Разделы портала «Азбука веры» 3 Фев 2022 В секторе Газа в качестве общественного музея открыли древнюю византийскую церковь, которая находится в лагере беженцев Джабалия на севере анклава, пишет «Союз православных журналистов» со ссылкой на Al-Monitor. Палестинское министерство туризма и древностей в секторе Газа совместно с зарубежными партнерами несколько лет работало над реконструкцией и ремонтом церкви, которая датируется V bekoм. По словам генерального директора отдела древностей Министерства Джамала Абу Рида, руины церкви обнаружили рабочие случайно в 1988 году, при прокладке шоссе между северной и южной частями сектор Газа. «Эта церковь является одной из самых важных церквей в Леванте, так как она была основана в эпоху византийского императора Анастасия I в 497 году. Она находилась на древнем торговом сухопутном пути, связывавшем Газу с Левантом, и была остановка для христианских паломников, направляющихся в Святую Землю», – рассказал Джамал Абу Рид. Участок состоит из храма, часовни и баптистерия, общей площадью 800 квадратных метров. «Эта церковь – единственная на Ближнем Востоке с 17 надписями на древнегреческом языке, выгравированными на мозаичных полах. Это доказывает, что она несколько раз расширялась и обновлялась в течение нескольких эпох», – сообщил гендиректор отдела древностей. Он объяснил, что многие иконы были уничтожены во время византийского иконоборчества (726–876 гг.) и восстановить их было трудно. «Эта церковь была свидетелем правления 24 византийских императоров, начиная с императора Анастасия I и заканчивая императором Ираклием», – рассказал Абу Рид. Строение пережило время правления 14 исламских халифов, но сильно пострадало во время израильских наступлений в секторе Газа. В 2012 году церковь в аварийном порядке законсервировали. С 2017 по 2021 год на объекте французская организация Premiere Urgence Internationale и Британский совет в сотрудничестве с Французской школой библейских и археологических исследований вели раскопки, ремонтные и реставрационные работы. Сейчас церковь стала туристическим объектом, который полностью оборудован для приема местных и иностранных посетителей. Абу Рид подчеркнул, что византийская церковь открыта для посетителей только как музей, а не как место отправления культа. Для обеспечения безопасности на месте министерство разместило пункт охраны. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/v-sektore-gaza-otk...

