолистную, чистец лесной, звездчатку дубравную, лук прямой, сердечник мелкоцветный, живучку ползучую… С другой стороны, на Валаамских скалах хорошо себя чувствуют арктические растения — ясколка альпийская, каменоломка дернистая, вудсия альпийская и другие. Для сибирского вида — мульгедиума сибирского — Валаам является западной границей ареала, а для скандинавских видов, например, ясколки скандинавской, смородины скандинавской, резуховидки шведской, — восточной. Эти особенности валаамской растительности ученые объясняют островным положением, историей формирования, своеобразием почвенных и геологических условий архипелага и сильной расчлененностью рельефа. 2 Цветы Цветы Валаама — настоящая многоцветная палитра, которая загорается весной и все лето радует глаз. Все оттенки, все цвета: золотисто-желтая мать-и-мачеха, голубовато-лиловая перелеска благородная, розоватая хохлатка средняя, зеленовато-желтый гусиный лук, золотистая калужница болотная, нежная белая кисличка, меняющий окраску от малиново-пурпурной к зеленовато-синей сочевичник весенний.

http://sever.foma.ru/ananasy-pod-sosnami...

„Отец казначей! „Вчера, 10 мая, Вы служили, по просьбе моей, молебен святым угодникам преподобным Сергию и Герману о здравии семьи моей. „Молебен начался между часом и двумя пополудни. Господу было угодно, чтобы именно в этот самый час, когда я, недостойный, осмеливался прибегнуть к Нему с моею молитвой о житейском и земном–страшный пожар охватил ту местность, куда мы переехали не задолго на лето, и где я вчера оставил семью мою часа за полтора до пожара, отправляясь в часовню Валаамского монастыря. Переехали мы в Лесной, по Старопарголовскому проспекту. На этой улице и смежной с нею сгорело вчера, как говорят, более сорока домов. Пожар продолжался не долго, не более трёх, четырёх часов, так что когда я около шести часов пополудни вернулся домой, то уже дымилось и тлело только пожарище, но огонь потерял свою силу. Сгоревшие дома окружали тот дом, где помещалась семья моя. Дом этот деревянный, находился в самой середине пожара, горело со всех сторон его. Какова была сила огня–можно судить уже по тому, что в такой короткий срок уничтожено пламенем столько строений“. „От страшного жару загоралась мебель, вынесенная на улицу, тут же на улице и обращалась в пепел. Много деревьев превратилось в обугленные пни. Горела мебель, сложенная на возы. Ветром пламя несло на нашу дачу, т. е. дом, который мы занимаем. Жена моя, взяв на грудь крест с мощами, стала обходить дом. Крест этот–святыня, перешедшая ко мне от предков. И по мере того, как св. мощи были несены вокруг дома, пламя соседних домов поворачивало назад, поворачивало именно от того места, где были пронесены св. мощи“. „Когда сегодня я обошёл все еще тлеющее пожарище, то понял, в какой опасности находился наш дом. Кругом него разливалось вчера море пламени. С одной стороны весь небольшой садик нашей дачи покрыт летевшими вчера угольями, теперь потухшими. С другой стороны примыкавший к надворным её строениям забор– сгорел именно до того места, где он вскоре должен был соприкасаться с кладом сена или соломы, которая–пройди огонь еще два-три аршина –непременно загорелась бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Кроме того, хотелось бы отметить, что некоторые подзаконные акты вступают в противоречие с Федеральными законами. Так охранные договора, разработанные несколько десятилетий назад, и до сих пор оформляемые комитетами по культурному наследию регионов, вменяют реставрацию памятников истории и культуры только в обязанность религиозным организациям, что противоречит Федеральному Закону об охране культурного наследия, согласно которому государство не снимает с себя обязанностей по их сохранению. К сфере проблем, сопряженных с несовершенством правовой базы относится и вопрос сохранения монастырских комплексов с прилегающей территорией или историческими окрестностями. В этой связи мы в полной мере поддерживаем инициативу Министерства культуры и массовых коммуникаций включить в федеральный закон «Об объектах культурного наследия народов России» новую категорию памятников, которая регулировала бы сохранение не только зданий, религиозных комплексов, но и целостной территории, занимаемой ими, а также характерного многовекового жизненного уклада, определяемого духовно-религиозными ценностям. Среди памятников истории и культуры немало культурно-исторических и природных комплексов, которые являются великими духовными святынями. К их числу относятся комплексы православных монастырей, например: Троице-Сергиева лавра, монастыри: Донской, Валаамский, Оптина пустынь, Саввино-Сторожевский, Соловецкий, Пафнутиев-Боровский и т.д. К сожалению, действующее законодательство не определяет особенности правового статуса таких духовных святынь, и одновременно историко-культурных мест. К примеру, в Оптиной пустыни ценность имеет не только комплекс зданий, но и прилегающий сосновый бор, устроенный рядом с монастырем каскад прудов, а так же святые источники. Другой пример: Валаамский и Соловецкий монастыри, расположенные на одноименных архипелагах, которые и создают уникальность этих духовно-исторических мест. И мы должны помнить, что именно с основания там монастырей они приобрели известность. В связи с этим хотелось бы уделить особое внимание правовому статусу Соловецкого архипелага.

