Архив Пн Слово митрополита Минского и Слуцкого Филарета после богослужения в Храме Христа Спасителя 21 марта 2010 г. 13:30 21 марта Святейший Патриарх Кирилл совершил в Храме Христа Спасителя Литургию свт. Василия Великого. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви поздравил митрополита Минского и Слуцкого Филарета с 75-летием со дня рождения. Владыка Филарет обратился к Его Святейшеству с ответным словом. Ваше Святейшество! Досточтимые собратия архипастыри! Дорогие отцы, братья и сестры! Мне не пришлось долго искать слова, которые ныне исходят из глубины моего сердца: « Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! ». Это молитвенное восклицание святого апостола Павла (1 Кор. 15:57) выражает самую суть совершающихся событий, — событий не только сегодняшнего дня, но всех семидесяти пяти лет прожитой мною жизни. Пасхальная победа Жизни над смертью — это суть нашей веры. И я неизреченно счастлив тем, что Господь даровал мне радость переживания этой победы и в больших церковных деяниях, и в повседневных трудах, в житейских мелочах и даже в суете переменчивого мира. Не моя заслуга в том, что эти победы были одержаны: Господь одержал их, а я лишь стремился следовать наставлению Апостола, которое обращено ко всем христианам: « Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом » (1 Кор. 15:58). Благодарю Вас, Ваше Святейшество, за добрые слова и высокую оценку моего служения Матери-Церкви. Это дает мне основание вновь убедиться в укрепляющей силе слов Христа Спасителя, которые были сказаны Сыном Человеческим для ободрения апостола Павла: « Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи » (2 Кор. 12:9). Сегодня было явлено еще одно чудо нашей веры, нашего братского единения и соборного строительства Церкви. Это — хиротония четырнадцатого архиерея Белорусской Православной Церкви — Преосвященного Вениамина, епископа Борисовского, викария Минской епархии. Позвольте, Ваше Святейшество, выразить особую благодарность Вам и всему сонму архипастырей, принимавших участие в рукоположении владыки Вениамина. Особую — потому что это событие совершилось именно сегодня, 21 марта; именно здесь, в Храме Христа Спасителя в самом сердце Москвы — городе моего рождения в мир и моего вхождения в Святую Церковь.

http://patriarchia.ru/db/text/1119551.ht...

Не только словом, но и личным примером следует побуждать клир и паству к делам любви и милосердия, без которых нет подлинной христианской жизни, дабы духовенство и прихожане, не ограничиваясь заботой только о членах прихода, шли в мир к скорбящим, нуждающимся и обремененным. Ибо мы, по слову апостола, « Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять » (Еф. 2:10). Святитель Московский Филарет, у мощей которого ты сподобился ныне принять благодать архиерейства, обращаясь к одному из новопоставленных архипастырей, вспоминал евангельские слова и наставлял: « Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). По этому совершеннейшему примеру тщися и ты как можно более служить ради любви, а ради смирения как можно менее допускать, да послужат тебе ». Эти замечательные слова святителя Филарета перекликаются с сегодняшним Евангельским чтением, промыслительным для тебя, и прими эти слова Евангелия всем своим сердцем: « Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет первым между вами, да будет всем рабом » (Мк. 10:43-44). Нужны мудрость и такт, осознание ответственности, которая лежит на архиерее, чтобы осуществлять эту заповедь Христову спасительно для себя и несоблазнительно для людей. Вместе с тем следует помнить, что труды, осуществляемые по самому выверенному и обоснованному плану, окажутся малоуспешными, если они не будут сопряжены с горением сердца и вдохновенной и усердной молитвой. Пусть же молитва будет всегда в центре твоей жизни. Вчера, во время наречения, ты мудро сказал о том, что в центре епископского служения — Крест Христов. Так вот, этот крест нельзя ни поднять, ни нести достойно и спасительно, если в центре жизни нет молитвы. Пусть же твое грядущее служение будет исполнением слов Евангелия: « Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного » (Мф. 5:16). Прими сей жезл и благослови народ Божий, молившийся во время совершения Божественной литургии и хиротонии о даровании тебе благодати архиерейства. И да помогает тебе Господь на предлежащем поприще быть пастырем добрым, полагающим душу свою за овец и во всем представляющим себя Церкви Христовой образцом « в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте » (1 Тим. 4:12).

http://patriarchia.ru/db/text/1119573.ht...

