Критические замечания по поводу книги архим. Ианнуария (Ивлиева) «Комментарий к Апокалипсису» А.М. Леонов Содержание От автора Введение I. Общее вступление к книге. Видение на земле (1:1–20) 1. Надписание (1:1–3) 2. Эпистолярное начало (прескрипт) (1:4–8) 3. Видение Иисуса Христа и поручение Иоанну (1:9–20) II. Пророчества семи церквам (2:1–3:21) 1. Церковь в Эфесе (2:1–7) 2. Церковь в Смирне (2:8–11) 3. Церковь в Пергаме (2:12–17) 4. Церковь в Фиатире (2:18–29) 5. Церковь в Сардах (3:1–6) 6. Церковь в Филадельфии (3:7–13) 7. Церковь в Лаодикии (3:14–22) III. Основная часть книги Апокалипсис. Видения на небе и с неба (4:1–22:5) 1. Восхищение на небо и видения семи печатей (4:1–7:17) А. Видение Бога и Агнца (4:1–5:14) Экскурс 1. Несколько слов о числовой символике Экскурс 2. Агнец в Книге Откровения Б. Видения семи печатей (6:1–7:17) 2. Снятие седьмой печати и видения семи труб (8:1–11:19) 3. Истинный народ Божий и его враги (12:1–4:20) А. Война на небе и на земле (12:1–17) Экскурс 3. Предположения об источниках образов Откр. 12 Б. Культ кесаря и его пропаганда. Смертельная угроза христианам (13:1–18) Экскурс 4: Римский культ императора В. Победа христиан в угрожающих условиях культа императора (14:1–5) Г. Предваряющее изображение суда Божьего (14:6–20) 4. Видение семи чаш гнева (15:1–16:21) А. Пролог в небесах (15:1–8) Б. Излияние семи чаш гнева (16:1–21) 5. Суд Божий над блудницей Вавилонской (17:1–19:10) А. Блудница Вавилонская и зверь (17:1–18) Б. Гибель Вавилона (18:1–24) В. Финальные гимны пророчества о суде над блудницей Вавилоном (19:1–10) 6. Второе пришествие Христово и Свершение (19:11–22:5) А. Второе пришествие Христово и победа над зверем и его слугами (19:11–21) Б. Тысячелетнее царство и суд над сатаной (20:1–10) Экскурс 5. Тысячелетнее царство Христа и святых. Хилиазм в истории В. Видение Последнего суда (20:11–15) Г. Новое творение (21:1–8) Д. Новый Иерусалим (21:9–22:5) IV. Окончание Книги Откровения (22:6–21) Краткое заключительное слово     Книга ведущего отечественного библеиста, архимандрита Ианнуария Ивлиева , посвящена самой утонченной с точки зрения структуры и обилия образов книге Нового Завета – «Откровению святого Иоанна Богослова». Задачей автора было раскрыть читателю ее непосредственное содержание, отражающее конкретную церковную, политическую и духовную ситуацию, в которой писал апостол Иоанн. От автора

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  5.0 из  5) Письмо читателя комментируют эксперты. Уважаемая редакция журнала “Фома” ! По образованию я историк и, кроме того, внимательно слежу за тем, что происходит и в нашей стране, и в мире в целом. Безусловно, значение христианства в мировой истории огромно, и те морально-этические ценности, которые проповедовал Христос, остаются чрезвычайно актуальными (достаточно вспомнить заповедь о самоотверженной любви к ближнему). Именно христианство (для меня как историка это важно) когда-то определило даже само современное отношение к (СНОСКА: Автор письма, скорее всего, имеет в виду христианскую идею линейного развития истории, в отличие от циклической, свойственной античному сознанию — Ред.) Тем не менее, я решил написать это письмо совсем не для того, чтобы делать реверансы в сторону христианства. Наоборот, в этом учении для меня совершенно неясным остается один момент, который, по-моему, любому здравомыслящему человеку нельзя не заметить. В книгах Нового Завета, которые для христиан являются священными, есть произведение под названием “Апокалипсис”. Если я правильно понимаю, там говорится о том, что Иисус Христос должен в достаточно близком будущем явиться на Землю. Произойдет конец света, Страшный Суд, после которого праведники войдут в новый небесный город Иерусалим и будут там жить вечно, а грешники, соответственно, будут отправлены на “муки вечные”. Подчеркиваю: насколько я понял, это должно было произойти в исторически кратчайший срок. Да и в Евангелии сам Христос говорил о своем очень скором пришествии. Взять хотя бы 24ю главу Евангелия от Матфея. Она полностью посвящена речи Иисуса, в которой он называет признаки кончины мира и второго пришествия. Рассказав, он произносит следующую фразу: “Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет”. Эти слова могут означать только одно — второе пришествие будет до того, как умрут его непосредственные слушатели. В Евангелии от Иоанна Христос сказал апостолу Петру, указывая на своего любимого ученика (по все видимости это и был сам евангелист Иоанн), что второе пришествие будет еще до того, как этот ученик умрет ( Ин.21:22 ). Напомню: евангелист Иоанн Богослов умер примерно в 100 году… А между тем недавно было отпраздновано уже двухтысячелетие христианства!

http://azbyka.ru/apokalipsis/chto-takoe-...

С. Успенский Седьмой член Символа веры И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца Страшный Суд О, что за день тогда ужасный встанет, Когда Архангела труба Над изумленным миром грянет И воскресит владыку и раба. О, как они, смутясь, поникнут долу, Цари могучие земли, Когда к Всевышнему престолу Они предстанут в прахе и пыли. Дела и мысли строго разбирая, Воссядет Вечный Судия, Прочтется книга роковая, Где вписаны все тайны бытия. Все, что таилось от людского зренья, Наружу выплывет со дна, И не останется без мщенья Забытая обида ни одна. И доброго, и вредного посева Плоды пожнутся все тогда... То будет день тоски и гнева, То будет день унынья и стыда. А. Апухтин Второе Пришествие Христа на землю На вершине Елеонской горы приютился масличный сад. Мелкие сучья его деревьев окрашивались в красноватый цвет от заходящего солнца. Между деревьями лежали большие камни. На один из таких камней сел Христос, а возле поместились Его ученики. Один из них спросил Господа: – Господи! А когда же настанет кончина мира, о которой Ты говорил нам? На это не вдруг ответил Господь. – Когда ветви смоковницы и деревьев становятся гибки, мягки и на них появляются почки, – тихо сказал Он, – то вы знаете, что скоро распустятся листья и что лето уже близко. Точно так же есть много признаков, по которым можно узнать, что близка и кончина мира, но об этом ужасном дне не знает никто, даже Ангелы, окружающие престол Отца Моего Небесного. Прежде всего предупреждаю вас: берегитесь, чтобы кто-нибудь не соблазнил вас, так как в те времена придут многие лжехристы и лжепророки под именем Моим и соблазнят многих. Если вам скажут тогда: «Вот Христос здесь», – не верьте и не идите. Восстанут лжехристы и лжепророки и сотворят много чудес и знамений, чтобы увлечь и погубить даже немногих избранных Господом. – Я предупреждаю вас об этом: не верьте, – продолжал Христос. – Как молния сверкает от востока до запада, так будет и Второе Пришествие на землю Сына Божия. Вы услышите о войнах, восстанет царство на царство и народ на народ.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Второе послание к Солунянам Повод к написанию послания Поводом к написанию второго послания к Солунянам было то, что они, глубоко проникнувшись мыслью первого послания о внезапности пришествия Христова и о нужде ежечасно ждать Его, стали колебаться умом и смущаться, будто уже наступает день Христов. А гонения и скорби, переносимые Солунянами, естественно устремляли их мысль к грядущему праведному суду Божию ( 2Сол. 1:4–5 ). Но при этом до Апостола Павла дошли слухи, что на взволнованные и смятенные сердца пламеневших верой и любовью Солунян нарочито стали действовать какие-то люди, выдававшие себя за вдохновенных пророков и уверявшие, что они имеют указание в духе своем на близость дня Христова. Иные же из них ссылались на самого Апостола Павла, будто бы думавшего