Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Опубликован древнейший папирус с текстом из Евангелия от Марка 02.07.2018 Общество исследований Египта в последнем томе Оксиринхских папирусов (том LXXXIII) опубликовала фототипическую копию, а также реконструкцию с комментариями на папирусный фрагмент, содержащий неполный текст нескольких стихов 1-ой главы Евангелия от Марка – 7-9 и 16-18, сообщается на сайте общества. В изданном томе этот папирусный фрагмент значится под номером P.Oxy. 5345. В классификации новозаветных папирусов этот фрагмент носит название P137. Оригинал сохранившейся рукописи находится в оксфордском Музее Эшмола. Британские папирологи, опубликовавшие фрагмент, профессора Даниела Коломо и Дирк Оббинк на основании палеографических данных датируют его периодом с 150 по 250 год по Р. Х. Манускрипт, а точнее то, что от него осталось, представляет собой часть папируса размером 4,4 x4 см. Строки с фрагментарно сохранившимися стихами Евангелия от Марка расположены с обоих сторон рукописи, что указывает на то, что это был, скорее всего, первый лист кодекса, а не свиток с текстом. В кодекс могли входить кроме евангелия и другие новозаветные сочинения. Примечательна судьба этого рукописного фрагмента – обстоятельства его обнаружения учёными и жаркие дискуссии вокруг определения его возраста. Первые упоминания о папирусе с текстом из Евангелия от Марка в прессе появляются в 2011-12 году. Но будучи найдены они были вместе со многими другими рукописями и артефактами Оксиринха не позднее 1903 года, говорится в сообщении Общества исследований Египта о публикации евангельского фрагмента. Исследований археологических находок, помещённых в один хранилищный ящике с фрагментом евангелия, не велось вплоть до 2011 г. Только тогда за него с целью подготовить папирус для публикации взялись уже упоминавшиеся папирологи из Оксфорда Коломо и Оббинк. При этом по свидетельству известного специалиста по Новому Завету Крейга Э. Эванса, фрагмент был найден, в погребальной маске из папируса.

http://drevo-info.ru/news/23792.html

Рубрики Коллекции 5 самых интересных находок библейских археологов в 2021 году 6 мин., 15.01.2022 Поделиться Американский журнал Christianity Today  опубликовал  список самых выдающихся открытий в сфере библейской археологии за 2021 год. Рассказываем о пяти наиболее интересных. Здание — свидетель смерти Христа Июль 2021 года В Иерусалиме рядом с Храмовой горой были завершены раскопки роскошного общественного здания. Археологи предполагают, что оно было построено в 20-х — 30-х годах нашей эры, то есть при земной жизни Христа. В здании были обнаружены две одинаковые комнаты, разделенные коридором с фонтаном и коринфскими капителями. Также, по мнению ученых, здесь были комнаты для гостей, где люди могли пировать на деревянных раскладных диванах, не сохранившихся до наших дней. Роскошный характер этого сооружения и его близость к Храмовой горе указывают на то, что он, вероятно, был местом собрания элиты, семей первосвященников. Ученые считают, что зданием, скорее всего, пользовалось иудейская верхушка города, и, возможно, здесь же принимали гостей-язычников. Ученые выяснили, что здание простояло недолго. Около 33 года от Р. Х. верхние части арки обрушились, а само здание было сильно повреждено (около 59 года оно было восстановлено). Это позволяет предположить, что здание могло быть разрушено в результате как раз того землетрясения, которое произошло во время крестной смерти Христа. Об этом явлении довольно подробно рассказано в Евангелии от Матфея: И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф 27:51–53). Редкое свидетельство распятия на кресте Декабрь 2021 года В деревне Фенстентон (Кембриджшир, Англия) были найдены останки распятого на кресте человека. Это одно из крайне немногих археологических свидетельств казни через распятие. Как выяснили ученые, человек, чей скелет был найден, жил в III beke от Р. Х., во время римской оккупации британского острова. Скорее всего, это был рабочий или раб в возрасте от 20 до 30 лет, который, вероятно, был распят за колдовство или мятеж. Такое предположение можно сделать потому, что распятие было относительно редким наказанием: оно применялось только за особо серьезные и общественно опасные преступления.

http://foma.ru/5-samyh-interesnyh-nahodo...

