Уместно отметить, что благодарность и признательность в отношении к КазДА выражал и сам бывший ректор. Это можно увидеть в том, что архиеп. Никанор, уже будучи Одесским архиереем, присылал бывшим коллегам по КазДА свои новые труды с инскриптами 11 . Благожелательность архиеп. Никанора в адрес Казани вообще и КазДА в частности ярко проявляется в его автобиографических материалах. Важным источником в этом смысле является записка самого архиеп. Никанора, озаглавленная «Моя хиротония» 12 , начинающаяся с описания последних месяцев пребывания автора в Казани. Не меньшее значение имеют и материалы архива архиеп. Никанора, относящиеся к казанскому периоду. Об этом источнике подробнее будет сказано ниже. Архимандрит Никанор был определен ректором Казанской духовной академии по указу Св. Синода от 29 июля 1868 года. До этого мы видим его выпускником и преподавателем Петербургской духовной академии (до 1856 года), ректором Рижской (1856–1858), Саратовской (1858–1864) и Полоцкой (1865–1868) семинарий. В Казань он прибыл 25 августа, перед самым началом 1868/69 учебного года. Надо сказать, что новый ректор являлся уже именитым ученым, – как он сам указывал в 1868 году, он подготовил и частично издал «1) введение в науку богословия обличительного; 2) записки по несторианству и монофизитству (лекции); 3) записки по истории армянской церкви; 4) записки по обличению католичества (весьма обширные); 5) записки по протестантству (историю протестантства и о символических книгах); 6) записки по обличению раскола; 7) раскольническую библиографию 13 ; 8) проект присоединения армянской церкви к православной, в начале 50-х годов; 9) материалы для сравнительной символики (своды символов разных вероисповеданий); 10) о перстосложении (напечатано 14 ); 11) разбор учения раскольников об антихристе (не напечатано 15 ); 12) о главенстве в римской церкви 16 ; 13) в 1856 г. в Риге, по поручению архиепископа Платона, «О правилах поведения духовных воспитанников»; 14) в Саратове вел записки «о быте церкви, духовенства, монастырей, духовно-учебных заведений и о консистории» (4 больших тома; после 4 апреля 1866 17 г.17 в Витебске сжег); 15) в Саратове же писал проект катехизических бесед в церквах и школах; 16) по поручению обер-прокурора святейшего синода написал проект преобразования семинарий; 17) по поручению преосвященного Евфимия, епископа Саратовского, писал проект преобразования духовенства; 18) по поручению обер-прокурора святейшего синода Ахматова писал о состоянии раскола (3 тома, в рукописях); 19) в Витебске разбирал Филона» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

НАПИСАНИЕ О ПРАВОЙ ВЕРЕ («Написание о правой вере, изложенное Константином блаженным Философом учителем о Боге на славянском языке»), догматическое сочинение, приписываемое равноап. Кириллу (Константину Философу) НАСЕДКА (Наседкин; Шевелев Иоанн Васильевич, в монашестве Иосиф; ок. 1570 - ок. 1660), свящ., богослов, справщик Московского Печатного двора НЕККАМ (1157 - 1217), англ. регулярный каноник-августинец; богослов, философ, поэт; ведущий представитель европ. христ. гуманизма XII-XIII вв. НЕМЕСИЙ [Немезий] (IV - нач. V в.), христ. философ и богослов, предположительно епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия) НЕОПАТРИСТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ Неопатристический Синтез, программа исторического богословия, сформулированная прот. Георгием Флоровским НЕОСХОЛАСТИКА консервативное движение в католическом богословии, развивавшееся с 20-х гг. XIX в. до публикации энциклики «Aeterni Patris» (1879), когда решением папы Римского Льва XIII официальной программой католической интеллектуальной культуры стал томизм НЕПОГРЕШИМОСТЬ ПАПЫ РИМСКОГО догмат Римско-католической Церкви о безошибочной и непреложной учительной власти ее верховного понтифика НЕПОТ [Арсинойский, Пентапольский, Египетский], епископ города и округа Арсиноя в Египте (оазис Файюм)(ок. 30-50-х гг. III в.), раннехрист. богослов, экзегет НИБУР Карл Пауль Рейнхольд (1892-1971), амер. протестант. теолог, проповедник, профессор, политический деятель, публицист НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист НИКИТА ВИЗАНТИЙСКИЙ [Никита Византиец] (IX в.), богослов, автор полемических сочинений, направленных против зап. христиан, армян-антихалкидонитов и мусульман НИКИТА МАРОНИЙСКИЙ (60-70-е гг. XII в.), визант. богослов, участник греко-лат. полемики, вероятный автор ряда канонических и агиографических сочинений НИКИТА МИРСИНИОТ Никита Мирсиниот, мирское имя митр. Нила Родосского (рубеж XIV и XV вв.), визант. богослова и полемиста - см. Нил, митр. Родосский

