Девятнадцатый день. Поучение 3-е. Св. муч. Андрей стратилат. (Как мирянину можно спастись?) I. Св. муч. Андрей, замученный за Христа при императоре Максимилиане, жестоком гонителе христиан, был стратилатом, т.е. военачальником. Но высокое воинское звание не препятствовало ему получить спасение. Это указывает на ту истину, что и мирянину среди его житейских занятий спастись можно. Для сего не нужно идти непременно вам в монастырь или пустыню. II. Бог премилосердый соделывает наше спасение православною верою, добрыми делами и Своею благодатию. Православная вера есть та, которую содержит едина святая, соборная и апостольская церковь восточная; без сей веры православной никак нельзя никому спастись. – Добрыя дела – это евангельские заповеди, без исполнения которых, как и без веры, также невозможно никому спастись. Вера православная без добрых дел мертва, и дела добрыя без веры также мертвы. Желающему спасения необходимо иметь и то и другое вместе: и веру православную с добрыми делами, и дела добрыя с верою православною, и тогда, при помощи благодати Божией, споспешествующей добрым делам его, он спасется по слову Христа, рекшаго: «без Мене не можете творити ничесоже». И должно знать, что Христос Спаситель, Истинный Бог наш, Который хощет всем человеком спастися, поставил в закон добрыя дела, то есть Свои спасительные заповеди евангельския, равно всем православным христианам, как монахам, так и мирянам, живущим с женами и детьми, и требует от всех православных христиан самого прилежного их исполнения; потому что Его св. заповеди не требуют больших трудов телесных, а одного доброго произволения души: «иго» бо святых Его заповедей «благо и бремя» делания их «легко есть». Св. заповеди Христовы, при помощи благодати Божией, легко может исполнять всякий православный христианин, какого бы он ни был звания, пола и возраста: и старый и юный, и здравый, и в немощи лежащий, лишь бы было к тому расположение души. Посему-то те, кто преступает их и не кается, в страшное второе пришествие Христово будут осуждены вместе с бесами на муку вечную. – Св. заповеди евангельския, наипаче же главнейшие, столь необходимы для спасения, что если одной какой-либо не достает у человека, то и спасения души не бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Действительно, мало кто из православных верующих штудировал труды признанных богословских авторитетов в этом вопросе, к тому же последние как настоящие книжники собирают всё множество мнений, и попробуй разберись без тщательного рассмотрения, что у них худое, а что хорошее, где жемчужина, а где обычный камушек… О протестантской литературе по этому вопросу и говорить нечего: «тормоза» в виде учения святых отцов у них нет, поэтому на-гора ежегодно выдаётся совершенно немыслимое количество богословских работ «о последних временах», имеющих в большинстве своём вид обыкновенного мозгословия... Существует непреложный православный закон: желаешь знать точное исповедание веры — обращайся к святым отцам Церкви. Это касается, вне всякого сомнения, и вопросов учения «о последних временах». Один из них следующий: в каком храме сядет тот самый «последний антихрист»? Среди современных православных широко распространено мнение, что это будет «восстановленный Иерусалимский храм». Когда пытаешься указать, что это всего лишь мнение, сразу же следует взрыв негодования: мол, это не мнение, а учение Церкви, святых отцов, вытекающее из Евангелия… Поскольку этот вопрос является одним из наиважнейших в свете учения «о последних временах» (явление антихриста указывает на скорое Второе Пришествие Иисуса Христа), остановимся на нём подробнее. Как выясняется, у святых отцов не было единства относительно того, в каком храме сядет «последний антихрист», о котором идёт речь в следующих строках послания Апостола Павла к Фессалоникийцам (Солунянам): «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:3-4). Преподобный Ефрем Сирин, толкуя это место послания к Фессалоникийцам Апостола Павла, пишет: «Таким образом он явится и взойдет в храм Божий, чтобы сесть внутри и именно в церкви Божией. Он не отклоняет в другое какое-либо общество из еретических сект, чтобы не узнали его, — но с презрением отвергает все культы (ложные), чтобы можно было пленить Церковь. Поэтому-то и взойдет он в самый храм Божий, чтобы сесть и показать себя, что он есть как бы Бог».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/13/an...

