У Вассиана ничего подобного не было. Человек с огромной выдержкой, он умел выслушивать спокойно, даже участливо, совершенно противоположные его взглядам мысли и столь же объективно обсуждать их, не давая места никакому личному чувству. Огромным достоинством Вассиана была его простота и доступность каждому. Он не изрекал, как Тареев, смотревший свысока на окружающих, а охотно делился накопленным знанием и жизненным опытом, отнюдь не навязывая их слушателям, но привлекая их внимание и заставляя задуматься. Мне приходилось часто с ним встречаться во время моей учебы в Академии и потом, когда и Академия, и Лавра были уже закрыты: в его келье, на частной квартире в Сергиеве, в доме одной из ревностных прихожанок 92 академического храма. С ним было всегда интересно говорить еще и потому, что Вассиан никогда не повторялся и в разных ситуациях позволял себе высказывать иногда весьма свободные мысли. Это не было бравадой или выражением пошатнувшейся веры, как то мне поначалу казалось. Однажды, будучи в доме наших общих друзей, Вассиан высказал свое мнение по какому-то богословскому вопросу, далекое от общепринятого. Хозяйка, дама образованная, напомнила, что совсем недавно он затронул ту же тему в своей проповеди, причем говорил несколько иначе. Вассиан охотно откликнулся и сказал, обращаясь к хозяйке: – В церкви я говорил для народа, зная, что среди богомольцев много не только малообразованных, но даже просто неграмотных людей. Им нельзя говорить о разных мнениях по одному богословскому вопросу, потому что они не смогут в этом разобраться, а смута в словах внесет смуту в их мысли и в их веру. Им следует нести церковное учение в наиболее доходчивых словах и понятиях, чтобы не ввести в соблазн сомнения. Вам же, женщине с высшим образованием, много читающей по вопросам религии, я могу сказать гораздо больше, зная, что вы поймете меня... И, повернувшись ко мне, добавил: – А вот вам, как студенту Академии, я могу сказать по этому вопросу гораздо больше и смелее, потому что вы сумеете понять, где частное богословское мнение следует отделить от действительного учения Церкви. Флоренского часто обвиняют, что он ссылается в своих работах на принципы эзотеризма и экзотеризма, то есть знания тайного, открываемого лишь посвященным, и знания общедоступного, понятного и профанам. Многие полагают, что все это он позаимствовал у теософов и антропософов 93 . На самом же деле это всего только обычный педагогический прием. Ведь в жизни мы одним языком говорим с подростком, другим – со взрослым человеком, но не имеющим специальных знаний, третьим – со своим собратом, понимающим нас с полуслова... А истина одна! Но для того чтобы человек смог ее постичь, всякий раз мы приноравливаемся к его знаниям, опыту, способности понимать то, что стоит за словами...

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

Мысли, изложенные в этом послании, Иосиф подробнее раскрыл в трех последних Словах своего «Просветителя». Более всех белозерских старцев враждовал на Иосифа старец-князь Вассиан. Он написал против Иосифа сочинение из нескольких Слов, или статей, большею частию очень кратких, из которого видно, что существовало такое же сочинение и Иосифа против Вассиана, по частям разбираемое последним, но до нас не дошедшее. Вассиан восставал на Иосифа почти по всем церковным вопросам, занимавшим тогда наше общество и правительство. Укорял Иосифа за то, будто он-то вопреки святым правилам уговорил на Соборе по страсти и из человекоугодничества запретить священнослужение всем вдовым священникам, нечистым и чистым. Доказывал, что монастырям и самим владыкам не следует владеть селами и крестьянами, причем резко порицал всех, монахов и архиереев, за их корыстолюбие, многостяжательность и пышность, за их обиды и притеснения крестьянам, за их тяжбы по имениям в мирских судилищах. Доказывал также, что хотя «святителям и всему священному Собору подобает проклинать еретиков, если они не каются или насильно сопротивляются, а царям и князьям подобает заточать их и казнить» (значит, и Вассиан вовсе не был защитником так называемой свободы совести), но кающихся еретиков следует прощать и миловать, причем называл тех из жидовствующих, которые подверглись казни, несмотря на свое позднее раскаяние, мучениками, а самого Иосифа именовал человеконенавистником, учителем беззакония, законопреступником и уподоблял его еретику Новату, запрещавшему принимать покаяние от христиан, согрешающих после крещения . Сочинение Вассиана дышит непримиримою ненавистью к Иосифу и, не показывая в авторе ни высокого ума, ни дальнего образования, ни уменья выражать свои мысли ясно, выказывает всю его боярскую гордость и спесь и духовную, монашескую самомнительность, или самопрельщение. Около того же времени могла быть написана у нас и апокрифическая Беседа Валаамских чудотворцев, Сергия и Германа, если не самим Вассианом, то кем-либо из его единомышленников, белозерских старцев, в которой также говорится о неприличии инокам владеть вотчинами, порицается «простота» царей и князей, наделяющих монастыри селами и землями, еще более порицается поведение самих иноков, их роскошь, нетрезвость и притеснения поселянам, живущим в их владениях, и проводится новая мысль, какой не встречаем, по крайней мере, в известном нам сочинении старца-князя Вассиана, что для содержания монастырей следует давать «урочныя годовыя милостыни», а не вотчины и земли .

