Есть предположение в Синоде объявить его отлученным от церкви во избежание всяких сомнений и недоразумений в народе, который видит и слышит, что вся интеллигенция поклоняется Толстому». (Отдел рукописей и редкой книги Российской национальной библиотеки. Фонд 631. Письма К. П. Победоносцева к С.А.Рачинскому. Переплет за март-апрель; Сообщено А. И. Пешковым). Антитолстовская кампания достигла своего апогея в определении Синода от 20–22 февраля 1901 г. об отпадении Л.Н.Толстого от церкви. Никанор (в миру – Бровкович Александр Иванович ; 1827–1890) – архиепископ херсонский и одесский, духовный писатель, православный философ. Неоднократно выступал против Льва Толстого. См., напр., «Беседа высокопреосвященного Никанора, епископа херсонского и одесского, о христианском супружестве, против графа Льва Толстого» (Православное обозрение. 1890. 8) или « Церковь и государство. Против гр. Л.Толстого» (СПб., 1888). Михайловский Николай Константинович (1842–1904) – народнический литературный критик и публицист, мыслитель-позитивист. Не раз выступал с оценкой творчества Л.Н.Толстого. Возможно, в данном случае А.И.Эртель, имеет в виду «Письма о разных разностях» Н.К.Михайловского (Русские ведомости. 1890. 64 от 7 марта), посвященные повести Л.Н.Толстого «Крейцерова соната». Буренин Виктор Петрович (1841–1926) – поэт и журналист, начинавший свою литературную и общественную биографию с корреспонденции в герценовском «Колоколе», а в семидесятые годы, порвав с прогрессивными изданиями прославился в реакционной газете Суворина «Новое время». В.П.Буренин с большой похвалой отзывался о творчестве Л. Н. Толстого в статье «Журнальный поход против гр.Л.Н.Толстого» (См.: Буренин В.П. Критические этюды. СПб., 1888). Суворин Алексей Сергеевич (1834–1912) – публицист, литератор, один из крупнейших русских издателей, театральный критик и организатор театральной жизни в Петербурге. С 1876 г. издавал газету «Новое время», в которой, 5 января 1887 г., поместил статью о пьесе Л.Н.Толстого «Власть тьмы», чрезвычайно высоко оценивая ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

1889. Ч. 1. С. 505-558; И. Я. Порфирьев: Биогр. очерк//Там же. 1890. Ч. 3. С. 361-438 (отд. отт.: Каз., 1891); Высокопреосвященный Григорий (Миткевич), архиеп. Калужский, во время его ректорства в КазДА//Странник. 1890. 6/7. С. 306-344; 8. С. 493-522; На память о покойном архиеп. Никаноре [Бровковиче]//ПС. 1891. Ч. 1. С. 387-396; История КазДА за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1891-1892. 3 вып.; На память о Н. И. Ильминском. Каз., 1892; Повесть о прп. Варлааме Керетском//ЗИАН. 1893. Т. 73. Кн. 1. С. 48-53; Житие свт. Германа, 2-го архиеп. Казанского Чудотворца, всея России//Изв. по Казанской епархии. 1894. 16. С. 487-498; 17. С. 519-534; 18. С. 551-562 (отд. отт.: Каз., 1894); О татарских переводах христианских книг//РА. 1894. Кн. 3. Вып. 10. С. 243-249; При открытии памятника в Казани имп. Александру III//ПС. 1895. Ч. 3. 10. С. 1-3; Печальное 25-летие: [Памяти архим. Феодора (Бухарева)]//Там же. 1896. Ч. 1. 4. С. 555-584; О жизни и трудах Александра Матвеевича (архим. Феодора) Бухарева// Феодор (Бухарев), архим. О православии в отношении к современности. СПб., 1906. Вып. 1. С. V-XXVIII; «Оставите детей и приидите ко Мне»//Изв. по Казанской епархии. 1896. 18. С. 332-337; Прот. В. Т. Тимофеев: (Некр.)//ПС. 1896. Ч. 1. 1. С. 143-162; К биографии А. П. Щапова//ИВ. 1899. Т. 75. 2. С. 511-530; Ильминский Н. И., Софийский И. М., Тимофеев В. Т.//Библиогр. указ. мат-лов по истории рус. школы. СПб., 1901. 9. С. 261-263, 286-287; 12. С. 284-285; Несколько мат-лов для истории Алтайской миссии и участии в ее делах Н. И. Ильминского//ПС. 1901. Ч. 2. С. 449-488, 641-672, 761-786; Богословская полемика 1860-х гг. об отношении православия к современной жизни//Там же. 1902. Ч. 1. С. 554-561, 640-654, 780-792; Ч. 2. С. 325-352, 479-499, 639-657; Система инородческого образования в Туркестанском крае при ген.-губернаторе К. П. Кауфмане//Рус. школа. 1902. 7/8. С. 79-106; Святые Петр, Алексий, Иона и Филипп Московские Чудотворцы//Деятель. Каз., 1904.

