Это Дебир (Давир), где в 1926 году В.Ф. Олбрайтом совместно с М.Дж. Кейлем был раскопан город XIII века до Р.Х.; поселения XII века до Р.Х. в Еглоне и Хевроне; Вефиль, где четыре слоя полных сожжений города в 1200 - 1000 годах до Р.Х. дали исследователю основания предполагать, что им найдены не только следы вторжения войск Иисуса Навина, но и свидетельства истребления Вениамитян (Суд. XX); далее - Тель-эль-Фул, где в 1922 и 1937 годах В.Ф. Олбрайтом были раскопаны остатки Гивы Вениаминовой, столицы царя Саула, построенной во второй половине XI века до Р.Х. на месте сожженного во время вышеупомянутого истребления поселения; были раскопаны Тель Бейт Мирсим, Беф-Цур, Вефсамис, Тель эн-Насбе, и множество малых поселков, что значительно расширило информативность археологических материалов для освещения библейских повествований. Учеником В.Ф. Олбрайта Нельсоном Глюком в тридцатых годах была произведена широкомасштабная археологическая разведка Заиорданья, а в 1937 - 1940 годах им были открыты в Вади-эль-Араба и Тель-эль-Хелейфе легендарные копи царя Соломона в Эцион-Гевере. Тогда же, в 1931 - 1935 годах британским археологом Дж. В. Кроуфтом в Мегиддо были продолжены исследования, начатые в 1903 - 1905 годах Немецким Восточным обществом, и проводившиеся в 1908 - 1910 годах Гарвардским университетом. Одним из важнейших открытий Библейской археологии ХХ века является обнаружение так называемых рукописей Мертвого моря, изучение которых переросло в самостоятельную дисциплину - кумранистику, или кумрановедение. К послевоенному времени относятся замечательные открытия К. Кеньон, которая раскапывала Иерихон в 1957 и 1979 годах, и нашла остатки совершенно неизвестной цивилизации, создавшей древнейший в мире город, что во многом переменило научные теории о путях сложения цивилизаций библейского мира, значительно приблизив эти теории к библейским представлениям. Для библейской археологии важным является открытие итальянской экспедицией Матье в районе Алеппо (северо-западная Сирия) города-государства Эбла, существовавшего во второй половине III тыс.

http://bogoslov.ru/article/293744

Священное Писание также позволяет утверждать, что возвышение Иосифа и призвание им братьев Египет произошло до начала периода правления гиксосов, поскольку Быт.43:32 описывает высокомерное отношение к евреям правителей Египта, современных Иосифу: «И подали ему [Иосифу] особо, и им особо, и египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо египтяне не могут есть с евреями, потому что это мерзость для египтян». 30 Решающий археологический аргумент в пользу ранней датировки Из сказанного выше следует, что аргументы сторонников поздней датировки либо устарели, либо археологически сомнительны и даже несостоятельны. Более того, имеется важнейшее археологическое свидетельство, которое долгие годы не было адекватно интерпретировано, но ныне является ключевым фактором в решении вопроса хронологии с точки зрения археологии. Речь идет о раскопках Иерихона, точнее говоря – о решении вопроса момента разрушения этого города, после чего последовал долгий период отсутствия поселения на этом месте (вплоть до IX в. до Р.Х.). Понятно, что библейская традиция связывает данное разрушение с событиями еврейского завоевания. Первые раскопки на холме Тель эс-Султан проводились австро-венгерской экспедицией под руководством Эрнста Селлина и Карла Ватцингера с 1907 по 1909 год и затем вновь в 1911 году. В тот период датировка по керамике еще не была хорошо развита, но позже К. Ватцингер заключил, что Иерихон не был заселен в период поздней бронзы (1550–1200). 31 Эта датировка, как видно, ставит под сомнение как раннюю, так и позднюю версии исхода. Британский археолог Джон Гарстанг проводил раскопки с 1930 по 1936 год (рис. 6, зона А). Он публиковал предварительные отчеты, а после второй мировой войны вместе со своим сыном издал популярную книгу, в которой датировал насильственное разрушение поселения, названного им «Город IV» примерно 1400 годом до Р.Х. (окончанием периода поздней бронзы I). 32 Рис. 6. Раскопки в Иерихоне Дж. Гарстанга (зона A) и К. Кеньон (зона B) С 1952 по 1958 год в Иерихоне копала Кэтлин Кэньон (рис. 6, зона В), которая также публиковала лишь предварительные отчеты; в процессе раскопок она вернулась к предыдущей датировке и датировала разрушение «Города IV» примерно 1550 г., т.е. концом средней бронзы. 33 Этот вывод К. Кеньон, как некий итог, постепенно стал считаться наиболее авторитетным – в результате в большинстве западных учебников по библейской археологии эта дата приводилась как хрестоматийный пример несоответствия библейского повествования «настоящей» науке. 34

