В лето 7175-е месяца Ноября в 28-й день бысть изволение Благочестивейшего Тишайшего Богом венчанного и Богом хранимого Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великой и Малой Росии Самодержца, согласие же Святейших Патриарх и всего освященного Собора, еже послати в монастырь Воскресенский к бывшему Патриарху Никону да на суд в царствующий град Москву пред Святейшие Патриархи и пред весь собор освященный призовется, и абие послан бысть Преосвященный Арсений архиепископ Псковский и Изборский, с ним же всемилостивого Спаса Ярославского монастыря архимандрит Сергий, иже пришедши в монастырь Воскресенский, вину пришествия своего абие бывшему Патриарху Никону известиша. Ои же даде ответ досадительный рек, яко аще Святейшие Патриархи Александрийский и Антиохийский по согласию с Константинопольским и Иерусалимским патриархом приидоста в царствующий град Москву, известия ради всяческих вещей духовных, „и аз“ рече: „готов есмь в царствующий град Москву путь восприяти“. Сей ответ когда Благочестивейшему Самодержцу и Святейшим Патриархом и всему освященному Собору принесеся, благоволиша второе призывание сотворити чрез пречестного мужа из Володимира Рождественного монастыря архимандрита Филарета. Иже в день 30 Ноября прием повеление, шед, срете бывшего Патриарха Никона , путь творяща в царствующий град Москву, и дав ему целование, вручи хартию, на ней же написано бе сице: Благочестивейший Христолюбивый Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Великой и Малой Росии Самодержец, и всесвятейший кир Паисий, папа и патриарх великого града Александрии, и вселении Судия, и всесвятейший кир Макарий Божия града Антиохии и всего Востока Патриарх, советом всего освященного собора посылали к тебе нынешнего 175 Ноября в 29-й день преосвященного Арсения, архиепископа Псковского и Изборского с архимандритами и указали тебе сказать, чтоб ты ехал к Москве вскоре и ты Великого государю указа и Святейших Патриархов повеления не послушал, к Москве не поехал, отказал не честно, и тем непослушанием Великому Государю учинился непослушен и Святейших Патриархов и весь Собор обесчестил, и Великий Государь за премногое своё беззлобие и долготерпение, и Святейшие Патриархи и Преосвященный Собор, презрев твои досады и непослушание, прислали к тебе второе Архимандрита Филарета, да Чудова монастыря соборного старца священника Лаврентия, чтоб тебе приехать к Москве нынешнего 175 года Декабря во 2-й день в другом или в третьем часу ночи, а чтоб не ранее другого и не позже третьего часа, а взъехав, стоять на Архангельском подворье в Кремле городе у Никольских ворот, а ехать тебе смирным образом в десяти человеках или меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Второе Послание к коринфянам Повод к написанию Первое Послание апостола Павла произвело надлежащее действие на коринфян: беспорядки были устранены, сами виновники их частью удалены, частью усмирились; коринфяне приняли Послание с любовью и страхом и, признавая в Павле апостольское достоинство, горели желанием видеть его лично. Между тем, в Ефесе с апостолом произошли неприятности ( Деян.19:29–40 ). Димитрий, среброковач ефесский, во главе других издельщиков серебряных изваяний храма Артемиды ефесской, возмутил общество язычников против апостола и едва не довёл его до смерти. Павел принуждён был удалиться в Македонию ( Деян.20:1 ) и сухим путём достиг Троады. Здесь он поджидал к себе возвращения Тита ( 2Кор.3:12–13 ), которого ещё прежде отправил в Коринф с другим учеником для сбора милостыни ( 2Кор.8:16–19 ), а также с целью узнать, какое впечатление произведёт на коринфян его Послание ( 2Кор.2:12–13 ). Не дождавшись его в Троаде, апостол с большим беспокойством продолжал свой путь в Македонии, и уже в Филиппах был обрадован пришествием Тита ( 2Кор.7:5–7 ). Тит сообщил ему о благоприятном изменении коринфян от действия Послания апостола; но вместе