III. Богослужение страстной седмицы Богослужение страстной седмицы посвящено воспоминанию последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Каждый день называется великим по причине величия и важности воспомииаемых событий. § 50. Особенности Богослужения в первые три дня Страстной седмицы; понедельник, вторник и среду Первые три дня страстной седмицы : понедельник, вторник и среда посвящены воспоминанию того, как Господь Иисус приготовлял Себя к крестной смерти, принятой им за спасение всего мира. Богослужение в эти дни, как и в другие дни великого поста, вечером состоит из одного повечерия; утром служатся полунощница и утреня с 1-м часом, – днем: часы и преждеосвященная литургия. Особенности состоят в следующем: а) На утрени после шестопсалмия, великой ектеньи и аллилуия, поется 3-жды песнь, побуждающая нас к духовному бодрствованию. «Се жених грядет в полунощи»... 109 после кафизм читается Евангелие, а после трипеснца поется светилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный... 110 б) На часах в эти три дня прочитывается Евангелие всех 4-х евангелистов, чтобы глубже напечатлеть в душах наших всю жизнь Господа Иисуса Христа и историю последних дней Его жизни; в) На преждеосвященной литургии читается Евангелие и полагаются паримии, только уже не из книги Бытия и Притчей, как в обыкновенные постные дни; но из книги Исход, для изображения избавления нашего от плена духовного, и книги Иова, в ознаменование терпения Христова. Кроме сего каждый из трех дней посвящен особому воспоминание В понеделник церковь воспоминает целомудренного Иосифа, проданного своими братьями и обстоятельствами своей жизни прообразовавшего Господа Иисуса Христа, проданного своим учеником за 30 сребренников, – воспоминает также безплодную смоковницу, изображавшую пустоту фарисейского благочестия, не принесшего плодов добродетельной жизни. Во вторник, в побуждение к духовному бодрствованию, воспоминается причта о десяти девах и о талантах, второе пришествие и страшный суд. В среду воспоминается жена, помазавшая Господа Иисуса миром, и осуждается сребролюбие Иуды предателя. В сей день на преждеосвященной литургии, по раздаянии антидора, в последний раз произносится молитва: «Господи и Владыко живота»... с 3-мя великими поклонами. § 51. Особенности Богослужения в последние три дни страстной седмицы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

I. «Монотеистические» религии. Один и тот же Бог у нас и у нехристиан? «Народы иудаизма и ислама и христиане... эти три разновидности идентичного монотеизма говорят наиболее достоверными и древними и при этом самыми смелыми и уверенными голосами. Почему же не может стать возможным, что имя Одного и того же Бога вместо непримиримой вражды вело бы, скорее, ко взаимному уважению, взаимопониманию и мирному сосуществованию? Почему бы упоминанию о том же Боге, том же Отце, без предубеждений в богословских дискуссиях, не привести нас однажды к открытию столь же очевидному, как и трудному – что мы все сыновья одного Отца и что все мы, следовательно, – братья?» Папа Павел VI, «Ла Круа», 11 августа 1970 г. В четверг 2 апреля 1970 года в Женеве произошла важнейшая религиозная манифестация. В рамках второй конференции «Ассоциации соединенных религий» представители десяти великих религий были приглашены на собрание в соборе святого Петра. Это «общее моление» было основано на следующих мотивировках: «Верующие всех этих религий были приглашены, чтобы соучаствовать в поклонении одному и тому же Богу». Давайте посмотрим, насколько это голословное утверждение основано на Священном Писании . Для того, чтобы лучше объяснить суть дела, ограничим себя тремя религиями, которые исторически следовали одна за другой в таком порядке: иудаизм, христианство, ислам . Эти три религии фактически претендуют на общее происхождение: как почитателей Бога Авраама. Так возникло широко распространенное мнение, что коль скоро мы все претендуем на происхождение от Авраама (иудеи и мусульмане по плоти, а христиане – по духу), то у всех у нас один