http://pravenc.ru/text/199943.html

1 Филарет (Дроздов, 1783-1867) митр. Московский и Коломенский (прим. ред.). 2 Никанор (Бровкович, 1827-1890) архиеп. Херсонский и Одесский (прим. ред.).   женные в святоотеческих сочинениях, занимающихся преимущественно практическим его применением. Где только течение речи дозволяло, мы старались выражать свои мысли подлинными словами св. отцов, дабы не затемнить ясности изложения, опустив малейшую частность в деле духовного отношения между учеником и старцем, до тонкости разобранного в аскетических творениях. Все источники первой части нашего исследования могут быть разделены на три отдела. К одному принадлежат деятельные и созерцательные творения отцов, к другому сказания о их жизни и подвигах, к третьему, наконец, сочинения наших богословов. Первыми двумя отделами, сохранившимися на древних языках, мы пользовались в русском переводе Оптиной пустыни, одобренном митрополитом Филаретом, как лучше других удержавшем дух святоотеческих писаний, преосвященного Феофана, епископа Петра и, наконец, наших духовных академий. К первому отделу принадлежат [книги] перевода Оптиной пустыни: 1) Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. изд. М., 1892]; 2) Лествица,   преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. изд. М., 1892]; 3) Преподобного отца нашего Аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. изд. М., 1888]; 4) Преподобного и богоносного отца нашего Марка подвижника нравственно-подвижнические слова. [М., 1858]; 5) Преподобного отца нашего аввы Исаии, отшельника Египетского духовно-нравственные слова. [М., I 860]; 6) Творения преподобного и богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина: В 2-х кн. М., 1874] и изданное здесь же 7) Преподобного отца нашего Нила Сорского предание учеником своим о жительстве скитском. (М., 1849). Перевода еп. Феофана: 1) Добротолюбие: В 5-ти т, М., 1883-1889]; 2) Древние иноческие уставы. М., 1892]; 3) Слова преп. Симеона Нового Богослова: В 2-х вып. изд. М., 1890-1892]. Перевода еп. Петра 1 : Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина. изд. М.; 1892]. Перевода Московской Духовной академии: 1) Преп. Макария Египетского духовные беседы, послание и слова. изд. М., 1 Петр (Екатериновский), епископ Уфимский, затем Томский, духовный писатель и переводчик. Его труды многократно издавались Оптиной пустынью (прим. ред.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

348. Миролюбов А. Проповеди свт. Кирилла Александрийского . Киев, 1889. – 300 с. 349. Миртов П. А., протоиерей. Слова и речи. Пг., 1914. – 460 с. 350. Миссионерские проповеди. Прилож. к журналу «Миссионерское Обозрение» за 1904 год. СПб., 1904. – 172 с. 351. Михаил (Десницкий) , митрополит. Беседы, в разных местах и в разные времена говоренные. В 16-ти томах. М., 1854–1856. – (Ок. 4500 с.). 352. Михаил (Лузин) , архимандрит. Слово при погребении наместника Свято-Троицкия Сергеевы Лавры архимандрита Антония, сказанное 16 мая 1877 года. 1877. – 10 с. 353. Михайловский В. , протоиерей. Библейский богословный словарь. СПб., 1899. – 450 с. 354. Михайловский В. , протоиерей. Воскресные листки. Вып. 1. 1–52. Объяснение Евангельских чтений на Литургии во все воскресные дни года и краткое изложение исторических причин к особенному, священному празднованию некоторых дней в году. СПб., 1892. – 314 с. 355. Михайловский В. священник. Объяснение Апостольских чтений на Литургии во все воскресные дни года. СПб.» 1874. – 559 с. 356. Морев Ф., священник. Простые слова священнослужителя к своим прихожанам Ярославской Всехсвятской церкви. Ярославль, 1885. – 359 с. 357. Некрасов Д., священник. Поучения к простому народу на дни воскресные и праздничные. Гродно, 1885. – 200 с. 358. Некрасов М., протоиерей. Слова и речи. Воронеж, 1880. – 257 с. 359. Несколько поучительных слов» сочиненных студентами Московской Духовной Академии пятого учебного курса. М., 1829. – 158 с. 360. Никанор (Бровкович) , архиепископ. Поучения» беседы, речи, воззвания и послания. В 5-ти томах. Одесса, 1890–1891. – (2860 с.). 361. Никанор (Каменский) » архимандрит. О святом равноапостольном царе Константине Великом и о царской власти. (Беседа). Казань, 1889. – 31 с. 362. Никанор (Каменский) , архимандрит. Слова и речи за 1879–1889 гг. (На высокоторжественные и праздничные дни. На разные случаи. Надгробные. Внебогослужебные беседы). Казань, 1890. – 286 с. 363. Никанор (Клементьевский) , митрополит. Избранные слова и речи. В 3-х томах. СПб., 1857. – (1223 с.