http://patriarchia.ru/db/text/276274.htm...

В наставлениях о посте старец подчеркивал важность «поста духовного», рассуждая: «А я смотрю так на пост: это воздержание, а не изнурение себя. Главное в посте – это сердце сокрушенное, с искренним покаянием и смирением... сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Надо тебе работать, живешь в миру, нужны силы – не лакомься, не услаждайся, не позволяй себе излишества, и если по необходимости придется съесть тебе и в пост яйцо или молоко – Господь не взыщет, не вменит во грех... Какой бы ты ни соблюдала пост, даже самый строгий, если без истинного покаяния, то Господь не приемлет его. Такой пост не приведет ни ко спасению, ни к утешению. Главное – внутрь очищай сердце». Особого внимания заслуживает поучение старца относительно общения с окружающими людьми. По его мнению, для ведения правильной духовной жизни необходимо прекратить все знакомства, не ходить в гости и к себе не пускать, бежать от всех, но, главное, любить всех, не входить в чужие дела и не судить никого – тогда будет мир в сердце. Если же «поведешься со многими – все вынесут от тебя, что успеешь собрать в себе. Знакомства и разговоры опустошают и рассеивают». Однако «кто-то должен быть, с кем поделиться, без этого очень тяжело и трудно. Иногда это необходимо даже. Но выбрать надо очень осторожно, надо быть уверенным в человеке – не поймут того. что для тебя ценно... Более молчи... Близкого друга не ищи – не найдешь... Быть одному – лучше, имея только Господа пред собой, – Он все устроит и поведет как надо... Никому о себе не рассказывай, не делись – могут не понять, а спорить и доказывать – нет ни смысла, ни нужды, только лишнее словопрение без пользы... Все, что нарушает мир, – отрезай, избегай, отходи – это необходимо». Как и другие валаамские старцы, о. Михаил с особым благоговением относился к молитве Иисусовой. Но «с Иисусовым именем, с этой молитвой должен быть вопль из глубины сердца – тогда и будет молитва». В одной из бесед с писателем С.Большаковым старец называет умное делание главным стражем помыслов: «Как появился прилог, отсекай его сразу молитвою Иисусовой. А если станешь его рассматривать, то он к тебе приразится, ты им заинтересуешься. Он тебя очарует, и ты с ним согласишься и будешь обдумывать, как бы его исполнить, а потом его исполнишь делом – вот и грех... Взывай ко Господу непрестанно: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного”... Упражняйся, как можешь, в молитве Иисусовой и постепенно придешь в умиротворение, а знаком будет тебе глубокий мир души, необуреваемое спокойствие».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А когда вы впервые читали Священное Писание , у вас не возникало ощущение, что вы читаете что-то уже хорошо знакомое? Вначале я к Священному Писанию обратился как к необходимому источнику для того, чтобы хоть что-то понимать. Я занимался все-таки русской литературой, мой диплом был по «Бесам» Достоевского . Но даже в шестом классе возникает потребность обратиться к библейским текстам, иначе стихотворение Пушкина «Пророк»: «Как труп в пустыне я лежал» совершенно непонятно. Что это за садист шестикрылый, который рассекает мечом грудь, вырывает «грешный мой язык» и что-то в уста влагает? Для того чтобы просто не сойти с ума, надо было его понять. Чуть позже, когда я готовился к поступлению в университет, одно из постоянных моих занятий было погружение в реминисценции русской литературы в  Священном Писании и понимание того, а о чем, собственно, идет речь. Библии у нас дома тогда не было, но она ходила по рукам, ее можно было взять на время. Евангелие я просто перепечатывал себе дома на машинке под копирку, чтобы иметь под рукой. Восьмидесятые годы это годы непрямых текстов. Об  Иоанне Дамаскине и его идеях мы узнавали из «Поэтики ранней византийской литературы» Аверинцева. Книга Майорова о средневековой философии была источником знаний по богословию. Лариса Владимировна Литвинова тогда совершила просто подвиг, опубликовав «Философию религии» Гегеля. Дело не только в самом тексте, а в тех комментариях, которые были вокруг него. А Николай Кузанский в двух томах! Конечно, его там представляли как некоего борца и будущего гуманиста, но на самом деле это богослов. Смиренный энтузиазм У вас, кажется, была возможность благополучно заниматься любимой наукой за рубежом? Почему же в девяностые очень трудные в житейском плане годы вы начали заниматься издательским делом? В 88-м году мы с женой обвенчались . Родились друг за другом двое детей. Жизнь была абсолютно четко спроецирована, мы должны были в 91-м году уехать в Германию. На несколько лет мне давали очень хорошую Гумбольтовскую стипендию для изучения немецких архивов русских религиозных философов, прежде всего Семена Франка . А Лене обещали работу по преподаванию церковнославянского языка на кафедре славистики. Все было готово к отъезду. Оставался один шаг поехать к нашему другу отцу Андронику, сказать, что мы уезжаем, пока-пока. Когда мы к нему приехали, выяснилось, что мы никуда не уезжаем. Он стал наместником Валаамского монастыря, и появилась возможность создать то, о чем мы долго мечтали религиозно-философское издательство, и, наконец, самим издавать без помарок, без вмешательств, книги Флоренского, Соловьева, религиозную философию и вообще, и вообще, и вообще. Поэтому вместо того, чтобы жить в славном городе Мюнхене, я в «Литературной учебе» организовал издательство Валаамского монастыря, оно все находилось в моем кабинете. Кабинет был просторный, в два окна. Через несколько дней уже несколько человек сидели в нем и готовили книги.

http://azbyka.ru/way/sergej-kravec-jeto-...

