В Париже открылась уникальная выставка «Христиане Востока. Двухтысячелетняя история» Париж, 26 сентября 2017 г.      25 сентября в парижском Институте арабского мира состоялся вернисаж и предпоказ уникальной выставки на тему «Христиане Востока. Двухтысячелетняя история». Данная экспозиция получила самую активную поддержку от французского государства и вызвала широкий резонанс в европейской прессе. В торжественном акте открытия выставки приняли участие Президент Франции Эмманюэль Макрон и Президент Ливана Мишель Аун. Мероприятие состоялось в присутствии важных светских и религиозных лидеров Французской Республики. На церемонии присутствовали президент Института арабского мира и бывший министр культуры Франции Жак Ланг, нынешний министр культуры Франции Франсуаз Ниссен, архиепископ Парижа кардинал Андре Вен-Труа, видные французские политические и общественные деятели. В вернисаже также принял участие епископ Корсунский Нестор. В своем приветственном слове Президент Э. Макрон назвал себя убежденным защитником христиан, проживающих между Нилом и Евфратом. По его словам, христианское наследие Ближнего Востока - одно из ценнейших достояний всего мира, которое сегодня подвергается целенаправленному истреблению или выдавливанию из региона. Данная выставка должна послужить резонансным культурным ответом и четким сигналом для всех противников христианской составляющей арабского мира, что Франция, равно как и другие развитые страны, не позволят этому случится.      Основной целью проведения выставки в Париже является стремление ее организаторов показать, что христиане Большого Ближнего Востока являются неотъемлемой, основополагающей частью культуры и истории арабского мира, что исторически они глубоко вовлечены в политическую и интеллектуальную жизнь региона, что христианская философия и духовный опыт христиан оказали важнейшее значение в развитии и становлении столь сложного ближневосточного общества. Организация уникальной экспозиции заняла около двух с половиной лет. Результатом столь длительной и кропотливой работы стала возможность лицезреть собранные воедино ценнейшие экспонаты афинского Византийского музей, Лувра, Британского Музея, Византийского музея г. Берлин, йельской Art Gallery, а также артефакты из частных коллекций, священные предметы христианских общин и храмов Ближнего Востока и не только.

http://pravoslavie.ru/106637.html

Время перемен Первый светофор, первый паровоз, первый ватерклозет, первое метро, первая медсестра, первый омнибус – при описании этого периода все время приходиться пользоваться этим числительным. Люди были другими. Флоренс Найтингейл – характернейший человек своей эпохи — собственными силами, по сути, создает профессию медсестры. 19 августа, 2011 Первый светофор, первый паровоз, первый ватерклозет, первое метро, первая медсестра, первый омнибус – при описании этого периода все время приходиться пользоваться этим числительным. Люди были другими. Флоренс Найтингейл – характернейший человек своей эпохи — собственными силами, по сути, создает профессию медсестры. Первый светофор, первый паровоз, первый ватерклозет, первое метро, первая медсестра, первый омнибус – при описании этого периода все время приходиться пользоваться этим числительным. Люди были другими. Например, Флоренс Найтингейл – это характернейший человек своей эпохи. Она действует, изобретает и добивается. Она собственными силами, по сути, создает новую профессию – профессию медсестры. Недавно вышла чрезвычайно познавательная книга Лайзы Пикард «Викторианский Лондон». – М.: Издательство Ольги Морозовой, 2011. Пер. с англ. В. Кулагиной-Ярцевой, Н. Кротовской, М. Бурмистровой. Время царствования королевы Виктории (1837–1901) обозначило целую эпоху в истории Великобритании. В этот период была построена канализационная система и появилось централизованное, приближенное к современному, водоснабжение, пар заменил весла, а железные дороги стали вытеснять лошадей. Появилось лондонское метро, построена Публичная библиотека и Британский музей. В медицине начали использовать хлороформ, а медсестры стали «веселыми, аккуратными и приятными на вид». За самое долгое царствование в истории английской монархии стране удалось скакнуть из глухого средневековья, когда содержимое ночных горшков выливалось из окон лондонцев прямо на улицу, в новое время. И результаты многого, что было заложено и начато тогда, мы видим и пожинаем сейчас. Скажем, современный светофор. Первое его подобие установили в 1868 году на Бридж-стрит, потому что членам парламента приходилось ежедневно рисковать своей жизнью, переходя эту оживленную улицу, по которой ездили повозки, коляски и омнибусы, сновали пешеходы и катили свои тележки уличные торговцы, а также шли стада овец и коров.