Бог, – Бог Авраама, а все три религии поклоняются (каждая по-своему, разумеется) единому Богу! И этот единый Бог в некотором роде создает общую платформу для единения и «взаимопонимания», и это призывает нас к «братским отношениям», как подчеркнул великий раввин д-р Сафран, перефразируя псалом: «О, как отрадно видеть братьев, восседающих вместе...» В такой перспективе очевидно, что Иисус Христос , Бог и Человек, Сын совечный Отцу и собезначальный, Его Воплощение, Его Распятие, Его славное Воскресение и Его второе и ужасное Пришествие – все это превратилось во второстепенные детали, которые не могут помешать нашему «братанию» с тем, кто считает Его «простым пророком» (по Корану) или «сыном проститутки» (по некоторым преданиям Талмуда)! Таким образом, мы поставили бы Иисуса из Назарета на один уровень с Магометом. Не знаю, какой истинный христианин позволит своей совести такое допущение.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

I. Учение о частном суде в слове Божием, у святых отцов и церковно-историческое Несомненна жизнь души человека после смерти телесной: в эту жизнь веруют и самые язычники. Какова же она? Тайны в настоящем случае дано понимать только христианину. Первее всего мы встречаемся здесь с мыслью о суде Божием. То бывает суд особый для каждого человека. Учение об этом суде было известно еще в Ветхом Завете. У сына Сирахова читаем: удобно есть пред Богом, в день смерти, воздати человеку по делом его... В скончание человека открытие дел его 1 . Если в самый же день смерти бывает человеку воздаяние: значит тогда же, а не в отдаленном каком времени, и совершается над ним суд. С другой стороны, открытие дел его вслед за смертью не может для себя иметь иной цели, как только рассудить эти дела и по ним-то определить ему или награду, или наказание. Решительную проповедь о суде тотчас после смерти находим у апостола Павла: лежит человеком единою умрети, потом же суд 2 . В этих словах не допускается никакого промежутка между смертью и судом. Следовательно, надобно понимать здесь суд тотчас после смерти, а не тот, который будет во второе пришествие Христово. В святоотеческом учении суд этот признается со всею ясностью. Григорий Богослов говорить о праведниках, что их души «тотчас же начинают ощущать то блаженство, которое ожидает их после всеобщего суда. Также без сомнения и грешные души (прибавляет он) предъиспытывают ожидающие их муки». Но могло ли бы быть такое разделение душ на добрые и злые и такое им воздаяние, если б предварительно не совершался над ними суд Божий? Блаженный Августин признает справедливым и спасительным такое верование, что «души бывают судимы, как только исходят из тел, прежде нежели явятся на тот суд, где они будут судимы уже в телах воскресших 3 ». Св. Лествичник рассуждает: «суд о трудах наших узнаем во время исшествия своего 4 » Св. Димитрий Ростовский учит: «нам страшный суд комуждо свой прежде общего всем суда страшного 5 . Суд есть двоякий: особенный и общий. Особенный суд всяк человек умирая имеет, потому что тогда увидит все дела свои 6 ». За тем тот же учитель Церкви убеждает христиан во всякое время ожидать пришествия Христова и, понимая под этим пришествием час смерти для каждого, говорить: «в он же (т. е. вслед за часом смертным) суд Божий приидет пояти душу от тела, и комуждо свое особое бывает о содеянных истязание 7 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

  ОБЩЕСТВО   Кому и зачем нужны парады содомитов Иван Леонов   Пасха Христова в 2010 году оказалась во многом необычной. Православные, католики и протестанты отмечали ее в один день - 5 апреля и вместе были свидетелями чуда - схождения Благодатного Огня. Кроме того, как сказал один известный проповедник и богослов: " В этом году Пасха Христова приходит к нам рано – раньше праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Вероятно, в напоминание, что сроки сокращаются, и Второе Пришествие Христово – всеобщее воскресение – может наступить раньше, чем мы думаем. Или Господь спешит к нам потому, что бывают такие скорби, когда