На повороте к Ржевскому полигону под Петербургом установлен поклонный крест в память о жертвах красного террора 17 июня 2009 г. 17:11 Поклонный крест во Всеволожском районе Ленинградской области на повороте от Рябовского шоссе, ведущего ко Ржевскому артиллерийскому полигону — месту массовых расстрелов во время «красного террора», установлен 14 июня, в праздник Всех святых. Чин его освящения и поминовение жертв советских репрессий совершил настоятель храма святой великомученицы Анастасии Узорешительницы протоиерей Александр Степанов. Символ православной веры у поворота к пороховым складам полигона станет маяком для проезжающих мимо незаметной болотистой тропки, ведущей к месту казней. «Заметив крест у дороги, проносящиеся мимо автомобилисты приостанавливаются», — рассказал отец Александр корреспонденту «Воды живой». На самом Ржевском полигоне несколько лет назад также был установлен поминальный крест, у которого служатся панихиды по убиенным. В традиционных богослужениях, проходящих 5 сентября, в день издания «Декрета Совета народных комиссаров о красном терроре», обычно собирается до 200 человек. Теперь для всех желающих помянуть убиенных на дороге есть ориентир. По разным подсчетам на Ржевском полигоне в 1918-1920-х годах было убито от 9 до 18 тыс человек. Пороховой склад полигона называли «накопителем» — в нем приговоренные проводили последние часы жизни. Среди них священномученик митрополит Петроградский Вениамин, преподобномученик архимандрит Сергий (Шеин), поэт Николай Гумилев, другие представители дворянства и духовенства. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/675527.htm...

Я никак не ожидал этого заключения. – Послушай, старик, – заговорил я, коснувшись до его плеча, – сделай одолжение, помоги. – Ступайте с Богом! Я устал: в город ездил, – сказал он мне и потащил себе армяк на голову. – Да сделай же одолжение, – продолжал я, – я… я заплачу. – Не надо мне твоей платы. – Да пожалуйста, старик… Он приподнялся до половины и сел, скрестив свои тонкие ножки. – Я бы тебя свел, пожалуй, на ссечки . Тут у нас купцы рощу купили, – Бог им судья, сводят рощу-то, и контору выстроили, Бог им судья. Там бы ты у них ось и заказал или готовую купил. – И прекрасно! – радостно воскликнул я. – Прекрасно!.. пойдем. – Дубовую ось, хорошую, – продолжал он, не поднимаясь с места. – А далеко до тех ссечек? – Три версты. – Ну что ж! Мы можем на твоей тележке доехать. – Да нет… – Ну, пойдем, – сказал я, – пойдем, старик! Кучер нас на улице дожидается. Старик неохотно встал и вышел за мной на улицу. Кучер мой находился в раздраженном состоянии духа: он собрался было попоить лошадей, но воды в колодце оказалось чрезвычайно мало, и вкус ее был нехороший, а это, как говорят кучера, первое дело… Однако при виде старика он осклабился, закивал головой и воскликнул: – А, Касьянушка! здорово! – Здорово, Ерофей, справедливый человек! – отвечал Касьян унылым голосом. Я тотчас сообщил кучеру его предложение; Ерофей объявил свое согласие и въехал на двор. Пока он с обдуманной хлопотливостью отпрягал лошадей, старик стоял, прислонись плечом к воротам, и невесело посматривал то на него, то на меня. Он как будто недоумевал: его, сколько я мог заметить, не слишком радовало наше внезапное посещение. – А разве и тебя переселили? – спросил его вдруг Ерофей, снимая дугу. – И меня. – Эк! – проговорил мой кучер сквозь зубы. – Знаешь, Мартын-то, плотник… ты ведь рябовского Мартына знаешь? – Знаю. – Ну, он умер. Мы сейчас его гроб повстречали. Касьян вздрогнул. – Умер? – проговорил он и потупился. – Да, умер. Что ж ты его не вылечил, а? Ведь ты, говорят, лечишь, ты лекарка. Мой кучер видимо потешался, глумился над стариком.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-okhotni...