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Майнская и Кариопольская епископии продолжали существовать на протяжении османского периода, а в XVIII в. число епископий увеличилось до 8, что отражает расцвет п-ова Мани. В нач. XIX в. наметилась тенденция укрупнения и слияния епархий (напр., Никлийская епископия была присоединена к Майнской), особенно после провозглашения автокефалии Элладской Православной Церкви (1833). В 1833 г. Майнская епископия была преобразована в Гифийскую, Кариопольская - в Итилскую, Лагийская - в Асинскую, Зарнатская и Андрувистская объединены в Кардамильскую епископию, Милейская (Мильская) и Плацийская составили Зигскую епископию. К Лакедемонской епископии были присоединены Кардамильская (в 1834), Итилская (в 1841), Зигская (в 1841), Гифийская (в 1842), Асинская (в 1852) епископии. В 1852 г. на территории нома Лакония были образованы Монемвасийская и Спартанская архиепископия, Гифийская епископия и Итилская епископия (последние 2 объединились в 1900 - см. в ст. Гифийская и Итилская митрополия ). Церковная архитектура византийского периода На территории М. обнаружены ок. 1800 церковных памятников визант. и поствизант. периодов, многочисленные светские здания периода до Греческого восстания 1821-1829 гг., руины доисторического и античного времени. Архитектурным феноменом М. является уникальная для Пелопоннеса концентрация визант. церковной архитектуры. Храмы типа вписанного креста, к-рые по форме и способам строительства относят к т. н. элладской школе, сосуществуют с маленькими однонефными сводчатыми церквами без внешнего декора, но расписанными внутри. М. дает ученым возможность на примере комплекса памятников проследить эволюции строительной практики и живописных стилей, исследовать связи с соседними областями, распознавать артели мастеров. Первыми исследованиями, посвященными визант. памятникам М., были статьи Р. Тракуэйра и А. Миго в ж. «Ежегодник Британской школы в Афинах» за 1908-1909 и 1932-1933 гг. Известность памятники М. получили в результате систематических описаний и публикаций в ж. «Протоколы Афинского археологического общества» проф. Н. Драндакиса и группы его сотрудников в 70-80-х гг. XX в. Исследования Драндакиса посвящены живописному и скульптурному украшению храмов М., наиболее полно и обобщенно эти темы освещены в 2 его монографиях. Изучение храмов М. было продолжено сотрудниками Драндакиса и профессорами Афинского национального ун-та Н. Гиолесом, Е. Делиянни-Дори, С. Калописи-Верти, В. Кепедзи, Х. Константиниди и М. Панайотиди.

http://pravenc.ru/text/2561832.html

Между тем, по сведениям некоторых учёных, в Египте есть и свой янтарь на Чермном море и было бы крайне интересно определить, какого рода янтарь попадается в археологических находках. Во всяком случае, последние не часты и вероятно, янтарь не пользовался в долине Нила особенным распространением; слово sakal, навязываемое египетскому языку Плинием 31 , не встречается в нём. Точно также и в других странах древнего Востока, мы не замечаем, чтобы янтарь особенно ценился. Многие хотели найти его в Ветхом завете, но на этой почве трудно прийти к определённым выводам; технические названия металлов для нас мало понятны, контекст не облегчает их понимания, а переводчики, в данном случае, не могут считаться безусловно авторитетны. Опперт уверен 32 , что , упоминаемый в известном видении славы Господней у пророка Иезекииля и переведённой «видение Илектра» – янтарь, но во всех трёх местах греческого перевода стоит в родит. пад.; это нас лишает возможности определить род слова и вместе с тем, его значение, как сплава золота и серебра ( λεκτρος), или янтаря (τ λεκτρον). Указывают также на – один из 12 драгоценных камней на эфоде Первосвященника 33 , переведенный у 70-ти λιγριον в Vulg. ligurius – словом, близким к λιγγριον, также употреблявшимся у греков для обозначения янтаря; некоторые учёные даже находят этимологию этого имени – от «захватывать». На это можно заметить, что едва ли это слово еврейское. В египетских текстах встречается металл nšmt 34 , что, в силу фонетических законов, пожалуй, может по семитически=, а этот продукт не может обозначать янтаря, так как упоминаются, как нечто обычное приготовляемые из него амулеты 35 ; янтарных амулетов в Египте не было. Наконец, нельзя не коснуться вопроса, поднятого Оппертом, относительно янтаря в Ассирии 36 , по поводу двух сохранившихся без начала и конца строк на одном ассирийском обелиске Британского музея. Путём всевозможных натяжек, он вычитал в них финикийских купцов, водимых, согласно общему голосу древности, малой Медведицей и добывавших янтарь из Балтийского моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/v...