Фото: yenicaggazetesi.com.tr Стамбул, 3 августа. Неизвестные развернули флаг движения «Талибан» (признано террористическим и запрещено в России) в мечети Айя-София в Стамбуле (соборе Святой Софии). Видео в своем Twitter опубликовал руководитель британского аналитического центра ITCT Нур Дари, пишет РБК . На опубликованных кадрах группа людей развертывает белое полотнище с шахадой (свидетельством веры в исламе), которое признано флагом движения. Они несколько раз меняют свое местоположение — вначале полотнище оказывается развернуто при входе в собор, позднее — в центре молельного зала. Турецкое издание Yenicag Gazetesi накануне, 2 августа,  сообщало , что сторонники группировки в этот день развертывали флаг движения и в других местах Стамбула, в том числе на набережной. Активистов издание называет выходцами из Афганистана.  Собор Святой Софии, построенный в VI веке, долгое время был символом христианства на Востоке и крупнейшим христианским храмом в мире. В 1453 году после захвата Константинополя Османской империей храм был превращен в мечеть. Однако в 1934 году власти Турецкой Республики лишили его религиозного статуса и признали здание музеем. В июле 2020 года Госсовет Турции отменил решение, превратившее Святую Софию в музей, а президент страны Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ о возвращении музею статуса мечети.  24 июля в Святой Софии впервые с 1934 года прошел намаз. Для проведения мусульманских богослужений христианские мозаики на стенах храма закрыли шторами, а в интерьер добавили ковры. ЮНЕСКО выразило сожаление из-за решения Анкары изменить статус собора и призвало турецкие власти сохранить «универсальную ценность объекта». Против изменения статуса собора выступали власти ряда стран, в том числе Греции, Франции и США. В Русской православной церкви (РПЦ) превращение Святой Софии в мечеть назвали «пощечиной всему мировому христианству».  Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Интересные места Греции - Монастырь Святого Петра и Эрехтейон 05.04.2014 г. Монастырь Святого Петра Гора Афон - это возможно самое почитаемое место для православных. Вторым его названием является земной удел Богородицы. Афон включена во Всемирное наследие организации ЮНЕСКО и содержит двадцать монастырей. Храм Святого Петра, безусловно, является уникальным сооружением. Святой Павел из Ксиропотама основал монастырь в десятом веке. Святыня горела и перестраивалась несколько раз. Сегодня в нем обитают тридцать монахов. Монастырь имеет вид четырехугольника, который окружен огромными крепостными стенами. Основной храм был посвящен Сретению Господню. В сооружении насчитывается пятнадцать часовен. В них хранятся такие святые реликвии, как крест с элементом Животворящего Креста, и мощи святых Григория Богослова, Максима Исповедника, Василия Великого. Другим интересным предметом для обсуждения является большая библиотека монастыря, в которую входят около 5-ти сотен рукописей, а также 12-ти тысяч печатных изданий. Местоположение. Располагается храм на западе Афонского полуострова. К горе можно совершить паломническое путешествие. Храм Эрехтейон Эрехтейон входит в лист выдающихся архитектурных достопримечательностей Греции. Сооружение имеет уникальную историей, дизайн и удивительную внутреннюю отделку. Храм Эрехтейон назван в честь Эрехтею (афинского царя) и посвящен Посейдону и Афине Палладе. Постройка храма завершилась приблизительно в конце пятого столетия до н.э. Эрехтейону ярко присущи характеристики ионического стиля. Жаль, что архитектор храма не известен. Храм Эрехтейон поистине можно назвать архитектурным наследием. Он содержал 2 входа (один - северный, а другой - восточный). Восточная половина Эрехтейона посвящена Афине Палладе, а западная - Посейдону и Эрехтею. Большая часть экспонатов сберегает Британский музей, а в храме выставлены их точные копии. Не менее интересным является то, что Эрехтейон в действительности уникален из-за его асимметричного планирования, что крайне редко для архитектуры Греции. Туристов и любителей архитектуры античных времен притягивают колонны храма (Кариатиды), которые изготовлены в форме женщин. Располагается Эрехтейон в центре столицы Греции, на афинском Акрополе, который находится севернее Парфенона. Не всегда есть возможность самим организовать все хлопоты, связанные с погребением и поэтому приходится прибегать к услугам специальных ритуальных агенств. Специализированную помощь в Киеве оказывает ЧП Прядко. Памятники из гранита в ЧП Прядко и сопутствующие ритуальные услуги описаны на сайте prjadko.kiev.ua. Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/obs/mx/mest/036grek.htm

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРИЛЛИАНТОВ Братья Бриллиантовы. Стоят: Вениамин и Леонид. Сидят: Иван и Александр. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Братья Бриллиантовы. Стоят: Вениамин и Леонид. Сидят: Иван и Александр. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Вениамин Иванович (1887, с. Цыпино Кирилловского у. Новгородской губ.- 1933, с. Горицы, совр. Кирилловский р-н Вологодской обл.), музейный деятель, специалист по охране исторических памятников. Из семьи священника, младший брат А. И. и И. И. Бриллиантовых. Учился в Новгородской ДС, из к-рой был исключен за нарушение порядка, окончил СПбДА, затем Археологический ин-т. В 1914-1920 гг. преподавал в Нижегородской губ. В июле 1920 - сент. 1924 гг. возглавлял Кирилловский подотдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Деятельность подотдела была направлена на сохранение культурного наследия, в т. ч. художественных памятников Кириллова Белозерского , Ферапонтова Мартинианова Белозерского и Горицкого мон-рей, предпринимались усилия по устройству в упраздненных мон-рях музеев. Б. организовал работу по созданию экспозиции в Кирилловском музее (открылась в 1924), вместе с И. И. Бриллиантовым завершил реставрационные работы в Ферапонтовом мон-ре, начатые до первой мировой войны. После закрытия подотдела преподавал в школе при коммуне «Просвет» в с. Лукинском близ Ферапонтова мон-ря, с 1929 г. жил в Горицах и работал школьным учителем. Ист.: Письма И. И. Бриллиантова к А. И. Бриллиантову, 1894-1929//Ферапонтовский сб. М.; Ферапонтово, 1997. Вып. 4. Лит.: Жукович П. Н. Отзыв о соч. В. Бриллиантова «Вопросы о преобразовании епарх. суда в лит-ре 60-70-х гг. прошлого столетия»//Журнал заседаний Совета СПбДА за 1911-1913 учеб. г. С. 225-227; Алексеева М. А. Семья Бриллиантовых//Ферапонтовский сб. М., 1991. Вып. 3. М. Н. Шаромазов Рубрики: Ключевые слова: БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ богатейшее собрание древностей различных эпох и цивилизаций и крупный научно-исследовательский центр в Лондоне ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871 — 1960), рус. живописец, историк искусства, реформатор музейного и реставрационного дела в Россиии СССР; действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956)