http://pravenc.ru/rubrics/122390_16.html

Разбор римского учения о видимом главенстве папы в Церкви на основании предания первых веков христианства до I Вселенского Собора. – СПб., 1856. Казань, 1871/См. отзыв: Церковный вестник. – СПб., 1891, 7. – С. 112. Биографические материалы. – Одесса, 1900. – Т. 1. Позитивная философия и сверхчувственное бытие (критика на критику чистого разума Канта): в 3 т. – СПб., 1875. – 1888. Ночь страстей и воскресения Христовых//Русский паломник. – 1895. 13. – С. 194–198. Беседа: «Есть ли что еретическое в латинской церкви?»//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1888, 34, 35, 37, 38. Поучение при освящении здания общежития для учеников Одесской духовной семинарии//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1890, 41. – С. 1363. Поучение к воспитанникам учительской семинарии//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1891, 12. – С. 369. Слово в день Святой Пасхи//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1891. 16–17. – С. 511. Беседа в неделю блудного сына при поминовении раба Божия Александра (поэта Пушкина) по истечению пятидесятилетия по смерти его. – М., 1889. Последнее слово архипастыря к пастве 25 декабря 1890 г.//Церковные ведомости. – СПб., 1891. 1. – С. 12. Тысячелетний юбилей святого Мефодия первоучителя Славенского 6/IV-1885 г.//Православное обозрение. – М., 1885. июль. – С. 383. Беседа в день перенесения мощей святого князя Александра Невского в 100-летний юбилей г. Николаева//Православное обозрение. – М., 1890. сентябрь. – С. 3. Беседа в защиту Библии . Беседа в день празднования 100-летия завоевания г. Одессы (Хаджибея)//Православное обозрение. – М., 1889. сентябрь. – С. 115, 162. Слово в день мытаря и фарисея//Православное обозрение. – М., 1884. февраль. – С. 324. Воззвание к херсонской пастве//Православное обозрение. – М., 1886, январь. – С. 18. Речь по наречении во епископа Аксайского 30/VI-1871 г.//Православное обозрение. – М., 1871. июль. – С. 216. Прощальная речь в Казанской духовной академии//Православный собеседник. – Казань. 1871, июнь. – С. 189.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

О долге духовного пастыря//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1888, 43. – С. 1180. Беседа на утрени Великия Субботы//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 19. – С. 515. Братьям славянам//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 12. – С. 319. Поучение в день празднования 50-летия воссоединения западно-русских униатов 8/IV-1889 в Вильне//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 24. – С. 671. Беседа в церкви Новороссийского университета//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 38. – С. 1121. Беседа в Лазареву Субботу//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 14. – С. 394. Жены мироносицы, Христос Воскресе//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 15–16. – С. 427. Беседа в день Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 17. – С. 449. Послание по поводу распространения штунды и других видов сектантства//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, 49. – С. 1367. Поучение в день Рождества Христова//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1888, 52. – С. 1523. Происхождение и значение штунды в жизни русского народа//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1890, 45. – С. 1508. Смерть не страшна//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1891, 32. – С. 1068. Поучение в день Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа//Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1891, 51. – С. 1831. Слово о кресте в поучении ревнителям старого обряда. – СПб., 1893. О перстосложении для крестного знамения и благословения в обличение неправды мнимых старообрядцев. – СПб., 1890/Отзыв см.: Церковные ведомости. – СПб., 1891, 7. – С. 112. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса. 1913. О театральных зрелищах в Великий пост (поучения). – М., 1889. О значении семинарского образования. – Одесса. 1891. Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола: в 2 т. – СПб., 1861.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Предводитель кутаисского дворянства кн. мч. Димитрий Кипиани в послании экзарху от 8 июня предложил ему покинуть проклятую им страну (ОИГ. 1990. Т. 5. С. 446). По указу императора (4 авг. 1886) Кипиани был арестован и отправлен в Ставрополь (убит в ночь на 25 окт. 1887, современники назвали его мучеником, похороны переросли в антиправительственную демонстрацию). Ссылка Кипиани послужила поводом для окончательного разрыва П. с груз. общественностью. Однажды во время посещения Тифлисской ДС семинарист ранил П. ножом (позже нападавшего признали невменяемым). По словам архиеп. Никанора (Бровковича) , П. «открыто грозили убийством», так что к нему приставляли охрану. Вскоре архиерей отбыл в столицу, в апр. 1887 г. принял участие в собраниях Славянского благотворительного общества. 29 сент. 1887 г. по инициативе обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева П. был переведен в Казанскую епархию, а на его место в Тифлис направлен архиеп. Палладий (Раев) , к-рый пытался проводить более либеральную политику. Диак. Георгий Мачуришвили, Д. Б. К. 11 мая 1888 г. в Благовещенском соборе Казани П. хиротонисал во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, бывш. ректора Пензенской ДС архим. Сергия (Соколова; † 1893). В кон. 1888 г. П. учрердил Лаишевскую Троицкую жен. общину (с 1895 мон-рь, закрытый в 1928). В Казани П. основал Владимирскую б-ку в память 900-летия Крещения Руси (см. подробнее: Отчет о действиях б-ки св. равноап. кн. Владимира за 1892 г. Каз., 1892), в 1890 г.- школу для приготовления псаломщиков и учителей школ грамотности, для к-рой вскоре предоставил 3-этажный дом с ц. арх. Михаила. 8 сент. 1890 г. П. открыл 3-классное Казанское жен. епархиальное уч-ще. Первоначально в нем не было храма, и ученицы молились в ближайшей приходской Кирилло-Мефодиевской ц. (освящена П. в 1889) на Второй Горе. На средства мецената О. С. Александровой-Гейнс (1847-1927), пожертвовавшей 3 тыс. р., Елабужского Благотворительного комитета, от к-рого поступило 500 р., прот. Петра Миловидова († 1892) и самого архипастыря в новом 3-этажном здании уч-ща была устроена домовая ц.

