В оазисе, на зеленом островке, затерянном среди красно-желтых песчаных морей, которые простираются далеко на восток от Европы, можно наблюдать поистине фантастические контрасты, которые, однако, характерны для подобных краев, коль скоро международные договоры превратили их в форпосты британских колонизаторов. Место, о котором пойдет речь, широко известно среди археологов благодаря тому, что здесь есть нечто, едва ли достойное называться памятником древности, ибо представляет оно собою всего-навсего дыру, глубоко уходящую в землю. Но как бы то ни было, а это – круглая шахта, напоминающая колодец и, возможно, являющаяся частью какого-то крупного оросительного сооружения, которое построено так давно, что специалисты ожесточенно спорят, к какой же эпохе ее отнести; вероятно, нет ничего древнее на этой древней земле. Черное устье колодца зеленым кольцом обступают пальмы и суковатые грушевые деревья; но от надземной кладки не сохранилось ничего, кроме двух массивных, потрескавшихся валунов, которые возвышаются здесь, словно столбы ворот, ведущих в никуда; в их форме, по мнению археологов, наделенных особенно богатым воображением, угадываются порой, на восходе луны или на закате солнца, когда зрителем овладевает соответствующее настроение, смутные очертания, или образы, перед которыми бледнеют даже диковинные громады Вавилона; однако археологи более прозаического склада и в более прозаическое время суток, при дневном свете, не усматривают в них ровно ничего, кроме двух бесформенных каменных глыб. Правда, необходимо отметить, что англичане в большинстве своем весьма далеки от археологии. И многие из тех, кто приехал сюда по долгу службы или для отбывания воинской повинности, увлекаются чем угодно, только не археологическими изысканиями. А стало быть, мы ничуть не погрешим против истины, если скажем, что англичане, заброшенные в эту восточную глушь, с успехом превратили песчаный участок, поросший низкорослым кустарником, в небольшое поле для игры в гольф; у одного его края находится довольно уютный клуб, а у другого – вышеупомянутая достопримечательность. И право же, игроки отнюдь не стремятся угодить мячом в эту допотопную пропасть: если верить легенде, она вообще не имеет дна, ну, а дно, которого нет, само собой разумеется, никак не может принести практической пользы. Если какой-либо спортивный снаряд попадает туда, можно считать его пропащим в буквальном смысле слова. Но на досуге многие частенько прогуливаются вокруг этого колодца, болтают, покуривая, и только что один такой любитель прогулок пришел из клуба к колодцу, где застал другого, который задумчиво глядел в черную глубину.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Особо интересны, наряду с собранием Троице-Сергиевой лавры, Новгородский музей, созданный на основе Софийской ризницы Н.В. Покровским и его же трудами организованный Церковно-археологический музей при С.-Петербургской Духовной Академии. Работая в Эрмитаже и сотрудничая с Русским Археологическим институтом в Константинополе, был связан с музейным делом и Н.П. Кондаков. Значение музеев для полновесной культурной жизни общества трудно переоценить. При этом следует помнить, что приобретение, реставрация, учёт, хранение и изучение памятников искусства и обеспечение к ним доступа – важнейшие функции музеев. Следовательно, очевидна их прямая организационная связь с названными выше областями научно-практической деятельности. Современные достижения в отношении характера условий хранения (с температурно-влажностным, световым режимами и т.п.) и постоянного сотрудничества с реставраторами показывают, что музейным опытом можно пользоваться и церковным организациям (приходам, монастырям и духовным школам) для профессионально грамотного отношения к хранимым святыням. Ценен опыт паспортизации хранимых произведений и охраняемых зданий, необходимый и для реставрационного дела, и для органов охраны памятников, включающий конкретные данные, фотофиксацию, историческую справку и другие сведения. Важно, что существуют не только грандиозные музеи мирового масштаба, как Лувр, Эрмитаж, Метрополитен, Прадо, Британский музей и музеи Ватикана, но и хранилища меньшего масштаба, в том числе – церковные, как по статусу, так и по характеру их коллекций. Для России особое значение, помимо Эрмитажа, имеют Музеи Московского Кремля, Третьяковская галерея, Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева и музей им. А.С.Пушкина в Москве, Русский музей и Музей Академии художеств (как его предшественник) в С.