Эксперты ЮНЕСКО сообщают об ущербе, который нанесли древнему Вавилону коалиционные силы в Ираке 11 июля 2009 г. 10:01 Войска международных коалиционных сил в Ираке во главе с США нанесли серьезный ущерб всемирно известному археологическому комплексу древнего Вавилона, сообщает в четверг пресс-служба ООН со ссылкой на обнародованный доклад Международного координационного комитета ЮНЕСКО по охране культурного наследия Ирака. Доклад основан на оценках ведущих мировых экспертов в сфере истории и археологии. При его подготовке были задействованы силы таких авторитетных научных центров, как Британский музей, Центр археологических исследований и раскопок в Турине и др. Вавилон, расположенный в 90 км к югу от Багдада, был столицей двух выдающихся царей древности — Хаммурапи (1792-1750 до н.э.), который ввел один из самых первых в мире свод законов, и Навуходоносора (604-562 до н.э.), создавшего Висячие сады Семирамиды — одно из семи чудес Света. Объявленный археологическим памятником в 1935 году, город стал частично доступен благодаря раскопкам. Но большая часть древнего Вавилона все еще скрыта под землей. Почти два года — с апреля 2003 года по декабрь 2004-го — этот археологический памятник использовался коалиционными силами во главе с США в качестве военной базы. Как указывается в обнародованном в четверг докладе, в результате бездумных действий военных из стран антииракской коалиции Вавилону был нанесен серьезный ущерб, вызванный «рытьем канав, выемкой, перемещением и выравниванием грунта». Среди наиболее пострадавших основных сооружений оказались знаменитые Ворота Иштар и Путь Процессий. По оценке доклада, подготовленного в 2005 году Британским музеем, «это все равно, что возвести военный лагерь вокруг Великой Пирамиды в Египте или вокруг Стоунхенджа в Англии». В докладе отмечается также, что частично ущерб Вавилону был нанесен и в результате строительства дворца для Саддама Хусейна, которое планировалось как часть работ по археологическому восстановлению города в 1978-1987 годах.

http://patriarchia.ru/db/text/692545.htm...

Образование ряда школ А. в кон. XIX в. тесно связано с развитием протестант. и католич. школ библеистики. Наиболее известное течение «панвавилонизм» возникло в Германии на рубеже XIX и XX вв. и опиралось на протестант. библеистику. Представителями этой школы были Франц Делич , Г. Винклер, П. Йензен, А. Иеремиас. В полемике с протестантами и панвавилонизмом стала развиваться католич. А. Ф. Куглер сделал критический анализ работ Винклера, Йензена и др. А. Даймель создал учебник шумер. языка и свод шумер. идеограмм в неск. томах, к-рый используется до наст. времени. Им был основан ж. «Orientalia», одно из важнейших ассириологических изданий, дающее полную библиографию работ по А., включая и издаваемые в России. Археология Регулярное археологическое освоение Месопотамии началось неск. раньше, чем была прочитана клинопись. В 1820 г. англичанин К. Дж. Рич предпринял попытку раскопать в окрестностях г. Мосул древнюю Ниневию. Вскоре Рич умер от холеры, а его находки - неск. десятков глиняных табличек с письменами, цилиндр с такими же знаками и др. предметы - были отправлены в Британский музей. В 1842 г. франц. консул П. Э. Ботта в поисках Ниневии начал раскопки холма Куюнджик (под к-рым она действительно находилась), но, не найдя там ничего достойного внимания, перебазировался в Хорсабад, где была раскопана резиденция Саргона II - Дур-Шаррукин. Ниневия была раскопана в кон. 40-х - нач. 50-х гг. XIX в. англичанином О. Г. Лейардом и айсором X. Рассамом. Лейард также раскопал холм Нимруд (древний Калах). Отличительными чертами этого первого периода месопотамской археологии является отсутствие научной методики раскопок, элемент кладоискательства, невнимательное отношение к находкам «невзрачного» вида. В результате этого древние города не столько раскапывались, сколько разрушались. Со временем положение дел изменилось к лучшему, но подлинно научный характер ближневост. археология приобрела лишь в 20-30-х гг. ХХ в. (см. также ст. « Археология библейская »). Становление А. в России