И тогда, конечно, можем надеяться и на исцеление, ибо слово Господне неложно говорит, что «сердце сокрушенного и смиренного Бог не презрит» ( Пс.50 ) и что «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор.7:10 ). Аминь. 10-й день 289. Торговцам, которые привыкли обмеривать и обвешивать своих покупателей (Из жизни св. Вассиана, епископа Лавдийского, июня 10) Все торговцы, как известно, продают товар свой на меру или вес, но, к сожалению, далеко не все из них честно относятся к этим – мере и весам. Многие из них ни во что считают обмерить или обвесить своих покупателей, и это у них даже в привычку вошло, как будто так и надобно. Таковых нечестивых торговцев слово Божие, конечно, осуждает и говорит про них следующее: «В доме твоем не должна быть двоякая ефа, бóльшая и меньшая,... ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду» ( Втор.25:14–16 ). Итак, нечестные торговцы пусть знают, что обмеривая и обвешивая своих покупателей – тем самым они творят мерзость перед Господом. Но почему же, однако, братие, их обмеривание и обвешивание клеймятся столь позорным именем? Почему обмеривание и обвешивание так противны Господу? Почему они есть мерзость в очах Его? Ответ на это простой: потому клеймятся столь позорным именем, и потому противны Господу, и потому есть мерзость в очах Его, что они суть прямо дело диавольское. Знайте, братие, что не кто иной, как диавол непосредственно учит нечестивых торговцев обмеривать и обвешивать их покупателей; и эту истину мы докажем вам самым делом. Однажды св. Вассиан, епископ Лавдийский, ради некоторой церковной нужды пришел в город Медиолан. Когда он вошел в город, то увидел на торжище одного торговца, который вешал купленный у него товар. Этот торговец был алчный до наживы и обогащался единственно лишь обманом. И что же святой Вассиан видит? Что у этого торговца на одной стороне весов сидит в виде самого черного эфиопа бес и перетягивает на свою сторону обманом весимый товар. Вассиан удивился такому явлению и спросил бывших с ним: «Видите ли вы что-нибудь необыкновенное у этого торговца?» Те отвечали: «Ничего не видим».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Пред самой кончиной он предсказал бедствия, ожидающие Россию, и последним его словом было: «Слава Богу за все!» Он почил о Господе 4 февраля 1532 года. Вскоре после его кончины открылись знамения его близости ко Господу. Один из учеников его, Кириак, имел послушание ловить рыбу. Во время погребения преподобного он был тяжко болен и горько плакал о том. Ему явился преподобный в сопровождении двух светлых юношей, которые держали горящие свечи в руках, и сказал: «Что ты так долго болеешь, брат мой Кириак? Вставай скорее и иди ловить рыбу на утешение братии». При этих словах преподобный осенил болящего крестным знамением и скрылся от взоров. В страхе проснулся расслабленный и начал понемногу двигать руками и ногами; он велел нести себя ко гробу преподобного и, со слезами исповедав грехи свои, получил совершенное исцеление. В тот же день исцеленный пошел на рыбную ловлю и наловил так много рыбы, сколько не ловил никогда. Особенно замечательно дивное знамение, прославившее обитель угодника Божия и бывшее причиной многих милостей царских к месту подвигов преподобного Кирилла. Однажды царь Иоанн Васильевич почивал в своих царских чертогах; во сне является ему благообразный старец и тихим голосом говорит: «Завтра, благоверный государь, не ходи до третьего часа дня в приемную палату твоих чертогов, чтоб не умереть тебе внезапной смертью .» Изумился царь и спросил его: «Кто ты и как без нашего повеления дерзнул ты войти сюда?» Старец без страха отвечал: «Имя мое Кирилл Белый, а пустынь моя от Белозерска в тридцати поприщах; послушай меня, царь, в том, что сказал я тебе». И, сказав это, старец стал невидим. В ужасе проснулся Иоанн и размышлял: «Если бы не от Бога был послан сей инок, не открыл бы своего имени и своей пустыни». Царь не мог заснуть до самого утра и молился Богу, никому не открывая своего видения весь тот день. В третьем часу действительно в приемной палате послышался треск и палата обрушилась, похоронив под развалинами своими несколько человек. Тогда только царь всем рассказал о своем видении и стал расспрашивать, не бывал ли кто на Белом озере и не знает ли пустынь Кирилла Белого. Немедленно послал Иоанн в Кириллову пустынь нарочного со своей царской грамотой и просил отслужить преподобному Кириллу молебен о его