http://sedmitza.ru/lib/text/435969/

Тут скоро и кончалась грамота. Инок Вассиан, прочитав ее, глубоко задумался. Опять ожили в душе его давние обиды боярские, и гневно засверкали старческие очи. Разные мысли зароились в уме его… Царь теперь на бояр гневен, Сильвестру не верит, Адашева отдалил. Сам же он молод, и нужен ему советник-наставник, в делах житейских искушенный. Лишь бы только царя здесь в обители увидеть, словом с ним перемолвиться, — и пойдет опять старец Вассиан в Москву ко двору царскому в почет великий. Все дальше и дальше раскидывал умом инок… Вдруг стукнули в двери, и вошел в келью послушник игуменский; позвал он отца Вассиана к игумену. Игумен встретил казначея в великом беспокойстве; лишь только завидев отца Вассиана, воскликнул он: — Нежданные вести получил я из Москвы, отец казначей! Сам царь с царицею и царевичем приедет в обитель нашу, да и скоро приедет. Гонцы-то запоздали, и теперь со дня на день надо ждать приезда царского. Радость засветилась в глазах старого инока, а игумен все по-прежнему беспокоился и сыпал слова торопливые: — Все ли у нас в порядке, отец казначей? Надо царю и царице горницы приготовить, надо отцу ключарю сказать, чтобы отыскал он в погребах монастырских все, что нужно для трапезы царской. А еще, отец казначей, с царем, чай, много челяди наедет; надо кельи для них освободить, пусть уж братия потеснится немного. Долго еще заботился игумен и всякие наказы давал казначею; инок Вассиан слушал наказы игуменские, а сам про себя неотвязную думу думал: как бы ему с царем свидеться и все открыть, что у него на душе лежит. Приготовился монастырский казначей к встрече царской исправно: всего было вволю запасено, все было приготовлено для приезда царского. Недаром торопились игумен и казначей пешношские: только день прошел, а наутро прискакал к воротам монастырским царский вершник и оповестил, что близки суда царские. Загремел большой колокол монастырский, изо всех келий потянулись старцы обительские к берегу; впереди шел игумен, за ним власти монастырские, а там простая братия. Несли иноки иконы и хоругви, чтобы с великою пышностью встретить царя молодого с царицею. Вот показались на реке и царские суда; во всю мочь гребли удалые гребцы, и быстро доплыли они до пристани монастырской. Раздалось громкое пение хора монашеского, вышел навстречу царю Иоанну Васильевичу игумен пешношский с крестом и благословил приезд государев. Поспешно перекинули от берега на судно сходни широкие с перилами, и царь первый на берег вышел, за ним царица молодая, за нею вынесли царевича-младенца, а потом потянулись бояре и ближние люди двора царского. Не было меж ними старца Сильвестра и Алексея Адашева…

http://azbyka.ru/fiction/carskij-duxovni...