http://pravenc.ru/text/153439.html

Светлое Христово Воскресение. Иконография ФОТОГАЛЕРЕЯ В христианском искусстве изображение самого непостижимого и главного момента евангельской истории – Воскресения Христова – обычно отсутствует. Это чудо недоступно человеческому пониманию – его не описывают святые евангелисты, о нем не говорят церковные песнопения. Обычно иконами «Воскресения Христова» называли те, где изображалось сошествие во ад или явления Христа по Воскресении, а так же явление ангела мироносицам у Гроба Господня. Светлана Липатова. К иконографии Воскресения Христова vk fb tw ok @ g+ lj Сошествие Христа во ад. Фреска монастыря Хора, Константинополь. XIV в. vk fb tw ok @ g+ lj Адам. Фрагмент сошествия Христа во ад. Фреска монастыря Хора, Константинополь. XIV в. vk fb tw ok @ g+ lj Христос. Фрагмент сошествия во ад. Фреска монастыря Хора, Константинополь. XIV в. vk fb tw ok @ g+ lj Ева. Фрагмент сошествия Христа во ад. Фреска монастыря Хора, Константинополь. XIV в. vk fb tw ok @ g+ lj Сошествие Христа во ад. Фреска пещерной церкви в Каппадокии. XI в. vk fb tw ok @ g+ lj Сошествие Христа во ад. Византийская миниатюра. Монастырь Дионисиат, Афон vk fb tw ok @ g+ lj Сошествие Христа во ад. Монастырь Св. Екатерины на Синае. XIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Сошествие Христа во ад vk fb tw ok @ g+ lj Сошествие Христа во ад. Государственный русский музей vk fb tw ok @ g+ lj Сошествие Христа во ад. Кипрская фреска vk fb tw ok @ g+ lj Сошествие Христа во ад. Кипрская фреска vk fb tw ok @ g+ lj Воскресение Христово. Государственный исторический музей vk fb tw ok @ g+ lj Воскресение Христово. Мозаика монастыря Неа Мони. XI в. vk fb tw ok @ g+ lj Жены-мироносицы у пустого гроба. Слоновая кость. Британский музей. 420-430 гг. vk fb tw ok @ g+ lj Спящая стража у пустого гроба. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в. vk fb tw ok @ g+ lj Жены-мироносицы и ангел на гробе. Фреска пещерной церкви в Каппадокии. XI в. vk fb tw ok @ g+ lj Жены-мироносицы и ангел на гробе. Византийская миниатюра vk fb tw ok @ g+ lj Белый ангел. Фреска монастыря в Милешево, Сербия. XIII в.