http://pravenc.ru/text/2578489.html

1884 – издание новых Уставов Духовных школ. 1896 – прославление святителя Феодосия Черниговского. 1901 по 1903 – религиозно-философские собрания. 1903 – прославление преподобного Серафима Саровского . 1905 – издание Закона о свободе вероисповеданий. 1906 – Предсоборное присутствие. 1908 – ревизия Духовных Академий. 1909 – перенесение мощей святой благоверной княгини Анны Кашинской. 1910 – издание нового Устава Духовных Академий. 1911 – прославление святителя Иоасафа Белгородского . 1912 по 1914 – Предсоборное собрание. 1913 – прославление священномученика Патриарха Гермогена. 1914 – прославление святителя Питирима Тамбовского. 1916 – прославление святителя Иоанна Тобольского . 1917 – Предсоборный совет. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Знаменский П.В. Руководство по Русской церковной истории. – Казань, 1912. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. Т.4. Синодальный период 1700–1890. – М., 1893. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русский Церкви. В 5 тт. – М., 1896. Малицкий В.А. Руководство по истории Русский Церкви. Изд. 3. – Тула, 1889. Рункевич С. Т. История Русской Церкви в Синодальный период. Т.1. – СПб., 1900. Жизнеописания подвижников благочестия XVIII-XIX вв. Январь-декабрь. – СПб., 18–19. Поселянин Е. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII веке. – СПб., 1905. Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. – СПб., 1910. Флоровский Г. Пути русского богословия. – Париж, 1937. Барсов Т.В. Святейший Синод в его прошлом. – СПб., 1896. Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. – Казань, 1881. История Российской иерархии. Т. 1–6. – М., 1807–1815. Филарет (Дроздов) митрополит. Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам. Тт. 1–4 и доп. том. – М., 1885–1888. Порфирий Успенский , епископ. Книга бытия моего. Тт. 1–8. – СПб., 1894–1902. Савва (Тихомиров) архиепископ. Хроника моей жизни в 9 томах. – Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1897–1911. Никанор (Бровкович) архиепископ. Биографические материалы. Т.1. – СПб., 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