Но не всегда блаж. Паисий был таков. Когда являлась потребность решительным словом образумить человека или жестоким, остающимся в памяти на всю жизнь обличением искоренить в душе беззаконника зародившийся грех , – тогда он принимал на себя строгий вид, казался исступленным, мрачным, суровым или вовсе лишенным смысла и рассудка. Проходит однажды женщина через св. ворота Лавры. На руках ее покоится ребенок. О. Паисий к ней: – Ты кого несешь? Ребенка? Бесенка? Дьяволенка? Давай его сюда! Бей о кирпичи, об стену, о камень... Бей! И выхватив младенца из рук обезумевшей матери, замахивается и грозит разбить его на смерть. Прохожие насильно отнимают младенца и возвращают в руки матери. Оказалось, что ребенок прижит без венца, во грехе. И блаженный, предвидя его будущую жизнь, захотел показать его злую судьбу. Ибо, спустя 18 лет, эта же мать многим в Лавре с плачем рассказывала, что ее сын, которого так отличил блаженный старец в младенчестве, не был для нее утехой в старости, а сделался злодеем и попал в тюрьму. Приходит блаженный к духовнику Дальних пещер иеросхимонаху Вассиану и приветствует: – Здравствуйте, душечко. Как поживаете? – Вашими святыми молитвами, о. Паисий. Чем служить могу? – Да вот нужную вещичку для вас принес. Нагнулся и достает из-за голенища длинный, поварский нож. – Не смущайтесь, душечко. Это я вам. – Ах, что вы? Зачем он мне? Не надо, – испуганно отмахивается о. Вассиан. – Что такое?! Не надо?! Нет-с, надо, надо, – искусственно строгим голосом отвечает блаженный. – Кровь выпускать! Понимаете ли, кровь выпускать! На другой день утром возвращается о. Вассиан из церкви и чувствует, что у него кружится голова. Ухватился рукой за стул, но не выдержал и в беспамятстве грохнулся на пол. Призвали докторов, пустили в ход медицинские средства, но тщетно: о. Вассиан скоропостижно скончался от апоплексического удара. А то приходит, однажды, блаженный в лаврскую гостиницу и просится на ночлег. Был май месяц. Богомольцев в Лавре было много, свободных мест не оказалось нигде. Но из уважения к блаженному поместили его в одном номере с приезжим господином. Господин, увидев перед собой оборванного инока, отчаянно запротестовал. Но о. Паисий едва взглянул своему соседу в глаза, как возмутился духом, схватил нож и с криком: «Зарежу!» – бросился на него. Испуганный «барин» давай Бог ноги. О. Паисий за ним. Собралась толпа народа, вдали показался городовой. Но едва «барин» заметил полицию, как стремительно сел на извозчика и ускакал. Вскоре обнаружилось, что поспешно скрывшийся «барин» – отчаянный преступник, совершивший незадолго до того зверское убийство с грабежом и тщательно скрывавший следы своего преступления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Перечисленные сочинения Вассиана отличаются друг от друга по содержанию. «Предисловие» (1) касается вопросов общего характера. Здесь автор среди прочего высказывает свой взгляд на молитву, вполне соответствующий аскетически–мистическим воззрениям Нила Сорского, а именно: молитва для молящегося — это оружие в духовной брани и средство для вхождения в свою «внутреннюю клеть», ее глубина и сила заключаются не в красоте молитвенного пения. Для Вассиана это утверждение является не только выражением его аскетических воззрений, но и критикой формализма иосифлянского внешнего благочестия. «Слово ответно» (2) особенно хорошо отражает принципы и характер полемики Вассиана. Он критикует здесь формальное толкование иноческих обетов и требует, чтобы монах не только внешне, но и внутренне соблюдал в своей аскетической (монастырской) жизни заповеди Христа. Эти заповеди требуют самоотречения и самопожертвования, отказа от земных благ и ценностей. А на деле из–за того, что монастыри владеют землей, населенной крестьянами, из–за связанных с этим хозяйственных попечений, монашество, по мнению Вассиана, живет в полном забвении заповедей Христа  . Говоря о необходимости устроить иноческое житие по Евангелию, Вассиан имеет определенную цель — вернуть монашество к его христианским аскетическим истокам: «На первую духовную красоту и удобрение возвратитися желаем»  . В этом сочинении Вассиан предстает перед нами как представитель определенного аскетического направления, как выразитель своего личного духовного опыта; другое же его сочинение — «Собрание от правил святых» (3) — представляет собой типичный критически–полемический труд, попытку опровергнуть утверждения «стяжателей», и главным образом Иосифа. Иосиф оправдывал свои требования о необходимости и допустимости монастырских владений примерами из житий древнерусских основателей монастырей и подвижников благочестия. Вассиан оспаривает эти доводы ссылками на жития древнехристианских подвижников — Пахомия Египетского, Евфимия, Саввы и Феодосия Палестинских  и пишет, что эти древнехристианские подвижники были нестяжательны и проводили жизнь в великой нужде и отвержении мирских благ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Если великий князь предоставил Вассиану свободу писать и говорить против вотчиновладения монастырей по своим государственным расчётам, то относительно митрополита Варлаама есть некоторые основания думать, что он был в этом случае сторонником Вассиана по своим убеждениям. Последний говорит, что предпринял составление своей новой редакции Кормчей по благословению митрополита Варлаама 1355 , и потом, что встретив недоумение относительно некоторых канонических правил делал доклад о них митрополиту и всему священному собору 1356 . Чтобы Вассиан говорил неправду, это нельзя допустить: сейчас указанное он утверждает и сообщает в записях, читаемых в самой его Кормчей, а Кормчая была не только начата, но и окончена им в бытность Варлаама на кафедре митрополичьей, так что он лгал бы на митрополита так сказать в присутствии его самого 1357 . Но в новой редакции Кормчей, которую предпринял составить Вассиан, не было никакой общецерковной нужды и единственным побуждением, которым он водился в этом случае, должна быть считаема его надежда открыть и доказать, что читавшиеся в позднейших наших Кормчих канонические правила, которыми дозволяется монахам владение вотчинами, суть поддельные. Трудно допустить, чтобы для митрополита могло составлять секрет это побуждение; но если он благословил труд, предпринятый по такому побуждению, то можно подозревать, что он сочувственно относился к самому побуждению, ибо иначе, не будучи в состоянии остановить Вассиана своим неблагословением и запрещением, он мог отказать ему в благословении. Далее мы знаем, что к числу главных друзей и советников Вассиана принадлежал старец митрополита Варлаама по имени тоже Вассиан 1358 . Если бы митрополит был врагом Вассиана, то едва ли бы он стал терпеть при себе старца, который был одним из главных его друзей. Наконец, и характер митрополита Варлаама, насколько мы его знаем и о чём ниже, даёт некоторые основания предполагать в нём человека, близкого по образу мыслей к преподобному Нилу Сорскому . Обращаемся к другому деятелю времени митрополита Варлаама преподобному Максиму Греку .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

