Незаконченной и внутренне несогласованной является не только метафизика, но и антропология Соловьева. Основной вопрос о соотношении личности и человечества, индивидуальности и мировой души нигде не ставится Соловьевым. Поэтому в нем, с одной стороны, глубоко сидит чувство абсолютности личности, но оно тут же ослабляется имперсоналистическим разложением личности. Если София, как идеальное человечество, есть действующая сила истории, почему и в какой мере отдельный человек ответственен за свое участие или неучастие в истории? Если в любви открывается вечная сторона в личности любимого человека, почему смысл любви заключается в приобщении к «всеединству»? Если личность есть только «ипостась» (как толкует Соловьев это понятие), каким образом она может быть субъектом свободы ко злу, проводником хаотических сил? Наконец, если душа мира есть «живое средоточие тварного бытия», почему она двойственна, то есть не целиком тварна? Как метафизически возможно для души мира одновременно принадлежать к тварному и нетварному бытию? С другой стороны, если душа мира есть «небесное существо», каким (начиная с книги «Россия и Вселенская Церковь ») является София, каково её отношение к Софии как идеальному человечеству? Не будем умножать этих вопросов: ставим их лишь потому, что в диалектике развития соловьевских идей у его последователей эти вопросы всплывут во всей своей силе. Но, очевидно, бесспорная историческая влиятельность Соловьева связана не только с самим синтетическим замыслом его, но и с проблемами, включенными в этот замысел. Во всяком случае, то, что успел сделать за недолгую жизнь Соловьев, показывает, что для построения системы философии в русской мысли уже наступила надлежащая пора. Обратимся теперь к другим опытам построения системы философии, и прежде всего к тем мыслителям, которые близки Соловьеву в его религиозной установке. ГЛАВА III. В.Д. КУДРЯВЦЕВ. АРХИЕПИСКОП НИКАНОР § 1. Введение – § 2–8. Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов (1828–1891) – § 9–11. Архиепископ Никанор (Бровкович) (1826–1890)

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Нечаев Александр Андреевич — брат о. Владимира Нечаева, инспектор Тамбовской семинарии. Нечаев Андрей Илларионович — священник, дед митрополита Питирима. Похоронен в с. Селезни под Тамбовом, местные жители до сих пор хранят память о нем. Нечаев Виктор — брат митрополита Питирима, умер в младенчестве. Нечаев Владимир Андреевич (1877–17.12.1937) — протоиерей — отец митрополита Питирима. Нечаев Иван Владимирович (1904–1962) — брат митрополита Питирима, инженер. Нечаев Михаил Владимирович (1901–1970) — брат митрополита Питирима, инженер. Нечаев Николай Владимирович , брат митрополита Питирима, инженер–строитель. Нечаева Александра Владимировна (1911–1985) — сестра митр. Питирима, агроном. Нечаева Анна Владимировна — сестра митрополита Питирима. Нечаева Вера Владимировна (1903–1987) — сестра митрополита Питирима Нечаева Мария Владимировна (1913–1988) — сестра митр. Питирима. Нечаева Надежда Владимировна (1918–1987) — сестра митрополита Питирима, филолог. Нечаева (урожд. Быстрова) Ольга Васильевна (1882–14.01.1962) — мать митрополита Питирима. Нечаева–Череватая Ольга Владимировна (1915–2000) — сестра митрополита Питирима, архитеатор–реставратор. Нечаевы — родственники митрополита Питирима по отцовской линии. Никанор — епископ, ученик Филарета Московского — возможно, имеется в виду Никанор (Бровкович) (1826–1890) — архиепископ Херсонский и Одесский, духовный писатель, мемуарист. С митрополитом Филаретом был также связан Никанор (Клементьевский) — митрополит Санкт–Петербургский и Новгородский (1787–1856) — но он почти его ровесник и приводимый эпизод едва ли мог так долго храниться в устном предании. Никита Филиппович — шофер Издательского Отдела. Никодим библ. Никодим (Ротов) (1929–1978) — митрополит Санкт–Петербургский и Ладожский. Мирское имя — Борис Георгиевич Ротов. Одна из самых ярких и противоречивых фигур истории Церкви новейшего времени. Человек колоссальной энергии, с непреоборимой волей к власти. Родом из Рязанской области. По окончании школы поступил в Рязанский педагогический институт, но вскоре оставил учебу и начал работать при Ярославском архиерейском доме.