http://pravenc.ru/text/76690.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Британский археолог считает, что традиционное представление о крестном пути Христа нуждается в коррекции 10.04.2009 Британский археолог Шимон Гибсон (Shimon Gibson) представил свою теорию, как по Иерусалиму проходил крестный путь Христа . Согласно ей, пилигримы, повторяющие этот маршрут, столетиями ходят не в том направлении. Виной тому - нагромождение заблуждений, появившихся еще в Средние века. О выводах профессора Гибсона пишет газета The Daily Mail 10 апреля (на этот день в этом году у католиков падает Страстная пятница). Гибсон полагает, что ошибка кроется в представлении о том, где располагалась претория, место, где Пилат осудил Христа на казнь. Претория размещалась в крепости Антония. Традиционно считается, что это место находится к северу от Голгофы. Однако раскопки показали, что сохранившиеся там руины принадлежат скромной сторожевой башне. Более подходящее для претории место, по мнению археолога, находится в 900 метрах к югу, возле Яффских ворот. Это довольно обширный мощеный двор, где сохранились остатки платформы площадью коло двух квадратных метров. Гибсон утверждает, что эта деталь описана в Евангелии от Иоанна: " Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа " ( Ин. 19:13 ). Собственно Голгофа, поклониться которой верующие приходят в Храм Гроба Господня, по версии Гибсона, расположена в 20 метрах в стороне, возле церкви Сорока мучеников. Версия Гибсона изложена в его только что вышедшей книге " The Final Days of Jesus " ( " Последние дни Иисуса " ). Его авторитет как ученого высок (он работает в иерусалимском археологическом институте Олбрайта, является профессором археологии в университете Северной Каролины). Тем не менее, многие священнослужители полагают, что паломники едва ли откажутся от освященного веками маршрута Виа Долороза со всеми его четырнадцатью стояниями или " станциями " . Священник Билл Брайтон из англиканского собора святого Георгия в Иерусалиме полагает, что для паломников важно не столько дотошно следовать предписанному пути, сколько очутиться в месте, освященном молитвами верующих. Lenta.Ru/Седмица.Ru Редакция текста от: 10.04.2009 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/6449.html

Ночное богослужение Эфиопской церкви по рукописи 143 Археологического музея при Киевской духовной академии Источник Рукопись 143 Музея Церковно-Археологического Общества при Киевской Духовной Академии, несмотря даже на то, что она представляет только конец большого кодекса, имеет существенный интерес как для исследователя Эфиопской литературы, так и для литургиста. Будучи концом часослова Эфиопской церкви, она дает нам целиком самую длинную его службу, известную под именем “Salota manfaka elit”, т.е. “молитва полунощи”, и соответствующую нашим полунощнице с утреней, латинским nocturnae cum laudibus. Но интерес разбираемой рукописи заключается главным образом в том, что она дает эту службу не по чину, известному нам из многих рукописей, изданному мною с церковно-славянским переводом 1 и представляющему перевод с коптского чина, который в свою очередь есть видоизменение православного. Она является лишь четвертой представительницей того чина, который я назвал вторым и который возник на туземной, абиссинской почве. Как доказал многоуважаемый (ныне покойный) В.В. Болотов , этот чин древнее в Абиссинии изданного мною, и, после введения аввою Григорием Гасчаским последнего в XIV в., стал привилегией лишь некоторых монастырей и храмов. Так царь Иясу II (1730–1755) ввел его в построенной им церкви Квисквамской Богоматери близ Гондара, и для этой цели, вероятно, был написан находящийся в Британском музее фолиант 558 (150 по каталогу Wright). Эта рукопись вместе с нашей служат главными источниками текста ночного богослужения древней Эфиопской церкви, так как третья 151 Британский музей по Wright) принадлежит совращенному в унию Хабте Мариам, написана в абиссинском униатском подворье в Риме и дает текст службы в сильно урезанном, окатоличенном виде. Что же касается четвертой маленькой рукописи Парижской Национальной Библиотеки, то она также неполна и фрагментарна. Впрочем, отдельные молитвы и стихословия, входящие в состав полунощницы, кое-где попадаются в разных сборниках гимнов, но они все вместе взятые не составят и четвертой части всей службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Добрые вести Православия: итоги 2007 года Господь излил на Православную Церковь в минувшем году такое изобилие замечательных событий, что даже краткое перечисление их превратится в список весьма внушительных размеров. Поэтому для итогового обзора события 2007 года ограничимся, во-первых, двумя тематическими подборками – вспомним научные открытия, а также происшедшие чудесные случаи, а во-вторых, посмотрим добрые вести каждой из Поместных Православных Церквей, о жизни которых мы, к сожалению, по-прежнему знаем меньше, чем хотелось бы. Научные открытия На Святой Земле сделано важнейшее археологическое открытие. В Израиле на Елеонской горе международная группа археологов обнаружила христианскую могилу с крестом, датируемую I веком от Р.Х. Реликвия оставалась незамеченной на протяжении многих веков. На надгробном камне изображен крест с надписью на греческом языке «В память Господа Иисуса Христа». Точно такую же надпись на греческом языке нашли ранее в развалинах израильской тюрьмы Мегидда на выложенном мозаикой полу. По мнению ученых, могила принадлежит одному из учеников Христа. Археологическая находка свидетельствует, что уже в I веке было известно об Иисусе Христе, о Его крестном подвиге, Он почитался как Господь и была Церковь, объединяющая Его учеников, ибо подобная находка не единична. Археологи подтвердили историческую точность книги пророка Иеремии. Профессор Венского университета Михаэль Юрса обнаружил в собрании клинописных табличек Британского музея древний текст, в котором упоминается персонаж из ветхозаветной книги Иеремии. На одной из табличек исследователь прочитал имя человека, пожертвовавшего полторы мины ( 750 граммов ) золота вавилонскому храму Эсагила. Дарителя звали Набу-шаруссу-укин, его титул звучал как «главный евнух». Это не кто иной, как Сарсехим (Небо-Сарсеким), начальник вавилонских евнухов при царе Навуходоносоре, которого упоминает пророк Иеремия, рассказывая о штурме Иерусалима: «В одиннадцатый год Седекии, в четвертый месяц, в девятый день месяца город был взят. И вошли в него все князья царя Вавилонского, и расположились в средних воротах… Сарсехим, начальник евнухов, Нергал-Шарецер, начальник магов, и все остальные князья царя Вавилонского» (Иер. 39: 2–3). Ирвинг Финкель, куратор отдела западно-азиатских древностей Британского музея, назвал открытие Юрсы «находкой мирового класса» и пояснил: «Незначительная деталь из Ветхого Завета оказалась точной и правдивой. По-моему, весь текст Иеремии обрел теперь новую силу». Прекрасно, что теперь и светская наука признает то, что верующие люди знали всегда.

