Ссылкой на Д. ж. из Быт 2 являются также упоминания (τ) ξλον (τς) ζως в Откр 22. 2, 14, 19 при описании буд. города святых и в Откр 2. 7 - при упоминании о рае. Отпечаток с цилиндрической печати " Адам и Ева " XXIII в. до Р. Х. Шумер (Британский музей, Лондон) Отпечаток с цилиндрической печати " Адам и Ева " XXIII в. до Р. Х. Шумер (Британский музей, Лондон) Ряд археологических артефактов из Палестины с осторожностью можно интерпретировать как отголоски распространенного на древнем Ближ. Востоке повествования о Д. ж., поскольку на них изображены дерево и фигура херувима (иногда и человека), а образ херувима в Палестине кон. II - нач. I тыс. до Р. Х. был связан с представлением о Яхве - Боге народа Израилева ( Herr. 1997). В Тель-Хацоре (см. Асор , в секторе A, в слое, датируемом IX-VIII вв. до Р. Х.) было найдено вырезанное из кости изображение 4-крылого серафима, держащего Д. ж. Там же, в секторе B, в слое того же времени, был найден резной ящик из слоновой кости с изображением крылатого сфинкса и падшей ниц фигуры, молящейся перед Д. ж. ( Yadin. 1956). В большинстве случаев изображение Д. ж. в Палестине также понимается просто как символ присутствия божества, дающего жизнь и плодородие ( Leonard. 1989; Meyers. 1979). В период поздней бронзы деревья изображаются обычно с одним центральным стволом и отходящими от него 6 ветвями ( Meyers. 1979). Изображения Д. ж. в Палестине нередко были связаны с культом Астарты , примером чему может быть найденная в Таанахе культовая резная подставка кон. X в. до Р. Х. В ее 3-м ярусе изображено дерево, листву к-рого поедают козы, в окружении львов - символов Астарты ( Herr. 1997). Похожее изображение (Д. ж., козы и львы под ними) было найдено на фрагменте керамического сосуда VIII в. в Кунтиллет-Аджруд, в текстах на фрагменте также упоминается Астарта ( Meshel. 1979; Hestrin. 1991; Taylor. 1994; McCarter. 1997). Из непалестинских источников известна цилиндрическая печать «Адам и Ева» с изображением дерева в центре, по его сторонам - фигуры женщины, мужчины (который идентифицируется по головному убору с рогами) и змея (Lond. Brit. Mus. Dep. of the Ancient Near East. 89326). В сер. XIX в. ассириолог Дж. Смит соотносил это изображение с библейским повествованием о грехопадении. В наст. время считается, что эта сцена вписывается в общий смысловой контекст изображений на цилиндрических печатях из Месопотамии XXI-XXII вв. до Р. Х.: мужчина сидит напротив жрицы, пальма и змея между ними символизируют плодородие ( Mitchell. 1988. P. 24. N 1; Collon. 1982. P. 124. N 302).

http://pravenc.ru/text/180448.html

Осада ассир. армией г. Лахиша. Рельеф дворца Синаххериба. VIII в. до Р. Х. (Британский музей. Лондон) Осада ассир. армией г. Лахиша. Рельеф дворца Синаххериба. VIII в. до Р. Х. (Британский музей. Лондон) Раскопки подтверждают и взятие ассир. царем Синаххерибом в 701 г. до Р. X. густозастроенного г. Лахиша. Его защищали 2 стены: внешняя, в средней части холма, и внутренняя, к-рая ограждала вершину и достигала шестиметровой толщины; особой мощью отличались шестикамерные внутренние ворота (превосходившие по размерам ворота Мегиддо, Асора и Гезера). Дворец-крепость стоял на высоком (6 м) подиуме - самое большое из сооружений железного века, известных в Палестине, изменившееся в размерах от квадрата 32 ´ 32 м до прямоугольника 36 ´ 76 м. Прямые археологические данные III слоя Лахиша хорошо сочетаются с библейскими текстами, письменными и изобразительными свидетельствами ассирийцев о разгроме города. По рельефу дворца Синаххериба в Ниневии можно представить штурм обеих стен с воротами и башнями: защитники города метали камни из пращей, стрелы, камни и факелы, подтянутые по специально насыпанным пандусам тараны долбили стены. Действительно, у юго-зап. угла городской стены обнаружен осадный каменный пандус, по высоте равный ей, скопления пращевых камней и железных наконечников стрел, мощные пожарные слои, тяжелые каменные глыбы, низвергнутые защитниками города на врагов, сооруженный ими контрпандус, укрепивший стену против тарана, и даже цепь для улавливания и остановки тарана (предположение И. Ядина). Картину падения евр . царств дополняет полное разрушение сопротивлявшейся до 722 г. Самарии: даже фундаменты ее укреплений и царского квартала, к-рые сровняли с землей, были выбраны. Город превратили в один из центров господства Ассирии: сохраненные вокруг вершины казематные стены защищали теперь сооружения, построенные по совсем иным планам, резко изменилась и керамика. Полный разрыв в ходе культурного процесса фиксируется в Мегиддо, Телль-эль-Фаре и ряде др. городов. Господство Ассирии VII в. до Р. X. демонстрирует появление в Палестине форм т. н. нимрудского стиля и развитие городов в ассир. и сир. (арам.) традициях (документировано III слоем Мегиддо, превращенного в типичный центр ассир. провинции).

