Если бы Ирина захотела удержать власть за собой, никто бы ей не мог прекословить. Все государство признало ее права и власть; ее именем отдавались приказания; на имя царицы Ирины, а затем в иночестве Александры, писались отписки в Москве и городах, до наречения на царство Бориса молились на ектениях за царицу. Но Ирина, мучимая сознанием, что ею единою «царский корень конец прият», не пожелала остаться на осиротевшем престоле и ушла в монастырь. И лишь тогда, когда совершилось отречение от престола и пострижение в иночество вдовы-государыни, в Москве открылось междуцарствие и началось искание царя. Собор, руководимый патриархом, единогласно нарек Бориса царем и многократными просьбами и настояниями вынудил его принять избрание. А между тем были люди, которым воцарение Бориса не могло быть приятно и они, со своей стороны, принимали меры. Есть известие, говорит С.Ф. Платонов 855 , что Московские вельможи уже в конце —572— 1593 года обсуждали потихоньку план возведения на Московский престол после бездетного Феодора Иоанновича Австрийского Эрцгерцога Максимилиана. Кроме того, называли претендентами на царский сан князя О.И. Мстиславского; Ф.Н. Романова и Б.Я. Бельского. В Московском обществе очень рано создалось предание о том, что Годунов спрашивал умирающего царя, в присутствии царицы Ирины и Феодора Никитича Романова, кому быть на царском престоле, надеясь, что царь назовет его самого. Но Феодор ответил ему: «ты не можешь быть великим князем, если только не выберут тебя единодушно; но я сомневаюсь, чтобы тебя избрали, так как ты низкого происхождения» 856 , и царь указал на Феодора Никитича, как на вернейшего своего преемника, дав ему при этом совет, если его изберут на царство, удержать при себе Бориса, как умнейшего советника. Царь Феодор перед смертью передал или желал передать Романову свою корону и скипетр в знак того, что завещает ему царство. То обстоятельство, что Романовы не воцарились в 1598 году, объяснялось, как козни и «преткновение Бориса», который будто бы выхватил скипетр из рук умирающего государя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святитель Иов утверждал славу Русской Церкви и державы канонизацией великих святых: при нем были прославлены Василий Блаженный, Иосиф Волоцкий, Антоний Римлянин, казанские святители Гурий и Варсонофий. Мощи святителя Филиппа, митрополита Московского, были перенесены из тверского Отроча монастыря на Соловки. Местные празднования установлены князьям Даниилу Московскому и Роману Углицкому. Однако святителю не суждены был «тихие дни», которые он проводил бы в молитвах и богослужениях. На первого патриарха существует множество наветов за «человекоугодничество» и за то, что он не был человеком собственной инициативы. На его долю действительно выпали нелегкие испытания. Первым было убийство царевича Дмитрия в мае 1591 года. Народ подозревал в нем Бориса Годунова, но тогда официальное следствие пришло к выводу, что виновны посадские люди Углича, действовавшие по наущению бояр-изменников. Патриарх поддержал эту официальную версию, в чем не было его личного умысла и вины. Вторым испытанием был конец древней династии Рюриковичей со смертью царя Федора в январе1598 года. Он передал престол царице Ирине, а ведать царскую думу завещал патриарху Иову, Борису Годунову и боярину Федору Никитичу Романову, но царица удалилась в Новодевичий монастырь. Естественно, что выборы нового царя были полны политических интриг, но великая заслуга патриарха Иова состояла в том, что он сумел законно установить в России нового царя, а именно разработать и осуществить чин его законного избрания. Не «провести кандидатуру» Бориса Годунова, как любят утверждать светские историки, а продолжить линию государственной власти, удержав страну от смут по поводу незаконности царя. Таким способом стал Земский Собор, хотя патриарх запретил выборы царя до истечения сорокадневного траура по почившему царю Федору. На Соборе он сказал: «Нам мимо Бориса Федоровича иного государя никого не искать и не хотеть», а 21 февраля отправился с Владимирским образом Богоматери в Новодевичий монастырь уговаривать Бориса Годунова согласиться на царство. В народе ползли слухи, что патриарх отлучит его от Церкви, если тот не согласится. Когда вышло согласие, то первый молебен во здравие нового государя святитель Иов совершил в соборном храме Новодевичьего монастыря. Для полного соблюдения законности патриарх велел составить «Уложенную грамоту», засвидетельствовавшую права Годунова на престол, сам подписал ее и положил в раку святителя Петра, а народ в Успенском соборе принес Борису присягу – целование креста на верность, причем среди прочего клялись не травить царскую семью «зельем лихим и кореньем». Патриарх венчал Бориса на царство в праздник Симеона Столпника, и царь обещал, что не будет у него в стране бедного человека.