http://pravoslavie.ru/52932.html

Царь Ииуй приносит дань ассир. царю Салманасару III. Рельеф «Черного обелиска». Ок. 841 г. до Р. Х. (Британский музей, Лондон) [евр.  ,  - «Он есть Господь»; греч. Ιο], 10-й израильский царь, пришедший к власти в ходе вооруженного восстания ок. 841-814 гг. до Р. Х. Он стал основателем одной из 2 могущественных династий Северного царства, к-рая правила в Израиле почти 100 лет (841-747 - 4 Цар 10. 30; 15. 12). История И. содержится в 4 Цар 9-10, кратко пересказана в Книге Паралипоменон (2 Пар 22. 7-9; ср.: 2 Пар 22. 7 и 4 Цар 9. 21; 2 Пар 22. 8 и 4 Цар 10. 12-14). Происхождение И. неизвестно: в большинстве стихов он именуется сыном Намессии (3 Цар 19. 16; 4 Цар 9. 20; 2 Пар 22. 7), но в 4 Цар 9. 2, 14 назван сыном иудейского царя Иосафата, сына Намессии. Возможно, Намессия был родоначальником династии, к к-рой принадлежал И., и обращение к нему позволяло избежать сопоставления с Южным царством ( Thiel. P. 670). Во времена правления царя Ахава И. обладал высоким положением при царском дворе (4 Цар 9. 25); при сыне Ахава царе Иораме И. служил начальником войска, располагавшегося лагерем в Рамофе Галаадском в Сев. Заиорданье для противостояния арамеям. Восстание И. было поддержано войском, при затянувшемся конфликте с арамеями военные нуждалась в более успешном, нежели Иорам, лидере. Ученик прор. Елисея тайно помазал И. на царство и повелел именем Господа истребить дом Ахава (4 Цар 8. 27; 9. 1-13; ср.: 1 Цар 9. 16; 16. 1-13). И. был торжественно провозглашен царем израильским войском (4 Цар 9. 13). В бою с арамеями Иорам был ранен и вынужден был вернуться во 2-ю царскую резиденцию в Изреель (4 Цар 8. 28-29; 9. 14-15). И. вероломно убил Иорама (4 Цар 9. 23-26), жестоко расправился с его матерью Иезавелью . Иудейский царь Охозия, находившийся при дворе Иорама, бежал (4 Цар 8. 29; 9. 16), но был смертельно ранен воинами И. и умер в Мегиддо (4 Цар 9. 27-28). И. казнил 42 представителей царского дома Охозии при Беф-Екеде (4 Цар 10. 12-14), нанеся тем самым серьезный удар по династии Давида; в результате на престол Иудеи взошла царица Гофолия из династии Амврия (4 Цар 11. 1-3). И. послал в столицу Самарию к старейшинам города письмо, в к-ром предложил возвести на престол одного из сыновей Иорама, к-рый смог бы защитить их от внешних врагов (4 Цар 10. 1-3). Старейшины, понимая нестабильность своего положения, поспешили выказать повиновение И. (4 Цар 10. 4-5), тогда И. потребовал в знак их преданности доставить головы царских сыновей в Изреель (4 Цар 10. 6-8).

http://pravenc.ru/text/293959.html

Лит.: Treasures of the British Library/Ed. N. Barker. L.; N. Y., 1988; Bible Manuscripts Address Book: Treasures of Christianity in the British Library/Ed. S. McKendrick. L., 1999. А. А. Ткаченко Славянские рукописи Собрание слав. рукописей Б. б. сравнительно невелико - 70 кодексов и отрывков из рукописей XIV-XIX вв., что составляет примерно 1/3 слав. рукописного фонда Великобритании. Наиболее значительная часть собрания - коллекция южнослав. пергаменных рукописей Р. Керзона, приобретенная им на Афоне во время 2-го путешествия по Ближ. Востоку (1837) и переданная его наследником в Британский музей. Среди них наиболее известны болг. лицевое Евангелие тетр царя Ивана Александра 1356 г. (Add. 39 627), украшенное 366 миниатюрами (в т. ч. портретом царской семьи), серб. Евангелие тетр Иакова , митр. Серрского (1354-1355), с портретом заказчика (Add. 39 626), болг. Видинское Евангелие (сер. XIV в.; Add. 39 625) и др. В коллекции Б. б. имеется также целый ряд болг. и серб. рукописей XIV-XV вв., поступивших др. путями, напр. отрывок серб. Евангелия тетр архиеп. Даниила (1329) из кодекса, сгоревшего в ХХ в. в афонском мон-ре св. Павла (Add. 19 393), сербско-болг. сборник житий на янв. (XV в.) (Add. 41, 087) и др. Древнейшие восточнослав. памятники этого собрания представлены отрывками новгородских пергаменных Евангелий XV в. (Add. 34 386), происходящими из одного комплекса с Финляндскими и Шведскими пергаменными отрывками, привезенными во 2-й пол. XIX в. из Швеции археологом Дж. Стивенсом. Среди более поздних рукописей - Евангелие тетр московского происхождения кон. XV в., созданное в мастерской Михаила Медоварцева, с 4 миниатюрами (Egerton 3045), Лондонский список Вологодско-Пермской летописи (Cotton. Vitellius F X), греческо-рус. Псалтирь 2-й пол. XVI в. (Harley 5723), лицевой список XVII в. Сказания о Мамаевом побоище с 64 миниатюрами, отражающими оригинал раннего XVI в. (Yates Thompson 51), словари, азбуки-прописи XVII в. и др. Лит.: Сырку П. А. Славянские и русские рукописи Британского музея в Лондоне//Сб. ОРЯС. СПб., 1908. Т. 84. 4. С. 1-80; Джурова А., Дуйчев И. Славянските тъкописи от Британския Музей и Библиотека. София, 1977; Живкова Л. Четвероевангелието на цар Иван Александър. София, 1980; Cleminson R. A Union Catalogue of Cyrillic Manuscripts in British and Irish Collections. L., 1988. P. 64-178. 49-118; КМЕ. Т. 2. С. 359; Попов Г. В. Московская рукопись с миниатюрами кон. XV в. из Британского музея [Egerton 3045]//Древнерусское искусство: Проблемы. Атрибуции. СПб., 1993. С. 145-169.