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

Нечаев Александр Андреевич — брат о. Владимира Нечаева, инспектор Тамбовской семинарии. Нечаев Андрей Илларионович — священник, дед митрополита Питирима. Похоронен в с. Селезни под Тамбовом, местные жители до сих пор хранят память о нем. Нечаев Виктор — брат митрополита Питирима, умер в младенчестве. Нечаев Владимир Андреевич (1877–17.12.1937) — протоиерей — отец митрополита Питирима. Нечаев Иван Владимирович (1904–1962) — брат митрополита Питирима, инженер. Нечаев Михаил Владимирович (1901–1970) — брат митрополита Питирима, инженер. Нечаев Николай Владимирович , брат митрополита Питирима, инженер–строитель. Нечаева Александра Владимировна (1911–1985) — сестра митр. Питирима, агроном. Нечаева Анна Владимировна — сестра митрополита Питирима. Нечаева Вера Владимировна (1903–1987) — сестра митрополита Питирима Нечаева Мария Владимировна (1913–1988) — сестра митр. Питирима. Нечаева Надежда Владимировна (1918–1987) — сестра митрополита Питирима, филолог. Нечаева (урожд. Быстрова) Ольга Васильевна (1882–14.01.1962) — мать митрополита Питирима. Нечаева–Череватая Ольга Владимировна (1915–2000) — сестра митрополита Питирима, архитеатор–реставратор. Нечаевы — родственники митрополита Питирима по отцовской линии. Никанор — епископ, ученик Филарета Московского — возможно, имеется в виду Никанор (Бровкович) (1826–1890) — архиепископ Херсонский и Одесский, духовный писатель, мемуарист. С митрополитом Филаретом был также связан Никанор (Клементьевский) — митрополит Санкт–Петербургский и Новгородский (1787–1856) — но он почти его ровесник и приводимый эпизод едва ли мог так долго храниться в устном предании. Никита Филиппович — шофер Издательского Отдела. Никодим библ. Никодим (Ротов) (1929–1978) — митрополит Санкт–Петербургский и Ладожский. Мирское имя — Борис Георгиевич Ротов. Одна из самых ярких и противоречивых фигур истории Церкви новейшего времени. Человек колоссальной энергии, с непреоборимой волей к власти. Родом из Рязанской области. По окончании школы поступил в Рязанский педагогический институт, но вскоре оставил учебу и начал работать при Ярославском архиерейском доме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

нижегородский (†1850). Слова и речи его, по отзыву архиеп. Филарета, истинно-пастырские поучения, простые и дельные. Архиеп. могилевский Анатолий (Мартыновский), известный своими проповедями и борьбой с католичеством; Архиепископы херсонские Иннокентий (Борисов), ум. в 1857 г., Димитрий (Муретов), ум. в 1876 г. и Никанор (Бровкович), ум. в 1890 г., известный и своими сильными обличениями вредных сочинений гр. Л.