http://pravoslavie.ru/29518.html

Чтобы скрыть злой свой умысел и усыпить всякое подозрение в душе Бориса, Святополк послал уверить его в своей любви, звал его в Киев и обещал лучший удел. А сам между тем тайно ночью отправился в Вышгород, близ Киева, собрал некоторых из тамошних боярцев и спрашивал: «скажите мне правду, всем ли сердцем преданы вы мне?» «Головы готовы положить за тебя», отвечали они ему. «Подите же тайно, убейте моего брата Бориса». И недобрые бояре легко согласились на зло, не боясь Бога, а боясь человека, своего князя, и обещались скоро совершить это злодеяние. Как ни скрывал Святополк свой злодейский замысел, он не мог укрыться от Бориса. Некоторые из приближенных Бориса, услышав об умысле Святополка, поспешили тайно известить его о том, чтобы он взял предосторожность. Но добрый и великодушный Борис не мог поверить злобе и коварству брата и не хотел брать никаких предосторожностей: ни в чем не находил он себя виновным против брата и никак не хотел допустить мысли, что сердце брата может питать против него такое злое намерение. Впрочем огорчился, но, как свойственно истинному христианину, положился, как всегда во всем, на Бога и в молитве к Нему и к Пресвятой Богородице искал утешения. День, в который получено Борисом такое горестное известие, был суббота; на утро в воскресенье, встав рано, за утренней службой в своем шатре, Борис молился особенно усердно, сам читал шестопсалмие и канон, как вдруг известили его, что злодеи, посланные Святополком, уже окружили шатер его. Борис сам слышал их шум и шепот вокруг шатра. Нечего было думать о спасении. Еще пламеннее начал молиться Борис, читал псалмы, применительно к своему положению. «Господи, как много у меня врагов! Многие восстают, на меня. 1 К Тебе привержен я от рождения, от чрева матери моей, Ты Бог мой. Не удаляйся от меня: ибо бедствие близко, а помощника нет. Окружили меня псы; толпа злых ходит вокруг меня. Но ты, Господи, не удаляйся. Сила моя! поспеши на помощи мне. Избавь от меча душу мою, от пса одинокую мою». 2 Утреня кончилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

