Беседа 18 Евр.10:8–13 .  Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, – которые приносятся по закону, – Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. 1. В предыдущем (апостол) доказал, что жертвы безполезны для совершенного очищения, что они были только прообразом и весьма недостаточны. Так как при этом предста­влялось ему возражение: если они прообразы, то почему они, с принятием истины, не перестали, не прекратились, но ещё приносятся (иудеями)? – то здесь он и решает это, показывая, что они уже не приносятся, как прообразы, и Бог не принимает их. Он опять доказывает это не из нового завета, но из пророков, приводя из древности сильнейшее свидетельство на то, что (жертвы) прекратились и перестали, и что (иудеи) совершенно напрасно приносят их, всегда противясь Духу Святому. При том усиленно доказывает, что они прекратились не теперь, но с самого пришествия Христова, или лучше, ещё прежде Его пришествия, – что не Христос положил конец им, но сначала они были отменены, а потом уже Он пришёл; прежде они, прекращены, и тогда последовало Его пришествие. Чтобы они не сказали: мы могли и без этой жертвы (Христовой) благоугождать Богу, – Он ожидал, пока жертвы обличатся сами собою, и тогда уже пришёл, потому что " ни жертвы, – говорит, – ни приношения... – Ты не восхотел». Этим он отвергнул всё и, сказав вообще, говорит и в частности: «...ни всесожжений, ни жертвы за грех, – которые приносятся по закону, – Ты... не благоизволил». Приношением же было всё прочее, кроме жертв. «Потом прибавил: вот, иду исполнить волю Твою, Боже». О ком это сказано? Не о ком другом, как о Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 18 на псалом 49 66 Пс.49:1–2 .  Псалом Асафа. Бог богов, Господь изрек, и призвал землю от востока солнца и до запада. Кто разумеется под именем богов в этом Псалме и других местах Св. Писания? – Общий предмет Псалма – изображение Бога, судящегося с иудейским народом. – Слава Сиона, как места откровения божественной благости, человеколюбия и ми­лостей. – В отличие от первого, не явного для всех, пришествия Сына Божия на землю, Псалмопевец изо­бражает второе, явное Его сошествие для суда пред лицем неба и земли. – Для чего названы преподобными подлежащее суду? – Божественная правда в осуждении не уверовавших во Христа иудеев; за что они распяли Христа? – Какие события указывали им на Его боже­ственность? – Господь обвиняет иудеев не за малочис­ленность жертвоприношений (они установлены по сни­схождению только к немощи иудеев), и не потому, что Владыка всего существующего имеет в них нужду. – Какая жертва действительно угодна Богу. – «И (тогда) призови Меня в день скорби твоей.» ( Пс.49:15 ) Грешник не должен учить других божественным законам. – Но так как все во грехах, а грешнику Бог запре­щает «проведывать уставы» Его, то кто же будет воз­вещать их? – Тяжкие грехи, указываемые Псалмопевцем, несовместимые с званием учителя божествен­ного закона, и нравственные наставления (не допускать до падения склоняющегося на грех, не злословить и не порицать не сделавшего ничего худого, не наносить себе вреда местью ближнему). – Обличение и предосте­режение Псалмопевца грешникам; средство смягчить гнев Божий и получить спасение. 1. И в другом месте тот же пророк говорит: «Бог стал в сонме богов»; и еще: «Я сказал: вы – боги» ( Пс.81:1, 6 ). Также Павел: «есть много богов и господ много» ( 1Кор. 8:5 ), и Моисей: «судей не злословь и начальника» ( Исх.22:28 ), и в другом месте: «тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих» ( Быт.6:2 ), и еще он же: «кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой...; хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество» ( Лев.24:15, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Боже Авраамов, Боже Исааков, Боже Иаковлев, Бог благословенный, избравший святое семя возлюбивших Тебя служителей Твоих, как благий, даруй, чтоб потомки благодати с великим обилием излиялись на меня, и чтоб мог я изобразить светлое и величественное зрелище - прекрасного Иосифа, который всегда был честною опорою самой глубокой старости патриарха Иакова! Ибо этот, этот самый отрок Иосиф с юного возраста изображал собою два пришествия Христова, первое, бывшее от Девы Марии, и второе, которым все приведено будет в