—94— того Петра (по латинско-немецки называемый «Санктпетербург, где Вы были несколько раз, и 2 года (1883–1885 г.) присутствовали в Св. Синоде, где и я имел счастье познакомиться с Вами (23 апреля и 31 мая 1885 г. на синодальном Митрофаниевском подворье), где слишком много обласкали меня, подаривши множество книг, портрет Ваш, и письмо к епископу одесскому Никанору Бровковичу (с 1886 г. архиепископу, † 27-го декабря 1890 года), чего я никогда не забуду во всю мою жизнь… Всё это, как сказано мною выше, наводит на мысль о высшем святительском служении Вашем в одной из трех столиц России (в Новгороде, первой столице России, 862–879 г.г., Вы были короткое время, и близ Новгорода молится о Вас ангел Ваш, Св. Савва вишерский, память которого Св. церковь празднует 1-го октября, когда и Вы приняли иноческий ангельский чин, 1-го октября 1848 года, в Сергиевской Лавре; при чем отцом по иночеству был нынешний архиепископ одесский Сергий Ляпидевский , бывший Вашим начальником, наставником и предшественником по ректуре и профессуре в Московской дух. академии, а во Владимире, третьей столице России, Вы учились, рукоположены во священника, и во Владимирской епархии родились, учились, служили), т. е. в Киеве, или Москве, или Петрограде, в сане митрополита… Это мое письмо, полное многословия, пусть служит как бы приветствием к будущему торжеству 50-летнего юбилея Вашего в священном сане. Я очень хорошо знаю, что утомляю Вас, благостнейший и любвеобильнейший Владыко, но вместе с этим прошу Вас великодушно простить все мои прегрешения вольные и невольные по истинной христианской любви всепрощающей, терпящей, выразительными чертами изображаемой Св. Павлом – «апостолом языков», ученейшим новозаветным священным писателем… У меня в мыслях – написать и напечатать, если даст Бог средства и силы, 4 тома моих «Воспоминаний о России»; там уделена Вам добрая часть; думаю печатать и по-русски и по-румынски, сперва в одном повременном издании, а потом отдельною книгою. Своё обещание, данное Вам, об отзыве относительно сино-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9 Знаменский П. В. Очерки из истории славянской мифологии//Нижегородские епархиальные ведомости. 1865. 17. С. 22–36; 18. С. 9–32; 19. С. 2А-32; С. 9–21; 1866. С. 279–286; 10 Знаменский П. В. Приходское духовенство на Руси//Православное обозрение. 1866. Т 21. 9. С. 1 –35; 10. С. 131 –169; 1867. Т. 22. 1. С. 62–90; С. 181–221; С. 307–322. 12 Из правдивого и искреннего адреса, поднесенного Петру Васильевичу по оставлении им Академии, по выходе в отставку 13 В первый и кажется в последний раз они встретили друг друга в 1870г. в Киеве на Всероссийском археологическом съезде. По крайней мере нам Петр Васильевич никогда не говорил об его других встречах с Василием Осиповичем 14 О магистерских и докторских рецензии Петра Васильевича см. «Историческую записку...» С. А. Терновсного... стр. 396–397. 15 . Архимандрит Иннокентий (Новгородцев) (1823–1868) – ректор Казанской духовной академии. Выпускник Киевской духовной академии (1851), инспектор (185Д) и ректор Казанской духовной семинарии (1855–1865), ректор Казанской духовной академии (1865–1868). 16 Архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (в миру Александр Иванович Бровкович; 1826–1890) – духовный писатель, философ, доктор богословия. Выпускник Санкт-Петер­бургской духовной академии (1852), ректор Рижской (1856–1857), Саратовской (1857–1865), Полоцкой (1865–1868) духовных семи­нарий, ректор Казанской духовной академии (1868–1871), епископ Аксайский (1871–1876), епископ Уфимский и Мензелинский (1876–1883), епископ Херсонский и Одесский (1883), с 1886 – архиепископ. 