«У Бориса и Глеба на Арбате» Блгв. Князей Бориса и Глеба, что у Арбатских ворот, на Арбатской площади. Фото из альбома Н. А. Найденова Пламя Отечественной войны чудом пощадило Борисоглебский храм. Более того, он так хорошо сохранился, что после победы к нему приписали соседние разоренные церкви, в том числе и церковь апостола Филиппа, которая спустя несколько лет стала Иерусалимским подворьем. Остальные церкви, такие как Иоанна Милостивого в Калашном (приходская актера Павла Мочалова) и другие приписанные к храму, были вскоре разобраны и пошли на сооружение новых приделов арбатского – Ризположенского и Марии Магдалины. Сюда же перенесли иконы и утварь из разобранных храмов. Главной святыней арбатской церкви оставался древний храмовый образ святых Бориса и Глеба с житием, перед которым часто служили молебны, но теперь здесь хранились и чтимые иконы святого Нила Столобенского с частицей мощей и святого Иоанна Милостивого. После Отечественной войны «у Бориса и Глеба» сложился замечательный приход. По данным историка Сергея Романюка, здесь, в доме Анастасии Михайловны Щербининой, дочери знаменитой княгини Екатерины Дашковой и прихожанки Борисоглебского храма, состоялся первый бал четы Пушкиных, устроенный всего через два дня после их свадьбы, 20 февраля 1831 года. Ранее считалось, что этот бал был дан в другом доме на Знаменке. Пушкин очень интересовался воспоминаниями хозяйки дома о матери, ее живыми рассказами о екатерининском времени, и особенно о заговоре против Петра III. В приходе Борисоглебского храма жил Александр Иванович Писарев, дядя знаменитого революционного критика. Его называли первым русским водевилистом, он славился остроумными эпиграммами и сатирами и вообще подавал большие надежды – по словам С.Т. Аксакова, «все заставляло ждать от него комедий аристофановских». Его водевили, где он высмеивал общественные пороки, ставились в Малом театре и даже на сцене столичного Александрийского театра; роли исполнял М.С. Щепкин; музыку писали А.А. Алябьев и А.Н. Верстовский. А столь строгий критик, как В.Г. Белинский, отмечал, что все русские водевилисты не стоят одного Писарева. Однако Писарев был весьма склонен к литературным «дракам». Раздражительный и желчный, он не обходил своим сатирическим пером никаких авторитетов.

http://pravoslavie.ru/4221.html

Чтобы прочнее утвердить истины христианства между славянскими племенами, св. Константин предпринял великое дело дать славянам, доселе не имевшим своей азбуки и письменности, национальную письменность. Он составил славянскую азбуку по образцу греческой, прибавив к 24 буквам сей последней 14 новых знаков, соответствующих особенным звукам славянской речи (например для славянских звуков ж, ч, ш, щ, ы нет соответствующих знаков ни в греческой, ни в латинской, ин в другой какой европейской азбуке), и стал переводить священные книги на славянский язык. Первые слова, написанные св. Константниом, по преданию были: искони бе Слово, и Слово бе у Бога, и Бог бе Слово-Евангелие Иоанна 1 -й стих 3 · К этому же времени стало утверждаться христианство в Болгарии. При самом дворе болгарского князя Бориса было много людей расположенных к христианству. Распространению христианства здесь много способствовали – проповедь пленного греческого монаха Куфары, и родная сестра царя Бориса, долгое время жившая в Константинополе заложницею и там сделавшаяся ревностной христианкой. Но князь Борис долгое время не хотел принимать христианства, может быть опасаясь еще довольно сильной языческой партии. Наконец различные политические неудачи, страшный голод и мор поколебали убеждение Бориса, и он по совету