В 1950-е – 1980-е гг., раскопками в Микенах, Пилосе и на Кипре занимался У. Тейлор. Выходец из титулованной британской аристократии, он занялся археологией, и, вообще, наукой, лишь на 5-м десятке своей продолжительной жизни, но успел сделать в изучении эгейской цивилизации больше своих современников. При этом, он сосредоточил исследовательский интерес на микенской керамике, ей он посвятил докторскую диссертацию, которую защитил в 1958 г. Именно, Тейлору, на тщательно изученном археологическом материале, удалось представить наиболее систематизированную и убедительную, выверенную в хронологическом и географическом отношении схему истории крито-микенской цивилизации, которая отражена в его, рассчитанной на широкого читателя, книге «Микенцы. Подданные царя Миноса». Эгейской цивилизации посвящены работы русских ученых С. Я. Лурье «Язык и культура микенской Греции» (1957), Т. В. Блаватской «Ахейская Греция во втором тысячелетии до н. э.» (1976) и Ю. В. Андреева «Островные поселения эгейского мира в эпоху бронзы»(1989) 3. Историография античной эллинской цивилизации Античная цивилизация связана с современным миром непрерывным преемством исторической памяти. Тексты историков этой цивилизации сохранились до наших дней, и они всегда были доступны для чтения, хотя бы узкому кругу эрудированных знатоков – иными словами, их не надо было расшифровывать. Нам не представляется обоснованным, ставший, едва ли, не общепринятым, подход к древним историкам, как к историкам донаучной эпохи, заставляющий рассматривать их труды вне обзора исторической науки, а, как, всего лишь, источники, наравне с текстами древних документов. Конечно, критический и даже аналитический элемент в этих древних памятниках присутствует в иной и меньшей мере, чем у современных историков, но уместнее, в связи с этим, говорить о развитии, о прогрессе исторической науки, а не проводить вместо этого жирную черту, отделяющую научную историю от донаучной историографии. Поэтому, не станем выводить за скобки нашего историографического очерка «отца истории» Геродота из Галикарнаса, автора знаменитой «Истории греко-персидских войн», написанной по живым следам описываемых событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   Автор хотел бы особенно подчеркнуть, что он вовсе не принижает значение археологии, лингвистики, антропологии, и не пытается их заменить. Автор стоит на плечах гигантов в этих и других областях знания.    Ясно, что времена жизни древних предков рода R1a1 примерно совпадают и с датировками соответствующих археологических культур на пути их, рода R1a1, миграций, и с радиоуглеродными датировками стоянок, а если эти датировки несколько раньше, то это легко объяснить тем, что далеко не все потенциальные предки выживали.    Конечно, есть соблазн отметить или даже подчеркнуть, что даты жизни общих предков по всей Европе, найденные в настоящем исследовании с помощью ДНК-генеалогии, приходятся в большинстве своем на 4200-4800 лет назад, то есть на III тысячелетие до н.э., и это поразительно совпадает с данными историков. Как они пишут, именно в это время «закончилась индоевропеизация Центральной Европы земледельческими племенами индоевропейцев». Правда, не «индоевропейцев», а ариев, гаплогруппы R1a1. Те, кто пошли на восток, стали праславянами, кто на запад - стали... в общем, нет у них своего названия. Кто называет их собирательным именем кельты, кто - баски. Доля R1a1 на Британских островах минимальна, часто от нуля до 4%. На севере Шотландии - до четверти. На севере, в Скандинавии - около 20%, и градиентом на повышение - на восток, вплоть до трех четвертей в России, до двух третей в некоторых регионах средней Азии.    Этот метод позволил убедительно показать, что не «индоевропейские языки», а арийские, праславянские языки являются первичными. «Индоевропейские языки» - этот эвфемизм возник в свое время от непонимания того, что же связывает санскрит и его варианты, с одной стороны, и европейские языки, с другой. Теперь это стало совершенно ясно. Арийские языки - вот основа и европейских языков, и санскрита, и «индоевропейских» иранских языков. На Днепре, Доне и Урал-реке жили не «ираноязычные народы». Славяне там жили, праславяне, арии, и это был их язык. Это они принесли свой язык в Индию, Иран, Афганистан.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Как видим, интерес создателей выставки к Аркаиму столь же оправдан, как оправдан, к примеру, усиленный интерес к шлимановской Трое, несмотря на существование множества синхронных с нею и в чем-то культурно сходных памятников. Не часто обнаруживаешь столь удивительное совпадение археологических данных и древних письменных текстов. И этот интерес, как видим, не имеет ничего общего с нацистским интересам к «арийцам» (тем более, что никакого отношения к Синташте и вообще к древним ариям древние германцы не имели, так как разделение западных и восточных индоевропейских массивов произошло ранее). Просто некоторые члены ВИО слишком перетрудились над разоблачением «Арийского мифа», так что, наверное, они выищут злокозненный фашизм даже в названии группы «Ария». «Обвинение в адрес декабристов, якобы сотрудничавших с иностранными разведками, — подкреплено ли документально? Находит ли подтверждение во всем корпусе сохранившихся источников?» — говорится в письме Вольного исторического общества. И снова мы находим слишком вольную даже для «вольного общества» трактовку источников, так как совершенно справедливо заметили устроители выставки «никогда даже упоминания об иностранных разведках в материалах, связанных с декабристами, в экспозиции не было». Возможно просто авторы обращения в своем разоблачительном рвении перепутали создателей выставки с какими-то другими у которых нет-нет да проскользнет подозрение декабристов в связях с британской разведкой, на весьма шатких, впрочем, основаниях, типа воспоминаний Бернгарда Васильевича Струве — чиновника особых поручений при графе Н.Н. Муравьеве Амурском. «В Иркутске мы застали англичанина Гиля, который в качестве туриста проживал там несколько месяцев и успел втереться во все слои общества. Вращался он как свой человек в среде чиновников, был вхож во все купеческие дома, встречался постоянно с ссыльным польским элементом, составлявшим довольно значительный контенгент, целые дни и вечера проводил в домах Волконских и Трубецких, где, как я уже упомянул, собиралась la fine fleure здешнего общества. И всё это с таким кажущимся простодушием, как будто он путешествует только для себя и никаких других целей не преследует. Англичане всюду проникнут, всё выследят, всё узнают для достижения весьма определённо созданных и настойчиво преследуемых целей» ( Струве, Бернгард Васильевич. Воспоминания о Сибири : 1848 — 1854 гг./Б. В. Струве. — Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная польза», 1889 с. 32).