17 Протоиерей Александр Поликарпович Владимирский (1821–1906) – ректор Казанской духовной академии (1871–1895), ординарный профессор по кафедре основ­ного богословия (1871–1884), ординарный профессор по кафедре введения в круг богословских наук (1884–1886). Выпускник Киевской духовной академии (1846), иерей (1847). Профессор кафедры православного богословия Казанского университета (1850), декан историко-филологического факульте­та Казанского университета (1864–1871). Преподавал в университете также логику, психологию и философию. В 1851 году назначен настоятелем университетской Крестовоздвиженской церкви. В 1867 году возведен в сан протоиерея. С 1871 года главный редактор журналов «Православ­ный собеседник» и «Известия по Казанской епархии». Автор трудов, посвященных доказательству подлинности описываемых в Священном Писании событий, в кото­рых опирается на западноевропейские исследования. Ему принадлежат переводы нескольких западноевропейских работ по библеистике.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

9 См., например, Архиеп. Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович). Поучение в великий четверток (Против графа Л. Толстого)//Поучения. Т. 2. Одесса, 1890, сс. 176–186; Архиеп. Никон (Рождественский). Смерть графа Л. Н. Толстого. (“Мои Дневники”. Вып. 1)//Троицкое Слово. 1910, 1–50, сс. 148–173. 10 Безусловный интерес представляет недавно выпущенная книга “Духовная трагедия Льва Толстого” (М., 1995), в которой содержатся документы, касающиеся отношения Церкви к Толстому, отзывы современников, суждения духовенства, историков и филологов. Не утратили своего значения для анализа толстовства и “Три разговора” Вл. Соловьева, и работа И. Ильина “О сопротивлении злу силою” (см. Ильин И. А. Путь к очевидности. Сборник. М., 1993). — Ред. 11 Свящ. А. Смирнов. Отношение евангельского нравоучения к закону Моисееву и учению книжников и фарисеев по Нагорной проповеди Иисуса Христа. 14 Еп. Иннокентий (Кременский). Нагорная проповедь Христа Спасителя. Астрахань, 1915. В 1900 г. становится инспектором Казанской семинарии, в 1908 — епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии, в 1911–1917 — он епископ Царевский, викарий Астраханской епархии, скончался после 1918 г. при неизвестных обстоятельствах. 20 Цит. по: Барсов М. В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Т. 1. СПб., 1893, с. 589. 26 Архим. Иоанн (Маслов). Симфония к творениям святителя Тихона Задонского//Приложение к магистерской диссертации. МДА, 1981, с. 486. 27 Епископ Феофан. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М., 1991, с. 72. 36 Благовестник, или толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского, на Святое Евангелие. В двух частях. Ч. 1. Евангелие от Матфея. Б. м., б. г. [М., 1993], с. 72. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/ne-protivsya-zlomu/

   Никанор, архиепископ Херсонский (Александр Бровкович), родился в 1827 г. в Могилевской губернии, окончил С.-Петербургскую Академию и там принял монашество. Был последовательно ректором нескольких духовных семинарий и Казанской Духовной Академии. В 1866 г. удостоен степени доктора богословия, которой у нас удостаивались весьма немногие даже из числа ученейших наших иерархов. В 1871 году возведен в сан епископа Аксайского, затем был епископом Уфимским и архиепископом Херсонским. Умер в 1890 году.    Принадлежит к числу выдающихся проповедников. Полное собрание его проповедей вышло в 5 томах. Любимая форма его — «поучение». По объему и форме они напоминают святоотеческие проповеди: они больших размеров и чужды рамок, в каких являются проповеди, написанные по правилам теории гомилетики: они просты и безыскусственны. В них раскрывается учение о вере, о нравственности, истолковывается богослужение, учение историческое, учение о пастырском служении. Все проповеди назначены для интеллигентных слушателей, а потому носят характер апологетическо-обличительный или публицистический: в них обличаются заблуждения современного общества. Основная идея их -безусловная важность религии в форме нашей древне-отеческой православной веры.    