сестры призвал к себе проповедника св. Мефодия. Мефодий окончательно склонил Бориса к христианству. Борис принял крещение и христианское ими Михаила (по имени восприемника своего греческого императора Михаила III); вместе с Борисом крестились многие из болгарских вельмож и народа. В Болгарию прислан был из Константинополя епископ Иосиф со многими священниками, – и патриарх Константинополский Фотий принял болгарскую церковь под особенное свое попечение, и руководил Бориса своими советами в самом управление народом. В 862 году князья верхне-моравский Ростислав его племянник нижне-моравский Святополк и паннонский Коцел (Котел) прислали в Константинополь просить себе наставников в вере. Славяне моравские и паннонские были расположены к христианству, но не хотели принимать его от корыстолюбивых и притязательных немецких проповедников – с богослужением на непонятном языке. Поэтому они просили прислать им проповедников от греческой церкви, знающих славянский язык. Император Михаил и патриарх Фотий послали в Моравию Кирилла и Мефодия. Четыре года с половиной трудились здесь св. братья, переходя из одной области в другую с проповедью Слова Божия. Успеху их проповеди в особенности способствовало то, что у них в это время уже готовы были в славянском переводе необходимые для богослужения свящ. книги. Св. братья всюду вводили богослужение на славянском языке. И славяне моравские и паннонские с радостью принимали христианство, слыша величие Божие, возвещаемые на родном языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Московская церковь святых Бориса и Глеба на Поварской Церковь св. страстотерпцев Бориса и Глеба на Поварской. Известная московская церковь свв. Бориса и Глеба стояла на Поварской улице близ одноименного Борисоглебского переулка. В советское время он носил имя А.Ф.Писемского, потому что писатель жил в одном из местных домов до самой кончины, последовавшей в 1881 году. Святые Борис и Глеб были самыми первыми русскими святыми и самыми чтимыми на Руси - храмов им строилось великое множество и в Москве и в других русских городах. Оба брата были сыновьями св. равноапостольного великого князя Владимира, крестившего Русь в христианство в 988 году. После кончины их отца престол в Киеве захватил князь Святополк, которого в народе за великие и бесчисленные злодеяния потом прозвали " Окаянным " . Князя Бориса в то время не было в стольном граде - он только возвращался домой после битвы с печенегами, на которую его послал отец. И Святополк тайно отправил к нему своих людей, чтобы они убили законного наследника престола. Святой князь Борис, узнав уже от своих приближенных о трагических событиях в Киеве, не захотел участвовать в тяжбе за власть и сеять в Отечестве раздор и смуту. Ожидая неминуемой скорой смерти, он горячо молился в своем походном шатре перед иконой Спасителя. Ворвавшиеся люди Святополка убили его мечами. Мученика похоронили при Васильевской церкви в Вышгороде. Святополк же, замыслив убить и второго брата, князя Глеба, послал и к нему гонцов с ложной вестью о том, что его отец якобы находится при смерти и зовет сына проститься. Узнав о том, Глеб поспешил к родителю, но когда в пути переправлялся в лодке на другой берег реки, люди Святополка напали на него и убили. Тело его было брошено на пустыре, и все годы там совершались чудесные знамения - прохожие люди то видели горящую свечу, то слышали неземное пение. Так со временем было найдено нетленное тело св. Глеба и похоронено тогда рядом с братом в Вышгороде. С тех пор чудесные знамения совершались над могилами мучеников, и люди со страхом Божиим стали поклоняться им.

