Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРАТСКИЕ ШКОЛЫ на Украине и в Белоруссии, появились во 2-й пол. XVI в. вместе с организацией братств православных . Ранее на западнорус. землях существовали школы начального обучения - дьяковские, с учителем псаломщиком, а также школы при храмах и мон-рях, в к-рых учили чтению, письму, счету, церковному пению. 2-я пол. XVI в. является временем бурного развития протестант. и католич. школ на западнорус. землях (первые иезуитские коллегии появились в Вильно и Ярославе (Галичском) в 1570 и 1571), правосл. шляхтичи охотно отдавали детей в эти школы. Открытие Б. ш. было наиболее действенной мерой в противостоянии правосл. об-ва насаждению инославия, унии (см. Брестская уния ) и полонизации правосл. шляхты. (Киевские братчики, сообщая царю Михаилу Феодоровичу об устроении братской школы, писали: «Училище отрочатом православним... языка славяноросскаго, еллиногреческаго и прочих... устроихом, да не от чуждого источника пиюще, смертоносна яда западныя схизмы упившеся и к мрачно-темным римляном уклонятся» (АЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 573)). Первые Б. ш. появились в 1585 г. при Львовском Успенском и Виленском Троицком братствах, именно эти 2 школы играли ведущую роль в братской образовательной системе до появления Киево-Могилянской коллегии (1632). Б. ш. были созданы также в Бресте (1591), Могилёве (1590-1592), при Рогатинском (1589), Городокском (1591), Перемышльском (1592), Комарнинском (1592), Бельском (1594), Люблинском (1594), Каменец-Подольском (90-е гг. XVI в.), Галичском (кон. XVI в.) братствах. На организацию этих братств и их школ оказывало непосредственное влияние Львовское братство, направлявшее учителей, снабжавшее книгами из собственной типографии. В XVII в. число школ увеличилось: в 1609 г. существовала школа при Львовском Богоявленском братстве, в 1613 г. открылась школа при Минском Петропавловском 2-м братстве, в Киеве братская школа появилась в 1615 г., в Луцке - в 1619/20 г. В нач. XVII в. возникли Б. ш. в Замостье, Холме, Виннице, Немирове, Пинске. Школы с начальным обучением стали организовываться и при небольших сельских или местечковых братствах. Между братствами существовало тесное сотрудничество, в т. ч. в сфере образования. Так, поначалу Львовское братство посылало в Вильно учителей и книги, воспитанники виленского уч-ща ( Сильвестр (Коссов) , Исаия Козловский ) преподавали во Львове; в 20-х гг. XVII в. мн. учителя уехали из Львова в Киев. Типичным явлением были временные учителя и ученики, не имевшие постоянного места преподавания или обучения.

http://pravenc.ru/text/153351.html

II. Христорождественское Александро-Иосифовское братство на Песках Благотворительные учреждения, вошедшие в состав братства. – Состав совета братства и его деятельность. – Устав братства. – Пожертвования в пользу братства.Братские постройки. – Братские учреждения: приют для мальчиков, лриют для девочек, школы, богадельня, больница, выдача пособий, сберегательная касса. – Главнейшие деятели и жертвователи братства. – Два слова о положении в последнее время. – Бесплатная столовая. – Дом трудолюбия. Было уже сказано в очерке об отце Александре Гумилевском о тому как были положены первые основы Христорождественского братства. Но братства в собственном смысле еще не было, а было лишь, так сказать, собрание нескольких благотворительных учреждений, основанных отцом Александром, им управляемых и им же содержимых на пожертвования, собираемые от кружка лиц, группировавшихся около отца Александра. Правда, этот кружок жертвователей называл себя братством, по почину отца Александра, но для такого названия не было оснований: во-первых, жертвователи, называвшиеся членами братства, не принимали в «братских делах» никакого активного участия, ни в выборе распорядителей, ни в распоряжении своими пожертвованиями, – всем управлял и распоряжался единолично отец Александр; во-вторых, братство не имело своего устава и не было утверждено начальством, почему и не имело права, так сказать, гражданского существования, и на официальном языке вовсе и не существовало. Отец Александр, деспотичный в своих действиях, не заботился о скорой организации братского управления, и никто в то время не чувствовал в этом никакой надобности, так как братские дела велись успешно. Но с удалением отца Александра из Петербурга положение дела изменилось. Когда отец Александр покинул Петербург, братство почувствовало себя сиротой, в положении неопределенном, без руководителя, без души. В среде членов, живших и действовавших дотоле согласно, возникли несогласия и рознь. Среди призреваемых не преставала скорбь, побудившая их обращаться в разные инстанции с прошениями о возвращении к ним отца Александра, даже к императрице; все прошения эти, конечно, оставляемы были без последствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