Леонтий, митрополит Московский (Иван Лебединский), родился в 1822 г. в Воронежской губернии, окончил С.-Петербургскую Духовную Академию. Пройдя духовно-педагогический стаж, в 1860 г. был посвящен во епископа Ладожского, потом назначен в Подолию, переведен в Одессу и Варшаву. В 1891 г. назначен митрополитом Московским. Скончался в 1893 году.    Проповеди его, изданные в 2 частях, при краткости объема очень содержательны и отличаются простотой и безыскусственностью изложения.    Сергий, митрополит Московский, уроженец Тульской губернии, окончил Московскую Духовную Академию и проходил в ней должности профессора, инспектора и ректора. В 1861 г. рукоположен во епископа Курского, в 1880 г. возведен в сан архиепископа Казанского, переведен в Кишинев, потом в Херсон, а в 1893 г. возведен в сан митрополита Московского. Скончался в 1898 году.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  Димитрий (Муретов) – архиепископ Херсонский и Одесский (повторно с 20.02.1882). До 1850 г. был профессором богословия и ректором Киевской духовной академии, известен своей пастырской деятельностью († 14.11.1883); Никанор (Бровкович) – архиепископ Херсонский и Одесский (с 12.12.1883). Известен как духовный писатель, оратор и философ († 27.12.1890). – Ред.  Поклонник (устар.) – поклоняющийся Богу, св. местам, мощам (См.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М.: Русский язык. 2000). – Ред.  Практика – по-видимому, лоция – руководство для плавания в определенном водном бассейне. – Ред.  Топхание, или Топ-Хане (т. е. Пушечный двор) – предместье Константинополя. – Ред.  Золотой Рог – бухта, представляющая собой залив Босфора, глубоко вдавшийся в сушу. – Ред.  Иисус Назарянин Царь Иудейский (с греч.). – Ред.  Один русский путешественник так описывает впечатление, производимое внутренностью храма: «Стоит переступить порог, поднять голову и обвести глазами тысячелетний храм, чтобы сразу, мгновенно замереть от изумления». – Авт.  Вертикальная выступающая часть стены, противодействующая своим весом распору сводов, перекрывающих сооружение. – Ред.   Евр. 7, 1 . — Ред.  Там же. 7, 2. — Ред.   3 Цар. 14, 25 — 26 ; 2 Пар. 21, 16 — 17 ; 4 Цар. 14, 13 ; Дан. 1, 1 — 2 ; 4 Цар. 24, 10 — 20 и 25, 1 — 17. — Ред.  Иерусалим после распада Оттоманской империи в 1917 г. был занят англичанами и с 1920 по 1947 г. являлся центром английской подмандатной территории Палестина. После арабо-израильской войны 1948 — 1949 гг. Иерусалим был разделен на две части: восточная отошла к Иордании, западная — к Израилю. В 1950 г. Израиль объявил Иерусалим своей столицей и в 1967 г. захватил и восточную часть города. — Ред.  В Евангелии ( Ин. 18, 1 ) Кедрон назван потоком. — Ред.   Олесницкий А. А. Святая Земля. Киев, 1875 — 1878. Т. I. С. 29. — Авт.  На площадке пред храмом Гроба Господня в Великий Четверг происходит обряд омовения ног. Рассказывают, что около места омовения ставится масличное деревцо, под которым греческий патриарх троекратно преклоняет колена, изображая моление Господа о чаше. Под этим же деревцом читается и Евангелие об омовении Спасителем ног ученикам. После обряда омовения деревцо вмиг расхватывается православными на части, как святыня. — Авт.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Александр Б. (Бровкович А., Никанор). Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола. Ч. 1: Сочинения исторические. – СПб., 1861. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории: Исторический очерк. – СПб., 1870. Барановский В., Поташенко Г. Староверие Балтии и Польши: Краткий исторический и биографический словарь. – Вильнюс, 2005. Барское Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. – СПб., 1912. Барсов К.