http://pravoslavie.ru/128.html

Для публикации из «Временника» выбраны наиболее характерные в литературном и историческом отношении рассказы о Борисе Годунове и Лжедмитрии I. Из части, повествующей о деятельности Бориса Годунова, взята первая глава «О обирании Бориса на царство...», опущенные в ее тексте фрагменты отмечены знаком . IVчacmь «Богопустное на ны царство Ростригино беззаконное» публикуется полностью, опускается заключающее рассказ о Лжедмитрии I размышление автора над тем, что всеобщее падение нравов, прежде всего всеобщее молчание, стало причиной несчастий Русской земли; это совершенно самостоятельный по теме фрагмент, помещенный и в рукописи на отдельных листах. Текст печатается по списку РГБ, собр. Музейное, 10692. Полное научное издание см.: Временник Ивана Тимофеева /Подг. к печ., пер. и коммент. О. А. Державиной. Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1951. ОБ ИЗБРАНИИ БОРИСА НА ЦАРСТВО В НОВОДЕВИЧЬЕМ МОНАСТЫРЕ И О ВОЦАРЕНИИ ЕГО; И КАК ЕГО РАДИ ХОДИЛИ В ТОТ МОНАСТЫРЬ С КРЕСТНЫМ ХОДОМ, А ПОСЛЕ СМЕРТИ БОРИСА ПЕРЕСТАЛИ ХОДИТЬ; И О СЕРПУХОВСКОМ ПОХОДЕ БОРИСА 106 (1598) ГОДА, КАК ХОДИЛ ПРОТИВ ХАНА; И О ТОМ, КАК ПРИ ЦАРЕ ФЕДОРЕ ИВАНОВИЧЕ И БОРИСЕ ЛЬСТЕЦЫ СТАВИЛИ ЦЕРКВИ И ПИСАЛИ ИКОНЫ ВО ИМЯ АНГЕЛА ИХ И по прошествии тех времен, в наступившем седьмой тысячи 106 (1598)-ом году от сотворения мира до нашей жизни преставился истинно самодержавный государь царь и великий князь всея Руси Федор Иванович, кротко, подобно Давиду, скончавшийся, не завершив своих добрых дел, почивший от руки раба своего насильственно и преждевременно. И многие думают, что преступивший крестную клятву раб раньше положенного Богом срока уготовил ему вечным сном почить, ибо возложил свою оскверненную убийством руку раба на царскую главу, смертельным ядом отравил жизнь господина своего и убил его, хотя и не проливая крови, но смертельно, как раньше дитя, брата его. Смерти самого царя он радовался, тайно ликуя, видя, что все люди умалчивают о том из трусости; и, безжалостно палимый своей совестью, он убежал из царствующего града в лавру, пострижения своей сестры, бывшей супруги упомянутого прежде царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Собор Бориса и Глеба. Собор. Действует.   Престолы: Бориса и Глеба Год постройки:Между 1522 и 1524. Архитектор:Г. Борисов Адрес: Ярославская область, Борисоглебский район, пгт. Борисоглебский, Советская пл., д. 10 Координаты: 57.258965, 39.152848 Проезд:поездом или двумя электричками с Ярославского вокзала г. Москвы до Ростова Великого. От вокзала ходят автобусы до поселка Борисоглебский, автостанция которого располагается рядом с монастырем. Еще можно доехать на автобусе из Углича Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Собор Бориса и Глеба был воздвигнут Григорием Борисовым в 1522-1524 годах на месте деревянного, где были захоронены основатели монастыря Фёдор и Павел. Серьёзные нарушения облика собора относятся к концу 18 и 19 веку. Чтобы усилить роль главного храма в монастыре, барабан главы был надложен, а сама она получила вместо шлемовидной форму приземистой луковицы с перехватом. К западной стене собора пристроили обширный придел Илии и паперть с тяжёлым классическим портиком. Внутри придел был расписан на тему земной жизни Иринарха-затворника. Росписи выполнил художник Сапожников. Впервые собор был расписан в конце 17 века. В 1956 году архитектором Борисом Алексеевичем Огневым (1907-1959) была вскрыта поздняя кирпичная закладка аркасолей северной и восточной стен. Было обнаружено изображение всех канонизированных к 17 веку ростовских князей. Патриаршее место в алтаре расписано орнаментами из стилизованных трав тёмно-красного и тёмно-синего цвета. В 1911 году стены собора расписал художник Егоров. Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987   К концу XV - началу XVI века деревянные церкви Борисоглебского монастыря обветшали, и по велению великого Московского князя Василия III и на его пожертвования в 1522 году на месте деревянной " малой церковницы во имя святых князей Бориса и Глеба " был заложен первый каменный храм, который через два года был закончен и освящен 22 сентября 1524 года. Считается, что его строителем был талантливый ростовский " церковный каменный здатель " Григорий Борисов.

