В.Ф. Давыденко Святоотеческое учение о бессмертии души человеческой Никакая другая истина, относящаяся к познанию души человеческой, не имеет такого широкого и всестороннего значения в христианском учении, как истина бессмертия души человеческой. Состоя в теснейшей связи почти со всеми основными догматами христианской религии, истина бессмертия души при отрицании и всяком ложном истолковании ее коренным образом изменяет все христианское мировоззрение. Чтобы судить о ее глубоком религиозно-догматическом значении, достаточно указать на ее неразрывную связь с истиной бытия Божия. Эта последняя стоит и падает в связи с принятием или отрицанием первой. «Если нет загробного суда», говорит св. Иоанн Златоуст , «то Бог, судя по-человечески, несправедлив; а если Бог несправедлив, то Он и не Бог; когда же он не Бог. – все пошло просто: нет ни добродетели, ни порока» 750 . Вся, так сказать, эсхатологическая часть христианской догматики, где трактуется о конечных целях мира и где Бог является как выполнитель своих промыслительных предначертаний о человеке, всецело опирается на бессмертие души человеческой. Без признания этой истины вся система христианской догматики рушится сама собою. В самом деле, если душа наша со смертью прекращает свое бытие, то догмат воскресения мертвых лишается своего значения, второе пришествие Христово становится излишним, преобразование мира не может тогда касаться человека, и даже всемирный суд, как величайший акт божественного правосудия, не может иметь для нас никакого значения. А что сказать о восстановлении падшего человека чрез пришествие на землю Сына Божия и ниспослание св. Духа? С отрицанием бессмертия души теряет свой смысл и этот коренной догмат христианской религии, а с ним падает и все христианство . Но истина бессмертия души человеческой не есть только отвлеченная теоретическая истина, носящая чисто догматический характер и не имеющая жизненно-практического значения. Напротив, эта истина принадлежит к разряду тех верований человечества, которые сопровождаются для него величайшими практическими последствиями.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Глава 10 О воскресении мертвых 1. О воскресении мертвых по верованию св. угодников Божиих. Веру в воскресение мертвых св. угодники свидетельствовали ясно и несомненно. Св. Антоний исповедовал: верую в Господа, что в воскресении мертвых воскреснет это тело нетленным. «Не боюся я смерти, говорит св. Иаков Персянин царю, угрожавшему муками. Временная смерть не есть смерть, но сон; как от сна, восстанут из гробов все люди в страшное пришествие Христа моего». Когда сему св. мученику отрезали большой перст, и приставник царский стал увещевать его, говоря: пощади себя, Иакове, послушайся повеления царева, поклонись богам, и жив будешь, тогда он сказал: «Когда отрезают от виноградной лозы ветви ее, то в каждом отрезанном месте она вновь прозябает и приносит плод, так и человек, насажденный в винограднике Бога Вышнего и присоединенный к истинной Лозе – Сыну Божию, отрезываемый ныне временной смертью, в будущем веке воскреснет цел, зеленея прозябанием нетленной славы и принося плод вечного воздаяния». В Вифаидской стране в одном монастыре некто, именем Иеракс, учил, что воскресения теперешних тел не будет, и что Господь даст каждому другое, новое тело. Случилось там быть св. Епифанию Кипрскому . Сей святитель пришел в монастырь в то самое время, когда Иерас проповедовал свое лжеучение. Услышав его, святитель, обратившись к нему, сказал: да заградятся уста твои… Тотчас Иеракс сделался нем и не мог сдвинуться с места. Тогда св. Епифаний сам стал учить народ и, на основании слова Божия, утверждал, что каждый восстанет в том теле, в котором живет в мире сем и умрет. А Иераксу сказал: «Слышишь правую веру и теперь сам скажи слово истины. Отверзлись у Иеракса уста, он покаялся в своем заблуждении и исповедал