-Петербурге, а также музеи других городов, включающие в свои собрания и церковные памятники (так Новгородский музей возник, как было сказано выше, из Софийской ризницы). Есть особого рода охраняемые архитектурно-художественные комплексы, именуемые государственными музеями-заповедниками.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Результаты изысканий ее изложены в труде Опперта expedition scientifique en Mesopotamie (2 tt.). На том месте, где когда-то был древний Вавилон, в настоящее время находятся песчаные холмы, с разбросанными на них арабскими деревушками. Большая часть холмов расположена по левую сторону Евфрата. Холмы имеют различную величину. Из холмов по левую сторону Евфрата наибольшую величину имеют холмы Бабиль, Эль-кацр и Амран-ибн-Али, а по правую сторону Бирс-Нимруд. Вследствие произведенных раскопок, здесь было найдено много предметов, относящихся к вавилонскому быту, особенно много кирпичей с именем Навуходоносора, и вместе с тем был определен характер тех сооружений, которые находились на месте названных холмов. В частности, на месте холма Бабиль, по определению Опперта, находились развалины вавилонской пирамиды, с вершины которой халдеи наблюдали движение светил небесных, как на это указывает присвояемое ей в надписях на кирпичах название «бит-са-гату» (дом держащего вверх голову). На месте холма Эль-Кацр предполагаются развалины дворца вавилонских царей, на месте Амран-ибн-Али – остатки т. н. висячих садов Навуходоносора, составлявших одно из семи чудес света, а на месте Бирс-Нимруд (­башня Нимрода) – остатки храма Бэла, иначе храма светил небесных. Вместе с раскопками отдельных холмов ученые определили направление стен древнего Вавилона, каналов, древнего течения Евфрата, набережной, дворцов и проч. Большая часть добытых при раскопках предметов вавилонской древности, удобных для перевозки, были отправлены в луврский, а некоторые поступили в британский музей 57 . После раскопок на месте г. Вавилона, на средства американского археологического общества были произведены раскопки на месте других городов южной Месопотамии, в частности на месте древнего Ура, Уруха (-Эрех), Сиппара, Ниппура, Халне и др., где также нашли много предметов древности. В 1901–02 г.г. на средства французского правительства Морганом были произведены раскопки на месте древнего города Суз, и здесь найдена каменная плита довольно значительных размеров (1½ саж.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

В греческой надписи, найденной в Коринфе и датируемой эпохой Августа, читаем: «Лукий, продавец мяса». Наличие в данном районе разрушенных храмов, одним из которых является дорический храм Аполлона, расположенный в северной части агоры, доказывает, что оттуда мясо принесенных в жертву животных доставлялось на агору, где оно и продавалось. 696 11. В настоящий момент древний Эфес, где труды апостола Павла увенчались таким блестящим успехом, относится к тем городам, которые раскопаны полностью или почти полностью. А значит, археологические находки проливают свет и на то замечательное место из повествования Луки ( Деян. 19, 23–41 ), что является «самой живописной сценой всей книги Деяний», которая несет на себе печать высшей степени психологической достоверности, так что каждая буква выдает здесь непосредственного очевидца описываемых событий». 697 Во времена апостола Павла Эфес был местом пребывания римского проконсула провинции Азия. По этой причине, а также в силу своего географического положения Эфес был важнейшим городом Малой Азии. Построенный неподалеку от устья Каистра, впадающего в Средиземное море, он стал поистине местом встречи Востока и Запада. Ко времени жизни Павла численность населения Эфеса, состоявшего по большей части из греков, достигала более трехсот тысяч. Когда апостол посетил город, тот еще сохранял свою древнюю славу и блеск, будучи, с религиозной точки зрения, крупнейшим центром почитания богини Артемиды. После 1350 года начинается период постепенного угасания города, он пустеет и уходит под землю, где будет пребывать в течение веков, пока в конце XIX столетия его сон не потревожит лопата археолога. В мае 1863 года на этой территории начинались систематические раскопки, которые проводились экспедицией под руководством английского архитектора Дж. Т. Вуда и которые продолжались вплоть до 1874 года. С 1896 года с приездом двух представителей Австрийского археологического института Отто Бендорфа и Рудольфа Хебердея начался новый этап исследований данного региона. В 1904–1905 гг. раскопки под руководством Д.