Законы мыслились внутренним стержнем государства и связывались с полубожественным, культурным героем древности и основателем Вечного города – Ромулом. Закон, столь важный для бытия греко-римской цивилизации, получал божественное происхождение, поскольку его источником становились священные события древности, происходившие по воле богов. Мифология оправдывала и экспансионный характер развития римского государства, при этом расширение влияния касалось не только территорий, но и культурных и религиозных сфер. Это доказывает история с сабинянами, приведшая к союзу двух народов с единым государством и общей религией. Впоследствии усвоение римским культом новых божеств, отождествление их с римскими получило характер нормы. Готовность к восприятию новых религиозных символов, идей и образов наряду с философскими учениями послужила приуготовительным средством для принятия греко-римским миром христианского благовестия. Литература: 1 . Дионисий Галикарнасский. Римские древности. М.: Рубежи XXI век, 2005. 2 . Зелинский Ф.Ф. История античных религий. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 3 . Иллюстрированная история религий: в 2 т./под ред. проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей. T. II. Гл. Римляне. Репринт. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Российского фонда мира, 1992. 4 . Плутарх. Избранные жизнеописания: в 2 т. М.: Правда, 1994. 5 . Публий Овидий Назон. Метаморфозы. М.: Художественная литература, 1977. 6 . Тит Ливий. История Рима от основания города: в 3 т. Т. I, II. М.: Наука, 1989–1993. 7 . Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. T. II. М.: Академический проект, 2008. 634 Иллюстрированная история религий: в 2 т./под ред. проф. Д.П. Шантепи де ля Соссея. T. II. Репринт. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Российского фонда мира, 1992. 635 Ср. с ритуалом ашвамедха; см. гл. XX. Религиозные представления в Древней Индии эпохи брахманизма и упанишад. 637 Пунические войны – войны между Римом и Карфагеном – финикийской колонией. Пунами (poeni) древние римляне называли жителей Карфагена. Истории известны три Пунические войны: последняя завершилась в 146 г. до н. э. полным разрушением Карфагена.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

И доселе, как живой, стоит передо мной образ одного Валаамского схимника, который питается чуть ли не одним воздухом и, тем не менее, имеет бодрый и радостный вид. С каким восторгом я с ним побеседовал! Мне показалось, что в лице незнакомого подвижника я встретил второго отца. Уже одно сознание, что с тобою говорят искренно, правдиво..., чрезвычайно дорого, в то время как в «миру» не знаешь, где оканчивается ложь, где нет притворства и лицемерия... А тут еще, кроме того, на лицо богатейший духовный опыт, плодами которого с Вами делятся с полною охотою, по-видимому, и не подозревая, какими жемчужинами Вас столь щедро дарят... Да, из-за одних Валаамских схимников,– думается,– Господь не погубит до конца наше дорогое отечество, как бы ни ополчались на него и внешние, и внутренние враги: разные революционеры, социалисты, жиды, жидовствующие и все их присные... Какая у них – этих о.