http://pravoslavie.ru/5066.html

Перевод сопровождается как иллюстративным рядом оригинальной статьи (подписи к иллюстрациям начинаются на «Рис.»), так и фотографиями переводчика, сделанными в августе 2018 года. Стоит заметить, что на данный момент вид монастыря святого Лота сильно отличается от приведенных иллюстраций, поскольку, во-первых, за прошедшие годы мозаичные полы были аккуратно демонтированы и увезены в музей, а во-вторых, вокруг восстанавливаемых зданий был сооружен защитный павильон, существенно ограничивающий возможности съёмки. Константин Политис Монастырь святого Лота в Дейр-Айн-Абата, Иордания Константин Политис — археолог, специалист по ранневизантийскому и раннеисламскому периодам. В 1988–2011 гг., будучи сотрудником Британского музея, он производил раскопки в Иордании и Омане. Наиболее важной работой Политиса стали открытие и последующие раскопки Святилища Лота на юго-восточном побережье Мертвого моря. Политис является основателем и председателем Эллинистического общества ближневосточных исследований (Hellenic Society for Near Eastern Studies). Рис. 1. Расположение монастыря святого Лота по отношению к другим ранневизантийским объектам Palaestina tertia В 1986 году во время археологических раскопок, проведенных в юго-восточной части Мертвого моря, были найдены развалины древнего объекта возле источника под названием «Айн-Абата» (‘Ain ‘Abata) в Гор эс-Сафи (Ghor es-Safi) . Его расположение сразу же привлекло к себе внимание. После дальнейших исследований стало очевидно, что речь идёт о святилище святого Лота неподалёку от библейского города Сигор (Zoara/Ghor es-Safi) (рис. 1), поскольку оно располагалось там же, где и храм, изображенный на мозаичной напольной карте VI века из иорданского города Мадаба (рис. 2) . Исследователи Библии и археологи, заинтересованные в выявлении более чем 150 мест, изображенных на карте Мадабы, искали это место десятилетиями . Рис. 2. Изображение монастыря святого Лота на мозаичной напольной карте VI века из Мадабы В течение года после обнаружения и идентификации Дейр ‘Айн ‘Абата (что переводится как «Источник игумена» по-арабски), для раскопок и изучения этого места была собрана международная команда археологов. Поддержка проекта поступила от Британского музея (Лондон), иорданского и греческого правительств, а также из частных источников. После более чем десяти лет раскопок и исследований, готовится к публикации итоговый отчет .