IV и V тома заключают в себе извлечения из дневника под заглавием: «Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге». Здесь же продается «Очерк жизни и деятельности Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева» соч. А. А. Зыбина, второе издание исправленное и значительно дополненное. Цена 75 коп., с пересылк. 1 руб. СКЛАД ИЗДАНИЯ: Кронштадт: Посадская, д. 27, кв. 12, у Ив. Васил. Фиделина. 1 Митрополит Санкт-Петербургский Исидор, в миру Яков Сергеевич Никольский, род. 1 окт. 1799 г., умер 7-го сент. 1892 г. 2 Преосвященнейший Никанор, в миру Александр Иванович Бровкович, родился в 1826 г., умер 27 дек, 1890 г. Он известен как красноречивый проповедник и писатель. Из сочинений его особенно замечательно «Разбор римского учения о главенстве»; за это произведение архиепископ Никанор был в 1869 г. удостоен степени доктора богословия. (Прим. С.О.) 3 Давид, второй царь народа Израильского, пророк и псалмопевец; сын Исаи или Иессея (Ииши) из колена Иудина, был избран на царство после смерти Иевосфея, сына Саулова. Давид завоевал Иерусалим и увеличил счастливыми войнами Израильское царство; при жизни много претерпел горя от возмущения своих сыновей, Авессалома и Адонии. Умер 70 лет, около 1018 г. до Рожд. Христ. (Прим. С.О.) 4 Манассия, царь Иудейский, сын Езекии, наследовал отцу в 697 г. до Рожд. Христова, уведен в плен Ассириянами в 642 г. (Прим. С.О.) 5 Спирит – последователь спиритизма, т. е. веры в возможность общения с душами умерших, в прежнее время – при посредстве разных заклинателей (Эмануэль фон Сведенборг) и магнетизеров (Юстин Кернер), а в настоящее время (с 1849 г.; сестры Фокс в Америке) – с помощью медиумов или посредников между таинственным миром духов и обыкновенными людьми, задающими вопросы чрез медиума и чрез него же получающими ответы, будто бы, от духов. (Прим. С.О.) 6 Пашковцы – последователи секты, отличающейся крайне протестантским характером и начавшейся с проповедей лорда Редстока, приехавшего в Петербург в 1874 г. Англичанин Редсток нигде не имел такого огромного успеха, ни у себя на родине, ни в Париже, ни в Швейцарии, как у нас в Петербурге, и преимущественно, среди аристократического общества (кн. Гагарина, генеральша М. Черткова, граф М. Корф и др.). Секта получила свое название от имени отставного гвардии полковника Пашкова, сделавшегося горячим поклонником Редстока и ставшего во главе секты. Отец Иоанн Кронштадтский известен, как могучий борец против ереси пашковцев: «Около самого Петербурга, на пути, откуда пришел к нам начальник ереси (лорд Редсток), является пастырь с особым даром молитвы и исцеления. Этот смиреннейший пастырь – живой и сильный обличитель гордого суемудрия сектантского», сказал про отца Иоанна П. А. Смирнов , настоятель кафедрального Исаакиевского собора, в Петербурге, – замечательный проповедник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Судьба епископа Кирилла сложилась трагически. «Он был без суда и следствия смещен со своей должности и отправлен в Казань настоятелем одного из монастырей – практически в ссылку. При этом, не зная за собой никакой вины, владыка Кирилл не согласился с решением Синода, основанным на клевете и недобросовестной подтасовке фактов. История епископа Кирилла (Наумова) в XIX столетии сопоставима по сути с историей Арсения Мацеевича столетием раньше» 29 . Источники и литература 1 РГИА. Ф. 815 Оп. 14 Д. 400 Послужные списки архимандритов, иеродиаконов, иеромонахов, монахов и послушников Александро-Невской Лавры 1860 г. 132 л. 2 Воробьева И. А. Русские миссии в Святой Земле в 1847–1917 гг. М.: РАН, 2001 3 Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века: (1882–1907). М.; СПб., 2008 4 Епископ Кирилл (Наумов) //Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. Т. 2 СПб.: П. П. Сойкина, 1913 5 Епископ Кирилл Мелитопольский в его письмах к митрополиту Макарию (Булгакову) //Русская старина. 1889 Т. LXIV. Декабрь. 6 Епископ Кирилл Мелитопольский в его письмах к митрополиту Макарию (Булгакову) //Русская старина. 1890 Т. LXVIII. Октябрь, ноябрь, декабрь. 7 Н. Н. Лисовой . Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие//Богословские труды. Сб. 35 М., 1999 8 Никанор (Бровкович) , архиеп. Минувшая жизнь из быта белого и монашествующего духовенства второй половины 19-го века. В 2 т. Т. 1 Одесса, 1913 9 Памяти Е. Н. Булгаковой//Церковный Вестник, 1992 11 10 Памяти преосвященного Кирилла, епископа Мелитопольского, погребенного в алтаре церкви Св. Киприана и Иустины в Спасо-Преображенском миссионерском монастыре. Казань, 1904 11 Родосский А. С. Списки первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1907 12 Смирнова И. Ю. Епископ Кирилл (Наумов) //Православная Энциклопедия. Т. XXXIV. М., 2014 13 Сухова Н. Ю. Митрополит Макарий (Булгаков) и епископ Кирилл (Наумов) : страница из истории «ученого монашества» 1840–1860-х гг.//Христианское чтение. 2017 1