утешить может только Пасха Господня " . Скорби же, как водится, бывают у каждого свои особые и разные или общие - одни на всех, напоминая, что мы пока единое целое, один народ. Четыре взрыва в Москве и Кизляре на Страстной Седмице унесли много десятков жизней, а еще большее количество людей во время этих терактов было ранено и изувечено. Общая беда вновь заставила почувствовать нас единым народом. Для заказчиков террористические акты – необходимая разведка боем, чтобы определить насколько ситуация в обществе и государстве " созрела " до черты возможной и управляемой дестабилизации и насколько возросла уязвимость общества и государства. Современные теракты – силовой элемент информационной войны и психологического давления на противника, которые, в конечном счете, направлены на ликвидацию политической системы, на развал общества и государства. Этому же служат и духовно-нравственные диверсии в схожих обстоятельствах, какие бы мотивы не выдвигались, какими бы целями эти диверсии не оправдывались бы. Это полностью относится к запланированным парадам содомитов в Москве 28 мая (накануне Дня Всех Святых) и в Санкт-Петербурге 26 июня (накануне Собора Дивеевских Святых), а также распространенным 10 марта 2010 г. информационными агентствами сообщения о проведении в более чем 10 городах России " Недели борьбы с гомофобией " с 5 по 11 апреля, т.е. в Светлую Седмицу. Это тоже разведка боем, только в брани духовной.

http://moral.ru/parad02.html

Андрей ПЕЧЕРСКИЙ. Заветы старца Гавриила Карейского. 30.11.2022 14:20:13 Заветы старца Гавриила Карейского Эта встреча с известным афонским старцем Гавриилом Карейским состоялась в конце нынешнего октября, через неделю после моего пребывания на Афоне в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Я приезжал туда на праздник Покрова Божией Матери с группой нашего Православного содружества Святой Горы Афон «Святогорец». В последние годы почти каждая моя поездка на Святую Гору Афон сопровождалась встречей с этим удивительным человеком. Беседы с отцом Гавриилом неоднократно публиковались на страницах «Руси Державной». А в этот раз пристальное внимание к афонскому старцу было особенно острым. И то вполне естественно, потому что, наверное, каждый человек на земле сегодня хочет получить объяснение происходящих драматических событий… Небольшой домик отца Гавриила находится всего в нескольких минутах езды от столицы Афона Кареи. И когда начинаешь спускаться к нему по тропинке, проходишь мимо необычного дерева. Две мощные ветви его вытянуты горизонтально, и получается крест. А большой деревянный православный крест прикреплен к стволу. Наша делегация была довольно необычной: вниз по тропинке к домику батюшки спускался иеромонах Нектарий, насельник нашего Пантелеимонова монастыря, который уже не в первый раз помогал мне переводить беседу с отцом Гавриилом, а вслед за ним важно вышагивали девятилетний Петр и шестилетний Дмитрий, мои внуки. Они несли в руках продукты, которые благословил передать старцу наш игумен Евлогий. Я замыкал шествие. В этот раз нам повезло, у отца Гавриила никого не было. Но не успели мы начать беседу, как к ней присоединились двое паломников с Украины и два грека. Поэтому вступительная часть беседы была предназначена всем нам. Потом наступила и моя очередь задавать батюшке вопросы.   Беседа со старцем Гавриилом Карейским Господь помянет вас в Царствии Своем, и да пребудете вы на лоне Исаака, Авраама, Иакова. Во Свое Второе пришествие да поставит вас одесную Себе. И каждый из нас да услышит блаженный глас Христа Бога нашего: «Добрый рабе и верный, вниди в радость Господа твоего». Чтобы вы имели работу, здоровье. Чтобы Господь защищал ваших детей, внуков, которые страдают от наркотиков, от интернета. Чтобы у вас было единство со своими женами. Если будут ворчать ваши жены, вспоминайте Уинстона Черчилля: одна женщина сказала, что если бы ты был моим мужем, я бы тебе дала выпить отраву; а он говорит, если бы ты была моей женой, я бы эту отраву выпил.

http://radonezh.ru/2022/11/30/andrey-pec...