присовокупил, что долгое непоявление апостола в Коринфе дало повод некоторым лжеучителям заподозрить Павла в боязливости, в непостоянстве самого его учения ( 2Кор.1:17 ), а иудействующим внушило мысль воспользоваться отсутствием апостола и обвинить его в разрушении Закона Моисеева и, стало быть, в неправильном изъяснении христианства по отношению к иудейству (2:17). Задерживаемый делами проповеди в Македонии, апостол решился снова писать в Коринф и отправил второе Послание через Тита. Место и время написания Послания. Цель Послания Во время отправления Послания апостол находился в Македонии и, как утверждают древние подписи, в Филиппах. В самом Послании есть следы тогдашнего пребывания апостола в Македонии. Так, он говорит об успешном сборе для иерусалимской Церкви милостыни у македонян и о том, что он перед македонянами восхвалял усердие коринфян к этому делу ( 2Кор.7:5–7; 8:1,3,8,11; 9:2,4 ). Судя по отрывочности содержания Послания и изменениям тона, можно думать, что Послание написано во время переходов апостола с одного места в другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Закрыть Дороже всех сокровищ Слово в день Обретения главы св. Иоанна Предтечи Протоиерей Александр Шаргунов   09:10 09.03.2024 73 Время на чтение 7 минут Фото: Из интернет-источников Этот праздник — напоминание о том, как мы должны хранить наши святыни. Через мощи святых действует сила Христа распятого и воскресшего. В них — связь с тайной Первого и Второго Пришествия Господня, Страшного Суда и всеобщего воскресения. Первое обретение – строительство храма. После пира Ирода, орошенного кровью величайшего из пророков и Предтечи Христова, ученики Иоанна погребли его тело (Мф. 14, 11). А Иродиада, захватив окровавленную главу, которую ей принесли на блюде, закопала ее в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука — Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской в одном из поместий Ирода. Через много лет это поместье перешло во владение некоего знатного вельможи Иннокентия. Он начал строить там церковь, и когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой святого Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о святыне по откровению и бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло первое обретение главы. Так были обретены мощи преподобного Сергия, игумена Радонежского в 1422 году при строительстве каменного храма на месте сожженного ханом Едигеем деревянного. Таким было второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в 1991 году в Петербургском Казанском соборе незадолго до его нового открытия. Так обретаются и возвращаются нам сегодня мощи многих святых при восстановлении и строительстве новых монастырей и храмов. Подобает дому Божию быть украшену особым присутствием в нем святых. Второе обретение – как хранить обретенные святыни, чтобы вновь не утратить их. Промысл Божий связывает судьбу наших святынь с судьбами Церкви. Когда наступила полоса гонений, возникла угроза осквернения святынь. И честная глава Предтечи снова была сокрыта в месте первого обретения.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/09/do...

Критико-экзегетическое и догматическое исследование Издание второе исправленное и дополненное. Содержание Предисловие Вступление Глава I. Всемирное распространение веры во Христа. Глава II. Антихристианство и антихрист Глава III. Второе пришествие Господа Иисуса Христа. Глава IV. Воскресение мертвых Глава V-я. Последний суд и конечная судьба всего мира     Предисловие Общий повод исследования: «о последних судьбах мира и человека». – Значение эсхатологии в общей системе знания и в области нравственности. – Значение для догматического богословия и истории догматов. – Значение для Евангельской истории вообще и для частных периодов Церковной истории. – Общий руководственный принцип изследования. – Трудность исследования и границы его. В русском