Архангельское. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Село Архангельское. Спасская церковь каменная, построена в 1780 г. расстоянием от г. Вятки в 120 верстах, от уездного города в 20 верстах, от благочиния в версте. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; у священника Васнецова и диакона Кибардина квартиры казенные, священник Беляев, псаломщик Дернов имеют свои дома, а псаломщик Михалевский живет в доме тестя. Земли: усадебной 12 десятин, пахотной 35 десятин 2232 сажени, сенокосной 21 десятина 120 сажень. Братский денежный доход: 1-го священника 1048 руб. 52 коп., 2-го священника 1027 руб. 40 коп., диакона 678 руб. 56 коп., 1-го псаломщика 341 руб. 29 коп., 2-го псаломщика 336 руб. 28 коп. Руги собирается на весь причт до 260 пуд. ржи и 205 пуд. овса. Прихожан: православных русских 2590 муж. пола, 2892 жен. пола; приход состоит из 22 селений, расстоянием до 11 верст. Село стоит в низменности на берегу реки Вои, с двух сторон к нему прилегают небольшие перелески. В селе две смешанные школы – одна церковно-приходская , другая земская, в деревнях тоже две земские школы в 8 и 10 верстах от села. Главное занятие прихожан земледелие, побочное – чеботарство и приготовление валяной обуви. Археологические предметы: напрестольное евангелие 1794 г., крест напрестольный 1798 г., потир, дискос, звездица и два блюда серебряных относятся к 1799 году. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.» Центральный престол храма посвящён, однако, не в честь какого-нибудь архангела, как это бы казалось очевидным, а в честь Нерукотворного образа Спасителя. Приделы в зимней половине освящены в честь архангела Михаила и в честь патриархов Александрийских Афанасия и Кирилла. Храм был выстроен на излёте 18 века (1780-1793 годы) в лучших традициях Вятского барокко, несколько более поздняя колокольня несёт признаки классицизма. При этом здание храма весьма гармонично и красиво. Но не это делает его уникальным. Можно отметить 3 момента, которые выделяют храм села Архангельского среди прочих подобных:

http://sobory.ru/article/?object=19750

Верходворье. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Иоанна Предтечи , Илии Пророка Год постройки:Между 1827 и 1844. 1827г. -теплый храм. 1844г.-холодный храм.. Адрес: Кировская обл., Юрьянский р-н, Верходворье Координаты: 59.149182, 49.156631 Проезд:Выезд из Кирова по " Новому мосту " на Котельнич. Через 15км. после поста ДПС, правый поворот на Юрью/Мураши. Через 16км после Юрьи, правый поворот на Верходворье. От поворота примерно 9км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Покровская церковь каменная, построена в 1827 г. расстоянием от г. Вятки в 75 верстах, от уездного города в 75 верстах, от благочинного в 13 верстах. Часовня Олюкская, деревянная, построена в 1887 г. Причта по штату положено: 2 священиика, 1 диакон, 1 псаломщик; квартиры для причта казенные. Земли: усадебной 3 десятины, пахотной и сенокосной 33 десятины, земля не вся удобна. Братский денежный доход: священника от 450-500 руб., диакона 300-325 руб., псаломщика 150-170 руб. Руги собирается на весь причт до 50 пуд. ржи и 120 пуд. овса. Прихожан: православных русских 3218 муж. пола, 3307 жен. пола, приход состоит из 52 селений, расстоянием до 35 верст. Село расположено на возвышенном месте, в двух верстах протекает река Великая, окруженная лесом. В селе две школы: церковно-приходская женская и мужская земская; в приходе три земские школы смешанные, отстоящие от села в 6-15 верстах. Прихожане занимаются земледелием, а в весеннее время сплавляют лес и ходят на заработки в отдаленные местности. В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.» С 1840 по 1879 годы священником Покровской церкви села Верходворье Орловского уезда служил Лютин Антоний Иулианович, потомственный священнослужитель. Родился Антоний Иулианович в 1818 году в селе Воскресенское Орловского уезда Вятской губернии, в семье дьячка Лютина Иулиана Петровича. Получил духовное образование в Вятской духовной семинарии.