http://pravoslavie.ru/109213.html

Но прошло ещё два года, прежде чем было установлено место храма Артемиды, снят шестиметровый слой заболоченной почвы и в 1869 году открыт фундамент храма. Прямоугольник размером 110x55 метров и остатки величественных мраморных колонн однозначно указывали на храм Артемиды. Вуд раскопал Ефес с основательностью, ставшей законом для археологов. Он нашёл «гробницу Андрокла», открыл остатки крепостных стен времён императоров Октавиана Августа и Адриана, засыпанную часть укреплений Лисимаха, руины гимназии, стадиона, нескольких общественных зданий, античных и христианских храмов. Раскопал великое множество мелких обломков и больших капителей, разбитые статуи языческих богов и христианских святых, монеты, потерянные античными странниками. В 1899 году раскопки храма Артемиды продолжила экспедиция Британского музея под руководством Д.Д. Хогарта. Было обнаружено хранилище храма с множеством артефактов – среди прочего там лежала и забытая всеми статуя Артемиды, выполненная из бронзы и слоновой кости (ныне экспонируется в археологическом музее Стамбула). После экспедиции Д. Вуда к регулярным раскопкам приступила экспедиция, организованная в 1895 году Венской академией и руководимая Отто Бендорфом. В результате раскопок, проводимых институтом археологии Австрии во главе с Р. Гебергом, увидели свет агора, театр, Аркадиана и библиотека Цельса. Самые ценные находки Ефеса в начале XX века были вывезены в Англию на военных кораблях и сейчас украшают Британский музей. Начавшаяся Первая мировая война прервала археологические раскопки, которые были возобновлены лишь после 1926 года и вновь прерваны Второй мировой войной. Современный этап раскопок начался в 1958 г., и на этот раз экспедиция также была организована Австрийским археологическим институтом. Большую экспедиционную группу возглавлял Германн Веттере. Совместная австрийско-итало-немецкая археологическая экспедиция трудится в Ефесе до сего дня, открывая современному миру величие античного мегаполиса. Христианские руины в Ефесе В то время, когда св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Археологические раскопки показали, что первые три столетия нашей эры были периодом необычайного культурно-экономического развития Ефеса и всего западноанатолийского региона. В І-ІІ вв. были построены знаменитая библиотека Цельса и огромный театр, вмещавший до 25 тыс. зрителей. В Ефесе было несколько крупных терм и одна из наиболее развитых систем водоснабжения, включавшая в себя, помимо четырех основных акведуков, множество сооружений меньшего размера. При императоре Константине I Великом, Ефес был в значительной степени перестроен и расширен, став к I-І вв. важнейшим городом Византийской империи после Константинополя 319 . История археологических раскопок в Ефесе Первые археологические раскопки Ефеса начались в конце XIX в., и целью их было, прежде всего, найти остатки одного из чудес света – храма Артемиды Ефесской. Раскопки велись сотрудниками Британского музея, под руководством Д.Т. Вуда. Вуд со своими коллегами раскопали Ефес с основательностью, ставшей законом для археологов. Был найден не только стилобат храма Артемиды, но открыты и описаны многочисленные гражданские и религиозные (языческие и христианские) структуры античного города. В 1899 г. раскопки храма Артемиды продолжила экспедиция Британского музея, под руководством Д.Д. Хогарта. Было обнаружено хранилище храма, с сохранившейся статуей Артемиды, выполненной из бронзы и слоновой кости (ныне экспонируется в археологическом музее Стамбула). С конца XIX в., к регулярным раскопкам приступила экспедиция, организованная Венской академией наук. В результате раскопок, проводимых австрийскими археологами, увидели свет Агора, Театр, Аркадиана и библиотека Цельса. Самые ценные находки Ефеса в начале XX века были вывезены в Англию на военных кораблях и сейчас украшают Британский музей 320 , часть артефактов представлено в археологическом музее Ефеса в г. Сельчук 321 . Первая и Вторая мировые войны прервали археологические раскопки, которые были возобновлены лишь в 1958 г. австрийским археологическим институтом. Совместная австрийско-итало-немецкая археологическая экспедиция трудится в Ефесе до сегодняшнего дня, открывая современному миру величие античного города 322 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