народе издавна, как свидетельствует древне – русская письменность, заметно живое стремление к слушанию между прочим слов и поучений о будущей судьбе мира и человека. Нет сомнения, что изображение страшного суда некогда сильно, если верить преданию, воздействовавшее на сердце Просветителя России светом евангельским, и доныне еще продолжает действовать на истинно-религиозные сердца верующих, останавливающих свое внимание на этом изображении в храмах, или при храмах Божиих. Воспитательное действие этого изображения или этой картины, равно как и того, что она напоминает и вызывает в сознании, оказавшееся столь благодетельным при просвещении Руси христианскою верою, сохраняет всю цену и значение и для последующего времени: именно, оно весьма важно в деле нашего умственного и нравственного самоусовершенствования. Учение о конце бытия, предваряемом страшным и великим днем всеобщего суда Господня, так же, как и учение о начале мира, знаменуемом чрез возникновение мира ангельского, составляют два конечные полюса в общей системе человеческих знаний. Без этих двух полюсов, без знания причин первичных и конечных общий круг знаний человеческих не имел бы стройной связи и цельной замкнутости. Но знание о начале мира и его кончине особенно важно в деле успеха нравственности. Если мысль о начале мира устремляет наше сознание к Премудрому Основоположителю и Устроителю вселенной, то представление о грядущем, хотя и не близком, конце мира служит святому настроению верующего во Христа. Это представление конечной судьбы сущего, по замечанию немецкого апологета Лютарта, имеет практический характер: 1 оно предупреждает от мечтательного нетерпения, увещевает к верности и бдительности, со святою важностью говорит совести и наполняет сердца чувством утешения. 2 Это же учение оправдывает и верный смысл изречения премудрого сына Сирахова: помни последняя твоя и во веки не согрешиши. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Объяснение второго послания святого Апостола Павла к Солунянам О втором послании к Солунянам. Обстоятельства написания послания. Немного спустя после отправки первого послания, св. Апостол Павел услышал ( 2Сол. 3:11 ), что Солуняне тверды в вере и любовию пламенеют, но относительно второго пришествия Христова опять имеют неверное представление. Прежде они беспокоились за умерших до второго пришествия Христова, опасаясь, что умершие не могут получить участие в новой жизни, а теперь они стали бояться за себя, ожидая немедленного пришествия Христова, думать о котором так отчасти подали им повод неправильно понятые или злонамеренно истолкованные в первом послании (5:2–3) слова: «день Господень так приидет, как тать ночью. Ибо когда будут говорить: мир и обеспеченность, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут». Одни, вероятно, поражались страхом представления тех потрясающих явлений, которыми имеет сопровождаться второе пришествие Господне, а в других, может быть, явилось сильнейшее желание поскорее увидеть славу Царствия Христова. Некоторые даже «подвизались от ума» (2:2), а иные продолжали жить беспечно, не думая об исправлении своего поведения. Желая преподать Солунянам истинное учение о втором пришествии Господнем и предшествующих ему явлениях, а также и внушить нравственные уроки, вытекающие из сего, Апостол написал Солунянам второе послание. Это было в конце его первого пребывания в Коринфе, около 53 года. Здесь были с Павлом упомянутые в послании св. Тимофей и Сила, из коих последний потом уже не упоминается, как спутник святого Павла. Из Коринфа Апостол должен уйти, ибо там воздвигнуто на него великое гонение ( Деян. 18:18 ). Поэтому Апостол просит в своем послании Солунян, чтобы они молились об избавлении его от «лукавых людей» (3:2). Содержание послания. Содержание послания вполне соответствует его основной задаче и цели: уяснить вопрос о втором пришествии Господнем. А так как второму пришествию Господню должны предшествовать разные явления и особенно знаменательное явление антихриста, то учение об антихристе и других знамениях второго пришествия Господня составляет самое существенное содержание послания (2:3–9) 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