http://sobory.ru/article/?object=12951

Зашижемье. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Село Зашижемье (Казенное) – Преображенская церковь каменная, построена в 1820 г. расстоянием от г. Вятки в 112 верстах, от уездного города в 80 верстах. Часовня Быковская, деревянная. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика. Квартиры для причта казенные, кроме священника Зарницына, имеющего свой дом. Земли: усадебной 4 десятины, пахотной 85 десятин 270 саженнь, сенокосной 46 десятин 2130 сажень, неудобной 4 десятины 885 сажень. Братский денежный доход: священника 670 руб., диакона 446 руб., псаломщика 223 руб.. Руги собирается на весь причт до 100 пуд. ржи и 250 пуд. овса. Прихожан: православных русских 2571 муж. пола, 2673 жен. пола. Приход состоит из 53 селений, расстоянием 1-12 верст. Село расположено на горе, в 1 вер. от реки Шижмы. В селе две школы – земская смешанная и церковно-приходская женская; в приходе три земских училища при деревнях в расстоянии от села: одна в 8 верстах, другая тоже в 8 верстах и третья в 6 верстах. Главное занятие прихожан земледелие и ремесла: плотническое, столярное, кузнечное, бочкарное, чеботарное и проч., а также существует и отхожий промысел. В приходе до 10 смолокуренных заводов. В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.» Если смотреть от Васильково, то церковь, которая будет левее, ближе и отчетливее видна – храм Преображения Господня в селе Зашижемье. От трассы Киров – Советск, несмотря на данные разных карт Кировской области, оно находится не более чем в 5 км, т.е. гораздо ближе обозначенного на них расстояния. С трассы храм невидим. Раньше, до революции, село стояло на тракте, ведущем из Вятки в Яранск, и называлось Казенным. Приход Преображенской церкви, построенной в камне в 1820 г, составлял 25 сел (более 5000 человек). Здесь было две школы – смешанная земская и женская церковно-приходская. В общем, это был довольно сильный центр. Сегодня времена изменились. Село, которое находится практически рядом с Советском, очевидно бедствует и пустует, а шикарная церковь внешне разрушается, крайне редко принимая прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=09038

Зуевка. Церковь Михаила Архангела. Михайло-Архангельская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1996 и 2005. Ссылки:   Адрес: Кировская область, г.Зуевка, на пересечении улиц Островского и Воровского Координаты: 58.3953, 51.1325 Проезд:От станции Зуевка 150 м на восток по ул.Советской, затем 800 м. на юг по ул Воровского Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Приход при железнодорожной станции Зуевка открыт по указу Священного Синода N 11092 от 7 ноября 1905г. Престол освящен 11 июля 1905г. в честь Нерукотворного образа Спасителя и св. пророка Осии и преподобного Андрея Критского. По данным Статистического описания Вятской епархии за 1909г.: “Зуевка – расстоянием от г.Вятки в 104 вер., от уездного города в 80 вер., от благочиния в 17 вер. Причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные; земли: усад. 6 дес., пах. 33 дес.; братский денежный доход: св. 631 р.17 к. и за законоуч. 90 р., от железнодорож. Школы 120 р., пс. 210 р. 46 к., за уроки пения 72 р.; руги соб. На причт до 50 п. ржи и 50 п. овса; прихожан: правосл. Рус. 891 м.п., 916 ж.п.; приход состоит из 10 селений, расст. 2-7 верст”. Церковь входила в состав второго благочинного округа Слободского уезда. 13 мая 1916г. ст.Зуевка посетил епископ Вятский и Слободской Никандр и отслужил в церкви литургию. Церковь просуществовала до 1938г. 14 мая 1939г. здание церкви передали под пионерский клуб. Сразу после войны церковь была сломана. Кирпич пошел на строительство школы, а на том месте, где стояла церковь, сейчас детсад. В 1960-х гг. приход закрыт. Много икон сожгли (вывозили подводами). Церковные облачения отдали в музей, а в 1989г. их передали вновь образованной общине. Прихожане сохранили несколько икон и церковных облачений. Вновь церковная община зарегистрирована в 1989г. Под церковь был передан деревянный четырехквартирный дом. Дом отремонтировали и переоборудовали: пристроили алтарь, колокольню, казну, кабинет настоятеля. В 1995г. церковь освящена во имя Нерукотворного Образа Спасителя. Престольный праздник – 29 августа. В мае 2004г. Спасский храм посетил Его Высокопреосвященство Митрополит Хрисанф. В 1992г. было дано разрешение на строительство новой церкви. Под строительство отвели старое кладбище, закрытое в 1930-х гг., – место высокое и благодатное. В мае 1994г. по благословению Владыки освящено место под строительство новой церкви. 8 декабря 2005г. состоялось освящение нового храма во имя Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа чин освящения новой церкви возглавил благочинный Кирово-Чепецкого округа настоятель Всехсвятской церкви г.Кирово-Чепецка протоиерей Николай Федько. Высота стен новой церкви 5 метров, колокольни – 22 метра. После освящения Михаило-Архангельского храма старая Спасская церковь закрыта на ремонт.