Г. Хогарта велись на средства Британского института. Наконец в 1954 году раскопки были возобновлены австрийцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Открытие Стеллы с именем Пилата является одним из звеньев в серии открытий, приведших к таким заключениям и неверующих исследователей. В новооткрытой надписи для историков неожиданным оказалось наименование Пилата «префектом» Иудеи. Еще со времен первого церковного историка Евссвия, хотя и неизвестно на каких основаниях, за Пилатом утвердился титул «прокуратора». Оба титула означают правителя. Но префект это правитель военный, а прокуратор – правитель гражданский. По-видимому, в Иудее ввиду беспокойности ее населения Рим предпочитал иметь военного правителя. Подлинность найденной надписи и правильность наименования Пилата префектом твердо установлены в настоящее время наукой. Тем не менее, Британская Энциклопедия продолжает именовать без всяких оговорок Пилата прокуратором. Очевидно, раз открытие сделано итальянцами, а не англичанами, на него можно не обращать внимания. В связи с этим событием в археологической литературе оживился интерес к Понтию Пилату. Сделано несколько интересных изысканий о его происхождении. Он – из самнитского рода. Самниты – латинское горное племя, родственное римлянам, но долго воевавшее с ними. Род Понтиев пользовался известностью и почетом среди самнитов. Он сохранился до нынешнего времени. Один из Понтиев женат на известной итальянской киноартистке Софии Лорен. Имя Пилат тоже самнитского корня. Оно значит «вооруженный копьем» – pilum. Иосиф Флавий и Филон рассказывают о нескольких эпизодах столкновений Пилата с иудеями. Иудеи жаловались на него императору Тиверию. Император приказывал Пилату быть более снисходительным к бунтующему народу и внимательнее относиться к его верованиям и предрассудкам. Но в немилость у императора Пилат впал не из-за иудеев, а из-за самарян, которые, вопреки его запрещению, собрались в многотысячном множестве у горы Гаризим, поверив некоему лжепророку, убедившему их, что тут чудесно откроются сокровища, будто бы скрытые тут Моисеем. Пилат приказал им расходиться. Когда же они не повиновались, двинул на них войска. В последовавшей рукопашной схватке пало много самарян и римских легионеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Б. История Востока: Учеб. пособие. М., 2007. А. В. Бочковская Резной крест в. ц. ап. Фомы в Ченнаи (Мадрас). I в. Традиция, идущая от Оригена ( Евсевий Кесарийский, Сократ Схоластик и др.), определяет область апостольской проповеди на северо-западе Индостана, в Парфии. Нумизматические и эпиграфические находки в районе г. Таксилы (35 км к северо-западу от г. Равалпинди, Пакистан) служат единственным подтверждением этой традиции. Правители Индо-Парфянского царства с центром в Таксиле выпускали в I в. по Р. Х. монеты с именами Гундофара (возможно, это имя носят 2 царя) и Гондофереса. В «Деяниях [Иуды] Фомы» имя Гундофар носит царь, поручивший ап. Фоме построить дворец. Самые ранние археологические и эпиграфические свидетельства присутствия христиан в Юж. Азии представлены на Малабарском и Коромандельском берегах: могила ап. Фомы в Майлапуре (район совр. г. Ченнаи), медные таблички с дарственными надписями IV и VIII вв. и каменные кресты VI-IX вв. Упоминания могилы ап. Фомы существуют с III в. В 1523 г. члены португ. комиссии по изучению и восстановлению дома апостола произвели вскрытие могилы, где были обнаружены костные останки, фрагмент железного предмета и глиняный сосуд. Однако результаты работы комиссии не позволили идентифицировать останки. Существует предание, что мощи ап. Фомы были перенесены в Эдессу, откуда они могли попасть в К-поль, а во время крестовых походов были доставлены в Ортону (Италия). Три медные таблички IV в. (Кранганорские таблички) были переданы на сохранение несторианским митр. Иаковом (1503-1549) торговому представителю Португалии в Кочине в XVI в., после чего были утеряны. Согласно тексту табличек, сохранившемуся в иезуитской рукописи в Британском музее, христиане получили 72 привилегии от раджи Черумана южноинд. династии Кулашекхаров, правившей в Керале в 800-1102 гг. Земельное пожалование и предоставление привилегий раджей этой династии Вирой Рагхавой Чакраварти христианам зафиксированы в Кранганорской табличке 774 г., которая хранится в Старой семинарии (Коттаям) Сирийской Маланкарской Церкви. К VIII в. относится 5 сохранившихся Квилонских табличек о пожаловании земли и привилегий христианам Квилона (Коллама). Также сохранилась медная табличка подобного содержания 1225 г. В табличках помимо права на землю христианам давалось право на торговлю специями, золотом, серебром и драгоценными камнями.