Ссылки и примечания Программу КПСС 1961 года, приведшую, в конце концов, к самоуничтожению Советского Союза, некоторые публицисты справедливо называли «чумой ХХ века». Что можно сказать о России сегодня? Чем всё ещё больно народное тело нашего Государства? По Священному Преданию под Лобным Местом находилась (и находится сейчас) пещера с останками Адама - первого земного Царя и Отца всех народов. Это Предание многократно отображено в иконографии Животворящего Креста Господня с изображение Адамова черепа и перекрещенных локтевых костей. Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994 Христос не был осужден на казнь по законам Римского права: «я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти» (Лк.23:14-15), и: «невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Мтф.27:24), но Он так же был удержан римской Властью и от осуждения в рамках Ветхого закона: «Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого» (Ин.18:31). Воистину, в убийстве Христа-Помазанника свершилась тайна беззакония, основанная на клевете, зависти, сребролюбии и непомерном властолюбии первосвященников, заразивших корпоративным смертоносным вирусом весь Израиль: Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. ... И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших (Мтф. 27:20, 25). Подосинов А . В . Ex oriente lux. Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М. 1999. С. 496-499. Цит. по: Борисовская Н.А . Старинные гравированные карты и планы. М. 1992. С. 160. Филарет, митр. Московский. Христианское учение о Царской власти. М. 1901. С. 5. Таинство Воскресения России многие православные верующие вполне справедливо и обоснованно связывают с предреченным восстановлением Всероссийского Самодержавного Царского Престола и дорасследованием цареубийства 4/17 Июля 1918 года.

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/4/g...

Когда в Борисовке было получено новое штатное положение Атаман (управляющий) Максим Николаенко немедленно подал к Преосвященному Феоктисту, Епископу Курскому и Белоградскому, прошение, в коем, между прочим, изъяснил, что Господин его Действительный Тайный Советник, Обер-Каммергер и Кавалер, Граф Николай Петрович Шереметев, 27 Апреля, 1800 года, благоволил учредить о состоящем в слободе Борисовке Тихвинском девичьем монастыре, построенном его предками и содержимом на его коште, штатное положение с определением Священникам, Игуменьи и монахиням вновь денежного жалованья и хлебной дачи, дров и прочего, означа при том в оном положении, чтобы иметь Священников 2, Игуменью одну, монахинь 24, почему он, Николаенко, и просит Владыку о определении в Борисовскую пустынь по сему положению недостающее число монахинь, и при сём прошении приложил копию с упомянутого положения. Получив это прошение, Преосвященный Феоктист вошёл от себя с представлением в Святейший Правительствующий Синод, в коем, изложив прошение Атамана Николаенка, присоединил от себя, что в Борисовской пустыни ныне находится Священников 2, Игуменья 1, монахинь 6, и против упоминаемого положения недостает монахинь 18-ти; а как по справке в Курской Духовной Консистории оказалось, что в Курской Епархии в девичьих монастырях заштатных монахинь не имеется, а белиц с надеждою пострижения в монашество указных лет есть более 20 человек, и принимая при том во внимание, что Граф Шереметев полагает на содержание желаемого им числа монахинь, также и Священников, годовое жалованье и всё нужно потребное к прожитию в немалом числе, Преосвященный Феоктист положил своё мнение, что, по желанию Графа Шереметева, в оной Тихвинской пустыне к наличному количеству ещё 18 монахинь прибавить можно. При этом представлении Преосвященный присоединил ведомость о находящихся в Курском Белградском монастыре и Борисовской пустыне белицах, желающих пострижения в монахини, и копию с штатного положения. Святейший Правительствующий Синод, основываясь на донесении Преосвященного и принимая во внимание, что по Высочайше конфирмованному 1764 года, Марта 31 дня, докладу о церковных имениях из числа оставленных на своем содержании монастырей и пустынь в Ниловой, Софрониевой, Флорищевой и Саровской пустынях, повелено содержать 30 человек монашествующих, по примеру сих пустынь дозволил Указом, от 21 Октября, 1800 года, и в Борисовской пустыне, состоящей на собственном содержании Графа Шереметева, которое признается достаточным быть, считая с прежними Игуменьи с монахинями 25, а по тому и в число недостающее по новому положению монахинь, постричь поименованных в ведомости белиц, находящихся в Курском и Белгородском монастырях также и в той Борисовской пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

