Нужно быть близоруким, чтобы не видеть тех благотворных перемен в Минской семинарии, которые произвёл о. Афанасий» 29 . Далее Дмитрий Булгаковский с тёплым чувством обрисовывал заслуги покойного перед Минской духовной семинарией, заканчивая свой некролог словами: «Дай Бог , чтобы побольше было таких деятелей в здешнем крае, но дай Бог, чтобы они за свои заслуги получали лучшую благодарность!» 30 Так ученик заступился за своего почившего ректора, отдав ему дань благодарности от лица всех воспитанников. Очень рано в Дмитрии стали пробуждаться писательский талант и тяга к изучению народной жизни – культуры, быта, традиций. Ещё учеником семинарии он опубликовал в «Минских губернских ведомостях» статью «Белорусские песни. Волочебные» 31 , собранные им в Борисовском уезде в бытность преподавателем Зачистского училища. Волочёбными песни назывались потому, что крестьяне пели их, переходя от одной хаты к другой, «волочась» по селу, а сами любители таких песен назывались волочёбниками. Пелись эти песни обыкновенно в первый день Пасхи, после вечерни в продолжение всей ночи, а иногда даже и на другой день праздника, после утрени. Пение волочёбных песен было чем-то вроде рождественских коляд, когда группа селян, не менее 15 человек, ходила от дома к дому, исполняя свои песни за какое-нибудь вознаграждение. Песни пелись под окнами домов, и только в том случае, когда окна не выходили на улицу, во дворе дома. Обычной платой за пение были кварта водки, сыр, несколько яиц и до 15 копеек денег. Водка волочёбниками выпивалась в присутствии хозяев, а остальные даяния забирались с собой и делились поровну уже после окончания хождения. Начавшись на ученической скамье, литературная деятельность Булгаковского впоследствии уже не ослабевала. В июне 1869 года Дмитрий Булгаковский благополучно окончил полный семинарский курс по первому разряду успеваемости с почётным званием студента 32 . Вскоре он подал новому Минскому епископу Александру (Добрынину) прошение о своём желании принять священный сан. «Не ищу и не желаю другой должности, – писал он, – как только должности священника, к которой я с юных лет своей жизни чувствую и призвание, и любовь. Благоволите мне, Преосвященнейший Архипастырь посвятить все силы сему священному служению и честно в нем трудиться» 33 . Вместе с тем он просил владыку выдать ему «билет», то есть разрешение на женитьбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

д. 3179 . Протоиерей Пономарев со спутниками и ризницей, через Слуцк 3180 , прибыли в Минск в декабре 3181 , а 8 января 1813 года открыла свои действия консистория, сделав предписание всем священноцерковнослужителям вернуться к отправлению своих обязанностей в недельный срок 3182 . Соборный дом, где помещалась и консистория, оказался занятым под лазарет, и консистория приютилась до времени в одном из флигелей архиерейского дома 3183 . Консисторский архив оказался превосходно сохранившимся на хорах кафедрального собора вышедшего «невредимым» 3184 , и нужные бумаги немедленно были взяты для «делопроизводства» 3185 . Не все канцеляристы были в сборе к этому времени и, по предписанию преосвященного, для переписки консисторских бумаг употребляемы были «хорошо и явственно» умевшие писать архиерейские певчие 3186 . В духовные правления посланы были предписания о высылке в течении месяца к должностям имевшихся в епархии священноцерковнослужителей, семинаристов и консисторских приказных, удалившихся от мест своей службы. В «соседственныя» епархии – Киевскую, Екатеринославскую и Полтавскую – были посланы «сообщения» с просьбой о том же в отношении к тем должностным лицам Минской епархии, которые укрылись от неприятеля в этих местах 3187 . Разосланные указы собирали разбежавшихся администраторов Минской епархии, – одни сами возвращались, других высылали духовные правления 3188 . Духовные правления все уцелели 3189 , кроме Борисовского, потерявшего здание и архив 3190 , и скоро открыли свои действия, хотя и не без затруднения, так как канцеляристы в некоторых местах убежали вовремя неприятельского нашествия в другие губернии и успели уже определиться там на места 3191 . В семинарии занятия возобновились 20 февраля, впрочем, не в полном объёме, так как не явилось две трети учеников и трое учителей – богословии, философии и поэзии. В классе поэзии решили заниматься учителя по очереди, а классы философии и богословии оставались без учения. Чтобы «богословы и философы не находились в праздности», ректор назначил им «заниматься чтением книг, сочинениями проповедей и находиться в должности директоров» 3192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Откуда шло вдохновение для всех этих «развратителей», показывает следующий интересный рассказ Борисовского благочинного. Один «житель» села Начи, перешедший из унии