http://sobory.ru/article/?object=27992

Караул. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь, Караульская церковь Карта и ближайшие объекты 867. Караул. Церковь каменная, теплая, построена в 1806 году на средства генерал-майора Арбеньева. Престол - в честь Живоначальной Троицы, еще празднуется Покров Пресвятой Богородицы в честь упраздненного придела в 1906 году. Дворов 176, д.м.п. 679, ж.п. 747, великороссы, земледельцы, имеют около 3-х дес. земли на душу. В приходе две деревни: 1) Нащекино, 23 дв., д.м.п. 87, ж.п. 100, в 1-й вер. от церкви, и 2) Аничково, 10 дв., д.м.п. 42, ж.п. 41, в 4 вер. Река Ворона, по берегам ее лес. Школы две: церковно-приходская, женская, и земская, мужская, обе одноклассные, законоучителю от земской школы 50 руб. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1800 года. Церковная библиотека, небольшая, в 20 томов. Штат: священник и псаломщик. У причта земли усадебной 3 дес., в полуверсте от церкви, сенокосной 10 дес., пахотной 30 дес., в последней 2 дес. неудобной, в трех участках, в 3-х вер. Земля дает годового дохода 600 руб. Братский годовой доход 500 руб., кроме того причт получает ежегодное пособие от казны в размере 400 руб. Дома у причта церковные: у священника 14х9 кв. арш. и кухня 7х6 кв. арш. и у псаломщика 13х7 кв. арш. Приход от ст. «Инжавино» и почтового отделения в 15 вер., больница и фельдшерский пункт в с. Карауле, базар и волостное правление в с. Богданове (ближайшая церковь) в 5 вер., благочинного в 15 вер., г. Кирсанова в 60 вер. и г. Тамбова в 90 вер. Адрес: ст. «Инжавино». Земский начальник 3-го участка, пристав 2-го стана Кирсановского уезда. А. Е. Андреевский. «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии», Тамбов, 1911 Старейшим зданием усадьбы Чичериных в имении Караул считается построенная в 1806 году (ещё при первых владельцах усадьбы помещиках Арбеньевых) церковь Святой Троицы. Эта кирпичная церковь, состоящая из двух совмещённых частей – зимней и летней, была построена по проекту специально вызванного из столицы итальянского архитектора Джакомо Тромбара. Тромбара вошёл в историю русской архитектуры как автор нескольких проектов загородных резиденций российской знати. В Карауле в качестве места для постройки Троицкой церкви им была выбрана высшая точка местности у обрыва над берегом Вороны.