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

Именно своей первой публичной философской статьей архиеп. Никанор обращается к анализу чувственных способностей и выделяет внешние физиологические чувства (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус), субъективно свидетельствующие о состоянии предмета; внутреннее физиологическое чувство, указывающее на самочувствие организма (голод – сытость, холод – жара и т.д.), и внутреннее душевное чувство, или, точнее, самочувствие, указывающее на определенное состояние сознания, – предчувствие истины и лжи, добра и зла, прекрасного и безобразного и т. д. В отношении этого душевного чувства архим. Никанор ставит вопрос о существовании прирожденных идей, и поскольку он сопоставляет их с законами органической жизни вообще, то обнаруживает их и как законы жизни души. Далее, задаваясь вопросом о возможности существования идеи бесконечного, абсолютного бытия, архим. Никанор пока только постулирует (ссылаясь на Платона, Якоба Беме, Фихте и Шеллинга) 34 существование идеи бесконечного. На той же странице он использует как самоочевидный факт положение о том, что ограниченные предметы являются результатом самоограничения абсолютного бытия абсолютным небытием (∞ 0=1), для обоснования следующего вывода: « бесконечное становится доступным сознанию через отрицание себя – через конечное, и конечное становится бытным, а следовательно, и сознанию доступным не иначе как через то же отрицание – ограничение бесконечного » 35 . От вопроса о существовании идеи абсолютного архим. Никанор обращается к проблеме того, что же действительно существует в мире ограниченных вещей. Тут он приходит к выводу об изменчивости ограниченного бытия и (со ссылкой на Декарта и Фихте) о неизменной очевидности человеческого «Я» 36 . При этом самосознание для архим. Никанора – это лишь признак и пример существования истинного вообще. Для него важнее существование тождества вообще – «Я есмь Я». Просто оно обнаруживается наиболее очевидным образом именно в факте самосознания. Но только само тождество и есть факт истинный, но истинный как цель. Из-за чего возникает вопрос: что именно может быть тем критерием, через тождество с которым возможно определение истинности каких-либо утверждений или данных восприятия? Таковым критерием оказываются идеи, прирожденные разуму – внутреннему душевному чувству: идея истины (логичность), идеи различия добра и зла, прекрасного и безобразного. В частных же случаях внешние чувства, например слух и зрение, могут сопоставляться друг с другом или сами с собой в разные временные промежутки, но в любом случае – различия и тождества устанавливаются по законам логики. А последние, как и было указано выше, прирождены разуму.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Пишем это вовсе не с целью охудшать лично неизвестного нам светского инспектора, но лишь за тем, чтобы показать, насколько пропадает беспристрастие у ученого профессора, когда начинает он говорить о монахе. А это нерасположение к монахам у профессора доходит иногда до смешного. Говорит монах на «о» – это уже грех, и профессор считает нужным передразнить: «Мокарий, во-первых, во-вторых» (с. 749). Монах виноват и тогда, когда природа отказала ему в красоте и если у него плохо сидит одежда. «Фигура – жалкая, манеры – неуклюжей робости в непривычном и не приставшем к нему монашеском одеянии, лекторских дарований ни малейших» – так характеризуется монах-инспектор (с. 747). Несомненно, было бы возмутительно, если бы кто стал высмеивать Ф.А. Голубинского, который имел «некрасивый и даже страшный вид» (см. с. 68), или Е.Е. Голубинского, который лекторскими дарованиями не отличался. Но раз речь о монахе, то «все позволено»… Мы ничуть не заподазриваем справедливости всего рассказываемого профессором Глубоковским; мы лишь со скорбью удивляемся его тенденциозности и вспоминаем слова архиепископа Никанора [Бровковича;1890]: «В натуре человек всегда и во всем человек, не ангел совершенный, всегда смешение добра и зла, смешение духовных совершенств и немощей. Ложь ли записывает за каждым из нас диавол на своей хартии? Нет, он пишет истинные факты, но записывает из дел и чувств человека только худое, скрадывая и скрывая все хорошее. Оттого диавол и называется ложью, как и есть в своей натуре ложь и лжец, и в каждом свидетельстве своем о делах человека – клеветник и человекоубийца» (Воспоминания бывшего альта-солиста//Биографические материалы. Т. 1. С. 10–11) . Профессор допускает, что его пессимизм в отношении академии «служит лишь субъективным отголоском наседающей старости, которая свои немощи, скорби и разочарования инстинктивно переносит на все окружающее, окрашивая его печальными тонами безнадежности и безотрадности, а в прошлом находит хорошее потому, что сама была лучше – здоровой, бодрой, жизнерадостной» (с.

http://pravoslavie.ru/33328.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010