в православие, былизбран в заседатели и отправился в Минск. Тут он недолго оставался православным и поспешил перейти со всем своим семейством в римское католичество. Вернувшись из Минска домой, он производил крайнее волнение в народе, утверждая, что все по-прежнему останутся в унии и «присоединения нигде более не будет». И как человеку, приехавшему из административного центра, ему трудно было не верить 1592 . Пределами Минской губернии «совращение» не ограничилось: оно, как язва, рассыпалось и по всей Украинеи причиняло затруднения преосвященным Волынскому 1593 ,Киевскому 1594 , Подольскому 1595 иЧерниговскому 1596 , хотя, впрочем, на Украине оно далеко не имело серьезных результатов, как в губернииМинской. X Разнообразные осложнения, сопровождавшие постоянно дело воссоединения, и разносторонность самого дела требовали от лиц, принимавших руководящее участие в этом деле, разнообразной и разносторонней деятельности, общее направление которой легко может теряться для глаза, занятого наблюдением за «текущими событиями». Иногда и сами события, имевшие большую важность, не выступают рельефно, будучи закрыты окружающими их «мелочами». Подводя итоги делу воссоединения, мы видим следующее. На царском троне России блистала величественная, могущественная Екатерина II. Вступая на русский престол, она вместе с тем уже принимала вековой завет этого престола в отношении к западнорусскому православию. «ЕщёИоанн III ссорился за западнорусских православных с зятем своим, литовским великим князем Александром» 1597 . Алексей Михайлович, ходатайствуя пред польским королем о прекращении «утеснения, гонения и поругания благочестивой греческой веры " на Украине, грозил королю, что если царское ходатайство не будет исполнено, то он, царь, «о таковом его, короля, поступке даст знать во все окрестные державы» 1598 . Дерзкий отказ поляков на это ходатайство вызвал успешную для русского оружия войну, и когда поляки попросили мира, первым пунктом инструкции, отправляемым с русской стороны для заключения мира послам (1656 года) было «приказание от государя домогаться, дабы церквам Божиим и всем грекороссийскаго исповедания христианам, имеющимся впольскомгосударстве,ни малейшаго не чинить поругания» 1599 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Новости Власти Москвы планируют построить 200 православных храмов из модульных конструкций 20.08.2010 11:59 Москва, 20 августа. Власти Москвы планируют построить 200 православных храмов из модульных конструкций. Как сообщили РБК в правительстве Москвы, соответствующие проект и постановление подготовил Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства столицы. Согласно документу, храмы планируется построить " в связи с обращением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и пожеланиями жителей города Москвы " . Храмы будут возведены за счет благотворительных средств (добровольных пожертвований российских и зарубежных граждан и организаций). В III квартале 2010г. планируется завершить подбор земельных участков на территории города. Первые 35 храмов должны быть построены по следующим адресам: Зеленоград: район Крюково, коммунальная зона " Александровка " , пересечение ул.Александровка и ул.Новокрюковская. Юго-Восточный административный округ: ул.Привольная, д.54; ул.1-я Вольская, вл.21; ул.Мельникова, д.7; ул.Вострухина, вл.9; ул.Федора Полетаева, вл.15; ул.Краснодарская, вл.50. Восточный административный округ: ул.Михельсона, вл.54; Открытое шоссе, вл.31. Южный административный округ: пересечение ул.Борисовские Пруды с ул.Наташинской; ул.Красного Маяка, вл.19 (напротив); микрорайон 18, Варшавское шоссе, рядом со станцией метро " Анино " . Западный административный округ: ул.Осенняя, вблизи д.33, к.3; ул.Вяземская (напротив д.15); дер.Орлово, ул.Староорловская, д.106; ул.Лобачевского (парковая зона); ул.Раменки. Северный административный округ: микрорайон 8, Бескудниково; Кронштадский бульвар, вл.29а, стр.3; Кронштадский бульвар, вл.37Г; Карельский бульвар, вл.8; Карельский бульвар, вл.2; Вагоноремонтная ул., вл.13-17. Северо-Западный административный округ: Пятницкое шоссе, вл.47; ул.Рославка, вл.10-12; ул.Рославка, вл.6-8; ул.Берзарина, вл.15, к.1 (напротив). Юго-Западный административный округ: Ясенево, участок между ул.Тарусская, вл.22 и ул.Ясногорская, вл.21;