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Из других архипастырей, современников этих самых главных ученых сил в русской иерархии, выдавались своими учеными трудами Нил Исакович Иркутский и Ярославский (из Петербургской академии, † 1874), монголовед, автор ученого исследования о буддизме, оказавший большие услуги христианскому просвещению сибирских инородцев переводами на монгольский язык богослужебных книг; Платон Фивейский († 1877), автор нравственного богословия, которое долго было учебником в семинариях (с 1854 г. до выхода руководства прот. С. Солярского 1860–1864); Иоанн Соколов Смоленский († 1869), доктор богословия, канонист, автор «Опыта церковного законоведения» и многих статей по этой науке, кроме того, известный церковный оратор – в конце 1850-х гг., во время своего ректорства в Казанской академии, он первый осмелился касаться вопросов общественной жизни с церковной кафедры и сделался, можно сказать, основателем этого нового общественного рода церковной проповеди за последнее время; другой известный канонист несколько позднейшего времени Алексий Литовский († 1890), еще во время своего профессорства в Московской академии оказавший важные услуги церкви разработкой вопроса о церковном суде в противодействие предполагавшейся в 1870-х гг. либеральной реформе этого суда; доктор богословия Хрисанф Ретивцев Нижегородский († 1883), представитель нового исторического метода в богословии, автор исследований: «Религии древнего мира» в 3 частях, «Характер протестантства» и др., хороший проповедник; Порфирий Успенский Чигиринский († 1885), ученый исследователь востока, археолог и литургист; Михаил Лузин Курский († 1887), автор толкований на Евангелия и Деяния, получивших особенно важное значение для духовных школ; Никанор Бровкович Одесский († 1890), доктор богословия, представлявший в своем лице редкое соединение глубоко философского и богословского ума с живым ораторским и поэтическим талантом, известный, кроме своих увлекательных проповедей, раскрывавших недуги современной жизни, многими учеными трудами по полемике против папства и раскола, по истории и философии; Феофан Говоров, бывший Тамбовский († 1894), своими сочинениями оказавший неоценимые заслуги развитию православной аскетики и хороший толкователь Св. Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Каз., 1861, 18632; МДИР; Субботин Н. И. Так называемое Феодоритово слово в разных его редакциях//Братское слово. 1876. Кн. 4. Отд. 2. С. 187-214; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2. С. 58-73; Кн. 7. С. 72-293; Никанор (Бровкович), архиеп. О перстосложении для крестного знамения и благословения//Странник. 1888. 12. С. 605-639; 1889. 1. С. 34-61; 2. С. 243-252; 3. С. 410-423; 4. С. 614-628; 5. С. 38-50; 6/7. С. 229-266; 8. С. 478-506; 9. С. 23-38; 10. С. 209-224; 11. С. 377-388; 12. С. 588-618; 1890. 1. С. 14-48; 2. С. 170-205; 3. С. 358-402 (отд. изд.: СПб., 1890); Швецов А. Истинность старообрядствующей иерархии. Яссы, 1885; он же. Показание всеобдержности двуперстного сложения в древней Правосл. Церкви и погрешностей противу св. Евангелия в новообрядствующей. Яссы, 1888; он же [Арсений Уральский]. Оправдание Старообрядствующей св. Христовой Церкви. Письма. М., 1999; Павел (Леднев-Прусский), архим. Краткое руководство к познанию правоты св. Церкви и неправоты раскола... М., 1894; Голубинский Е. Е. К нашей полемике со старообрядцами. М., 19052; он же. История РЦ. Т. 2. Ч. 2. С. 466-503; Александр, диак. Ответы, поданные Нижегородскому архиеп. Питириму в 1819 г. Н. Новг., 1908; Соболевский А. И. Двуперстие, сугубое аллилуия и хождение посолонь с ист. точки зрения. Владимир, 1909; Мельгунов С. П. Религиозно-обществ. движения рус. народа в XVII в.//Старообрядческая мысль. 1910. 3. С. 140-166; 4. С. 235-251; Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церк. обрядов: Время патриаршества Иосифа. Серг. П., 1913. М., 2003р; Герасим (Фирсов), инок. Сочинения соловецкого инока по неизд. текстам/[Ред.-изд.]: Н. Никольский. СПб., 1916; Голубцов А. П. Из чтений по церк. археологии и литургике/Изд.: И. А. Голубцов. Серг. П., 1917. СПб., 19952. С. 237-248; Artelt W. Die Quellen der mittelalterlichen Dialogdarstellung. B., 1934; Michels Th. Segengestus oder Hoheitsgestus?: Ein Beitr. z. christl. Ikonographie//Fs f. A. Thomas: Archäologische, kirchen- und kunsthist.