трепет. Посему, возлюбленные Христовы любимцы, станем теперь твердо, радуясь душою, чтоб без рассеяния слышать и созерцать таковые дела благолепнейшего отрока. А я, братия мои, называю его не только благолепнейшим, но и чудным юношею, источником целомудрия, совершенным победителем, дивным низложителем врагов. Почему и стал он особенно образом будущего Господня пришествия. Поэтому всякий из вас да освободит душу свою от всякого попечения о земном, и с любовью да примет воспеваемые песнопения; потому что они духовны и веселят душу. Как Господь от Отчего недра послан к нам спасти всех нас; так и отрок Иосиф с отеческого Иаковлева лона послан был к братиям своим. И как жестокие Иосифовы братья, когда увидели приближающегося Иосифа, начали замышлять против него лукавство, хотя нес он им мир от отца; так и жестокосердые всегда Иудеи, увидев Спасителя, говорили: действительно Сей есть Наследник, убием Его, и наше будет все (Мк.12:7). Иосифовы братья говорили: " предадим его смерти, и избавимся от сновидений его " : таким же точно образом говорили и Иудеи: приидите, убием Его, и удержим достояние Его (Мф.21:38). Иосифовы братья, вкушая вместе пищу, предали брата, заклав его в своем произволении: таким же точно образом и мерзкие Иудеи, вкушая пасху, заклали Спасителя. Пришествие Иосифа в Египет означает сошествие Спасителя нашего на землю. И как Иосиф в чертоге попрал всю силу греха, приобретая себе светлый венец за победу над госпожою своею Египтянкою: так и Господь наш, Спаситель душ наших, сошедши во ад, десницею Своею рассыпал там все могущество самого несносного и неодолимого мучителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/865/...

Брюс М. Мецгер (пресвитерианец) Приложение IV. Древние списки книг Нового Завета 1. Канон Муратори Приводимый здесь текст в основном следует тексту, изданному под редакцией Литцманна (Hans Lietzmann) – Das Muratorische Fragment ind die Monarchianischen Prologue zu den Evangelien (Kleine Texte, i; Bonn, 1902:2–е изд., Berlin, 1933). Из–за поврежденности латинского текста иногда сложно понять, что имел в виду автор, поэтому перевод некоторых фраз дается с вариантами, которые заключены в скобки. Добавления переводчика приводятся в квадратных скобках. Цифры обозначают строку в оригинале. О самом фрагменте см. гл. VIII. 1, где вместо нижеследующего буквального перевода помещено несколько фрагментов в свободном пересказе. … при которых он тем не менее присутствовал и поместил [их в свое повествование] 687 . (2) Третья книга Евангелия – та, что от Луки. (3) Лука, известный врач, после Вознесения Христова (4–5), когда Павел взял его с собой как одного из ревнителей закона 688 , (6) написал его от своего имени, в соответствии с [общей] верой 689 . Однако сам он не (7) видел Господа во плоти; и поэтому, поскольку он имел возможность удостовериться в происшедшем, (8) он начинает свое повествование с рождества Иоанна. (9) Четвертое Евангелие принадлежит Иоанну, [одному] из учеников. (10) Своим близким ученикам и епископам, умолявшим его [написать], (11) он сказал: «Поститесь со мной три дня, начиная с сегодняшнего, и что (12) откроется каждому (13) да расскажем это друг другу». В ту же ночь открылось (14) Андрею, [одному] из апостолов, (15–16) что Иоанн должен написать обо всем от своего имени, а другие – все это проверить. Итак, несмотря на то, что о разных (17) конкретных вещах можно прочитать в Евангелиях, (18) это не влияет на веру христиан, поскольку одним Духом все (20) было возвещено во всех [Евангелиях]: относительно (21) рождения, страстей, воскресения, (22) жизни с учениками, (23) его двойного пришествия; (24) первое – в уничижении, когда он претерпел страдания, (25) второе – славное, в царском достоинстве, (26) которое состоится в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