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Особенных детей. …да, особенных детей — не дает в должной мере объёма помощи этим людям. Это требует, конечно, участия государства и участия бизнеса. Вот когда существуют эти три кита: НКО — некоммерческая организация, под этим подразумевается фонд; бизнес-структура — в части меценатов, денег, которые дают деньги на это; и государство. Потому что без государства, без системы, без изменения норм 1973 года мы никуда не двинемся. Нормы 1973 года у нас? Ну конечно. Все это датировано какими-то старыми СанПиНами, которые непонятно что значат, почему нельзя сделать деревянную стенку и повесить на нее картинки, потому что непонятно… Они говорят мне: «Дети съедят картинки». Съедят? Да. Да, они их съедят. Я говорю: «Как, почему вы считаете, что дети съедят. Они же люди». Вот они так относятся к этим детям. Им кажется, что они съедят, откусят, оторвут. А у нас, в нашем ДДИ в Москве, на Борисовских прудах, в Восьмом, висят шторы, висят картинки, фотографии — и никто ничего не ест. Я все-таки хочу еще в теме прощения такой личный задать вопрос. Когда у вас просили прощения, а вы не смогли простить, может быть, на словах сказали, что да, — бывали такие ситуации? Тут зависит от отношения к себе. Надо проще к себе относиться, проще. Что значит: не могу простить? Если человек просит прощения, что может быть важнее того, что человек просит прощения — искренне. А если вам кажется, что не искренне? А это уже неважно. Бог простит, я прощаю, Бог простит. Это не моя история: искренне, не искренне. Тут вопрос не в самом варианте прощения. Это очень важно. На самом деле вот этот момент прощения, он очень всегда важен во взаимоотношениях, в том числе и в семейной жизни, и в дружбе. Мне кажется, что человек, который может признать свою вину, признать свою неправоту, — сильный человек. А обратное верно? То есть тот, кто не может признать, — это слабый человек? Или не обязательно? Нет, я же не знаю, как судить об этом. Я не могу говорить про другого, про неправоту оценивать. Я могу оценить — как у нас правильно-то? — не всегда у нас получается это, но нам правильно оценивать поступок человека. Не самого человека…

http://foma.ru/egor-beroev-v-programme-p...

В 1941 году начал войну в чине генерал-лейтенанта и был первым заместителем начальника Генштаба. Был начальником штаба Северо-Западного фронте, командующим Воронежским, Юго-Западным и Первым Украинским фронтами. За успешное руководство войсками во время контрнаступления под Сталинградом был награждён высшей полководческой наградой - орденом Суворова I степени. Он классик военного искусства. Особенно современникам запомнилась военная операция по освобождению Киева. Он был ранен и скончался 15 апреля 1944 года под Ровно. А 17 апреля 1944 состоялись похороны освободителя Украины. В Москве прозвучал салют из 24 залпов в час его погребения. В 1948 году был установлен памятник с надписью: генералу Ватутину от украинского народа. Памятники ему были установлены в Валуйках, Белгороде, Старом Осколе, Донецке . Его могила в Киеве - это, конечно, наше общее национальное достояние. Несколько слов об этой замечательной книге «Знаменитые земляки». В старину, да и сейчас, говорят, что, когда строят храм, собирают деньги всем миром. Принцип, по которому построена книга «Знаменитые земляки», такой же, она тоже создана таким образом, что нектар мысли, слова, духа и сердца соединяет земляков Белгородчины даже если они не живут на этой земле, а лишь родились на ней. И тут видны крепкие, духовные, культурные, корневые связи белгородцев со всей страной, с Россией, со своими корнями. Хочу привести весь список организаций, которых благодарят создатели книги (не знаю, выдержат ли его, поддержат ли его все те, кто публикует статью), вышедших при поддержке правительства Белгородской области: Управление культуры области, Управление спорта, госархив области, архив новейшей истории области, Белгородский историко-художественный музей, музей-панорама «Курская битва», Государственный художественный музей, музей-мастерская художника Станислава Косенкова, Городской государственный литературный музей, Городской музей народной культуры, Белгородский государственный центр народного творчества, Старооскольский центр декоративно-прикладного творчества, Белгородский национальный исследовательский университет, Белгородский государственный институт культуры и искусства, Универсальную научную библиотеку, Алексеевский, Борисовский, Гайворонский, Губкинский, Корочанский, Красногвардейский, Ракитянский, Ровеньский, Старооскольский, Чернянский краеведческие музеи, Шебекинский историко-художественный музей, музей с. Верхопенье, Духовно-краеведческий центр во имя святого Иоасафа Белгородского (г. Грайворон), Историко-театральный музей М.С. Щепкина, Мемориальный культурный музей В.Г. Шухова (г. Грайворон), дом-музей генерала армии Ватутина, парк регионального значения «Ключи», Государственный природный заповедник «Белогорье», Белгородский союз художников, Белгородскую галерею фотоискусства В.А. Собровина, Белгородский союз фотохудожников, клуб «Аэро-камера». Этот список сам по себе грандиозен, впечатляющ, поучителен! Один он о многом говорит.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/25/uy...