преподобный Авва Исайя СЛОВО ДВАДЦАТЬ ВТОРОЕ О действовании нового человека 1. Возлюбленные братие мои! Еврей познается по трем делам: по обрезанию, пасхе и субботе. Ибо так написано в книге Бытия: «младенец осми дней обрежется вам домочадец и купленый. Необрезаный же погубится от рода своего: яко не сохрани Завета Моего» ( Быт. 17, 12, 14 ). Авраам обрезался первый, что есть знамение что умерла его шуяя (сторона), – есть, данный в сем древним, прообраз нового человека, которого проявил во святом теле Своем Господь Иисус, чтоб древнее (растление), покрывающее мужеский пол, обрезать и отделить. Об этом и Апостол сказал: «о Немже и обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховнаго плоти, во обрезании Христове: спогребшеся Ему крещением: о Немже и совостасте верою действия Бога» ( Кол. 2, 11. 12 ). И опять: «отложити вам, по первому житию, ветхаго человека тлеющаго в похотех прелестных: обновлятися же духом ума вашего, и облещися в новаго человека, созданаго по Богу в правде и в преподобии истины» ( Еф. 4, 22 – 24 ). И еще: да умрете греху, поживете же правдою (1 Петр, 2, 24). – Это (о первом деле Еврея) об обрезании. Кто не имеет сего, тот необрезан, и не Еврей, потому что не сохранил завета, который положил (Бог) Господь Иисус Святою Своею кровью. 2. О святой же Пасхе много предлежит сказать. (Первое – обрезание, второе – Пасха, третье – суббота). Ибо Моисей говорит: «сей закон Пасхи: всяк иноплеменник да не яст от нея: И всякаго раба или купленаго обрежеши его, и тогда да яст от нея. Всяк же необрезанный да не яст от нея. В дому едином да снестся» ( Исх. 12, 43. 46 ). «Чресла ваша препоясана, и сапози на ногах ваших, и жезлы ваши в руках ваших» ( Исх. 12, 11 ). «Пасхи» – сего печения испеченного огнем – нельзя вкушать иначе, как с опресноками и горькими травами. Не сказал: опоясавшись по чреслам вашим, чтоб не сказал кто, что он говорит здесь о поясе, но: препоясавши чресла ваши, чтоб показать, что говорит о чистоте, здравой от всякой страсти, сущей под действием совокупления в нечистоте. «Сапози», – о готовности говорить, и бегстве от всякого уязвления, повреждающего совесть и препятствующего уму видеть свое созерцание в чистоте. «Жезл» есть мужественная надежда, чтоб шествовать небоязненно путем, и внити в землю обетования: сии суть усубботившиеся. «Кровь» есть знамение крови Господа нашего Иисуса Христа, и того, что когда придет Он в собственном Своем пришествии и введет сынов Израиля в наследие Свое, тогда явны будут уготовившиеся и помазанные знамением Его в душах их явно. Взять «пук иссопа» – это есть злострадание, ибо говорит: снедайте (пасху) с горькими травами. Исследуй же себя, брат, обрезан ли ты, помазал ли двери дома своего кровью агнца Непорочного, упразднил ли себя от всякого помысла земного, приготовил ли себя шествовать без страха и внити в землю обетованную?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Программа, или общий перечень подробного сравнительного обзора Четвероевангелия §§ Содержание §§ или статей Главы и стихи Евангелистов Матфея Иоанна I. Евангелие о пришествии в мир Христа Спасителя Предисловие Евангелия. Достоверность и цель Евангельской истории Достоверность и цель Евангельской истории 1, 1–4. (20, 31.) Предвечное рождение и воплощение Сына Божия 1, 1–18 Зачатие Иоанна Предтечи 1, 5–25 Благовещение Пресвятой Богородицы 1, 26–38 Свидание Пресвятой Девы с Елисаветою 1, 39–56 Рождение Иоанна Предтечи 1, 57–80 Родословие Иисуса Христа 1, 1–17 3, 23–37 Открытие Иосифу тайны воплощения 1, 18–25 Рождество Христово (1:18–25) 2, 1–21 Поклонение волхвов 2, 