и учившего так же, как и они 108 . Иные же для окончательного уверения прямо показывали какое-то другое послание, как бы от Апостола посланное. Все это навело такой ужас на Солунянское общество, что нравственная жизнь его не могла идти правильно и стройной. Некоторые оставили всякое попечение о житейском, и бросивши все дела свои, только суетились ( 2Сол. 3:11 ), а масса празднолюбцев, уже обличенных в первом послании, находила вероятно для себя благовидное оправдание в распространившихся толках. Узнавши обо всем этом, Апостол Павел поспешил уврачевать Солунян вторым посланием своим. Время, место и цель написания Все содержание этого послания показывает, что оно написано чрез короткий промежуток времени после первого, ибо служит ему лишь пояснительным продолжением, или повторением, и раскрывает те же самые предметы, что и в первом. Так и видно, что никаких новых обстоятельств еще не случилось среди Солунян после первого к ним послания, а только произошло какое-то недоразумение на счет этого, недавно из Коринфа полученного, послания апостольского. Таким образом, местом написания второго послания к Солунянм полгают тот же Коринф, а временем написания тот же 54-й год, что и для первого послания. Даже и цель обоих посланий, можно сказать, одна и та же: сообщить надлежащие и неложные откровения о великом дне второго пришествия Христова на землю и о событиях ему предшествующих; только во 2-м послании присовокупляются признаки пришествия Христова на землю, для разъяснения неосновательных гаданий и ужасов по поводу сложившегося у Солунских христиан убеждения, будто бы великий и страшный день Господень уже настоит. Последовательный экзегетический анализ послания

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Второе пришествие Христово Все события, связанные со Вторым пришествием Христа, называются эсхатологическими, потому что связаны с последним днем (σχτη μρα), то есть с тем, что случится после окончания бытия нынешнего мира. Обычно мы говорим о конце истории, но это не выражает полной действительности, потому что история не исчерпывается историческими событиями, но связана и с жизнью святых. Жизнь святых после смерти, впрочем, как и жизнь людей после Второго пришествия Христова, составляет не так называемую метаисторическую эпоху, а историческую эпоху, историю святых. Как мир не уничтожается, а обновляется, как человек не исчезает, а преображается, так и история не заканчивается никогда, но изменяет свое содержание и жизнь. Итак, когда мы говорим об эсхатологических событиях, то подразумеваем главным образом то, что произойдет вместе со Вторым пришествием, когда Христос будет судить людей. Следовательно, мы ожидаем эти эсхатологические события. Но можно сказать, что по отношению к образу жизни эсхатологическое уже пребывает, потому что святые вкушают Царство Божие уже в настоящей жизни. Как мы удостоверимся впоследствии, святые, уже начиная с нынешнего времени, предвкушают все то, что должно открыться в так называемые последние времена. С точки зрения времени последние события мы только ожидаем. С точки зрения образа жизни святые уже переживают их в своем опыте. Здесь мы сосредоточим свое внимание на трех определенных темах, связанных с эсхатологическими событиями и Вторым пришествием Христовым. Сначала мы обратимся ко Второму пришествию, затем в развернутом виде представим богословскую истину о воскресении тел и в конце рассмотрим предстоящий Страшный Суд, имеющий связь как с пришествием Христовым, так и с воскресением человеческих тел. Преславное пришествие Христово Все святоотеческое предание свидетельствует о том, что Христу должно вновь прийти в мир, чтобы судить людей. Для христиан это несомненная истина. Сам Христос в евангельском зачале о будущем Суде говорит о Своем новом пришествии: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей ( Мф. 25,31 ). " Когда» является не условным союзом, а обстоятельством времени, означающим, что наступит время, когда Христос придет в мир в Своей великой славе. И в другом месте Христос сказал: Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках ( Мк. 13, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