http://pravmir.ru/vremya-peremen/

Закрыть itemscope itemtype="" > У храмов святителя Николая. Часть II 03.07.2017 720 Время на чтение 26 минут Часть II. Возвращение не уходившего никогда Что менее известно «широким кругам населения» - так это то, что силами энтузиастов возникла и развивается ныне целая наука – Николаеведение, адепты которой изучают все мельчайшие детали, относящиеся к жизни и деятельности великого христианского подвижника. Ровно ничего не отвергая из канонических данных, они, тем не менее, отделяют наносное от истинного, проясняют и детализируют множество смутных данных, дополняют имеющиеся сведения новыми находками. Ещё 12 лет тому назад, в 2005-ом, группа британских учёных попыталась реконструировать по черепу внешний облик святого Николая. Пришли к выводу, что он был крепко сложен, имел достаточно высокий для того времени рост - примерно 1 м 68 см; его характеризовали высокий лоб, выступающие скулы и подбородок, карие глаза и смуглая, как и надлежит южанину, кожа. Портретное сходство с внешностью, изображаемой на иконах, оказалось просто поразительным; ну не чудо ли? Икона святителя Николая из Демре (Мир Ликийских). XIX век. Анталийский музей Останки, хранящиеся в Бари и на острове Лидо, были определены как принадлежащие одному человеку; в последнем случае были отделены кости и череп, взятые тогда, в 1097 году, крестоносцами из соседних погребений и присоединенные в чтимой реликвии ради пущей важности приобретения (по объёму). Было доказано, что «гробница», иначе «саркофаг» Святителя в храме святого Николая в Мирах Ликийских (ныне посёлок Демре), демонстрируемые, с проломом в нижней части, якобы сделанным похитителями, ничего общего не имеют с подлинным захоронением (отчего и не удавалось обнаружить его туркам-сельджукам, многократно пытавшимся осквернить останки христианского святого). Экспонируемый саркофаг, скорее всего, был просто приспособлен турками для демонстрации, быв взят из множества подобных, сохранившихся в окрестностях Демре языческих гробниц; Святитель же был похоронен, как христианин, естественно, ниже уровня земли.

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/04/u_hr...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Когда христиане взяли свой крест 3 мин., 25.09.2018 Письмо читателя: Ни для кого не секрет, что, во-первых, крест был мистическим символом множества народов задолго до появления христианства. А во-вторых, сами-то христиане, насколько мне известно, воспользовались этим символом впервые лишь в IV веке. Причем произошло это " сверху " , по указу первого христианского римского императора Константина. Так почему же для современных христиан изображение креста имеет такое значение? Иван П., Москва Вы совершенно правы, полагая, что различные формы креста использовались многими народами Азии, Африки и Китая еще до возникновения христианства. В каждой культуре этому символу придавалось свое значение; в самом широком смысле оно, как правило, связывалось с Космосом, символическим значением цифр или противопоставлением неба и земли или пространства и времени. Вместе с тем, только в христианстве крест приобретает принципиально новое, необычное значение, являясь символом Иисуса Христа, свидетельством искупления Им человеческих грехов и залогом спасения людей. Повсеместно в Римской империи крест стал употребляться лишь к концу IV века. Действительно, широкое и открытое использование креста традиционно связывается с именем императора Константина Великого, которому было видение огненного креста на небе с надписью " Сим победиши! " До эпохи Константина христиане удерживались от изображения креста Христова в его действительной форме, а тем более — от изображения его вместе с Распятием, что, однако, совсем не значит, что символ не существовал. Гемма из Констанцы. Происходит из румынского города Констанца, где была найдена вместе с несколькими десятками других античных гемм I-III вв. Датировка на сайте Британского музея - III-IV вв., хотя есть аргументы в пользу более ранней даты - II-III вв. Местонахождение - Британский музей . Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. У отцов Церкви это чествование называлось апостольским преданием. В первые три века оно относится к области disciplinae arcanae, то есть к кругу тех христианских верований и обрядов, которые хранились в тайне от язычников. Язычники, впрочем, знали о нем, потому что отдельные лица из христиан имели мужество открыто исповедовать крест.

http://foma.ru/kogda-xristiane-vzyali-sv...