В. Новые материалы для истории старообрядчества XVII-XVIII вв. – М., 1890. Барсов Е.В. Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской библиотеке. – СПб., 1874. Безгодов A.A. Христиане-поморцы Украины: краткий обзор и постановка вопроса//Старообрядчество Украины и России: прошлое и современность. Материалы 11 Всеукраинской научно-практической конференции; 1–3 октября 2004 года, г. Киев. Киев, 2004. – С. 82–86. Безгодов A.A., Михайлов С.С. Подмосковная «Патриаршина»: страница истории староверия в Орехово-Зуевском районе. – М., 2003. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. – М., 2004. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. 2-е изд. доп. и испр. – СПб., 1900. Боченков В.В. П.И. Мельников (Андрей Печерский): Мировоззрение, творчество, старообрядчество. – Ржев, 2008. Бубнов Н.Ю. Памятники старообрядческой письменности: Сочинения Геронтия Соловецкого. История о патриархе Никоне . СПб., 2006. Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. Источники, типы и эволюция. – СПб., 1995. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. – М., 1992. Воскресенская Т.А. Новгородские старообрядцы-беспоповцы во второй половине XIX – начале XX века: Мировоззрение. Быт. Культура. – Великий Новгород, 2008. Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. – М., 1996. Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России: Сборник научных статей и материалов. – СПб., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

Арх.: РГБ ОР. Ф. 188. К. 11. Ед. хр. 5; Архив РДМ в Иерусалиме. П. 1. Д. 1; НБУВ ИР. Д. 3. 6315-6316. Ист.: Письма к высокопреосв. Макарию (Булгакову), 1857-1865/Сообщ.: Е. Н. Булгакова//РС. 1889. 12. С. 795-804; 1890. 1. С. 137-142; 4. С. 211-220; 10. С. 187-208; Письма Филарета, митр. Московского, к Высочайшим особам и разным др. лицам. Тверь, 1888; Собр. мнений и отзывов митр. Филарета по делам Правосл. Церкви на Востоке. СПб., 1896. С. 406; Россия в Св. Земле: Док-ты и мат-лы/Сост., подгот. текста, предисл. и примеч. Н. Н. Лисового. М., 2000. Т. 1-2. Лит.: Речь при погребении преосвящ. Кирилла, еп. Мелитопольского//ПС. 1866. 3. С. 236-238; Протопопов В. И. Прежде и теперь: из быта рус. паломников в Палестине//ХЧ. 1869. 3. С. 503; ПС. 1912. 9. С. 339; Дурново Н. Н. 900-летие рус. иерархии, 988-1888: Епархии и архиереи. М., 1888. С. 78; Из записной книжки дипломата//РА. 1895. Кн. 1. 1. С. 115; РБС. Т. 8. С. 660; Записки гр. М. Д. Бутурлина//РА. 1898. Кн. 2. 8. С. 573-574; Иннокентий (Пустынский), иером. Пастырское богословие в России за XIX в. Серг. П., 1899. С. 124-142; ПБЭ. Т. 10. С. 414-418; Титов Ф. И., свящ. Преосв. Кирилл (Наумов), еп. Мелитопольский, бывш. настоятель Рус. духовной миссии в Иерусалиме: Очерк из истории сношений России с правосл. Востоком. К., 1902; Памяти преосв. Кирилла, еп. Мелитопольского, погребенного в алтаре ц. свв. Киприана и Иустины в Спасо-Преображенском миссионерском мон-ре. Каз., 1904; Рус. паломник. 1904. 12. С. 205; Дмитриевский А. А. Еп. Порфирий Успенский как инициатор и организатор первой Рус. духовной миссии в Иерусалиме и его заслуги на пользу Православия и в деле изучения христ. Востока. СПб., 1906. С. 97; ЖПодв. Т. 8. С. 466; Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 21, 200-202; Рус. инок. 1911. Вып. 41/42. С. 24; Никанор (Бровкович), архиеп. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства 2-й пол. XIX в. Од., 1913. Т. 1. С. 119, 125, 164; ЖМП. 1950. 1. С. 32; 1954. 4. С. 57; ППБЭС. Т. 2. С. 1308, 1942; Лисовой Н. Н. История и совр. состояние Рус. духовной миссии в Иерусалиме//К свету: Альм. М., 2002. Вып. 19. С. 123-125; Мануил. Русские иерархи, 992-1892. Т. 2. С. 197-199; Смирнова И. Ю. Возобновление Рус. духовной миссии после Крымской войны//Русская Палестина: Россия в Св. Земле: Мат-лы науч. конф. СПб., 2010. С. 240-252.