http://sobory.ru/article/?object=21265

Кокшага. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь каменная, построена в 1861 г. расстоянием от г. Вятки в 235 верст, от уездного города в 37 верстах, от благочиния в 22 верстах. Часовня при селе Михаило-Архангельская каменная, построена в 1895 г. и 1 молитвенный дом в деревне Круг Мазарах, деревянный, построен в 1882–1901 гг. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; квартиры для причта казенные. Земли: усадебной 2 десятины 100 сажень, пахотной 49 десятин 1200 сажень. Братский денежный доход: священника 667 руб. 20 коп., диакона 444 руб. 80 коп., псаломщика 222 руб. 40 коп. Руги собирается на весь причт до 130 пуд. ржи и 150 пуд. овса. Прихожан: православных русских 2788 муж. пола, 2891 жен. пола, приход состоит из 30 селений, расстоянием 2 – 15 верст. Село расположено на высоком месте, на левом берегу реки Кокшаги; под селом имеется средних размеров пруд. С трех сторон окружено казенными лесными дачами. В селе и приходе школы трех типов: земские при селе, в починке Маслинском, в починке Круг Мазарском, министерская в починке Коноваловском и школы грамоты – в починке Заборском и в починке Гудинском. Главное занятие прихожан земледелие и побочное – отхожий промысел. В приходе есть кузнецы, портные, шерстобиты, чеботари и плотники. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.» Село Кокшага, центр Кокшагского сельского округа и сельскохозяйственного кооператива «Кокшага». Расстояние до центра района (пгт. Кикнур) 23 км, дата основания - 1683 г., прежнее название: Аракнур (марийское, в 1857 г. епископ Елкидорф при объезде епархии назвал село Кокшага), основное население - мари, число жителей 447 человек (175 хозяйств). Расположено на высоком месте, на левом берегу реки Кокшага, в её верховьях, имеется пруд, с трех сторон окружено лесами. Первопоселенцы из Яранского уезда начали заселять местность, а крестьяне Орловского уезда окончательно заняли все удобные места.

http://sobory.ru/article/?object=26462

Косино. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения , Рождества Пресвятой Богородицы , Екатерины Александрийской Год постройки:Между 1783 и 1801. Колокольня - 1817-1820. Адрес: Россия, Кировская область, Верхошижемский район, село Косино Координаты: 58.029551, 48.946281 Проезд:Выезд из Кирова по Советскому Тракту-трассе Р-168 на Советск. Не доезжая Верхошижемья, правый поворот по указателю на Косино. От поворота, следуя через д. Безденежные, 11км. От ж/д вокзала в Кирове, до церкви в Косино - около 85км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храмозданная грамота на строительство каменного храма была получена 26 августа 1783 г. Главный престол в честь Преображения Спасителя, приделов Рождества Богородицы и во имя св. Екатерины. Екатерининский придел в теплом храме освящён первым в 1793 г. В сентябре 1799 г. освятили главный Преображенский престол. Колокольня возводилась 1817 - 1820 г.г. Для памятника архитектуры регионального значения (решение Кировского облисполкома 6/191 от 28.03.1983 г.)церковь очень сильно разрушена. В с. Касино (Косино) Преображенская церковь каменная, построена в 1790 году расстоянием от гор. Вятки в 80 верст, от уездного города в 73 верстах. Часовни: в починке Бакулинском деревянная и в деревне Дворищенской каменная, построена в 1897 г. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; квартиры для причта казенные, кроме священника Семина и диакона Персидского, имеющих свои дома. Земли: усадебной 4 десятины, пахотной 157 десятин, сенокосной 40 десятин 485 сажень. Причт пользуется половиной пахотной земли, а другой половиной владеют крестьяне бесплатно. Братский денежный доход: священника 600 руб., диакона 400 руб., псаломщика 200 руб.; руги собирается на весь причт до 90 пуд. ржи и 150 пуд. овса. Прихожан: православных русских 2676 муж. пола, 2677 жен. пола; приход состоит из 56 селений, расстоянием до 15 верст. Село расположено на ровной местности в 1 версте от речки Касинки, лес тоже в 1 версте от села. В селе четыре школы: земская мужская, церковно-приходская второклассная мужская, одноклассная образцовая мужская и одноклассная женская. В приходе три земские школы: Дымковская в 9 верстах, Гуринская в 5 верстах и Безденежная в 5 верстах. Главное занятие прихожан: плетение сарженых изделий, работы на смолокуренных заводах и бурлачество.