http://pravenc.ru/text/Археология ...

Рубрики Коллекции Цилиндр Набонида: как этот артефакт доказывает историчность ветхозаветных событий 1 мин., 09.06.2021 Поделиться «Фома» представляет проект « Важнейшие находки библейских археологов », посвященный древним артефактам, которые непосредственно связаны с событиями, описанными в Библии. В этом выпуске кандидат богословия, преподаватель Киевской духовной академии Сергей Васильевич Ковач рассказывает о цилиндре Набонида. Эта находка напомнила в свое время критикам Библии, что история — наука. А значит, и определенная сумма знаний, которая совершенствуется по мере развития человечества и накопления им новых данных о прошлом. До середины XIX beka критики Священного Писания были убеждены в том, что вавилонский царь Валтасар — тот самый, который во время пира увидел на стене пишущую руку (Дан 5:5), — был всего лишь выдумкой пророка Даниила и никогда не существовал на самом деле. Ни в вавилонских, ни в персидских архивах не было обнаружено ни одного упоминания о Валтасаре. Но в 1854 году британский полковник Джон Джордж Тейлор во время раскопок города Ур обнаружил глиняный цилиндр, исписанный клинописью. Он стал первой археологической находкой, поведавшей о царе Бел-шар-уцуре (именно так на вавилонском языке звучало имя Валтасара). В числе прочего цилиндр содержал молитву вавилонского царя Набонида, в которой он испрашивал долгую жизнь себе и своему старшему сыну Валтасару, наследнику престола. В дальнейшем археологи обнаружили и другие доказательства реального существования царя Валтасара, но именно этот цилиндр впервые был использован библейской археологией как неопровержимое свидетельство историчности событий и людей, которые упоминаются в Священном Писании. Это важно и для христиан, ведь Христос в Своих проповедях не раз обращался к сюжетам из Ветхого Завета, ссылался на ветхозаветные пророчества и приводил ветхозаветных праведников — Авраама, Моисея, Давида — в качестве образца для подражания. Материал подготовил Олег Карпенко Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/cilindr-nabonida-kak-jeto...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 САССЕКС Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Британия около 800 г. Карта с сайта Википедии Сассекс (англ. Sussex), древнее англосаксонское королевство, затем графство в регионе Юго-восточная Англия . С севера графство граничит с Сурреем , с востока – с Кентом , с запада – с Хэмпширом , а с юга его омывает Ла-Манш. Согласно археологическим исследованиям, за 8000 лет до н.э. на территорию будущего графства проникли люди с материка – в то время Британия еще не была отделена от остальной Европы. К 4100 году до н.э. люди активно разрабатывали сассекские кремниевые месторождения. В графстве были обнаружены относящиеся к этому периоду захоронения с глиняной посудой и оружием. Остатки поселений и захоронения бронзового века раскиданы по всей территории, но особенно – вдоль возвышенности Саут-Даунс. В VII - VI веках до н.э. в Британию прибыли кельты , основавшие в Сассексе городища в местности Киссбери (около деревни Финдон) и в долине Девилс Дайк. В 54 - 45 годах до н.э. в Сассекс вторглись римляне , о чем свидетельствуют руины римских вилл и римско-британских храмов. В то время эти земли принадлежали племени атребатов , которые предпочли стать сателлитами Рима, а во время второго римского завоевания в 100 году н.э Сассекс влился в состав про-римского королевства Регненсес , которым правил наследник атребаткого правящего рода Когидумнус . К концу римской оккупации Британии участились набеги саксов , поэтому на юго-восточном берегу было построено множество фортов, таких как Сассекский Андеритум (Певенси-Касл). Согласно англосаксонской хронике, в 477 году саксы под командованием короля Эллы и его трех сыновей высадились на западе нынешнего графства и основали королевство Сассекс. В 491 году они взяли замок Певенси и стали теснить британцев на запад. Король Элла был самыми влиятельными из современных ему саксонских правителей, главным королем. Однако после него королевство Сассекс постепенно пришло в упадок, пока в 823 году полностью не попало под власть Уэссекса .