(См. об этом происшествии «Ист. церк.» Феодор. кн. 1, гл. 7; – Никиф. кн. 8, гл. 14: – Созом. кн. 9 гл. 26; – Кассиод. кн. 9, гл. 28); (сн. кн.: «История боголюбцев», блаж. Феодорита, еп. киррского стр. 17 – 18). IV. Однажды св. Вассиал, епископ лавдикийский, вследствие одной церковной нужды, пришел в город Медиолан. Когда он вошел в город, то увидал на рынке одного торговца, который вешал купленный у него товар. Этот торговец был алчный до наживы и обогащался единственно лишь обманом. И что же святой Вассиан видит? У этого торговца на одной стороне весов сидел в виде малого черного ефиопа бес и перетягивах на свою сторону обманом весимый товар. Вассиан удивился такому явлению и спросил бывших с ним: «видите ли вы что-нибудь необыкновенное у этого торговца?» Те отвечали: «ничего не видим». Тогда святой помолился Богу, чтобы и шедшие с ним увидели то же, что он видит, и по молитве его бывшие с ним Климент пресвитер и Елвоний диакон также увидали беса на весах торговца, склонявшего на свою сторону проданный товар. Они сказали Вассиану: «да, отче, подлинно справедливы слова Давида, что лживи сынове человечешии в мерилех» ( Псал. 61, 10 ). Святой подозвал после этого нечестного торговца и спросил: «верны ли у него весы?» Тот отвечал, что верны, и с клятвою стал уверять, что торгует без обмана. Тогда Вассиан показал ему беса, сидящего на весах его, и сказал: «знай, что за обман твой бес этот сейчас войдет и в самого тебя и с мучением исторгнет душу твою от тебя». К счастию нечестный торговец опомнился. Увидав беса, он пришел в трепет и ужас, пал к ногам святого и искренно обещал исправится. Святой после этого, сделав ему увещание, отгнал от весов беса, и, велев торговцу все нажитое неправдою раздать бедным, продолжил свой путь. («Ч.-М.» июня 10). V. Один купец, для оборота в торговле, часто занимал деньги у святого Спиридона; когда же, возвращаясь, приносил ему долг свой, старец обыкновенно приказывал ему самому положить деньги в ящик, из которого взял. Старец верил купцу и не считал денег. Многократно купец, с позволения святого, брал и отдавал золото, и Господь благословлял его торговлю. Но однажды, соблазнившись, не положил купец принесенных денег в ящик и, обманув св. Спиридона, удержал у себя... Что же вышло? Не только утаенное золото не принесло ему никакого прибытка, но он вскоре обнищал совершенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Чужое послушание Как-то отец Валериан загрустил: наскучило ему послушание келаря. Хлопотное, беспокойное. И хранение продуктов, и выдача их к трапезе, и заготовка – всё на твоих плечах. В подвале овощном холодно. На кухне жарко. Электричество иногда отключают – холодильник течёт. Глаз да глаз нужен… Следи, чтобы мыши крупу не съели, чтобы ничего не испортилось, чтобы по уставу продукты на трапезу выдать. Фото: Герд Людвиг/National Geographic То ли дело на клиросе: поёшь себе, Бога славишь, то-то благодатно… Или вот в библиотеке монастырской: духовные книги можно читать, мудростью Святых Отцов обогащаться. Но самое лёгкое – в монастырской лавке. Сидишь себе в тепле. Уютно, чисто, сухо. Читаешь себе книги или молишься. Когда ещё паломники приедут. А и приедут – икону купят или крестик там, записочки подадут, и опять можно молиться или читать в одиночестве. Благодать! В лавке обычно нёс послушание отец Вассиан, монах добродушный, всегда приветливый и невозмутимый. И отец Валериан думал: «Конечно, легко пребывать в ровном мирном устроении духа на таком-то спокойном послушании… Вот попробовал бы отец Вассиан келарем потрудиться… А то – сиди себе в лавке – молись, книги духовные читай… Эх, вот достанется же кому-то такое полезное для души послушание!» В помыслах своих отец Валериан на исповеди духовнику, игумену Савватию покаялся: унываю, дескать, тяжёлое, дескать, келарское послушание, одни хлопоты и заботы – суета. А отец Савватий ему и говорит: – Так отец Вассиан приболел как раз, давай, отец Валериан, замени его в лавке на пару дней. Ты продукты дежурным трапезникам выдай вперёд, а сам – в лавку. Обрадовался инок: хоть пару дней в тишине отдохнёт. Помолится, новинки книжные полистает. С утра книгу новую с собой про Афон взял. Только в лавке присел – паломники приехали. Дама нарядная, на голове кудри золотые, косынка кисейная чуть на макушке держится: – Мне крестик нужен! Достал отец Валериан планшетку. А дама говорит: – Покажите самый большой! Достал другую планшетку с крестиками побольше.