Споткнувшийся бегемот 14.01.2013 23:54:50 Сергей Белозерский Как сообщается, “ Европейский суд по правам человека в Страсбурге , признал законным размещение Распятий в итальянских государственных школах . Суд постановил, что нет доказательств того, что распятия в классных комнатах оказывают какое-либо воздействие на школьников. Этим решением суд отменил свое же постановление, запрещавшее распятия в школах Италии. Оно было принято в ноябре 2009 и вызвало взрыв возмущения в Италии, где 90% процентов граждан считают себя католиками”. Многие отмечают, что это решение знаменует если не перелом, то определенное замедление тенденции к выдавливанию религии из общественного пространства. Как пишет один из комментаторов, “всесметающий бегемот секуляризма на этот раз притормозил”. Что же, нам стоит обратить на это внимание - потому, что у нас любят перенимать европейские моды как раз в тот момент, когда они устаревают в самой Европе. Британский обозреватель Эндрю Браун пишет в газете " Гардиан " : " это очевидная победа здравого смысла, против которой только фанатики станут возражать... идея, что законодательство, касающееся прав человека, надо использовать для того, чтобы детям на глаза не попалось Распятие, представляет собой глубоко тоталитарное и суеверное извращение лучших намерений нашей цивилизации " . Он предлагает задуматься над тем, как бы секуляристы реагировали, если бы,   скажем, мусульманская семьи запретила своим детям участвовать в экскурсии в музей — из опасения, что знакомство с христианским искусством как-то осквернит детские умы. Не сочтут ли они сами это глупым суеверием? Почему же тогда они сами предаются аналогичному суеверию в случае с итальянскими Распятиями? Противоположную позицию выражает Дэвид Поллок, Президент “Европейской Гуманистической Ассоциации”: “Это достойное крайнего   сожаления решение отступает от того ясного правила, что государство и его институты должно быть беспристрастным, не оказывая предпочтения одной религии перед другими”. В самом деле, тут Распятие, а была бы - идеологически нейтральная белая стена. Требования “равноудаленности” государства от всех религий могут звучать привлекательно - люди привыкли реагировать на слова “равенство”, “равноправие” положительно, но давайте разберемся, что здесь может иметься в виду.

http://radonezh.ru/analytics/spotknuvshy...

Удивительно, но первое известное нам изображение распятия является карикатурой. Это граффито примерно III века на стене палатинского дворца в Риме, оно изображает человека перед распятием, причем сам распятый кощунственно изображен с ослиной головой. Надпись, сделанная по-гречески поясняет: «Αλεξαμενος ςεβετε θεον» (Алексамен поклоняется своему Богу). Очевидно таким образом дворцовые служители осмеивали христианина, состоявшего в штате дворцовой прислуги. И это не просто кощунственная картинка, это очень важное свидетельство, оно фиксирует поклонение распятому Богу.      Прямых же христианских образов распятия Господня, мы долгое время не встречаем. Это неудивительно по целому ряду причин. Вплоть до Миланского эдикта — практически каждое поколение христиан переживало гонение, а то и не одну волну. Христианские изображения уничтожались вместе с их владельцами. Собственно, те изображения, что использовали первые христиане, носили, в основном, подчеркнуто символический характер. Потому и икона, прямое моленное изображение, получает распространение много позже первых веков христианской эры. Первые распятия Долгое время христиане изображали не само распятие, а просто различные варианты креста. Первые же образы собственно распятия относятся к IV веку. Таким является, например, рельеф, вырезанный на дверях базилики св. Сабины в Риме.      Изображение довольно схематично, это скорее не изображение события, но — знак, напоминание. Похожие образы распятия присутствуют и в сохранившейся мелкой пластике, в частности — на геммах того же периода. Гемма. Середина IV века. Великобритания. Лондон. Британский музей      Символические распятия Для того же периода характерны «символические» распятия, представляющие более раннюю традицию. Например, изображение креста, в центре которого размещается медальон с образом Христа, или символическое изображение Агнца. Крест с образом Христа в центре. Мозаика. VI век. Италия. Равенна. Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе      Христос торжествующий Чуть позже, когда изображение распятия Господня твердо входит в христианский обиход, появляется особая иконография – образ Христа торжествующего. Интересно, что этот образ, претерпев некоторые изменения, но сохранив свое внутреннее содержание, до сих пор существует в православной иконографии. Христос представлен не просто страдающим человеком на кресте. Он торжествует над смертью, торжествует над страданиями. Лик Спасителя предельно спокоен, мы не видим гримасы смерти, не видим признаков страдания. Глаза Христа широко раскрыты, он часто облачен в пурпурный хитон с золотыми клавиями (полосами), стоит ли лишний раз напоминать, что это императорское одеяние? Господь Иисус Христос изображается не как узник, подвергнутый позорной казни, но — как Царь Славы, победивший смерть (Пс. 23: 9-10).