http://sobory.ru/article/?object=05673

Находится в северо-западной окраине города (в его дореволюционных границах). Церковь Бориса и Глеба существовала в Рязани уже в 1152 г. недалеко от нынешнего храма. Здание, не дошедшее до нашего времени напоминало о соборах того же посвящения в Старой Рязани и Вышгороде, возведённых в 1110-е гг. С 13 в. до 1522 г. церковь Бориса и Глеба в Переяславле-Рязанском была городским кафедральным собором. Потом эта функция перешла к Успенскому собору на Кремлёвском холме (позднее переименован Христорождественским), но местное население почти до конца 19 в. продолжало называть Борисоглебский храм соборным (в 1947 г. он снова официально стал кафедральным собором Рязани). Каменная церковь Бориса и Глеба, построенная на посаде при владыке Ионе, то есть в промежуток с 1522 по 1547 г., возможно еще в начале этого периода, имела придел Параскевы Пятницы. Это здание сильно пострадало в 1618 г. от набега запорожских казаков. Вскоре (не позднее 1620 г.) вместо него построили деревянную церковь с приделом Ильи Пророка в трапезной части, заменившим обветшавшую Ильинскую церковь, которая стояла неподалёку. Возможно, фрагмент Ильинского храма вошёл в кладку алтаря нового храма Бориса и Глеба, возведённого в 1685–1687 гг. Кубический объём храма, типичный для посадской архитектуры 2-й пол. 17 в., вероятно первоначально имел другое завершение. По неизвестным причинам предположительно на рубеже 17-18 вв. оно было заменено существующим восьмериком с характерным нарышкинским декором. Вероятно тогда же с запада появилась четырёхъярусная шатровая колокольня с квадратным основанием и тремя восьмигранными ярусами. Богатый декор колокольни и характерное шатровое завершение роднили её с колокольней церкви в Березниках (не сохр.), а также московского храма Воскресения в Кадашах. В 1810 г. был устроен южный придел, В 1829 г. изготовили главный иконостас. Тогда же были написаны почти все его иконы кроме Федотьевского образа Божией Матери (1611), повторявшего древнее изображение. Другую почитаемую икону – Корсунской Божией Матери – написали на листе железа, а затем богато украсили жемчугом, драгоценными камнями (настоящими и искусственными).

http://sobory.ru/article/?object=00866

Бояре заключили свою речь так: – Мы напомним вам случай достопамятный. Когда царь Феодор, умом и мужеством Бориса, одержав славнейшую победу над ханом, весело пировал с духовенством и синклитом, тогда, в умилении признательности, сняв с себя златую царскую гривну, он возложил её на выю своего шурина. Патриарх объяснил собору, что царь, исполненный Св. Духа, сим таинственным действием ознаменовал будущее царство Годунова, искони предопределённое Промыслом. И снова приговорили на соборе бить челом и просить царицу-инокиню Александру, чтобы она благословила брата своего Бориса на царство, и молить самого Годунова принять в свои руки державу Русского государства; в понедельник на масленице решили привести этот приговор в исполнение, а до того времени ежедневно всенародно молить Господа Бога, чтобы Он даровал православному христианству, по его прошению, государя, царя Бориса Феодоровича Годунова. На следующий день, в субботу 18-го февраля, в воскресенье 19-го и в понедельник 20-го, весь земский собор и всенародное множество торжественно служили молебны в Успенском соборе и коленопреклонно, усердно молили Бога, чтобы Годунов смягчился и принял венец. В понедельник на масленице, 20-го февраля, после молебна в Успенском соборе, патриарх с духовенством, боярами и народом отправился в Новодевичий монастырь, где подле сестры пребывал тогда Годунов. Прибывшие со слезами били челом и много молили, но и на сей раз получили всё тот же решительный отказ и всё те же уверения. – Как прежде я говорил, – отвечал Годунов, – так и теперь говорю: не думайте, чтобы я помыслил на превысочайшую царскую степень такого великого и праведного царя. И государыня царица, и Борис Феодорович не только не оказали милости и отказали просьбам о царстве, но и приказали, чтобы вперёд о том бить челом не приходили. Патриарх и весь собор были в недоумении, в скорби многой и плаче неутешном. Тогда святейший патриарх Иов прибег к крайним мерам, чтобы сломить упорство Бориса. Он опять созвал собор и советовал устроить на другой день, во вторник, празднество Пречистой Богоматери в Успенском соборе, также по всем церквам и монастырям и в самом Новодевичьем монастыре, после чего с иконами и крестами идти в Новодевичий монастырь не только всем гражданам, но и их жёнам с грудными младенцами, и там бить челом государыне Александре Феодоровне и брату её, Борису Феодоровичу, чтобы оказали милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010