http://pravenc.ru/text/153447.html

В июле Санкт-Петербургский государственный университет совместно с Русским музеем приступил к созданию виртуального образа новгородского храма XII века Спаса-на-Нередице. В проекте принимают участие исторический факультет и Смольный институт свободных наук и искусств. Предполагается, что будут воспроизведены не только архитектурный образ храма, но также фрески и церковная утварь. Кроме того, посетители смогут увидеть изменения внешнего и внутреннего убранства церкви, которые происходили на протяжении веков. По словам руководителя проекта Николая Борисова единственный способ показать современникам древний облик Спаса-на-Нередице - воссоздать его с помощью современных компьютерных технологий: «Сегодня восстановить фрески полностью уже не представляется возможным, так как 90 % из них безвозвратно утрачены». Осенью 2007 года сайт виртуального музея будет открыт по адресу www.nereditca.nw.ru. В конце июля петербургские живописцы вернулись с двухнедельного пленэра в Антониево-Сийском монастыре (Архангельская епархия). Жить в монастыре почти 20 дней и свободно работать художники смогли благодаря Петербургскому фонду поддержки искусства, курирующему благотворительный проект «По святым местам». Проект был начат в 2000 году. Суть его проста: питерские художники, профессионалы и любители, на несколько недель выезжают в какой-нибудь монастырь на пленэр. Затем по его итогам проходят выставки. Собранные от продажи картин деньги идут на реставрацию монастырей, в которых побывали живописцы. Руководит проектом ректор Академии художеств, председатель Союза художников Петербурга, академик Альберт Чаркин. Отчетная выставка пройдет в здании Совета Федерации на Большой Дмитровке в Москве. Осенью картины можно будет увидеть в Петербурге - в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры, а также в Манеже. В следующем году художники отправятся по городам Золотого кольца России, а потом - на Соловки. Церемония передачи пасхального яйца «Трехсотлетие Санкт-Петербурга», созданного Тео Фаберже, внуком Карла Фаберже, прошла 31 июля в Екатерининском дворце Пушкина. Его передали из фондов Государственного музея-заповедника «Царское Село» в Государственный музей-заповедник «Павловск». «Яйцо совершает путешествие по дворцам, которые изображены на нем. Сегодня оно передается от Екатерининского дворца в Царском Селе Павловскому дворцу ровно на год», - отметил в ходе церемонии заместитель директора ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт. По ее словам, после того как пасхальное яйцо побывает во всех дворцах, оно, скорее всего, будет передано в коллекцию Музея истории Петербурга. Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Санкт-Петербурга», выполненное из мрамора, хрусталя и серебра, украшенное золочением и гравировкой, было передано в юбилейном 2003 году в дар городу от имени британского ювелира Тео Фаберже Филиппом Беркенштейном, председателем фонда «Санкт-Петербургская коллекция».

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/9/22...