http://pravoslavie.ru/90646.html

Эксперты ЮНЕСКО сообщают об ущербе, который нанесли древнему Вавилону коалиционные силы в Ираке 11 июля 2009 г. 10:01 Войска международных коалиционных сил в Ираке во главе с США нанесли серьезный ущерб всемирно известному археологическому комплексу древнего Вавилона, сообщает в четверг пресс-служба ООН со ссылкой на обнародованный доклад Международного координационного комитета ЮНЕСКО по охране культурного наследия Ирака. Доклад основан на оценках ведущих мировых экспертов в сфере истории и археологии. При его подготовке были задействованы силы таких авторитетных научных центров, как Британский музей, Центр археологических исследований и раскопок в Турине и др. Вавилон, расположенный в 90 км к югу от Багдада, был столицей двух выдающихся царей древности — Хаммурапи (1792-1750 до н.э.), который ввел один из самых первых в мире свод законов, и Навуходоносора (604-562 до н.э.), создавшего Висячие сады Семирамиды — одно из семи чудес Света. Объявленный археологическим памятником в 1935 году, город стал частично доступен благодаря раскопкам. Но большая часть древнего Вавилона все еще скрыта под землей. Почти два года — с апреля 2003 года по декабрь 2004-го — этот археологический памятник использовался коалиционными силами во главе с США в качестве военной базы. Как указывается в обнародованном в четверг докладе, в результате бездумных действий военных из стран антииракской коалиции Вавилону был нанесен серьезный ущерб, вызванный «рытьем канав, выемкой, перемещением и выравниванием грунта». Среди наиболее пострадавших основных сооружений оказались знаменитые Ворота Иштар и Путь Процессий. По оценке доклада, подготовленного в 2005 году Британским музеем, «это все равно, что возвести военный лагерь вокруг Великой Пирамиды в Египте или вокруг Стоунхенджа в Англии». В докладе отмечается также, что частично ущерб Вавилону был нанесен и в результате строительства дворца для Саддама Хусейна, которое планировалось как часть работ по археологическому восстановлению города в 1978-1987 годах.

http://patriarchia.ru/db/text/692545.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИНСТИТУТ РУКОПИСЕЙ ИМЕНИ КОРНЕЛИЯ КЕКЕЛИДЗЕ АН Грузии [груз. ; ИР]. Основан в 1958 г., с 2007 г.- Национальный центр рукописей Грузии, находится в Тбилиси. В ИР хранится наибольшая часть известных рукописей, созданных на груз. языке (ок. 10 тыс.). Фонды ИР включают памятники как церковной, так и светской лит-ры 15 веков (V - нач. XX в.), созданные на папирусе, пергамене, бумаге и бомбицине и охватывающие все сферы средневек. науки (богословие, философию, агиографию, гимнографию, литургику, экзегетику, аскетику, гомилетику, художественную лит-ру, языкознание, историю, медицину, право, химию, астрономию, алгебру и геометрию, физику и др.). «Литургия ап. Иакова». XIII в. (НЦРГ. S 4980) «Литургия ап. Иакова». XIII в. (НЦРГ. S 4980) Груз. манускриптами располагают также др. архивы, музеи и б-ки Грузии (Национальный архив Грузии, ГМИГ, Зугдидский историко-этнографический музей, Кутаисский гос. историко-этнографический музей , ЦГИАГ, ИЭМС, Национальная б-ка парламента Грузии, Историко-этнографический музей г. Гори, Исторический музей Самцхе-Джавахети, Аджарский гос. музей и др.), России (РГАДА, РГБ, РНБ, СПбФИВ РАН, РГВИА и др.), Польши (Музей Чарторыйских в Кракове), Греции (мон-рь св. ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос, Иверский мон-рь на Афоне), Египта ( Екатерины великомученицы мон-рь на Синае ), Израиля (архив Патриархии Иерусалимской Православной Церкви, Крестовый мон-рь в Иерусалиме), Франции (Национальная б-ка в Париже), Великобритании (б-ка Кембриджского ун-та, Бодлианская б-ка Оксфордского ун-та, Британский музей), Ватикана , Австрии (Австрийская национальная б-ка в Вене, б-ка Грацского ун-та, Гос. архив Австрии), США (б-ка Принстонского ун-та, б-ка Гарвардского ун-та), Армении (хранилища ин-та древних рукописей Матенадаран в Ереване, мон-рь Эчмиадзин ), Чехословакии, Германии (б-ка Лейпцигского ун-та), Болгарии (Народная б-ка им. равноап. Кирилла и Мефодия), Эстонии (Лит. музей им. Ф. Р. Крейцвальда в Тарту) и др. История