1–12 Сретение Господне 2, 22–38 Бегство в Египет, и возвращение в Назарет 2, 13–23 (2:39) Отрочество Иисуса Христа 2, 40–52 II . Евангелие об общественном служении роду человеческому Господа Иисуса Христа А. Вступление в служение искупления, и дела Христовы до первой Пасхи Иоанн Предтеча в пустыне 3, 1–12 3, 1–18 Крещение Господне 3, 13–17 1, 9–11 3, 21–23 Сорокодневный пост и искушение 4, 1–11 1, 12–13 4, 1–13 Второе свидетельство Иоанна о Иисусе Христе 1, 19–34 Первые ученики Христовы 1, 35–51 Первое чудо на браке в Кане 2, 1–11 Б. Дела Христовы от первой Пасхи до второй Первая Пасха. Очищение храма 2, 12–23 Беседа с Никодимом 3, 1–21 Третье и последнее свидетельство о Иисусе Христе Иоанна Крестителя 3, 22–36 Заключение Иоанна Крестителя в темницу 14, 3–5 6, 17–20 3, 19–20 Отшествие Иисуса Христа из Иудеи в Галилею (чрез Самарию); и беседа Его с Самарянкой Прибытие в Галилею, и второе чудо в Кане – исцеление сына Капернаумского царедворца 4, 13–17 1, 14–15 4, 14–15 4, 43–54 46–54 Призвание к апостольству Петра и Андрея, Иакова и Иоанна 4, 18–22 1, 16–20 5, 1–11 Вшествие в Капернаум; учение в синагоге, и изгнание духа нечистого 4, 13–16 1, 21– —21—28 4, 31– —31—37 Исцеление тещи Симоновой и всех Капернаумовских больных 8, 14–17 1, 29–31 4, 38–41 Исшествие из Капернаума и первое прохождение Галилеи 1, 33–34

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Кеносис, кенозис (греч. κνωσις – истощание, умаление) – богословское понятие, применяемое для обозначения добровольного умаления Сына Божьего, воспринятого Им уничижительного состояния, связанного с воплощением и совершением искупления человека . Так, Сын Божий , Второе Лицо  Святой Троицы , снизошел к миру, воспринял мучение и смерть по высочайшей любви к людям, в целях осуществления Домостроительства Спасения. Когда появился термин «кеносис» как самоуничижение Иисуса Христа Внедрение слова «кеносис» в область христологии и сотериологии связано с использованием однокоренного с ним греческого слова, глагола κενω (опустошать, превращать в ничто, уничижать), в Священном Писании Нового Завета. Скажем, в приложении ко Христу оно употреблено в следующем стихе: «… уничижил (κνωσεν) Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек » ( Флп.2:7 ). Кеносис относится только к периоду земной жизни Иисуса Христа? Что касается вочеловечивания Сына Божьего, Он вочеловечился навсегда. Однако после Его Воскресения Он вознесся превыше Небес (по человеческому естеству) и воссел одесную Отца. Второе Его пришествие будет славным. Зачем Богу было нужно уничижать Себя Сын Божий пришел в мир не по принуждению. Как Бог Он желал спасения людям, но и как Человек, Он добровольно подчинил Свою волю Божественной и желал людям спастись. Бог всегда действует наилучшим образом, и если Искупление человека было осуществлено именно таким путем, каким было осуществлено, значит в тех условиях и обстоятельствах этот путь был наилучшим (см. подробнее: Догмат искупления в Православном богословии). Может ли человек целиком и полностью постигнуть кеносис? Кеносис Иисуса Христа в полной мере понятен лишь Богу, нам же его понимание доступно в ограниченной мере. Существует ли взаимосвязь между кеносисом и христианским смирением? В течение земной жизни Спаситель учил Своих учеников смирению и благочестивому самоуничижению как Своим личным примером (не мстил за Себя, не осуждал оскорбляющих Его, умывал ноги ученикам, взошел на Крест и т. п.), так и через проповедь: « Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет её » ( Лк.9:23-24 ). Наиболее ярко кенотические принципы самоотречения в христианстве проявились в мужественном перенесении страданий за веру, аскетических принципах монашеской жизни, христианской жизни в миру, которая должна являть пример жертвенного служения Богу и ближним по образу Христа Спасителя. Говорилось ли об уничижении грядущего Мессии в Ветхом Завете?