Аннотация Будучи основной эсхатологической доктриной в баптизме и пятидесятничестве, диспенсационализм основан на резком противопоставлении Церкви и плотского Израиля. Семилетие гонений антихриста и тысячелетнее царство Христа с возобновленным законом Моисеевым предназначены в диспенсационализме для евреев, а христиан ожидает невидимое «восхищение церкви». Это мнение противоречит апостольскому учению о единстве Церкви из эллинов и иудеев, а также вечности Церкви – единственной Невесты Агнца. Церковь стала исполнением многих ветхозаветных пророчеств и духовным продолжением Израиля. Возобновление обрядового закона Моисеева разрушает уникальность и спасительность крестной жертвы Христовой, благодаря которой верные получили усыновление от Бога и прощение грехов. Диспенсационализм является основной эсхатологической доктриной в современном баптизме и пятидесятничестве. Согласно этому учению верные христиане даже не увидят великой скорби времен антихриста, но станут участниками тайного «восхищения церкви». Вместо них на земле останется другой народ Божий – евреи, которые перед лицом антихриста примут Христа и испытают всю тяжесть гонений. Затем, после воскресения одних только умерших евреев, они вместе встретят Второе пришествие и войдут в тысячелетнее иудейское царство. Зародившись в XIX в., диспенсационализм быстро приобрел популярность благодаря своему «эсхатологическому оптимизму», и сейчас преподается примерно в 200 библейских институтах США 1 . Богословие диспенсационализма оказывает влияние даже на политику, особенно в США, являясь методологической базой для христианского сионизма. Учитывая широкую распространенность диспенсационализма и его глубоко проиудейскую позицию, представляется крайне важным дать православную оценку не только его эсхатологии, но и лежащей в основе эсхатологических доктрин экклезиологии 2 . Критика этих взглядов со стороны амилленаристов сама по себе нередко ошибочна, потому что основана на протестантском методологическом подходе. Их логические аргументы игнорируют реальность и непрерывность единого исторического тела Церкви, объединяемого единством нетварной благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Анонимные сочинения первой половины XVIII в. Житие Ивана Внифантьева Житие и подвизи выгопустыннаго отца Иоанна, иже Внифантьевичь именовася, иже ныне в северных странах за Мезению в нетленных мощех почивает Сей блаженный отец наш Иоанн – колское воспитание, выгопустынное обучение, Мезени же и прочим северным странам благодатное осияние – родися убо в студеной северной стране, во граде или острозе, нарицаемем Кола, в лето от создания мира 7167 (1659), от християну и верну родителю, отца Внифантия именем и матере Екатерины, иже по умертвии мужа своего воздержным и постным житием чрез день постную пищу приимая, даже и до смерти своея тако препроводи, во иноческом образе наречена быст Такоже и сына своего, сего блаженнаго Иоанна, воспита во всяком благочестии и чистоте, иже последи от отец свидетелствован быст девственник от чрева матерня. Пребывая бо блаженный, якоже научен от родителю своею 2026 , во страсе Божии, смирении же и кротости, в любви нелицемерней, долготерпении же и безгневии глубоком, и просто рещи, во всяком благочинии. И всегда смерть пред очима си имея, ходя и седя, идя и пия, и страшное Христово Второе пришествие помышляя, праведных убо почести, грешных же мучения воспоминая, умиляшеся. Научен бо бе блаженный от родителю своею от юности книжному учению. Тем и часто прочитан Божественная Писания, умиляшеся и слезы теплы всегда ко Господу проливая, яко да наставит и на пут спасения и части святых да сподобит. Ненавидя же блаженный юнных играния и глумления 2027 и зело от них удаляйся. Прибегая же в церков Божию на молитву, но и тамо слыша и видя в славословии Божии церковная пременена и оскорбляшеся о сем зело и. сетуя, хождаше. Тем и от новолюбцев чина, глаголю же Никонова нововводства любителей, познаваем бяше, яко не согласен им бе. Крестное бо знамение на себе, якоже от родитель своих от детска 2028 и от Божественнаго Писания