http://drevo-info.ru/articles/18843.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Грузии прошла международная научная конференция, посвященная раннехристианским памятникам 03.08.2009 В Озургети ( Грузия ) прошла первая международная научная конференция, посвящённая раннехристианским памятникам. Её главная тема - « Вашнари -Спониети - город-крепость и монастырский комплекс позднеантичного и раннесредневекового периода», сообщает газета «Ахали таоба» («Новое поколение»). Вашнари известен как один из крупнейших городских и религиозных центров западно-грузинского царства Эгриси (II-VI вв. н.э.). Христианство в Вашнари было провозглашено государственной религией в 523 году, но широкое распространение получило ещё раньше. В конференции приняли участие грузинские и зарубежные археологи, искусствоведы и историки, а также представители краевых властей и духовенства Шемокмедской епархии. Этот научный форум организован муниципальным историческим музеем совместно с постоянно действующей грузинско-британской экспедицией. По словам организаторов, по своей исторической ценности Вашнари не уступает таким известным культурным центрам древности, как Варцихе, Накалакеви, Шорапанди и Сканда. Вашнари по своему устройству напоминает города-крепости Уджармули и Горгаслури, которым нет аналогов ни в Византии. Поэтому главной целью конференции было мобилизовать как можно скорее все ресурсы для сохранения и последующего восстановления-реабилитации этого памятника. На территории Вашнари археологами уже обнаружены уникальные предметы - редчайшая «змеиная» чеканка, глиняные очаги, а также детали свода трёхнефной базилики. Найденные материалы позволяют сделать вывод, что город-крепость и монастырский комплекс Вашнари были свидетелями периода правления эгрисско-лазикских царских династий, и они представляют собой важнейший памятник как культового, так и светского характера. Примечательно, что Вашнари только начинает открывать свои тайны, поскольку, после первой археологической экспедиции в 1949 году, дальнейшей работе исследователей помешало строительство на территории Вашнари чайной фабрики. Благовест-инфо/Седмица.Ru Редакция текста от: 03.08.2009 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/6976.html

Рубрики Коллекции Египетский фермер нашел стелу, которая может изменить наше представление о библейской истории 2 мин., 26.07.2021 Поделиться Древняя стела найдена фермером в ста километрах от египетской столицы, Каира. Она может «пролить свет на важные библейские события», сообщает Jerusalem Post со ссылкой на Live Science и Министерство туризма и древностей Египта. Стела датируется временем правления фараона Априя (589- 570 до н. э.) и так называемого «вавилонского пленения евреев». Этот период подробно описан в Библии, но исторических свидетельств того времени существует довольно мало. Поэтому любые археологические находки, связанные с ним, очень важны. На стеле обнаружено пятнадцать строчек иероглифов. Их содержание ещё точно не известно, однако, по мнению JPost, они могут быть связаны со временем вавилонского пленения иудеев и разрушения Первого Храма , построенного царём Соломоном. Именно в Первом Храме, который ознаменовал объединение Израильского царства, хранился Ковчег Завета, где лежали древние скрижали с десятью заповедями. Фото: Egyptian antiquities ministry В шестом веке до нашей эры Иерусалим подвергся экспансии Вавилонского царства. Здесь и появляется фигура фараона Априя, который упоминается в Ветхом Завете как союзник иудейского царя. Он послал свою армию в осаждённый Иерусалим, после чего вавилоняне отступили от города (Иер 37:3-18). Но в 586 году до н. э. вавилонское войско всё же захватило Иерусалим и сожгло весь город, в том числе и Храм (4 Цар 25:9). После его разрушения начался один из самых трагичных этапов истории евреев — семьдесят лет вавилонского пленения. Из текста Библии следует, что еще за двести лет до этих событий пророки предсказывали разрушение Храма, связывая это с упадком нравственности. Именно к периоду разрушения Храма относится найденная в Египте стела. Она имеет 230 см в длину и 103 см в ширину. Пока что гипотеза о том, что текст на ней связан с разрушением Иерусалима и сопутствующими ему событиями, остаётся гипотезой. Есть и другие гипотезы относительно ее содержания (например, ее связь с гражданской войной, происходившей тогда в Египте). Подготовила Василиса Филиппс-Похил Читайте также: • Пять важных открытий библейской археологии недавнего времени • Клинописные таблички из исчезнувшего города Угарит: что открыла нам эта удивительная находка археологовБританский археолог 14 лет изучал дом, в котором, как он считает, вырос Христос Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/egipetskij-fermer-nashel-...