http://pravenc.ru/text/171503.html

Литература: Красносельцев Н. Ф. Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский и его учено-литературная деятельность. – Одесса. 1893. Зефиров Е. Мои воспоминания о преосвященном Никаноре за время его пребывания на Уфимской кафедре (1877–1884)//Странник. – СПб., 1893. август-декабрь. Крылов А. Л. Памяти в Бозе почившего архиепископа Никанора. – Новочеркасск, 1893. Крылов А. Л. Воспоминание о митрополите Платоне и викарии его епископе Аксайском Никаноре//Пастырский собеседник. – М., 1893. май-июль. Зеленецкий А. К биографии преосвященного Никанора//Исторический вестник. – СПб., 1891. – Кн. 2–3; 1905. август. Петровский С. В., протоиерей. Одесский Преображенский, ныне кафедральный собор. – Одесса. 1908. – С. 266–348. Терновский С. А. Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования (1870–1892). – Казань. 1892. – С. 10–16. Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования. – Казань. 1891–1892. Ибервег, Фридрих и Гейнце. Макс. История новой философии в сжатом очерке. – СПб., 1890. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 3, 4, 5, 6, 9. Германов С. На Афон и святую Землю. – М., 1912, ч. 1. – С. 96. Толстой М. В. Хранилище моей памяти: в 2 кн. – М., 1890–1893. См. также: Душеполезное чтение. – М., 1891. – Ч. 1. – С. 202–204. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904. – Т. 1. – С. 362. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 296–298. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: в 3 т. – М., 1941–1949. – Т. 1. – С. 93. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1016. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1400, 1416. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 424.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Никанор (Бровкович), архиепископ Херсонский и Одесский —878— (во уважение его учёных трудов на пользу богословской науки и полемическо-проповеднической деятельности), † 1890 г. дек. 27. Сильвестр (Малеванский), епископ Каневский, ректор Киевской Духовной Академии (во уважение его обширных трудов в области богословской науки), † 1908 нояб. 18. Протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев (во уважение его многолетней полезной деятельности в должности ректора С.-Петербургской Духовной Академии), † 1910 г. июн. 13. Протоиерей Сергий Константинович Смирнов (во уважение его долговременной деятельности в должности профессора и ректора Московской Духовной Академии и учёных заслуг, делу духовного просвещения). † 1889 г. февр. 16. Протоиерей С.-Петербургского Исаакиевского собора Пётр Алексеевич Смирнов (во уважение заслуг, оказанных им делу просвещения народа в духе православной церкви), впоследствии – Председатель Учебного Комитета при Святейшем Синоде, † 1907 г. окт. 29. С 1887 года: (22 сентября) Феофан (Говоров), епископ, бывший Владимирский (во уважение его обширных трудов на пользу духовного просвещения и богословской науки), † на покое 1894 г. янв. 6. Протоиерей Александр Поликарпович Владимирский , ректор Казанской Духовной Академии (во уважение его долговременной профессорской службы и деятельности в качестве ректора Казанской Духовной Академии), † 1898 г. марта 23 в должности члена Учебного Комитета при Святейшем Синоде. Протоиерей С.-Петербургского Казанского собора Александр Алексеевич Лебедев (во уважение его учёных трудов на пользу богословской науки), † 1898 г. март. 23. Профессор Московской Консерватории, протоиерей Димитрий Васильевич Разумовский (во внимание к его почтенным трудам по теории и истории церковного пения), † 1889 г. янв. 2. С 1888 года: (21 сентября). Антонин (Капустин), архимандрит, настоятель Иерусалимской миссии (во уважение учёных трудов и благоплодной дея- —879— тельности его р качестве настоятеля Иерусалимской миссии), † 1894 г. марта 23. Протоиерей Павел Феодорович Солярский (во уважение его учёных трудов преимущественно в области Священного Писания), † 1890 г. мая 4.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