В 1923 г. С. Дж. Гэдд, работавший в Британском музее, опубликовал часть Вавилонских хроник. В этом документе представлена детальная — год за годом — история падения Ассирийской империи. Кульминацией этих событий стал 612 год до Р.Х., когда столица страны Ниневия пала под ударами мидян и вавилонян. Ассирийский царь вместе со своей армией отступил в северную Месопотамию. В 609 или в 608 г. до Р.Х. они были окончательно разбиты вавилонянами и мидянами в битве при Харане. Из Вавилонских хроник мы узнаем, что египетский фараон Нехо пришел на помощь к ассирийцам (а не «против царя ассирийского», как сказано в 4 Цар. 23:29). Иосия выступил против него и был убит им в Мегиддо. Нехо стремился к восстановлению власти Египта в Палестине и в Сирии и потому был заинтересован в том, чтобы Ассирия была своеобразным, пусть и слабым, — буфером между ним и Вавилоном. Иосия был противником Ассирии и должен был понимать, что в случае контроля Нехо над Сирией и Палестиной вновь созданное государство объединенного Израиля не сможет существовать. Единственная его надежда состояла в том, что он сможет задержать силы Нехо, осадившего город, что не позволит тому вовремя прибыть в Харан. Он сумел осуществить свой план, правда, это стоило ему жизни. Археологическим свидетельством осады Мегиддо, закончившейся гибелью Иосии, является разрушение города, руины которого составляют второй слой данной площадки. После битвы между Нехо и Иосией Мегиддо уже никогда не играл сколько-нибудь значимой роли. В течение двух с половиной столетий он оставался небольшой и, вероятно, лишенной укреплений деревушкой. В IV столетии до Р.Х. это место было окончательно покинуто людьми. Навуходоносор Фараон Нехо сохранял контроль над Сирией и Палестиной до той поры, пока Навуходоносор, царь Вавилонии, не нанес ему сокрушительного поражения в битве при Каркемише (северная Сирия) в 605 г. до Р.Х. В последующие годы вавилонское воинство дошло до границ Египта, положив конец влиянию Нехо на Ближний Восток. Правивший в ту пору Иудеей Иоаким тут же сделался подвластным Навуходоносору, хотя уже через три года и отложился от него (4 Цар. 24:1). Царь же, владевший соседними землями, сдаваться отказался. Об этом мы узнаем из арамейского письма, найденного в египетском местечке Саккара в 1942 г. и опубликованного в 1948 г. Письмо начинается с приветствия, за которым, согласно реконструкции г. Л. Гинзберга [ 64 ], следует такой текст:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010