XXIII. Как меня допустили в Старший Братский Дружок Через два года меня допустили в Старший Братский Кружок. Это случилось зимою в самом разгаре занятий, в декабре. Я был в 1 специальном классе, в Младшем Братском Кружке, многих горячо любил и многими был любим. Вечер, в который меня допустили в старший кружок, я помню отлично и теперь. Помню, что это был вечер под 6 декабря, день ангела Н. Н. Уроки окончились, все отдыхали: читали книги, разговаривали, в одном классе даже плясали. Я по обыкновению зашел к Ване: комната их была ярко освещена и заполнена присутствующими, как большими, так и маленькими; многие читали, склонившись над книжками, – Ваня тоже читал; я не хотел мешать ему и пристал к кучке разговаривающих о спиритизме. Меня чрезвычайно заинтересовали некоторые рассказы о спиритах и я так ушел в разговор, что не заметил, как в комнату вошел Н. Н. Старший кружок сейчас же собрался в отдельную комнату с Н. Н. Явление у нас обыкновенное: старшие собираются довольно часто говорить о своих делах, об отношениях друг к другу или о своих младших. Так что я ничего не предвидел... За ужин все старшие, как один, явились необыкновенно веселыми, словно наэлектризованные; они все время смеялись, говорили между собою и с младшими, – лица их горели особенным праздничным огнем; от старших веселость перешла и на младших, – все были очень оживлены. После ужина старшие пошли в дом к Н. Н.; я проходил по коридору мимо прихожей, где они одевались, и заглянул в отворенную дверь. – Вот он, – заговорил кто-то из них, – а Николай только искать пошел... Меня окружили. Митрофан, самый крепкий из всей школы, первая октава наша, схватил мою руку и так сильно пожал ее, что я чуть не вскрикнул; черные глаза его добродушно смеялись; он покрутил, тогда уже заметно пробивавшийся черный ус и медленно проговорил: «Поздравляю». Он еще крепче пожал мою руку. Я еще раньше догадался в чем дело. «Меня допустили в Старший Кружок, наконец допустили!» – огненною стрелою пробежало в моей голове, и сердце мое прыгало от счастья. Набросив полушубок, я в шумной толпе старших пошел в дом к Н. Н., со мною допустили еще двух товарищей,

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Хроники поиска погибших солдат… 29.04.2017 899 Время на чтение 10 минут Накануне всенародного праздника - дня Победы, в погожие апрельские дни, в рамках мемориально-патронажной работы по благоустройству братских воинских захоронений учащимися ГБОУ образовательной школы 2083 поселения Рязановское Новомосковского округа, а точнее сказать, членами детского патриотического объединения «Орленок», был проведен субботник на братских могилах, расположенных на Остафьевском кладбище. Примечательно, что это важное школьное воспитательное мероприятие состоялось буквально через несколько дней после 39-го заседания Российского организационного комитета «Победа», участие в котором принял Президент РФ В.В. Путин . В своем выступлении перед участниками оргкомитета Президент заметил, что «мы обязаны отстаивать объективное отношение к истории, вести последовательную, постоянную работу в части патриотического воспитания, поддерживать общественные инициативы, такие как поисковые движения или исторические реконструкции, развивать связи с соотечественниками, заботиться о благоустройстве мемориалов как у нас в стране, так и за рубежом, жёстко реагировать на случаи вандализма». Особое внимание в своем выступлении В.В.Путин уделил вопросу противодействия фальсификациям и искажениям исторических событий, попыткам их подмены и очернительства. Он отметил следующее: «Считаю принципиально важным обеспечивать широкую доступность к архивным материалам, обеспечить их публикацию, возможность обратиться к первоисточникам, документам: это эффективное, действенное средство против разного рода домыслов и мифов. Для размещения архивных и других материалов нужно создавать современные качественные интернет-ресурсы с интерактивными возможностями, удобным поиском нужных сведений; ориентироваться, конечно, при этом прежде всего на молодёжь, предлагая и продвигая соответствующие продукты с помощью тех же соцсетей». Собственно, позиция Президента России не только близка юным патриотам из Остафьевской школы, но уже сегодня ими многое реализуется на практике. Они старательно восстанавливают из забытья имена солдат, погибших при защите Отечества. Например, в ноябре-декабре 2016 года этого года была осуществлена сверка именных списков летчиков, погибших в суровые годы войны на аэродроме Остафьево и похороненных на местном кладбище. Об этом в окружной газете «Новые округа» была напечатана заметка. Не осталась в стороне и «Русская Народная Линия», поддержала этот поисковый проект, за что отдельная благодарность!