о. схимников,– думал я, глядя на них, – должна быть твердость духа, подобная несокрушимому адаманту, – какая безусловная преданность Богу, – если каждый из них – мало того, что отказался от «мира» ради Христа, но затем отказался, как уже сказано, и от монашеского своего имени, и от обычного монашеского образа жизни, находя, что и то, и другой еще недостаточно приближают его к житию Ангельскому?! Большей победы над «миром» и всем «мирским», кажется, невозможно уже одержать: зависимость от «мира», связь с ним у о.о. схимников доведена до возможного minimuma, дальше которого бренный, облеченный «телом», человек идти уже не в состоянии. Лишь молитва о «мире», о «спасении» «мирских»... никогда не ослабевает, а напротив – все более и более усиливается, крепнет... Но и не схимники только, а и все вообще Валаамские иноки представляют собою образец строго добродетельной и высоко подвижнической жизни. У каждого из них «миряне» могли бы чему-либо поучиться. Сознание иноками своего долга и строгое ему следование даже в мелочах – высоко поучительно. И в самом деле, не вся ли жизнь наша состоит из мелочей? И если мы станем ими пренебрегать потому только, что это – мелочи, то что получится в результате? Каждый из иноков строго блюдет тот пост, на какой он поставлен, как бы скромны ни были эти, возложенные на него, обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Впервые в жизни я видел, как пели «седален» сидя... Величественна была картина, когда иноки подходили чинно к Евангелию. Бесконечною вереницею шли они парами – друг за другом мимо, кажется, о. Благочинного, который внимательно следил за всеми, не исключая и отцов-схимников. Приложившись ко св. Евангелию, иноки шли на свои места, при чем многие подходили под благословение к о. игумену или низко кланялись ему... А он стоит себе в течение всей бесконечной службы на своем месте, как если бы, то был юноша с крепкими физическими силами и несокрушимым здоровьем. Стоит, молча шевелит своими губами и, видимо, весь ушел в молитву. Но как засияло его подвижническое лицо и какою засветилось добротой, когда подошла к нему под благословение девчурка лет семи – не больше! Она пресерьезно сложила свои детские ручонки, а о. игумен отечески благословил ее и что-то как будто прошептал, подняв свои взоры вверх. А иноки все идут и идут ко св. Евангелию. За почтеннейшими схимниками – иноки в клобуках, далее – послушники, потом «трудники» (миряне, на время остающееся в обители и трудящиеся здесь – кто как может)... С каким благоговением, с какою чинностью они прикладываются к Евангелию! Достойный подражания пример, сказал я одному из наших академических студентов, бывших в то время на Валааме! Схимники, достигшие высоты иноческой жизни, отказавшиеся от всего уже земного, переменившие даже иноческое имя на другое, – на половину, так сказать, живущее не в здешнем уже мире, – и они строго верны монастырской дисциплине, – тем более не должны идти против дисциплины молодые, еще неопытные и жизни не знающие юноши... А всенощная продолжалась, между тем, и продолжалась. Вот и конец. Как скоро, думалось, он наступил, а между тем часы показывали за полночь... Не успел я заснуть.... как уж разбудили к ранней литургии. Такое же истовое служение, но уже в нижнем соборном храме. То-же впечатление. Все в общем прежнее. Особенно поразила меня «Херувимская». Напев, напоминающий древне-русские мелодии, отзывающийся чем-то близким – близким, родным..., но, как и другие Валаамские напевы, какой-то неуловимый для свежего уха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