Дмитрий Евменов Скачать epub pdf Глава 1. Предыстория «Общества Сторожевой Башни» 1.1. Исторические и идейные предпосылки возникновения секты Те, кто близко общался со «Свидетелями Иеговы» знает, что наибольшего эффекта в беседе с ними можно достичь не с помощью привлечения цитат из Священного Писания , но обращаясь к истории этой секты. Причем, разумнее всего, вспомнить те многочисленные предсказания о конкретных датах Второго Пришествия, благодаря которым «Общество Сторожевой башни» имело бурный успех. История существования этой секты свидетельствует о большом численном росте рядов ее членов всякий раз, когда объявлялись новые даты конца света. Можно предположить, что проповедь находила отклик, в первую очередь, среди тех христиан, в ком были сильны эсхатологические ожидания. Такие люди были среди представителей всех поколений, живших на протяжении многих веков. Достаточно вспомнить, какую реакцию вызвали предсказания Бернарда Тюрингенского 2 , Винцента Ферве 3 , Арно де Вильнева 4 , Стофлера 5 , патера Пьера-Луи 6 и других. С возникновением множества протестантских деноминаций, исследования их членов в области эсхатологии привели к появлению теорий, связывающих события Второго пришествия с учением о земном тысячелетнем царстве. Основоположником одного из новых течений в хилиазме был английский библеист XVIII века Джозеф Мид. Основываясь на буквальном толковании текста Откровения, он утверждал, что строительство «Царства Божия» будет закончено в рамках земной истории. Откровение Святого апостола Иоанна описывало, с точки зрения этого богослова, прогресс человечества. На первый взгляд эта теория напоминала учение некоторых ранних Отцов Церкви, но схожесть здесь кажущаяся. Хилиазм первых веков подразумевал Второе пришествие Спасителя для суда над грешниками и для спасения праведников в мир, погрязший во грехе. Учение Мида о «прогрессивном хилиазме», по сути своей прямо противоположно, поскольку человечество само должно справиться с задачей построения «Царства Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Доклад, прочитанный на 3-й Международной научной церковной конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси, " Литургическая жизнь и церковное творчество русского православия " (Ленинград, февраль 1988 г.). В течение всей истории православного или " кафолического " христианства вера была неотделима от молитвы и богослужения, а богослужение выражало веру Церкви. Эту неотделимость Lex orandi и Lex credendi знало древнее монашество. Авва Евагрий писал: " Кто молится, тот богослов " а наше восточное православие испытало на опыте и испытывает по сей день, как вера действительно сохраняется в богослужении Церкви. В течение многих веков православное богослужение сохраняло Православие на Ближнем Востоке, под турецким игом. О силе богослужения как выражения веры и верности хорошо знает и Русская Церковь. Но эта неразрывность церковной веры и церковного богослужения предполагает верное ощущение самой Церкви, верный церковный опыт, то есть восприятие верного соотношения между разными аспектами православной экклезиологии. В рамках предоставленного мне времени я постараюсь поделиться с вами несколькими замечаниями: - об экклезиологических предпосылках всякого истинно православного подхода к вопросу о богослужебных изменениях; - об исторических примерах таких изменений, имеющих отношение и к нашему времени. 1. Экклезиологические замечания О. Павел Флоренский хорошо определил значение культа как выражения культуры в целом, включающей прошлое, настоящее и будущее (эсхатологическое) бытие церковного общества. Так, Церковь живет апостольской верой, выраженной однажды в прошлом, но на веки вечные сохраненной свидетелями Воскресения Христа из мертвых и, в последующие времена, св. отцами и учителями Церкви. Эту же веру хранит весь церковный народ в целом. Но эта вера есть также и предвосхищение будущего Христова Царства. В евхаристической молитве св. Иоанна Златоуста мы поминаем: " Крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную сидение, второе славное паки пришествие " . Евхаристия есть центр всей церковной жизни и всего богослужения, а поэтому смысл евхаристического действия осмысляет и весь церковный культ в целом. Богослужение неотрывно от прошлого, настоящего или грядущего: настоящий момент в жизни Церкви связывает нас со всеми " от века благоугодившими " Богу и питает нас опытом радости и победы, которые от века предуготованы для избранных, но также возможны здесь и сейчас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1175...