О Втором пришествии Христа Мессия – Судия мира, ибо по правде судить будет. Тот же Иисус – Которого Ирод в колыбели младенческой мечом судил, Которого Иуда за тридцать сребреников продал, Которого старейшины иудейские унижали и бичевали, Которого Пилат признал невиновным и на кресте распял, Который на кресте в страшных муках умер, Который в третий день славно воскрес из гроба, Который в сороковой день вознесся на небеса и сел одесную Отца, – Тот же самый Иисус приидет вновь в силе и славе. Приидет как высший Судия и будет судить живых и мертвых. Приидет как Царь бессмертный, чтобы открыть Царство бессмертия для праведников. И воссияют праведники в том Царстве, словно солнце. Он приходил однажды и придет вновь. Первый раз пришел Он в уничижении, а второй раз в славе приидет. Первый раз пришел как Искупитель мира, а другой раз приидет как Судия его. Разница между первым и Вторым пришествиями Его велика; при первом пришествии Он оставался на земле тридцать три года, а Второе пришествие Его будет равно мгновению: как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф. 24:27 ). Таким внезапным и молниеносным будет пришествие Господа. Потому Он и напоминает верным Своим: бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет ( Мф. 24:42 ). Первый раз пришел Он как сеятель-труженик, а второй раз приидет как скорый собиратель жатвы. Существуют ли небесные свидетельства о Его Втором пришествии? Существуют. В момент Его вознесения явились два ангела и сказали апостолам: мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1:11 ). Дорожа временем ( Еф. 5:16 ) – так говорит святой отец наш апостол Павел. Спрашиваешь, что означают слова дорожа временем? Блаженный Иероним толкует их так: «Когда используем время на добрые дела, мы дорожим временем»; святитель Феофан Затворник говорит: «Обращайте время на пользу себе и своим вечным целям». Слова апостола Божия имеют значение, подобное словам Господа: торгуйте, пока Я не вернусь ( Мф. 25:27 ). А когда Он вернется, то есть когда Христос придет снова, чтобы судить мир, то спросит нас, как распорядились мы данными нам талантами? Как использовали мы время своей жизни? Поддались ли соблазнам этого времени и продали душу за сладкую земную горечь или все отдали за душу свою? Потому исполняй заповеди Христовы каждый день. Так ты будешь дорожить днями, которые даровал тебе Бог . Ибо дорожить буквально означает платить. Стань ненадолго поденщиком, чтобы царствовать вечно. Ибо Творец наш обещал нам вечное Царство в вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Предварительные сведения, необходимые для усвоения новозаветной священной истории. Предвечный совет Божий о нашем спасении. Господь Бог, от вечности зная, что дьявол соблазнить людей ко греху, определил спасти нас. Дело сего спасения благоволил принять на Себя единородный Сын Божий, Второе Лице Пресвятой Троицы, Господь наш Иисус Христос . Первая весть о Господе Спасителе. Первая весть о Господе Спасителе была объявлена нашим прародителям, Адаму и Еве, тотчас после их грехопадения, в радостнейших словах, что семя жены сотрешь главу змия. Спаситель наименован семенем жены, потому что имел родиться и родился от Пресвятой и Пречистой Девы Марий. Время пришествия Спасителя. Спаситель явился в мир не скоро после грехопадения людей, а по прошествии более пяти тысяч Лет, для того, чтобы человеческий род мог приготовиться к принятию Его. Это приготовление человеческого рода к принятию Спасителя совершалось особенными великими путями. Божественного провидения во времена Ветхого B чем состояло приготовление человеческого рода к принятию Спасителя? 