Ирландия. Краткий исторический очерк Исторический очерк. Данные исторической лингвистики, археологических раскопок, а также анализ лит-ры раннесредневек. периода (с VII в.) позволяют лишь в общих чертах проследить развитие ирл. общества в дописьменную эпоху. Памятники эпохи бронзового века — курганные захоронения, культовые комплексы (Темра, Эмайн-Маха) — не только активно использовались в первые века по Р. Х., но и после христианизации сохраняли значимость как сакральные объекты, преимущественно связанные с идеологией власти в И. Археологические материалы свидетельствуют о преемственности в развитии ирл. общества с древнейших времен, однако данные исторической лингвистики указывают на проникновение в И. носителей кельт. языков примерно в сер. I тысячелетия до Р. Х. В наст. время появление кельтоязычного населения в И. связывается не с вторжениями кельт. народов из Британии или из континентальной Европы (хотя возможность переселения отдельных племен не оспаривается), а с упрочением торговых связей, социально-экономическим развитием ирл. общества во II–I bb. до Р. Х. и с проникновением латенской культуры (ок. 300 г. до Р. Х.). Несмотря на то что античные авторы не отождествляли население И. с кельтами, согласно самым ранним историческим свидетельствам, язык этого населения был кельтским. О верованиях древних кельтов см. ст. Кельтов религия. Античность. У древнегреч. географов, в т. ч. у Пифея, приводятся краткие описания Британских о-вов, однако прямые указания на И. в сохранившихся фрагментах отсутствуют. Первые подробные сведения об И. (лат. Hibernia), оставили в своих сочинениях авторы I в. до Р. Х. — I в. по Р. Х. (Гай Юлий Цезарь, Страбон). В сочинениях Помпония Мелы, Плиния Старшего, Корнелия Тацита (I–II вв. по Р. Х.) И. описывается как плодородная, но дикая страна, обитатели к-рой лишены чувства приличия, пьют кровь врагов и поедают умерших родичей. Тацит сообщает об ирл. «царьке» (unum ex regulis), бежавшем в Британию к рим. полководцу Агриколе. Римляне собирались использовать перебежчика для завоевания страны ( Tacitus.

http://sedmitza.ru/text/2558591.html

Во-вторых, земной шар, на котором водружен крест. Такой шар с крестом держит в правой руке ангел на барельефе Британского музея, IV или V века, изданном в снимке Арунделевым Обществом. На сказанной миниатюре Григория Богослова крест тоже на шаре. В-третьих, архангелы. Они изображены в их первоначальном типе и в древнейшем костюме, а не в византийском, как они являются в памятниках X века, например, на кресте Константина Багрянородного и Романа, ныне находящемся в Лимбургском соборе. Византийские ангелы X века в узких, не изящных одеждах, хотя и украшенных безвкусным великолепием. Что же касается до архангелов нашего дискоса, то они одеты в широком античном одеянии, которое драпируется широкими складками, и вообще во всем сходны с костюмом ангела на упомянутом рельефе IV или V века в Британском музее: такие же кудрявые волосы, украшенные диадемой, но еще без тороков или ленточек, которые, по правилам византийско-русской, уже позднейшей иконописи, должны развеваться около ушей ангельской головки. На ногах такие же сандалии; в руках держат по такому же точно жезлу, еще без креста, а только с шариками по обоим концам. Сверх того, туники архангелов на дискосе украшены широкими полосами или токами, которые по обе стороны от плеч идут до самого подола: подробность, обыкновенно встречающаяся в костюме катакомб и ранних мозаик, и по преданию удерживаемая в византийской и русской иконописи до XII века, но вообще очень редкая в произведениях скульптурных. Наконец, особенного внимания заслуживают раскрытые ладони правых рук обоих архангелов. Точно также именно молятся или благословляют разные священные личности на многих памятниках церковного искусства от ранних времен и до VII века. Это, без сомнения, остаток первобытной христианской молитвы с распростертыми обеими руками, как это обыкновенно встречается в живописи и скульптуре катакомб. Архангелы на дискосе простирают только правые руки, потому что левые заняты жезлом. В-четвертых, райские реки. Хотя встречаются они и в памятниках позднейших, но принадлежат к древнехристианским сюжетам. Так, например, на упомянутом саркофаге Проба и Пробы IV века, из горы, на которой стоит Спаситель с крестом в руке, изливаются четыре райские реки.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