слово истины». Утверждая и возвещая истину воскресения мертвых, св. угодники приводили и основания для сего воскресения, указывая на воплощение и искупление, совершенное Господом Иисусом Христом, и тридневное воскресение его из мертвых. Господь же в утверждение сей истины и в обличение сомневающихся в ней, по молитвам св. угодников, воскрешал мертвецов еще в сей жизни. «Христос, – исповедовал св. мученик Дула, – из любви к роду человеческому соделался человеком для того, чтобы как одним первосозданным человеком смерть вошла в мир, так одним же человеком. Господом нашим Иисусом Христом, вошло воскресение людей». – Что ты говоришь, – возражал ему на это игемон, – ужели мертвые воскреснут? – Ей, воскреснут, – отвечал мученик – если мертвые не воскреснут, то как же Бог будет судить мир? Спаситель наш, наставляла св. Акилина своих сверстниц, воскрес в третий день, утвердив сим ту истину, что во второе его пришествие будет общее воскресение мертвых. 2. Мысли о воскресении мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 1 2 3 4 Великий законодатель Моисей первый из всех словеса Божии оставил нам в письменах; а богомудрый Малахия после всех написавших пророчества предал письмени божественные провещания. Времени написания, подобно другим Пророкам, не означил он, но тем самым, о чем пророчествовал, дал видеть, что, по создании Божия храма и по умирении иудейскаго народа, сподобился сей благодати. Ибо не обвиняет Иудеев в нерадении о храмоздании, как блаженные Аггей и Захария, но напоминает им Божии благодеяния, обвиняет же, частию иереев, а частию и других, выставляя на позор учиненные ими беззакония. Предрекает он и пришествие во плоти Владыки Христа, и спасение, каким в следствие оного воспользовался род человеческий; предвещает и призвание язычников и неверие Иудеев, а сверх того второе пришествие Бога и Спасителя нашего. Называется же на языке греческом Ангелом, а на еврейском Малахиею, и начинает пророчество так: Толкование на пророка Малахию Глава 1 Мал.1:1. Пророчество словесе Господня на Израиля рукою Ангела Его. Ум мой, говорит Пророк, будучи объят Божиею благодатию и став вне всего человеческого, приял в себя предвещание об Израиле не для того, чтобы одному иметь ведение сие, но чтобы и Иудеям возвестить объявленное. Поэтому-то Пророк нарек себя Ангелом, как служащего словесам Божиим. Так указав вещающего устами его Господа, увещавает народ внимать изрекаемому: «Положите убо на сердцах ваших,» то есть, со всею тщательностию внимайте словесам Божиим. Мал.1:2. Возлюбих вы, глаголет Господь, и ресте: о чем возлюбил еси ны? Не потому сказал сие Пророк, что действительно народом предложен был такой вопрос, но обличает сим непризнательность сердца их; потому что, пользуясь такою любовию Бога всяческих, не только пребывали неблагодарными Благодетелю, но даже не познали и того самого, что возлюблены. Посему-то Пророк обличает неблагодарное их сердце, доказывая избыток любви, явленной издревле еще предкам. «Не брат ли бе Исав Иакову? глаголет Господь: и возлюбих Иакова, Исава же возненавидех.» И вы, непрестанно питающиеся сказаниями Моисеевыми, ясно знаете, говорит Пророк, что Исав и родоначальник ваш Иаков имели одного отца, произошли из одной утробы, вмещались в одном чреве, однакоже ни одинаковость естества, ни время рождения, которое для обоих было одно, не расположили Меня иметь к ним одно и тоже расположение. Напротив того, когда отец, следуя законам естества усиливался право первенства предоставить Исаву, Я устроил, что вместо него получил старейшинство Иаков; потому что возненавидел Исава за лукавство нрава, возлюбил же Иакова, как любителя добродетели. Да и род Исавов, поелику возревновал нравом прародителя, оставлен Мною в небрежении; почему и населял эту пустыню. Ибо сие выразил Пророк в присовокупляемом:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2894...