Далее, после первого прошения “литии” мы находим указание на “Воспеваху Ангели Марию”, служащее введением к Евангелию о Благовещении и ряду славословий Богородице, влагаемых в уста Гавриилу. В нескольких рукописях Британского и Берлинского музеев и в одной Петербургской это приводится, как заключение вышеупомянутых переводных Феотоκи, к которой присоединяется еще туземная “Хвала умилительная” 10 . Возможно в этом видеть указание если не на пение в данном месте “чина” Феотоκи, то на соответствие этого места с тем, в котором коптский чин содержит их. Наконец из многочисленных молитв, положенных в ночном богослужении, общею обоим чинам является, кроме уже упомянутых “Яко вознесеся” и “Вся воинства Ангел”, еще “Воспеваю благодать твою, Благодатная”..., которая в нткоторых рукописях коптского чина заменяется переводом нашей “Песни полунощной” “Воспеваю благодать твою Владычице и молю тя, ум мой облагодати”... Таковы точки соприкосновения обоих чинов ночного богослужения, употребляемых практикой Эфиопской церкви. К сожалению, все рукописи туземного чина крайне позднего времени, и это обстоятельство лишает нас возможности решить, насколько эти общие пункты древние и первоначальные, и не явились ли они результатом вторичных заимствований уже в то время, когда оба чина существовали бок о бок. Ввиду поразительной общности всему христианскому миру употребления библейских песней за утренним и вечерним богослужениями, трудно предположить, чтобы оно осталось чуждым древней Эфиопской церкви, которая получила при своем основании в конце V в. коптами-монофизитами и богослужебный чин, в то время еще, конечно, находившийся далеко не в том виде, какой был введен в Абиссинии Георгием в XIV в., но, несомненно, содержал пророческие песни 11 . Дальнейшее развитие его и расширение плодами туземной поэзии, особенно произведениями Яреда сладкопевца, имя которого неоднократно попадается на страницах туземного часослова, привело его в тот вид, в каком его застала реформа Георгия и в каком он представляется нам теми немногочисленными рукописями, одной из которых владеет Музей Общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Икона. Ок. 1400 г. (Британский музей, Лондон) Ответ Церкви на эти рассуждения Ария выразился в утвержденном Вселенским I Собором термине μοοσιος. Свт. Афанасий I Великий разработал церковное учение об образе в контексте триадологии: он показал, что в основании подхода Ария лежит неправильное понимание трансцендентности Бога. По объяснению свт. Афанасия, Бог Отец является Предвечным Отцом, а рожденный им предвечно Сын должен иметь все Его божественные свойства. Для него Сын есть единосущный образ Отца: «Когда ты говоришь об Образе, ты именуешь Сына, ибо кто мог бы быть подобным Богу, как не Рожденный, произошедший от Него?» ( Athanas. Alex. De decret. Nic. Syn. 17//PG. 25. Col. 444). Отцовство как одна из фундаментальных характеристик Первой Ипостаси Св. Троицы открыта нам Сыном, она не случайна, более того, она - одно из редких катафатических суждений, к-рые мы можем приложить к Первой Ипостаси, позволяющее нам именовать Ее. Прежде всякого начала и всякой вечности Первая Ипостась есть Отец Своего безначального и совечного Сына, Отец единосущного Логоса. Но поскольку Отец и Сын означают тождество сущности, это должно также отразиться на понятии образа, прилагаемого к Личностям Св. Троицы. Именно поэтому свт. Афанасий говорит: «Отец вечен, бессмертен, силен, свет, всемогущ, Бог, Господь, Творец и Создатель. Необходимо, чтобы все эти свойства нашлись бы и в Образе, чтобы действительно тот, кто видит Сына, видел бы и Отца (Ин 14. 9)» ( Athanas. Alex. Or. contr. arian. 1. 21//PG. 26. Col. 56). «О Всепетая Мати». Миниатюра к 24-му икосу Акафиста Божией Матери. 2-я пол. XIV или нач. XV в. (ГИМ. Син. 429. Л. 33 об.) «О Всепетая Мати». Миниатюра к 24-му икосу Акафиста Божией Матери. 2-я пол. XIV или нач. XV в. (ГИМ. Син. 429. Л. 33 об.) Введенная свт. Афанасием богословская категория единосущного образа стала одной из составляющих святоотеческой триадологии. В этом смысле использовал понятие «образ» уже свт. Василий Великий : «То, что образ там по подражанию (μιμητικς εκν), Сын есть здесь по природе (φυσικς).

http://pravenc.ru/text/389040.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010