царском здравии. Из обители прибыл игумен Вассиан с иконой и просфорой к царю, и благодарный царь подарил обители две деревни и всю землю на две версты во все стороны от монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пацифисты вроде Кураева любят ссылаться на случай при императоре Никифоре Фоке (963-969 гг.), когда патриарх с архиереями отказали царю в просьбе причислять всех стратиотов погибших на бранях, к мученикам за веру. Но имеет ли вероучительное значение этот единичный случай в истории для самой Церкви и так ли в нем все однозначно? Вот как этот казус при царе Никифоре Фоке трактует знаток христианской истории святитель Димитрий Ростовский : «Спрашивали некогда при греческом царе Никифоре: как нужно мыслить о спасении тех, которые на бранях за честь Божию и царскую и за целость христианства умирают? И разрешили вопрос этот так: если великое дело - умереть за одного человека, по словам Господа: " Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих " (Ин. 15, 13), - то тем более великое дело - умереть за Бога и за Царя, то есть Помазанника Божия, и за все множество верных. Поистине, " нет больше той любви " , и они достойны венца мученического, как это и указано было во время бывшей некогда брани великого князя Димитрия с нечестивым Мамаем, ибо тогда были усмотрены сходящие с высоты венцы на полк православных воинов, храбро сражавшихся, которые, " подвигом добрым подвизались " (2Тим. 4, 7), души свои за всех полагали. Такова честь и надежда у Господа Бога для воинства христианского, только бы сами они не теряли спасения своего какими-либо злыми делами!» (Из Поучение на Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, месяца января, в 1 день («Дали Ему имя Иисус» (Лк.2, 21))/Поучение и слова. т.1) Более того, можно смело утверждать, что Церковь в лице святых своих угодников категорически настаивала, что все воины-христиане, гибнущие за Веру и Отечество на войне, достойны мученического венца. Вот что об этом пишет в знаменитом «Послании на Угру» (1480 г.) святитель Вассиан Ростовский : «А достойный похвал великий князь Дмитрий (Донской)..., пошедший на подвиг Господа ради, и доныне похваляем и славим не только людьми, но и Богом. Ангелов он удивил и людей возвеселил своим мужеством, а те, что подвизались вместе с ним до смерти, от Бога получили оставление грехов и мученическими венцами почтены были, также как и древние мученики, которые за веру пострадали от мучителей, за исповедание веры Христовой умерли».

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/15/sv...

Аз днесь родих Тя ( Пс. 2:7 ); г) се дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя ему Еммануил ( Ис. 7:14 ); д) и ты Вифлееме, доме Ефрафов... из тебе изыдет Старейшина…, исходи же его из начала от дней века ( Мих. 5:2 ). Наконец, между свидетельствами о личности и божестве Св. Духа, встречаем следующее: а) и почиет на нем (Мессии) Дух Божий, Дух премудрости и разума и проч. ( Ис. 11:2–3 ); б) Дух Божий, сотворивый мя ( Иов. 33:4 ); в) Господь посла мя и Дух его ( Ис. 48:16 ): г) Дух Господень на мне, его же ради помаза мя и проч. ( Ис. 61:1 ); д) и будет в последние дни, излию от Духа моего на всяку плоть и проч. ( Иоил. 2:28 ). Все эти свидетельства действительно относятся к подтверждению тех догматов, которые защищал Иосиф, и доселе употребляются православными богословами в подобных трактатах. Притом, приводя эти свидетельства, Иосиф старался объяснять их, по крайней мере важнейшие, показывал их смысл и силу, и ниспровергал ложные толки еретиков. Но, с другой стороны, нельзя не сознаться, что многие другие свидетельства, приведенные Иосифом, мало соответствуют его цели или даже совсем не имеют того значения, какое он им приписывает, и что большая часть из них приведены без всякого объяснения и толкований. Вопрос, которым занимался Иосиф, в первом своем слове, для него не был нов. Еще до игуменства Иосифа (1 мая 1479 г.), какой-то архимандрит Вассиан просил его написать о Пресв. Троице на основании ветхого завета. Почему родилось у архимандрита такое желание – не известно; но он мог уже слышать о лжеучении жидовствующих, которые начали действовать у нас с 1471 года. Как бы то ни было, только Иосиф, еще вовсе не знавший тогда о жидовствующих, исполнил желание архимандрита, хотя неохотно, и в послании к нему изложил учение ветхого завета о Пресв. Троице. Впрочем это послание Иосифа несравненно короче его слова и, представив