http://pravenc.ru/text/1840331.html

В 1823 году окончил курс Академии со степенью магистра и оставлен при ней бакалавром по богословским наукам. 5 сентября 1823 года рукоположен во иеромонаха. С 25 августа 1825 года – ректор Могилевской Духовной семинарии. 4 декабря 1826 года возведен в санархимандрита и определен настоятелем Могилевского Братского Богоявленского монастыря и приписанного к нему Буйницкого монастыря. С 23 августа 1827 года ректор Орловской Духовной семинарии. С 11 сентября 1829 года – ректор Рязанской Духовной семинарии. В октябре 1831 года назначен ректором Тверской семинарии и настоятелем Тверского Успенского Отроча, а затем Троицкого Калязинского монастыря. 24 апреля 1832 года хиротонисан во епископа Тамбовского. С 5 апреля 1841 года – архиепископ Подольский. С 6 ноября 1848 года – архиепископ Варшавский, викарий Волынской епархии, священно-архимандрит Почаевской Лавры. С 1 июля 1860 года – митрополит Киевский и Галицкий, священно-архимандрит Киево-Печерской Успенской Лавры и член Святейшего Синода. 79 Никанор (Бровкович ; 1826 – 1890), архиепископ Херсонский и Одесский. В 1847 году поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 16 сентября 1850 году пострижен в монашество, 26 сентября рукоположен во иеродиакона, 30 июня 1851 г. – во иеромонаха и в том же году 29 сентября назначен бакалавром семинарии. 8 декабря 1852 года получил звание магистра. С 25 апреля 1856 года – ректор Рижской семинарии, а 29 апреля того же года возведен в сан архимандрита. С 1857 года ректор Саратовской семинарии и настоятель Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. В 1864 году вызван на чреду служения в Петербург. 5 ноября 1865 года перемещен в Витебск, ректором Полоцкой семинарии. С 29 июля 1868 года – ректор Казанской Духовной Академии. 10 октября 1869 года ему присуждена Синодом ученая степень доктора богословия. 4 июля 1871 года хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии. 25 декабря 1876 года назначен на самостоятельную Уфимскую кафедру. С 12 декабря 1883 года – епископ Херсонский и Одесский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В 80-е гг. были открыты две новые епархии – Екатеринбургская и Владикавказская. Таким образом, в составе Русской Церкви к 1890 г. числилось уже 62 епархии. В 1897 г. российский епископат насчитывал ровно 100 архиереев. Из них 78 имели академическое, 8 – семинарское, 1 – университетское, 1 – военное и 12 гимназическое образование. Большинство архиереев были выходцами из духовного сословия. Во второй половине 19 столетия перестали быть редчайшими исключениями поставления в епископы выходцев из дворян. Среди архиереев синодального периода большинство составляли лица высоких достоинств. Несколько архипастырей этой эпохи причислены клику общечтимых русских святых. Среди них Филарет и Иннокентий Московские, Мелетий Харьковский, Игнатий (Брянчанинов) , Феофан Затворник , архиепископ Воронежский Антоний (Смирницкий) . Многие из российских архиереев синодального периода были выдающимися богословами, церковными историками, канонистами. Особенно велик вклад в церковную науку таких архипастырей, как митрополиты Московские святой Филарет, святой Иннокентий и Макарий (Булгаков) , святой Феофан Затворник , митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) , архиепископ Херсонский Никанор (Бровкович) , архиепископ Владимирский Сергий (Спасский) , архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) , епископ Смоленский Иоанн (Соколов) , епископ Порфирий (Успенский) . Московскую кафедру с 1882 по 1891 г. занимал митрополит Иоанникий (Руднев) (1826–1900). Как и митрополит Исидор, он был сыном диакона из Тульской епархии. Получив образование в Киевской духовной академии, он принял постриг от руки известного киево-печерского подвижника иеросхимонаха Парфения и до самой кончины оставался иноком высокой жизни, молитвенником и строгим постником. В 1861 г. его хиротонисали во епископа Выборгского. Перед переводом в Москву он исполнял должность экзарха Грузии. Митрополит Иоанникий особенно прославился своей широкой благотворительной деятельностью. Сам изведавший в юности нужду и лишения, он был для бедных щедрым «милостивцем». Известен он также и как замечательный церковный администратор, энергичный, деятельный, инициативный. Пребывая на кафедре в Саратове, он основал там противораскольничье братство Святого Креста. В Нижнем Новгороде святитель основал такое же братство, открыл детский приют и ремесленную школу. В Грузии он учредил воскресные публичные собеседования о вере, открыл женское епархиальное училище. Все свое жалованье за четыре с половиной года служения экзархом он пожертвовал на нужды духовного образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В Грузии владыка реставрировал многие памятники церковной старины. Выдающимися иерархами во второй половине XIX в. были: архиепископы херсонские Димитрий (Муретов), ум. в 1883 г. и Никанор (Бровкович), ум. в 1890 г.; Феофан (Говоров) еп. владимирский, впоследствии затворник Вышенский, ум. в 1894 г.; Арсений (Иващенко), еп. кирилловский, составивший " Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные события от рожд. Христова до 1898 г " (1830-1908); Арсений (Брянцев), архиеп. харьковский, до этого рижский и казанский; Димитрий (Самбикин), архиеп. казанский, ранее тверской, составивший " Месяцеслов русских святых, всею русскою церковью или местно чтимых " (1839-1908); Ювеналий (Половцев), архиеп. литовский, ранее еп. курский (1826-1904); Михаил (Грибановский) еп. таврический, видный богослов, рано скончавшийся (1898). В бытность его еще инспектором петербургской академии, Победоносцев так определил его в письме к имп. Александру III: " Это человек прекрасной души, ясного взгляда, ученый, образованный, благочестивый " . Харьковскую епархию 19 лет возглавлял ревностный архиеп. Амвросий (Ключарев) известный проповедник (†1901 г.). Николай (Касаткин), архиеп. японский, с 1860 г. миссионерствовавший в Японии, скончавшийся в 1911 г. Обер-прокурором в течение всего царствования императора Александра III был Константин Петрович Победоносцев (1827-1907). Дед его был священником московской епархии, отец — профессором московского университета. Образование он получил в Императорском Училище Правоведения, службу начал в Сенате, был потом профессором московского университета; его труд " Курс гражданского права " считается выдающимся; был он впоследствии почетным членом московского, петербургского, киевского, казанского и Юрьевского университетов и французской академии; при назначении обер-прокурором был уже сенатором и членом Государственного Совета. Его " Московский Сборник " ярко и отчетливо раскрывает ложь и вред современных ему политических и общественных движений, его проникновенные " Господские праздники " выявляют его глубокую религиозность.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010