В подлежащей рассмотрениию паремии (1 Пет. 2:21–25; 3:1–9) содержится учение о неповинном, по примеру Христа, страдании, о поведении жен в отношении к мужьям и об общих христианских обязанностях. Ст. 21. Возлюбленнии, Христос пострада за нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его. Христиане должны помнить, что Христос пострадал невинно, ибо пострадал за нас, не за Свои вины, которых не имел, а за наши. Как наш Глава и Началовождь, Он подал пример, чтобы мы шли по следам Его, подвергаясь страданиям не за вины. Стт. 22, 23. Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его, Иже укоряемь противу не укоряше, стражда не прещаше, предаяше же Судящему праведно. Чтобы яснее показать, что Христос представляет для нас пример неповинного страдания и вместе безропотного терпения, Апостол сперва изображает Его невинность, затем Его терпение. О невинности Его свидетельствует то, что Он, по слову пророка Исаии ( Ис. 53:9 ), «греха не сотвори, не обретеся лесть во устех Его». Он не согрешил ни делом, ни словом. Сам о Себе Он говорил: «кто обличит Меня в неправде?» ( Ин. 8:46 ). Он представляет образец совершеннейшей святости и в жизни и в речах, в которых нельзя было найти (не обретеся) никакой лести, вообще чего-либо лживого и нечистого, как бы кто ни старался найти у Него что-либо таковое. «Таков и должен быть у нас, – говорит Апостол Павел, – первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» ( Евр. 7:26 ). О безропотном терпении Его среди неповинных страданий свидетельствует то, что Он укоряем не укоряше. Во время последних страданий Он подвергался многим злословиям от судей, от народа, от исполнителей казни; но или совсем не обличал злословящих, или кротко отвечал им. Будучи жертвой возмутительной несправедливости, достойной строгой кары, Он во время страданий удерживался от угроз (стражда не прещаше), и хотя на вопрос судившего первосвященника: «Ты ли Христос?» – заявил Себя судьею, имеющим придти на суд на облаках небесных ( Мф. 26:64 ), но это была угроза не мщения, но предостережения, с целью страхом суда удержать врагов от неправды. Он не только никому не грозил, но молился о прощении Своих распинателей, и дело Свое предавал Отцу Своему, судящему праведно, от Него ожидая праведного суда врагам Своим. В этом смысле Он еще до страданий говорил о Себе: «Я не ищу Моей славы; есть Ищущий и Судящий» ( Ин. 8:50 ). В качестве грозного Судьи, Он явится в конце веков, во второе Свое пришествие, а о цели первого Своего пришествия Он сказал, что Бог «Отец послал Его не для того, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин. 3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Введение [К Оглавлению] Прежде чем приступить к изучению курса догматического богословия, полезно задаться вопросом: что такое богословие? Каким образом Священное Писание и отцы Церкви понимают сущность и назначение богословия? Слова " богослов " , " богословие " , " богословствовать " — встречаются ли они в тексте Священного Писания? — Нет. Замечательный факт: с одной стороны мы говорим о том, что источником нашего вероучения является Священное Писание, и в то же время сами эти термины — " богослов " , " богословие " , " богословствовать " — не встречаются ни в Ветхом Завете, ни в Завете Новом. Сам термин " богословие " — это античный греческий термин, греки называли богословами тех, кто учил о богах. В христианстве возможно двоякое осмысление термина " богословие " . Во-первых, богословие можно понимать как слово Бога о Самом Себе, а также и о сотворенном Им мире. В таком случае богословие оказывается по содержанию тождественным Божественному Откровению. Второе, более распространенное, значение этого слова — учение Церкви или какого-то отдельного богослова о Боге. По существу такое учение является не чем иным, как свидетельством об осмыслении тем или иным автором Божественного Откровения. В древней Церкви собственно богословием называлось учение о Пресвятой Троице. Остальные части вероучения (о творения мира, о воплощении Бога Слова, о спасении, о Церкви, о Втором Пришествии и т. д.) относились к области Божественного домостроительства или Божественной икономии (oikonomia) греч. — искусство управления домом; oikos — дом, nomos — закон), т. е. деятельности Бога в творении, Промысле и спасении мира. Сегодня под богословием понимается совокупность религиозных наук, среди которых различают основное, сравнительное нравственное, пастырское, но богословием в собственном смысле этого слова является догматическое богословие. Несколько слов о самом термине " богослов " . Насколько было почетно наименование " богослов " в древности говорит факт, что среди сонма святых Православной Церкви только угодника Божиих удостоены этого высокого звания.