пять- шесть ветхозаветных свидетельств собственно о Пресв. Троице, вовсе не касается свидетельств о божестве Сына Божия и о божестве Св. Духа 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Тогда святой помолился Богу, чтобы и шедшие с ним увидели то же, что он видит, и по молитве его бывшие с ним – Климент пресвитер и Елвоний диакон – также увидели беса на весах торговца, склонявшего на свою сторону проданный товар. Они сказали Вассиану: «Да, отче, подлинно справедливы слова Давида, что «сыны мужей – ложь; если положить их на весы " » ( Пс.61:10 ). Святой подозвал после сего нечестного торговца и спросил, верны ли у него весы. Тот отвечал, что верны, и с клятвою стал уверятъ, что торгует без обмана. Тогда Вассиан показал ему беса, сидящего на весах его, и сказал: «Знай, что за обман твой бес этот сейчас войдет в самого тебя и с мучением исторгнет душу твою от тебя». К счастью, тут несчастный торговец опомнился. Увидев беса, он пришел в трепет и ужас, пал к ногам святого и искренне обещал исправиться. Святой, после сего, сделав ему увещание, отогнал от весов беса и, велев торговцу все нажитое неправдой раздать бедным, продолжал путь свой (Чет. Мин. июня 10). Итак, подлинно истину мы сказали, что обмеривание и обвешивание потому есть мерзость перед Господом, что непосредственно происходят от наущения диавольского и есть дело его рук. А отсюда что же следует? Конечно то, что если это есть дело диавольское, то и нажива от сего никогда впрок не пойдет лживому торговцу. И доказать это последнее тоже нетрудно, ибо стоит только оглянуться нам вокруг себя. Так, не на наших ли глазах то и дело рассыпаются в прах нажитые неправдой дома? И не часто ли, идя мимо иного дома, приходится сказать: но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу! А все от чего? От того, что от Бога неправды не утаишь; и обман людской Он видит, и обманщиков лишает Своих милостей, и наказывает. Но впрочем, наказание для таких людей в этой жизни еще ничего, но вот пусть они подумают о том, что будет им после смерти. О, братие, там уже и подлинно худо им будет! Ибо сказано: «Плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» ( Иак.5:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Я тоже поставлен питать вас духовной пищей, и я неоднократно, вопреки святому апостолу Павлу, питал вас и твёрдой пищей и излагал вам великие тайны богословия. Я не знаю, как восприняли вы это, но я верю, что и твёрдая пища бывает вам полезна. Нужно только, чтобы вы были достойны этой твёрдой пищи, важно, чтобы о вас я не мог сказать того, что говорит святой апостол о Коринфянах. Он говорит, что должен питать их молоком, потому что они ещё плотские, «ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» ( 1Кор.3:3 ). Разве мало зависти, ссор и разногласий между вами, разве и вас не должно назвать плотскими? О разногласиях говорит св. ап. Павел: «Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?» ( 1Кор.3:4 ). А разве вы не плотские, когда говорите: «Я Лукин», «я Мануйлов», «я Аристархов», «я Романов»? Разве мало разделения среди вас? Разве нет среди паствы моей и таких, которые и нас всех отвергают и избрали других учителей? Есть здесь такие в Тамбове, которые избрали полоумного монаха-философа и говорят: «я философов». «Кто Павел? кто Аполлос?» Кто Лука? Кто Мануил, кто Аристарх, кто Роман? «Они только служители, через которых вы уверовали, и притом по скольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» ( 1Кор.3:5–6 ). Насаждали в ваши сердца многие предшественники мои – насаждали Кирилл, Иннокентий, Зиновий, Вассиан. А теперь Господь мне повелел насаждать. И я насаждаю и стараюсь, чтобы возросла жатва из посева моего. Но когда земледелец пашет землю и бросает в неё семена, разве он виновник того, что возрастёт? Жатву взращивает только Бог . Посеял крестьянин, поливал крестьянин и ждет, пока возрастит Бог. Так и мы сеем в сердца ваши, так и мы вспахиваем почву сердец ваших и бросаем в них семена слов Божиих и ждём, что возрастит Господь. Когда видим мы жатву, когда собираем спелые колосья, то радостью несказанной наполняются сердца наши. С великой радостью слышал я не раз, что многие из вас, пришедшие сюда, в храм Божий, с холодным сердцем, потерявшие веру или никогда её не имевшие, уходили отсюда, унося в сердцах своих семена правды Божией. И дивным образом возращает Господь те семена, которые мы, недостойные, в сердца ваши сеем, и даёт нам великую радость видеть спелую жатву.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