В греческой античности этот жест получает более широкое распространение — он представлен и в картинах борьбы, спорта и танцев, — но при этом сохраняет свою особую сопричастность потустороннему миру. Этот захват можно увидеть, когда показывается путешествие в царстве мертвых: его используют греческие боги, отводящие души умерших в загробный мир. Так держит за руку людей Гермес, проводник душ в аид. На рельефе «Гермес, Эвридика, Орфей» (рис. 5, деталь) исход события предрешен, и как бы ни был прекрасен этот жест на шедевре Каллимаха, он означает только одно: Эвридика должна расстаться с Орфеем и последовать за Гермесом (420-410 до н. э. Римская копия с греческого оригинала. Национальный музей. Неаполь). Так ведут боги своих любимцев на Олимп, даруя смертным божественное бессмертие: Дионис — Гефеста, Афина — Геракла (килик, Британский Музей). Этот жест появляется, когда происходит нарушение границы между «миром этим» и «миром тем»: за запястье хватает двух юношей сирена, существо «потустороннее», увлекая их в погибель (рельеф, Берлинский музей). В древнегреческой архаике он связан с подчинением и подавлением воли. Отсутствуя на многих изображениях, связанных с войнами и сценами гибели, изображение жеста появляется на похоронной вазе: так воин держит мать, убивая ее сына (рис. 6, деталь) (Микены, Микенский археологический музей, VII в. до н.э.) Этот захват может быть символом спасения в сюжете «возвращение домой». Пример мы видим на краснофигурном кратере из Британского Музея (490-460 гг. до н.э.): так из горящей Трои спасают Этру ее внуки Демофон и Акамант (рис. 7). Этра в центре композиции, она согбенна и беспомощна, симметрично по обе стороны от нее изображены ее внуки, доблестные воины в доспехах и шлемах; один из них, Демофон, держит ее за запястье, выводя из погибающего города. При этом в изображении несколькими приемами подчеркивается уважение к ней: Демофон, идя впереди, почтительно обращен к ней лицом; копья внуков сомкнуты у нее над головой, как при церемониальной защите - и тем самым жест оказывается вписан в контекст почтительности и уважения к ведомому.

http://bogoslov.ru/article/656054

Сегодня, благодаря археологическим открытиям, мы можем говорить как минимум о трех элементах древней системы водоснабжения Иерусалима: тоннель царя Езекии (Хизкияху), Силоамский тоннель (Шилоах) и шахта Уоррена. Первым обследовал тоннель царя Езекии американский библеист Э. Робинсон в 1856 г. В 1864−1865 гг. представители Корпуса королевских саперов, Ч. Уилсон и Ч. Уоррен, прокладывая инженерные коммуникации в Иерусалиме, сделали ряд грандиозных археологических открытий, среди которых одна из древних систем водоснабжения. Именно для обеспечения города водой, в древности был пробит вертикальный колодец, известный сегодня, после открытия его британским офицером, как «шахта Уоррена». Фактически, именно этот колодец позволял добывать воду из источника, в случае осады города, не выходя за пределы городской стены древнего Иерусалима. Результаты исследований сэра Ч. Уоррена, изложены в его книгах «Открытие Иерусалима» (1871), «Подземный Иерусалим» (1876), «Исследование Западной Палестины» (1884, совместно с К. Р. Кондером). Позднее «шахту Уоррена» обстоятельно исследовала экспедиция Паркера, и полное описание ее было опубликовано в 1911 г. Общая глубина колодца составляет почти 25 м. Точнее, сам вертикальный колодец имеет глубину около 13 м, но к нему ведет сложный проход длиной 40 м, для сооружения которого использовали природные щели, выемки и пещеры. 64 До 1998 г. ученые-археологи полагали, что эта шахта и колодец были прорублены приблизительно тогда, когда город был занят царем Давидом, а именно 3000 лет назад. Но в 1998 г. израильский археолог Ронни Раейх, изучая подземные тоннели-водопроводы времен царя Давида, после датировки обнаруженных им в штольнях осколков керамической посуды, пришел к заключению, что шахты-проходы были сооружены за 800 лет до захвата Иерусалима царем Давидом. То есть, во времена хананейско-иевусейского поселения. 65 Р. Раейх в августе 1998 г. лично прошел, неся бидон с водой на плече, по шахтам и тоннелям, чтобы доказать возможность ходить по воду этим путем. Но как мы увидим ниже, выводы почтенного ученого были скороспешными.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010