http://sedmitza.ru/lib/text/431673/

Второе послание Апостола Петра Время и место, откуда оно писано, неизвестны. Оно обращено к христианам вообще и направлено главным образом на возникшее в новых общинах отделение веры от жизни и нравов, под влиянием ложных учений. Вместе с тем убеждает Апостол в неизбежности второго пришествия Христова, хотя время, когда оно будет, предузнать невозможно и предугадывать не следует. В этом послании усматривается сходство с содержанием послания Апостола Иуды. Глава 1 Симон Петр, раб и Апостол Иисус Христов, – от праведности Бога нашего и Спаса Иисуса Христа приявшим равночестную с нами веру. Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Христианское достоинство и жизнь христианская Сила Его божественная даровала нам все потребное для жизни благочестивой, в познании Призвавшего нас явлением славы Своей и благости. Тем и дарованы нам обетования великие и драгоценные, чтобы стали мы чрез них причастниками Божеского естества, избежав от сущего в мире растления всякой похоти. Итак, прилагая всякое старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если все это есть и еще возрастает в вас, то не останетесь вы ни ленивы, ни бесплодны в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, ничего перед собой не видит, и думать забыл о том, как очищены прежние грехи его. Посему, братия, всячески старайтесь, чтобы твердо было в вас известно призвание и избрание ваше: так поступая, никогда не преткнетесь. И так богатно откроется вам вход в вечное Царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа. И не обленюсь я никогда напоминать вам о сем, хотя вы и сами знаете, и утверждены в настоящей истине. Праведным долгом почитаю себе, доколе пребываю в сей храмине телесной, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен я оставить сию храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Но все буду еще стараться, чтобы вы и по отшествии моем всегда имели в себе о сем память. Преображение Господне

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Вход Господень в Иерусалим: толкования, проповеди, иконы (+видео, аудио, фото) Оставляется вам дом ваш пуст… Народ искал земной победы, земной власти. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи? 21 апреля, 2019 Оставляется вам дом ваш пуст… Народ искал земной победы, земной власти. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи? Приближался праздник святой Пасхи. Со всех концов Палестины богомольцы стекались в Иерусалим. В это время повсеместно распространился слух о воскрешении Лазаря. Сердца людей сжимались от радостной надежды: быть может, Иисус из Назарета — долгожданный Мессия, Царь Израилев? Господь в сопровождении учеников выехал из села Вифании и направился в Святой Град. С Елеонской горы Господь устремил свой взор на Иерусалим, вглядываясь в раскинувшийся внизу город, которому предназначено было стать Чашей Его Страданий. Толпы народа встречали Его, держа в руках пальмовые ветви (вайи), приветствуя криками: “Осанна!”, что значит “спасение, радость, слава”. Вход Господень в Иерусалим символически означает Второе Пришествие Христа. В Своем Первом Пришествии на землю Он явил Себя человечеству как Искупитель и Спаситель; во Втором — придет как Царь мира и Судия. Смысл праздника Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–40; Ин. 12:12–19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49:10–11; Пс. 8:2–3; Зах. 9:9). Воспоминанию этого события и посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих. Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического формуляра важное место занимают пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий. Святитель Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом: «Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет небесного отечества». В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели цветоносной, или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

http://pravmir.ru/vxod-gospoden-v-ierusa...