П. В. Знаменский Михайловскому не отвечал, как и вообще он за всю свою жизнь ни с кем печатно не полемизировал. Не возражал он в печати и тому анонимному зоилу, который в целой брошюре 42 пытался разнести и сообщения Петра Васильевича, и его источники, и методы изложения. Проф. Знаменский получив, быть может, от автора экземпляр брошюры, подверг её разбору пред аудиторией в академии, вычитав из неё наиболее интересные места и закончив: «вот какие бывают критики!» (сообщение проф. А. Д. Гуляева). В связи с «Историей Казанской духовной академии» стоят некоторые другие меньшего объёма работы проф. Знаменского, на которые можно смотреть или как на эскизы к ней, или извлечения, или продолжения и развитие её. Это следующие статьи: «Прот. М. М. Зефиров (некролог). Прав. Собеседн. 1889, I, 505–558 (и отдельно). «Высокопр. Григорий Калужский (Миткевич), как ректор Казанской дух. Академии». Странник 1890 г. июнь-август. «И. А. Порфирьев. Биографический очерк». Прав. Собес. 1890, 861–435 (и отдельно). «На память о покойном архиепископе Никаноре (Бровковиче) ». Прав. Собес. 1891, I, 387–396. «На память о Николае Ивановиче Ильминском ». Каз. 1892. стр. 1–402 . «Некролог В. Т. Тимофеева». Прав. Соб. 1896 , янв. «К биографии А. П. Щапова ». Историч. Вестник 1899 г., т. LXXV, февр., 511–530 . Во всех этих статьях речь идет об академических деятелях той эпохи, которой посвящена «История», – ректорах и профессорах. 43 О. Тимоееев, хотя не принадлежал к академической корпорации, но был ближайшим помощником проф. Н. И. Ильминского в проведении его новой системы просвещения инородцев, – той системы, которая, родившись в недрах миссионерского отделения Казанской академии, составила славу и академии и Ильминского. «Печальное двадцатипятилетие» (Прав. Собес. 1896, I, 555–584; перепечатана с некоторыми изменениями в предисловии к изданию: «Архим. Феодор ( А. М. Бухарев ). О православии в отношении к современности» (Спб. 1906), составляющему бесплатное приложение к журналу Церковный голос) тоже имеет отношение к Казанской академии: в этой статье говорится, по поводу 25-летия со дня смерти, об инспекторе её архим. Феодоре Бухареве, снявшем монашество и сан.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Толстой самым решительным образом отрицает в повести все христианские символы, отвергает понимание брака как Таинства, считая всё это насквозь фальшивым. (...) Не допущенная вначале к печати, повесть после публичного прочтения (28 октября 1889 года в Петербурге на вечере у Кузминских и 29 октября в редакции издательства «Посредник») стала переписываться во множестве экземпляров и вскоре разошлась по всей России (петербургские студенты-филологи, например, в марте 1890 года издали 600 экземпляров повести на ротаторе), вызвав нескончаемые толки и жаркие споры. Обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев 6 февраля 1890 года писал о «Крейцеровой сонате» своему другу Е.М. Феоктистову, начальнику Главного управления по делам печати: «Прочёл я первые две тетради – тошно становилось, мерзко до циничности показалось... Правда, говорит автор от лица человека больного, раздражённого, проникнутого ненавистью к тому, от чего он пострадал, но все чувствуют, что идея принадлежит автору. И бросается в глаза сплошь почти отрицательное... Произведение могучее. И когда я спрашиваю себя, следует ли запретить его во имя нравственности, я не в силах ответить «да». Оболживит меня общий голос людей, дорожащих идеалом, которые, прочтя вещь негласно, скажут: «а ведь это правда». Запретить во имя приличия – будет некоторое лицемерие». И это был далеко не единственный голос, предвещавший бурю. Ещё до публикации, 2 марта 1891 года, в годовщину восшествия на престол Александра III, харьковский протоиерей Т. Буткевич сказал на проповеди в кафедральном соборе, что граф Л.Н. Толстой «больше всех волнует умы образованного общества» своими сочинениями, отличающимися «разрушительной силой и растлевающим характером», проповедующими «неверие и безбожие». Назвав «Крейцерову сонату» Толстого «нескладным, грязным и безнравственным рассказом», проповедник выразил надежду, что «благочестивейший Государь пресечёт своевременно его разрушительную деятельность». Тогда же, в 1891 году, в Одессе вышли «Восемь бесед Высокопреосвященного Никанора (Бровковича .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010