19 марта 1940 года Валаамский архипелаг был передан советским войскам. В июне 1940 года народный комиссар Военно-Морского флота СССР адмирал Н.Г. Кузнецов подписал приказ о создании единой школы боцманов ВМФ на базе двух существующих с дислокацией на острове Валаам. В августе на остров прибыли первые курсанты. В школе было создано две роты боцманов, которые разместились в монастырской гостинице. В августе 1940 года наркоматом ВМФ СССР был отдан приказ о наборе в роту юнг, которая предполагалась как особое учебное подразделение школы боцманов. Школа просуществовала до начала Великой Отечественной войны . Утром 19 сентября 1941 года канонерские лодки " Бира " , " Бурея " и " Селемеджа " , на бортах которых разместился весь бывший состав школы боцманов, покинули остров. 20 сентября 1941 года, после проведенной воздушной разведки, на остров высадились финские войска. Сразу начались работы по укреплению обороны острова: привезены артиллерийские орудия, на мысу Черный нос установили новую батарею. Части, дислоцированные на Валааме, не принимали участия в военных действиях. В 1941 - 1944 годах не было и бомбардировок острова. Лишь дважды на протяжении войны советские корабли приближались к Валааму, но каждый раз поворачивали назад прежде, чем попали под удар артиллерии. В эти годы иноки несколько раз посещали обитель для приведения в порядок Валаамского хозяйства. 19 сентября 1944 года военные подразделения финской армии, общая численность которых составляла не менее 2 000 человек, покинули архипелаг. Некоторые финские фортификационные сооружения до сих пор напоминают о тех трагических днях в истории острова. Запустение. Валаам в послевоенные годы Осенью 1944 года на опустевший остров прибыли несколько девушек, бойцов тылового подразделения, для обеспечения фронта молочными продуктами. В 1949 году на острове был создан совхоз. В течение тридцати двух лет (1952–1984) здесь находился дом-интернат для инвалидов войны и престарелых. В Спасо-Преображенском соборе из-за коденсата и протечек кровли осыпалась живопись.

http://drevo-info.ru/articles/14818.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010