http://sobory.ru/article/?object=20017

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЕФА ВЕРХОТУРСКИЙ (1865, Малоархангельский у. Орловской губ.- 15.05.1903, г. Верхотурье Пермской губ.), прп. (пам. 15 мая, в Соборе Сибирских святых, в Соборе Валаамских святых). Род. в большой крестьянской семье, неск. сестер А. В. были монахинями в елецком Знаменском мон-ре. В 1889 г. А. В. поступил в Валаамский мон-рь . Еще будучи послушником, стал известен строгой подвижнической жизнью. В нояб. 1893 г. пострижен в монашество с именем Арефа и переведен в верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь вместе с иером. Иовом, назначенным туда настоятелем. В дек. 1893 г. в Екатеринбурге А. В. был рукоположен во иеродиакона, в окт. 1898 г.- во иеромонаха. Нес послушание свечника и заведовал монастырской б-кой. Благочестием и ревностью к монашескому деланию А. В. завоевал любовь братии. После того как архим. Иов ушел на покой в Валаамский мон-рь, А. В. был избран настоятелем, 6 мая 1900 г. возведен в сан архимандрита. Строгое соблюдение устава и старчество были основой духовной жизни мон-ря. При А. В. были построены 2 каменных жилых здания, много хозяйственных построек, каменная стена, гостиницы для паломников, начата постройка каменного здания церковноприходской школы для детей беднейших родителей и школы для глухонемых детей. Значительно расширилась книжная и иконная торговля, за распространение синодальных изданий в 1902 г. А. В. был награжден Святейшим Синодом Библией на церковнослав. языке. По распоряжению настоятеля на письма, поступавшие в обитель со всех концов России с просьбой молитв, обязательно отвечали, часто это делал сам А. В. Он следил за преподаванием в школе, особенно Закона Божия, большое внимание уделял монастырской б-ке; архив мон-ря, в к-ром хранились дела с 1762 г., был приведен в порядок. Было начато подробное описание обители к предстоявшим в 1904 г. юбилейным торжествам: 300-летию со времени основания Верхотурского мон-ря и 200-летию перенесения мощей св. прав. Симеона Верхотурского с места их явления - из с. Меркушина - в Верхотурский мон-рь. Однако до этих торжеств А. В. не дожил. Свою кончину он предсказал за неск. дней, почил в полном сознании, перекрестившись и сложив крестообразно руки, погребен на братском кладбище Верхотурского мон-ря. Местная канонизация А. В. в Соборе Сибирских святых состоялась в 1984 г. В 1994 г. в возрожденной Верхотурской обители были обретены мощи преподобного.

http://pravenc.ru/text/75912.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (Трофимович-Козловский; † 15.03.1651, Киев), игум., сподвижник Киевского митр. св. Петра (Могилы) . Учился, по одним сведениям, во львовской братской школе, по мнению Я. Д. Исаевича, в виленской братской школе ( 1966. С. 138), затем, возможно, продолжил образование в католич. учебных заведениях. И. был иеромонахом в виленском Свято-Духовом мон-ре (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь ) при жизни основателя мон-ря прп. Леонтия (Карповича ; † сент. 1620). Впосл. переселился во Львов. В 1631 г. во Львове при освящении построенной Львовским братством Успенской ц. в присутствии преподавателей братской школы И. и мон. Сильвестра (Косова) архим. Петр (Могила) дал письменный акт о создании школ в Киеве и пригласил обоих духовных лиц преподавать в них. И. переехал в Киев, вошел в братию Киево-Печерского монастыря и вступил в Киевское братство , среди членов к-рого он записан как «Исаия Трофимович, инок монастыря Киево-Печерскаго». В 1631 г. И. стал первым (и единственным) ректором школы, основанной Петром (Могилой) при Троицкой больничной ц. в Киево-Печерском монастыре («лаврский гимназиум»). С сент. 1632 по 1638 г. И. возглавлял Киево-Могилянскую коллегию , образовавшуюся в результате объединения киевских монастырской и братской школ (по-видимому, И. преподавал в коллегии богословие, современники называли его «премудрым богословия учителем»). Одновременно И. являлся настоятелем мон-рей: в 1631-1634 гг.- приписного к Киево-Печерской обители Дятловицкого Преображенского монастыря в с. Дятловичи Пинского повета (совр. Белоруссия), в 1634-1638 гг.- киевского Братского в честь Богоявления мон-ря . После легализации православной иерархии в Речи Посполитой и избрания Петра (Могилы) на митрополичью кафедру в 1632 г. И. стал его духовником и ближайшим помощником. В 1633 г., получив от польск. кор. Владислава IV Вазы охранную грамоту, вместе с настоятелем киевского Кирилловского монастыря Леонтием И. ездил к К-польскому патриарху Кириллу I Лукарису за благословением для Петра (Могилы) на Киевскую митрополию. И. помогал митр. Петру в деле возвращения православным церквей и монастырей, захваченных униатами, в т. ч. киевского Софии Св. собора . В 1638 г. И. был поставлен настоятелем киевского Пустынно-Никольского мон-ря, полученного Петром (Могилой) от короля. В 1635 г. вместе с наместником Киево-Печерской обители Филофеем (Кизаревичем) отстаивал право мон-ря на земельные владения в споре с Межигорским в честь Преображения Господня мон-рем .