33 В 1836 году, кроме штатных монахинь, было уже в монастыре 115 белиц, из коих штатных 25, заштатных 45. Келейных корпусов, построенных на счет содержателя, было 7, на свой собственный 19. 36 Освящён в 1862 году, Сентября 21 дня, Преосвященным Сергием, Епископом Курским и Белградским, а предел Трёх Святителей в Ноябре месяце 1861 года, им же. 37 В 1865 году устроена её попечением при монастыре богодельня на 30 человек, на содержание которой пожертвовано ею из собственных своих средств 10,000 руб. сер. и выстроены две ветренных мельниц, с обращением дохода с оных на тот же предмет. При сём, по Указу Курской Духовной Консистории, от 5-го Марта, 1865 г., составлены для богодельни краткие правила, состоящие из 4-х статей: 1) Количество поль­зующихся трапезою должно быть 30 человек самобеднейших монахинь и послушниц, по их желанию, из живущих в сей пустыни, в выстроенных мною (учредительницею) келиях, для помещения их. 2) Выбор приёма на помещение, а равно и расход на их содержание, должны быть не­пременно с общего согласия Игуменьи и старших сестёр. Упразднённое же комплектное место должно быть немедленно замещено другою бедною с общего же совета. 3) По образу жизни с них не должно требовать никакой работы и платы денежной. 4) В количество тридцати нужно, чтобы были приняты шесть послушниц, которые могли бы служить прочим. 38 На сию икону (величиною в 3 арш. 6 вер., шириною 1 арш. 12 вер.), в 1871 голу сделана при нынешней Игуменьи Максимилле серебряная риза с позолоченым венцем, скиптром и державою, в коей весу с каменьями 1 пуд 14 фунт. и 49 золот. ценою в 2017 руб. 87 коп., усердием бывшей Казначей монахини Мариониллы Ралчиной, скончавшейся в том же 1871 году, в Киеве. 39 Впрочем, не имея в виду письменных документов, на которых основывается это сказание, мы считаем, по соображению обстоятельств, вероятнее предположение, что община отменена домашним образом, то есть, по взаимному соглашению Игуменьи с сёстрами, постоянно сего желавшими, и с кем-либо из Управляющих, захотевших вникнуть в очевидное неудоб­ство сего учреждения, по особенным обстоятельствам Борисовской пустыни, как обители, не имеющей иных доходов, кроме определённого от её Ктиторов содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Но, отложив из угождения Царю Русский кафтан и бороду, и обогатив свой ум положительными сведениями, в особенности по части военного искусства, Борис Петрович не увлёкся ложным блеском иностранного просвещения и до конца своей жизни остался истым Русским Боярином, по уму и сердцу. Воздавая Кесарева Кесареви, а Божия Богови, он, с пламенною любовию к Царю и Отечеству, соединил любовь к Православной Церкви и её уставам, и уважение к добрым обычаям предков; был благочестив, милостив, щедр и великодушен. Обозревая военное поприще Бориса Петровича, исполненное ряда самых блестящих успехов, становится очевидным, что рука Божия была с ним, и Фельдмаршал благодарно признавал это в своих действиях: основание Борисовской Тихвинской пустыни, которую он устроил в кивот досточтимой им иконе Богоматери, своей заступнице и пособнице 42 , богатые, сереброкованые Царские врата, принесённые им в дар любимой им Киевопечерской Лавре, суть дань благодарности Победодавцу, за оказанные им милости и вместе незыблемое свидетельство праотеческого благочестия Фельдмаршала. Несметное достояние, ему принадлежащее, было приобретено самым доблестным образом; можно сказать, что не было пяди земли, ему пожалованной, которой бы не заслужил он усердием и кровию, но по духу благочестия, памятуя, что «всякое даяние благо и всяк дар совершен, свыше есть нисходяй от Отца светов». Он был Евангельски щедр и милостив к бедным, как благий и верный раб ущедрившего его Домовладыки Небесного. Особенно последние годы жизни своей, проживал в Москве вне службы, он как бы искупуя время, посвятил исключительно благотворительности: бедные семейства толпились вокруг палат его. Вдовы с детьми, лишённые надежды на пропитание, и слабые старцы, потерявшие зрение, получали от него всевозможное пособие. Герой был отец сирот, принимал их в своё покровительство и по способностям определял к местам. Все эти высокие черты милосердия и увлекательная общительность его характера, делавшая его доступным всем и каждому, доставили ему ту нелицемерную любовь народную, о которой между прочим упоминает дочь его, Наталия Борисовна, в своих записках, как о вещи общеизвестной его современникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Настоятельные действия Игуменьи Афанасии в 1807 году с восстановлением общины, хоть и в силу общего Епархиального распоряжения, но без внимания на предшествовавшее и на действительное неудобство сего учреждения лишь для Борисовской пустыни, по её отличным от других общежительных обителей обстоятельствам, породили лишь неудовольствие между Настоятельницею и сёстрами и расстройства в обители, которые кончились не прежде, как со смертию сей Игуменьи в 1814 году; монастырские записки говорят, что будто община вторично была уничтожена по её представлению, но сие показание, так же как и первое, не подтверждается никакими письменными свидетельствами, а потому и признавая самое событие, скорее можно предположить, что община и на сей раз уничтожилась сама собою со смертию Игуменьи Афанасии, напрасно усиливавшейся поддержать её, или со смертию Преосвященного Феоктиста, по предписанию коего она была восстановлена и значением коего поддерживалась. Но эти уклонения от внешнего порядка, обнаруживавшие лишь недостаток прочного устройства внутреннего тем живее дали почувствовать последней Настоятельнице необходимость обратить на сей предмет своё бдительное внимание. Следствием сего было введение нового чиноположения в 1821 году. Этот замечательный подвиг совершила, при помощи Матери Божией, Игуменья Августа, и тем упрочила навсегда внутренний порядок вверенной ей обители. Штатное положение 1800 года и Устав или чиноположение обители 1822 года по справедливости могут назваться краеугольными камнями её настоящего цветущего состояния. С 1822 года обитель видимо и быстро стала улучшаться, и во внешнем отношении, буквально говоря, начала расширяться, как желал того её благочестивый основатель, Граф Борис Петрович, и быть в почтении, на что указывал его наследник, Петр Борисович. Но прежде чем рассмотрим, как совершилось введение в обители нового чиноположения, расскажем со слов ещё живой свидетельницы дней давно минувших, 70-летней старицы монахини Измарагды, чем и как проявлялись постепенное ослабление строгого Устава основателя обители перед введением нового чиноположения, то есть, в исходе прошедшего и в начале текущего столетия: монахини приходили на церковные службы без мантий, кроме великих праздников и чрезвычайных случаев, послушницы носили светское платье, ходили в Борисовку без благословения, пели и читали на клиросе в два голоса; а такие беспорядки унижали достоинство пустыни, славившейся издревле своим благочестием.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

2635 АСС., 1799 г., 124, лл. 47. 64. – АСС., 1803 г., 416, л. 62. – АСС., 1798 г., 802, л. 4. 2636 Поветы: Бобруйский 9 церквей, Борисовский 12, Вилейский 2, Игуменский 7, Минский 3, Мозырский 79, Пинский 45, Речицкий 47 и Слуцкий 47. – АСС., 1799 г., 124, лл. 11. 64. – АМДК., 1761, лл. 2327. 2644 Для всех вообще епархий окончательное распределение закончилось лишь в 1803 г., после высочайшей конфирмации 4 декабря доклада св. синода о распределении епархий по губерниям. – АСС., 1803 г., 416, лл 283287. 2645 Уезды: Минской губернии: Бобруйский, Борисовский, Вилейский, Дисненский, Игуменский, Минский, Мозырский, Пинский: Речицкий и Слуцкий; Литовско-Виленской губернии: Браславский, Виленский Вильномирский, Завилейский, Ковенский, Ошмянский, Россиенский, Тельшевский, Троцкий, Унитский и Шавельский, Литовско-Гродненской губернии: Брестский, Волковысский, Гродненский, Кобринский, Лидский, Новогрудский, Пружанский и Слонимский. – АСС., 1803 г., 416, лл. 62. 57. – Е. Зябловский. «Землеопис.» VI. 400401. 2646 АСС., 1803 г., 416, л. 62. По уездам: в Бобруйском 34, Борисовском 11, Вилейском 2, Игуменском 14, Минском 3, Мозырском 65,Пинском 44, Речицком 63 и Слуцком 31; кроме того, в Ковенском уезде Литовско-Виленской губернии – 1. – Ср. АМДК., 2320, л. 2, где число церквей, без Ковенской, показано за 1799 год почти тоже – 266, но распределение по уездам совсем иное. – Ср. АМДК., 1054, где, в рапорте св. синоду 23 ноября 1798 г., пресвященный Иов насчитывал в своей епархии, кроме Речицкого повета, 226 церквей. – Путаница происходила от неустаноленности границ уездов, о чём уже было замечено. 2647 АСС., 1810 г., 314, л. 71. – Следует признать ошибкой повторённую в нескольких бумагах св. синода – АСС., 1803 г., 416, лл. 62. 4647. – цифру церквей Минской епархии за 1802 год 343, хотя церкви и распределены по уездам. Непонятно, каким образом составился такой крупный приророст и куда он потом – по сравн. С АСС., 1810 г., 314, л. 71 – исчез. – Ср. также АМДК., 6177, лл. 261284, где за 1811 год показано в Минской епархии 272 приходских церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Методист управления социальной и воспитательной работы государственного учреждения образования (ГУО) «Академия последипломного образования» А.М. Деменцевич в своем выступлении отметила, что организовано целенаправленное и плодотворное взаимодействие на основе Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью. В качестве одного из примеров Анна Михайловна привела ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию на базе ГУО «СШ 24 г. Борисова» (руководитель Т.Н. Прокопенкова): «Среди реализуемых на базе школы проектов — мини-футбольный клуб " Декос " в рамках районной лиги " Здоровая молодежь " . В течение года проводятся футбольные турниры, в которых участвуют дети, состоящие на различных видах учета. Руководит клубом священник Андрей Шабаловский, настоятель борисовского храма Димитрия Донского. На базе этой школы и других учреждений образования Борисовского района организована качественная работа в этом направлении».  А.М. Деменцевич также отметила, что работа ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию развивается по разным направлениям и доказала свою эффективность. В лидерах Минская область —19 ресурсных центров, Витебская область представлена 12 ресурсными центрами. Для сравнения: Брестская область — 1, Гомельская область — 1, Гродненская область — 3, Могилевская — 2, город Минск — 1. «Эффективная система духовно-нравственного воспитания, хорошо организованная, продуманная, четко ориентированная, может и должна стать главным средством противодействия негативным проявлениям социальной среды. В дальнейшем необходимо усилить взаимодействие учреждений образования с епархиями Белорусской Православной Церкви по семейному воспитанию учащейся молодежи на основе христианских ценностей, направленное на принятие молодым поколением таких понятий как целомудрие, крепкая семья, ответственное родительство, уважение родителей», — считает методист. Профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Института управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь С.В.