http://pravenc.ru/text/389577.html

При Саргоне II Иудея платила дань Ассирии, что зафиксировано в ассир. документах (ANET. P. 287a). Однако по смерти Саргона в 705 г., когда его сын и преемник Синаххериб (705-681; в синодальном переводе - Сеннахирим) вынужден был подавлять восстания, вспыхнувшие в различных ассир. провинциях и вассальных гос-вах по соседству с Иудеей, Езекия усмотрел в этом благоприятный момент, чтобы сбросить ассир. ярмо, и вступил в антиассир. союз с 25-й (Нубийской) егип. династией. Он также поддерживал отношения с Мардук-апал-иддином (библ. Меродах Валадан,     - Ис 39. 1) - самопровозглашенным царем Вавилона. Против этих антиассир. союзов резко выступал прор. Исаия, говоря об их бесперспективности. В 702 г. Синаххериб разорил земли юж. арам. племен, а в 701 г. выступил против восставших гос-в на западе Ассирийской империи. Он покорил Тир, завоевал Яффу с ее окрестностями. Сражение с пришедшей на помощь восставшим егип. армией не дало перевеса ни одной из сторон; египтяне отступили, а Синаххериб обрушился на Иудею, уничтожая все на своем пути. Ассир. войску удалось взять крупнейший и хорошо укрепленный город Юж. Иудеи Лахиш. В серии рельефов, украшавших стены одного из залов дворца Синаххериба в Ниневии (ныне хранятся в Британском музее), изображены жестокие сцены осады города, сдача Лахиша, страшная казнь руководителей обороны города, захват добычи, пленные горожане, босыми идущие в изгнание. Следы битвы за Лахиш обнаруживают и археологические раскопки; в частности, был открыт сооруженный горожанами противоосадный вал. После падения Лахиша Езекия резко изменил свою позицию и послал Синаххерибу огромную дань (4 Цар 18. 14-16), о чем говорится и в ассир. анналах. Но это не удовлетворило Синаххериба - он потребовал сдачи Езекии, что было неприемлемо для иудейского царя. Разрушив ряд городов Юж. и Центр. Иудеи, ассир. войска осадили Иерусалим. Однако, как и предсказывал прор. Исаия, столица Иудеи не пала. Согласно 4 Цар 19. 35 и Ис 37. 36, произошло чудо: в одну ночь в стане ассирийцев было поражено 185 тыс. чел. (ср.: 2 Пар 32. 21). Цифра представляется слишком большой - численность самого большого из известных ассир. войск, войска Салманасара III в походе против Дамаска, составляла 120 тыс. чел. (ANET. P. 287a - 288b); возможно и др. прочтение надписи - 5180 (ср.: ANET. P. 280a). Гибель большого количества воинов произвела устрашающее впечатление на ассирийцев; осада Иерусалима была снята, и войско Синаххериба ушло. Анналы Синаххериба также подтверждают тот факт, что Иерусалим не был взят. В частности, здесь говорится, что Езекия стал «заключенным в Иерусалиме... как птица в клетке», но нет ни слова о том, что Синаххерибу удалось захватить столицу Иудеи или ее царя. Войско ассирийцев могла поразить холера или бубонная чума.