1) Избран быль особенный народ, среди которого имел явиться Спаситель мира, а именно народ еврейский. Он произошел от Авраама, которому Бог более чем за две тысячи лет до рождества Христова обещал, что именно из его потомства родится Спаситель мира. Этот народ сохранил истинную веру до самого пришествия Господня. Ему даны были ясные признаки, по которым он мог узнать Спасителя, а именно указаны были род, из которого произойдет Спаситель, от кого именно Он родится, кто явится перед Спасителем, где Господь начнет проповедовать, какие чудеса будет творить, как пострадает и примет смерть за всех нас, как прославится и победит всех врагов нашего спасения. 2) Другие народы сами пытались освободиться от бедствий греховных, но никак не могли сделать этого своими силами и впали в идолопоклонство и нечестие. Перед временем пришествия Господня они познали свое бессилие и ожидали Спасителя, как Избавителя от зол и бедствий. Все ли евреи одинаково были готовы к принятию Господа Спасителя?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

святитель Феофан Затворник, Вышенский Содержание Введение 1. Повод к написанию и содержание Послания    Неизвестно, сколько времени спустя по отправлении первого послания к Солунянам, но очень вероятно, что немного, Апостол Павел получил новые вести о состоянии Солунской Церкви, достойные внимания и требовавшие его участия. Кто-нибудь из верующих солунян приезжал или по своим делам, или нарочно будучи послан тамошними блюстителями христиан, и рассказал о том, что там происходило. Хоть это был слух, ибо говорит: «слышахом» (2Сол. 3:11), но он был обставлен такими удостоверениями, что святой Павел не имел основания сомневаться в верности его и не мог потому не озаботиться положением тамошних христиан.    Чего именно касался этот слух, о том можно догадываться из содержания послания, как и делают все толковники. Говорилось, что солунские христиане примерно держат себя в христианских правилах, вера их крепка, любовь пламенеет и ширяется, и они, несмотря на гонения и притеснения, остаются непоколебимо преданными Евангелию Христову; но что между ними ходят неправые мысли относительно второго пришествия Христова, которые тревожат их и смущают. Прежде они беспокоились за умерших, не понимая, что будет с ними в пришествие Господне. Послание святого Апостола рассеяло эти беспокойства. Но они нашли себе другой источник. Привзошло мнение, будто пришествие Господне уже настоит, вот-вот откроется, что день, что час. Это одних, вероятно, поражало страхом, от представления тех потрясающих явлений, которыми имело сопровождаться сие пришествие, а в других, может быть, раздражало сильнейшее желание поскорее увидеть славу царствия Христова; и всех поставило в такое настроение, что об них можно было сказать: «подвиглись от ума» (2Сол. 2:2). Мнение это тем более приобретало стойкости и тем более тревожило, что явились люди, которые уверяли, будто получили откровение в этом роде; иные ссылались на то, будто слышали так из уст самого Апостола; другие же предъявляли даже послание, будто самим Апостолом Павлом писанное. Не дивно, что и первое послание делало эту мысль по крайней мере вероятною там, где Апостол говорит о нечаянности явления Господня. При этом говорилось также, что тот старый недостаток солунян, — страсть к беспечной, праздной и непоседной жизни, который замечен был Апостолом во время личного пребывания его в Солуни и об исправлении которого он тогда же настаивал и писал сверх того в первом послании, — остается между христианами. Некоторые предаются ей по-старому, не думая об исправлении своего поведения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2957...