научен, двема перстома воображая, по Кирилу Иеросалимскому, исповедая Распятаго на челе со дерзновением персты, не стыдяся; и по Петрову Дамаскина словеси, еже два перста, а едина рука являя единаго Господа нашего Исуса Христа во двою естеству – в Божестве и Ведый убо блаженный сей от Святаго Писания, яко Христос плотию пострада, а Божество его безстрастно 2029 пребыст. Тем и триперстнаго крестовоображения зело опасаяся и трегубаго аллилуия с приглашением еже в четвертый «Слава тебе, Боже», такоже и прочих новин бегая, да под анафему не подпадет. И по книгам, с новинами печатанным, службы опасаяся. И двочастным крестом назнаменанных просфор не приимаше. За сия от новолюбцев оскорбляем и утесняем бе зело. И что сотворити, недоумевашеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архиеп. Феоктист (Мочульский) Отделение второе. О вере и любви, яже о Христе Иисусе § 13 Через Христианскую веру означается оная спасительная истина, что Иисус Христос есть Сын Божий, истинный Мессия, Праотцам обетованный, Пророками предвещенный, Иудеями чаянный и посланный от Бога в мир удовлетворить правосудию Божию за грехи человеческие, возвестить людям путь правый, сказать суд грядущий и уверить их о жизни будущей. К сему о вере учению присоединяет Апостол Павел несомненное упование: вера, глаголет он, вера есть уповаемых извещение; ( Евр. 11:1 ) есть сильное удостоверение о Божиих обетованиях и твёрдое чаяние исполнения оных; есть источник всех тех возвышенных побуждений, коими смертные одушевляются чистейшим услаждением к произведению всякого блага на земли, к несомненному упованию воздаяния на небесах. Выше же, в § 2-м сказано, что создание мира, искупление человеческого рода и будущий всемирный суд объемлют, сближают и сосредоточивают всю окрестность, все части Христианского учения, и соединяя начало времён и самую вечность, подают нам спасительное вразумление о временном и вечном блаженстве нашем. Все сии спасительные предметы объемлем верою и упованием, по Апостольскому учению; таково же учение о вере и в Символе веры . § 14 Символ веры начинается так: Верую во единого Бога и проч.; и по числу трёх Божественных лиц можно разделить Символ веры на три части, то есть на науку о Боге Отце, на науку о Боге Сыне, и на науку о Боге Духе Святом, и на четыре прибавления: о Церкви, о Святом крещении и других благодатных таинствах, о воскресении мертвых, и о жизни будущей. § 15 Символ веры о Боге Отце внушает нам: что Он всех видимых и невидимых тварей Создатель, Вседержитель и Промыслитель: ecu о Нем живем, движемся, и есьмы. ( Деян. 17:28 ) Сии действия Божии всем трём Божественным лицам общие: но в Символе веры , для различия Божественных ипостасей, и внешними действиями к Богу Отцу относятся, яко первой в Божестве Ипостаси. § 16 Символ веры о Боге Сыне вещает нам: что Он от Бога Отца прежде век рожден, и есть Бог истинный от Бога истинного, яко свет от света, единосущен Отцу и Святому Духу; по пришествии своём на землю нас ради человек и нашего ради спасения от Преблагословенной Девы Марии, Духом Святым приосененной, родился, и есть совершенный Бог и совершенный человек, Искупитель и Ходатай всемирный; во удовлетворение правосудию Божию за грехи всего мира страдал, умер, в третий день воскрес, по четыредесяти днях своего из мертвых воскресения вознесся на небо, и паки приидет в последний миробытия день судить живых и мертвых для достойного коемуждо по делам воздаяния. § 17

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