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил церемонию открытия Пятых Белорусских Рождественских чтений 30 ноября 2019 г. 15:39 29 ноября 2019 года в Национальной библиотеке Беларуси открылись Пятые Белорусские Рождественские чтения «Великая Победа: наследие и наследники». В масштабном форуме приняли участие: митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси; министр информации Республики Беларусь А.Н. Карлюкевич; министр здравоохранения Республики Беларусь В.С. Караник; министр труда и социальной защиты Республики Беларусь И.А. Костевич; епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин , председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви , председатель оргкомитета Белорусских Рождественских чтений; епископ Туровский и Мозырский Леонид ; епископ Слуцкий и Солигорский Антоний ; Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Армения в Республике Беларусь А.В. Гевондян; Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Молдова в Республике Беларусь В.В. Сорочан; Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Беларусь Д.Ф. Мезенцев; представители Посольства Республики Казахстан; директор Национальной библиотеки Р.С. Мотульский; руководители отделов и комиссий Белорусского экзархата и Минской епархии , представители научной элиты и творческой интеллигенции. В начале мероприятия было подписано обновленное Соглашение о сотрудничестве между Белорусской Православной Церковью и Министерством информации Республики Беларусь. Свои подписи под документом поставили митрополит Павел и министр информации Александр Карлюкевич. В дальнейшем соглашение будет усовершенствовано посредством утверждения программы сотрудничества, в которой будут прописаны конкретные шаги взаимодействия между Министерством информации и профильными синодальными отделами Белорусского экзархата. Затем Патриарший экзарх и министры информации, здравоохранения, труда и социальной защиты вручили награды лицам, внесшим значительный вклад в соответствующие направления церковно-государственного сотрудничества. В частности, наград были удостоены победители Республиканского конкурса «Свет милосердия», проведенного в этом году среди государственных учреждений социального обслуживания и волонтеров. Организаторами конкурса выступили Министерство труда и соцзащиты Республики Беларусь и Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Белорусской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5539740.ht...

Только два первые года царствования Бориса, два последние XVI столетия, современники называют спокойными, счастливыми; в первом году нового века мы должны, следовательно, положить начало Смут, но какая же была первая Смута? Этого мы не знаем по недостатку хронологических указаний в источниках. Можно догадываться только, что слухи о царевиче Димитрии смутили Бориса и возбудили всю его подозрительность; можно догадываться только, что преследование Богдана Бельского не без связи с этими слухами. Мы не знаем, к какому именно времени относится дело Богдана Бельского, известного нам по Смуте в начале царствования Феодорова. Летописец так рассказывает об этом деле: послал царь Борис на поле ставить город Борисов окольничего Богдана Яковлевича Бельского да Семена Альферьева и с ними послал многих всяких людей. Богдан, человек богатый, пошел на городское строение с большим богатством и всякого запасу взял с собою много. Пришедши на городище, стал он делать город прежде своим двором и сделал своими людьми башню и городки, укрепил великою крепостью; потом с того образца велел всей рати делать, и сделали весь город вскоре и укрепили всякими крепостями; ратных людей Богдан поил и кормил всякий день множество и бедным давал деньги, платье и запас. Прошла на Москве про него от ратных людей хвала великая. Царь Борис исполнился ярости, велел его схватить, разорить и сослать в один из низовых городов в тюрьму, дворян старых, которые были с ним и на него не доводили, также велел разорить. По иностранным свидетельствам, Борису донесли, будто Бельский величал себя царем Борисовским. Из этих свидетельств узнаем и о позорном наказании, которому подвергся Бельский: один из иностранных медиков царских вырвал у него длинную густую бороду. Зная мелкодушие Бориса, мы можем принять причину опалы, как она показана в приведенных известиях: естественно, что Борис, одержимый завистною злобою, наполнился яростию на человека, который осмелился приобрести народное расположение щедростию, то есть употребить те же самые средства, какие употреблял Годунов; подозрительность же Бориса должна была особенно возбудиться тем, что народное расположение приобретал человек, выдававшийся из толпы собратий своих умом, энергиею и дознанным крамольным духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Отошел ко Господу клирик Борисовской епархии иерей Олег Запрудский 10 октября 2021 г. 11:17 8 октября 2021 года на 47-м году отошел ко Господу клирик Борисовской епархии , настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы агрогородка Слобода (Смолевичский район Минской области) иерей Олег Запрудский. 