     Сегодня на современного православного христианина обрушиваются цунами информации, заставляющие сердечко его холодеть от ужаса, вселяющие в душу беспокойство. Масоны, жидомасоны, идентификационные коды. Приход антихриста уже состоялся, он уже в мире. Биопаспорта, в числах которых обязательно каким-то образом зашифровано отречение от Христа. Зло передается через электрический ток. Интернет, компьютер и телевизор – это «ловушки» диавола и прочее. Все эти псевдоправославные «ужастики» наворачиваются на одну ось: собственное толкование самой таинственной Книги Священного Писания Откровение святого Иоанна Богослова (по-гречески «Апокалипсис»). Но такое возбуждение личной фантазии – это серьезная ошибка, которая ведет к повреждениям в духовной жизни и грозит духовному и психическому здоровью человека. Об этом говорит сама Библия. В конце 22-й главы Книги Апокалипсис святой апостол и евангелист Иоанн Богослов написал: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22:18, 19). Разве это не устрашающие слова? Если человек своим плотяным горделивым разумением будет что-либо добавлять к этой книге, то на него наложит Бог язвы, а если что-то будет удалять – Господь отнимет возможность войти в Царствие Небесное. Это великое и грозное предупреждение! Примерно о том же пишется в Книге Деяния святых апостолов. Только здесь уже говорит прямо Господь наш Иисус Христос: «Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти…» (Деян. 1:6, 7). Также можно вспомнить Первое и Второе Послания к фессалоникийцам святого апостола Павла. Одним из побудительных мотивов написания Первого Послания к христианам греческого города Салоники была для первоверховного апостола Павла необходимость борьбы с еретиками, утверждавшими, что Второго пришествия Христова не будет, как и всеобщего воскресения мертвых. Солуняне приняли догмат, раскрытый им по внушению Святого Духа апостолом Павлом. Но человеческая природа немощна. И у христиан Фессалоник произошел перегиб. Они слишком рьяно стали готовиться к скорому концу света. Поэтому апостол написал для них Второе Послание, в котором сказал: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» (2 Фес. 2:1).

http://pravoslavie.ru/108279.html

Ап. не отрицает того, что день парусии, может быть, близок, но он говорит что она еще не наступила. Ее откровению должен предшествовать ряд событий, и прежде всего «отступление» αποστασα. Употребление члена при слове αποστασα показывает, что имеется в виду определенный факт, хорошо известный Ап. и ф. Наше положение в этом отношении совершенно иное. Ключ к точному пониманию мыслей Ап. П. у нас утрачен. Отсюда возможность разных толкований, и необходимость критического отношения к делу. Что же это за отступление, о котором говорит Ап. П.? В чем оно заключается? Выражению αποστασα можно давать два смысла – религиозный и политический. Первый смысл это слово носит у LXX и в Н. З. (смотри 1Мак.2:15 и Деян 21:21 , где идет речь об отступлении от закона Моисеева). Но если это слово носит религиозный смысл, то где же произойдет это отпадение – среди язычников, среди христиан, или же среди иудеев? Конечно, всякое восстание на Бога есть отступление, но нужно думать, что язычники, как νομοι, едва ли могут входить сюда в соображение. Отступление скорее мыслимо тогда или среди христиан, или же среди иудеев. Но у Ап. мы нигде не находим данных для того, чтобы предполагать, что в христианстве произойдет великое отступление как раз пред пришествием Христа, хотя частичное отступление вполне мыслимо. Отсюда – отступление лучше всего искать в Израиле, где оно будет носить скорее религиозный, чем политический характер. Второе событие пред наступлением парусии – это откровение «человека греха, сына погибели " . Оба выражения – гебраизмы; Иуда в Ев. Иоанна ( Ин.17:12 ) называется « сыном погибельным». Первое выражение «человек греха» характеризует собою самую природу личности, которая восстанет на Бога, а второе «сын погибели» – указывает на конечную судьбу этой личности. Нужно думать, что Ап. разумеет здесь не просто тенденцию зла, действующую в человечестве, а скорее определенную личность, в которой все зло должно, так сказать, воплотиться и сконцентрироваться, и стать против истинного Мессии и Сына Божия. Отожествлять сына погибели с самим сатаною не позволяет 2Сол.2:9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010