http://patriarchia.ru/db/text/5638398.ht...

Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Борисовских благочиний под управлением регента Аллы Керко. Во время богослужения были вознесены сугубые молитвенные прошения о даровании мира. Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Григорий Целков. По окончании Литургии архипастырь возглавил крестный ход к площади 900-летия основания города Борисова. Священнослужители, многочисленные богомольцы и горожане прошли к памятнику Полоцкому князю Борису Всеславичу, где молитвенно почтили память основателя города Борисова. Затем Патриарший экзарх обратился к собравшимся со словом назидания. Он отметил, что исторические факты свидетельствуют: князь Борис, который был дядей преподобной Евфросинии Полоцкой, отличался  благочестием и богобоязненностью, искал мира и согласия, возводил храмы. «Год исторической памяти побуждает нас вспомнить о своих истоках, взглянуть в глубину веков, осмыслить, как жили предыдущие поколения, что было сделано за прошедшие века, чем стоит наш город и в чем залог успеха в будущем, — сказал митрополит Вениамин. — Несомненно, что память историческая, память духовная, молитвенное поминовение, почитание основателя города привлекает Божию благодать на наш город». Патриарший экзарх пояснил, что заповедь о почитании родителей распространяется и на почитание основателя города, а также людей, которые многое сделали для Борисова в годы различных войн и лихолетий, тех, кто самоотверженно трудился в мирное время, принося добрые плоды своих трудов и являя пример ближнему и Отечеству. В завершение архипастырь напутствовал: «Пусть память о князе Борисе живет в нашем городе, в наших людях, распространяется и передается из поколения в поколения. И память о нем хранится в род и род!» Далее к горожанам обратился председатель Борисовского районного Совета депутатов Петр Навицкий. Представители депутатского корпуса и исполнительной власти, почетные гости торжественного мероприятия возложили к памятнику цветы. Вслед за ними цветы к памятнику возложили руководители борисовских предприятий и организаций, горожане.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5925738...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010