Н. Толстого; Епископ смоленский Иоанн (Соколов), ум. в 1869 г. В позднейшее время известны были проповедники: митрополит киевский Антоний (Храповицкий), архиепископ кишиневский Анастасий (Грибановский), прот. Иоанн (Восторгов), выдающийся миссионер, умерщвленный большевиками в 1918 г. Знаменский пишет, что владыка Иоанн (Соколов) " первый осмелился касаться вопросов общественной жизни с церковной кафедры и сделался, можно сказать, основателем этого нового рода церковной проповеди за последнее время " . Примеру его следовали упомянутые после него проповедники. Такие проповеди произносил часто и приснопамятный прот. Иоанн Кронштадтский. Библейское общество. Перевод Библии на русский язык В царствование имп. Александра I основано было 6 дек. 1812 г. библейское общество в подражание такому же британскому (В Англии ок. 1698 г. возникло " общество для распространения христианского знания " , в 1701 г. — " общество для распространения Евангелия для американских колоний " .). С этой целью в Петербург прибыли английские методисты Патерсон и Пинкертон. Их план заключался в распространении Библии между всеми народами России на их природных языках. На первых порах они предложили князю Голицыну издавать и распространять библейские книги только между живущими в России инородцами и иностранцами и лишь на их языках. Государь и кн. Голицын отнеслись к их предложению весьма сочувственно. Имп. Александр сам записался в члены общества с ежегодным взносом в 10000 р. и единовременным в 25000 р. Подписка по всей России дала в 1813 г. 160000 р. Голицын избран был президентом административного комитета общества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Ник. Муравьевым, погреб. 1874 г, в Киевской Андреевской церкви, и с преосвященным Леонидом Краснопевковым, первым викарием московской митрополии, когда Вы были вторым викарием, – А. Н. Муравьев говорил Вам, что видел в Софийском соборе «Львоподобного» – «Λεονεδας»; а другой раз – специально по перенесению из Киева в полоцкую епархию частицы мощей Св. Евфросинии Полоцкой; об этом я прочитал в Ваших «Воспоминаниях о Леониде»; из Твери в Киев переведен митрополитом бывший архиепископ Тверский Филофей Успенский † 1882 г., да и нынешний Киевский маститый – 88-летний митрополит Платон Городецкий , родом из Тверской епархии), в царскую Москву (где Вы провели 16 лет, и куда переведены на митрополию бывшие архиепископы тверские: Платон Левшин и Филарет Дроздов ...), или в Императорский город святого Петра (по латинско-немецки называемый «Санкт-Петербург, где Вы были несколько раз, и 2 года (1883–1885 г.) присутствовали в Св. Синоде, где и я имел счастие познакомиться с Вами (23 апреля и 31 мая 1885 г. на синодальном Митрофаниевском подворье), где слишком много обласкали меня, подаривши множество книг, портрет Ваш, и письмо к епископу одесскому Никанору Бровковичу (с 1886 г. архиепископу, † 27-го декабря 1890 года), чего я никогда не забуду во всю мою жизнь... Все это, как сказано мною выше, наводит на мысль о высшем святительском служении Вашем в одной из трех столиц России (в Новгороде, первой столице России, 862–879 г.г., Вы были короткое время, и близ Новгорода молится о Вас ангел Ваш, Св. Савва вишерский, память которого Св. церковь празднует 1-го октября, когда и Вы приняли иноческий ангельский чин, 1-го октября 1848 года, в Сергиевской Лавре; при чем отцем по иночеству был нынешний архиепископ одесский Сергий Ляпидевский , бывший Вашим начальником, наставником и предшественником по рек- туре и профессуре в Московской дух. академии, а во Владимире, третьей столице России, Вы учились, рукоположены во священника, и во Владимирской епархии родились, учились, служили), т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Никанор, архиепископ Херсонский (Александр Бровкович), родился в 1827 г. в Могилевской губернии, окончил С.