http://pravenc.ru/text/293912.html

Случилось это при раскопках Нимруда в 1846 году. Интуитивно Лэйярд чувствовал, что «Чёрный обелиск» является одной из самых главных его археологических находок. Лишь позже, когда будет разгадана тайна клинописи, он узнает, что монолит был воздвигнут в 841 г. царем Салманассаром III. Этот замечательный биографический монумент, на котором изображены важнейшие события из жизни царя, ещё больше укрепило веру народов в правоту Библии. Четырёхгранный полированный камень имел высоту более двух метров и находился в отличном состоянии. На поверхности обелиска хорошо просматриваются 190 строк клинописи. Кроме того, на каждой из его граней располагается по пять рядов рельефных скульптур (в общей сложности 20 панно). «Фигуры на обелиске были настолько отчётливыми и свежими, – писал Г. Лэйярд позднее, – как будто бы они только что вышли из мастерской скульптора». Камень получил название «Чёрный обелиск» и хранится в настоящее время в Британском музее, Лондон, Англия. Покрытый со всех четырёх сторон искусными рельефными изваяниями, этот памятник древности свидетельствует о военных компаниях Салманассара почти до последнего года его царствования. На изваяниях изображены процессии данников от пяти народов. На одной из сторон обелиска изображён сам царь, у ног которого проходит процессия данников с экзотическими животными: слон, антилопы, два верблюда, обезьяны, очевидно, предназначенные для царских парков и зверинцев. Часто встречаются фразы: «они пришли к моим ногам», «они лобызали мои ноги». Второй ряд изваяний интересен по своей связи с библейской историей. На нём изображён царь и какой-то вельможа с заметными еврейскими чертами лица, в роскошно расшитом плаще бьёт ему челом. Вначале его принимали за посла израильского царя, но, судя по надписи над этим рядом, гораздо вероятнее, что это – царь Ииуй. Вот буквальный перевод этой надписи: «Дань царя Ииуя из Беф-Умврия (т.е. из царского рода Амврия): серебро, блюда с золотом, бутыли с золотом, сосуды золотые, ведра с золотом, свинец,... лес – я получил». Библия, однако, обходит молчанием тот факт, что Ииуй был вассалом ассирийского царя. Трудно объяснить такое странное упущение, по всей вероятности этот факт был внесён в книгу «Летописей царей Израильских». «Прочее об Ииуе и обо всём, что он сделал, и о мужественных подвигах его, написано в летописи царей Израильских» ( 4Цар.10:34 ). Эта формула употребляется в Библии по поводу смерти почти каждого царя, с изменением лишь его имени. Самой же книги нет, по-видимому, её следует считать пропавшей. Кроме израильского царя Ииуя, обелиск свидетельствует ещё о Азаиле – сирийском царе ( 4Цар.9–10 гл.). Лэйярд предполагал, что на раскопанном им древнем памятнике изображено завоевание Индии или другой какой-то страны. «По рельефным надписям и рисункам, – писал он, – естественно было предположить, что монумент воздвигнут в честь празднования покорения Индии или какой-нибудь другой страны, находящейся намного восточнее Ассирии на Индийском полуострове».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Находка очень взволновала Лэйярда. Она сразу же напомнила ему о повелении персидского царя Дария из Книги Ездры «разыскать в Вавилоне, в книгохранилище» (6:1) свитки. Клинописные таблички из библиотеки были разных размеров: наибольшие 23 х 17 см., наименьшие не более 3 см. Обнаружение этой библиотеки стало одним из самых выдающихся открытий, когда-либо сделанных археологией. Для Лэйярда же эта находка явилась последним триумфом в его блестящей археологической карьере. Он назвал открытые им комнаты «камерами документов» и оказался прав. Сообщение о этой сенсационной находке очень быстро достигло Европы. Когда вскорости клинопись была расшифрована Раулинсоном и небольшой группой учёных, стало ясно, что библиотека содержала в себе «книги» по астрономии, астрологии, геологии, географии, металлургии, ботанике