Глава десятая. О воскресении мёртвых 1.  О воскресении мёртвых по верованию св. угодников Божиих Веру в воскресение мёртвых св. угодники свидетельствовали ясно и несомненно. Св. Антоний исповедовал: верую в Господа, что в воскресение мёртвых воскреснет это тело нетленным 925 . «Не боюся я смерти, – говорил св. Иаков Персянин царю, угрожавшему муками. – Временная смерть не есть смерть, но сон; как от сна, восстанут из гробов все люди в страшное пришествие Христа моего». Когда сему св. мученику отрезали большой перст, и приставник царский стал увещевать его, говоря: пощади себя, Иакове, послушайся повеления царёва, поклонись богам, и жив будешь, тогда он сказал: «когда отрезают от виноградной лозы ветви её, то в каждом отрезанном месте она вновь прозябает и приносит плод, так и человек, насаждённый в винограднике Бога Вышнего и присоединённый к истинной Лозе – Сыну Божию, отрезываемый ныне временной смертью, в будущем веке воскреснет цел, зелёным прозябанием нетленной славы и принося плод вечного воздаяния 926 . В Вифаидской стране в одном монастыре некто, именем Иеракс, учил, что воскресения теперешних тел не будет, и что Господь даст каждому другое, новое тело. Случилось там быть св. Епифанию Кипрскому . Сей святитель пришёл в монастырь в то самое время, когда Иеракс проповедовал своё лжеучение. Услышав его, святитель, обратившись к нему, сказал; да заградятся уста твои... Тотчас Иеракс сделался нем и не мог сдвинуться с места. Тогда св. Епифаний сам стал учить народ и, на основании слова Божия, утверждал, что каждый восстанет в том теле, в котором живёт в мире сем и умрёт. А Ираксу сказал: «слышишь правую веру и теперь сам скажи слово истины». Отверзлись у Иеракса уста, он покаялся в своём заблуждении и исповедал слово истины 927 . Утверждая и возвещая истину воскресения мёртвых, св. угодники приводили и основания для сего воскресения, указывая на воплощение и искупление, совершенное Господом Иисусом Христом, и тридневное воскресение Его из мёртвых. Господь же в вящее утверждение сей истины и в обличение сомневающихся в ней, по молитвам св. угодников, воскрешал мертвецов ещё в сей жизни. «Христос, – исповедовал св. мученик Дула, – из любви к роду человеческому соделался человеком для того, чтобы как одним первосозданным человеком смерть вошла в мир, так одним же человеком, Господом нашим Иисусом Христом, вошло воскресение людей». – «Что ты говоришь, – возражал ему на это игемон, – ужели мёртвые воскреснут?». – Ей, воскреснут, – отвечал мученик, – если мёртвые не воскреснут, то как же Бог будет судить мир? 928 Спаситель наш, наставляла св. Акилина своих сверстниц, воскрес в третий день, утвердив сим ту истину, что во второе Его пришествие будет общее воскресение мёртвых 929 . 2. Мысли о воскресении мёртвых

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Доклад на заседании Русского педагогического кабинета, посвященном вопросам православной культуры Эта проблема весьма сложна и трудна, но она – основная для решения всех наших вопросов о культуре. Развивая тему, начну с бесспорного. Для христианского сознания является вне всяких сомнений реальность исторического процесса. Христианство исторично. В истории было первое пришествие Спасителя. Но первоначальное мироощущение первого христианства было эсхатологично. Первые христиане жили ожиданием прихода Спасителя. Эсхатология как будто бы уничтожает историю. Потом только в христианском мироощущении эсхатология была заменена историей. Как ни малочисленны памятники первого христианства, мы знаем точно, что христиане жили тогда ожиданием и надеждой на скорый приход Спасителя. Даже Ерма писал о путях покаяния, потому что Христос был у двери. Второе пришествие будет уже вне истории. Но и у первых христиан мы можем заметить, что эсхатологические надежды не исключали и чувства истории. История для первых христиан была нечто реальное. В период гонений эсхатологическое чувство было не менее сильно и напряженно, но мы видим одновременно и большую борьбу за изменение юридического положения христиан. Потом Церковь предпринимает грандиозную попытку построения Церкви Божией на земле. Насколько бесспорна реальность исторического процесса, настолько спорно участие Церкви в этом процессе. Церковное сознание либо склонялось к полному отказу Церкви от участия в истории, либо наоборот – брало в свои руки весь исторический процесс. Внеисторизм Церкви очень силен в восточной Церкви, силен и теперь в православной мысли. Генетически церковный внеисторизм связан с монашеством. Монашество было слишком заметным фактором церковной жизни, наложившим отпечаток на все. Монаху надо уйти от мира, чтобы спастись от мира, который спасти нельзя. Надо сделаться безучастным к миру, св. Антоний пострижение приравнивал к естественной смерти. Уход из мира, уход из истории. Отсюда рождается отрицание истории. Что бы ни происходило в мире, – все это проявление зла и ведет к гибели мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Закрыть itemscope itemtype="" > Эсхатологические ожидания