-Петербургскую Академию и там принял монашество. Был последовательно ректором нескольких духовных семинарий и Казанской Духовной Академии. В 1866 г. удостоен степени доктора богословия, которой у нас удостаивались весьма немногие даже из числа ученейших наших иерархов. В 1871 году возведен в сан епископа Аксайского, затем был епископом Уфимским и архиепископом Херсонским. Умер в 1890 году. Принадлежит к числу выдающихся проповедников. Полное собрание его проповедей вышло в 5 томах. Любимая форма его — «поучение». По объему и форме они напоминают святоотеческие проповеди: они больших размеров и чужды рамок, в каких являются проповеди, написанные по правилам теории гомилетики: они просты и безыскусственны. В них раскрывается учение о вере, о нравственности, истолковывается богослужение, учение историческое, учение о пастырском служении. Все проповеди назначены для интеллигентных слушателей, а потому носят характер апологетическо-обличительный или публицистический: в них обличаются заблуждения современного общества. Основная идея их -безусловная важность религии в форме нашей древне-отеческой православной веры. Леонтий, митрополит Московский (Иван Лебединский), родился в 1822 г. в Воронежской губернии, окончил С.-Петербургскую Духовную Академию. Пройдя духовно-педагогический стаж, в 1860 г. был посвящен во епископа Ладожского, потом назначен в Подолию, переведен в Одессу и Варшаву. В 1891 г. назначен митрополитом Московским. Скончался в 1893 году. Проповеди его, изданные в 2 частях, при краткости объема очень содержательны и отличаются простотой и безыскусственностью изложения. Сергий, митрополит Московский, уроженец Тульской губернии, окончил Московскую Духовную Академию и проходил в ней должности профессора, инспектора и ректора. В 1861 г. рукоположен во епископа Курского, в 1880 г. возведен в сан архиепископа Казанского, переведен в Кишинев, потом в Херсон, а в 1893 г. возведен в сан митрополита Московского. Скончался в 1898 году.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2765...

Особенно обидно было Никанору, что с критической рецензией в " Христианском Чтений " выступил его бывший студент И.Ф.Нильский, " слушавший эти самые лекции " в Петербургской Академии... Наконец, даже Святейший Синод " издал циркулярный указ, которым приглашал всю Церковь молиться - от наваждения нечистой силы, проявившейся в издании в свет таких пагубных сочинений " Неизвестный благожелатель известил Никанора, что у его издателя Кожанчикова проведен обыск. " В безотчетном страхе, - вспоминает архиепископ, - я пожег всю свою корреспонденцию " Между тем, корректуру этой книги читал известный поэт Н.Ф.Щербина, который, по словам Никанора, " не только не доглядел, а нарочно искажал, чтобы подделать сочинение под современный вид и склад " . Издатель Кожанчиков перечень опечаток не поместил, а Н.А.Добролюбов - в прошлом нижегородский семинарист-отличник - " напечатал злейшую критику " Как видно, вокруг серьезного археографического труда столкнулось множество политических, да и коммерческих интересов, а церковный ученый претерпел поношения и потери со всех сторон... Может быть, отчасти и по этой причине он, проявивший объективизм и воздержность в данном сочинении, которое просто по жанру не обязывало к полемическим выпадам, позднее стал очень ревностно включаться в противораскольническую полемику и обличать всякого рода благодушие и " беспринципность " ... В 1863 г., когда время пребывания Никанора в Саратове уже подходило к концу, он, по поручению заместителя обер-прокурора Св. Синода А.П.Ахматова, взялся за пространную записку о расколе. В 1865-ом она была представлена Ахматову, но оставлена без внимания. Между тем, подготовительная работа была проделана немалая, и одних только материалов набралось два рукописных тома... Ректорство в Казанской академии (1868-1871) с ее богатой библиотекой дало возможность Никанору продолжать работу по теме раскола, но, как было замечено, не без некоторого внутреннего ожесточения и предвзятости... Особое внимание он уделял вопросу о перстосложении, которому посвятил несколько статей в " Православном обозрении " , а затем и в брошюре " О перстосложении для крестного знамения и благословения " (СПб., 1890), вышедшей в год его кончины. В ней он ведет полемику с выводами Н.