http://pravenc.ru/text/468825.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОТТОНОВСКИЙ ГЕНЕЗИС Авраам просит Бога помиловать Содом и Гоморру. Миниатюра из Коттоновского Генезиса (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI. Fol. ?) Авраам просит Бога помиловать Содом и Гоморру. Миниатюра из Коттоновского Генезиса (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI. Fol. ?) Древнейшая иллюстрированная рукопись с текстом кн. Бытие, сохранившаяся в виде нескольких обугленных фрагментов (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI). Известно, что в XIII в. ряд ее миниатюр был использован в качестве образцов мозаичистами, украшавшими атриум собора Сан-Марко в Венеции. Возможно, манускрипт был привезен туда одним из участников 4-го крестового похода. К 1575 г. рукопись оказалась в Англии; считается, что она в разное время принадлежала кор. Генриху VIII, кор. Елизавете I и сэру Дж. Фортескью (ум. в 1607); к 1611 г. находилась в коллекции сэра Р. Б. Коттона, потом - у сэра Г. Савила, после него - у Т. Говарда, гр. Арундела (ум. в 1646); в период до 1691 во время пожара была выкуплена у его наследников сэром Дж. Коттоном. В 1702 г., после смерти Коттона, манускрипт перешел в собственность гос-ва. В 1731 г. во время пожара в б-ке лорда Коттона в лондонском Ашбернемском доме рукопись сильно пострадала: мн. листы сгорели, у оставшихся потемнел и сжался пергамен, изменился цвет. Когда в 1753 г. открылся Британский музей, К. Г. был передан ему. Между 1842 и 1856 гг., при хранителе рукописей Британского музея сэре Ф. Маддене, поврежденные фрагменты манускрипта были отреставрированы и закреплены на новой основе. Десять листов рукописи, в 1784 г. оказавшиеся в Бристоле, также были переданы в Британский музей (с 1928 - на хранении, в 1962 выкуплены музеем). После создания Британской б-ки манускрипт вошел в ее собрание. Встреча Лота с жителями Содома. Миниатюра из Коттоновского Генезиса (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI. Fol. ?) Встреча Лота с жителями Содома. Миниатюра из Коттоновского Генезиса (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI. Fol. ?)

http://pravenc.ru/text/2458901.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕЛЛИНИ [итал. Bellini], семейство итал. художников XV в., представителей венецианской школы живописи. Якопо Б. Мадонна с Младенцем. Худож. Я. Беллини. Ок. 1450 г. (Галерея Уффици. Флоренция) Мадонна с Младенцем. Худож. Я. Беллини. Ок. 1450 г. (Галерея Уффици. Флоренция) (между 1390 и 1400, Венеция - ок. 1470/71, там же), основатель династии, ученик готического мастера Джентиле да Фабриано. В нач. 20-х гг. XV в. посетил Флоренцию, где познакомился с живописью новой эпохи. Большинство его монументальных работ и портретов не сохранились и известны только по описаниям современников. Наиболее значительные - фреска «Распятие» из кафедрального собора в Вероне (1436, погибла в 1759), циклы больших картин для духовно-благотворительных сообществ - скуол (Скуола ди Сан-Джованни Эванджелиста, Скуола ди Санта-Мария - 50-е гг. XV в., погибли в сер. XVIII в.). В наст. время известны ок. 20 небольших станковых работ и ок. 300 рисунков (Британский музей, Лондон; Лувр, Париж). Для ранних работ Якопо Б. характерно влияние Джентиле да Фабриано (Мадонна с Младенцем, 30-е гг. XV в., Академия Каррара, Бергамо; Мадонна с Младенцем, собр. Канеола, Гадзера; «Алтарь Благовещения», нач. 40-х гг. XV в., ц. Сант-Алессандро, Брешиа), проявляющееся в изысканных линиях одежд, в тяге к броскому орнаменту, в обилии золота в цветовой гамме, составляющее стиль «интернациональной» готики. В композиции «Мадонна с Младенцем и донатором» (ок. 1430, Лувр, Париж) заметен архаичный подход в построении пропорций, изображению Мадонны противопоставлена крошечная фигура донатора. В то же время в рисунках часто видна тонкая светотеневая моделировка форм и рационально выстроенная перспектива («Проповедь св. Иоанна Крестителя, ок. 1430, Лувр). В живописи эти черты проявляются с сер. 40-х гг. XV в. В картине «Мадонна с Младенцем» (1453, музей г. Лос-Анджелес, США) заметно композиционное сходство с рельефом мастера «нового направления» Донателло «Мадонна Пацци», окончательный разрыв с готической традицией характерен для работ «Распятие» (40-е гг. XV в., музей Кастельвеккьо, Верона) и «Св. Иероним в пустыне» (ок. 1460, там же).

http://pravenc.ru/text/77914.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010