в христианской культуре X -XI вв 04.08.2008 580 Время на чтение 7 минут Учение о конце света и конечной судьбе мира и человека - Страшном суде - составляет важную часть христианского богословия. Основанием для этого учения служат библейские тексты, прежде всего Евангелие от Матфея и Апокалипсис Иоанна Богослова. Значительно более разработано учение о конце света в Священном Предании. С первых веков христианства мысль богословов напряженно работала в попытках определить дату Второго пришествия Христова, хотя в Евангелии напрямую говорится о тщетности подобных попыток: " О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец " (Марк 13:24-26,30-32). Во II-III вв. господствовала вера в то, что конец света последует в шеститысячный год (Ириней Лионский, Ипполит Римский), а седьмая тысяча будет временем земного царства славы. Однако начиная со второй половины III в. преобладают доктрины спиритуалистов, которые отвергали учение о земном царстве праведников, но в лице Оригена допускали возможность множественности кончины мира. Мнение о кончине мира с истечением седьмой тысячи лет, то есть, в 1492 году от Р.Х., появилась в церковном сознании в III - VI вв. Обоснование для этого тезиса православные экзегеты находили в целом ряде библейских текстов. Они опирались на тексты Псалтыри: " Тысяча лет пред очима твоима яко день вчерашний " (Пс. 89,5), Екклизиаста: " Даждь часть убо седмым и тогда осмому " , Второе Послание апостола Петра: " у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет как один день " . О " седморичности " человеческих времен писали святые отцы Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Анастасий Синайский, Иоанн Лествичник. Хотя в творениях отцов церкви и проводилась евангельская мысль о невозможности заранее угадать сроки Второго пришествия, но мнение о конце мира, долженствующий произойти в 7000 г., сделалось, по всей видимости, на Востоке всеобщим. Восточная церковь в отличие от Западной, по-видимому, не знала пика эсхатологических ожиданий в 1000 г. Приближение страшного 7000 г. инициировало в Византии процессы, аналогичные тем, что пережила Западная Европа в X-XI вв. Всемерно способствовали обострению эсхатологических чаяний в Византии внутренние смуты и внешнеполитические неудачи, поставившие некогда могучую империю перед лицом неизбежной катастрофы. В широких слоях общества распространилось убеждение, сформулированное Михаилом Пселлом: " Все устремилось к гибели, и ухудшилась донельзя участь Ромейской державы "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Какой православный не ищет духовного совета, устного или письменного? Особенно дорога нам беседа со святым человеком, со старцем. Таких встреч ищут все. Но мы порой не задумываемся о том, что можно неправильно понять слова святых людей. Даже в том случае, если наставление будет адресовано лично нам и мы будем уверены, что вполне его уразумели. Священное Писание дает множество таких примеров. Например, Христос учит апостолов: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16: 6). Они говорят в себе: это значит, что хлебов мы не взяли (Мф.16: 7). И только после разъяснения Господа они узнают, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского (Мф. 16: 12). Закончив цикл притч о Царствии Небесном, Христос спрашивает учеников: поняли ли вы все это? (Мф. 13, 51) Ученики отвечают: так, Господи! (Мф. 13, 51) Но последующие события показывают, что они ничего еще не поняли о Царстве. В данном отношении показательна история Второго послания к Фессалоникийцам святого апостола Павла. Поводом к написанию письма стал дошедший до апостола слух, что христиане Фессалоник, прочитав Первое послание Павла, начали колебаться умом и смущаться, будто уже наступает день Христов (2 Фес. 2: 1–2). Слова Первого послания: мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших (1 Фес. 4: 15) были поняты в том смысле, что сам Павел надеется дожить до Второго Пришествия, которое уже очень близко. Такие мысли породили панику среди фессалоникийцев. Люди бросали все свои дела, суетились, не будучи в состоянии продолжать нормальную человеческую жизнь. Узнав об этом, апостол написал Второе послание, где с максимальной точностью пояснил свою позицию. Подобный случай упоминает Павел и в послании к Римлянам. И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых (Рим. 3: 8). Получается, некоторые ошибочно уразумели учение апостола о промысле Божием. Например, рассуждая о законе и благодати, Павел говорил: когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5: 20). Что это значит? «Закон дал бесчисленные заповеди, а так как люди преступили их все, то грех и умножился… Закон послужил дополнением осуждения, а благодать умножением дара» , – толкует Златоуст. Но некоторые поняли эти слова так: «если мои грехи и неверие понуждают Бога явить Свою славу в явных свидетельствах истинности христианства, за что меня судить? Через мое зло рождается добро». Конечно же, Павел не мог не опровергнуть такое нелепое понимание его проповеди.