http://pravoslavie.ru/126754.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАЛЬЦБУРГ [нем. Salzburg], город на западе Австрии, на берегу р. Зальцах, столица федеральной земли З. и резиденция католич. архиепископа. В архиеп-стве З. проживают более 702 тыс. чел., из них 506 тыс.- католики (An. Pont. 2008. P. 650). Др. значительными религ. группами являются ислам. и протестант. общины. Вид на центр г. Зальцбурга Вид на центр г. Зальцбурга В I в. до Р. Х. на территории совр. Австрии проживали кельт. племена, в 15 г. до Р. Х. они были завоеваны римлянами, здесь была образована пров. Норик. В правление рим. имп. Августа Октавиана на левом берегу р. Зальцах появилось кельт. поселение Ював (лат. Iuvavum). При имп. Клавдии Ював получил статус муниципия (ок. 45 г. по Р. Х.). Согласно археологическим данным, в I и II вв. город, расположенный на одной из важнейших рим. альпийских дорог, которая вела через горы Низкий Тауэрн и Каринтию в Аквилею, переживал расцвет: в ходе раскопок обнаружены роскошные усадьбы с мозаиками местного производства, небольшой храм (возможно, посвященный языческому богу Асклепию ). Вероятно, уже тогда к югу от главного поселения существовала крепость-капитолий на вершине горы Фестунгсберг. Ок. 170 г. Ював был разрушен маркоманами, а после их изгнания отстроен заново, но в III-IV вв. постоянная угроза нападений алеманнов стала причиной оттока населения. Оставшиеся жители перебрались с равнинных частей города на укрепления Ноннберга, к к-рым относился и Фестунгсберг. В ходе Великого переселения народов Норик стал перевалочным пунктом для мн. племен на пути в Зап. Европу. Свт. Руперт. Гравюра. пол. XVI в. (Британский музей, Лондон) Свт. Руперт. Гравюра. пол. XVI в. (Британский музей, Лондон) Сведений о распространении христианства в З. сохранилось не много. Из Жития св. Северина известно, что ок. 470 г. наряду с раннехрист. общинным храмом в городе был мон-рь, где жили «духовные лица» (spiritales). По преданию, основание еп-ства связывается с именем франк.

http://pravenc.ru/text/182541.html

Несмотря на то, что письменные свидетельства о раннем распространении христианства на Британских островах отсутствуют, можно указать его основные направления. Колонизация Британии Римом, введение ее как римской провинции в круг эллинистической культуры оказали влияние на христианское просвещение. Существует предположение, что во время суровых гонений на христиан в Галлии в 177 году некоторые из них нашли прибежище на Британских островах (13,4). Итак, свет веры Христовой проник сюда из Галлии или непосредственно из Малоазийских Церквей. Посредниками в распространении христианства были римские легионеры, частично набиравшиеся на востоке, гражданские чиновники, разъезжавшие по империи, многочисленные купцы, удовлетворявшие нужды кельтов (5.70). Об их влиянии свидетельствуют греческие надписи, открытые в древних британских городах, построенных римлянами (8,399). В Сильчестере, римском городе в Хампшире, был обнаружен фундамент христианской церкви (14,208), а в Кенте сохранился небольшой храм, построенный в 360 году (13,5). Вообще, археологические находки этого периода немногочисленны. Первое достоверное свидетельство о существовании христианства на Британских островах находится у Тертуллиана , который в трактате «Против иудеев» в 208 году по Р.Х. писал, что христианство «проникло в страны Британии, недоступные для римлян» (14,1). Следовательно, к концу II века христианство укоренилось и за пределами римского владычества. Через сорок лет Ориген , перечисляя страны, где можно найти христиан, упомянул также Британию (13,3). Во время гонений Британская Церковь имела своих мучеников, первый из которых – Албан, пострадавший около 304 года по Р.Х. при императоре Диоклетиане (11,44). Его быстрое обращение послужило примером для подражания. Албан принадлежал к коренному населению и стал первым национальным святым. В Веруламе, месте его мученичества, был вскоре построен храм, вокруг которого с течением времени образовалось огромное аббатство. В южной части Британских островов существовала к тому времени организованная Церковь , о чем свидетельствует присутствие епископов Эбория оркского, Реституда Лондонского и Адельфия Колчестерского на Арльском соборе во Франции в 314 году, отмеченное их подписями под соборными постановлениями (3,299). Британские епископы отсутствовали на I Вселенском соборе, но Афанасий Великий указывает на то, что Британская Церковь приняла никейские постановления (13,4). Представители Британской Церкви участвовали в работе Ариманского собора в 359 году. Трое из них прославились своей бедностью, так как вынуждены принять от императора Констанция денежную помощь в отличие от остальных епископов, которые, желая сохранить самостоятельность, содержали себя за свой собственный счет (13,5).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010