Еще один светлый юбилей. (К ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЮ ПРОСЛАВЛЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА БЕЛГОРОДСКОГО ). «Святителю Христу Богу возлюбленне, правило веры и образ милосердия людем был еси, бдением же, постом и молитвою яко светильник пресветлый просиял еси, и прославлен от Бога явился еси: телом убо в нетлении почивая, духом же престолу Божию предстоя, чудеса преславная источаеши. Моли Христа Бога, да утвердит Отечество наше в Православии и благочестии и спасет души нашя»  (Тропарь св. Иоасафу, гл. 3-ий). Едва отпраздновали мы столетие со дня прославления великого Российского Святителя Тихона Задонского , как вот приспел уже другой светлый юбилей – радость и торжество нашей святой веры и Церкви: в воскресение 417 сентября с. г. исполняется пятидесятилетие со дня прославления современного ему другого великого Российского святителя Иоасафа, Епископа Белгородского. И Святитель Иоасаф, как и Святитель Тихон, жил и подвизался все в том же, столь злокозненном для нашей Родины XVIII столетии, но был уроженцем не севера, а юго-запада России. Свое духовное воспитание он получил под благотворным воздействием великих исторических святынь русского народа – в самом сердце «матери городов русских», в Киево-Братском монастыре, где он прошел курс богословских наук в открытой при нем академии. Непродолжительна была его земная жизнь – он скончался всего лишь 49-ти лет от роду, – но о нем поистине можно сказать словами Премудрого:  «Скончався вмале, исполни лета долга: угодна бо бе Господеви душа его, сего ради потщася от среды лукавствия»   (Премудрости Солом. 4, 13–14). Чем был велик и славен Святитель Иоасаф, чем он угодил Богу и чему мы можем и должны поучиться у него? У нас, современных христиан, вера, по большей части, расходится с жизнью: мы не живем в полном согласии с учением, с требованиями нашей веры. Вера наша так ясно, так определенно учит нас, отрешаясь от всего тленного, земного, всеми мыслями и чувствами своими устремляться к ожидающей нас нетленной вечной жизни.  Теоретически  мы, может быть, и принимаем это (хотя появилось у нас в последнее время особое течение «нео-христианства», которое даже теоретически не хочет этого принять, а измыслило совсем новое, неизвестное прежде мнимо-христианское мировоззрение, стремящееся крепче приковать человека к земле, будто бы уже преображенной и освященной пришествием Христовым в мир), признаем и кончину века, и Второе Пришествие Христово, и Страшный Суд, и будущую жизнь, но  практически  поступаем и живем так, как будто бы ничего этого не предвидится, и нам нужно только здесь на земле устроиться получше, обеспечив себя всеми благами и удобствами: мы не желаем по-настоящему думать о неизбежно ожидающей каждого из нас смерти и не. готовимся, как бы следовало, к предстоящей нам будущей вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Ваша молитва оберегает восточные рубежи Руси» Поздравление митрополиту Владивостокскому и Приморскому Вениамину с 80-летием от Центра «Берег Рус», «Русской народной линии», «Русского Вестника» и «Руси Державной» 08.11.2018 1423 Время на чтение 3 минуты Ваше Высокопреосвященство! Дорогой Владыка! Вы родились на самом востоке Руси. Сюда, на восток обращены алтари всех православных храмов России. На восток веками идет наш народ. На Восток - к Солнцу Правды – Христу. Что есть Восток в библейском понимании? На востоке находился утраченный человеком рай; от востока совершится Второе пришествие Господа Иисуса Христа на землю (Мф.24:27); Сам Господь именуется Востоком свыше (Лк.1:78). На востоке зажглась Вифлеемская звезда, возвестившая человечеству о великом событии во Вселенной – Рождестве Христовом. Наша Русь развернута лицом на восток и обращается к встречающимся на ее пути народам с проповедью Христовой. В этой проповеднической обращенности Руси к востоку мы видим, какое особое значение обретает жизнь православных христиан, живущих на восточной окраине нашего Отечества. Это особое служение Христу и своей земной Родине – России. Это исповедническая жизнь перед многочисленными народами Азии, еще не познавшими в глубине своей Христа. В двадцатилетнем возрасте Вы покинули родные дальневосточные края. По Божьему благословению переехали в Москву , в Троице-Сергиеву Лавру. Там долгое время Вы жили, молились, учились и преподавали в Московской духовной академии и семинарии. И вот в 1992 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, вновь возвратились на Восток – в богоспасаемый град Владивосток. Вернулись уже в епископском сане. Предстояло много и много трудов в новой епархии, серьезно пострадавшей за десятилетия безбожия. С помощью Божией, Вашими молитвами и трудами, усилиями всех, кто трудился вместе с Вами, епархия Владивостокская возродилась. И с востока Руси вновь послышалось духовное Слово, восхваляющее Бога, Русь Святую и русский народ, дошедший до тихоокеанских берегов.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/08/va...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вне Церкви Христовой не бывает спасения Беседа с игуменом Афонского монастыря Святого Павла архимандритом Парфением (Мурелатосом) 06.11.2011 443 Время на чтение 5 минут - В наше трудное время, когда различные искушения подстерегают человека на каждом шагу, когда с каждым часом все с большей силой обрушиваются на него развращающие и опустошающие душу страсти и соблазны, многие люди забыли Бога. Верующие люди обращаются к Господу, к Пресвятой Богородице с мольбой, чтобы Они помиловали православный мир. Священники и монахи в России, на Святой Горе, повсюду, где есть очаги православной веры, усердно молятся за наш грешный мир... Как Вы считаете, Геронда, исходя из сегодняшней ситуации в мире, могут ли люди надеяться на счастливое будущее? - Конечно! Надежда никогда не должна исчезать! «Всякий, надеющийся на Господа, спасен будет», - говорится в Писании. Вне Церкви Христовой не бывает спасения. С верой мы обретем рай, спасение. Когда Господь Иисус Христос воскрес из мертвых, Он сказал Своим ученикам: «Идите прежде к народу Израилеву и проповедуйте Воскресение Мое...» Однако же дом Израилев отошел от Господа, и не только не хотел слышать апостолов, но и тех, кто во Христа уверовал и проповедовал, предавал мучениям и смерти. Поэтому далее Господь говорит Своим ученикам: «Оставьте это погибшее стадо и идите ко всем остальным народам». И поэтому пошли апостолы во все концы земли проповедовать Истину Христову, Воскресение Христово, ибо иудеи потеряли все. Господь сказал Своим ученикам: «Идите к народам и проповедуйте, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И всякий, кто крестится, тот и спасен будет. Тот же, кто не будет веровать, тот погибнет. И