И таких людей, отделившихся от нас, мы не оставили; но чтобы они, оставленные нами, не сделались хуже, мы убеждали и убеждаем их принесть покаяние в ожидании, что они могут каким-либо образом получить отпущение от Того, Кто имеет власть даровать его. Итак, видите, братья, что и вам нужно делать то же самое, дабы и падшие, вразумляясь вашим убеждением, в случае нового преследования явились исповедниками и таким образом могли загладить прежний грех свой. Нужно исполнять вам и другие лежащие на вас обязанности, которые и мы вам передали, то есть: если бы впадшие в искушение сие начали смущаться такою слабостию и, раскаявшись в своем поступке, пожелали общения, то таковым всячески надобно помогать. И вдовы, и расслабленные, которые не могут подняться, и заключенные в темницах, и изгнанные из домов своих – все они непременно должны иметь, кто бы служил им. Также и оглашенные должны быть обнадежены в помощи в случае немощи их. А если бы, что особенно важно, тела мучеников и других оставались без погребения, то большая беда угрожает тем, на ком лежит это дело. Посему кем бы из вас и по какому бы случаю ни было сделано это дело, мы уверены, что он признан будет «добрым рабом», который, быв «верен в малом, поставлен будет» над десятью городами ( Лк. 19, 17 ). Но дай Бог, подающий все уповающим на Него, чтобы мы все обрелись исполнителями таких дел. Приветствуют вас братья, находящиеся в узах, и вся Церковь , которая со своей стороны с величайшею заботою печется о всех призывающих имя Господа. Просим взаимно и вашей памяти о нас. Да будет вам известно, что Вассиан пришел к нам, и вместе с тем просим вас, имеющих ревность Божию, разослать по удобным случаям список с письма сего ко всем, кому можно, или напишите даже свое письмо, или отправьте нарочитого посла, чтобы все твердо и непоколебимо стояли в вере. Желаем вам, возлюбленнейшие братья, всегда быть в добром здоровье». Письмо к мучениками и исповедникам Киприан мученикам и исповедникам, в Иисусе Христе, Господе нашем, и в Боге Отце желает вечного спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Живя на Белоозере, Вассиан посвящал много времени на «пытание» и проверку на памятниках церковной письменности своих догматических и нравственных воззрений, относительно которых его ум мучился сомнениями. Но при знакомстве с священными и церковными книгами он пришел к убеждению в их неисправности, в существовании в них противоречий. Наступил для него новый еще более томительный период сомнений, под влиянием которых на основании одного места, вполне авторитетного для того времени учительного евангелия, склонялся даже к еретическим тенденциям, он напр. склонен был признавать Божественную личность И. Христа за тварь. 161 Но этот вопрос был для него предметом сомнения, а не твердого убеждения, и Вассиан продолжал пытать его и после того, как он уже оставил Белоозеро. Попав в сродное себе общество, Вассиан постарался изучить и понять глубокомысленного своего учителя преп. Нила. Действительно он усвоил себе принцип критического отношения к памятникам церковной письменности, на котором останавливался преп. Нил. Вассиан дал ему большую ясность и сообщил большую отчетливость, расширил, его значение, перенес на жизненную почву и очень широко пользовался им в своей продолжительной и разносторонней полемике. Вассиан усвоил и все мировоззрение преп. Нила, свел его на практическую почву, и применял к разным явлениям и спорным вопросам современной общественной жизни. Таким образом рассматриваемый с этой стороны своей деятельности Вассиан является несамостоятельным мыслителем и писателем, в скорее популяризатором чужих идей, но и в то же время Вассиан по справедливости может быть назван одним из редких публицистов русской древности. Что касается нравственного характера Вассиана, то он, после поступления его в монашество, нисколько не изменился: Вассиан остался верен себе и под рубищем инока. Он не сумел схоронить под мантиею и кукулем ни своих политических симпатий и антипатий, ни смелости государственного человека и дипломата, ни заносчивости боярина. 162 Разница произошла только в том, что указанные черты характера Вассиана теперь стали выражаться в несколько ином виде и действиях, вполне сообразных с новым положением, – положением бывшего боярина, а теперь невольно инока.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010