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

III. Попечитель Это название официально присвоено мне по отношению к школе, которая, в действительности, составляет мою родную семью. В этой главе я скажу какие обязанности я принял на себя помимо обязанностей, возлагаемых на Попечителя уставом школы, и в каком духе их выполняю. Прежде всего я стою во главе дела нравственного воспитания в школе и ревниво ограждаю ее от всего, что может тормозить духовный рост воспитанников и поддерживать в них антихристианские привычки ума и сердца. Главною моею обязанностью в этом направлении я считаю уяснение воспитанникам абсолютной истины христианского мировоззрения во всей её величавой стройности, заботы о пробуждении в сердце ребенка сознательной любви к христианскому идеалу, вполне тождественному с примером жизни и учением Сына Бога Живого, Спасителя Мира – Христа; руководство в деле согласования собственных мыслей и чувств с понятым и любимым христианским идеалом, в деле подготовления возможности честной жизни по вере по выходе из школы. Для этого я пользуюсь всяким удобным случаем, чтобы с воспитанниками почитать священное писание и побеседовать с ними о слове Божием, настойчиво указывая им связь прочитанного с общим христианским мировоззрением и жизненное его значение, обязательное для нас и нашей собственной жизни, если мы искренно желаем быть честными христианами. Пользуюсь и каждым удобным случаем для того, чтобы каждое явление окружающей жизни, каждое событие, происшедшее в стенах школы, и каждый поступок воспитанника осветить для христианской совести с точки зрения христианской правды. Для выполнения моих обязанностей по руководству детьми в деле постепенного воспитания характера я не пропускаю ни одного субботнего круга во время моего пребывания на хуторе, очень часто, а по субботам вечером еженедельно собираю Старший Братский Кружок для совместного с ними обсуждения характеров их младших друзей, а иногда и просто на дружескую беседу или чтение, часто присутствую и на собраниях Младшего Братского Кружка, по возможности ежедневно принимаю, в свободное от занятий послеобеденное время, по очереди, каждого из членов Старшего Братского Кружка и его младших друзей, чтобы поговорить с каждым из них в отдельности и, таким образом, дать возможность каждому воспитаннику поддерживать непосредственную духовную связь со мною. Кроме того, в течение всего великого поста, ежедневно приходят ко мне воспитанники группами или в одиночку молиться, нередко два раза в день, что служит подготовлением к говению и святому таинству причащения, служит вместе с тем попыткою пробуждения молитвенного настроения духа при совместной молитве с человеком, искренно верующим и любящим, вне отвлекающего присутствия многих людей разного настроения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Глава II. Религиозно-просветительная деятельность братств А. Просвещение детей Обозревая, в частности, деятельность братств, мы видим, что большинство из них на первом плане ставят заботу о правильной организации религиозно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В этом деле проводится благотворная мысль, что детям народа прежде всего необходимо воспитание в духе православного вероучения. Существенная часть этой задачи заключается в развитии с детского возраста сознания того, что каждый христианин есть член церкви, требующей от него «живых» дел на «благо общее», которое предпочтительнее «блага личного». Эти мысли также проведены в правилах о церковно-приходских школах, которые основаны с целью утверждения в народе православного учения веры и нравственности христианской, и сообщения первоначальных полезных знаний, а потому открытие церковных школ в России встречено было братствами с горячим сочувствием и попечение о них стало главным предметом братской деятельности. Некоторые братства достигли в короткое время значительных успехов в деле церковно-православного просвещения народа, удостоились ВЫСОЧАЙШЕГО одобрения и поощрения, и на советы их возложены епархиальными архиереями обязанности епархиальных училищных советов 16 . Обращаясь к ближайшему рассмотрению братской деятельности по просвещению детей, мы сначала познакомимся с деятельностью тех братств, которые заведуют всеми церковными школами в епархии. Братства заведующие (в Европейской России) всеми церковными школами в епархии 17 (к 1 Января 1891 года) Местонахождение епархии Наименование братства Общее число школ церковно-приходских и грамоты Общее число учащихся в них Число начальных учил.М.П.Пр.и других ведомств Общее число учащихся в них Количество детей школьного возраста (от 7 до 14 лет) Количество детей, остающихся вне школы 1) Владимирская Александ.-Невск 170808 128949 2) Екатеринбург. Св. прав. Симеона Св. Духовское 4) Минская Св. Николаевское 171335 136903 5) Московская Кирилло-Мефод 6) Нижегородская