когда будете стоять перед царями и правителями, не беспокойтесь и не думайте о том, что вы скажете, потому что Я буду говорить вместо вас». Таким образом апостолы Христовы, следуя заповеди Господа, шли и проповедовали Его Воскресение. Так и апостол Павел пришел к нам в Элладу в Афины. Вне Православной Церкви, вне того учения, которое она хранит, не бывает и не может быть спасения. Только в одной Церкви Христовой может быть спасение. Апостолы спрашивали Господа: «Учитель, когда будет Твое второе пришествие?». И Господь ответил им, что даже ангелы небесные не знают об этом, а только Отец Мой Небесный знает. Конечно, Он знал об этом, но не говорил по Своему смирению. И когда вы услышите, что идут войны или слухи о войнах, увидите знамение на небе и на земле, услышите о землетрясениях, страшных болезнях - это будет знаком начала. Господь говорит, что люди будут жить, как это было и во время праведного Ноя, когда женились, выходили замуж, беспечно проводили время. И вот тогда настанет конец этого земного мира, когда люди укоренятся во зле своем и отвергнутся любви Божией.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иерей Алексий Дарашевич: Отступление людей от Бога дает силам зла эйфорию победы Известный пастырь об усилении в наше время апостасийных тенденций 20.04.2011 1236 Ничего необычного в том, что какие-то ученые сделали какие-то «открытия» относительно времени Тайной Вечери , я не вижу. Так происходит в последние 2000 лет. Нас самом же деле, последняя новость, которая была, - это как раз известие о Воскресении Христовом, что Христос Воскрес. После этого никаких значимых новостей уже нет. Однако в наш апостасийный век многие люди, отступая от Бога, уже даже не верят в воскресение после смерти . В принципе, до Второго Пришествия Христова их и не будет. Будет только ожесточение и сопротивление сил зла , это естественно. Они уже имеют опыт поражения, когда Господа распяли, а Он воскрес. Они знают, что погибнут, что поражение будет полным и окончательным. Что дает этому злу силы? Дает то, что мы, люди, ему поддаемся, человечество покупается на грязные, дешевые, подлые, эгоистические, какие угодно дьявольские приманки. Это работает, дьявол разбрасывает их, и люди хватаются за разврат, потребление, насилие, которое оказывается уже возможным, которое покрывается могущественными силами, довлеющими в этом мире. Эйфорию победы им дает отступление людей от Бога. Зная, что он все равно погибнет, дьявол возбуждается этой мнимой победой над людьми, видя, столько душ к нему идет, что число его адептов увеличивается. И действительно, это отступление идет от Бога. Мы видим, что делается в школах по всем странам. Дьявол возьмет реванш, воссядет на царение, но это не новость для нас, это будет власть над всем миром. Мы не должны бояться, что есть какой-то процент отступлений и поруганий наших святынь среди людей. Это все было, есть и дальше будет еще в сотни раз больше. Человечество еще переживет фазу всеобщего отступления, когда только малая горсть останется верными Христу. Но мы точно знаем: как одни не смогли распять Господа - пришла Пасха Христова, также будет и впредь - когда человечество растлят и соблазнят, кого-то даже распнут, но полностью победить человека дьявол все равно не сможет. Второе пришествие Христа все равно будет.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/20/ie...