Ф.Каптерева, изложенными в его известной книге о патриархе Никоне...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Палладий (Раев; 20.06.18275.12.1898). Окончил Нижегородское дух. училище и ДС. 1852 – окончил КазДА, магистр богосл., учитель Нижегородской ДС. 1856 – иерей, служил в Нижегородской епархии. 1861 овдовел, принял постриг. 1862 – архимандрит. 1863 – инсп. СПбДА. 1864 – ректор СПбДА. 1866 – еп. Ладожский. 1869 – еп. Вологодский. 1873 – еп. Тамбовский и Шацкий. 1876 – еп. Рязанский и Зарайский. 1881 – архиеп., почетный член КазДА. 1882 – архиеп. Казанский и Свияжский. В 1883 разрешил совершать богослужение на инородческих языках. 1886 – основал Царевококшайский Богородично-Сергиевский женский черемисский м-рь. 1887 – архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. 1892 – митр. С.-Петербургский и Ладожский, первенствующий член Св. Синода (Мануил, V. 338346). 19 Победоносцев Константин Петрович (21.05.182710.03.1907). В 1846 окончил Имп. училище правоведения. 1846 – служил в канцелярии департамента Сената. 1859 – магистр правоведения, проф. Московского университета по кафедре гражданского права. В 1860-х гг. участвовал в подготовке судебной реформы. С конца 1850-х начал выступать как публицист. В 18611862 – преподавал законоведение вел. кн. Николаю Александровичу. 1863 – обер-прокурор 8-го департамента Сената. 1865 – приглашен преподавать законоведение новому престолонаследнику. 1865 – член консультации при Министерстве юстиции. 1868 – сенатор. 1872 – член Гос. совета. 1880 – член Комитета министров. 1880–1905 – обер-прокурор Св. Синода. Один из ведущих представителей консерваторов-государственников, инициатор политики контрреформ. 1905 – подал в отставку в связи с выходом Манифеста 17 октября. 20 Никанор (Бровкович ; 29.11.1826 (20.11.1827 (?)27.12.1890). Учился в Могилевской и Петербургской ДС. В 1847 поступил в СПбДА. 1850 – иеродиакон. 1851 – иеромонах. 1852 – магистр богосл. 1856 – ректор Рижской ДС, архимандрит. 1858 – ректор Саратовской ДС, наст. Саратовского Спасо-Преображенского м-ря. 1865 – ректор Полоцкой ДС. 1868 – ректор КазДА. 1869 – д-р богосл. 1871 – еп. Аксайский, вик. Донской епархии. 1876 – еп. Уфимский и Мензелинский. 1883 – еп. Херсонский и Одесский. 1886 – архиеп., почетный член СПбДА (Русское православие).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Пер.: Догматические творения Тертуллиана, еп. Карфагенского: (Пер. с предисл. и примеч.)//ТКДА. 1908. Янв. С. 1-16; Февр. С. 17-31; 1909. Май. С. 67-80; Март. С. 33-48; Апр. С. 49-59; 1910. Апр. С. 81-84; Блаженного Августина, еп. Иппонского, «Две книги евангельских вопросов»//Там же. 1917. Сент.-дек. С. 1-16. Ист.: Протоколы заседаний Совета КДА за 1882-1883 учеб. год. К., 1883. С. 87-88 (отд. изд.); Попов К. Отзыв о соч. проф. КДА Дм. Ив. Богдашевского «Послание св. Ап. Павла к Эфессянам». К., 1904; Киево-Могилянский сб.: (По случаю 25-летия ученой деятельности проф. прот. Д. Ив. Богдашевского). К., 1913; Лunkibcьkuй В. Biдpoджehhя Церкви в Ykpaïhi. Торонто, 1959; Сосуд избранный. Вып. 1. С. 156-157, 208-209, 242-243, 263-264, 278-280, 283-284, 286-288, 289-291, 292-294; Акты свт. Тихона. С. 445, 965; Перший Всеукраïнський Православний Церковний Собор УАПЦ 14-30 жовтня 1921 року: Док-ти i мат-ли. К.; Льbib, 1999; ЖМП в 1931-1935 годы. М., 2001. С. 174. Лит.: Жураковский А. , свящ. Мат-лы к житию. П., 1987. С. 224; Мануил (Лемешевский). Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 2. С. 77-84; Ульяновський В. Церква в Ykpaïhcьkiй Дepжabi, 1917-1920 рр. (доба Украïнськоï Центр. Ради). К., 1997; он же. Церква в Ykpaïhcьkiй Дepжabi, 1917-1920 рр. (доба Гетьманату Павла Скоропадського). К., 1997; Андрусишин Б. Церква в Ykpaïhcьkiй Дepжabi, 1917-1920 рр. (доба Дupekmopiï УНР). К., 1997; Фотиев К. , прот. Попытки Украинской церк. автокефалии в ХХ в.//Правосл. Церковь на Украине и в Польше в ХХ ст., 1917-1950 гг. М., 1997; Власовський I. Нарис icmopiï Украïнськоï Православноï Церкви. К., 1998. Т. 4. Ч. 1. О. В. Косик, А. С. Небольсин, В. И. Петрушко Рубрики: Ключевые слова: НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/150699.html

Позиция Филарета Московского и его сдержанность по отношению к государственной церковности оказали определенное влияние на архиереев, вторую, довольно многочисленную группу епископов XIX в. частично составляли именно те владыки, которые сделали выводы из его церковной политики. Это были епископы, умевшие держаться в рамках государственной церковности. Часть из них просто не оказывала открытого противления духу синодальной эпохи, другие же — особенно во время обер-прокурорства К. П. Победоносцева (1881–1905) [ 1222] и позже, до 1917 г.,— были убежденными проводниками этого духа. Они целиком посвящали себя административной деятельности, которая поглощала все их время и все их силы, так что не оставалось уже ни времени, ни возможностей для попечения о спасении собственной души. Связь между епископами этого типа и верующими их епархий была слабой и непрочной. Архиепископ Никанор Бровкович (1826–1890), сам не чуждый этому направлению, пожалуй, даже один из его представителей, повествует в своих «Биографических записках» о многих архиереях 50–70-х гг. и показывает, в какой атмосфере протекала их деятельность и как ненормальны были подчас отношения епископов не только к Синоду, но и к обществу и народу . В этой группе архиереев мы найдем много замечательных проповедников, много превосходных администраторов, всех их и не перечислить — это увело бы нас слишком далеко в сторону от нашей темы. Более или менее успешной деятельности епископов чрезвычайно мешало практиковавшееся уже с середины XIX в., а позже, при обер-прокуроре Синода К. П. Победоносцеве, ставшее вполне целенаправленным, частое перемещение архиереев из епархии в епархию. Епископы по два-три года управляли епархией, а потом их переводили в другую, часто в противоположном конце России, где местные и национальные условия были совсем иными, чем на прежнем месте; из-за этого они не успевали завязывать тесных отношений с клиром и верующими, за краткий срок пребывания на кафедре им не удавалось предпринять и завершить каких-либо полезных мероприятий. «Записки» Никанора дают много примеров того, как вследствие этой системы управления, созданной Синодом и обер-прокурором, многие хорошие и полезные мероприятия отдельных епархиальных архиереев либо оставались незавершенными, либо вовсе сводились на нет. Не только во времена Победоносцева, но и раньше епископ, проявивший некоторую независимость или говоривший правду, как, например, Томский епископ Агапит (Воскресенский; 1834–1841; † 1854) или архиепископ Донской Иоанн (Доброзраков; 1847–1867; † 1872), вынужден был уходить на покой . Особую известность приобрела судьба архиепископа Иркутского Иринея (Нестеровича; 1783–1864), который при Николае I стал жертвой государственного вмешательства в жизнь Церкви, вначале он даже был объявлен сумасшедшим, а остаток своей жизни провел на покое в монастыре .

http://sedmitza.ru/lib/text/436672/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010