http://pravoslavie.ru/58332.html

Начальное звено этой цепи — покаяние в грехах, не только словом, но и делом. Государю, да и вообще любому христианину, необходимо иметь такое же мужество для признания своих грехов, какое явил на кресте благоразумный разбойник. Боязливый и малодушный никогда этого не сделает. Следствием всецелого покаяния становится смирение пред Богом — потому что оно произрастает лишь в очищенном сердце — и доверие к Нему, упование на Его всесильную руку и помощь. Смирение это, рожденное мужеством покаяния и осознания высокого долга христианина, — истинно, и его следует отличать от смирения ложного — перед врагом и злом, которые кажутся сильнее. Вассиан укоряет Ивана III в том, что тот перед ханом Ахматом смиряется как перед царем, просит того о мире и отправляет к нему послов. Автор Послания с гневом пишет о советчиках князя, которые нашептывают ему мысли покориться хану, бежать, оставить свою землю на расхищение врагу. Какие бы ни были у них аргументы, их советы — от лукавого и от трусости, от забвения евангельских заповедей, а в конечном итоге от нераскаянности во грехах. Ведь и само Батыево разорение Руси, утверждает Вассиан, Бог попустил не только за великие грехи русских людей, но «особенно за отчаяние и маловерие». Истинное смирение, говорит автор Послания, таково: «не унывай, но возложи на Господа печаль твою, и Он тебя укрепит». Такое смирение и упование на Бога, в свою очередь, имеют следствием то мужество и храбрость, которые необходимы воину на поле брани — готовность стоять насмерть, силу духа и воли, подкрепленные сознанием правого дела. Это мужество Вассиан сравнивает с мужеством христианских мучеников, которые осознанно  шли на смерть во имя Христа. Оно противоположно мужеству, которым хвалятся язычники, которое возгревается от ярости и гнева, от разгорячения крови, — христианское мужество проистекает из мира в душе. Мужество воина-христианина, павшего на поле брани, защищая народ православный, так же награждается от Бога венцом святости. Государю же православному и его войску, видя их дерзновенную решимость и отвагу, всемилостивый Господь посылает победу и «покоряет врагов под ноги их». Такую смелость явил за сто лет до того Дмитрий Донской — он «не усомнился, не убоялся, не обратился вспять». Господь видел его твердое намерение «не только до крови, но и до смерти страдать за веру… за врученное ему Богом словесное стадо Христовых овец» и даровал русскому войску одоление Мамаевой рати. Так же следует поступить и Ивану III. Господь за эти самоотвержение и жертву «чудесным образом направит твою десницу… и одолеешь ты окруживших тебя врагов…». Более того, эта священная победа станет началом «непоколебимой и безупречной царской власти» Ивана III, которую Господь даст в руки ему и его роду. Вот последнее звено Вассиановых рассуждений — незыблемое царство как награда.

http://radonezh.ru/2020/10/19/religiozna...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010