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

В Бозе почивший митрополит Петербургский Антоний и его сношения по делам церковным с православным Востоком Источник Речь, произнесенная в торжественном собрании Общества религиозно-нравственного просвещения в духе церкви православной на Стремянной улице 12 декабря 1912 г. Правдиво искренне и глубоко прочувствованное слово о почившем в Бозе первоиерархе русской церкви Высокопреосвященном Митрополите Антонии, как человеке в высокой степени гуманного благородного сердца и как талантливом, любимом сослуживцами и студентами, профессоре мы выслушали сейчас с живым интересом из уст близко к нему стоявшего со студенческой скамьи до самой кончины и искренно ему преданного ученика и сослуживца – Высокопреосвященнейшего экзарха Грузии Архиепископа Иннокентия, а посему на себя мы берем смелость в настоящем высокочтимом собрании коснуться лишь той стороны его деятельности, которая сравнительно мало известна широкой публике, но которая ярко рисует пред нами личность почившего иерарха, как просвещенного, весьма вдумчивого и крайне осторожного первенствующего члена Святейшего Синода – об отношении его к церквам православного Востока. Почивший Митрополит Антоний призван был на митрополичью кафедру столицы и потом сделан первенствующим членом Святейшего Синода в порядке необычном, каким достигали этого высокого иерархического положения в нашей русской церкви немногие из его приснопамятных предшественников. Почти 13 лет (с 1870–1883 г.) учено-кабинетной профессорской жизни в качестве мирянина и счастливого семьянина, девять лет (с 4 марта 1883 года по 1892 г), в сане иеромонаха, архимандрита и епископа Выборгского, викария Петербургской епархии, службы учено-педагогической в качестве инспектора и ректора высшей богословской школы, шесть лет (1892–1898) в качестве архиепископа новой небольшой, но весьма своеобразной по своему строю церковно-общественной жизни Финляндской епархии, с правом постоянно проживать в Петербурге и принимать самое деятельное участие в делах высшего церковного управления по обязанности члена Святейшего Синода – и, наконец, 14 лет (с 1898–1912 г.) в качестве митрополита царствующего града, а с 1900 г., т. е. последние 12 лет и первенствующего члена Святейшего Синода – вот тот путь, по которому прошло служение его св. православной церкви и богословской науке. Вполне естественно поэтому, что в его лице выработался иерарх с ясным пониманием насущных нужд и запросов нашей русской церкви в связи ее с положением в среде других автокефальных церквей православного Востока в частности и значения православия в судьбе Христовой Церкви на земле вообще. Отсюда его настойчивое стремление установить самую живую и непрестанную связь и братское единение в союзе мира и любви между русской церковью и церквами православного современного Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