Глава IX. Кончина мира И второе пришествие Христово Прежде нежели приити дню Господню, взыщите Господа, яко да покрыетеся в день гнева Его. Чтобы взыскать Господа, – придти в разум неприступной Его славы, нужно обратить внимание на откровения Его о кончине мира сего и втором Его пришествии. Ибо нигде нельзя более усмотреть Его Божественного величия, как при явлении Царствия Его во всей силе и славе. Если мы ежедневно просим: да приидет Царствие Твое, – то и должны ежедневно ожидать и размышлять о наступлении кончины века сего и славном Его пришествии. Как иудеев учил Господь: испытайте Писания, ибо они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ), – так и нам нужно рассматривать свидетельства Господни, если желаем познать Его величие и славу, сокровенную ныне в Писании. Потому и сказано всякому из нас: аще взыщеши премудрости, (открывающей величие Господа), и, яко сокровища, испытавши и тогда уразумевши страх Господень, и познание Божие обрящеши ( Прит.2:4, 5 ). Итак потрудимся, как вещают нам пророки, потрудимся, еже увидети Господа, и яко утро готово, обрящем Его ( Ос.6:3 ). Избрании бо мои, – Господь говорит, – не имут трудитися вотще ( Ис.65:23 ). И узрят людие славу Божию и высоту Божию ( Исх.32:2 ). Кто не хочет ныне познать величия Господа своего и воздать ему чести и славы, о том Писание возвещает: да возьмется нечестивый, да не видит славы Господней ( Ис.26:10 ). – Но куда же, подумаем, возьмется нечестивый, когда явится Господь во славе, и озарятся ею все концы земли? На небо ли? Но там престол Его. Переселится ли на край моря? Но и там слава Господня виднеться будет, как солнце, во всей своей светлости; потому и там не будет нечестивому места, чтобы ему не видеть света, происходящего от славы Господней. Так куда же он будет взят? Не в ту ли страшную страну, где царствует вечный мрак и никакому оку на мгновение не дает видеть славы Господней? Туда, действительно, туда он будет взят; и вот уж там-то в стране, лишённой всякого признака славы Господней, вовеки он не увидит, даже и не услышит ни одного слова, сказанного во славу Божию. Там, где без благого Бога нет никакой радости, да и быть вовеки не может, где непрестанные у всех стоны и вопли заградят уста всякого для славословия Божия, там не только славить, но и внимать славословиям, если бы они были, никто не возможет. Ибо кто безутешно станет рыдать, того ничто занимать не возможет, кроме величайшего своего мучения. Вот ведь куда возьмется тот из нас, кто ныне не хочет придти в познание истины и уразуметь, сколь славен наш Господь. Потому-то Писание и говорит нам: дадите Господу Богу славу, прежде даже не смеркнется, прежде даже не преткнутся ноги ваши к горам темным: и пождете света, и тамо сень смертная, и положены будете во мрак ( Иер.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа, и Единороднаго Сына во чреве Его, писати на иконах и голубь между ими, зело не лепо и не прилично есть, зане кто виде Отца, по Божеству; Отец бо не имать плоти, и Сын не воплоти родися от Отца прежде веков аще Давид пророк и глаголет: из чрева прежде денницы родих Тя, обаче то рождение не плотьское: но неизреченно и непостижимо бысть. Глаголет бо и Сам Христос во святом Евангелии: никтоже весть Отца, токмо Сын. И Исаия пророк во главе 40 глаголет: кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте Его. Еда бо образ сотвори древоделя, или златарь слияв злато позлати и, или подобием сотвори Его. Подобие и святый Павел Апостол в деянии глаголет, во главе 17, зачало 40: род убо суще Божий, не должни есмы непщевати, подобну быти Божеству злату, или сребру, или камению и начертанию художну, и смышлению человека. Глаголет бо и Иоанн Дамаскинский: коим же, невидимаго и безтелеснаго и не описаннаго и не образнаго Бога, кто может сотворити подражание; пребезумия убо крайняго и нечестия образовати Божество. Подобие же возбраняет о сем и Святый Григорий Двоеслов; сего ради Саваофа, Иже есть Божество: и тое преждевечное рождение Единороднаго Сына от Отца, умом точию подобает нам разумети, а писати во образех, отнюд не подобает и невозможно. И Святый Дух не есть существом голубь, но существом Бог есть. А Бога никтоже виде, якоже Иоанн Богослов и Евангелист свидетельствует, обаче аще во Иордане при святом Крещении Христове, явися Святый Дух в виде голубине; и того ради на том месте точию подобает и писати Святаго Духа в виде голубином. А на ином месте имущии разум, не изобразуют Святаго Духа в голубином виде. Зане на Фаворстей горе яко облаком явися и иногда, инако. Еще же Саваоф не именуется точию Отец, но Святая Троица. По Дионисию Ареопагиту, Саваоф толкуется от жидовска языка, Господь сил: се Господь сил, Святая Троица есть, Отец и Сын и Святый Дух. Обаче аще и Даниил пророк глаголет: яко видех ветхаго денми седяща на судищи. И то не о Отце разумеется, но о Сыне, еже будет во Второе Его Пришествие судити всякаго языка страшным судом.

http://sedmitza.ru/lib/text/440371/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010