http://pravoslavie.ru/106145.html

Обетования Царства Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 22 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Слова эти несут радость и надежду на вечное, блаженное бытие в Царстве Божием после Второго славного пришествия Господа, когда преображенная природа освободится от влияния стихий падшего мира, в котором смысл бытия ориентирован на “царство мира сего”, на материальные ценности и чувственные удовольствия. Привязанность эта достаточно сильна и, как следствие, вызвала желание сохранить некоторые свойства “мира сего” после Второго Пришествия. Видимо, здесь скрывается психологическая причина появления учения о земном тысячелетнем царстве — хилиазма 1 (от греческого слова ‘тысяча’). Этого учения, предполагающего наступление некоторой фор­мы Царства Христова намного ранее Страшного суда, придерживаются многие современные секты. Последователи хилиастических доктрин считают, что задолго до кончины мира Христос придет на землю, воскресит праведников, устроит для них новое чувственное царство, в котором достойные, в награду за свои подвиги и страдания, будут царствовать вместе с Ним в продолжении тысячи лет, наслаждаясь всеми благами временной жизни. Затем последует второе, всеобщее воскресение мертвых, Страшный суд и вечное мздовоздаяние. Теория хилиазма не нова. Она не только составляла сущностную часть еретических систем евионитов 2 , монтанистов 3 и последователей Керинфа 4 , но и принималась некоторыми Отцами и учителями Церкви. Хилиазм был особенно распространен во II b. в церквах малоазийских и фригийских. Папий Иерапольский, Иустин Философ, Тертуллиан и частично Ириней разделяли эти ошибочные воззрения. В III в. христиане арсиноитской области в Египте под предводительством епископа Непота отделились от Александрийской церкви из-за подобных идей. В сочинении Непота “Обличение аллегористов” мы встречаем описание тысячелетнего царства Христова со всеми мирскими удовольствиями. Присутствовали подобные идеи и у Аполлинария Лаодикийского 5 .

http://pravmir.ru/obetovaniya-tsarstva/

Обращение Израиля ко Христу. В Рим.11:25-27 говорится, что Израиль спасется, обратится ко Христу. Из той же главы следует, что это обращение будет в последние времена: “…если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?” ( Рим.11:15 ), то есть если отвержение Израиля послужило примирению с Богом остального человечества, то возвращение Израиля ко Христу будет означать скорое воскресение умерших. Явление пророка Илии. “…Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня…” ( Мал.4:5 ). Господь подтвердил это пророчество: “…правда, Илия должен придти прежде и устроить все” ( Мф.17:11 ; см. также Мк.9:12 ). Как Иоанн Креститель предварял Первое Христово пришествие, так Илия будет предварять Второе пришествие. Иоанн Креститель предшел перед лицем Господа “в духе и силе Илии”, как пророчествовал Ангел Гавриил праведному Захарии ( Лк.1:17 ). Усиление зла. Речь идет прежде всего о безбожии и антихристианстве. Нечестие последних времен ап. Павел называет тайной беззакония и отступления (греч. apostasia) ( 2Фес.2:3 и 7). Черты усиления зла: Появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений. “…многие придут под именем Моим и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят” ( Мф.24:5 ); “и многие лжепророки восстанут и прельстят многих” ( Мф.24:11 ); “…в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским” ( 1Тим.4:1 ); “…будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху” ( 2Тим.4:3 ). Падение нравственности. “…по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь” ( Мф.24:12 ); “…друг друга будут предавать и возненавидят друг друга” ( Мф.24:10 ). Ненависть и разделение проникнут даже в семьи: “Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их” ( Мк.13:12 ; см. также Лк.21:10 ). Господствующими состояниями духа в эти времена будут уныние, недоумение и страх ( Лк.21:25-26 ), а также состояние скорби ( Мф.24:29 ). Ап. Павел в 2Тим. рисует картину нравов людей последних времен: “…в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся…” ( 2Тим.3:1-5 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/ierej-oleg-...