архим. Нектарий (Мулациотис) Содержание К русскому читателю Предисловие Часть первая. Почему человек познал Иисуса не как Любящего, но как Бога-Законодателя Бог на Западе Рационалистическое понимание Бога Бог на Востоке Что означает слово «вера» Часть вторая. Доверие в личных отношениях предполагает наличие любви Любовь рождает доверие Почему сегодня люди не следуют за Христом Почему Христос родился в пещере Часть третья. Когда тебя озаряет свет Любви Христовой, невозможно не ответить на нее Почему я люблю Иисуса Как говорят влюбленные о Возлюбленном души своей Место встречи с Возлюбленным души нашей. Чем является Церковь и церковная жизнь для того, кто любит Иисуса Чем является молитва для того, кто любит Иисуса Беседа отца Нектария с посетителями монастыря в архондарике обители Притча о вентиляторе История про одну неверующую женщину, пришедшую на исповедь Чем является Божественное причастие для того, кто любит Иисуса Условия, при которых любящий Христа может приступать ко святой Чаше Чем является для возлюбивших Иисуса Его второе пришествие Что есть рай и ад для любящих Иисуса Еще два примера, поясняющие, чем являются рай и ад Монахи – возлюбившие Иисуса Монашество – любовь не только к Богу, но и к людям Пребывать только с Иисусом или еще и с братом своим? Святитель Василий Великий и его правила монашеской жизни Приложение. Размышления и молитвы святых, возлюбивших Иисуса Святой Иоанн Синайский (Лествичник) Святой Симеон Новый Богослов Святой Максим Исповедник Святой Николай Кавасила Святой Августин, епископ Гиппонский Томление души О сладости Томление по Богу Томление души, устремленной к горнему Иерусалиму О томлении души, возжаждавшей Бога Эпилог. Я говорю о Тебе и к Тебе... Написанная сердцем молитва отца Нектария Биография архимандрита Нектария (Мудациотиса)     «Вы когда-нибудь встречали влюбленного человека? Посмотрите, как он сияет! Посмотрите, как он летает от радости и счастья! Он не может скрыть того, что чувствует его сердце и что переживает все его существо!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iisus-...

Б.Г. Деревенский III. РАННЕХРИСТИАНСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АНТИХРИСТЕ ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ АПОСТОЛА ПАВЛА, 3:1–9 III (1) Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. (2) Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, (3) непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, (4) предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, (5) имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. (6) К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, (7) всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. (8) Как Ианний и Иамврий противились Моисею 453 , так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. (9) Но они ничего не успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось. ОТ ИУСТИНА ФИЛОСОФА ДО ОРИГЕНА Эсхатологические ожидания, особенно напряженные в первые века существования Церкви, обострявшиеся во времена гонений со стороны римских властей, не исчезли и после того, как христианство восторжествовало в империи. В различных общинах продолжали ожидать скорого конца света, второго пришествия Христа и Его суда над всеми противниками. Развернувшаяся борьба внутри Церкви также способствовала развитию представлений о лже-Спасителе и его пособниках-предтечах. Заинтересованные в сплочения христиан перед лицом внешней и внутренней угрозы, отцы Церкви постоянно обращались к образу «последнего врага». Как уже говорилось, грядущий Антихрист – это собирательный образ, возникший в результате слияния по крайней мере двух раннехристианских традиций. Первая традиция, отраженная в Откровении Иоанна Богослова, рассматривала Антихриста как нечто внешнее по отношению к Церкви – как «языческого» царя-завоевателя, притеснителя-супостата и даже, точнее, римского императора. Согласно второй традиции, отраженной во Втором послании к Фессалоникийцам апостола Павла и в Соборных посланиях апостола Иоанна, Антихрист – это внутрицерковный враг, отступник от христианства, раскольник и обольститель верующих. Первая традиция, непосредственно примыкавшая к еврейским апокалипсисам, отражала большей частью национальные, корпоративные, общинные интересы, в то время как вторая ориентировалась на внутренний, духовный мир верующего, на его религиозную жизнь. Слияние этих во многом противоположных традиций не было абсолютно полным. Поэтому и в дальнейшем в портретах Антихриста, написанных разными авторами, превалировали то черты апокалипсического «зверя», то черты отступника и обольстителя христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010