http://azbyka.ru/kenosis

Часть 2 → Содержание Предисловие Объяснение знаков и сокращений, употребляемых в этой книге, при сравнении св. четырех Евангелий Программа, или общий перечень подробного сравнительного обзора Четвероевангелия Подробного сравнительно обзора Четвероевангелия в хронологическом порядке отдел первый I. Евангелие о пришествии в мир Христа-Спасителя Предисловие Евангелия Достоверность и цель Евангельской истории 1. О предвечном рождении и воплощении Сына Божия 2. Зачатие Иоанна Предтечи 3. Благовещение пресвятой Богородицы 4. Свидание пресвятой Девы с Елисаветою 5. Рождество Иоанна Предтечи 6. Родословие Иисуса Христа 7. Открытие Иосифу тайны воплощения 8. Рождество Христово 9. Поклонение волхвов 10. Сретение Господне 11. Бегство в Египет и возвращение в Назарет 12. Отрочество Иисуса Христа Подробного сравнительно обзора Четвероевангелия в хронологическом порядке отдел второй II. Евангелие об общественном служении роду человеческому Господа Иисуса Христа а) Вступление в служение искупления, и дела Христовы до 1-й Пасхи 13. Св. Предтеча Иоанн в пустыне 14. Крещение Господне 15. Сорокадневный пост и искушение Господа в пустыне 16. Второе свидетельство Иоанна Предтечи о Иисусе Христе 17. Первые ученики Христовы 18. Первое чудо на браке в Кане – претворение воды в вино 20. Беседа Иисуса Христа с Никодимом 21. Третье и последнее свидетельство о Иисусе Христе Иоанна Крестителя 22. Заключение Иоанна Крестителя в темницу 23. Отшествие Иисуса Христа из Иудеи и беседа его с Самарянкой 24. Прибытие Спасителя в Галилею и второе чудо в Кане – исцеление сына Капернаумского царедворцы 25. Призвание к Апостольству Петра и Андрея, Иакова и Иоанна 26. Вшествие в Капернаум; учение в синагоге и изгнание духа нечистого 27. Исцеление тещи Симоновой и всех Капернаумских больных 28. Исшествие из Капернаума и первое прохождение Галилеи 29. Явление сердцеведения в избрании учеников 30. Укрощение бури 31. Изгнание легиона нечистых духов, в стране Гадаринской 32. Исцеление расслабленного жилами (по возвращении в Капернаум) 33.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

3. Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы 13 «Неплодства (Иоакима и Анны) преложение (разрешение), мирское благих разреши неплодство» (Канон праздника 1-й, песнь 8-я). Эти слова нынешнего праздничного канона означают то, что неплодный в добродетелях духовных мир «разрешился» от этого неплодства чрез рождение Богородицы, разрешившей неплодство Иоакима и Анны. Как в древности процвел сухой Ааронов жезл ( Чис. 17, 8 ), так ныне чрез «тогда убо образуемое, ныне же действуемое» 14 рождение от бесплодных Иоакима и Анны Пресвятой Девы открылась возможность для человеческого естества произрастить лучший цвет свой Христа, Спасителя мира. Сколь неплоден был духовно мир пред пришествием Христовым на землю, об этом засвидетельствовала с очевидностью история; ибо как было в дни Ноя, когда «всякая плоть растлила путь свой» ( Быт. 6, 11, 12 ), за что была обречена на погибель в водах потопа, так было и в первое пришествие Сына Человеческого ( Лк. 17, 26 и далее), когда Сам Он явился на земле во плоти, чтобы спасти духовно-растленный от плотских похотей мир ( Рим. 1, 24–32 ); так будет и во второе пришествие Христово, когда по крайней привязанности к благам и страстям земным духовно-бесплодная по неверию во Христа часть человечества уподобится соляному столпу ( Лк. 17, 31–32 ). Конечно, были и в языческом мире добродетели, но добродетели лишь человеческие, в которых большею частью под внешним покровом добра таились глубоко внутри укоренившиеся страсти, в особенности же гордость, чуждая истинной любви к людям (какова, например, добродетель стоиков). Такими духовно-бесплодными остаются и доселе народы, не уверовавшие во Христа, как, например, японцы, которые, восприняв у европейских народов образ христианской добродетели, не приносят действительного духовного плода в самой жизни, так как, имея одинаковые по видимости с христианскими народами добродетели, остаются внутренно чуждыми последним и только ради тщеславной похвалы пред европейскими народами, которым хотят казаться народом цивилизованным, стараются быть подобными им в христианском образе жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010