— Для меня как для ректора духовной академии совершенно очевидно, что служение священника начинается именно со стен духовного учебного заведения, хотя есть и иные пути к священству. Но во время учебы будущие священнослужители, если и сталкиваются с проблемами, то в основном теоретического характера, многие вопросы там решаются за них. А когда выпускник выходит из стен семинарии и рукополагается, то он вдруг попадает в то пространство, которое во многом настроено к нему агрессивно. Отцы — не братья? Во-первых, молодой священник попадает в мир, который требует от него постоянных усилий. Он начинает заботиться о своей семье, о своем приходе, о тех вопросах, которые ему поручает Священноначалие, и подчас окружен совсем не братской атмосферой. Серьезная проблема нашего священства заключается в том, что священники достаточно часто не дружат между собой, не общаются и не поддерживают друг друга. Каждый замыкается в интересах своего прихода и выживает как может, пытаясь решить исключительно свои проблемы. Насколько мне известно, раньше такого не было. Священники друг к другу ездили не просто на престольные праздники — они семьями ходили в гости, поддерживали друг друга, давали советы. Сегодня, в век очень динамичного развития общества и достаточно агрессивной среды, к сожалению, эта теплота отношений к своему собрату если не совсем уничтожается, то уходит на задний план. И этот молодой священник нередко оказывается совершенно одиноким перед задачами, которые ему ставят приход, настоятель, архиерей. Он остается один перед проблемами, с которыми сталкивается в семье. И подчас бывает просто некому подать руку. Видя те законы, по которым живут окружающие, он вдруг через какое-то время начинает поступать так же, как поступают его старшие собратья, хотя не всегда эти примеры бывают, увы, положительными. Когда мы говорим о каких-то кризисах или о выгорании — это, к сожалению, действительно имеет место быть. Молодой священник, вчерашний семинарист, находясь в той действительности, в которую попадает после окончания духовной школы, снимает с себя розовые очки.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5326059...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Патриарх Сербский Павел и Священный Синод Сербской Православной Церкви выразили свое отношение к действиям римско-католической церкви на территории России 09.03.2002 В связи с изменением статуса административных округов Римско-Католической Церкви на территории России Святейший Патриарх Сербский Павел и Священный Синод Сербской Православной Церкви выразили поддержку позиции Русской Православной Церкви, направив Папе Иоанну-Павлу II следующее обращение: 392 от 21 февраля 2002 года Белград Его Святейшеству Архиепископу Рима, папе Иоанну-Павлу II Ватикан, Рим, Италия Тема : наша точка зрения на последние решения Вашего Святейшества по поводу устройства Римско-Католической Церкви в России Ваше Святейшество, недавно Нам была предоставлена возможность передать Вам братские приветствия и выразить Наше уважение через видного и весьма заслуженного иерарха Вашей Церкви, Его Превосходительство архиепископа Миланского, кардинала Карла-Марию Мартини, которого и Наша Мерность, и многие другие в нашей Церкви высоко ценим как пастыря, богослова и духовную личность. Хотя, разумеется, он сам расскажет Вам о своих впечатлениях от пребывания в Сербии, Мы также хотим с братской любовью сообщить Вашему Святейшеству, что в Югославии, как и в других странах-наследницах бывшей Югославии, отношения и сотрудничество между двумя нашими Церквами хорошие и постоянно развивающиеся. Без взаимного доверия и сотрудничества между Церквами в Югославии завершившийся в основном процесс возвращения Закона Божия в государственные школы Сербии был бы практически невозможен. Мы также надеемся, что честные римско-католические иерархи Хорватии употребят свой авторитет и общественное влияние в помощь поступательному процессу восстановления нормальной жизни и работы епархий Сербской Православной Церкви на территории Республики Хорватия, в особенности же обеспечению беспрепятственного возвращения изгнанников и беженцев православного вероисповедания и сербской национальности.

http://zavet.ru/news/0203/n09.htm

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Западноруссизм – единственное подлинное решение всех идеологических головоломок белорусского государства К десятилетию научно-просветительского электронного издания «Западная Русь» 04.09.2020 807 Время на чтение 19 минут От Релакции: Пять лет назад была опубликована статья нашего постоянного автора, чьи материалы являются образцом системного и детального анализа общих тенденций в ситуации, складывающейся в белорусском обществе. Смута, едва не увлёкшая было наш братский народ на скользкую от крови тропу " цветных революций " , наглядно продемонстрировала всё то, о чём неуклонно и систематически предупреждал читателей Дмитрий Куницкий. В эти дни исполняется пять лет с начала выхода проекта, а точнее, научно-просветительского электронного издания «Западная Русь» , вокруг которого в скором времени сложилось сообщество единомышленников – ученых-историков, философов, писателей и поэтов, публицистов, – объединенных приверженностью дореволюционному наследию научной школы и общественного течениязападноруссистов и, собственно, ставших современными преемниками данного наследия. Любой, кто зайдет на сайт данного издания, может убедиться в высочайшем уровне всех представленных на нем материалов, которых за эти 5 лет собралось на добрый многотомник. Более того, среди членов сообщества и постоянных авторов издания мы найдем преподавателей ведущих белорусских ВУЗов (включая уже покойного учителя главы белорусского государства Я.И.Трещенка), известных и уважаемых служителей Церкви и государства (в том числев области идеологии) и ни одного революционера или диссидента. Но, несмотря на это, следует с сожалением отметить, что западнорусское течение и отдаленно не получило того внимания в пространстве государственной и общественной мысли, которое оно заслуживает. Точнее сказать, оно не получило должного внимания со стороны, прежде всего, представителей различных государственных ведомств, имеющих патриотические убеждения. Ибо как раз со стороны либералов и прозападных националистов, вынашивающих мечты о белорусском Майдане и установлении русофобского режима под западным протекторатом, удостаивается его с избытком и во все возрастающей мере ожесточения. Что неудивительно, поскольку они заслуженно видят в западнорусской идее единственную серьезную угрозу безкомпромиссного противодействия своим устремлениям: ко всему остальному, включая ряд представителей силовых и прочих государственных ведомств и даже Церкви, они готовы найти подход и уже неоднократно в этом преуспевали в ряде стран.

http://ruskline.ru/opp/2020/09/04/zapadn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010