и др. К большому счастью, в ней оказалась и грамматика ассирийского языка. Кроме того, в ней хранились различные указы, декреты, постановления и законы ассирийского государства. В 1872 году Джордж Смит (1840–1876), ассистент египетско-ассирийского отделения Британского музея в Лондоне, при изучении клинописных табличек обнаруженных Лэйярдом и Рассамом в царской библиотеке Ниневии, сделал своё первое сенсационное открытие, прославившее его имя. Ему попался кусок таблички, содержание которой сильно поразило его: «Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово, и тайну богов расскажу тебе я. Шуруппак – город, который ты знаешь, что лежит на Евфрате; этот город древен, близки к нему боги. Задумало сердце богов великий потоп устроить...» «Ты, человек из Шуруппака, построй себе корабль, брось своё имущество и спасай свою жизнь! Возьми с собой на корабль немного семян всего живущего...» «У горы Нисир корабль остановился, гора Нисир корабль удержала, не даёт качаться. При наступлении дня седьмого вынес голубя я. Пустившись, голубь назад вернулся – не было места, опять прилетел он ...» Сомнений не оставалось: сходство с ветхозаветной историей о Ное было несомненным! Клинописные таблички поведали учёному о том, как вода покрыла всю землю до вершин высоких гор, как погибло всё живое на земле, от человека до пресмыкающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Пройдут ещё годы прежде чем англичанин Генри Кресвик Раулинсон (1810–1895) сумеет расшифровать клинописные надписи, изображённые на обелиске. И лишь тогда станет ясным, что в Нимруде Лэйярд раскопал ассирийские царские дворцы, и что Ииуй на 18-м году правления Салманассара III (ок. 841 г.) платил ему дань. Таким образом, «Чёрный обелиск» стал связывающим звеном между Ветхим Заветом и холмами Месопотамии. Библия получила археологическое подтверждение. Всё, что Лэйярд в изобилии находит на холме Нимруд-Калах он отправляет в Лондон. Здесь эти экспонаты будут помещены в ассирийском зале Британского национального музея. А эти находки столь обильны, что потребуются многие годы для их обработки и систематизации. Интересен рассказ Лэйярда о том, как он перевозил открытые им сокровища в Лондон. Это было летом 1847 года. Из 13-и пар львов и тельцов с человеческими головами, он выбрал лучше всего сохранившуюся пару, высотой свыше 4-х метров и весом около 10 тонн, и приступил к их транспортировке от места находки к реке Тигр. Эти бесценные экспонаты должны были плыть на плотах по реке Тигр вначале в Багдад, а оттуда дальше в Персидский залив и Лондон. Для выполнения столь трудоёмких работ Лэйярду потребовалось 300 рабочих, к которым примкнуло ещё большое количество арабов. В этот день улицы и базары Мосула опустели. Чиновники ушли из своих канцелярий к реке, желая взглянуть на такое невиданное для них зрелище. Под грохот барабанов, дудок и диким звукам припевов, к которым присоединились ещё пронзительные крики женщин, один из колоссов при помощи канатов был положен на деревянную платформу, снабжённую колёсами. Впереди платформы шла кучка музыкантов, а вокруг неё следовали рабочие, женщины и дети, испуская неистовые крики. После множества случайностей, которые были преодолены лишь благодаря несокрушимой энергии и мужеству Лэйярда, повозка достигла реки. Гигантские колоссы были перегружены на плоты, оригинальное устройство которых было придумано ещё древними ассириянами и которыми всё ещё пользовались местные жители для транспортировки тяжёлых грузов. Будучи построены из брёвен, эти плоты держались на воде при помощи нескольких наполненных воздухом мехов, что позволяло им выдерживать большие нагрузки. Таким образом Лэйярд сплавил свои сокровища до Персидского залива, откуда они были доставлены в Англию на специально приспособленных для этой цели кораблях

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010