Закрыть itemscope itemtype="" > Лжепророки в своем отечестве О генезисе религиозных настроений сторонников канонизации Григория Распутина 19.03.2003 361 Время на чтение 5 минут Идея канонизации Григория Распутина и царя Ивана Грозного, обсуждаемая сейчас в некоторых церковных СМИ, может показаться необъяснимым курьезом. Даже внутрицерковные наблюдатели предпочитают связывать возникновение этого движения с аберрациями церковного сознания, которые свойственны недавно пришедшим в Церковь интеллигентам-патриотам. Однако указанием на недовоцерковившихся советских писателей нельзя объяснить распространение этих идей среди значительного числа мирян и провинциального священства. Сейчас уже очевидно, что почитание " благоверного " царя Иоанна и " мученика " Григория - различные проявления единого комплекса религиозных представлений, который возник в результате процессов, происходивших в нашей стране в течение всего ХХ в. Корни этих процессов уходят во вторую половину XIX в. В то время значительная часть российского крестьянства болезненно реагировала на экономические и социальные изменения, инициированные правительствами последних императоров. Постепенное расслоение крестьянской общины вызывало негативную реакцию у части ее членов. Их антимодернизационные настроения выражались в основном в попытках отгородиться от " испортившегося " мира. Кульминацией стал 1917 год. В это время крестьянской общинной психологии не были чужды многие слои российского населения. Поэтому можно понять, сколь широкой была социальная база антисоветского эсхатологизма (отождествление большевиков с властью антихриста). Такая логика была непререкаема. Коль скоро антихрист уже пришел и царствует на земле, значит, не за горами Второе пришествие Спасителя. Эсхатологические ожидания стремительно перерастали в движения, в рамках которых бытовое размежевание с советской действительностью обретало предельное выражение (вплоть до вооруженных восстаний и полного отказа от контактов с внешним миром). Во главе этих движений оказывались харизматические лидеры, отождествлявшиеся их последователями с Христом или Богородицей. Очевидно, в действие был запущен тот же религиозный механизм, который на рубеже XVII-XVIII вв. привел к возникновению хлыстовства.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Царь и Россия Развернутый отклик на выход в свет духовно просветительской книги о Святом Царе Николае Александровиче 06.10.2017 1312 Время на чтение 50 минут Предлагаемый вниманию читателей книжный сборник « Царь и Россия » (М.: Отчий Дом. 2017) составлен из разнообразных размышлений светских лиц и свидетельств церковных деятелей ХХ столетия о смысле жизненного подвига и державного служения Святого Царя Страстотерпца Николая Александровича. Тайна Царского Первопрестольного Богослужения В своей же общности данный свод посвящен многогранному духовному осмыслению тайны взаимоотношений Святого Государя Николая II и России в её многогранных качествах. Вот главные из качеств и составов России. 1. Россия - величайшая во всём мipe и во всей истории человечества страна. 2. Россия - Русский Народ со всеми братскими и добрососедскими Народами, её населяющими. Причем здесь Русский Народ - не только современник Государя Императора Николая II, а Русский Народ во всей его исторической соборной целокупности с древнейших эпох и до грядущего конца времен. 3. Россия - Православная Держава как хранительница Вселенской Православной Церкви и чистоты догматов Православной Веры. 4. Россия-Русь как исключительное на Земле священное пространство. Именно об этом обширнейшем Священном Месте Праведный Иоанн Кронштадтский на спаде революции 1905-1907 годов пророчествовал: «Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня» . Всероссийский Чудотворец духом прозирал в грядущем Второе Славное Пришествие Иисуса Христа для Его Страшного Суда именно в сакральном пространстве Святой Руси. Знаменательно, что в том речении Праведный Отец Иоанн свидетельствует не обо всём Русском Народе, а о разрозненных «русских людях», лишившихся соборного разумения. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский в своем утверждении не был новатором. Пророческое осмысление Руси как Подножия Престола Всевышнего Судии относится ещё к XIV веку, к совокупному эсхатологическому Богословию Святителей Петра, Феогноста, Алексия и Киприана, Митрополитов Киевских и всея Руси, Московских Чудотворцев, Преподобных Сергия и Епифания Радонежских, а также к иконологии Феофана Грека и его учеников, включая Преподобного Андрея Рублева. Их соборное эсхатологическое учение о Руси как о месте схождения Нового Иерусалима с Небес (Откр. 21, 2) иконографически было воплощено в образе «Спаса в Силах Небесных», который живописал ветхозаветное пророческое видение из первой главы Книги Пророка Иезекииля второго славного пришествия Господа нашего Иисуса Христа и видений Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (Откр. 4, 2-8; 20, 7-8). Подножие Престола Господня, Священная Земля на иконах данного извода изображается в виде алого прямоугольника с символами Евангелистов по его углам.

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/07/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010