От автора Глава I. Краткий исторический очерк секты свидетелей Иеговы Раздел I. Ч. Рассел: «пророк», «новатор» или последователь 1. Исторические предпосылки возникновения иеговизма 2. Корень лжи Раздел II. Новые сроки и «старые разочарования» 1. Армагеддон отменяется 2. Новые сроки начала тысячелетнего царства 3. «Конец света» снова отложен 4. Иегова ударит первым 5. Очередной провал пророчества о конце «злой системы вещей» 6. Расколы в движении иеговистов Глава II. Вероучение секты свидетелей Иеговы Раздел I. Общие сведения о свидетелях Иеговы Раздел II. О Святой Троице 1. Ветхий Завет о Боге-Троице 2. Ветхий Завет о Боге Сыне и Боге Духе Святом 3. Новый Завет о Второй и Третьей Ипостасях Святой Троицы 4. Свидетели Иеговы в поисках иных источников правоты Раздел III. Учение о душе человека 1. Ветхий Завет о душе человека 2. Новый Завет о душе человека 3. Верили ли ветхозаветные иудеи в загробную жизнь Раздел IV. Учение об аде Раздел V. Три основания протестантизма 1. О слове Божием 2. О церковной иерархии 3. О спасении Раздел VI. Учение о Втором Пришествии 1. Сроки и способы исчисления Ч. Расселом даты второго пришествия 2. Арифметика второго пришествия у современных иеговистов 3. О времени теократии над богоизбранным народом 4. О «гебраизмах»Свидетелей Иеговы 5. Рассмотрение 14-й главы Евангелия от Матфея 6. «Плоды второго пришествия» 7. Пришествие: видимое или невидимое? 8. Parousia – «Присутствие» или «пришествие»? Раздел VII. О первом воскресении и «рождении свыше» 1. О классе «верного и благоразумного раба» 2. Современное учение о первом и втором Воскресении 3. 144 тысячи – кто они? 4. Критическое рассмотрение текстов писания о временной последовательности Воскресения 5. О смерти первой и смерти второй 6. Воскресение и восхищение Раздел VIII. Второе воскресение и тысячелетнее царство Раздел IX. Об антихристе Раздел Х. Об Армагеддоне Раздел XI. О Страшном суде Раздел XII. О спекуляциях вокруг Книги пророка Даниила Раздел XIII. Имя Божие Раздел XIV. О Церкви Христовой и Святой Евхаристии 1. Две группы «небесного класса» иеговистов-расселитов 2. О святости Церкви 3. Православное учение о евхаристии 4. Разбор возражений свидетелей Иеговы Раздел XV. Поклонение Богу в духе и истине 1. О необходимости духовно-телесного поклонения 2. Поклонение в «духе и истине» у сектантов 3. Почитание Креста Христова 4. Об иконопочитании 5. О «грехе» переливания крови 6. О праздниках 7. О молитве через Иисуса Христа Раздел XVI. О войне и воинском звании Глава III. Современное состояние иеговизма Раздел I. Краткий исторический очерк секты свидетелей Иеговы в России Раздел II. Свидетели Иеговы сегодня Примечания  

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010