http://pravenc.ru/text/674844.html

Основан как мужской в 1638 г. в предместье мест. Гоща кнж. Ириной Соломерецкой, каштелянкой смоленской (АЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 748). В 1639 г. в Г. м. был построен каменный храм во имя арх. Михаила, являющийся произведением волынской архитектурной школы: восьмерик на четверике, к к-рому с востока примыкала прямоугольная в плане апсида, с запада — симметричный ей притвор. Храм венчали 3 главы: центральная и расположенные над апсидой и притвором. С кон. XVI в. Гоща была одним из центров социнианства (см. Социниане ) на Волыни, в 1600 г. здесь был основан арианский коллегиум, в к-ром преподавали Теофил Молитор, Войтех Копер, Даниил Дорош. Ариан и социниан поддерживали владевшие Гощей до 1637 г. каштеляне Роман и Гавриил Гойские. В 1602–1603 гг. в коллегиуме учился Лжедмитрий I (см.: Левицкий О. И. Социнианство в Польше и юго-зап. Руси в XVI–XVII вв. К., 1882). Для противодействия арианству в 1639 г. по инициативе княжны Соломерецкой при Г. м. были основаны подчиненные киевской Братской школе правосл. учебные заведения («абы еретические науки над кафолическою религиею более не триумфовали»). Согласно записи в Луцких земских книгах, 5 февр. 1639 г. Соломерецкая обязала игумена и братию Г. м. состоять «в послушании» К-польскому патриарху, «не терпеть жителей, принадлежащих к арианской секте» и не дозволять арианам совершать богослужения в Гоще. Главным покровителем школы стал митр. Киевский свт. Петр (Могила) . Первыми ректорами и игуменами Г. м. были: с 1639 г. Игнатий (Оксёнович-Старушич), с 1640 г. архим. Иннокентий (Гизель) , с 1642 г. игум. Феодор (Скуминович). С сер. XVII в. Гоща находилась во владениях воеводы Адама Киселя . После войн под предводительством Б. Хмельницкого (1648–1654) и разделения укр. земель на Правобережье и Левобережье Г. м. и коллегиум не потеряли своего значения. В 1669 г. казацкая старшина Правобережной Украины намеревалась превратить Гощанский коллегиум в академию, но не получила на это разрешения короля. Во 2-й пол. 70-х гг. XVII в. Г. м. перешел в унию и принял устав ордена василиан . При мон-ре существовала школа, в к-рой преподавалась риторика, поэтика, философия, лат., франц. языки. Согласно завещанию в пользу Почаевского мон-ря на 50 червонцев от 24 дек. 1737 г., ректором Гощанского коллегиума и игуменом мон-ря был мон. Амвросий (Середович). В 1777 г. к Г. м. был приписан униатский Городищенский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь.

http://pravenc.ru/text/586567.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010