9 октября митрополит Минский и Заславский Вениамин , Патриарший экзарх всея Беларуси, управляющий Борисовской епархией, совершил отпевание новопреставленного священнослужителя. Его Высокопреосвященству сослужили священнослужители Борисовской епархии. Диаконский чин возглавил протодиакон Георгий Росляков. Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением Дмитрия Токмакова.  По завершении отпевания митрополит Вениамин обратился к молящимся со словом назидания, произнеся слова соболезнования родным и близким почившего священнослужителя и прихожанам храма, призвав их усердно молиться Богу о упокоении новопреставленного иерея Олега. Отец Олег родился 24 октября 1974 года в городе Минске. После окончания девяти классов средней школы, поступил в минское ПТУ-94, которое окончил в 1993 года со специальностью «электромонтер». В 1993-1994 гг. проходил срочную службу в рядах Внутренних войск Республики Беларусь. В 1995-2000 гг. работал на Смолевичском опытно-механическом заводе. В 1997 году окончил курсы школы катехизаторов в г. Минске. В 2000 году поступил в Минскую духовную семинарию . 17 июня 2004 года в Успенском соборе Жировицкого монастыря митрополитом Минским и Слуцким Филаретом (Вахромеевым) был рукоположен в сан диакона. В том же храме владыка Филарет возглавил иерейскую хиротонию отца Олега. Нес послушание диакона Никольского храма г. Смолевичи, затем был назначен в этот храм на должность священника с одновременным поручением пастырского окормления Благовещенского прихода в д. Слобода и организации строительства там храма. 10 ноября 2006 года назначен настоятелем прихода храма Благовещения Пресвятой Богородицы д. Слобода. Одновременно он продолжал трудиться в Никольском храме до октября 2016 года. С 26 сентября 2017 отец Олег также исполнял послушание помощника благочинного Смолевичского церковного округа по социальной работе. Женат, в 2001 году у супругов родился сын. По материалам сайтов Белорусского экзархата и Борисовской епархии Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Борисовка. Борисовская Тихвинская пустынь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Борисовская Тихвинская пустынь, заштатная, на горе, при реке Ворскле, в 27 верстах от города Грайворона, близ слободы Борисовки. Основана в 1714 году графом Борисом Петровичем Шереметевым, в воспоминание о Полтавской победе. Здесь находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, сопровождавшая графа Б.П.Шереметева во всех его походах и принесенная им в дар обители при ее основании. При монастыре церковно-приходская школа и больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Утраченные храмы Борисовского района: р.п. Борисовка Николаевская трехпрестольная церковь, каменная, 1797 г. постройки. Троицкая трехпрестольная церковь, каменная, 1864 г. постройки. Успенская пятипрестольная церковь, каменная, 1738 г. постройки. Борисовская женская пустынь. Тихвинская двухпрестольная церковь, каменная, 1822 г. постройки. Преображенская двухпрестольная церковь, каменная, 1861 г. по­ стройки. Николаевская (больничная) церковь, деревянная, 1903 г. постройки. Борисовская Тихвинская женская пустынь. В 2015 году исполнился 1 год со дня возрождения монашеской жизни. Сестры восстанавливают монастырь из руин. Это тяжелый и кропотливый труд, который уже дал свои плоды: обустроены храм великомученика Пантелеимона, кельи, трапезная, отремонтирована просфорня, действует, как в былые времена, иконописная мастерская, работает котельная, строится Преображенская часовня. Женский монастырь в слободе Борисовка был основан графом Борисом Петровичем Шереметевым в 1714 году. Отправляясь в Полтаву, Борис Петрович даёт обет в случае победы над шведами построить монастырь, взяв с собой в поход чтимую им Тихвинскую икону Божией Матери. Предание повествует, что когда Nemp I решил дать шведам генеральное сражение, то назначил его на 26 июня (по новому стилю 9 июля) - в день празднования явления чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Но благочестивый фельдмаршал Б.П. Шереметев упросил царя перенести срок на один день, чтобы почтить праздник и испросить русскому воинству молитвенный покров и заступничество Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=21186

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010